Статус военнослужащих. Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

Появление гражданских служащих в армии и на флоте относится к концу XVIII века, в те времена их называли классными чиновниками. Они были упразднены после Великой Октябрьской революции.

“ Уже через 5–10 лет в институтах Минобороны останутся одни руководители, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения будет некому ”

В приказе Реввоенсовета № 12441 от 2 октября 1924 года, то есть приходящемся на период становления Советского Союза, упоминаются лица, исполняющие свои трудовые обязанности в военных организациях. Эта категория именовалась «вольнонаемный состав» и «вольные работники». Их правовой статус определялся только нормами трудового законодательства. Он никак особо не оговаривался в Кодексе законов о труде 1918 и 1922 годов.

Директивой ГШ СА № ОРГ 1/23 от января 1953 года понятие «вольнонаемный состав» было заменено на «рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР», поскольку применявшееся ранее понятие устарело и перестало отвечать сложившимся экономическим отношениям. Поступавшие на работу принимали аналог воинской присяги – торжественное клятвенное обещание строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и руководством порядок, добросовестно и честно выполнять свои обязанности. При этом правовой статус по-прежнему определялся только нормами трудового законодательства. В КЗоТе РСФСР 1972 года такая категория работников, как рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР, не упоминалась. Несмотря на вышеуказанные ограничения и обязательства, служить и работать в Вооруженных Силах считалось престижным, поскольку в воинских частях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность, предусматривалось повышение должностных окладов и ставок. Лучшие гражданские специалисты по распределению Главного управления кадров Минобороны получали направление на работу в ведомственные НИИ, где зарплата младшего научного сотрудника составляла 120–160 рублей в месяц, тогда как в гражданском секторе – 110–120. Служащие Советской армии, имевшие ученую степень кандидата наук, на должности старшего научного сотрудника могли получать до 300 рублей в месяц, что было сравнимо с денежным содержанием в том же НИИ майора на должности младшего научного сотрудника.

Лейтенант ценнее доктора

Фото: google.com

Когда не стало СССР, зарплата рабочих и служащих Российской армии часто задерживалась на два-три месяца, многие гражданские специалисты вынужденно уходили торговать на рынке, чтобы прокормить себя и семью. В приказе № 85 главы военного ведомства «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях» (от 23.02 1996) и законе «Об обороне» (от 31.05.1996) появилось понятие «гражданский персонал», под которым понимается личный состав, комплектуемый как гражданами РФ, так и иностранцами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ.

В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость установления особых условий оплаты, дополнительных гарантий и льгот, предоставление которых определяется исходя из задач работодателя. Однако до настоящего времени на уровне федерального правительства не принят специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала.

Сложившиеся на сегодня «особые условия оплаты, дополнительные гарантии и льготы» в действительности выглядят следующим образом. В 2001 году отменили 25-процентную надбавку за работу в Вооруженных Силах РФ. Технический персонал в НИИ Минобороны, имея должностной оклад шесть-семь тысяч рублей, на руки со всеми премиями и льготами за секретность и максимальный стаж работы получает зарплату 10–13 тысяч. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2017 год составляет более 10 тысяч рублей. Недавний выпускник гражданского вуза на должности младшего научного сотрудника с окладом около семи тысяч получает не более 8–10 тысяч рублей в месяц. Если сравнить с военнослужащими, складывается следующая картина: ведущий научный сотрудник с ученой степенью доктора наук, имея максимальные надбавки за секретность и стаж работы, вместе с премиями получает около 40 тысяч рублей в месяц, что в полтора раза меньше денежного довольствия старшего лейтенанта на должности младшего научного сотрудника в том же НИИ. Таким образом, особые условия оплаты труда в реальности привели к тому, что гражданский персонал ВС РФ оказался нищей, наиболее обездоленной частью трудящихся России.

Возвращаясь к статье 349 ТК РФ, справедливости ради отметим, что в части обеспечения «дополнительных гарантий и льгот» правительственным Постановлением № 1141 от 1 октября 1998 года некоторым категориям гражданского персонала установлены надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда. Перечень нормативных документов, издаваемых на различных уровнях, достаточно широк, но большую их часть составляют акты Министерства труда и социального развития и приказы Минобороны.

Особенности труда гражданского персонала во многом предопределены правовым положением другой стороны трудовых отношений – работодателя, его представителей, в большинстве своем являющихся военнослужащими. Правовое регулирование труда таких работников в части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а) ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.

Альтернативная гражданская служба гарантирована Конституцией и урегулирована федеральным законом № 113-Ф3 от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе» и касается граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Она предоставляется по заявлению признанного годным для несения основной службы в ВС призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства и связана с принудительными неквалифицированными видами работ в течение 18 месяцев. Количество призывников, воспользовавшихся в стране альтернативной гражданской службой в 2014 году – около шести тысяч человек.

Подай, принеси, спой

Самая многочисленная, представляющая основной состав категория гражданского персонала – лица, работающие на основании трудового договора. Они получают зарплату на основании приказов министра обороны. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ. В целом такая деятельность заключается в исполнении обязанностей, необходимых для создания нормальных условий службы, но непосредственно не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны.

Таким образом, в ВС РФ соответствующими федеральными законами определен статус военнослужащих (ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих»), государственных гражданских служащих (ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу (ФЗ № 113 «Об альтернативной гражданской службе»). И только статус работающих на основании трудового договора никаким федеральным законом не установлен. Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует определение понятия «гражданский персонал», этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, характеризующих их правовой статус, в том числе в указах президента и в постановлениях правительства РФ.

Наука на подхвате

Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше категорий в Министерстве обороны трудятся гражданские научные работники, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны. К какой же категории гражданского персонала они относятся? Согласно данному выше определению – ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правительство сочли целесообразным включить гражданских научных работников в разряд обслуживающего персонала, остается без ответа.

К великому сожалению, такое определение и правовое положение вместо улучшения привело к ухудшению условий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указанными выше подзаконными нормативными актами, а также предусмотренные механизмы обеспечения условий достойной жизни ничем не подкреплены.

Яркий пример – появление в период массовых отпусков приказа № 327 от 6 июня 2016 года «О признании утратившим силу приказа министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 120». Напомним, что согласно приказу № 120 научным работникам бюджетных организаций МО РФ, имеющим ученую степень, ежегодно вместо 28 календарных дней (по правительственному постановлению № 949 от 12.08.1994) предоставлялись оплачиваемые отпуска продолжительностью 48 рабочих дней докторам наук и 36 – кандидатам. Правовому департаменту МО РФ понадобилось целых три месяца для разъяснения того, что постановление правительства является нормой прямого действия и издания правового акта Минобороны России по регулированию указанного вопроса не требуется. Другой пример – президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому правительство должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней в соответствующем регионе. Получается, что труд гражданских научных работников в регионах должен меньше цениться, чем в столичных НИИ Минобороны. А что касается заработной платы, непонятно, как собираются выполнить указ президента, если ее индексация не производилась достаточно долго и в 2017 году, как следует из выступлений официальных лиц, повышение окладов гражданского персонала не ожидается.

Назрела острая необходимость разработки отдельного законодательного акта о гражданских научных работниках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и условия трудовой деятельности должны быть оговорены. Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что гражданские специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях Минобороны, непосредственно заняты перспективными средствами и системами вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятельность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно и несправедливо. Нельзя гражданских научных работников приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое положение указанной категории гражданских специалистов, не имеющей практической возможности карьерного роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из научно-исследовательских учреждений.

К настоящему времени во всех НИИ Минобороны России число военнослужащих сокращено до минимума. Основной состав научных сотрудников институтов – военные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в ближайшее время не предвидится. Нет желающих работать с мизерным окладом на должности младшего научного сотрудника. Накопленные старшим поколением знания некому передавать. Уровень научных разработок падает. При таком положении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны России останутся одни руководители, некому будет прогнозировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения, заниматься обоснованием направлений военного строительства.

Вернуть ученых в институты

VII съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отметил, что существующего законодательства о труде недостаточно.

Предлагается:

  • разработать положение о статусе лиц гражданского персонала, работающих на основании трудового договора в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соответствовать положению о статусе военнослужащих;
  • определить законодательно статус гражданских научных работников НИИ Минобороны. Они не могут быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вариантов предлагается установить для них статус государственных гражданских служащих или особый, новый статус – гражданских научных работников ВС РФ;
  • увеличить должностные оклады лицам из числа гражданского персонала не менее чем в три раза для того, чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия жизни – выше уровня прожиточного минимума.

Времени для принятия важных решений немного, может случиться непоправимое – полная потеря научных кадров Министерства обороны. И тогда для исправления ситуации понадобятся десятки лет.

Справка «ВПК»

В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 миллиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский персонал, который наравне с военнослужащими относится к личному составу ВС РФ и делится на три категории:

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в ВС РФ.

2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих регулируется не только законодательством о труде, но и законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27 июля 2004 года). В нем установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой, так и с трудом других работников из числа гражданского персонала. Немногочисленная категория федеральных государственных гражданских служащих, как и в царской России, является классными чиновниками, имеет униформу, систему знаков различия и разделена на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы) и 16 классов (чинов). Младшая группа соответствует унтер-офицерскому уровню военных чинов, старшая группа приравнена к младшим офицерам, ведущая – примерно соответствует старшим офицерам, главная – соответствует генерал-майору и высшая группа приравнена к армейскому генералитету. Низшим чином в представленной иерархии является секретарь третьего класса, высшим – действительный государственный советник РФ первого класса. Деятельность государственных гражданских служащих направлена на реализацию управленческих функций на должностях центральных органов военного управления ВС РФ.

#статус гражданских служащих #КЗОТ #НИИ Минобороны РФ #месячный оклад #VII Съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил

Рабочие и служащие Советской Арми и Военно-Морского Флота СССР (правовой статус), лица, работающие на основе трудового договора в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, организациях и на предприятиях Министерства обороны СССР и не находящиеся на действительной военной службе. Трудовой статус рабочих и служащих регламентируется едиными нормами советского трудового права. В связи с тем что трудовая деятельность рабочих и служащих протекает в специфических условиях военных организаций, для регулирования возникающих здесь трудовых отношений наряду с общими нормативными актами о труде имеются специальные правовые акты. Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1947 граждане, поступающие на штат, должности в военные организации, дают торжественное и клятвенное обязательство строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и военными властями порядок, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности, о чём делается отметка в трудовой книжке. Советом Министров СССР утверждён Устав о дисциплине рабочих и служащих вспомогательных судов Военно-Морского Флота. Рядом постановлений предусмотрены повышение должностных окладов и ставок заработной платы рабочих и служащих в воинских частях, а также в учреждениях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность Вооруженных Сил; выплата полевого довольствия рабочих и служащих за время пребывания на манёврах, войсковых учениях, полигонах, в военных лагерях и учебных центрах. Приказами министра обороны СССР введены в действие Положение об организации работы по охране труда рабочих и служащих на предприятиях Министерства обороны и другие специальные акты. Установлен определенный порядок рассмотрения трудовых споров. Надзор и контроль за исполнением законодательства о труде осуществляется профсоюзами, различными государственными органами, в т.ч. органами военного управления. Для разработки предложений по совершенствованию организации труда, форм и систем заработной платы, охраны труда, контроля за соблюдением трудового законодательства в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях образованы органы труда и заработной платы рабочих и служащих Министерства обороны СССР.
Лит.: Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938-1975. Т. 2. М., 1975, с. 343-344; Т. 3. М., 1975, с. 3-49; Основы советского военного законодательства. М., 1973, с. 141-154; Mакеев Г.А. Профсоюзные организации в Советской Армии. М., 1977.
Д.Н.Артамонов

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Служащие армии

Имеют ли право в части то есть в Армии, служащих по контракту оставлять работать место выходных дней? Если воскреснье выходной а их оставляют работать. А в субботу до обеда, а в итоги до 7 часов.

Здравствуйте, Снежана! Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О статусе военнослужащих" дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Порядок предоставления дополнительных суток отдыха регламентирован следующим правовым актом: Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 09.08.2018) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") Приложение N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы ПОРЯДОК УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА 1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. 2. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба. (в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675) Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. 3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предоставляется. (абзац введен Указом Президента РФ от 02.01.2015 N 3) 4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган). 5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. 6. Утратил силу с 20 февраля 2014 года. - Указ Президента РФ от 20.02.2014 N 88.

Служащий в армии по контракту уходит в очередной отпуск с 05 октября, текущего года. Ему приходит вызов с института на установочную сессию с 15 октября по 24 октября. Сессия приходится на очередной отпуск. Должны-ли ему продлить очередной отпуск на эти десять дней.

Добрый день! Согласно статьи 384 ГПК РФ в Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации. Удачи!

Может ли мой сын, служащий срочную службу в армии, получить водительские права по военному билету или получить их дома? Его призвали в Армию после диплома, и уже в Армии исполнилось 20 лет. Нужно менять паспорт, сдал там экзамены на водительские права, на выдаче возникла проблема, права не выдают, говорят, что программа не пропускает выдачу по просроченному паспорту. Через две недели домой, а возвращаться за правами из Оренбурга в Дагестан после замены паспорта - нет возможности. Что делать? Могут ли там выдать документы и распоряжение или что-то, чтоб получить права дома?

Почему возвращаться из Оренбурга в Дагестан? Вы ведь в Крыму без прописки живете в избушке на курьих ножках? Но на сайте пишете что вы Санкт-Петербург, многоликий вы наш ЯНУС НИАН.

Отработала служащей в советской, а потом российской армии в автобазе относящейся к Ленинградскому военному округу десять лет с 1984-1993 г. есть ли какие-то льготы или доплаты к пенсии. Я ветеран труда, мне 60 лет, пенсия маленькая?

Здравствуйте. Льгот и доплат по этому основанию, к сожалению, не предусмотрено. Они у Вас должны быть как у ветерана труда. Вы можете сходить в свой районный ПФ, там должны Вам сказать, из чего складывается Ваша пенсия и какие льготы.

Может ли мой сын, служащий срочную службу в армии, отучиться и получить водительские права по военному билету? Его призвали в Армию после диплома, и уже в Армии исполнилось 20 лет. Нужно менять паспорт, но служить ещё 5 месяцев. Допустимо ли получение прав по военному билету?

Здравствуйте. Его паспорт считается действительным до замены. Единственное - после возвращения из армии паспорт в течении месяца нужно заменить.

Мой знакомый, бывший служащий армии США, работает по военному подряду. Для предоставления ему отпуска по экстренным обстоятельствам якобы требуется оформление карты выхода, за которую я (он хочет приехать в Россию) должна перечислить его администрации 2930 долларов, которые мне обязуются вернуть по приезде моего друга в Россию Похоже на обман. Объясните пожалуйста правомерность такой операции. Такой операции.

Я, наверное, уже ответил на сотню подобных вопросов. Если Вы своего знакомого "живьём" никогда не видели, общаясь только по электронной почте, через Скайп и т.д., то Вас разводят на деньги наши африканские братья по разуму. Это популярное там мошенничество: "доить" женщин из развивающихся стран, желающих выйти замуж за американца. Недавно СМИ писали, что из одной латвийской дамы таким образом выкачали 300000 евро... В общем, прерывайте все контакты, меняйте адрес эл. почты и впредь будьте осторожны со знакомствами через Интернет. А главное, никаких денег никуда и никому не посылайте.

Продаем комнату. Можем ли выписать сына служащего в Армии?

Здравствуйте с регистрационного учёта сын в праве снятся сны либо предоставить на ваше имя Доверенность для того чтобы вы от его имени ли сняли с регистрационного учета в судебном порядке снятия с регистрационного учёта вряд ли получится поскольку в настоящее время он проходит службу в армии то есть его отбытии с места проживания являлось вынужденным.

К нам домой пришло письмо от Примоколлект что сын служащий сейчас по контракту в армии взял в июле прошлого года заем в 12000 рублей и задолжал на сегодня почти 100000 рублей. Ни каких напоминаний и предупреждений о долге за это время не было И бдруг как неба свалилось коллекторское агенство и предстоящий суд... Что нам делать в этой ситуации. Тем более что и денег собрать не откуда.

Здравствуйте! Пусть обращается коллекторское агентство в суд, там сможете спросить и снижение размера неустойки, а также о применении рассрочки или отсрочки исполнения решения. Если сын будет служить в это время, может выдать вам доверенность на представление его интересов.

Добрый вечер! Вам нужна помощь юриста для составления отзыва на исковое заявление! Нужно писать данный отзыв и требовать снижения заявленные требования по иску на основании ст. 333 ГК РФ Желаю Вам удачи!

Евгений. Коллекторам ничего платить не нужно. Пусть они обращаются в суд. Там будете снижать сумму долга, т.к. ее явно завысили Удачи Вам. Анна Титова.

Может ли молодой кадровый офицер, служащий в армии, - обучаться заочно в гражданском ВУЗе в магистратуре. Положен ли ему отпуск для сдачи сессии?

Здравствуйте. Обучаться может. Но проблемы с предоставлением отпуска будут. Тем более, что сам закон говорит о необходимости отслужить по контракту 3 года до поступления. Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Положен ли отпуск после перенесенной пневмонии солдату, служащему в армии?

Отпуск после перенесенной пневмонии, военнослужащему может быть предоставлен, если пневмония была тяжелой или осложненной.

Вероника, решение зависит, были ли осложнения после перенесенной болезни. Ваша задача представить мед. документы (желательно копии) и написать рапорт на отпуск по болезни. Пусть решают. С любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого наилучшего!

Сыну служащему в армии по призыву ставят диагноз плоскостопие 2 степени. Распухают и болят голеностопные суставы. Могут ли его комисовать или это не повод для комисования. За три месяца службы он уже 5 раз побывал в госпитале.

Здравствуйте! Комиссовать конечно могут по результатам прохождения военно-врачебной комиссии, если заболевание получено в период службы, то положена еще и страховка.

Вы можете сами обратиться по месту его службы в военную прокуратуру по вопросу космиссования сына. Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений [Закон "О Прокуратуре РФ"] [Статья 10] 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Полагается ли женщине, (бывшей служащей Советской Армии - вольнонаемной, служившей 3 года в Группе Советских войск в Германии и имеющей грамоты за отличную службу, какая либо надбавка при выходе на гражданскую пенсию по возрасту?

Здравствуйте, нет ничего это женщине не полагается, только пенсия на общих основаниях, как и всем Удачи Вам и всего хорошего.

Я работаю гражданским служащим Российской армии. По увольнения из рядов ВС РФ и получении квартиры в выбранным мною месте вынужден был дать обязательство об освобождении квартиры. Но в связи с тем, что остался работать в воинской части не освободил квартиру, а подал документы на оформление договора временного проживания. Я не против освободить квартиру и переехать в другую, но требуют сперва выехать на улицу, закрыть счёт и сдать ключи и только после этого востокрегион жильё будет рассматривать мой вопрос. Командир давал ходатайство о предоставлении мне и моей семье жилого помещения. Сейчас меня вызывают в суд для решения об принудительном освобождении без права получения временного жилья. Квартиру я получил в Санкт-Петербурге, а работаю на Камчатке в п. Ключи. Скажите пожалуйста имею ли я право на получение временного жилья и какими статьями закона я могу это подтвердить.

К сожалению действующим законодательством не предусмотрено право на получение временного жилья в вашем случае. Пишите возражения на иск, старайтесь прийти к мировому соглашению. В случае проигрыша, обжалуйте чтобы не решение не вступило в силу. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016) ЖК РФ, Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений 1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. 2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы. 3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. 4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения. 5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта. (часть 5 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

Временное жилье на период вашей работы называется служебным жильем Служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры на период работы в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях или учреждениях или на период прохождения службы (ст. ст. 93, 104 ЖК РФ; п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 N 346). На основании вышеуказанных нормативных актов вы конечно имеете право на период своей работы получить служебное жилье в суде же вам нужно на основании ст 56 ГПК РФ доказывать, что требование о выселении без предоставления другого жилья является необоснованным со ссылкой на приведенные мною нормы законодательства.

Родителям сыновей, служащих в армии, предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, за потребление электроэнергии?

Родителям сыновей, служащих в армии, предусмотрены льготы по оплате коммунальных услуг, за потребление электроэнергии? К сожалению для вас законодательством предоставление таких льгот не предусмотрено.

Здравствуйте, нет никаких льгот, только если семья признана малоимущей, а из армии сын должен прислать справку о его доходах. Удачи Вам и всего хорошего.

Какой статус у служащего советской армии, права, обязанности?

Здравствуйте У насесть советская армия? К чему этот вопрос и для чего Вам эта информация? Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Какой статус у служащего советской армии, права, обязанности? В настоящее время НЕТ советской армии. А статус, права и обязанности военнослужащих РФ установлены ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и принятым в соответствии с ним подзаконных актов.

Служащего российской армии командир воинской части увольняет за 6 месяцев до получения полного трудового стажа 25 лет. Тем самым лишая служащего российской армии получить достойную пенсию. Командир воинской части мотивирует тем, что служащая пенсионного возраста 74 года и не умеет пользоваться ПК, работая в секретной службе.

Служащего российской армии командир воинской части увольняет за 6 месяцевВы не написали, по какому основанию увольняют?

Была служащей Российской Армии семь лет сей час служу по контракту тринадцать лет. при выходе на пенсию будет ли учитывается стаж служащей РА.

Здравствуйте, должен учитываться. Удачи Вам и всего хорошего.

Имеют ли право врачи отказать в лечении в госпитале для служащего в армии?

Все зависит от главврача

нет конечно пишите жалобу в гарнизонную прокуратуру

Нет, не имеют права при наличии показаний.

Скажите пожалуйста имеют ли служащему в армии отказать лечение в госпитале?

Если было направление на лечение,то не имеют права отказать.

Не могу найти сына служащего в армии, призывался в июне 2016 года, Шевела Владислав Эдуардович 1995 г.р. помогите с информацией и источником поиска! Благодарю.

Обратитесь в райвоенкомат.

У нас такой базы нет и в помине не было. В военкомат Вам надо обращаться, из которого его призывали.

Я после срочной службы в армии остался по контракту в армии служащим ещё в простонародии вольнонаёмным на 2 года. Входят ли эти 2 года в армейский стаж?

Нет, в армейский стаж не входят

Могу ли я занимать должности гос. служащего, если я не служил в армии по состоянию здоровья?

можете, конечно, Дмитрий.

Может ли молодой человек служащий в армии 3 месяца устроиться на контракт?

Здравствуйте! Можете заключить контракт, согласно ФЗ-53: Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы 1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать : военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

У меня умер родной брат, служащий в армии на контрактной основе. С ним произошел несчастный случай при исполнении должностных обязанностей. Разведен, 2 детей. Положены ли страховые выплаты родителям? Или только детям?

Здравствуйте! Выгодоприобретателями в равных долях являются и дети, и родители: "Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица".

Моя жена в 1985-1990 г.г. работала служащей Советской армии в воинской части в Группе советских войск в Германни. Сейчас подошло время оформлять пенсию. ПФР ей сказали что в этот период отчисления в ПФ СССР не было т.к. устроилась работать на месте, не из Союза и деньги получала только в иностранной валюте. Была и другая категория служащих Советской Армии-так называемые вольнонаемные, которые оформлялись через военкоматы. Они получали зарплату и в иностранной валюте и в рублях видимо по месту работы. Что делать? Стаж есть, трудовая книжка оформлена установленным порядком, а пенсии нет?

Что делать? Стаж есть, трудовая книжка оформлена установленным порядком, а пенсии нет? ---кроме как обжаловать отказ, или доработать до стажа ничего не сделаете.

Заключен контракт на службу в армии. Служащий, не дослужив год, пишет рапорт об увольнении. В воен. Билете указ. Фраза "уволен по ст... " . Вопрос - это влияет на дальнейшую судьбу? В плане устройства на работу?

Здравствуйте. Нет конечно, не повлияет никак

Имеет ли право военно служащий находясь в армии перевестись в другой город и в другие войска.

Здравствуйте! Согласно статье 15 "Порядок перевода к новому месту военной службы" "Положения о порядке прохождения военной службы" предусматривает, что военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы из одной воинской части в другую (в том числе находящуюся в другой местности) в пределах Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований или органов) по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Некоторая часть гражданского персонала в Вооруженных силах относится к числу государственных гражданских служащих. Труд данной категории, помимо трудового законодательства, регулируется федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой в армии (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Большинство гражданского персонала Вооруженных сил не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Особенности данной категории работников определяются статьей 349 ТК РФ. Она устанавливает, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества гражданской службы в ФСБ РФ

В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для армейских работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Соответствующие нормы установлены в подзаконных нормативных актах. В качестве примера можно привести приказ ФСБ РФ от 05.02.2007 N 46 "Об установлении и выплате военнослужащим и лицам из числа гражданского персонала органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за выполнение особо важных заданий". Данный нормативный акт установил для лиц из числа гражданского персонала органов ФСБ ежемесячную надбавку за выполнение особо важных заданий в размере до 50% оклада по воинской должности, тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Приказом ФСБ РФ от 26.07.2006 N 353 установлена ежемесячная надбавка за безаварийную эксплуатацию автомобильной техники и поддержание ее в исправном состоянии, в том числе для гражданских служащих.

Справедливости ради отметим, что указанные выше примеры, иллюстрирующие положения рассматриваемой статьи трудового кодекса, в то же время относятся только к лицам, работающим в органах ФСБ, и не относятся к гражданскому персоналу армии. Таким образом, этот оказывается в менее выгодном положении по сравнению с гражданскими кадрами ФСБ. Такое положение, несомненно, нуждается в корректировке, так как установление дополнительных льгот и преимуществ для государственных служащих в Вооруженных силах РФ призвано частично компенсировать те сложности и неудобства, с которыми они могут столкнуться при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Льготы для государственных служащих в армии

В то же время действует приказ Министра обороны N 10 от 13.01.2010 (в редакции от 16.03.2012) "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Данный приказ устанавливает, что государственному гражданскому персоналу на Северном Кавказе выплачиваются суточные с учетом коэффициента 1.1. Также для гражданских госслужащих устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней. В случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала их погребение осуществляется в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

По нашему мнению, указанные армейским служащим можно вполне назвать символическими, так как они ни в какой мере не компенсируют те риски и опасности, которыми подвергается гражданский персонал Вооруженных сил России, выполняющий свои функции в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе.

В соответствии со ст. 68 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан, предусмотренные Конституцией СССР См.: Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота. - М.: ВИ, - 1988. - С.43.. В то же время весьма важно положение, сформулированное в ч. 2 ст. 68 Закона о всеобщей воинской обязанности: Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами. Это положение является, по существу, юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т.е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил СССР, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушенияСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР. // Советское государство и право. - 1983 - №5. - С.19-27..

К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон СССР о всеобщей воинской обязанности; общевоинские уставы; Положения о прохождении военной службы, о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами и нормами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны, на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности граждан СССР вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно - дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, па образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод. Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот. Реализуя, например, свое конституционное право на выбор рода занятий при поступлении в военно-учебное заведение соответствующего профиля, военнослужащий вместе с тем не пользуется, в отличие от рабочего и служащего, безусловным правом на увольнение из Вооруженных Сил и даже из данной воинской части по собственному желаниюСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 1984. - С.14-15..

Осуществляя свое право на образование, военнослужащие (кроме срочнослужащих) с разрешения командиров (начальников) могли поступать практически в любое гражданское высшее учебное заведение, при том, однако, условии, чтобы его профиль соответствовал (был родственным) военно-учетной специальности, а обучение в нем способствовало бы повышению уровня военных и специальных знаний. Специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. Льготы, рассматриваемые как установленные законом преимущества, обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, особенно в настоящее время, когда предъявляются повышенные требования к качеству выполнения воинских обязанностей.

Предусмотренные военным законодательством компенсации обусловливаются связанными с военной службой обстоятельствами, вызывающими необходимость дополнительных материальных расходов со стороны военнослужащего, чрезмерных затрат его энергии, влекущих опасность определенного ухудшения здоровья.

Законодательством установлен специальный порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений; и жалоб военнослужащих. Суть его сводилась с одной стороны, к некоторым особенностям порядка реализации права на жалобу (установление исключительно административного порядка подачи жалобы)См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. С.17-18..

Немало особенностей присуще и такому компоненту правового положения военнослужащих, как юридическая ответственность, Наиболее специфичными являются дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.

Существенной особенностью статуса военнослужащих является и своеобразная система организационно-правовых гарантий реализации их прав и обязанностей. Эта система, в частности, включает такой характерный компонент, как уставная обязанность всех прямых начальников, с одной стороны, вникать в быт и нужды подчиненных и помогать им, а с другой - требовать от них соблюдения Конституции СССР и советских законов, точного и своевременного выполнения воинских уставов, служебных обязанностей, строго взыскивать с нерадивых. В свою очередь, подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины.

Таким образом, нормы об общегражданских, в том числе конституционных правах и обязанностях военнослужащих существенно конкретизированы нормами военного законодательства, что позволяет говорить о статусе военнослужащих как об одном из специфических правовых статусов.

Нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих не охватываются какой-либо одной конкретной отраслью права, а принадлежат к специальной комплексной составной части советского военного законодательстваСм.: Основы советского военного законодательства. - М.: 1973. - С.43-45.. Поэтому нет оснований говорить об отраслевом характере правового статуса военнослужащих. Его целесообразней именовать специальным правовым статусом особого рода и выделить в нём следующие составные части: общую, относящуюся к правовому статусу любого гражданина СССР; специальную (совокупность военно-служебных прав и обязанностей); особенную (комплекс черт, характеризирующих правовое положение отдельных категорий военнослужащих); и единичную, т.е. включающую в себя особенности правового положения каждого конкретного военнослужащегоСм.: Военно-административное право: Учеб. пособ. / Под ред. А.Е. Лунева. - М.: ВИ, 1970. - С.84-85..

Общегражданская часть статуса, ядром базы которой является совокупность соответствующих конституционных норм, основывается на общем законодательстве, а военно-служебная - на нормах военного законодательства.

Но статус военнослужащего - не результат простого (механического) соединения первой части со второй. В рамках его имеет место диалектическое взаимодействие частей. Именно в силу такого взаимодействия конституционное или иное общегражданское право, свобода или обязанность военнослужащего, будучи конкретизированы нормами военного законодательства, в стадии реализации могут выступать в несколько измененном виде, учитывающем специфику их действия в Вооружённых Силах. Характерно, что само это изменение предопределено прежде всего, нормами общего законодательства. Главным образом ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, установившими для советских граждан священный долг по защите Отечества и почетную обязанность - служить в рядах Вооружённых Сил. Как скоро военнослужащий, в отличие от не военнослужащего, непосредственно реализует этот долг и эту обязанность, для него возникают и определенные юридические последствия, влияющие на содержание правового статуса.

Таким образом, дальнейшее развитие правового статуса советских военнослужащих характеризовалось всё возрастающим и разноплановым учетом особенностей военной службы (в том числе в плане дифференциации самого статуса) при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных, и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей. Именно такое развитие этого важного правового института обеспечило его благотворное влияние на качество выполнения гражданами СССР воинской обязанности и гарантировало их общие с другими гражданами основные права и свободыСм.: Хоменок Ф.А. Советская военная служба. // Советское государство и право. - 1979. - №5. - С.36-43..