Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в россии. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина в российской федерации

Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, этатизм, демократизм.
Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

Постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей и государство должно стоять на страже этих постулатов;
- признается автономия индивидуальной воли. Это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным. Он должен иметь возможность заниматься любой полезной деятельностью;
- предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;
- государство как социальная организация может быть создана только на основе консенсуса личностей и с целью сохранить и защитить права человека. Это означает, что государство есть результат согласия людей о его создании с целью обеспечить свою безопасность;
- признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность. Государство никогда ни при каких условиях не может быть использовано для ограничения или лишения человека этих прав;
- утверждается договорный характер отношений между государством и личностью, то есть государство и личность ставятся в равное положение сторон договора, имеющих взаимные права и обязанности;

Анархизм , как теория, также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.



Солидаризм , как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут.

Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни - правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан.

Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе.

Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности индивида . Некотор в струк пр статуса вкл гр-во. Нерсесянц – это предпосылка, опр пр статус.Права человека - основополагающий элемент правового ста­туса личности, наряду с обязанностями и законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того, в структуру правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые другие эле­менты. Возможность реализовать некоторые права дает лишь об­ладание определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: а) граждан; б) иностранцев; в) лиц без гражданства; г) лиц, которым предоставлено убежище. Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гражданина государства или члена общества: отраслевой (опре­деляемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой (ком­плексный) и специальный правовой статус, связанный с некото­рыми правовыми ограничениями и реализацией мер ответствен­ности. Наряду с категорией «правовой статус» имеет место и право­вое положение личности, выступающее как сумма общего пра­вового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.

Права – опр-ют более конкрет действия, свободы – термин подчеркивает более широкие возможности индивид выбора. четко разгр трудно

При рассмотрении вопроса о правовом статусе личности необходимо отличать права и свободы гражданина и человека. Дело в том, что права и свободы гражданина связаны с определенным государством, гражданином которого он является. А права и свободы человека относятся к лицам без гражданства, иностранцам, беженцам, переселенцам, то есть лицам, не являющимся гражданами государства, на территории которого они проживают. На неграждан в меньшей степени распространяются различные социальные права и блага, предусмотренные для граждан и т.д.

Конст РФ – человек, его права и своб явл высшей ценностью. Конст допускает возм-ть огр прав и своб, но только в той мере, в какой это необх-мо для защ конст строя, нравст-ти, Здор, зак прав и зак интерес др лиц. Важн гос институт – Уполн по правам чел. ФЗ – о прожиточном минимуме, о защите прав потребителей, о занятости насел в РФ, об осн гарантиях избир прав и прав на уч в референдуме, о порядке выезда из РФ и въезда в РФ.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом МП регулирования и защиты.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

По сфере жизнедеятельности общества различают гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные права.

Гражданские (личные) права отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

Экономические права - правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом: право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом: право на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право обращения в государственные органы и др.

Социальные права отражают уровень материального развития государства и общества и их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида: право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Культурные права влияют на духовно-культурные отношения: право на пользование родным языком, на свободный выбор языка, свободу совести и вероисповедания, свободу творчества, доступ к культурным ценностям.

Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.

Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества. От их закрепления и соблюдения зависит реализация вообще правового статуса личности: свобода мысли и слова, право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свобода массовой информации.

ПЧ носят универсальный характер , распространяются на всех во всех странах; находятся в постоянном развитии ; это не юридическая догма, их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п.

Гарантии прав человека и гражданина - способы, обеспечивающие правовые возможности для выявления, приобретения и реализации прав и свобод.

По сфере действия : МП (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии. Всеобщ декл прав чел 48 г, Межд пакт об эк, соц и культур правах 66 г., М пакт о гр и полит правах. Конв о политич правх женщин 53, Конв о ликвидации всех форм дискрим в отн женщин 79, Конв о правах ребенка 89

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве каждой страны надо, чтобы обеспечение гарантий основывалось на следующих принципах :

1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях "личность - государство" и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать их.

2. Господство права в обеспечении законности и правопорядка.

3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.

Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств, позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые в стране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормам Конституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции) - это возможность обращения в Конституционный Суд, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - №13. - Ст. 1447.. Согласно статье 1 этого Закона, Конституционный Суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда определяются Конституцией (в частности, главой 7 «Судебная власть») и названным Законом. По мнению Ю.А. Тихомирова, чрезвычайно важной для разделения властей «особой формой правосудия» является конституционное судопроизводство Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М., 1999. - С. 78.. Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел:

При проверке конституционности актов и договоров, указанных в пп. «а», «б», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции России;

При разрешении споров между органами государственной власти, определенными пп. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции;

При толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции) Витрук, Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. / Н.В. Витрук - М., 1998. - С. 177..

Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом, как утверждает судья Конституционного Суда Н.В. Витрук, затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции; п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды - это не кассационная, апелляционная или надзорная судебные инстанции, рассматривающие дела, связанные с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный Суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности Николаев, А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации / А. Николаев // Право и жизнь. - 2000. - №25. - С. 12. . Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина. Таким образом, полномочия Конституционного Суда, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

2. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции) и регулируется федеральными законами, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.) Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №1. - Ст. 1.; Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1998 г. - №51. - Ст. 6270.; Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - 1992 г. ; Законом РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993 г. - №19. - Ст. 685. .

В законах, принятых после вступления в силу Конституции России, содержатся положения, по сути дублирующие конституционные нормы. Так, часть 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму части 2 ст. 118 Конституции России: «…судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Однако следует помнить, что почву для принятия Конституции на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действовавшие в то время Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР», который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти. Согласно части 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей. Содержание этой нормы (принятой еще в 1992 г.) воплотилось в норме части 1 ст. 118 Конституции, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности Мордовец, А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина./ А.С. Мородовец. - Саратов, 1996. - С. 113-114., как общественное отношение и государственную функцию Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, - М., 2006. - С. 225.. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов» Матузов, Н.И. Правовая система и личность./ М.И. Матузов. - Саратов, 1987. - С. 8-9.. В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства Толкачев, Х.Б., Хабибуллин, А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. / Х.Б. Толкачев, А.Г. Хабибулин- Уфа, 1990. - С. 46.. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Конституция России провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Согласно Конституции, каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое Синюкова, Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т.В. Синюкова // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. - Саратов, 2011. - №9. - С. 150-160., поскольку признано, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. - М., 2010. - С. 35..

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (одобренной Советом по судебной реформе Российской Федерации от 11 января 1995 г.), судебный порядок - наиболее совершенный из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти» Зарицкий, А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дис. … канд. юрид. наук./ А.В. Зарицкий. - Коломна, 2009. - С. 16..

Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти); с 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения; с 1 июля 1990 г. до 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами был установлен иной порядок их разрешения; с 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения.

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В.П. Кашепова, всеобщность Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева; - М., 1994. - С. 187-192..

Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. В Конституции применительно к субъекту, чьи права и свободы обеспечиваются судебной защитой, употребляется термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, а государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, и не имеющим гражданства лицам (апатридам). Указание Конституцией на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но естественны, принадлежат человеку от рождения Петров, В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона «Об охране окружающей природной среды») / В.В. Петров // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. - 1993. - №3. - С. 10-11.. Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства.

Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции) независимо от наличия процедуры его реализации. В связи с этим Пленум Верховного Суда России в постановлении от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обязал суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию, в том числе и при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения.

Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд принял постановления о неконституционности законов, в которых отсутствует указание на возможность обращения в суд. В наибольшей степени это коснулось уголовно-процессуального законодательства.

В-третьих, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любому лицу, чьи права и свободы нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. Правовая позиция Конституционного Суда, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда, имеет принципиальное значение.

В-четвертых, судебная защита относится к тем правам, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах, поскольку ограничение этого права не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Шопенгауэр, А. Избранные произведения./ А. Шопенгауэр. - М., 1992. - С. 139-140.. Другой не менее существенной особенностью судебной защиты должно стать воплощение в жизнь конституционного принципа независимости суда от других государственных органов.

Заключенная во множестве правовых норм, судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением одной лишь статьи 46 Конституции («каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции).

В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции). Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность приведенных выше правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод, а стало быть, и всего того, что связано с этой реализацией, а именно: защиты личности и имущественных прав и законных интересов. Все вместе они образуют одну из составных частей неприкосновенности личности.

Сейчас, увы, можно констатировать, что законодательно деятельность судов полностью не обеспечена. До сих пор не принят федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», о котором так много говорят. Именно он должен установить более или менее единую систему, с одной стороны, и конкретные права и обязанности судей и судов - с другой. В связи с этим важным моментом стало принятие закона о мировых судах, целью которого является, несомненно, разгрузка судов общей юрисдикции.

Одна из главных причин низкой эффективности правосудия - незнание и непонимание людьми задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий престиж последних. В суды люди обращаются редко, боясь многодневных хождений по кабинетам, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться справедливости.

По мировым стандартам суды должны олицетворять справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г. Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. - / М.: Норма, 2012. - С. 172. Не случайно Основные принципы независимости судебных органов начинаются словами: «…народы мира заявляют о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость…» В Основных принципах независимости судебных органов декларируются не только правила подготовки и повышения квалификации, условия службы и срок полномочий судей, но и формулируются правила, выполнение которых является обязанностью государства-члена. В частности, пункт 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: «Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции». Думается, что эта норма-гарантия - одна из основных в рассматриваемом документе, поскольку раскрывает механизм действия остальных норм-принципов.

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты, согласно статьям 33, 35, 36, 46, 47-54 Конституции, т.е. может использовать все виды обращений, обжалований, в особенности судебную систему Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова; - М.: Юристъ, 2002. - С. 353. . Защищая свои права и свободы, личность вправе использовать демократические институты гражданского общества: обращаться к средствам массовой информации, партиям и иным общественным объединениям. Используя свои гражданские права, человек может участвовать в пикетировании, обращаться к общественности с просьбой о проведении массовых акций в свою защиту в виде митингов, демонстраций или письменных обращений.

Законодательно урегулированы вопросы о видах оружия, используемого лицом в целях самообороны и защиты своих прав. Так, детализирует конституционную гарантию возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - №51. - Ст. 5681.. Согласно части 1 ст. 3 и ст. 13 этого Закона, гражданское оружие определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в целях самообороны вправе приобретать без получения лицензии. За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, как и причинение вреда нападающему, правомерным.

Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, согласно статье 39 УК РФ, не является преступлением.

4. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяется издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.- 2012. - С. 378. . Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

5. Международная защита прав и свобод - возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции). Принятие Билля о правах человека Международный билль о правах человека // Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд. - М., 2002. - С. 38-77., включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Так, согласно статье 2 Факультативного протокола №1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

В первом документе СБСЕ - Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека Павлова, Л.В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года / Л.В. Павлова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1998. - №5..

Согласно статье 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., суд может принимать жалобы от любого физического или юридического лица, любой неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что стали «жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Заявитель индивидуальной жалобы должен сам выступать в качестве жертвы того нарушения права или прав, предусмотренных Конвенцией, на которое он жалуется. Это - абсолютно необходимое условие. Конвенция не предоставляет права подавать жалобу против нарушений прав человека вообще (action popularis): чтобы жалоба имела шансы на успех, заявитель должен продемонстрировать, что он лично пострадал в результате нарушений, на которые жалуется. Таким образом, Суд не рассматривает in abstracto вопрос о соответствии внутреннего законодательства Конвенции. Условие о том, что заявитель должен быть жертвой нарушения его прав, гарантированных Конвенцией, должно соблюдаться на протяжении всего периода разбирательства дела в Суде. Так, если, пока дело ожидало слушаний в Суде, заявитель получил компенсацию от внутригосударственных властей или иную форму возмещения, например в результате применения экстраординарных мер правовой защиты, Суд может установить, что данное лицо более не является жертвой в смысле, придаваемом этому слову статьей 34 Конвенции. С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человека поступило около 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям Бюллетень Европейского Суда по правам человека. // Российское издание Московского клуба юристов. - 2002. - №3. - С. 3-4..

Выводы по параграфу: Выделяют следующие способы защиты прав и свобод человека и гражданина. Первый - это конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции) - это возможность обращения в Конституционный Суд, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Во-вторых, судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции) и регулируется федеральными законами. Конституция России провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

Третий способ самозащиты - законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно части 2 ст. 45 Конституции, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Также существует административно-правовая защита, которая включает в себя законодательные гарантии в сфере исполнительной власти; административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти; специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти, например, контроль Президента России над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства.

Важным способом защиты является Международная защита прав и свобод - возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Выводы по главе: Согласно Конституции, каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое Синюкова, Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности / Т.В. Синюкова // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. - Саратов, 2011. - №9. - С. 150-160., поскольку признано, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства.

УДК 34 ББК 67

основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина в российской федерации

НАТАЛЬЯ КОНСТАНТИНОВНА ТИТОВА

Старший преподаватель кафедры «Транспортное право» Юридического института Московского Государственного университета

путей сообщения (МИИТ) Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: Рассматривается определение юридической категории «защита прав человека», анализируются основные (юрисдикционный и неюрисдикционный) способы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: права человека и гражданина, судебная защита, несудебная защита, Конституция РФ, Всеобщая Декларация прав человека, Президент РФ, Уполномоченный по правам человека, Европейский Суд по правам человека, порядок обращения граждан РФ, самозащита.

Annotation. the article discusses the legal definition of "human rights", main (jurisdictional and non-jurisdictional) methods of protection of the rights and freedoms of man and citizen.

Keywords: human rights and citizen protection in the courts, non-judicial protection, the Constitution, the universal Declaration of human rights, the President of the Russian Federation, the Commissioner for human rights, the European Court of human rights, the treatment of citizens of the Russian Federation, self-defense.

Обеспечение прав и законных интересов граждан является социальной ценностью, и, возможно лишь при действенном механизме законодательного урегулирования общественных отношений, стабильности правовых институтов, соблюдения равенства в правоприменительной практике, неотвратимости государственного принуждения при совершении правонарушений и преступлений, реальное соблюдение законных прав человека в деятельности государственных органов.

Защита прав человека и гражданина осуществляется различными «способами защиты». Сама сущность способа защиты подразумевает требования, определяющие сам порядок защиты. Различные научные школы по разному классифицируют эту правовую категорию. Ряд ученых предлагают делить способы защиты на централизованный и децентрализованный; другие ученые различают сложное и простое регулирование защиты прав1.

Необходимо отметить, что в юридической литературе, зачастую наряду с термином «защита прав человека» можно встретить термин « охрана прав человека». Например, Н.В. Витрук, полагает, что эти две дефиниции взаимозаменяемы, объясняя это тем, что и

«защита» и «охрана» направлены на достижение одного результата2. Несколько противоположно мнение по этому поводу А.В. Стремоухова, который отмечает, что эти две категории нельзя отождествлять, ведь «охрана права» присутствует всегда, даже когда нет нарушения прав, а «защита права» наступает лишь в случае правонарушения3.

В настоящей статье рассмотрим основные способы защиты прав человека и гражданина, подразделив условно их на юрисдикционные и неюрисдикционные.

Юрисдикционная форма защиты подразумевает деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав4. Её суть заключается в том, что лицо, чьи законные интересы были нарушены неправомерными действиями другого лица, должностного лица, либо организацией имеет право обратиться за защитой к компетентным государственным органам, которые полномочны принять меры пресечения нарушения и восстановить лицо в нарушенных правах.

Юрисдикционный способ защиты прав граждан можно поделить на два основных вида: судебная защита и внесудебная.

Судебная защита на современном этапе развития общества занимает центральное место среди всех видов защиты прав5. Под ней понимается рассмотрение дел, споров, о защите нарушенных прав и законных интересов граждан, юридических лиц, любой организационно-правовой формы во всех судах, входящих в судебную систему РФ, деятельность Международного Суда ООН и Европейского Суда по правам человека.

Основное место суда в защите прав граждан можно объяснить рядом причин:

Суд независим, подчиняется только действующему законодательству, соблюдается принцип равенства всех перед судом и законом;

Особая процессуальная форма судебного разбирательства, которая позволяет рассмотреть дело по существу в зале суда;

Решение суда обязательно для исполнения, либо при отказе от исполнения судебных предписаний, следуют санкции;

В судебном порядке граждане могут защищать любое нарушенное субъективное право и законный интерес.

Ст. 6 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» признает, что « каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

В Ст. 10 Всеобщей Декларации прав человека по этому поводу отмечено «каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».6

В Российском государстве право на защиту гарантируется ч.1 ст.46 Конституции 1993 года, в которой прописано, что « каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»7. Причем важно отметить, что «каждый» в данной статье имеется в виду, и гражданин РФ, и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Защите подлежат права и свободы как прописанные в Основном Законе, так и в отраслевых нормативно - правовых актах.

Судебной защите подлежат и те права граждан, которые были нарушены в следствии неправомерной деятельности должностных лиц, совершенных по причине прямого нарушения закона, либо превышения полномочий. Так же граждане, чьи свободы и права были нарушены в следствии незаконных действий го-

сударственных органов и общественных организаций имеют право обращения в суд за защитой и восстановлением в нарушенных правах.

Важно отметить, что объектом обжалования, могут быть не только лица, совершившие подобные действия, но и законы, Указы Президента, постановления Правительства и другие результаты правотворческой деятельности соответствующих органов власти. Тем самым, осуществляется контроль и надзор за законностью в государстве и обеспечивается приоритет прав и свобод человека и гражданина перед любыми действиями государства.

Процедурно, судебная защита прав выглядит следующим образом: граждане подают исковое заявление в соответствующую судебную инстанцию, соблюдая все процессуальные принципы судопроизводства. Каждый имеет право воспользоваться правом на защиту, то есть привлечь адвоката, либо другое лицо, которое будет представлять интересы истца в суде. По результатам рассмотрения дела по существу, суд выносит решение (по гражданским делам), приговори (по уголовным делам), которое обязательно для исполнения и государственными органами, и органами местного самоуправления, и гражданами.

Конституция РФ так же предполагает в ч.3 ст.46 право граждан на обращение по защите основных прав и свобод в межгосударственные органы.

Но, особо отмечается, что это право может быть использовано лишь в том случае, когда пройдены все внутригосударственные инстанции, полномочные осуществлять правовую защиту.8

Внесудебные формы защиты прав граждан определяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией нормативно-правовыми актами, которые устанавливают сферу действий и полномочий органов исполнительной власти в конкретных сферах жизнедея-тельности9. В Основном Законе закреплены положения об особом месте человека в системе конституционных отношений и охрана его прав выдвигается в качестве основополагающего принципа, действующего в гражданском обществе и государстве. Для реализации этого принципа должны существовать действенные механизмы защиты и гарантий прав личности.

Внесудебной защитой прав и законных интересов признается порядок рассмотрения заявлений, обращений, жалоб граждан Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, общественными объединениями, а так же нотариальная форма».10

Президент РФ в соответствии с ст. 80, ст.85, ст. 115 Конституции является гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы обеспечить необходимые условия соблюдения прав человека, все органы власти выполняют свои конституционные

обязанности. Президент наделен Конституцией особыми полномочиями, призванными обеспечивать согласование функционирования и взаимодействия всех органов власти, разумеется без вторжения в сферу их компетенций. Обязанностью Президента, в контексте прав человека и гражданина, является надзор и контроль за соответствием текущего законодательства Конституции РФ 1993 года. Иначе, при выявлении коллизии, он имеет право потребовать от каждого органа неукоснительного соблюдения норм о правах и законных интересах граждан, либо вообще принять решительные меры и принудить к действию. Президент может инициировать указы по защите правового положения личности в целом, либо отдельных категорий граждан.11

Прокурорская форма защиты прав граждан предполагает деятельность прокуратуры РФ по надзору и контролю за органами, осуществляющими предварительное следствие, за органами, исполняющими наказание, администрациями мест содержания заключенных. На современном этапе, существует отдельное направление деятельности прокуратуры, осуществляющее надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан. По статистическим данным в сфере соблюдения прав человека и гражданина приходится 30 % нарушений законодательства, которые выявляются деятельностью прокурорских работников. Так же, прокуроры, при реализации правозащитной функции принимают на рассмотрение около полутора миллионов обращений граждан.12

Административная защита прав граждан, как вид юрисдикционного способа защиты имеет широкую сферу применения. Её основное преимущество перед судебной защитой является то, что она имеет возможность более быстрого рассмотрения споров; деятельность направлена на поиск компромиссов; отсутствие длительной судебной процедуры, процессуальных проволочек; отсутствие оплаты государственной пошлины.

На сегодняшний день, такая, на первый взгляд «простая» форма защиты имеет и свои минусы, например, большое количество органов административной юрисдикции, что, несомненно вызывает много вопросов о подведомственности.

Внесудебная защита прав граждан на международном уровне может осуществляться в Комитете по правам человека ООН и в Европейском Суде по правам человека.

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Российская Федерация приняла обязательства по Международному Пакту о гражданских и политических правах и Факультативному Про-

Европейский Суд по правам человека создан и действует на основании Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года. Последняя редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод действует с 1 ноября 1998 года. Российская Федерация приняла на себя обязательства по Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод с 5 мая 1998 года.

Обращения граждан как лично, так и в коллективной форме можно отнести к одному из самых распространённых способов внесудебной юрисдикционной защиты. У граждан РФ есть законное право направлять обращения в соответствующие компетентные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Правовое регулирование обращения граждан и обязанность органов власти реагировать, рассматривать жалобы и давать ответы заявителям регламентировано ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Институт Уполномоченного по правам человека занимает особое, важное место среди несудебной защиты прав граждан. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Должность учреждена Уставом в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. В соответствии с законом, Уполномоченный по правам человека выполняет ряд функций: восстановление нарушенных прав человека и гражданина; совершенствование законодательства в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; рассмотрение жалоб граждан и принятие мер по их восстановлению; подготовка ежегодного доклада о деятельности и положении дел в этой сфере и направление его Президенту РФ, Совету Федерации; выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; развитие и пособничество к международному сотрудничеству в сфере защиты прав.

Одним из основных видов неюрисдикционных способов защиты является самозащита. Ч. 2 ст.45 Конституции РФ прописывает «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Законные способы самозащиты разнообразны: обжалование действие различных инстанций; обращение в правозащитные организации; привлечение средств массовой информации к сложившейся проблеме по ущемлению прав, свобод и интересов13.

Предусматривается в нашем государстве и общественная форма защиты прав граждан, которая осуществляется через неправительственные организации, которые выполняют следующие функции:

Поощрение свободы выражения мнения; активизация деятельности государства в области защиты прав человека; мобилизация граждан на участие в демократических процессах; выражение запросов граждан. К ним так же принято относить коллегии адвокатов, члены которой, оказывают гражданам профессиональную поддержку в сфере защиты прав и законных интересов в случае их ущемления.

Основными способами (видами) защиты прав человека в российском государстве являются:

1) защита прав органами публичной власти;

2) защита прав граждан общественными объединениями;

3) самозащита прав человеком, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

Обращения в общественные объединения средства массовой информации и правозащитные организации;

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в международные органы по защите прав человека.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Спб., 2004. С.419

2 Витрук Н.В. Обща теория правового положения личности. М.: Норма, 2008 С.415

3 Стремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб.: ИЗд-во СПбГУП. 2007. С. 166

4 Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоре-тико-правовой подход // Правовая инициатива. 2014. № 3. С. 9 -15.

5 Коровяковский Д.Г. Юридическое образование, профессиональное правосознание и правовая культура в условиях демократического правового государства // Экономика и право. XXI век. 2014. № 4. С. 96-108.

6 Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года// Сборник международных документов. М.: Норма, 2004

8 Решетов Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Рос-сийской Федерации. 2001. №2. С. 113

9 Коровяковский Д.Г О подготовке специалистов по альтернативным способам разреше-ния споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. № 2. С. 27-29.

10 Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты права: диссер. Канд. Юрид. Наук. Самара. 1997. С.148

11 Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа. 2010. С.97

12 Бывальцева С. А. Защита прав и свобод человека // Законность. 2008. №9. С.22

13 Баглай М.В. Конституционное право РФ. Москва. 2001. С.203

Литература

Нормативно - правовые акты:

1. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Принята резолюцией 217 А Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

4. Конституция Российской Федерации 1993 года, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ

5. Федеральный Конституционный закон « Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» № 1- ФКЗ, принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года

6. Федеральный Закон « О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17 ноября 1995 года, с изменениями на 17 февраля 2015 год

7. Федеральный Закон « О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59- ФЗ от 2 мая 2006 года

Regulatory legal acts:

1. Universal Declaration of Human Rights from the 10th of December in 1948. It was adopted by the resolution 217 A of the United Nations General Assembly on the 10th of December in 1948.

2. Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms from the 4th of November in 1950.

3. International Covenant on Civil and Political Rights. It was adopted by the resolution 2200 A (XXI) of General Assembly from the 16th of December in 1966.

4. Constitution of the Russian Federation of the 1993d year, it was adopted by nation-wide vote on the 12th of December in 1993.//Collection of laws of the Russian Federation.

5. Federal Constitutional Law "On the Commissioner for human rights in Russian Federation" № 1-FCL, It was adopted by the State Duma on the 25th of December in 1996.

6. Federal Law "On the Office of the Public Prosecutor of the Russian Federation" № 2202-1 from the 17th of November in 1995 with the revisions in the 17th of February in 2015.

7. Federal Law "On the order of consideration of citizens of the Russian Federation" № 59-FL from the 2d of May 2006.

литература

1. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма. 2001. С. 389

2. Бывальцева С.А. Защита прав и свобод человека //Законность. 2008. № 9. С. 22

3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: Норма. 2008

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 419

5. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа: Полиграф- сервис. 2010. С. 400

6. Решетов Ю.А. Из опыта Европейского суда по правам человека // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. №2. С. 113

7. Стремоухов А.В. Правовая защита человека. СПб.: Изд-во СПбГУП. 2007 г.

8. Шубина Т.Б. Теоретические проблемы защиты

права: диссер. Канд. Юрид. Наук. Самара. 1997. С.148 Reference:

1. Baglay M.V. Constitutional law of the Russian Federation. M.: Norma. 2001. p. 389

2. Bifaltseva S. A. Protection of human rights and man"s freedoms. //Zakonnost. 2008. № 9. p. 22

3. Vitruk N.V. General theory of the legal individual"s status. M.: Norma. 2008.

5. Rayanov F. M. theory of state and law. Ufa: Poligraf-service. 2010 p. 400

6. Reshetov U. A. from the experience of the European court of human rights// Bulletin of the Ministry of justice of the Russian Federation.2001№2p.113

7. StremouhovA.V. legal man"s protection. St-Petersburg: Publishing house SPbGU. 2007

8. Shubina. T.B. Theoretical problems of protection of rights: candidate"s dissertation of legal Science. Samara. 1997. P. 148

Конституционная модернизация российской государственности. Н.С. Бондарь. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 198 с. (Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 5).

Новый выпуск авторской серии «Библиотечка судебного конституционализма» посвящен обоснованию современной доктрины конституционной модернизации российской государственности, в связи с чем анализируется социокультурное и политико-правовое значение Конституции РФ как нормативной основы соответствующих процессов и на этой основе обосновывается уникальная роль Конституционного Суда как универсального института развития модернизационных процессов в современной России. Вытекающие из решений Конституционного Суда основные направления и способы модернизации социально-экономических и политических институтов, правозащитных отношений рассматриваются в контексте общих закономерностей развития судебного конституционализма в России.

В условиях глобализации, углубляющегося кризиса современного конституционализма, включая транснациональные, международно-правовые его институты, особое значение приобретает проблема поиска баланса национальных (социокультурных) и универсальных (общедемократических) начал, стабильности и динамизма в конституционном развитии власти, собственности, свободы как фундаментальных начал современного общества и государства. В этих условиях поиск баланса конституционных ценностей и разрешение на этой основе социальных противоречий и правовых коллизий является важнейшей задачей конституционного правосудия.

Адресована широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного российского конституционализма, перспективами модернизации российской государственности, повышения конституционной культуры

Н.С.Бондарь

Конституционная модернизация российской государственности

Система и виды органов государства по защите прав граждан

Способы защиты прав и свобод человека

Лекция 14-15. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их перечня всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно предостав­лять социальные блага и политические свободы государ­ство не стремилось никогда. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определен­ный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Этот переход происходит либо в про­цессе соблюдения гражданами правопорядка, либо при осу­ществлении правоохранительной деятельности государства.

Для того чтобы граждане могли успешно защищать свои права, необходимо:

Наделить их соответствующими полномочиями (законодатель);

Научить их и помочь пользоваться законом как средством в отстаивании своих личных и общественных интересов (правовое просвещение).

Конституция РФ предусматривает возможность чело­века защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, само­защита прав человеком, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;

Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

Обращения в международные органы по защите прав человека.

Права человека и их защита в современном мире регули­руются не только национальным правом, но и международ­ным. Право каждого на обращения в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все вну­тригосударственные средства правовой защиты.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме. Это обусловлено рядом причин: во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своем рас­поряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений. В-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обяза­тельной силой в отношении всех иных актов. В-четвертых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения подобных нарушений. Все остальные способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют госу­дарственную защиту.



Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий при­сущими им способами, методами и средствами на всей тер­ритории России.

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гаранти­ровала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке. За защитой и восстановлением нарушен­ных прав и законных интересов можно обра­щаться:1.в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов ме­стного самоуправления, общественных объе­динений, должностных лиц и государствен­ных служащих, нарушающие права и свобо­ды граждан - жалоба подается по месту жи­тельства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица;2.в Конституционный суд Российской Фе­дерации с просьбой признать закон неконсти­туционным и не имеющим силы, если граж­данин считает, что его права и свободы на­рушены законом, примененным в отношении него (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств);3.в органы прокуратуры, которые для вос­становления нарушенных прав полномочны опротестовать незаконные действия, высту­пить в суде с иском в интересах заявителя;4.в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных зая­вителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязаннос­ти государственного органа и органа местно­го самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обраще­ние и принять решение, известив об этом заявителя. Защитой прав несовершеннолет­них занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;5.к региональному Уполномоченному по правам человека и Уполномоченному по пра­вам человека в Российской Федерации, одной из ос­новных задач которых является рассмотре­ние жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, орга­нов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заяви­тель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном поряд­ке, но не согласен с решениями, приня­тыми по его жалобе. Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участ­вовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забас­товки. Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межго­сударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека, если были исчерпаны все внутригосударст­венные средства правовой защиты.Такими органами в соответствии с международными договорами Россий­ской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Евро­пейский суд по правам человека (г. Страсбург).