Сколько будут получать на оплату жилья и коммуналки сельские педагоги? Какие положены льготы педагогам по ЖКХ.

Поскольку в соответствии с решением правительства РФ кампания по улучшению условий работы молодых преподавателей в сельской местности обязательно будет продлена на 2017 год, предусмотренные льготы и выплаты для всех работников в этой области будут оставаться неизменными .

На эту тему руководителем Министерства здравоохранения было сделано сообщение в 2016 году. Нужно понимать, что объем предоставляемых денежных средств в качестве компенсации молодым педагогам будет обуславливаться не только отдельными Постановлениями правительства.

Немаловажное значение в данном вопросе имеют особенности региональной законодательной базы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

В п. 5 ст. 55 закона РФ «Об образовании» сказано, что педагоги имеют возможность оформить пенсию за выслугу лет до того, как они достигнут пенсионного возраста. Также им полагается бесплатная жилплощадь с оборудованной системой отопления и освещения непосредственно в сельской местности. Также преподаватели имеют право на первоочередное получение в распоряжение объектов жилой недвижимости.

Отдельно в каждом субъекте РФ определяется правило возмещения расходов, обусловленных предоставлением вышеупомянутых мер материальной поддержки. В соответствии с законом №52-фз правила и действующие условия возмещения понесенных расходов на обязательное предоставление различных льгот по оплате оказываемых услуг коммунальными службами, указанных в абз. 3 п. 5 ст. 55 рассматриваемого закона «Об образовании», принимаются во внимание в межбюджетных отношениях и диктуются ТК РФ.

В соответствии со ст. 153 ФЗ № 122-ФЗ общая сумма финансирования и необходимых выплат педагогам не должна снижаться, а конкретные условия предоставления материальной поддержки не будут ухудшаться.

Помощь от государства предусмотрена для педагогов в сельской местности

Преподавателям в сельской местности обеспечиваются такие разновидности льгот :

Также следует перечислить предусмотренные материальные компенсации сельским преподавателям:

  1. Единовременная выплата, составляющая от 5 до 10 ежемесячных окладов. Эти средства предоставляются специалистам с целью оборудования своей жилплощади;
  2. Так называемая «подъемная» зарплата. Льготникам обязательно предоставляется денежная компенсация за классное руководство, а также проведение занятий в спецклассах, за дополнительную работу с детьми или за условия труда, приносящие вред здоровью.

Перечень льгот, полагающихся преподавателям в сельской местности, перечислен вкратце.

Льготы распространяются не только на сельских учителей, но и на других членов их семей :

Законодательством нашей страны предусмотрена скидка на оплату коммунальных услуг в размере 100% преподавателям, работающим в сельской местности.

Перечислим коммунальные услуги , на которые распространяются льготы:

  1. Электроэнергия;
  2. Жидкое или твердое топливо с учетом стоимости доставки;
  3. Централизованное отопление;
  4. Оборудованное водоснабжение.

Преподавателям-пенсионерам также передаются льготы по коммунальным услугам.

Чтобы получить такие льготы преподавателю нужно написать соответствующее обращение к уполномоченному сотруднику органов социальной поддержки в конкретном регионе. Для этого обязательно необходимо подтвердить:

  1. Информацию о том, что до этого никаких коммунальных льгот педагог на себя не оформлял;
  2. Предоставить информацию о составе семейства;
  3. Предоставить личные данные;
  4. Информацию относительно конкретного объема жилплощади.

Это исчерпывающая информация относительно льгот по ЖКХ для преподавателей в сельской местности.

Окончательное решение относительно компенсации педагогам затрат на оплату ЖКХ в 2017 году была принято 24 ноября 2016 года.

Размер субсидии определяется по среднему дому в области муниципального образования. Более высокое качество благоустройства граждан будет финансироваться учителями самостоятельно.

В Кировской области разрабатывается законопроект, в соответствии с которым сельские педагоги будут лишены 100%-й компенсации денежных средств, потраченных на оплату ЖКХ. Такие поправки были внедрены в региональном отделении Министерства образования. О запланированном сокращении информация поступила только в октябре прошлого года. Таким образом в сфере образования будут введены фундаментальные принципы адресности и нуждаемости.

На сегодняшний день уже несколько десятков сельских учителей отправили соответствующие обращения в областные профсоюзы. Это делается с целью последующего обсуждения данной законодательной инициативы.

Начиная с 2014 года размер социальной поддержки составлял 1200 руб. в месяц. С тех пор объемы денежных субсидий постоянно повышаются. Разработанный подход максимально соответствует основным принципам обеспечения социальной справедливости и качественной поддержки. По крайней мере, так утверждают эксперты в рассматриваемой области.

О данных изменениях в Кировской области смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

В каких банках можно оформить ипотечный кредит без первоначального взноса

Виды и правила оформления субсидии на жилье для военнослужащих

Виды и размер льгот пенсионерам на оплату коммунальных услуг

Законодательное регулирование вопроса оплаты капитального ремонта многоквартирных домов

Здравствуйте! Работая педагогом сельской местности, я получала компенсацию на оплату ЖКХ. В январе 2017, собрав пакет документов для подтверждения получения коменсации ЖКХ — в получении компенсации мне было отказано, т,к я не являюсь собственником жилья в котором проживаю. Собственником данного жилья является свекр, у меня имеется регистрация. Согласно ст.31. жилищного кодекса, я не являюсь собственнику родственником, поэтому мне компенсация не положена. Законно ли это? Почему до 2017 года компенсация выплачивалась ежемесячно?

Здравствуйте Алена, в соответствии с действующим законодательством вы имеете право на компенсацию за оплату жилищно-коммунальных услуг в размере, установленном региональными нормативными правовыми актами. При этом стоимость компенсации может быть установлена в твердой сумме. При условии проживания с собственниками не являющимися членами вашей семьи компенсация выплачивается только за вашу долю в процентном соотношении.

Здравствуйте. Я проживаю в сельской местности г. Волгоград Светлоярский район. С января 2017 года было в районе принято выплачивать 1200 руб. по коммуналке. Объясните, я заплатила за октябрь,ноябрь и декабрь 23.12.2016г сразу но квитанции на каждый месяц были отдельно, у меня их не взяли 23 декабря объяснили что я опоздала, я их сдала в начале января, на них ЖКХ сделали отметки что оплатила в январе. Теперь выясняется, что мне за них вернут только 1200, всего. Я считаю что это не правильно. Объясните пожалуйста.

Здравствуйте Татьяна, похоже что финансовый года в вашей Управляющей компании был закрыт до 23 декабря, поэтому сумма оплаты была перенесена в виде задолженности на январь 2017 года, а сумма компенсации за один месяц не может превышать 1200 рублей.

Вам неправомерно отказали в принятии квитанции в декабре, не смотря ни на что у вас должны были принять ее текущей датой, даже если платеж был зарегистрирован в январе, на этом основании вы должны получить компенсацию. Можете обжаловать отказ в жилищной инспекции или прокуратуре.

Здравствуйте! Я учитель в сельской местности. Получаю коммунальные выплаты за уголь. Скажите пожалуйста, положено ли мне дрова на растопку печи, ведь уголь надо чем то поджечь.Спасибо!

Здравствуйте Исмаил, для вашей категории граждан законом предусмотрена выплата компенсации за покупку твердого топлива. К такому виду топлива относится и уголь и дрова. Сумма компенсации определяется нормативами, которые устанавливается законодательством субъекта РФ.

Обратитесь в Управление социальной защиты и уточните сумму компенсации и возможность частичного расходования средств на покупку дров.

отработала учителем в сельской местности 16 лет, после перерыва в 16 лет,ещё 4 года. Вышла на пенсию по возрастую. Сохранится ли оплата коммунальных услуг, если на пенсии я буду работать в другой организации?

Здравствуйте Алевтина Алексеевна, для того чтобы у педагога-пенсионера были сохранены льготы в виде компенсации на оплату коммунальных услуг необходимо чтобы его стаж педагогической деятельности составлял не менее 25 лет в сельской местности.

Здравствуйте. Может ли размер компенсации за коммунальные услуги сельским учителям быть ниже 1200 рублей? В Крыму эта компенсация второй год составляет 750 рублей. Законно ли это?

Добрый день Елена, с 2017 года размер компенсации на оплату коммунальных услуг для сельских учителей определяется региональными законодательными актами.

750 рублей в месяц это еще не самый маленький размер компенсации, в Липецкой области, например, он оставляет 308 рублей.

Для отопления дровами необходимо20куб.м по площади дома цена одного куба 1600руб, получается 32 тыс + газовый баллон почти 900руб+ электроэнергия возьмём в среднем 300-500рублей, без горячей воды и др услуг и где же ваши 1200рублей в месяц, от какой хорошей жизни рассчитывало наше правительство, учитывая, что зарплата учителя в сельской местности 10000-15000 руб в среднем? Атеперь ещё и коммунальных не будет! Может министрам из своей зарплаты нам компенсировать соцвыплаты. А не оптимизировать и так нищее образование

Здравствуйте Татьяна, стоимость оплаты за услуги по отоплению жилого дома напрямую зависит от его площади. При расчете суммы компенсации региональные власти берут за основу среднюю площадь жилого помещения на территории того или иного муниципального образования. Влияет также местный климат и продолжительность отопительного сезона.

Здравствуйте. Я сельский учитель с 36 летним стажем работы. Раньше у нас были льготы и на водоснабжение. А сейчас только на электроэнергию и отопление. Правильно ли это?

Здравствуйте Сажида Митхатовна, перечень видов коммунальных услуг, по которым сельским педагогам выплачивается компенсация, устанавливается областными законами (краевыми, законами Республик). Даже у соседних регионов такие льготы могут значительно отличаться. Например в Омской области с января 2017 г. выплачивается твердая сумма на все услуги ЖКХ в размере 2300 рублей.

здравствуйте.я преподаватель в музыкальной школе.у меня убрали льготу на электроэнергию в 2015 году.по какой причине?в квартире,которую предоставила мне работа,проживает еще один человек.счет записан на мою фамилию

Здравствуйте Анастасия, преподаватель в музыкальной школе имеет равные права с остальными педагогическими работниками в сельской местности. Изменение порядка выплаты компенсации за услуги ЖКХ обусловлено внесением изменений в законодательство регионов. Чтобы получить исчерпывающую информацию, уточните, пожалуйста, ваш регион проживания.

Здравствуйте! Я работаю учителем в сельской школе. А мое единственное жильё находится в близлежащем городе. Скажите имею ли я право на компенсацию услуг ЖКХ?

Положены ли льготы на коммунальные услуги директорам музыкальных школ?(сельская местность)

Воспитатель-совместитель отработал в сельской местности 11 лет. Вышел на пенсию по возрасту в другой организации. Сохранится ли оплата коммунальных услуг, если на пенсии будет работать в другой организации?

Здравствуйте я в 2015 году окончила ВУЗ по специальности усител Истории. После этого работала в детском саду в г.Волгограде (9 месяцев). Затем в октябре 2016 утро оась на работу в Тюменской области Сладковский район село Усово по своей специальности, я не имею права на выплаты материальной поддержки как молодой специалист?

Разделы

Бесплатная консультация юриста

Москва и область

Санкт Петербург и область

Copyright 2016. Posobie-Help – помощь и консультации по всем видам пособий и льгот

Публикация и копирование материалов без письменного согласия автора запрещена.

Причин тому несколько: с одной стороны, это бедственное положение самих регионов, пытающихся залатать бюджетные дыры сокращением «социалки», с другой - предприимчивость отдельных сельских педагогов. Уже ни для кого не секрет, что некоторые наши коллеги откровенно злоупотребляют своим правом и подключают к своему жилому помещению все, что способно потреблять электричество или тепловую энергию, от собственных теплиц и бань до лесопилок родственников. Тем самым они дают органам власти лишний повод принимать «правильные» политические решения, вводя предельные нормативы или фиксированную выплату.
Но все-таки основной причиной является отсутствие четкого правового регулирования предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам в сельской местности. Следствие этого - противоречивая судебная практика, которая не позволяет представителям профсоюза эффективно отстаивать интересы сельских педагогов в судебных органах.

Информация к сведению

Коммунальные льготы для сельских педагогов в той или иной форме существуют с 30‑х годов прошлого века. Они были введены в рамках политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках». Так, пунктом 10 раздела «А» вышеназванного постановления было предусмотрено, что квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости. Необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации. Жилая площадь предоставляется по нормам, установленным в данной местности.
В случае перехода на пенсию указанных работников за ними и проживающими совместно с ними членами семей сохранялось право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы этих работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее 10 лет, и к моменту перехода на пенсию они пользовались названными выше льготами. При переезде пенсионеров в город (на постоянное место жительства) право на указанные льготы утрачивалось.
Следует отметить, что перечисленным категориям специалистов бесплатно предоставлялось только жилое помещение, освещение (без учета использования электробытовых приборов) и отопление (централизованное и печное). Другие коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и др.) оплачивались в общеустановленном порядке.
Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением также был определен постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года №246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», постановлением Совета Министров СССР №255 от 4 мая 1971 года.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было закреплено позднее и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР 1983 года. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года №154/12-22 разъяснен порядок сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).
Некоторые вышеперечисленные нормативные правовые акты подлежали применению и после распада СССР в силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», а также статьи 8 Федерального закона РФ от 22. 12. 2004 года №189‑ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
В 1992 году был принят Закон РФ №3266-1 «Об образовании», ныне утративший силу. В первоначальной редакции он содержал лишь декларативные нормы о социальных гарантиях педагогических работников и только спустя четыре года педагогическим работникам было предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Федеральным законом от 6 мая 2003 г. №52‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» функции по определению размеров, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг переданы на уровень субъектов Федерации. При этом было установлено, что данные расходы будут учитываться в межбюджетных отношениях.
Данное правовое регулирование действовало вплоть до 2005 года. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» были внесены изменения в части, предусматривающей установление законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. А затем Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было заменено правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Несмотря на то что этим же законом закреплено, что нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а Верховный суд РФ в определении от 13 апреля 2011 г. №41‑Г11-24 обращал внимание, что изложение в новой редакции нормы абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» не привело к утрате названного права педагогических работников, страну захлестнули судебные тяжбы, которые в том или ином виде продолжаются до сих пор.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

По нашему мнению, действующая редакция части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является одним из источников противоречивости судебной практики и катализатором политических решений по сокращению мер социальной поддержки, принимаемых на региональном уровне.
Например, по мнению администрации Псковской области, «из буквального толкования части 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ» не следует обязанность компенсации понесенных расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для педагогических работников в полном объеме, минимальный размер такой компенсации также не установлен». Администрация полагала, что замена 100‑процентной компенсации на фиксированную выплату не противоречит федеральному законодательству, а принята в пределах полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению размера, условий и порядка возмещения таких расходов (решение Псковского областного суда от 12 мая 2015 г. по делу №12/2015).
Между тем в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122‑ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» (также известен как «закон о монетизации льгот») законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты РФ должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. На практике это означало, что если до 31 декабря 2004 года педагогическим работникам предоставлялись меры социальной поддержки в виде бесплатной площади с отоплением и освещением, то при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат совокупный объем их финансирования не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, исходя из расширительного толкования, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогических работников и педагогов-пенсионеров, вовсе не свидетельствовало и не свидетельствует о праве субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующих категорий граждан, а также ухудшать условия их предоставления. Субъекты РФ вправе решать вопрос не о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки, а о размере, условиях и порядке возмещения расходов (в рамках межбюджетных отношений), которые в данном случае понесет субъект РФ.
Однако, как мы видим, в правоприменительной практике это выглядит иначе. В письме правительства Кировской области в адрес Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования отмечено, что в 2004 году при переходе с натуральной формы предоставления меры социальной поддержки работникам системы образования области на денежную нормы Федерального закона №122‑ФЗ в части неухудшения условий предоставления льготы соблюдены, в данный момент решение принимается в рамках полномочий субъекта РФ в соответствии все с той же частью 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ».
Еще сильнее ситуацию запутывают в СМИ. Так, в «Российской газете» в 2013 году вышла статья под названием «Сельским учителям дадут на «коммуналку» 1200 рублей». В данной статье, являющейся комментарием к постановлению Правительства РФ от 26 октября 2013 года №963, автор делает вывод, что установленная указанным постановлением компенсация в размере 1200 рублей положена всем педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а не только работникам федеральных образовательных организаций (часть 8 статьи 47 ФЗ «Об образовании в РФ»). И выплачиваться она будет вместе с зарплатой. Автор также подчеркивает, что до этого времени порядок определялся регионами, в связи с чем суды были завалены исками. Сейчас же зафиксирована единая сумма для всех, а гарантии дает федеральный бюджет.
И действительно, органы власти при принятии решений о сокращении «коммунальных» зачастую используют «волшебную» для депутатов формулировку «в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством». Например, такая формулировка была озвучена министром образования Кировской области при обсуждении законопроекта о введении фиксированной выплаты в социальном комитете областного Законодательного собрания.
Принимая подобные решения, органы власти не берут во внимание и правовую позицию Конституционного суда РФ, который неоднократно отмечал, что, изменяя форму и содержание социальной поддержки, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции РФ), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. При этом должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. (Определение Конституционного суда РФ от 16 июля 2015 г. №1655‑О.)
В связи с этим особенно странной выглядит позиция Верховного суда РФ. Так, определением от 15 июля 2015 года по делу №91‑АПГ15-6 Верховный суд вроде бы поддержал позицию по недопущению снижения объема выплат и ухудшения предоставления льгот (абзац 3 части 2 статьи 153 Федерального закона №122‑ФЗ), однако не учел, что фиксированный размер выплаты 1200 рублей не обеспечивает компенсацией в полном объеме расходов за жилое помещение, отопление и освещение всех педагогических работников, следовательно, снижает уровень социальных гарантий и ухудшает условия предоставления льгот.
В определении от 21 сентября 2016 года по делу №31‑АПГ 16-6 Верховный суд РФ указал, что субъекты РФ вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки, а принятые изменения (установление фиксированной выплаты) сделаны в пределах предоставленных полномочий.
Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, проведенный ЦС профсоюза по состоянию на 1 ноября 2015 года, показал, что только в 45 субъектах РФ сохранено право сельских педагогов на 100‑процентную компенсацию затрат на коммунальные услуги. В 16 субъектах компенсация расходов производится в соответствии с утвержденным в регионе порядком или методикой, в 9 субъектах компенсация установлена в фиксированной денежной сумме (от 600 рублей в Республике Башкортостан до 3780 рублей в Монгун-Тайгинском районе Республики Тыва), и в 7 субъектах компенсация производится в пределах социальной нормы площади жилья.
Таким образом, исконное право педагогических работников в настоящий момент зависит от их места жительства. В таком случае возникает риторический вопрос: чем отличается сельский учитель Псковской области или Республики Чувашия от сельского учителя Владимирской области?
Тем временем в Кировской области право на 100‑процентную компенсацию расходов на коммунальные услуги как меру социальной поддержки предусмотрено как действующей редакцией закона от 14 октября 2013 г. №320‑ЗО «Об образовании в Кировской области», так и ранее действовавшим законом от 11 февраля 2003 г. №133‑ЗО «Об образовании в Кировской области».
Порядок и условия предоставления данной меры социальной поддержки регулируются постановлениями правительства Кировской области. Для работающих педагогических работников применяется постановление правительства Кировской области от 7 июля 2011 г. №110/295 «О порядке предоставления в виде ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам областных государственных, муниципальных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кировской области». Для педагогов, проработавших 10 лет, вышедших на пенсию и прекративших педагогическую деятельность, - постановление правительства Кировской области от 11 сентября 2015 г. №59/560 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде ежемесячной денежной выплаты».
В 2016 году Кировская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ предприняла серьезные меры в борьбе за сохранение 100‑процентной компенсации сельским педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам по коммунальным расходам.
Так, в апреле 2016 года Министерством образования Кировской области был подготовлен законопроект, заменяющий 100‑процентную компенсацию расходов на фиксированную выплату в 1200 рублей. В целях недопущения рассмотрения данного законопроекта в Законодательном собрании Кировской области оперативно были подготовлены письма в прокуратуру, губернатору и председателю Законодательного собрания Кировской области, в которых профсоюз выразил свою аргументированную позицию и требование сохранить действующее правовое регулирование мер социальной поддержки. На экстренном совещании с представителями местных организаций профсоюза было принято решение о проведении коллективных действий в поддержку данных требований в форме публичных мероприятий (собраний, митингов, пикетов) и путем направления писем и телеграмм в адрес депутатов Законодательного собрания Кировской области. За 3 дня было направлено более 3000 обращений. Педагогическое сообщество Кировской области продемонстрировало свою сплоченность и дало понять депутатам, что в канун проведения региональных и федеральных выборов подобные решения представителей власти выглядят неразумно.
Результатом коллективных действий профсоюза стало письмо председателя Законодательного собрания Кировской области, в котором сообщается, что законопроект отозван. Однако оставалась вероятность его рассмотрения на следующем заседании, в связи с этим 1 мая в восьми муниципальных образованиях Кировской области прошли публичные акции в поддержку требований профсоюза, в которых приняли участие более 1500 человек.
Во многом благодаря принципиальной позиции профсоюза указанный вопрос в подобной форме больше не рассматривался.
В ноябре 2016 года, уже после проведения федеральных и региональных выборов, прошли публичные слушания по бюджету Кировской области на 2017 и плановый период 2018-2019 годов, в которых участвовали представители профсоюза. В ходе слушаний на вопрос о том, планируется ли сокращение меры социальной поддержки по компенсации коммунальных расходов педагогическим работникам и педагогам-пенсионерам, исполняющий обязанности губернатора Игорь Васильев заверил, что средства в бюджете заложены в полном объеме (на 100‑процентную компенсацию) с учетом индексации, а все обсуждения возможных изменений будут проводиться совместно с представителями профсоюза.
Позже появился новый законопроект, предусматривающий замену 100‑процентной компенсации расходов на фиксированную выплату, но уже в размере 2400 рублей. Данная сумма появилась путем деления количества получателей меры социальной поддержки (9433) на сумму, заложенную в бюджете 2016 года, - 460 млн рублей.
Областная организация профсоюза провела мониторинг предоставления меры социальной поддержки. Несмотря на то что сумма была увеличена в 2 раза, она по-прежнему не покрывала реальных затрат педагогических работников более чем в половине муниципальных образований региона.
Более того, по данным Министерства финансов Кировской области, в 2016 году средний размер компенсации составляет 3670 рублей.
В ходе встречи с и. о. заместителя председателя правительства Кировской области Дмитрием Курдюмовым, председателем Законодательного собрания Кировской области Владимиром Быковым представители профсоюза отмечали, что установление фиксированного размера денежной выплаты, который не обеспечивает полную компенсацию расходов за коммунальные платежи, снизит уровень социальных гарантий для педагогических работников и педагогов-пенсионеров, ухудшит условия предоставления льгот. В качестве доказательства были приведены результаты мониторинга и квитанции за коммунальные услуги.
Также отмечалось, что указанная мера социальной поддержки по своему правовому и социальному смыслу является стимулирующей, а не компенсационной. Она была установлена в 30‑х годах прошлого века для привлечения квалифицированных специалистов в сельскую местность и сохраняла свое действие и в более неблагоприятные для нашей страны времена. Ее серьезное снижение поставит под угрозу существование образования на селе в связи с оттоком молодых специалистов, притом что средний возраст педагогического работника 56 лет.
Когда готовилась данная статья, в адрес местных органов управления образованием и Кировской областной организации профсоюза было направлено письмо за подписью и. о. министра образования Кировской области, в котором разъясняется, «что с целью социальной поддержки работников системы образования, несмотря на сложное финансово-экономическое положение Кировской области, принято решение о сохранении 100% компенсации расходов педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, а также педагогам-пенсионерам».
Таким образом, коллективные действия профсоюза по сохранению действующего правового регулирования мер социальной поддержки увенчались успехом. Экономическая эффективность составила порядка 250 миллионов рублей.

Александр УСАТОВ,
правовой инспектор труда Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, член Совета по правовой работе при ЦС профсоюза


В России продолжается кампания по привлечению молодых специалистов-педагогов в сельскую местность. Льготы, устанавливаемые сельским учителям, было решено распространить и на период 2016-2017 годы. Об этом, в частности, сообщалось на заседании Кабинета министров, прошедшем в середине сентября 2015 года Татьяной Голиковой, занимающей пост главы Министерства Здравоохранения и социального развития РФ. В рамках поддержки учителей и привлечения их в местность, в которой ощущается их жесткая нехватка Правительство пошло на предоставление разного рода льгот. Давайте перечислим льготы, которые оставили в 2017 году учителям, работающим или переезжающим в сельскую местность для осуществление педагогической деятельности.

Трудовые льготы сельским учителям в 2017 году

Из трудовых льгот сельским учителям, которые было решено оставить в 2017 году, можно выделить:

- разрешение работать по совместительству ,

- сокращенную рабочую неделю . Выражается она в требовании к минимальному количеству отработанных часов в неделю. Тогда как для остальных категорий работников это количество обычно составляет 36 часов , педагоги, преподающие в сельской местности, могут работать от 18 часов в неделю и это не будет нарушением трудового законодательства.

- увеличенный ежегодный отпуск - от 42 до 56 дней. Если говорить об отпуске в целом - педагог, имеющий стаж 10 лет имеет право уйти в отпуск сроком на 1 год. При этом 335 статья ТК оставляет право за педагогом сохранить свое рабочее место. Что касается заработной платы на этот период времени - она будет зависеть от регионального законодательства и правил, установленных в самом учебном заведении. Регионы, активно привлекающие учителей в сельскую местность, оставляют за педагогом от 30 до 50 процентов среднемесячной заработной платы.

- досрочный выход на пенсию . Учителя, отработавшие 25 лет на педагогическом поприще, могут выйти на пенсию, имея подтверждающие свой стаж документы,

Компенсационные льготы учителям в сельской местности в 2017 году

Компенсационные льготы принято отличать от трудовых, так как они относятся в другой стороне поддержки от государства. Среди льгот, действие которых будет продлено в том числе на 2016 год для учителей, работающих в сёлах, можно выделить:

Компенсация оплаты за съем жилого помещения или услуги по содержанию и ремонту жилья – 100% компенсация ;

Компенсация оплаты центрального отопления (или отопления жилого помещения природным газом) – 100% компенсация , согласно показаниям счетчиков за каждый месяц;

Компенсация оплаты отопления жилого помещения твердыми видами топлива (дровами, углем, брикетами) – 100%, согласно нормативам;

Компенсация оплаты освещения жилого помещения, согласно нормативам, определенным на каждый кв. метр площади в месяц.

Льготы молодым педагогам в 2017 году. Последние новости

Что касается молодых специалистов системы обучения, работающих в селах и сельской местности, в 2017 году им также будут оставлены следующие привилегии:

Единовременно социальное пособие, сумма которого устанавливается в размере от 5 до 10 окладов. Окончательное утверждение суммы этого пособия определяется учебным заведением или региональным законодательством,

Стимулирующая заработная плата (аналог "подъемных" зарплат, которые платят некоторые крупные компании специалистам). Как правило, в случае с педагогами из сельской местности, зарплата повышается на 5-10 процентов,

Доплата за совмещение (работа с учениками на дому, внеклассные занятия при подготовке к олимпиадам и проч.),

Доплата за сложность и напряженность работы,

Льготы педагогам по ЖКХ государство вводит для защиты и поддержки сотрудников в сфере образования, а в сельских окраинах такая льгота ценится сильнее. В целях сохранения такой важной профессии государство ввело целую систему льготных условий на оплату коммунальных услуг для бюджетников сегмента образования. Льготы для педагогов по оплате коммунальных услуг действуют и в городах. Поддержка со стороны государства показывает, насколько важной и нужной является профессия учителя.

Разновидности государственного обеспечения

Вид льготы зависит от местности (городской или сельской), при этом педагогический стаж и условия выхода на пенсию не имеют никакого значения. Для каждого региона существуют свои условия. Более сложно оформить льготу на ЖКХ работнику из города. Законодательство не определило конкретные рамки для такого случая.

Если регион, в котором живет работник, поддерживает общую политику сохранения важной профессии учителя, то оформить необходимые документы будет достаточно легко. При проживании педагога в частном доме, но в пределах города, ему предоставляется скидка на стоимость только 2 услуг: отопление и электричество. Для педагогов, обитающих в многоквартирном доме, действуют общие условия. Более выгодны льготы сельским педагогам по ЖКХ.

Изначально в законе были прописаны условия поддержки учителей только из сельской местности. Тут все не ограничивается скидкой на услуги отопления и электричество. Для работника предусматриваются льготные условия со скидкой на все коммунальные услуги в размере не более 60% (процентное соотношение может меняться в зависимости от региона проживания).

Закон действует только для поселков и городов, расположенных в пределах России. Льгота действует не только на учителя, но и на всех членов семейства (ребенок, муж или жена, родители учителя, иждивенцы). Скидка распространяется и на родственников, которые ведут общее хозяйство с педагогом.

В новом законе размер льготы по оплате коммунальных услуг составляет 100%, то есть можно не платить совсем. Условия распространяются на электроэнергию и свет, топливо для обогрева помещений, центральную систему отопления и систему подачи воды. Скидку по оплате коммунальных услуг также получают учителя, которые вышли на пенсию. На размер и возможность оформления льгот не влияет ни стаж, ни выход на пенсию.

Вернуться к оглавлению

Процесс оформления

Потребуются следующие документы:

  • подтверждение отсутствия льготы (ранее ее не оформляли);
  • сведения о количестве членов семьи;
  • ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • сведения о размерах жилой площади дома.

Чтобы все условия действовали, нужно жить в сельской местности и преподавать по своему месту жительства. Учителям, обитающим в условиях города, нужно уточнить возможность действия всех условий. В этом помогут работники учреждения по социальной поддержке населения в регионе. Учителям из поселков городского типа ставка рассчитывается по сниженной в 2 раза норме трудового времени (для всех — 36 часов за неделю, а для преподавателей — 18). Параллельно преподавательскую деятельность можно совмещать с другими видами занятости.

Государство компенсирует траты не только на коммунальные услуги, но и на средства для отопления дома. В таких целях могут закупаться уголь и дрова. Траты на электричество компенсируют в объемах, предусмотренных нормативами на 1 м². Молодые специалисты, желающие преподавать в поселках городского типа и сельских местностях, получают сумму помощи для начала ведения хозяйства. Действует и субсидия в размере 30% на закупку жилой площади.

Во всех областях существует свой, особый, выработанный годами принцип получения льгот. Например, некоторые педагоги практикуют проведение полной оплаты коммунальных личными средствами. Затем они получают квитанцию с точной суммой. С этим документом учитель идет в местную бухгалтерию муниципального учреждения, где его запрос рассматривается в течение 2 недель. После успешного одобрения заявки педагог получает компенсацию.

С 2013 года сельским учителям введена конкретная сумма дотаций в размере 1200 рублей. Воспользоваться суммой можно на оплату электричества, отопления, подачи воды и даже на оплату жилья.

Льготы педагогам по ЖКХ перевели на конкретную сумму из-за большего количества различий в системе расчетов разных городов, областей и краев. А таким способом чиновники пытаются избавиться от большего разрыва в значениях льгот.

Чтобы получить скидку на коммуналку и воспользоваться всеми преимуществами, педагог должен обратиться в отдел социальной защиты населения и узнать необходимый перечень документов.

С собранным пакетом бумаг нужно обратиться к работникам социального учреждения. Если педагог собрал все необходимые бумаги, то оформление скидки не займет много времени. Государство стремится увеличить число вовлеченных в сферу образования специалистов, поэтому предоставляет такие выгодные условия.

Социальная важность профессии педагога требует от государства принятия мер, направленных на сохранение в профессии квалифицированных, опытных учителей, а также привлечение на работу молодых специалистов.

С этой целью со стороны государства разработаны льготы сельским учителям, пользоваться которыми могут специалисты, уехавшие из крупных городов в села и деревни.

Действующим законодательством определено право педагогов на первоочередное получение бесплатного жилья по месту работу, предусмотрен ранний выход на пенсию по выслуге лет, а также разработаны льготы, направленные на снижение расходов за электроэнергию и отопление.

Какие льготы получают педагоги в процессе трудовой деятельности?

1. Работникам педагогической сферы законодательством снижена норма трудового времени из расчета одной ставки. В отличие от других специальностей, где норма рабочего времени сотрудника составляет 36 часов в неделю, преподаватели могут работать по 18 часов.

Допускается работа по совместительству.
2. Специалисты этой категории имеют право на более длительный оплачиваемый отпуск, который составляет 42 – 56 дней.
3. Для учителей, которые имеют непрерывный рабочий стаж в течение 10 лет, предоставляется льгота в виде отпуска сроком 1 год. Данное право закреплено ТК РФ ст. 335. Уход в такой отпуск гарантирует преподавателю сохранение его рабочего места.Условия и порядок оплаты годового отпуска регламентируются уставом образовательного учреждения или нормативными законодательными актами региона, в котором работает сотрудник.
4. Возможность досрочного выхода на пенсию, после 25 лет ведения непрерывной педагогической деятельности.

Пособия и компенсации, предусмотренные педагогам, работающим в сельской местности!

Специалисты, согласившиеся работать в сельских школах, получают от государства дополнительные льготы. В основном эти пособия направлены на компенсацию расходов за оплату ЖКУ. Согласно ФЗ «Об образовании» определение и регулирование величины пособия за жилищно-коммунальные услуги является компетенцией региональных властей. При этом действуют обязательные льготы специалистам, работающим в деревнях и селах.

В частности им компенсируется:

В полном объеме сумма, представленная к оплате за централизованное отопление или использование газа, если отопительная система в доме работает на природном газе. Компенсация осуществляется на основании показаний счетчика, при его отсутствии – согласно действующей норме потребления;
В полном объеме компенсация суммы расходов, связанных с оплатой электроэнергии, исходя из норматива, утвержденного на 1 м2 общей площади в месяц;
Оплата услуг по содержанию (проведение ремонтных работ) или найма жилья.

Предусмотрена компенсация в полном объеме;

В сельских местностях часто в качестве топлива для обогрева жилья используют уголь и дрова. Законодательством предусмотрена компенсация этих затрат согласно действующим нормативам.
Все эти льготы преподаватели получают даже после выхода на пенсию при условии, что их рабочий стаж вне города составляет минимум 10 лет и в период выхода на пенсию они пользовались предоставленными льготами.

Какие преимущества имеются у молодых специалистов?

Многие регионы РФ предлагают молодым специалистам после окончания ВУЗа дополнительные льготы. Данное условие распространяется исключительно на педагогов, которые работают в сельских школах и других образовательных учреждениях. В числе таких преимуществ выступает пособие для обзаведения хозяйством, размер которого кратен 5 – 10 окладам.
Молодым специалистам полагается пособие для строительства или покупки собственного жилья. Величина субсидии может составлять до 30% стоимости жилой площади.
На начальном этапе (в течение первых 3-х лет) молодым педагогам могут предоставляться дополнительные стимулирующие льготы в виде повышения тарифной сетки заработной платы на 5 – 10%.

Какие поправки были приняты в ФЗ «Об образовании»?

Согласно новому законопроекту, за преподавателями сохраняются все предлагаемые ранее льготы. Касательно оплаты труда, теперь заработная плата педагогов, работающих в селах и поселках, будет не ниже уровня средней заработной платы в регионе. В каждом регионе установлен свой средний уровень зарплаты для специалистов, занятых в педагогической сфере. Оклады преподавателей разных регионов сильно отличаются, что связано с величиной региональной надбавки. С целью привлечь молодых педагогов для работы в села, законом предусмотрено увеличение базовой части.
Законом также закреплено право работников педагогической сферы на получение дополнительного профессионального образования. Воспользоваться этой возможность специалист сможет минимум 1 раз в 3 года.
В закон была внесена интересная поправка, которая предусматривает учет мнения всех жителей поселка при рассмотрении вопросов, касающихся ликвидации или реорганизации поселковых школ.

Данная инициатива призвана повысить образование на селе, закрепив за школами профессиональные кадры.
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г. (в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

На какие выплаты могут рассчитывать преподаватели?

Вместе с заработной платой педагоги могут рассчитывать на дополнительные льготы, в частности за:
Ведение химии – учителя, преподающие этот предмет, получают доплату за вредные рабочие условия;
Классное руководство;
Приобретение профильной продукции (литература, учебные пособия, методички);
Работу в компенсационных (специализированных) классах, включая обучение учеников на дому;
Напряженность и особый рабочий режим;
Другие виды материальной помощи.

Каждое отдельное образовательное учреждение, а также в отдельности населенный пункт или регион могут начислять преподавателям дополнительные компенсации и выплаты. Для получения социальных пособий необходимо, чтоб порядок их начисления и выдачи регламентировался соответствующими документами, т.е. льготы должны иметь четкий источник финансирования.