Система и виды административных взысканий.

Административное наказание можно отнести к одному из способов пресечения преступлений. Это мера ответственности за нетяжкие правонарушения. Основные виды административных взысканий используют для предотвращения новых преступлений и в целях воспитания индивида. Выражаясь в основном в материальном воздействии, такая мера сочетает в себе моральное влияние на человека, а также временное ограничение его прав.

Виды административных взысканий назначаются специальными руководящими органами и должностными лицами, перечень которых содержится в Кодексе РФ. К ним относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти. Административная ответственность корректируется правовыми принципами, с узаконенным перечнем правонарушений и взысканий. Основным регламентирующим документом является Кодекс Российской Федерации.

Административная ответственность. Виды административных взысканий

Все меры такого рода образуют систему, которая обладает общностью природы, целей применения, оснований и возможностью их взаимозаменяемости. Итак, какие типы взысканий существуют:

  1. Письменное предупреждение.
  2. штрафа.
  3. Конфискация предмета.
  4. Лишение прав.
  5. Изъятие орудия правонарушения.
  6. Арест административный.
  7. Исправительные работы.
  8. Изгнание за пределы России (в случае правонарушений, которые совершили иностранные граждане).
  9. Дисквалификация.
  10. Приостановление предпринимательской деятельности.

Понятие и виды административных взысканий могут иметь и индивидуальный характер. Например, отзыв лицензии, аттестата, подтверждающий квалификацию нарушителя. Предъявляемые меры подразделяются на группы. Так, конфискация имущества относится к видам административного взыскания основного и дополнительного типа, когда арест, лишение прав – только к основному.

Судьи имеют право назначать следующие меры наказания: изъятие и конфискация орудий правонарушения, отнятие специальных прав, депортация за пределы страны, арест, дисквалификация. Кодекс РФ в административном порядке разрешает применять только предупреждение и штраф.

Предупреждение

Виды административных взысканий, выражающие в данной мере, представляют собой одну из легких форм карательных воздействий. Предупреждение оформляется в письменном виде, так как устная форма не является наказанием, а считается лишь мерой морального влияния. Письменное постановление о нарушении вручается правонарушителю или отправляется к его законному представителю. Такая мера несет определенные юридические последствия, предусмотренные Законом РФ. В течение года письменное предупреждение несет силу как административное нарушение, которое имеет влияние на последующие меры взыскания при повторном неправомерном действии.

Штраф

Данный вид представляет собой денежное взимание, которое предусматривается законом. По причине его оперативного использования данная мера относится к группе популярных видов административных взысканий. Штрафы имеют подвижные размеры и способы назначения. Ранее они определялись Законом РФ путем указания минимального и максимального размера материального наказания. Также границы штрафа отличаются относительно простых граждан и должностных лиц.

С 1992 года был определен порядок перерасчета наказания исходя из которого пересчитывались штрафы, имеющие сумму, не превышающую установленного законом предела – 3 тысячи рублей. Таким образом, если верхний размер не превышает 10 рублей, то его считают равным одной десятой минимальной оплаты труда в месяц, который был установлен до момента совершения преступления. В случаях, когда размер не превышает 3 тысяч рублей, штраф считают равным десяти минимальным окладам. Учитывается, что граница материального наказания не может быть ниже четырех минимальных размеров заработной платы и больше десятикратной величины стоимости похищенной или поврежденной собственности. Взыскание административных штрафов осуществляют судебные инстанции, ФНС России, органы МВД.

Изъятие. Конфискация

Такой вид взысканий выражается в принудительной конфискации предмета, который участвовал в правонарушении. Изъятие объекта осуществляется путем возврата полученной суммы собственнику за вычетом расходов по операции его сдачи. Такой вид наказания неприменим к оружию и боеприпасам, принадлежащих индивидам, для которых охота приходится главным промыслом, если за счет него индивид живет. Законом РФ предусмотрены следующие категории использования возмездного изъятия:

  • В виде основного взыскания, альтернативного другим видам, которые предусмотрены за данное преступление.
  • В виде дополнительного наказания, включая другие виды административных взысканий, – штраф.

Конфискация выражается в принудительном и безвозмездном изъятии предмета во владение государства. Объект должен был находиться в личной собственности правонарушителя. Исключение относится к конфискации предметов за нарушение таможенного перевоза. В этом случае неважно, в чьей собственности находится объект. Существует ряд ограничений в этой мере наказания. Так, Закон РФ предусмотрел список предметов, которые нельзя конфисковать. Также огнестрельное оружие и боеприпасы не изымаются у лиц, для которых охота является средством существования.

Административный штраф необходимо оплатить не позже тридцати дней с момента вступления в законную силу постановления о нем. Если нарушитель не вносит оплату вовремя, то копия о постановлении направляется по месту работы либо учебы, где удерживается необходимая сумма. Бывает вариант, когда преступник нигде не работает и доходов не имеет, тогда вердикт направляется к судебным приставам, которые снимают необходимую сумму с имущества индивида. В случае когда правонарушителем является несовершеннолетний, штраф взыскивается с его родителей или с опекунов.

Лишение прав

Понятие и виды административных взысканий включают в себя изъятие прав. Например, лишение прав на вождение автомобиля или на занятия охотой. Срок изъятия лицензии не может быть меньше 30 дней. Лишение водительских прав на специальное средство передвижения у инвалидов невозможно, за исключением вождения в пьяном виде или отказа остановки автомобиля полицией. Права на охоту также не подлежат изъятию в случаях, когда данный промысел является для индивида основным источником существования.

Лишение водительских прав назначается в следующих случаях:

  1. Управление машиной в нетрезвом состоянии.
  2. Превышение скорости более чем на 60 километров в час.
  3. Несоблюдение техники безопасности и правил перевозки опасных грузов.
  4. Выход автомобиля на встречную полосу.
  5. Остановка, стоянка на железнодорожном переезде, а также пересечение путей не по правилам.
  6. Отказ пройти медицинское освидетельствование и другие.

Часто лишение прав назначают вместо административного штрафа или ареста.

Исправительные работы

Данный вид взимания применяется на срок до 2 месяцев с отбыванием по месту постоянной работы индивида, который совершил преступление. Исправительные работы – виды административных взысканий, которые приносят материальную пользу государственной казне. В этом случае удерживается до 20 процента заработка правонарушителя. Срок работ должен быть не меньше 15 суток. Данный вид наказания не применяется к лицам, которые являются безработными.

Административный арест

Мера наказания устанавливается в исключительных случаях на срок до 30 дней. В ситуациях, когда до ареста правонарушитель был задержан, то срок задержания включается в административный арест. Данная мера взыскания не применяется к матерям, у которых есть дети в возрасте до 12 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп и к несовершеннолетним. Наказание используется за повторные правонарушения, мелкое хулиганство, а также намеренное неповиновение Закону. Административный арест назначается за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий. Правонарушители содержатся в специальных приемниках ОВД. Они подчиняются правилам установленного режима в таких учреждениях.

Выдворение за пределы государства

Применение данной меры взыскания регламентируется специальными нормативно-правовыми актами. Система и виды административных взысканий в виде депортации применяется только в отношении иностранцев или индивидов, которые не имеют гражданства. Выдворение предусмотрено только в следующих случаях:

  1. Нарушение режима государственной границы.
  2. Нарушение режима пребывания в России.
  3. Нарушение правил привлечения и использования иностранной силы.
  4. Нарушение иммиграционных правил.

Дисквалификация и приостановление деятельности

Первый вид взыскания выражается в лишении индивида права занимать руководящий пост, входить в совет директоров, заниматься предпринимательской деятельностью по управлению юридическим лицом. Дисквалификация устанавливается на период с шести месяцев до трех лет только судьей. Оно применимо к индивидам, которые входят в состав совета директоров либо осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Также дисквалификация используется в качестве наказания арбитражных управляющих и индивидуальных предпринимателей. Данная мера применяется в следующих ситуациях:

  • нарушение норм труда и его охраны индивидом, который уже подвергался наказанию за аналогичное правонарушение;
  • преднамеренное или фиктивное банкротство, а также неправомерные действия в данной ситуации;
  • незаконное управление юридическим лицом;
  • заключение сделок, выходящих за пределы полномочий;
  • предоставление документов с ложными сведениями.

Приостановление деятельности назначается в случаях возникновения эпидемии, угрозы здоровью или жизни людей, радиационной аварии, совершения правонарушения в области запрещенных препаратов, «отмывания» доходов, финансирования террористов. Данное взыскание назначается судьей и устанавливается на срок не больше 90 суток. Если обстоятельства, из-за которых было наложено наказание, устранены, то судья имеет право досрочно прекратить исполнение административного приостановления деятельности.

Виды административных взысканий в странах СНГ

Законодательства Украины и Республики Беларусь в области административных взысканий сходны между собой. Меры наказаний делятся на основные и дополнительные. Согласно Кодексу РБ к первой категории относятся исправительные работы, предупреждение, штраф и арест. Дополнительные виды административных взысканий в РБ включают в себя конфискацию, возврат стоимости объекта правонарушения. Самой строгой мерой административного наказания в Беларуси является административный арест. Общий срок этого вида взыскания составляет 15 суток. Не подлежат аресту лица, у которых имеются на иждивении несовершеннолетние дети, инвалиды и пенсионеры старше 80 лет.

Виды административных взысканий в РБ включают исправительные работы. Данная мера устанавливается на срок не больше двух месяцев и применяется к лицам, которые были освобождены от уголовной ответственности за преступления, не несущие большой опасности для общества. При этом преступник должен был загладить свою вину, например, возместить ущерб. Виды административных взысканий в Украине также включают исправительные работы сроком до двух месяцев. Но в стране существуют еще общественные, которые назначаются не больше чем на шестьдесят часов. Данный вид работ не назначается беременным женщинам, инвалидам, мужчинам и женщинам пенсионного возраста. Исправительные работы так же, как и в России, отбываются по месту работы, и по результатам удерживается 20 процентов в пользу государства.

Виды административных взысканий РК схожи с российскими. Одной из самых распространенных мер наказания является штраф, выражающийся в начислении процентов от суммы неисполненного налогового обязательства, нанесенного окружающей среде вреда, неуплаченных отчислений, сделки, выполненной с нарушением финансового законодательства, и другие. Размер данного наказания не может быть меньше одной пятой месячного расчетного показателя. Если правонарушителем является юридическое лицо, то денежное взимание должно быть равно или больше пятисот месячных расчетных показателей. Взыскание административных штрафов осуществляется в судебном порядке и поступает в счет казны Республики.

В Казахстане лишать водительских прав могут на срок от 6 месяцев до 10 лет. В Украине данная мера наказания применяется на период до трех лет, в случаях когда систематически нарушаются правила пользования автомобилем, срок может быть также увеличен до десяти лет. Специального права в Республике Казахстан можно лишиться не меньше чем на месяц, но не больше двух лет. Вопросом о справедливости такой меры наказания занимается суд. Но если нарушение произошло в финансовой сфере, то лишить лицензии на осуществление деятельности имеет право Национальный банк Республики Казахстан. В этом регионе в исключительных случаях назначается административный арест сроком до 45 суток. Но эта мера не может быть применима к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, ждущих ребенка, инвалидам первой и второй групп, а также пенсионерам. Что касается депортации иностранных граждан, то данное взыскание применяется только судьей. К правонарушителям в Республике Казахстан применяются следующие меры влияния:

  1. Проверка знаний ПДД.
  2. Принудительное лечение или медицинский осмотр.
  3. Формирование особых требований к поведению индивида, который нарушил порядок.

Как видно из приведенных данных, виды административных взысканий в РФ схожи с мерами наказания в данных местностях, что значительно упрощает жизнь в случае переезда.

В перечисленных странах и республиках при назначении наказания рассматривается как характер нарушения, так и личность виновного, его финансовое положение. При вынесении вердикта учитываются обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность. Так, ситуациями, которые призваны облегчить наказание, являются:

  1. Добровольное признание.
  2. Раскаяние.
  3. нарушителем вредных последствий своих поступков.
  4. Состояние аффекта или стечение тяжелых личных обстоятельств.
  5. Правонарушитель является беременной женщиной или матерью, имеющей малолетнего ребенка.
  6. Несовершеннолетие.

Перечисленные обстоятельства применимы только к физическим лицам. В случаях с юридическими лицами на облегчение наказания могут повлиять добровольное признание, предотвращение вреда, возмещение ущерба на добровольной основе. Отягчающими обстоятельствами будут считаться:

Согласно Кодексу нашей страны административная ответственность неприменима к лицам, которые во время преступления находились в состоянии невменяемости из-за психического заболевания или слабоумия. Если правонарушитель действовал в состоянии крайней необходимости, в случае непосредственной угрозы жизни, то данная мера наказания также неприемлема.

Постановление о назначении наказания может быть обжаловано. В этом случае судья или должностное лицо приостанавливают исполнение вердикта до рассмотрения протеста. Бывает, что обжалование справедливо и может быть назначена другая мера взыскания, более облегченная, либо полностью прекращается исполнение наказания.

Следующим элементом общей характеристики административной ответственности являются административные взыскания. Они являются мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяются в целях воспитания лица, его совершившего, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Главное, т.е. юридическое, его содержание состоит в том, что такого рода взыскание означает прежде всего применение к правонарушителю соответствующей наказательной меры, равно как и во всех других случаях совершения правонарушений. Это означает, что административное взыскание влечет наступление определенных негативных последствий для виновного. Другое дело - степень таких последствий. Они мягче по сравнению с уголовным наказанием , хотя нередко весьма близки к ним.

Административные взыскания могут выражать либо моральное осуждение деяния, совершенного тем или иным лицом (например, предупреждение), либо материальное воздействие на правонарушителя (например, денежный штраф , конфискация имущества). Но во всех случаях они не преследуют цель возмещения материального ущерба, нанесенного данным административным правонарушением.

Если же такой ущерб нанесен административным правонарушением гражданину или юридическому лицу , то в соответствии со ст. 40 КоАП одновременно с наложением взыскания полномочный орган (должностное лицо) решает вопрос о его возмещении, однако в крайне ограниченном объеме - половина минимального размера оплаты труда . Только народный суд вправе решить данный вопрос независимо от размера ущерба.

Предполагается, что при отсутствии спора только судья может принять решение о возмещении имущественного ущерба, а в остальных случаях он возмещается в исковом порядке.

Административное взыскание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства лица, совершившего правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных взысканий

Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф ; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения ; лишение специального права ; исправительные работы ; административный арест ; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства .

Все они рассчитаны как на физических, так и на юридических лиц .

Предупреждение - официальное осуждение государством правонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограничиться устным замечанием, которое административным взысканием не является (ст. 26 КоАП).

Административный штраф - денежное взыскание, выражаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда , т.е. наказание материального характера.

Возможно его выражение в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода , полученного в результате административного правонарушения.

Административный штраф не может составлять менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Налагаемый на граждан , он не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - пятидесяти; на юридических лиц - пятисот таких размеров. В случае утраты, повреждения имущества или получения незаконного дохода размер штрафа - до десятикратной величины стоимости имущества либо размера дохода.

В некоторых случаях размер административного штрафа определяется в абсолютных величинах (например, за бесплатный проезд в общественном транспорте в г. Москве - 10 рублей).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или его непосредственным объектом, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по его реализации. Это взыскание не применяется в отношении охотничьего оружия , боеприпасов и других орудий охоты, принадлежащих лицам, для которых охота является основным законным источником существования (ст. 28 КоАП).

Конфискация таких же предметов - принудительное безвозмездное изъятие их в собственность государства. Ограничения применения данного взыскания такие же, как и при возмездном изъятии предметов. Конфискация назначается судьей (ст. 29 КоАП).

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение порядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет.

Лишение права управления транспортными средствами не применяется к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью.

Однако в случаях управления ими в состоянии опьянения, уклонения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия с их участием такое взыскание может быть к ним применено.

Не применяется взыскание к лицам, для которых право охоты, хранения и ношения охотничьего оружия является источником их существования (ст. 30 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Назначает их суд (судья) (ст. 31 КоАП).

Предполагается исключение исправительных работ из числа административных взысканий, так как они по своей сути являются административным штрафом «в рассрочку».

Административный арест применяется в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток судом (судьей). Фактически он означает краткосрочное лишение свободы ; арестованные содержатся по стражей.

Арест не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам первой и второй групп, а также к лицам, не достигшим 18 лет (ст. 32 КоАП).

Административное выдворение из пределов РФ - взыскание, применяемое только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП).

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся предупреждение, административный штраф, административный арест.

Возмездное изъятие, конфискация относятся к числу дополнительных взысканий. Лишение специального права, административное выдворение могут применяться как основные, так и дополнительные взыскания.

Так, контрабанда товаров, ценностей и иных предметов влечет наложение штрафа (основное взыскание) и конфискацию (дополнительное взыскание) предметов контрабанды (ст. 187 КоАП).

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Правила наложения административных взысканий

Важное значение имеют средства, обеспечивающие законность при наложении таких взысканий. В этом смысле прежде всего следует характеризовать условия, исключающие административную ответственность и, следовательно, наложение административных взысканий.

Установлена давность привлечения к административной ответственности. Лицо не подлежит административному наказанию по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административные взыскания могут налагаться также на лиц, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел ввиду наличия в их действиях признаков административного правонарушения.

Административное взыскание – меры государ­ственного принуждения в отношении лица, совершив­шего административный проступок, которое применяется с целью воспитания лиц, а также предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами.

Взыскания характеризуются тем, что обычно их применение создаёт для нарушителей состояние наказанности , которое сохраняется в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия .

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы).

Виды и порядок применения административных взы­сканий определяются КУоАП.

Закон подразделяет административные взыскания на основные идополнительные. Возмездное изъятие, административное выдворение и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных. Административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены.

Виды административных взысканий:

1) Предупреждение – взыскание морального характера, письменное или в другой форме (например, в виде записи в талоне к свидетельству водителя) официальное предостережение уполномоченным должностным лицом о недопустимости совершения правонарушений. Предупреждение влечёт за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным с вытекающими из этого последствиями. Устное предупреждение не является административным взысканием.

2) Штраф – имущественное взыскание или изъятие у нарушителя определенной денежной суммы в пользу государства. Является наиболее распространённым взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Размер административного штрафа, как правило, исчисляется в соотношении с необлагаемым налогом минимумом дохода граждан в месяц, сумма которого изменяется и на сегодняшний день составляет 17 гривень. По отношению к должностным и юридическим лицам в сравнении с гражданами законодательством установлены более высокие размеры штрафа.

3) Возмездное изъятие предмета – состоит в принудительном изъятии (реквизиции) только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Изъятые предметы на основании постановления о возмездном изъятии сдаются компетентным органом (должностным лицом) в магазин по месту нахождения имущества для реализации в порядке комиссионной торговли. Вырученная от продажи сумма передаётся бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.


4) Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в частной собственности физического лица-правонарушителя, если иное не предусмотрено законодательством. Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту меру административной ответственности от аналогичной меры уголовного наказания.

5) Лишение специального права предоставленного гражданину, относится только к праву управления транспортными средствами и праву охоты за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Максимальный срок, предусмотренный законом равен 3 годам.

6) Исправительные работы – мера административного взыскания, которая объединяет в себе аспекты материально-ограничительного воздействия. Применяется на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с отчислением до 20% заработка в доход государства. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней. Разумеется, данное взыскание не может применяться к правонарушителям, не имеющим постоянного места работы.

7) Административный арест наиболее суровая мера административного взыскания – устанавливается только за отдельные виды административных правонарушений близких к преступлениям и применяется в исключительных случаях. Применяется только в судебном порядке на срок до 15 суток.

Административное выдворение из пределов Украины применяется по решению органов внутренних дел или СБУ к иностранцам, лицам без гражданства, если:

– их действия противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка;

– они грубо нарушили законодательство о правовом статусе иностранцев.

Иностранец обязан покинуть территорию Украины в срок, определенный в решении о выдворении. Иностранцы, которые уклоняются от выезда, подлежат задержанию и выдворению в принудительном порядке.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

а) административные комиссии при органах государственной исполнительной власти или исполнительных комитетах органов местного самоуправления;

б) исполнительные комитеты поселковых и сельских советов;

в) районные суды (судьи единолично) ;

г) должностные лица органов внутренних дел, государственных инспекций, других уполномоченных органов.

Понятие и виды административных взысканий, как правило, выражаются в материальном или моральном воздействии на правонарушителя. Некоторые наказания сочетают в себе и временное ограничение прав, и материальное воздействие, и осуждение. Законодательством установлены определенные виды административных взысканий:

  • конфискация денежных средств, приобретенных вследствие совершения правонарушения;
  • исправительные работы;
  • лишение специальных прав (на охоту или управление автомобилем);
  • общественные работы;
  • штраф;
  • административный арест;
  • платное изъятие предметов, ставших объектом правонарушения;
  • предупреждение.

Система и виды административных наказаний: конфискация

Конфискация предмета, который является непосредственным объектом или орудием совершения правонарушения, состоит в безвозмездном принудительном обращении данного предмета по решению суда в государственную собственность. Конфискованы могут быть лишь те предметы, которые находятся в частной собственности правонарушителей. Состоит возмездное изъятие в принудительном отборе по судебному решению с последующей реализацией для передачи вырученных средств бывшему собственнику.

Штраф и предупреждение как виды административных взысканий

Выносится предупреждение в письменном виде. В некоторых случаях, предусмотренных законом, оно может быть зафиксировано другими установленными способами. Штраф - это финансовое взыскание, которое налагается на должностных лиц и граждан за нарушение в размере, определенном законодательством.

Виды административных взысканий: общественные и исправительные работы

Заключаются общественные работы в выполнении лицом, совершившим правонарушение, бесплатных которых предопределены органами местного самоуправления. Назначены они могут быть в судебном порядке на период от 20 до 60 часов и отбываются не более 4 часов в день. Не назначаются общественные работы лицам, которые признаны инвалидами, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста. Применяются на период до двух месяцев с нахождением по месту постоянной работы лиц, совершивших нарушение, с вычетом 20% от их общего заработка. Назначаются исправительные работы судом.

Виды административных взысканий: лишение специальных прав и арест

Применяется лишение на право охоты на период до трех лет за систематическое или грубое нарушение установленных порядков использования данного права. Оно не может быть применено к гражданам, охота для которых является главным источником существования. на управление автомобилем используется на период до трех лет за повторное или грубое нарушение установленных порядков пользования либо на период до десяти лет за систематические нарушения. используется только в исключительных случаях за определенные на период до 15 суток. Данный тип взыскания назначается только судом и не может быть применен к инвалидам, лицам, не достигшим совершеннолетия, к женщинам, у которых есть дети в возрасте до 12 лет, беременным.

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Институт профессиональных инноваций

Факультет "Юридический"

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Контрольная работа на тему:

"Виды административных взысканий"

г. Улан-Удэ


Введение

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий

Заключение


Введение

Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест. Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Существует также еще одна мера взыскания – это административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, - их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммун6одефицита человека (ВИЧ-инфекции)" предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном её законодательством.

Таможенным кодексом РФ и рядом других актов установлено такое взыскание, как:

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата;

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все перечисленные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.


Глава 1. Виды административных взысканий

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотреть несколько вариантов определения размеров штрафов.

· В определенной сумме (от 500 000 руб. и т.п.).

· Кратно месячному доходу (до 3-мес. дохода, например).

· Кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до 5-кратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).

· Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов используется чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 Таможенного кодекса).

· Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 тысяч минимальных окладов .

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, Таможенным кодексом). Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его – 15 суток, а максимальный – три года.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от 15 дней до 2-х месяцев, с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Лицо может быть подвергнуто административному аресту также на основании ст. 50 1 Уголовного кодекса за завершение действий, содержащих признаки преступления, и ст. 302 КоАП - в порядке замены исправительных работ, если виновный уклоняется от отбывания этого взыскания.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст. 245 Таможенного кодекса). В замере до 300 % на основе норм Таможенного кодекса, может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа состоит в том, что оно может быть основным и дополнительным.


Глава 2. Принципы наложения административных взысканий.

В главе 4 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

1. законность;

2. целесообразность;

3. своевременность, оперативность воздействия;

4. сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

Такие же правила содержатся в Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированны действия и т.д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело народному судье.

Важнейший принцип применения административных взысканий – целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельства, смягчающие ответственность:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушителя, добровольное возмещение ущерба или устранение причин вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение нарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень открытый, т.к. могут быть еще иные обстоятельства, смягчающие ответственность

Обстоятельства, отягчающие ответственность:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц, прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения. С учетом конкретных данных последнее обстоятельство может быть не признано отягчающим.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность закрыт. Так как он закреплен законом, то только акт с такой же юридической силой может пополнить этот список.


Глава 3. Срок давности наложения административных взысканий

Положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а ругая имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное давностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений.

Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока.

Из общего правила предусмотрено два исключения:

1. при фактически неоконченном, длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения;

2. в случае отказа в возбуждении уголовного ела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка, административное взыскание может быть наложено не позднее оного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняться не двум, а одному месяцу.

Таким образом, названы три варианта определения старта срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности действует при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата, могут быть наложены на физических и должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения. В этой же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

В ст. 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения. В отношении иных взыскания (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых за нарушение таможенных правил и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.


Заключение

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и т.д.), либо на него возлагается специальные "штрафные" обязанности. Кара – это "правовой урон" привлеченному к ответственности.

Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она – необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав). Взыскания второй группы в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.


Список использованной литературы

1. Конституция РФ

3. Уголовный кодекс РФ

4. Таможенный кодекс

5. Ведомости. 1992, № 2

6. Ведомости. 1992, № 10

7. Ведомости. 1992, № 34

8. Ведомости. 1992, № 47

9. Сборник законов. 1994, № 7

10. Сборник законов. 1994, № 35

11. Сборник законов. 1995, № 14

12. Сборник законов. 1995, № 22

13. Сборник законов. 1995, № 30

14. Сборник законов. 1995, № 34

15. Сборник законов. 1996, № 17


Сборник законов РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.

Сборник законов. 1995. № 22. Ст. 1977.