Съемка на длинной выдержке. Как снимать с длинной выдержкой днем, еcли у вас нет ND фильтра

Необычное притягивает внимание и остается в памяти. Находясь на выставке фоторабот, зрители гораздо чаще останавливаются перед фотографиями, которые отражают мир не таким, каким мы его привыкли видеть. Необычные фотографии - это больше плод воображения фотографа, помноженного на опыт и тонкое знание возможностей фотокамеры, чем достоинство самой сцены съемки. Что толку просто "сфоткать" красивый пейзаж? Ведь это же самое люди могут увидеть своими глазами. А вы возьмите и сфотографируйте эту же сцену используя нестандартный подход и у ваших фотографий на выставках будут останавливаться для обмена мнениями и обсуждения даже если вы простой новичок. Сегодня "разбираем по косточкам" очередной секрет удачных фотографий - дневную съемку с длинной выдержкой.

Для кого написана эта статья

В первую очередь я пишу это для себя. И не потому, что боюсь просто забыть фокус с длинной выдержкой :). Я его знаю уже давно и иногда нахожу ему вполне достойное применение. Лично мне эта статья нужна, чтобы еще немного продвинуть данный сайт. Сделать его еще более посещаемым и узнаваемым. Знаете, приятно, когда тебе потом пишут письма с благодарностями, ставят лайки, задают вопросы и просят совета.

Для меня, который не считает себя профессионалом, а, от силы, продвинутым фотолюбителем, получать такое внимание и делиться накопленным опытом - большая честь. Все же человеку время от времени необходимо осознавать свою полезность и даже значимость, чтобы иметь силы идти дальше. Кроме того, этот сайт приносит небольшую денежку за рекламу. Так что чем больше здесь полезных материалов, тем большую прибыль он принесет.

Наверное мало кто пишет такое на своих сайтах. Многие прикрываются "заботой о ближнем" и стремлением облегчить жизнь совершенно незнакомым людям. На самом деле это, мягко говоря, не совсем так. Многие фотографы, ведущие подобные блоги, рано или поздно рассчитывают продвинуться, стать известным, возможно, даже великими. Это позволит получать больше заказов на фотосъемку и, соответственно, лучше зарабатывать.

Кроме моего личного, чисто шкурного интереса, техника съемки, которую мы будем рассматривать в данной статье, будет интересна многим начинающим фотолюбителям. Просто многим уже надоели обычные "фотки", сделанные по принципу "шел мимо - увидел - выхватил фотоаппарат - щелкнул - пошел дальше". Есть желание сделать следующий шаг, узнать какие-то секреты продвинутой фотосъемки .

Таких секретов довольно много и сегодня мы посмотрим только на один из них.

Для того, чтобы воспользоваться предложенной здесь техникой, ваш фотоаппарат должен "уметь" снимать в полностью ручном режиме. Фотокамеры, имеющие только авторежим, и абсолютное большинство мобильных телефонов нам не подойдут.

Зачем вообще нужна длинная выдержка

Надеюсь, вы уже знаете, что такое выдержка и как ее значение влияет на качество фотографии. Для тех, кто делает самые первые шаги и пока не очень разбирается в этих вопросах, могу предложить сначала полистать эту статейку:

Безусловно вы знаете, что вечером и, тем более, ночью, когда света становится все меньше, приходится устанавливать более длительные выдержки. Иначе фотографии получатся совсем темными. То же самое касается съемки в помещении, особенно в темных чуланах, на чердаках и в погребах:)

Длинная выдержка - очень большое подспорье при съемке в темноте. С другой стороны, она же может "все испортить". Стоит только пошевелить фотоаппарат, который в этот момент снимает с длинной выдержкой (например - 1-2-5 или более секунд) и изображение будет безнадежно размазано. Да что там 1 секунда! Иной раз и на 1/30 секунды уже появляется некая размытость, обусловленная тем, что вы "приплясывали" в момент, когда нажали на кнопку спуска. Знаете, так бывает при фотосъемки в местах, где много комаров. Бывает, только нажмешь кнопку спуска и тут же какая-то гадина обязательно укусит за ногу.

Получается так называемая "шевеленка". Подобные фото являются, если можно так выразиться, позором профессионального фотографа и сразу же стираются, чтобы никто, не дай Бог, не увидел данного конфуза:)

Тем не менее, длинную выдержку можно использовать и во благо, причем не только ночью, но и "светлым-пресветлым днем".

Техника съемки, которую я собираюсь описать, основана на том обстоятельстве, что в кадре могут присутствовать и совершенно неподвижные объекты, и те, что находятся в движении. Порой эта техника - чуть ли не единственный способ сделать достойную фотографию той или иной сцены.

Секрет фотосъемки с длинной выдержкой

Снимки, которые вы увидите в данной статье, сделаны мной с интервалом в один день. Сначала разберемся с тем, как можно красиво сфотографировать работающий фонтан.

Вот объект нашего внимания. Думаю, большинство фотолюбителей, даже не обратит на него внимания, а если и сделает снимок, то получится примерно вот что:

Как видите, в принципе, ничего экстраординарного в данной сцене нет. Возможно поэтому многие люди просто проходят мимо, а некоторые, которым не чуждо чувство прекрасного, стремятся привнести в сцену нечто великолепное, например, себя любимых. Ведь можно взгромоздиться на белый парапет фонтана и, грациозно изогнувши туловище, придать снимку выразительность и даже, не побоюсь сказать, некоторую экспрессию:) Позвольте мне не показывать фото любителей фотографироваться на фоне этой небольшой местной достопримечательности. У нас, все же, немного другая цель.

Итак, снимать весь фонтан - занятие неблагодарное. Ему уже около 40 лет, и все это время он стоит грустный и грязный в глубине старого парка. А включают его всего перу раз в году по праздникам: вот как раз вчера был один из них - 9 Мая.

Но давайте попробуем "сшибить верхушку", то есть снять только отдельный фрагмент сцены - тот, где пересекаются струи воды:

Обратите внимание: точку съемки надо выбрать так, чтобы освещенные светлые капли воды были на каком-то темном фоне, например, на фоне листвы, расположенной в тени. Если снимать светлое на светлом, сами понимаете, ничего путного у нас не получится.

В принципе в данной фотографии пока нет ничего такого уж выдающегося. Просто взяли фрагмент и "щелкнули" с выдержкой 1/640 секунды. Неудивительно, что мы можем видеть каждую отдельно взятую капельку, застывшую в полете. Если сделать выдержку еще короче, то у нас получится застывшая картинка с множеством маленьких белых точек. Именно такой снимок дал бы нам фотоаппарат с полностью автоматическими настройками, или мобильный телефон.

Жаль, что в этой фотографии не передается динамика движения воды. Но давайте попробуем поиграть выдержкой. Сделаем ее, скажем, 1/80 секунды. То есть удлиним в 8 раз!

Ага! Это уже кое что! Неподвижные объекты так и остались четкими и неподвижными, но каждая капелька за время, пока делался снимок, успела пролететь некоторое, пусть и небольшое расстояние. Представляете? 1/80 доля секунды! Мы и моргнуть не успеем, а капельки сдвигаются за это время сантиметров на десять! Как говорится, все течет, все меняется. Это как раз про наш случай.

Теперь капли стали более заметны и в фотографии, в отличие от предыдущего варианта, наблюдается некоторая динамика.

Безусловно, мы должны понимать, что если удлинить выдержку, то на матрицу начинает попадать больше света - картинка становится более светлой. Чтобы немного "потушить" ее, то есть, ограничить световой поток, надо сужать диафрагму. Вы ведь знаете, что такое диафрагма? Если нет, вот - полистайте статейку о ней:

А что если сделать выдержку еще длиннее? Давайте попробуем! Ведь кадры в цифровой камере совершенно бесплатны. Это раньше фотографы должны были платить за свои смелые эксперименты метрами испорченной пленки. Мы же с вами имеем широкое поле для экспериментирования, за которое нам "ничего не будет". Итак, устанавливаем выдержку 1/20 секунды (диафрагма 10):

Треки от капель стали еще длиннее! Жаль, что фонтан не подсвечивается разноцветными фонариками. Было бы еще красивее!

А теперь - гвоздь программы: выдержка 1/10 секунды:

Делать выдержку еще длиннее нет смысла. Да и в этом кадре, признаться уже не все в порядке. Появились пересвеченые области. Увы, мой фотоаппарат Sony RX100 не позволяет устанавливать диафрагму Уже (в смысле, не "шире", а "уже"), чем 11! То есть я не мог еще сильнее ограничивать поток света и в кадре получились провальные белые участки. Здесь уже нужна, например, зеркалка. Там возможны значения диафрагмы 22, 36 и более.

Тем не менее, уверен, вы уже ухватили идею. Главное здесь - не торопиться и, по возможности, использовать штатив или какой-то иной упор.

Желаете другой пример? Извольте!

Река Суворощь во Владимирской области. На самом деле на фото будет даже не сама река, а отдельный ее рукав. Во время половодья он превращается в стремительный поток, почти как в горах:

Как видите, в этом фото нет ничего особо ценного. Единственно его назначение - просто показать зрителю общий план того места, где мы были и фотографировали.

Можно спуститься прямо к воде и попробовать попытать счастья с небольшими локальными сценами:

Совершенно согласен с вами: этот снимок - полный "отстой". Единственное, что с ним можно сделать - просто выбросить в мусорную корзину, поскольку именно там ему и место. Может даже сложиться впечатление, что данная сцена вообще не интересна с точки зрения фотографии. Действительно, снятая с очень короткой выдержкой (1/800) стремительно несущаяся вода получается, мягко говоря, "не очень".

А что если снова попробовать удлинить выдержку? Давайте поставим, например, 1/3 секунды:

Ага! Вот это уже интереснее. Безусловно, лучшему нет предела, однако, даже невооруженным глазом видна разница между данными снимками.

Давайте посмотрим еще один пример. Вот палка, торчащая из воды. Выдержка 1/800 секунды:

Одни пузырьки, - в глазах рябит!

А теперь поставим выдержку 1/3 секунды:

Безусловно шедевр будет получаться не каждый раз. Например, если сфотографировать таким образом улицу с интенсивным движением, то результат будет не очень красивый, если только не снимать ночью с горящими огнями.

А вот сфотографировать таким образом капли дождя или насекомых, вьющихся вокруг ночного фонаря - это несомненно стоит попробовать.

Приветствуем всех фотолюбителей! Сегодня в рубрике "Теория фотографии" мы с вами подробно рассмотрим одну из составляющих экспозиции, а именно выдержку, узнаем, какой она может быть, на что влияет в фотографии и каких эффектов можно добиться, если правильно регулировать настройки.

Так же хотим обратить ваше внимание на то, что материал, который содержится ниже, может быть полезен при создании фото для проекта .

Итак, приступим к изучению.

Затвор камеры похож на шторку, которая открывается и позволяет начать экспозицию света, а потом закрывается, чтобы завершить её. Как следствие, снимок отображает не момент, а некоторый интервал времени. Для описания этого интервала используется термин "выдержка" (длительность выдержки).

Вычисляется выдержка в долях секунды: например, 1/30 с, 1/60 с, 1/125 с, 1/250 с. Отображается же на экране многих камер только знаменатель – «60», «125», «250». Нередко длинные выдержки отображаются числом с кавычками – 0”8, 2”5. Также существует стандартный ряд выдержек. 1 , 1/ 2, 1/ 4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Для самых длинных выдержек в камере предусмотрен параметр «Bulb» (ручная выдержка) — затвор открыт до тех пор, пока нажата кнопка спуска затвора.

Короткая (1/250 сек и короче) выдержка словно "замораживает" любое движение, и фотография получается четкой, без малейшего размытия.

В целом, выдержки порядка 1/250 — 1/500 достаточно для фиксации движения человека, но для близко расположенных или исключительно быстрых объектов съёмки может потребоваться и 1/1000, и 1/4000 секунды.

Быстро движущиеся автомобили или животные: 1/1000 с;

Волны: 1/250 с.

Длинная выдержка дает возможность нормально проэкспонировать кадр, особенно когда освещения недостаточно – в сумерках, ночью. Также она позволяет снять многие интересные сюжеты. Так как при длинной выдержке есть вероятность появления «шевеленки», смазывания, то желательно использовать стабилизацию, если она есть в камере или объективе. В подобных случаях хорошим помощником окажется штатив. Стабилизацию при установке камеры на штатив следует выключить.

В зависимости от того, какую выдержку мы используем при съемке, короткую или длинную, можно получить совершенно разные эффекты на фотографии.

Всякий раз, когда в кадре появляются движущиеся предметы, выбор длительности выдержки определяет, будет движение заморожено или вызовет размытие. Однако невозможно изменить выдержку саму по себе, не затронув экспозицию или качество изображения.

1. При сокращении выдержки нужно:

Увеличить число ISO (возможный побочный эффект: визуальный шум на фото)

Прикрыть диафрагму (побочный эффект: может снизиться глубина резкости)

2. При увеличении выдержки нужно:

Уменьшить число ISO (побочный эффект: без штатива не обойтись)

Шире открыть диафрагму (побочный эффект: снижение резкости)

Очень хорошо, когда в камере есть режим bulb. В этом режиме вы можете установить вручную время, на которое затвор будет открыт. Режим ручной выдержки окажется полезным при ночной съемке небесных объектов, при научной фотосъемке, когда снимается процесс, замедленный во времени. Если снимать, например, ночной пейзаж со звездным небом в безлунную ночь с выдержкой несколько часов (при среднем значении диафрагмы), то на снимке получатся следы вращения звезд, дуги относительно Полярной звезды. Но опять-таки следует помнить о шумах в цифровых камерах, особенно при высоких значениях светочувствительности (ISO).

Что бы получить правильную экспозицию на снимке, нужно все это учитывать и подбирать значения трех величин (ISO, диафрагмы, выдержки) в зависимости от каждой конкретной сцены, ситуации.

Какой же должна быть выдержка для разных ситуаций.. Рассмотрим примеры.

Пять классических выдержек скорости затвора фотокамеры:

1. Заморозить движение, или снимаем 1/250 с и быстрее.

Чем быстрее движется объект, тем короче должна быть выдержка. Например:

Быстро движущихся автомобилей или животных: 1/1000 с;

Горные велосипеды или бегущие люди: 1/500 с;

Волны: 1/250 с.

Следует помнить, что отдельные части объекта могут двигаться очень быстро. Яркий пример подобного – вертолет. Сам фюзеляж можно заморозить на выдержке и 1/250, а вот для лопастей может не хватить и 1/2000. Или, к примеру, когда фотографируют девушку, взмахивающую волосами, чтобы заморозить кончики волос, необходимо также использовать выдержки порядка 1/1000 и даже меньше, в то время как сама модель движется относительно не быстро.

Использование короткой выдержки помогает получать достаточно сбалансированный по резкости кадр, но делает снимок слишком статичным. Любое движение в кадре будет заморожено.

Исправить это можно, попробовав немного изменить наклон камеры для получения более динамичной фотокомпозиции. Но лучший вариант – использовать технику съемки с проводкой, о которой речь пойдет далее.

2. Съемка с проводкой.

Съемка с «проводкой» - прием, который дает на снимке эффект движения, при этом объект получается резким на смазанном фоне.


И здесь выдержка играет очень важную роль. Она должна находиться в диапазоне с 1/15 до 1/250 с. Если снимать с более короткими выдержками, 1/500-1/1000, то эффект движения уменьшится или исчезнет вовсе. Так как короткая выдержка выдаст фон и объект одинаково резкими. Сравните эти два фото.

Для примера некоторые величины, которые наиболее часто употребляют фотографы:

Быстро движущихся автомобилей, мотоциклов или птицы: 1/125 с;

Горные велосипеды близко к камере: 1/60 с;

Горные велосипеды, перемещение животных или работа человека: 1/30 с.


3. Творческое размытие – выдержка от 1/15 с до 1 с .

Например, быстрое течение водопада: 1/8 с; гуляющие недалеко от точки съемки люди; волны; медленное движение воды: 1/4 с.

В условиях яркой освещенности (в солнечный день) может быть затруднительным получить необходимую выдержку (ниже 1/8 с), даже с помощью изменения диафрагмы или при низких значениях ISO. Для понижения количества света используют нейтрально-серый фильтр (ND), который как раз и предназначен для этого. Здесь так же не следует забывать о штативе.

Влияет установленная выдержка и на передачу погоды на снимке. Передать дождь сплошными линиями можно, используя выдержки от 1/4 с и длиннее. Если же хотите «заморозить», остановить отдельные снежинки в полете, установите выдержку 1/125 с.

Добавление вспышки на фото с размытием позволяет заморозить некоторые предметы, а это означает, что вы можете перемещать камеру для достижения художественного эффекта.

Длинная выдержка в сочетании с движением небольшого источника постоянного света позволяет добавлять на изображение эффект граффити.


4. Фотография с выдержкой от 1 с до 30 с.

Существуют процессы, которые занимают длительное время, и выдержки до 1 секунды уже не хватает. Эти процессы отличаются не только временем, они отличаются восприятием. При выдержках от 1 до 30 секунд в кадре стираются все процессы, которые протекают быстро, остается только статика… мягкая статика. Возникает ощущение того, что мир замерз. Вновь исчезает движение. Только если при выдержках 1/1000 движение исчезает, но человек видит предмет, который мог бы двигаться, то при 30 секундной выдержке их не остается. Этот эффект можно получить только в случае использования штатива.

Все мы любим фото с снятые с длинной выдержкой, лично я – очень. Это прекрасный способ создать динамику, движение и добавить глубины в изображения. В этом уроке по фотографии я покажу вам два приема, которые помогут получать фото с длинной выдержкой, если на улице слишком светло и у вас вовсе нет ND фильтра.

ND фильтры это затемняющие фильтры позволяющие снимать с длинной выдержкой днем.

Длинные выдержки создают этот сюрреалистичный и все же приятный эффект, который делает изображение удивительным. Всякий раз, когда вы фотографируете ночью, вы автоматически применяете длинную экспозицию, если не используете очень высокие значения ISO. В этом уроке я буду говорить о длинных экспозициях в дневное время, которые гораздо сложнее в исполнении.

Эти два приема подразумевают создание девяти различных изображений с последующим их объединением. А теперь, прежде чем мы начнем, я кратко дам вам подходящие настройки камеры и условия съемки:

Съемка и настройки камеры

  • В конечном итоге вы получите лучшие результаты, если будете фотографировать в облачную ветреную погоду. Почему? Потому что у вас будут облака, которым ветер придает движение, а это то, что вам нужно – движение. В облачную погоду вы также получите минимальное количество света, чтобы иметь возможность продлить время выдержки.
  • Вам совершенно точно понадобится штатив , прежде всего потому, что изображения нужно будет объединить, в также чтобы они были максимально четкими. Без штатива на выдержке меньше 1/60 ваши изображения станут размытыми.
  • Используйте пульт дистанционного спуска затвора или 2-секундный таймер каждый раз, когда делаете снимок. Опять же это очень хороший способ избежать дрожания камеры и получить резкие изображения.
  • Сфокусируйтесь на объекте и переведите объектив в ручной режим фокусировки прежде, чем начинать фотографировать. НЕ МЕНЯЙТЕ точку фокусировки между этими девятью изображениями.
  • Установите ISO - 100 единиц. Ваша камера стоит на штативе, так что вам не понадобится значение ISO выше.
  • Используйте очень узкую диафрагму, например, f/22 . Это сократит количество света, попадающего в объектив, а в сочетании со значением ISO 100 поможет увеличить выдержку.
  • Снимайте за час или два часа до заката , что тоже уменьшит количество света и позволит еще больше увеличить выдержку.
  • Если у вас есть ND фильтр, то используйте его . Если ваш ND фильтр очень темный (например, 10 шагов), то вам не понадобится этот прием, так как вы сразу можете создать длинную экспозицию. Если же он недостаточно темный, то я все же рекомендую его использовать, даже если у вас есть экспозиция в одну секунду.
  • Я рекомендую экспонировать и фокусироваться перед установкой ND фильтра на объектив, потому что после этого вы не сможете четко видеть сцену.

Прием №1 – режим мульти экспозиции (есть не во всех фотокамерах)

Первый прием заключается в использовании режима мульти экспозиции в вашей камере. Если у вас нет данного режима, не волнуйтесь, второй прием применим для любого типа камер. Я использую Canon 6D, но этот режим мульти экспозиции имеется практически в любой продвинутой DSLR камере.

Вы найдете этот режим в меню, понадобится просто включить его.

Для настроек :

  • Среднее для опции Multi-expos ctrl
  • Беспрерывно для настроек Continue Mult-exp

Вы можете выбрать, сколько экспозиций вы хотите сделать, максимальное количество зависит от вашей камеры. Я обычно снимаю девять экспозиций, чтобы получить желаемое движение облаков.

Этот режим позволит вам умножить выдержку на количество снимаемых экспозиций. Например, если вы снимаете одно изображение с экспозицией в одну секунду, то получите полную экспозицию в девять секунд при съемке девяти экспозиций. То самое происходит, когда у вас экспозиция в 15 секунд.

В этом режиме камера автоматически соединит изображения и даст одно с движением облаков. Этот трюк также сработает, если вы хотите получить красивую шелковистую воду.

Если облака двигаются действительно быстро, то я рекомендую подождать около двух секунд прежде, чем делать следующий снимок. Главное, чтобы облака не были в том же месте из кадра в кадр. Если облака двигаются медленно, то делайте между снимками паузу в 10-15 секунд.

В этом режиме вы будете видеть на экране сколько еще изображений нужно сделать, чтобы завершить мульти экспозицию.

Это пример длинной экспозиции, которую я сделал с использованием описанного метода. Диафрагма была f/22, ISO 100, а выдержка 1 секунда с использованием ND фильтра. Его не было достаточно, чтобы получить длинную экспозицию с растянутыми облаками, поэтому я решил применить режим мульти экспозиции. Я сделал один снимок, состоящий из девяти, и ниже вы видите, что получилось с применением этого режима и без него. Вы видите, что это повлияло не только на облака, но и вода выглядит красиво и шелковисто.

Одно изображение

Девять снимков с использованием мульти экспозиции в камере.

После некоторой ретуши я получил вот такой результат!

Прием №2 – несколько снимков, объединенных в Photoshop

Второй прием заключается в проделывании того же самого, но вручную. Если вы имеете опыт съемки таймлапсов , то вам будет совсем не трудно понять, как это делать.

В режиме мультиэкспозиции камера автоматически выдает результат в одном изображении. Для этого же приема нужно сделать девять отдельных снимков, один за другим.

Используйте те же настройки камеры, которые я описал выше (ручной режим, ручная фокусировка, штатив, малая диафрагма, ISO 100, дистанционный спуск затвора или 2-секундный таймер). Что касается условий съемки, то я рекомендовал бы то же самое, и используйте ND фильтр, если таковой имеется.

В целом вы будете снимать таймлапс из девяти изображений. Не забывайте делать интервал минимум в 10 секунд между кадрами. Этот процесс может быть достаточно скучным. Я использую альтернативную прошивку Magic Lantern , которую я установил на свою фотокамеру вместо оригинальной, она имеет встроенный интервалометре. Я могу указать интервал между каждым снимком, и камера будет автоматически фотографировать каждые 10 секунд, например, пока я не решу остановиться.

Вы можете купить тросик спуска с интервалометром или использовать таймер в телефоне, чтобы считать интервал. Это уже на ваше усмотрение.

Вот пример девяти изображений, которые я сделал с интервалом в 15 секунд между каждым. Вы можете четко видеть движение облаков. Для демонстрационных целей я намеренно недоэкспонировал эти снимки.

Итак, когда у вас есть необходимое количество снимков, импортируйте их в Photoshop как слои (из Bridge или Lightroom в соответствии с вашим рабочим процессом).

Открыть как слои в Photoshop после выбора изображений в Lightroom .

Затем выберите все слои и создайте смарт-объект.

После этого перейдите Слои -> Смарт-объект -> Режим стека -> Среднее.

Photoshop создаст красивую длинную экспозицию, объединяя все слои.

Вот изображение до и после:

Справа одно изображение До, справа – После.

Заключение

Вам не нужны супер темные дорогие фильтры, чтобы создать длинные экспозиции. Конечно, с ними вы получите наилучший результат, но есть достаточно хорошая альтернатива.

Будучи 19-летним студентом, я не могу тратить много денег на оборудование, поэтому два этих приема идеально мне подходят.

Съемка на длинной выдержке – не новый формат, при этом снимки, сделанные с такими параметрами, выглядят довольно эффектно. А главное – если вы новичок, то вы легко . Все, что вам понадобится из оборудования, это: камера, штатив, широкоугольный объектив (подойдет даже стандартный 18-55) и ND-фильтр (нейтральные фильтры)

ND фильтры спроектированы таким образом, чтобы рассеять свет, который попадает перед линзой объектива.

1. Создавайте мягкое движение воды или покажите, куда она движется

Один из самых популярных сюжетов, где используют длинную выдержку – это сгладить воду или сделать так, чтобы она выглядела как замороженная. Такие сюжеты вы можете снять на море, озере или речках. Сами такие фотографии больше о небе, скалах и окружающей среде.

Еще один способ снимать воду – это поставить достаточно короткую выдержку в 1-3 секунды, таким образом вы увидите движение воды, и как бы остановите его на фото. Также люди любят фотографировать водопады с таким эффектом.

2. Размытые облака

Архитектура – очень популярный объект для съемки с эффектом длинной выдержки, таким образом вы можете размыть облака, и создается впечатление, что объект съемки вне времени. С помощью размытого следа облаков можно выделить главный объект съемки, создаются как бы направляющие.

3. Очистить фотографируемое пространство от людей и машин

Если вы всегда хотели снять интересное место в городе, но вам мешали люди, то теперь вы можете это сделать используя фильтр на объективе и длинную выдержку. Если в этом месте маленький поток людей, то их точно уберет с фотографии. Если трафик людей и машин большой – то превратит их в призраков 🙂

Фотография улицы с выдержкой в 10 минут

4. Один из способов снять популярные места иначе? чем другие фотографы.

В каждом городе есть культовое место, которое все пытаются сфотографировать, и если у вас есть ND-фильтр и штатив, то вы можете сделать это особенное фото.

5. Покажите время на фото пейзажей.

Когда вы снимаете на длинной выдержке? людям кажется, что вы фотографируете время. Ищите в пейзажах что-то особенное, например эти деревья, людям может показаться, что вы сфотографировали, как они засыхают.

6. Сюрреалистичный пейзаж

С длинной выдержкой вы можете создавать сюрреалистичные пейзажи

7. Ночная фотография

Так как вы любите фотографировать, то при помощи длинной выдержки вы можете не прекращать съемки даже ночью! Все что нужно – это правильно настроить фотоаппарат и хорошая опора (лучше, конечно, штатив).

Вот такие простые советы, которые помогут вам попробовать себя в других жанрах.

Выдержка – это количество времени, за которое фотоаппарат фиксирует снимок. Разные значения выдержи помогут создать крутые эффекты, запечатлеть движение, передать динамику на фото. Так что начнем разбирать все по пунктам ниже. Поехали!

Понятие о выдержке

Когда мы снимаем, свет считывается пленкой или матрицей фотоаппарата. Пока сам процесс съемки не начался, матрица или пленка закрыты затвором. Как только мы начали фотографировать, затвор открывается, чтобы матрица или пленка смогли принять изображение. Выдержка есть время, пока затвор закрыт.

Измерение выдержки

Измеряется она в долях секунды или в секундах и обозначается: 1/8000 с, 1/1000 с, 1/125 с, 1 с, 2 с и так далее. К примеру, выдержка 1/100 означает одну сотую секунды (0,01 с.). Потому выдержку называют еще временем экспонирования – именно в этот отрезок времени на матрицу воздействует свет. Большинство камер предоставляют широкий выбор возможных значений выдержки, начиная с нескольких тысячных долей секунды до нескольких секунд. Зеркальные камеры, как правило, имеют режим “Bulb”, позволяющий держать затвор открытым сколько необходимо.

Настройка выдержки

Вручную изменить значение выдержки камеры можно только в двух режимах: мануальном “M” и приоритете выдержки “Tv”. Для этого:

  1. Перейдите в нужный режим, найдите поле со значением выдержки
  2. Покрутите колесико и следите за изменениями параметров выдержки
  3. Готово! Просто поэкспериментируйте

Короткая выдержка

Короткая выдержка ловит момент, фиксирует сцену за долю секунды. Используем мы ее для съемки тех объектов, которые нам хочется зафиксировать в движении. Это могут быть спортивные события или детские праздники, самые разные динамические сцены. Также она применяется для съемки предметов: статических и движущихся. Со статическими все просто – от длины выдержки зависит количество света, что попадает в кадр, как на фотографии с розами. Если предмет или фотограф движется, нам просто нужна самая короткая выдержка. Короткая выдержка позволит достичь качественного изображения без всякого смазывания. Короткой принято считать выдержку до 1 секунды.

Длинная выдержка

Длинная выдержка не фиксирует момент, а показывает его продолжение, динамику, движение. Она применяется в условиях плохой освещенности, отлично подходит для съемки в вечернее и ночное время, съемки в помещении. Длинная выдержка требует обязательного использования качественного штатива. Но длинной выдержкой баловаться не стоит, потому что есть угроза появления шумов на снимке. Длинной принято считать выдержку от 1 секунды. Чем длиннее мы берем выдержку, тем больше размазанным будет движение.

Самые популярные эффекты, созданные с помощью длинной выдержки:

  • Огненный шлейф. Как уже было сказано, снимаем только со штатива, даже минимальное дрожание испортит фото (оно смажется) и для спуска затвора используем тросик или таймер. Для того, чтобы выразительный эффект движения получился на фотографии более красивым, некоторые сюжеты нужно снимать на очень длинной выдержке и при низком значении светочувствительности (например, 100 или 200 единиц ISO). В крайнем случае, если объект съемки прорисовывается в кадре недостаточно хорошо, светочувствительность можно чуть повысить – до 400 единиц ISO.

  • Используя нейтрально-серый светофильтр, который увеличивает время экспозиции, можно сделать также крутые фотографии морского прибоя, водопадов, где вода похожа на сыпучий песок или облако. Реально самый удачный пример - это вода. При фотографировании на длинной выдержке вода получается в виде плавного потока, а при фотографировании с короткой выдержкой она «застывает», и даже удается разглядеть отдельные капли.

  • Если следовать фотоаппаратом за движущимся объектом с выдержкой 1/60, то фон размоется, а объект – нет.

  • При выдержке ¼ получаются чарующие снимки дождя: капли вырисовываются протяжными линиями.

  • Ночной город и его огни можно запечатлеть с помощью выдержки 30 секунд.

Дрожание камеры

Когда мы держим камеру в руках, проявляется дрожание. Не важно, насколько устойчивыми вы себе кажетесь, абсолютно статично стоять вы все равно не сможете, и мельчайшие движения проявятся на снимках в виде размытости и отсутствия резкости.

Для того чтобы избежать дрожания камеры, вы можете использовать короткую выдержку. Это особенно важно при применении длиннофокусных объективов, потому что чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее нужно укорачивать выдержку для устранения дрожания.

Как правило, минимально возможной выдержкой будет равная 1/(фокусное расстояние объектива) секунды. Например, для объектива 200 mm используйте как минимум выдержку 1/200.