Выбор зоны фокусировки и работа с точками автофокуса. Как использовать ручную фокусировку объектива цифровой фотокамеры

23.07.2015 12083 Изучаем фотокамеру 0

Многие начинающие фотографы, впервые взяв серьезную камеру в руки, испытывают сложности с настройкой системы фокусировки. А понимание того, что режим автофокуса надо выбирать из условия, что вы фотографируете - порой, приводит в ужас. Сразу хочу отметить, что режимы и настройки автофокуса на разных камерах различных производителей примерно одинаковы. Они могут отличаться названием, местом расположения или по-разному управляться, но принцип везде один и тот же. Так в чём же фокус автофокуса? Давайте разберемся!

Для начала необходимо изучить инструкцию к вашей камеры, раздел "Фокусировка" (именно так он называется в камерах Nikon, у других производителей возможны варианты) и убедиться, что автофокус у вашей фотокамеры включен. На продвинутых камерах есть отдельный переключатель, на котором есть режим M (ручной фокус) и ещё какие-нибудь режимы - разные автофокусы, либо просто AF.

Переключатель режимов автофокуса на корпусе "продвинутой" фотокамеры

Режим М (Manual) работает так же, как работали фотокамеры в доавтофокусном периоде. Если такого переключателя на корпусе у вашего фотоаппарата нет, значит режимы автофокусировки на вашей камере управляются через меню.

Кроме того, на автофокусных объективах со встроенным мотором тоже есть переключатель автофокуса, очень часто с маркировкой M/A - M. Убедитесь, что и объектив находится в режиме автоматической фокусировки. Не путайте тип данный переключатель с режимом автофокуса AF-S, это разные вещи, хоть и называются одинаково.

Переключатель режимов фокусировке на корпусе объектива

Какие бывают режимы автофокусировки

AF-A (Auto) . Полностью автоматический режим, в котором камера "принимает решение" сама, как ей фокусироваться. Этот режим в профессиональных камерах отсутствует, его чаще всего выбирают новички, которые не знают, какой именно режим им нужен.

AF-S (Single) . Режим для статичных, малоподвижных сцен. В этом режиме камера наводится на фокус один раз при половинном нажатии кнопки спуска до середины или на кнопку , если такая есть у вашей фотокамеры. Больше камера не фокусируется, пока вы не отпустите кнопку. Этот вариант предпочтителен при съемке для пейзажей и портретов.

При этом в меню камеры в разделе автофокусировки из значений фокусировка или спуск я бы рекомендовал выбрать "Фокусировка".

AF-C (Continuous) . Режим со слежением, когда камера постоянно отслеживает объект и подстраивает автофокус непрерывно, пока вы не отпустите кнопку спуска. Включается, когда вы кнопку спуска нажимаете наполовину. Этот режим включается при фотографировании спортивных событий и репортажной съемки.

При этом в меню камеры в разделе автофокусировки из значений фокусировка, спуск + фокусировка или спуск я бы рекомендовал выбрать среднее, спуск + фокусировка, а если у вашей камеры есть отдельная кнопка AF-ON, которой вам необходимо привыкнуть пользоваться - то значение спуск.

Выбор режимов фокусировки в меню любительского фотоаппарата

Кроме этого, вам ещё предстоит выбрать тип зоны автофокуса.

Зоны и области автофокуса

Обычно камера предлагает три варианта зон фокусировки, настройка которых осуществляется либо через меню (в камерах начального уровня), либо отдельным рычажком на корпусе продвинутой камеры.

Выбор зоны фокусировки профессиональной камеры

Выбор зоны фокусировки в меню любительской камеры

Белый прямоугольник . Это режим автоматический, камера "сама решает", какие точки автофокуса ей задействовать. Обычно фокусировка производится на ближайший объект. Если вы сомневаетесь, какой режим вам использовать, то выбирайте именно его. В режиме AF-S будут подсвечиваться точки автофокуса, в которых изображение в фокусе, а в режиме AF-C ничего подсвечиваться не будет.

Перекрестие . Это режим динамической зоны, используется при фотографировании движущихся объектов и требует дальнейшей настройки, о которой ниже. Перекрестие работает динамически только в режиме AF-C, в режиме AF-S - это то же самое, что и фокусировка по точке, о которой вы узнаете через чуть ниже. В динамическом режиме вы выбираете точку фокусировки, а дальнейшее поведение системы автофокусировки зависит от выбранной области (точек) автофокуса.

Точка . Вы просто фокусируетесь по выбранной точке, а точку выбираете селектором, которым обычно листаете фотографии или меню фотоаппарата. Очень удобно, когда вы точно знаете, что должно быть гарантировано в фокусе, например, глаза при фотографировании портрета.

Область автофокуса для динамического режима (перекрестие) зависит от конкретной системы фокусировки камеры, а точнее - сколько точек автофокуса доступно в камере. Чем дороже камера, тем больше точек. За управление зонами автофокуса отвечает RGB-сенсор.

Условно области можно разделить на два вида:

Несколько сенсоров (AF-Area). Информация о фокусе поступает не только с сенсора, который вы выбрали, но так же и с окружающих его точек, причем соседние сенсоры в видоискателе никак не подсвечиваются. Например, в моей Nikon D700 можно выбрать зону из 9, 21 или 51 точки. Обычно, чем быстрее что-то движется в кадре, тем больше требуется зона.

3D-tracking. Этот режим на разных моделях применяется с разными зонами фокусировки, обычно - перекрестие или прямоугольник. Как следует из названия, это режим слежения, при этом учитывается не только дистанция до объекта, но и контрастность объекта съемки. Вы селектором выбираете точку фокусировки, фокусируете камеру, а далее фокус начинает следовать за объектом, если он движется, либо вы поворачиваете камеру.

Принципиальная разница между AF-Area и 3D-tracking в том, что в первом случае камера фокусируется на том, что попадает в выбранную зону автофокуса, а во втором - камера смещает зону за объектом, переключая сенсоры автофокуса. От режима AF-S это отличается тем, что AF-S не в курсе, если объект во время кадрирования переместился дальше или ближе.

Кроме того, 3D-слежение может даже заменить выбор одиночной точки фокусировки. Вместо того, чтобы перебирать точки селектором, пока не доберетесь до нужной, можно просто сфокусироваться по центральной в режиме 3D и затем сформировать кадр по вашему желанию - камера при этом будет держать фокус на объекте, перемещая точку фокусировки по точкам. Объекту при этом убежать от автофокуса не получится. Правда, точность фокусировки при этом нельзя гарантировать.

Вот и весь фокус автофокуса. Всего Вам фотографического!

Дата публикации: 16.09.2015

Недавно мы рассказывали о том, как устроена автоматическая фокусировка в современных зеркальных фотоаппаратах. Но любой тип фокусировки имеет и несколько режимов работы. Фотограф может выбрать из них наиболее подходящий для конкретной съёмочной ситуации. Так какие же режимы автофокуса существуют? Когда какой из них стоит использовать? Давайте разберёмся…

Как включить на камере нужный режим автоматической фокусировки?

Начнём с простого: как на фотокамерах Nikon переключаются режимы фокусировки?

  • Сперва убедитесь, что автоматическая фокусировка вообще включена. Проверьте переключатели на объективе и на самой фотокамере!

На самых простых моделях (например, Nikon D3300 и Nikon D5500) важно проследить только за переключателем на объективе. Он должен быть в положении AF.

  • Теперь, когда автофокус включён, выберем нужный режим.

  • Готово! Теперь вы можете фокусироваться в выбранном режиме фокусировки.

Покадровый автофокус. AF-S

Покадровый автофокус, или AF-S (Auto Focus Single), можно назвать основным, базовым режимом автофокуса. Обычно именно он используется по умолчанию. В этом режиме фокусировка происходит следующим образом:

    Нажав кнопку спуска наполовину, вы активируете систему автофокуса;

    Камера фокусируется в выбранной (вами или автоматикой) точке, после чего сообщает об этом пользователю с помощью звукового сигнала;

    После этого фокус блокируется в заданной позиции до тех пор, пока кнопка спуска не будет нажата до конца (и сделан кадр) либо просто отпущена.

Из этого простого алгоритма вытекают все особенности данного режима.

  • Режим AF-S хорошо подойдёт для съёмки статичных сюжетов . Допустим, вы снимаете пейзаж, натюрморт или позирующего вам человека. В таком случае объект фокусировки никуда не двигается. А значит, вы можете на нём сфокусироваться один раз, а после этого спокойно снимать или перекомпоновывать кадр, держа кнопку спуска полунажатой. Важный нюанс: после того как фокусировка произведена и камера подала об этом сигнал, нельзя менять дистанцию между вами и снимаемым объектом (подходить к нему или отходить). Это приведёт к тому, что объект съёмки опять окажется не в фокусе. Особенно это важно при съёмке портретов на светосильную оптику: там изменение дистанции даже на пару сантиметров грозит тем, что лицо модели окажется нерезким. Если всё же дистанция оказалась нарушена, остаётся лишь сфокусироваться заново.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Режим AF-S прекрасно подходит для съёмки постановочного портрета. Главное - помнить о том, что после фокусировки нельзя менять дистанцию между вами и объектом съёмки, дабы не потерять фокус. После фокусировки не тратьте время зря - сразу снимайте!

  • Режим AF-S не подойдёт для съёмки движущихся объектов . Поскольку после фокусировки фокус блокируется в определённом положении, он не может отслеживать в кадре быстро двигающиеся объекты. А ведь в нашем мире довольно много таковых. Это и резвящиеся дети, и животные, и спортсмены, и всевозможный транспорт: велосипеды, машины… Снимать в режиме покадровой фокусировки двигающиеся объекты крайне затруднительно: будет очень много промахов с фокусировкой.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Режим AF-S отлично подходит для съёмки пейзажа. Он позволяет точно выбрать необходимую точку фокусировки, после чего фокусировка уже никуда не «убежит».

Непрерывный автофокус. АF-C

Следящий режим фокусировки, или AF-C (Auto Focus Continuous), работает иначе. Нажав до половины кнопку спуска, вы включаете автоматическую фокусировку. Теперь она будет «следить» за объектом съёмки в выбранной точке фокусировки до тех пор, пока не будет сделан снимок или не будет отпущена кнопка спуска.

    Непрерывный автофокус отлично подойдёт для съёмки быстро двигающихся объектов . Используйте его для съёмки спортивных мероприятий, детских игр, резвящихся животных. В мире масса разнообразного движения - не упустите его! При этом современные технологии 3D-слежения и динамического выбора точек фокусировки позволяют автоматике выбирать подходящую точку автофокуса. Тому, как работать с зонами и точками фокусировки, будет посвящён отдельный урок.

    Непрерывный автофокус не подходит для съёмки с перекомпоновкой кадра после фокусировки. Излюбленный приём некоторых фотографов - фокусироваться по центральной точке фокусировки, а после этого при заблокированном фокусе перекомпоновывать кадр так, как больше нравится. Этот приём в режиме непрерывного автофокуса применять неудобно, ведь при перекомпоновке кадра фокусировка будет теряться. Единственный вариант - перестраивать кадр, держа зажатой кнопку AF-L, что требует изрядной ловкости пальцев.

Nikon D600 / Nikon 80-200mm f/2.8 ED AF-S Zoom-Nikkor

Фотографировать животных любой степени дикости удобнее с режимом фокусировки AF-C. Так они точно не убегут из фокуса в момент съёмки!

Режим AF-A

Режим AF-A (Auto Focus Automatic) имеется в любительских и продвинутых аппаратах. (Nikon D750, Nikon D610, Nikon D7200, Nikon D5500, Nikon D3300). В этом режиме автоматика камеры сама определяет, какой из двух режимов автофокуса (AF-S или AF-C) уместен в данной ситуации. Режим AF-A подойдёт начинающим фотографам: он позволяет не задумываться над выбором режима автофокуса, камера сделает выбор за вас.

Режимы работы автофокуса при съемке через Live View

Из недавней статьи о типах автофокуса мы знаем, что при фокусировке через видоискатель и через экран Live View задействованы совершенно разные механизмы. При фокусировке через экран фотокамеры используется тип автофокуса, называемый контрастным. У него есть свои режимы работы.

Покадровый автофокус AF-S

Этот режим аналогичен одноимённому режиму, доступному при фокусировке через видоискатель фотоаппарата. При полунажатии на кнопку спуска камера фокусируется в выбранной точке. После успеха операции фокусировка блокируется до тех пор, пока не будет сделан кадр или не будет отпущена кнопка спуска.

А вот непрерывный автофокус AF-F работает несколько иначе, нежели AF-C. Фокусировка производится не тогда, когда кнопка спуска полунажата, а когда она отпущена. То есть постоянно. Когда кнопка спуска нажимается наполовину, фокусировка блокируется. Такой способ позволяет постоянно следить за объектом съёмки, не упуская его из виду ни на секунду.

Блокировка автофокуса кнопкой AE-L/AF-L

Мы знаем, что автофокус блокируется в режиме покадровой фокусировки AF-S после наведения на резкость путём удержания кнопки спуска полунажатой. А вот в режиме AF-C такого не происходит, и автофокус «следит» за объектом до победного конца. Тем не менее в обоих режимах фокусировку можно заблокировать в том положении, в котором она находится в данный момент. Для этого предусмотрена кнопка блокировки автофокуса и автоэкспозиции AE-L/AF-L (Auto Exposure Lock/Auto Focus Lock). Таким образом, нажимая на эту кнопку, вы заблокируете как фокусировку, так и параметры экспозиции в том положении, в котором они находятся. Впрочем, в настройках камеры вы можете самостоятельно указать, что блокировать этой кнопкой - оба параметра, только экспозицию или только фокусировку.

Подробности Обновлено: 28 мая 2016

В этой статье Вы узнаете о том, как использовать автофокус, какие у него бывают режимы, почему фотография бывает «не в фокусе», размыта, как этого избежать и как, соответственно, сделать фотографии максимально четкими!

Режимы автофокуса

Вначале расскажем о том, какие режимы автофокуса есть в большинстве современных фотоаппаратов (а также в некоторых телефонах и видеокамерах). Итак, как же нам настроить автофокус…

Режим «покадровой автофокусировки» («One-Shot AF» у Canon или « AF- S» у Nikon)
Подходит более всего для съемки неподвижных объектов или при необходимости сначала сфокусироваться, а потом сменить композицию кадра. При нажатии кнопки спуска затвора наполовину - камера фиксирует фокус до тех пор, пока Вы либо отпустите кнопку, либо нажмете до упора.

Режим «следящей, непрерывной автофокусировки» («AI Servo AF» у Canon или « AF-С» у Nikon)

Хорошо подходит для фотосъемки движущихся объектов. Или если наоборот – двигаетесь Вы:) Например – если фотографируете из окна движущегося транспорта. Пока кнопка затвора будет нажата наполовину – фокусировка будет меняться автоматически в зависимости от перемещения объектов в кадре, автофокус будет как бы «следить» за этими объектами.

Режим «интеллектуального автофокуса» («AI Focus AF» у Canon или « AF- A» у Nikon)

Используется для автоматического переключения режима автофокусировки. Присутствует во многих зеркальных фотоаппаратах и, по-моему, является довольно неудобным – сложно угадать – как он себя поведет, как «следящий», или как «покадровый».

Режим ручной фокусировки

Обычно, этот режим используется – когда автофокус не справляется, или же для особых творческих задач. Для того чтобы фокусироваться вручную (переключиться в режим ручной фокусировки), обычно необходимо воспользоваться соответствующим переключателем на объективе фотоаппарата (особенно – если речь идет о фотоаппарате со сменными объективами).

Выбор точки/зоны фокусировки

Если Вы используете автофокус, то в большинстве фотоаппаратов Вы сможете выбрать – по какому участку видоискателя (по какой «точке») будет проводится фокусировка.

  1. Полностью автоматическая фокусировка и автоматический выбор точек фокусировки. В этом режиме, обычно, фотоаппарат фокусируется на ближайший объект в кадре. При этом точки, которые фактически оказались выбраны для фокусировки – скорее всего будут отмечены/подсвечены в видоискателе, когда фокусировка закончится.
  2. Фокусировка по центральной точке . Этот режим есть на большинстве фотоаппаратов, независимо от производителя (Canon, Nikon и прочие), и часто присутствует не только в «зеркалках», но и в компактных «цифромыльницах».
    Особенность данного режима фокусировки заключается в том, что фотоаппарат будет фокусироваться только на том объекте, который находится в самом центре видоискателя. Это может быть полезно для более точной фокусировки на фотографируемый объект.
    При выборе этого типа фокусировки фотограф, обычно, поступает следующим образом: наводит центр видоискателя на фотографируемый объект, наполовину зажимает кнопку спуска затвора(на большинстве фотоаппаратов это приводит к блокированию автофокуса) и далее с помощью видоискателя выбирает удачную композицию, будучи уверен в том, что его фотоаппарат сфокусирован как следует.
  3. Фокусировка по выбранной точке .
    При выборе этого режима автофокуса – фокусировка будет производится по той точке в видоискателе – на которую укажет фотограф. Эта точка, обычно, подсвечивается в видоискателе. В некоторых самых современных фотоаппаратов – для выбора точки фокусировки можно просто прикоснуться в соответствующем месте к экрану видоискателя. В большинстве зеркальных фотоаппаратов для этого существует джойстик или заменяющие его кнопки или диск («колесо»).
    Как это применяется на практике? Поясню! Например, при съемке портрета, чтобы фокусировка произошла именно по глазам фотомодели – фотограф может выбрать точку фокусировки – которая в данный момент «накладывается» на глаз фотомодели, без этого может получиться так, что фотоаппарат автоматически сфокусируется не на глазах, а на носу …
  4. Другие варианты. Выше перечислены три основных варианта для выбора зон фокусировки. Но каждый конкретный фотоаппарат может иметь и большее число вариантов. Особым разнообразием в этом плане отличаются фотоаппараты Nikon.

Автофокус и точки фокусировки.
Такую картину мы можем видеть в инструкции к фотоаппарату Nikon D7000

Подсветка автофокуса

Если снимаемый Вами объект слишком плохо освещен, то на помощь приходит подсветка автофокуса! В условиях недостаточной освещённости (в темноте) встроенная вспышка Вашего фотоаппарата автоматически откроется и постарается рассеять темноту! Если Вам это не нужно, отключите подсветку автофокуса в меню Вашего фотоаппарата (можно обратиться к его инструкции), или переключитесь в режим ручной фокусировки (подсветка фокусировки при этом чаще всего также отключается).

Проблемы, возникающие при автоматической фокусировке

«Почему он не фокусируется?» «Почему фокусируется не туда, куда надо?» «Почему автофокус работает так медленно?» Такие вопросы задают многие начинающие фотолюбители!

В инструкции к фотоаппарату Nikon D7000 есть замечательная иллюстрация, показывающая сюжеты – в которых автофокус может продемонстрировать себя не с лучшей стороны.


Трудности с автофокусом могут возникнуть в следующих ситуациях...

В случаях №2 и №5 – рекомендую выбрать центральную точку фокусировки и попробовать сфокусироваться именно с помощью нее – ТОЧНО нацелившись на объект съемки. Тогда, автофокус вряд ли подведет! В прочих случаях, если не помогает выбор центральной точки фокусировки, следует переключится в ручной режим. Впрочем, например, в моей практике трудности в случаях 3, 4 и 6 - встречались крайне редко.

Юстировка, постоянная коррекция автофокуса

Но случается и так, что даже в благоприятных условиях, автофокус все время фокусируется либо чуть ближе, чем нужно, либо чуть дальше! Чаще всего этим "страдают" зеркальные фотоаппараты, особенно - после смены объектива. Причина может быть в объективе, тогда его Вам смогут немного поднастроить в сервис-центре. Такая донастройка называется «юстировкой». Но в некоторых современных фотоаппаратах функция юстировки/корректировки фокуса для избранных объективов уже встроена, и Вы можете приступить к ней, ознакомившись предварительно с инструкцией по эксплуатации. Впрочем, необходимость в этом бывает не часто.

Если что либо в приведенной выше информации осталось не ясным - прошу задавать вопросы в комментариях!

© Карпин Антон 2016

Автофокуса. Однако точная и быстрая фокусировка немыслима без умения фотографа работать с точками и зонами фокусировки. Часто приходится снимать детей или животных, которые то и дело «убегают» из фокуса. А иногда требуется очень точная фокусировка: например, на глазах модели при съёмке портрета.

Как заставить камеру сфокусироваться в нужном месте?

Как работать с точками фокусировки в различных съёмочных ситуациях? Как заставить фотоаппарат взять в резкость то, что нужно? Давайте разберёмся.

Фотографу важно помнить, что камера - механизм хоть и очень совершенный, но разумом не наделённый. Автоматика аппарата может распознавать тип снимаемой сцены благодаря датчику экспозамера и соответствующим образом работать с фокусировкой. Тем не менее фотоаппарат не может быть в курсе всех творческих идей фотографа - он не знает точно, на что именно в кадре вы хотите сфокусироваться.

Как заставить аппарат сфокусироваться в нужном месте? Камере нужно указать на ту точку, которая должна находиться в фокусе. Сделать это можно путём выбора зон и точек фокусировки. Выбор точек фокусировки доступен как при работе с покадровым автофокусом AF-S, так и с непрерывным AF-C.

Как выбрать нужный режим зоны автофокуса?

На камерах начального уровня (Nikon D3300, Nikon D5500) выбор режимов зоны автофокуса осуществляется через меню, вызываемое кнопкой i. В соответствующем пункте нужно просто выбрать оптимальный вариант.

Рассмотрим варианты работы с точками фокусировки. Каждый из них выгоден в определённых съёмочных ситуациях.

Одноточечная автофокусировка

Наведение на резкость происходит по одной-единственной точке фокусировки, которую выбирает сам фотограф с помощью мультиселектора. Режим одноточечной АФ (автоматической фокусировки) даёт ему полный контроль над наводкой на резкость. Этот режим особенно удобен для статичных сюжетов. К ним относятся пейзажи, натюрморты и портреты, если человек стоит на месте, позирует нам.

Режим одноточечной фокусировки обычно используют по умолчанию продвинутые и профессиональные фотографы. Он даёт отличные результаты при работе со светосильной портретной оптикой: когда мы снимаем ею на открытых диафрагмах, глубина резкости будет крайне мала. Следовательно, малейшая погрешность с фокусом грозит тем, что кадры будут попросту нерезкими.


Если нужна точная фокусировка со светосильной оптикой, то легче всего добиться её при работе в режиме одноточечной АФ.

Но у этого режима есть и минусы. Если в кадре присутствует быстрое движение (резвящиеся дети, животные, спортсмены), мы можем не успеть выбрать нужную точку фокусировки, и снимаемый объект просто «убежит» из фокуса. Это справедливо даже для съёмки с непрерывным автофокусом AF-C , ведь при ведении объекта он может легко уйти за пределы выбранной точки фокусировки, и резкость будет потеряна. В таких случаях пригодятся следующие режимы зоны АФ.

Динамическая АФ

Этот режим доступен только при следящей фокусировке (AF-C). В нём мы выбираем основную точку фокусировки так же, как и при одноточечной АФ. Но при фокусировке камера учитывает и информацию с других, соседних точек фокусировки. Таким образом, если объект ушёл из вашей основной точки фокусировки, камера всё равно будет за ним следить, опираясь на данные других датчиков.

Все современные зеркальные аппараты Nikon, кроме самого простого Nikon D3300, позволяют выбирать, сколько точек фокусировки будет задействовано в слежении за объектом - датчики на всей площади кадра либо расположенные рядом с выбранной фотографом точкой. Чем меньше точек будет задействовано, тем аккуратнее будет фокусировка, но тем проще потерять снимаемый объект из резкости. И наоборот: чем больше задействовано датчиков, тем сложнее будет потерять объект из резкости, но тем большие погрешности могут возникнуть при фокусировке.

Динамическая АФ отлично подходит для съёмки быстро движущихся объектов. Например, птиц в полёте.

При работе с динамической АФ не стоит забывать, что главной точкой фокусировки всё равно будет та, которую выбрали вы. Так что для наиболее точной фокусировки нужно стараться держать её на снимаемом объекте, не давая ему уходить далеко от неё.

3D-слежение

Этот метод, в отличие от предыдущего, позволяет перемещать активную точку фокусировки прямо вслед за нашим героем автоматически.

При следящей фокусировке AF-C фотограф выбирает нужную точку автофокуса. После этого, если объект перемещается, камера использует метод 3D-слежения, перемещая вслед за ним и точку фокусировки. Таким образом, вы не потеряете из резкости даже очень быстро двигающийся объект. Самое главное, чтобы объект не покидал пределов кадра. В противном случае на нём придётся фокусироваться заново.

При 3D-слежении камера регистрирует цвета в исходной точке фокусировки и в дальнейшем следит за их перемещением в кадре. Поэтому 3D-слежение наиболее эффективно тогда, когда снимаемый объект отличается по цвету от фона. В противном случае 3D-слежение может не дать желаемых результатов, и фокусировка будет «перескакивать» на сходные по цвету объекты. Тогда стоит воспользоваться режимом динамической или групповой АФ.

Групповая АФ

В продвинутых моделях фотокамер Nikon (начиная с Nikon D750) есть возможность выбрать для наведения на резкость не одну точку, а сразу группу одновременно активных точек. Одноточечная АФ позволяет точно навестись на резкость, но порой важнее не точность, а скорость. Фокусировка по группе точек хорошо подойдёт для репортажных съёмок, съёмок движения. Она пригодится и там, где пасует метод 3D-слежения (когда объект и фон примерно одного цвета, при работе в слабо освещённом помещении).

Съёмка динамичных сцен в условиях слабого освещения - настоящее испытание для фотографа. Режим групповой АФ хорошо подходит для таких условий.

Автоматический выбор зоны АФ

Включив этот режим, вы позволите автоматике фотоаппарата самостоятельно решать, в какой точке кадра нужно сфокусироваться. Но учтите: автоматика не знает, что конкретно вы хотите взять в фокус. Её мнение с вашим может не совпадать. Обычно автомат предпочитает фокусироваться на расположенных ближе всего к камере объектах. Не факт, что таковыми станут ваши герои. Для корректной работы автоматической зоны АФ важно, чтобы снимаемый объект выделялся контрастом, яркостью относительно фона. Желательно располагать объект ближе к центру кадра. Также не стоит перекрывать объект съёмки каким-то передним планом (например, снимать портрет сквозь ветви цветущего дерева) - в таком случае фокусировка будет то и дело «убегать» на передний план.

Режимы зоны фокусировки, доступные при работе через Live View

Мы знаем, что в режиме Live View работает совершенно иной тип фокусировки - контрастный. Поэтому в этом режиме вы не найдёте привычных режимов работы с точками фокусировки. Здесь имеется ряд своих интересных режимов, подчас открывающих перед фотографом новые возможности.

Одним из достоинств контрастной фокусировки в режиме Live View является то, что мы можем сфокусироваться по любой области кадра, даже на самом краю. Для этого достаточно переместить в нужное место кадра область фокусировки с помощью мультиселектора, а в камерах с сенсорным дисплеем (например, Nikon D5500) - простым касанием. В фотокамерах Nikon мы можем задать определённый размер области фокусировки.

  • Нормальная область АФ представляет из себя маленький прямоугольник, по которому и происходит фокусировка. Поскольку площадь прямоугольника мала, фокусировка будет очень точной. Этот режим, как и режим одноточечной АФ, при работе через видоискатель, отлично подходит для съёмки статичных сюжетов.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor
При фотографировании с малой глубиной резкости точность фокусировки должна быть идеальной. Режим нормальной зоны АФ будет отличным выбором при таких съёмках.

  • Широкая область АФ подойдёт для более быстрой, но более грубой фокусировки: наводка на резкость происходит по той области, которая крупнее. Режим широкой области АФ можно применять там, где в приоритете скорость фокусировки - при съёмке репортажа, записи видео.

Режим широкой АФ уместен при съёмке кадров с большой глубиной резкости, при работе на закрытых значениях диафрагмы. В таких ситуациях идеальная точность фокусировки не требуется - большая глубина резкости нивелирует огрехи фокусировки.

Кадр с большой глубиной резкости. В данном случае вполне возможна фокусировка по широкой зоне АФ.

АФ с приоритетом лица - функция, доступная только при контрастной фокусировке. Она станет идеальным решением при съёмке людей. Автоматика сама распознает лицо в кадре и дальше будет за ним следить, даже если герой будет перемещаться. Эта функция хорошо подходит для съёмки репортажа, для работы с универсальными зум-объективами. Но если вы снимаете светосильной портретной оптикой, для идеально точной наводки на резкость я советую пользоваться режимом нормальной области АФ. В сочетании с режимом непрерывной фокусировки AF-F АФ с приоритетом лица подойдёт и для динамичных сюжетов с участием людей (допустим, спортивных состязаний), ведь камера сама будет держать лицо человека в резкости.

Если в кадре присутствует несколько лиц, аппарат по умолчанию будет фокусироваться на ближайшем из них. Чтобы выбрать для фокусировки другое лицо, воспользуйтесь кнопками мультиселектора.

Сложности могут начаться, если человек периодически отворачивается от камеры или вы вообще снимаете его со спины. Такое часто бывает при репортажной съёмке, съёмке спортивных мероприятий. Если в кадре камера не найдёт лиц, фокусировка будет происходить так же, как и в режиме широкой области АФ - по большому прямоугольнику.

Ведение объекта - ещё одна интересная функция, доступная в режиме Live View. Во многом она напоминает режим 3D-слежения. В режиме ведения объекта вам сначала необходимо совместить область фокусировки со снимаемым объектом и нажать центральную кнопку мультиселектора. Теперь камера будет следить за перемещениями объекта в кадре.

Интересно, что слежение за объектом может осуществляться как в режиме покадрового автофокуса AF-S, так и в режиме непрерывной фокусировки AF-F. В режиме AF-S аппарат будет держать выбранный объект в рамке фокусировки, но на резкость наводиться станет лишь по вашей команде - при полунажатии на кнопку спуска. В режиме AF-F фокусировка будет вестись постоянно. Он отлично подойдёт для съёмки динамичных сюжетов! Важно помнить лишь о том, что фокусировка в режиме Live View более требовательна к свету, нежели обычная. В условиях плохой освещённости лучше пользоваться обычной фокусировкой через видоискатель.

Константин Воронов

Занимаюсь профессиональной фотографией более 8 лет. Сфера деятельности - свадебная, портретная, пейзажная фотография. По образованию журналист. Разработал несколько курсов для сервиса онлайн-обучения фотографии Fotoshkola.net . Преподаватель, ведущий мастер-классов.

Как приручить автофокус

Система фокусировки камеры призвана помочь вам сделать снимки резкими, а значит качественными. Настраивать резкость вы можете вручную или предоставить это автоматике фотоаппарата. Ваш выбор, скорее всего, будет обусловлен ситуацией съемки и творческими замыслами.

На самом деле автофокусировка современных камер с большинством сцен справляется «на отлично». Однако не стоит думать, что камера все сделает сама. Есть целый ряд нюансов, только после освоения которых вы сможете «приручить» автофокус и получить такие кадры, какие хотелось бы именно вам.

Режимы автоматической фокусировки

Чтобы приступить к работе с автофокусом, для начала включите его. В ряде камер для этого существует специальный переключатель обозначенный как «AF/M». С его помощью вы выбираете ручную («М») или автоматическую («AF») фокусировку. Если подобного переключателя на камере или объективе не обнаружено, значит режим автофокуса активируется у вас с помощью меню.

Современные зеркальные камеры имеют несколько режимов автоматической фокусировки. Выбирая режим, вы определяете как именно будет фокусироваться ваш объектив. От правильности выбора будет зависеть точность работы автоматики и, в итоге, качество вашего снимка.

Основные режимы автофокуса, которые есть на каждой зеркальной камере, это покадровая фокусировка (ее еще называют точечной, одиночной, конечной или разовой) и следящая фокусировка (непрерывная). Выбрать необходимый вам режим нужно в настройках камеры.

Также вы должны знать, что по умолчанию режим покадровой фокусировки работает в приоритет фокуса (т.е. затвор сработает только после фокусировки), а режим следящей фокусировки работает в приоритете спуска (т.е. камера сделает снимок сразу после нажатия кнопки спуска затвора, независимо от фокусировки). Данные настройки вы можете изменить по своему усмотрению.

Покадровый автофокус в камерах разных производителей может обозначаться как

Покадровая фокусировка используется для статичных сцен (например, пейзажей, портретов или предметной съемки). Прежде чем сделать снимок, вы должны убедиться, что камера полностью сфокусировалась. Автоматика сообщит вам об этом с помощью звукового сигнала и изменения подсветки в области наведения фокуса. Если объект съемки движется, фотоаппарат может допустить ошибку - объект выйдет из зоны резкости. Поэтому при смене положения объекта необходимо сфокусироваться повторно.

Следящий автофокус как раз предназначен для съемки динамичных сцен (например, спортивные игры, дети или бегущие животные). Пока кнопка спуска затвора нажата до половины, камера непрерывно удерживает во внимании объект съемки и отслеживает расстояние до него при изменении дистанции. Автоматика определяет предполагаемую скорость перемещения объекта по данным предыдущих фокусировок и наводит резкость на рассчитанную дистанцию. Процесс фокусировки не останавливается до момента создания снимка.

Если объект постоянно меняет скорость движения, то возможны ошибки автофокусировки, однако они минимальны. Также качество работы следящего автофокуса зависит от освещенности снимаемой сцены, возможностей вашей оптики и количества сенсоров автослежения, которое использует камера. В меню фотокамеры режим следящего автофокуса отображается как

    ·AIServo - для камер Canon;

    ·AF (C) - Continuous Servo – зеркалки Nikon.

Вам стоит учитывать, что постоянное удерживание движущегося объекта в фокусе камеры, значительно ускоряет расход заряда батареи. Поэтому предполагая длительный съемочный процесс, возьмите с собой на место съемки дополнительный аккумулятор.

Автоматический или интеллектуальный автофокус. Электроника фотоаппарата сама выбирает режим фокусировки, определив статичен или динамичен объект в кадре. Этот удобно, когда нужно постоянно держать в поле зрения множество объектов и вам сложно предугадать, какой режим фокусировки понадобится в следующий момент. Также интеллектуальный автофокус зачастую «спасает» новичков. Тем не менее, согласитесь, иногда системе камеры сложно угадать ваш творческий замысел. Поэтому в итоге вы можете получить далеко не такой снимок, какой хотели бы. В меню режим интеллектуального автофокуса обозначается как

    · AI Focus AF - в камерах Canon;

    ·AF-A - у Nikon.

Точки фокусировки

Определившись с режимом работы автофокуса, выставьте в меню камеры необходимую точку фокусировки. Таким образом вы «дадите понять» своей камере, где именно в области кадра нужно фокусироваться.

Точка фокусировки – это некая точка в пространстве, которая соотносится с объектом съемки или его частью. В результате работы автофокуса она оказывается наиболее резкой в кадре. Также точками фокусировки называют специальные метки в видоискателе фотоаппарата, с которыми фотограф соотносит объект съемки для последующей фокусировки на нем.

Зеркальная камера позволяет произвести фокусировку по всем возможным или по одной заданной точке. Точность и устойчивость автофокуса во многом зависит от количества и расположения точек фокусировки. А само количество точек зависит от модели конкретного фотоаппарата. В некоторых современных модификациях профессиональных камер их может быть до пятидесяти. Однако для успешной работы вам будет вполне достаточно девяти или одиннадцати точек фокусировки, которыми располагает большинство современных фотокамер.

Расположение точек фокусировки в видоискателе приблизительно отображает расположение датчиков автофокуса камеры. Сенсоры автофокуса могут работать по отдельности или дополняя друг друга для более точной фокусировки. Центральный датчик зачастую работает наиболее точно.

Фокусировка по всем точкам (или автоматический выбор точки фокусировки). Работает как в режиме следящего, так и покадрового автофокуса. В меню фотокамеры автоматический выбор точки фокусировки графически изображается как белый прямоугольник.

По умолчанию камера использует все точки автофокуса. Когда у вас нет возможности тщательно настроиться, то это может быть удобно. Главное помнить, что камера, получив информацию от датчиков, фокусируется на объекте, который расположен к ней ближе остальных или же на том, который наиболее контрастен. Достаточно этого для вашей работы или нет – судите сами.

Когда вы работаете в режиме покадрового автофокуса, в видоискателе будут подсвечиваться точки, на которых сфокусировалась камера. Если вас не устроит результат фокусировки, вам нужно будет провести ее заново. А в режиме следящего автофокуса подсвечивания не произойдет.

Автоматический выбор точек фокусировки уместно использовать если:

    ·снимаемый объект динамичен (например, съемка из окна автобуса) или движение объекта трудно предугадать (например, съемка футбольного матча). В таком случае выбирать точку фокусировки каждый раз после очередного перемещения просто не представляется возможным. Очень хорошо срабатывает фокусировка по всем точкам одновременно с режимом следящего автофокуса;

    ·снимаемая сцена находится в удалении от объектива, и вы хотите получить резким все элементы кадра (например, вид с холма на город);

    ·если предмет съемки находится на однотонном фоне, то камера не ошибется в наведении фокуса (например, белый предмет на белом фоне).

В других случаях, чтобы резким на снимке оказалось именно то, что вы задумали, выбирайте точку фокусировки самостоятельно.

    Фокусировка по центральной точке . Многие фотографы используют именно фокусировку по одной точке для постоянной работы в покадровом режиме автофокуса: это удобно в большинстве ситуаций.

    ·определите центральную точку фокусировки в видоискателе;

    ·наведите ее на главный объект будущего кадра;

    ·нажмите кнопку спуска затвора до половины, чтобы объектив сфокусировался и заблокировал фокус;

    ·перекомпонуйте кадр согласно своему замыслу, перемещая камеру в одной плоскости;

    ·сделайте снимок.

Такой метод подойдет для статичных сцен (например, портретов, пейзажей предметной съемки) и, конечно же, для кадров, где объект располагается по центру.

Центральный сенсор камеры наиболее чувствителен и точен, поэтому фокусировку по нему можно применять в условиях плохой освещенности или наоборот, когда вы работаете в контровом освещении, и фокусировка затруднена.

Фокусировка по заданной точке (или динамическая автофокусировка).Режим позволяет вручную установить любую нецентральную точку, которая в кадре должна быть наиболее резкой. Переключение точек происходит с помощью колесика или кнопки-джойстика.

Например, если вам нужно акцентировать внимание зрителя на заднем плане снимка, то лучше всего фокусироваться по верхним точкам, тогда объекты переднего плана будут немного размытыми. А при работе над портретом старайтесь соотнести точку фокусировки с глазами модели.

3 D слежение. Используют одновременно со следящим режимом автофокуса. Фотограф выбирает точку, сенсор камеры фокусируется на ней и продолжает удерживать фокусировку при перемещении объекта или при изменении положения самой камеры. Таким образом, точка фокусировки перемещается автоматически. При этом датчики учитывают не только расстояние до объекта, но и его цвет, что делает фокусировку более надежной.


Блокировка автофокуса для перекомпоновки кадра

Для чего нужна активация автофокуса, вам уже понятно, а вот его блокировка требует отдельного внимания.

Блокировка автофокуса (т.е. удерживание внимания камеры на нужном фотографу объекте) используется чаще всего для перекомпоновки кадра. То есть, вы навели резкость, а потом переместили камеру так, чтобы композиция снимка оказалась наиболее удачной. Как же «убедить» камеру удерживать фокус? Для этого существует два способа.

После наведения резкости в покадровом режиме фокусировки , камера фиксирует фокус и сохраняет его до нажатия кнопки спуска затвора (пока не сделан снимок).

Для того чтобы фокус «не ушел» во время перекомпоновки кадра, следует понимать, что автоматика на самом деле фокусируется не на конкретной кошке, например, которую вы снимаете, а на определенном расстоянии до этой самой кошки. Поэтому, если во время перекомпоновки вы изменяете дистанцию (подойдете ближе к объекту или отойдете дальше от него), то фокус собьется, и ваша кошка на снимке окажется нерезкой.

Зато все объекты, которые находятся в одной плоскости с кошкой (т.е. на такой же дистанции от камеры) будут резкими. Именно поэтому при перекомпоновке кадра камеру можно перемешать только в пределах одной плоскости (т.е влево и вправо, вверх и вниз).

Может оказаться неуспешным даже смещение камеры в плоскости фокусировки: это зависит от того, как сильно вы смещаете камеру, какая у вас глубина резкости и объектив. Иногда более подходящий способ достичь резкости в нужной части кадра – использовать боковую точку фокусировки без последующей перекомпоновки.

Соответственно, если вы снимаете динамичные объекты в режиме следящего автофокуса , то первый способ блокировки вам не подходит: когда вы сместите камеру, фокус сместится также вслед за точкой фокусировки. В таком случае можно использовать «ловушку автофокуса» - фокусировку задней кнопкой. Кнопка AF-ON(или AF-stop) на профессиональных камерах – это и есть средство, позволяющее «поймать» в зоне фокуса необходимый объект.

На зеркальных камерах любительского уровня кнопка AF-ON чаще всего отсутствует. Однако с помощью меню можно назначить функцию AF-ON программируемой кнопке (если есть таковая).

Будьте внимательны, когда вы переключите фотоаппарат в режим AF-ON, при нажатии спуска затвора он автоматически фокусироваться не будет. Чтобы камера сфокусировалась, нужно будет нажать AF-ON, а когда вы отпустите кнопку, фокус зафиксируется. Перефокусировка не произойдет, пока вы повторно не нажмете кнопку AF-ON.


В каких ситуациях предпочтительна ручная фокусировка

Многие начинающие фотографы напрасно пренебрегают работой с ручной фокусировкой, отдавая предпочтение автоматической. На практике возникают ситуации, когда ручная фокусировка помогает быстрее добиться желаемого творческого результата.

Для начала работы в режиме ручной фокусировки установите переключатель на вашем объективе в позицию «МF», а затем поворачивайте фокусировочное кольцо до получения необходимой резкости.

Рассмотрим ситуации, в которых удобнее использовать ручную фокусировку:


Съемка вне фокуса

Когда вы изучите и повторите на практике все приемы правильной фокусировки, вы можете попробовать нарушать их для получения художественных снимков вне фокуса. Безусловно, чтобы такие работы не казались просто «испорченными кадрами», нужно хорошо продумать их концепцию и разработать идею, которую вы хотите донести своему зрителю. Для этого нужно обращать внимание на предметы, которые интересны своими очертаниями и смогут придать снимкам некий мистический или сюрреалистический смысл.

Не забывайте, что с первого раза нужный снимок может не получиться, однако со временем, когда вы перейдете со своей камерой на «ты», техника станет вашим надежным помощником в реализации творческих замыслов.

Фотографии для иллюстрации статьи взяты с официального сайта производителя T amron