Религия и философия китая. Буддизм в китае и его влияние на культуру страны

Буддизм – это религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии (территория современного Непала и северо-восточной Индии). Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни, Будда переводится буквально как "пробудившийся". Просветления Гаутама достиг в возрасте 35 лет.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты. Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

За многие века буддизм широко распространился в Азии и стал одной из главных религий этого региона. Последователи буддизма широко распространены во всем мире, трудно говорить о конкретном числе сторонников этой религии, так как много азиаты исповедают больше, чем одну религию, а также трудно предположить сколько верующих в коммунистическом Китае. Чаще всего называют цифру 350 млн, что дает основание называть Буддизм четвертой религией мира.

В чем отличие буддизма от других мировых религий?

Буддизм настолько отличен от других религий, что некоторые люди задаются вопросом, является вообще ли буддизм религией. В большинстве религий, к примеру, Бог или боги являются центральным понятием. Но буддизм не выдвигает понятия Бога. Будда говорил о том, что понятие вера в богов не нужна для ищущих просветления.

Его доктрины не являются догмами или предметом веры, их не нужно принимать вслепую, заглушая голоса разума, критицизма, здравого смысла и собственного опыта. На самом деле всё обстоит прямо противоположным образом: основная цель этих доктрин заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно заглянуть непосредственно в глубину истинного положения вещей. По этой причине предлагается опробовать все эти доктрины в своей повседневной жизни.

Таким образом в отличии от большинства религий, которые основаны на вере, буддизм в первую очередь обращается к практике. Основная идея буддизма заложена в учении о Восьмеричном Пути.

Основны учения

Философские тексты, написанные самим Буддой, неизвестны. Свое учение он излагал в форме устных бесед, притч и наставлений. Позже ближайшими учениками некоторые из них были записаны и составили «Трипитаку» («Три корзины учения»)

К базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины:

  • Истина о страдании (духа)
  • Истина о причине страдания (самудая)
  • Истина о прекращении страдания (нирвана)
  • Истина о пути, ведущем к прекращению страдания (магга)

Таким образом, первый этап предполагает принятие Четырех Благородных Истин, второй этап - решимость идти указанным Буддой путем. Данные этапы являются подготовительными, необходимыми для успешной реализации третьего этапа - духовного самосовершенствования. От первого этапа к последнему человек сначала уменьшает количество ошибок, а затем направляет внимание внутрь себя.

Около 2 тыс. лет назад буддизм разделился на две основные школы: Махаяна и Тхеравада. Веками Тхеравада была доминирующей школой буддизма на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Мьянме и Лаосе. Махаяна является основным направлением в Китае, Японии, Тайване, Тибете, Непале, Монголии, Корее и Вьетнаме. Последнее время все больше сторонников Махаяны появляется в Индии. Махаяна в свою очередь делится на под школы, такие как Дзен и Буддизм Чистой Земли.

Самое первое различие, которое обращает на себя внимание, это понятие бодхисаттвы. Если в школах махаяны бодхисаттва это пробужденный человек, давший обед привести все живые существа к пробуждению и сознательно не уходящий в окончательную нирвану, то в тхераваде бодхисаттва - это человек, практикующий Дхарму, но еще не достигший просветления, никаких обетов по спасению живых существ не дает.

Второе, это статус архатов. В махаяне нирвана архатов считается не полной по сравнению с буддами, в тхераваде же нирвана архатов и будд совершено одинакова.

В связи с этим, в махаяне целью практики считается достижение состояния бодхисаттвы, а в тхераваде - архата.

Заблуждения о буддизме

Существует два основных заблуждения большинства людей: буддисты верят в реинкарнацию, и все буддисты вегетарианцы. На самом деле эти заключения не являются правдой. Буддистское учение о перерождение полностью отличается от того, что большинство привыкли вкладывать в понятие "реинкарнация". Что касается вегетарианства, то оно одобряется, но во многих школах нет строгих указаний по поводу питания, это выбор каждого.

Буддизм в Китае

Буддизм является древнейшей религией в Китае. Буддизм был объединён даосизмом и народной религией. Сегодняшние буддисты можно и считать даосами. В древнем индуистском буддизме поощряли достигнуть просветления с помощью медитацию. Но что такое медитацию и как достигнуть просветления пока поняться по-разному.

Когда древний буддийский канон был переведён на китайский язык, большое количество даосских терминологий было употреблено. В отличие от ислама и христианства на Среднем Востоке и в Европе, которые имеют свои устойчивые каноны и чёткое объяснение истории канонов, китайцы понимают и объясняют буддийский канон по-своему.

На Среднем Востоке и в Европе, обряды,обычаи и толкования Священного Писания хорошо объясняются. Хотя даосская концепция повлияет на отдельные убеждения китайских христиан и мусульман, но китайский буддизм редко извлекли концепцию из христианства и мусульманства. Буддизм имеет длинную историю в Китае, и разные местные направления буддизма приняли буддисты.

Современный буддизм в Китае

Махаяна является главной формой буддизма в Китае.Она развивалась в Кушанской империи, что китайцы назвали юэчжи.После этого разные школы буддизма начали развиваться в Китае и так же использовались популярностью в других странах, например, в Японии.Хотя тогда не было никаких религиозных опросов, но были сотни миллионов людей верили в то,что буддизм и даосизм объединялись в Китае.Одно из отличий китайского буддизма от первоначального учения буддизма состояло в том,что в китайском буддизме будда не только учитель, который учил что делать, но и бог, кому люди молятся о помощи и спасении.Буддисты часто молиться и буддам, так и даосским богам.Они также часто отдают дань уважния своим предкам, например, они жгут бумагу, которые их предки принимают как денеги.Словом, люди,которые считаюся буддистами, имеют даосские убеждения.

Говорят,что будда достиг просветления после поста. Было сказано, что будда очень худой и изможденный. В некоторых странах, будда была изображена как очень худой человек и часто размышляла под деревом. По учению Махаяны в Центральной Азии и резьбы будды вдоль Шелкового пути,пояляющаяся до конца династии Тан, будда изображена как сильный и здоровый бог, как бог греческий. В современном Китае, "Смеющаяся будда" чаще всего увидеть. Он изображен как полный и радостный бог. Основное отношение к жизни в современном Китае, как говорится, это "быть счастливым". Поэтому «Смеющаяся будда» показала это отношение и стала самым популярным изображением будды в истории Китая.

История

Буддизм появился как индуистская религия в Индии. Подробная информация о жизни Будды и оригинальных учениях, представленных в буддийских писании в первом веке до нашей эры имеет важное значение для понимания того, как китайский буддизм развивался. Будда Guatama был основателем религии. Он жил между 600 и 400 до нашей эры. Будда и его последователи оставили ни одного пмсания, но его правила для монашеской жизни и учения были устно запомнены и переданы приблизительно до второго века до н.э., когда первые буддийские писания были написаны. Устная традиция была повреждена. После этого, первые священные писания были привезены в Китай.

Говорят, что Будда Guatama был князьем маленького королевства, которое находится в современном Непале. Может быть, он не был индоевропейца. Было много легенд, например, говорят,что был мудрый человек, который предсказал, что Guatama будет либо великим святым человеком, либо великим царем. Его отец хотел, чтобы он стали великим царем и отказался от всех религий, смерти, а так же катастроф. Таким образом, когда вырос, он был стрясён, увидев старика и труп. Затем, он решил заниматься проблемами страдания и смерти.

Когда ему было 29 лет, он стал известным учителем в Индии. Он знал много о индуизме, но всё равно он не был доволен. Затем он попытался узнать правду через голодовку и абстиненцию. Он чуть не уморил себя голодом и чуть не утонул. Потом он начал кушать, медитировать и избегатьбаловства или абстиненции. Но он был худым почти как скелет. Он настаивал сидеть под деревом, пока он не узнал правды и стал просветленным.И наконец-то он успел когда ему было 35.

Затем он начал преподавать. Он считал, что каждый мог быть просветленным. Он противоречит индуистской вере, что только люди из высшей касты могли быть святыми. Потому что эта мысль угрожает иерархическому обществу. Говорят, что многие учеников стали «архатов», и он учил всех не независит от их касты. Некоторые индусы считали, что религия была ложной, и его враги пытались убить его. Его идея была бы уничтожила иерархическое общество. Он умер в преклонном возрасте, и его тело было кремировано.

Доктрины Первого века до н.э.

В первом писании буддизма, в котором описали второй век до нашей эры, говорится, что Будда учила "Четыре благородные истины:" Страдание является частью существования; источник страдания является жаждой чувственности; приобретение идентичности и уничтожения; страдание---это непостоянное; и совершение Благородной Восьмеричной Пути является средством для достижения этой цели.Благородный Восьмеричный Путь предствляет собой: правильное понимание, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная внимательность и правильное сосредоточение. Он подчеркнул, этики и понимания. Он заявил, что нет никакого посредника между человеком и божеством.

Ранний китайский буддизм

Буддийские учители, возможно, прибыли в Кмтае в третьем веке до нашей эры. потому что доказательства свидетельствуют,что император Цинь приказал уничтожить религию в около 213 г. до н.э. Это было во время императора Хань, когда первое буддиское писание привезли в Китай. После этого, как император потерял его власти, там были много отдельных царств и других империй, которые имели свои собственные религии и разные степени контакта с буддистами в Центральной Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Различные виды буддизма развивались в этих странах, и их учения были изменены по-китайски, так что китайский буддизм существует всегда с различными сектами. Иногда религии и буддисты были поддержаны правителей в течение последних 2000 лет, а иногда не только храмы и священные писания были уничтожены но и буддисты были убиты. Это для того,чтобы люди не верили в буддизм.

Существовали два естественных наземных маршрутов в Китай из буддийских регионов в империи Хань (206 до н.э. - 220 г. н.э.). Одним из них был через Синьцзян и называется Шёлковый путь, и другой через Юньнань и называется путь Чайма.

Шёлковый путь буддизма

В 177 г. до н.э., Кавказская группа юэчжи, которая жила в Синьцзяне, была выгнанна в Индию хунну. Потом группа юэчжи завоевала эллинистическое царство, которое было самым сильным в Южной Азии после греческого завоевания. КультураИндийско-греко-юэчжи развивалась. в году 130 до н.э. правители династии Хань хотели торговать и заключить союз с юэчжи, и они отправили Чжан Цянь к юэчжи (тохары). Торговля и путешествия начали, и юэчжи становилось буддистами. В 2 г. до н.э., некоторые юэчжи учили буддизму, когда они прибыли В столице Хан.

Говорят, что в 68 г. н.э. во сне императора Хань появилась золотая фигура, и Цай Ин был направлен в Среднюю Азию, чтобы узнать о Будде. Он привез буддийские писания и два буддийских монахов. В это время в буддизме юэчжи Будда стала одним из пантеона среди много божеств, и буддизм Махаяны начал на этом пути. У них была большая империя и отбили часть Синьцзяна. В отличие от раннего буддизма, Будды были представлены в виде больших человеческих статуей как греческие боги. Они вырезали статуи Будды по всей Центральной Азии и в Синьцзяне Китая. Миссионеры юэчжи принесли буддизм Махаяны в Китай. Это очень отличается от Тхеравады, или тибетского буддизма. Писания Lokaksema и Dharmaraksa были переведены буддистами в Китае.

Буддизм стал популярным, и люди построили буддийские храмы, как гроты Bingling и пещеры Могао. Грот Bingling находится в городе Ланьчжоу провинции Ганьсу имеет большой комплекс буддийских храмов со множеством скульптур и фресок. Этот грот начали гравировать примерно с 420 года до династии Мин. Самые ранние статуи имеют типичные индийские жесты и позы. Гроты Bezeklik,которые находятся около Turpan, показывают кавказские, индийские буддисты и монголоидной вместе. В Центральной Азии продолжали распространять буддийское учение во время династии Тан (618-907), и это стало очень популярным и мощным. Ближе к концу империи Тан в 845, даосские правители династии Тан противоречили буддистов и уничтожили тысячи монастырей и десятки тысяч храмов.

Путь Чайма буддизма

Другой большой наземный маршрут называется Чайма, который связал восток Китая с Тибетом и Юго-Восточной Азией. В династии Тан существовал мощный император ---Nanzhao (738-902) в провинции Юньнань.Их столица находилась около Дали.Правители Nanzhao были также под влиянием религиозных учений иностранцы, которые путешествовали там.Они были буддистами и построили много буддийских храмов вокруг Дали и на горах Shibaoshan. Эти храмы стали центрами буддийского учения. В то время, когда династия Тан выступила против буддизма, королевство Nanzhaoи в Дали поддержало буддизм.Они сохранили буддизм и помогли ему распространиться.Три очень больших иизвестных буддийских пагод называют «Три пагоды» до сих пор остаютсяот свои правили

Основные школы

В связи с большим количеством иностранных монахов, которые пришли преподавать буддизм в Китае с различными текстами, разнообразные новые и независимые традиции появились. Среди этих наиболее влиятельная из них была практика Чистой Земли из буддизма, которую учит Hui Yuan. Она сосредоточилась на Будды Амитабхи. Люди в этой традиции молились Будде Амитабхи для спасения. Другой важной ранней традицией была Tiantai школа, которая была основана Zhiyi. Его основанное учение основалось на примате Лотосовой Сутры. Оба эти виды буддизма распространилась в других странах.

Во времена династии Мин (1368-1644), чань-буддизм был выдающимся типом буддизма. Говорят, что секта Чань становилась популярной, когда индийский монах Бодхидхарма пришел в Китай. Говорят, что император предпочитал его учение, и император построил для него храм. В настоящее время монастырь называется Шаолинь в провинции Хэнань. Он был построен в году 497. Подобно как даосизм, буддисты Чань не доверяли написано, но доверяли медитации и бездействию.

Другой индеец, который теперь зовут Тамо китайцами приехал в Китай в году 526 . Согласно информации, в Индии он упорно тренировался в практике Махаяны, которая требовала жесткие упражнения и боевое искусство, а также исследования и медитации. Когда он прибыл в Монастыри Шаолинь, он критиковал монахов за то, что они слабые и жили без боевого искусства. Говорят,что он ходил в пещеру, а затем он был принят другими монахами, и они начали обучить конгфу.

Храм Шаолинь был главным храмом буддизма Шаолинь в Китае. Эта секта буддизма сосредоточилась на боевой искусстве и медитации Чань. В Японии, Чан называется Цзeн. Медитация Цзен практикуется многими японцами.Они также занимаются боевым искусством как в других странах Восточной Азии. Считается, что преподаватели играют важную роль в храмах в Японии и Кореи, где монахи занимаются буддизмом и боевым искусством. Но у преподавателей не было столь же большого влияния в Китае, где были многие другие религии и философии, а так же стили боевого искусства.

Династия Цин и сегодняшний будизм

Религия в династии Цин был тибетским буддизмом. Они также препочитали конфуцианство. Во время Культурной революции в 1960 году, в попытке уничтожить все религии, правительства и многие люди напали буддийские храмы по всей стране и даже сокрушили очень древние храмы. В последние два десятилетия, буддизм стал популярным ещё раз.

Каким был век распада империи?

Четыре века, следовавшие за гибелью династии Хань, проходили под знаком восстаний, военных конфликтов и набегов кочевников на северных рубежах. Срединная империя переживала период политического распада. Кочевники, пробив брешь в Великой стене, разрушали города и продвинулись к Янцзы. Население бежало от завоевателей на юг, переправляясь через Янцзы. На севере правили варвары. В 581 г. генерал Ян Цзян завоевал столицу Чаньян и основал династию Суй.

Беспокойные времена сказались на духовной жизни Китая. Неуверенность в завтрашнем дне заставляла искать выход в религии, многие прибегли к конфуцианству и даосизму. Других привлек к себе буддизм.

Откуда пришел буддизм?

Буддизм возник в V веке до н.э.

Учение основано на озарении исторического Будды, принца Гаутамы Сидхартхи, жившего в эпоху Конфуция в Индии. Под священным древом бодхи он открыл срединный путь, который ведет к пониманию внутреннего мира. Так он стал Буддой, что означает «Просветленный».

Ученики Будды сохранили заветы Учителя и позднее записали их. К новому учению о спасении обратились, прежде всего, высшие слои общества. Конфуцианство и даосизм продолжали свое существование.

В 629 г. н.э. монах Сюаньцзан отправился из тогдашней столицы Китая Чаньян в долгий и опасный путь. Он хотел изучить в стране Будды, в Индии, на реке Ганг, истинное чистое учение и привезти в Китай священные тексты. Ведь чтобы буддизм мог распространиться в Китае, необходимо было сперва перевести на китайский язык священные тексты.

Кто принес буддизм в Китай?

Почти 17 лет провел Сюаньцзан в странствиях, преодолев тысячи километров пешком и на лошадях по Шелковому пути до Индии. В Китай он вернулся не с пустыми руками.

Сюаньцзан привез с собой 657 свитков, намотанных на деревянную скалку, на которых были записаны буддийские учения на санскрите, древнем языке Индии.

Понадобилось еще долгих 17 лет, чтобы расшифровать эти тексты и перевести их на китайский язык.

Буддизм в Китае был больше чем религия. Он стал всеобъемлющей формой жизни. Китайцы видели в нем обогащение китайских традиций. Даоуди, первый император династии Северная Вэй (386-534 гг. н.э.) особенно поддерживал новое учение. Он повелел вырубить из серого песчаника в горах Ужоу пещерный храм Юньган. В нем скрыта 51 ООО (из 100 ООО уцелевших) статуй Будды, которые по внешнему облику напоминают императоров династии Вэй.

Один из колоссов достигает в высоту 17 м. Ухо сидящего Будды имеет в размере 3 м, стопа - 4,6 м, а средний палец - 2,3 м.

Почему китайские императоры поощряли буддизм?

Император Вэньчэнди, правивший государством Вэй через 50 лет после Даоуди, поручил монаху Та-ньао (Тапуао) построить императорские гроты и установить в них статуи Будды. Одна из статуй наделена по его воле сходством с императором Даоуди. В книге Вэй говорится: «Основатель династии - мудрый, доброжелательный император, идущий священным путем. Он воистину является воплощением Будды». Таким образом, император Даоуди был возвышен до высшего в почитании существа, Ш£ и все буддисты должны были отныне ему подчиняться. Так появился Будда-император; соединив свой авторитет с буддизмом, правитель достигал абсолютной Стены одной власти. Император бодхисатвам Вэньчэнди сделал буддизм государственной религией и повелел возвести многочисленные храмы.

Объявленный государственной религией буддизм требовал признания всех граждан. Однако крестьяне и ремесленники, торговцы и солдаты не были монахами, которые часами медитируют, подчинив свою жизнь строгим религиозным правилам. Им требовалась более простая вера.

Сяовэнди, шестой император Северной Вэй (годы правления с 471 по 499), был воспитан в буддийской вере и благочестии. Пятилетним ребенком он взошел на трон и как император принимал участие в буддийских храмовых ритуалах. Он воспринимал себя не воплощением Будды, а благочестивым верующим. К этому времени буддизм проник в жизнь простого народа.

Как буддизм дошел до простого китайского народа?

Особое значение обретает культ бодхисатв. Бодхисатва - это существо, стремящееся к освобождению, которое со временем станет предельно просветленным Буддой. На его лице отсвет сочувственной улыбки. Он обращен к страдающим людям, которым желает добра. От верующих требуется простое признание: «Молись Майтрейе (Бодхисатве), и когда-нибудь Майтрейя придет в этот мир и принесет освобождение». Это было доступно пониманию каждого. Никаких обременяющих вероучений, никаких требований изучать сложные буддийские тексты - достаточно было обратиться к мягкой улыбке статуи Майтрейи, внимавшей молитвам простых людей.

О чем поведали гроты Мохао?

Неподалеку от Дуньхуаня, пограничной заставы на Шелковом пути, находятся гроты Мохао. Сохранилось 492 грота разной величины, высеченных из гряды песчаных скал, простирающихся на 1600 м над долиной реки. Первый грот был высечен в 366 г., остальные достраивались вплоть до 1100 г. и использовались буддистскими монахами для жилья и свершения культовых обрядов. На площади в 45 ООО кв. м сохранились росписи и скульптуры, позволяющие заглянуть в прошлое и представить, как жили буддисты разных веков. Наряду с религиозными темами встречаются также сценки из повседневной жизни. Среди культовых предметов, таких как книги и манускрипты с буддистскими текстами на разных языках, число которых превышало 50 000, в гротах было найдено издание Ветхого Завета на еврейском языке.

Буддизм то и дело подвергался в Китае гонениям и запретам. Уже через 60 лет после воцарения династии Северная Вэй император Тайуди по наущению своего советника, уверявшего, что буддистские монахи замышляют свергнуть правительство, запретил буддизм, повелев в 446 г. разрушить все изображения Будды. И лишь император Вэнчень отменил в конце VI века направленные против буддизма законы и поддержал учение Просветленного.

Почему буддизм сохранился в Китае?

В китайской истории периоды гонения на буддизм и его возвышения постоянно сменяли друг друга, тем не менее учение Будды оставалось в сердцах людей. Вплоть до последней династии Цинь, основанной в 1644 г., императоры оказывали поддержку буддизму. Шестой император Цинь Цянлун повелел возвести множество храмов и даже пожелал быть изображенным в одеждах буддийского монаха.

Национальные формы буддизма.

Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э. буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и Узбекистан), с I в. н. э.- в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее, с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии. Используя свой главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, - буддизм быстро прижился везде и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги.

В каждом регионе развивалась своя собственная буддийская символика и буддийские обряды – почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла, подпитываемые местными традициями. Буддизм вошел в кровь и плоть многих и многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпевал изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран – архитектуры (строительство храмов монастырей и ступ), изобразительного искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо видно на примере поэзии, вдохновленной идеями дзэн буддизма.


Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань - это китайское название, хотя в мире оказалось более широко распространено японское прочтение иероглифа, обозначающего это направление буддизма, - дзэн .

Китайское слово «чань » происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски - чаньна). Буквально это означает «созерцание», «медитация», что достаточно точно передаёт характер чаньской практики. Созерцательное направление возникло ещё в индийских школах буддизма, где оно и называлось дхьяной. В основном дхьяна базировалась на сложной йогической практике, которая порой продолжалась долгими часами. Но в Китае дхьяна приобрела несколько иной характер: трансформировавшись в чань-буддизм, она стала ещё и прикладным направлением буддизма. Иными словами, последователи чань не стали ограничивать себя только молчаливым самоуглублением в уединении. Они бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Он превратился в особый тип мировосприятия, где поклонение Будде сочеталось со стремлением к интуитивному постижению истины. А это в свою очередь открывало простор для художественного творчества; не случайно китайская культура начиная с VIII-IX вв. и японская самурайская культура явились живым воплощением постулатов чань-буддизма.



Буддизм пришtk в Китай из Индии ещё во II в. По одной из версий, его принёс туда буддийский пилигрим и переводчик санскритских текстов Ань Шигао (III в.). Его религиозная практика представляла собой спокойное пребывание в уединённой «сидячей медитации» (кит. «цзочань », яп. «дзадзэн »), в процессе которой человек очищал своё сознание и приобщался к высшей мудрости Будды - праджне .

В Китае практика «сидячего созерцания» быстро преобразовалась в некое новое учение, возникшее на стыке китайского даосизма и индийской дхьяны. Вот это направление и получило название «чань цзун» - «школа чань», а в европейской литературе стало именоваться чань-буддизмом. Правда, единой школы как таковой никогда не существовало, был лишь ряд школ в разных районах Китая, число которых со временем росло.

Что же предлагал чань-буддизм как религиозное направление своим последователям? Прежде всего учение чань предоставляло возможность «стать буддой в этом теле», т. е. ещё в нынешней жизни, а не в следующих перерождениях. Для этого достаточно, «взирая на собственную изначальную природу, стать буддой». Таким образом, основной упор делался именно на медитативную практику, хотя существовали и другие способы, ведущие к «пробуждению» сознания.

Строго говоря, учение чань не сводится ни к религии, ни к философии. И хотя оно включает определённые сложные ритуалы поклонения, теоретические рассуждения о природе будды, соблюдение обрядовых запретов, - это скорее внешняя форма, декор, за которым скрывается истинная суть чань. В большей степени чань - это особый тип миропереживания, целостного восприятия мира. Отсюда и повышенное внимание, которое уделяли носители чаньской истины эстетическому восприятию мира. Это выразилось в каллиграфии, живописи, поэзии и в конце концов сформировало особую чаньскую стилистику жизни - внешне естественную и простую, но исполненную глубинной мудрости и стремления к очищению собственного сознания. Суть подобного взгляда на мир точно передаёт знаменитая чань-ская фраза: «Следует жить легко, подобно листку, плавно падающему с дерева». Листок в своём падении послушен любому порыву ветра. Так и чаньский «мастер жизни», принимая любые жизненные перипетии, остаётся податливым, подвижным, готовым в каждый момент к изменению самого себя. Такова в чаньском понимании «естественная жизнь».

Но если чань, включая в себя черты и религии, и философии, и эстетики, в то же время не сводится ни к одному из этих понятий, что же это такое? Вера? Или некий путь жизни? Нет, чань, как говорят последователи этого направления, и есть сама жизнь. В фольклоре чань-буддистов существует забавная притча по этому поводу.

Однажды маленькая рыбка обратилась свопросом к большой:

Мне приходилось часто слышать, как люди рассуждают о событиях в море. Море - что же это такое?

То, что тебя окружает, и есть море!

Так почему же я его не вижу?

Море - оно и внутри тебя, и вокруг тебя. Ты рождаешься и умираешь в море. Море охватывает всю тебя, а поэтому оно подобно твоему телу!

Чань-буддисты не раз говорили, что чань подобен морю, а человек - рыбке, живущей в его глубинах. Чань истинно существует именно потому, что люди никогда не задумываются над ним. Он не мешает и не помогает жить, ведь он сам представляет собой естественное течение жизни - спокойное, светлое, чистое, позволяющее видеть бытие порой с самой неожиданной стороны. В традиции чань принят способ доказательства от противного. Например, чаньские монахи, стремясь понять, что же представляет собой истинная тишина, истошно вопили в течение нескольких минут, поднимая криком окрестные деревни, а затем внезапно замолкали. После этого все могли насладиться истинной тишиной.

Кстати, притча о рыбке во многом напоминает сюжет, которым пользовались даосы, чтобы объяснить суть Пути (Дао). Например, великий даос Чжуан-цзы говорил: «Рыба забывает о реках и озёрах, а человек забывает об искусстве Дао».

佛教 fójiào

Эта статья будет посвящена развитию буддизма в Китае . Я не буду останавливаться на самом буддизме, на его сути, развитии в Индии и становлении, так как на эту тему уже написано много книг и статей.

Существуют различные точки зрения на время проникновения буддизма в Китай . Называют даже 3-2 вв. до н.э., во что мало верится, так как в то время еще попросту не было сообщения между Индией и Китаем. Даже Великий Шелковый Путь появился лишь в середине 2 века до нашей эры. Еще одна дата, которой придерживаются многие ученые, это первая треть 1 века.

Существует и легенда, согласно которой ханьский император Минь-ди увидел во сне Будду, после чего в Китай прибыл монах Кашьяпа Матанга. Легенда гласит, что он привез с собой сутры и статую Будды Гаутамы. В 68 г. для хранения этих реликвий был построен Монастырь Белой Лошади. Его так назвали в честь этого монаха, который, опять же по преданию, приехал на белом коне. Примечательно, что этот монастырь существует и сейчас и является одним из самых главных центров буддизма в КНР. Подлинное же знакомство китайцев с буддизмом началось во втором веке.

Приблизительно в середине 2 веке в Китай прибыл буддийский миссионер Ань Шигао. Его безусловная заслуга в распространении буддизма на территории Китая в том, что он занимался активной переводческой деятельностью, и ему принадлежит перевод около 50, а может и больше, свитков канонических сутр.

До начала 4 века продолжается дальнейшее развитие и распространение буддизма в Китае, пока Китай не разделяется на север и юг, и буддизм, в свою очередь, также разделяется на северное и южное направление.

В 6 веке буддизм получил статус государственного вероучения южно-китайской династии Лян (502-555). Такое положение буддизма положительно сказалось на материальном благополучии монастырей. В Китае в то время функционировало около 2800 монастырей. Стоит также сказать, что после гибели династии Лян, буддизм получил новое развитие – появились даже собственно китайские школы – Хуаянь, Тяньтай и Чань. Создателем школы Чань считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма .

7-8 века – период наивысшего расцвета и авторитета буддизма. Многие считают это заслугой буддийского наставника Сюань Цзана, который совершил длительное паломничество в Индию, где он изучал индо-буддийскую литературу. Также ему и его ученикам приписывается перевод большого количества памятников индо-буддийской литературы.

Во времена династии Тан, буддизм снова пользуется покровительством среди власти. Это связано с тем, что монахи Шаолиньского монастыря спасли жизнь будущего императора танской династии.

Благополучие буддизма длилась до 9 века . В первой половине 9 века права буддизма были существенно ограничены, а в середине 9 века он подвергся гонениям, были разграблены многие монастыри. В последующие исторические эпохи буддизм не раз переживал этапы подъема и этапы упадка, но он больше никогда не достигал такого уровня государственной поддержки, как это было в 7-8 вв.

Перестав быть системой официальной идеологии, буддизм продолжал выступать как идейно-политическая сила. В это время начинают складываться различные общества и секты, некоторые из которых впоследствии стали организаторами повстанческих движений. Одно из них, это, например, «Общество Белового лотоса», идеи которого опирались на ранне-буддийские концепции. Они поддерживали идею пророческого прихода будды Майтреи и считали, что история человечества должна пройти через три этапа – прошлое, когда миром правил будда Кашьяпа, настоящее, когда миром правит будда Шакьямуни, и будущее, когда в мир придет будда Майтреи. Свои повстанческие движения они объясняли тем, что до прихода будды Майтреи, человечество должно пережить бедствия, живыми из которых смогут выйти только последователи учения «Белого лотоса». Опознавательной цветовой символикой школы был красный цвет. Кстати, крестьянская война 1351-1366 гг., положившая конец монгольскому правлению в Китае была подготовлена именно ими.

При монгольской и маньчжурской династиях в Китай проник тибетский вариант буддизма – ламаизм, но значительного влияния он не имел.

Если говорить о влиянии буддизма на Китай в целом, то здесь можно отметить следующее:

1. Появление в Китае монахов и монастырей как особого слоя социума.
2. Знакомство китайцев с мифологемой ада и рая.
3. Привнесение элементов буддийской архитектуры (например, пагоды) и других элементов изобразительного искусства в зодчество Китая.

Что касается 20 века , то после образование КНР в 1949 году, владения многих монастырей были конфискованы властями. В 1953 году создается Китайская Буддийская ассоциация. Ее целью было объединение всех буддистов в стране (как верующих мирян, так и монахов, включая Тибет).

Следующая черная полоса для буддизма началась во время культурной революции. Все буддийские храмы и монастыри были закрыты, монахов, так же как и представителей интеллигенции и деятелей культуры отправляли на т.н. «перевоспитание». Деятельность Китайской Буддийской ассоциация также была приостановлена и была возобновлена только в 1980 году.

В последние годы интерес общества к буддизму заметно вырос. Многие люди считают себя верующими и посещают буддийские храмы.

При подготовке статьи использовались:
История культуры Китая М. Кравцова
Zhongguo wenhua, Nankai Daxue

Китайский буддизм

Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индуистско-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индуистско-будций-ской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III-VI вв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III-IV вв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и крестьян, или беглых горожан, изгнанных со своей земли кочевниками, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и особенно северных некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Распространение и китаизация буддизма

Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма.

Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда - это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении - высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы «жена заботится об удобствах для мужа» писали, как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура, более естественную для китайца - «жена почитает мужа». Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и боди-сатв, как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типично китайско-конфуцианском духе (например, «молим о спасении душ наших драгоценных предков таких-то»).

Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань (312-385) - первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которой Дао-ань сам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши - из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельности Дао-аня в ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Майтрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ.

Вторым после Дао-аня авторитетом китайских буддистов был Хуэй-юань (334-417), тоже конфуцианец, прошедший через увлечение даосизмом и примкнувший затем к буддизму. Основанный им монастырь Дунлинь-сы в провинции Цзянси пользовался большой известностью и влиянием, собирал в своих стенах лучшие умы страны. Однако в отличие от Дао-аня Хуэй-юань был скорее блестящим популяризатором буддизма, нежели ученым его знатоком. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась в установлении культа будды Запада - Амитабы, покровителя «Западного рая», «Чистой земли», чем было положено начало китайскому, а затем и японскому амидизму. Культ Амитабы, как и культ Майтрейи, в Китае всегда тесно связывался с мечтами о светлой жизни и райском будущем. Во взаимодействии с последователями Майтрейи китайские амидисты, прежде всего сторонники секты Цзинту («Чистая земля»), участвовали в деятельности тайных обществ и в революционных крестьянских восстаниях.

Трансформация буддизма на китайской почве заставила эту религию приспособиться к социальной структуре Китая, к нормам и запросам традиционного китайского общества. В частности, это проявилось в том, что это учение, как и другие религиозные доктрины Китая, выступало в различных своих ипостасях по отношению к образованным верхам и к крестьянским низам.

Буддизм для низов (народный) быстро стал своего рода разновидностью китайского даосизма. Буддийский монах бок о бок с даосским отправлял несложные обряды, принимал участие в ритуалах и празднеств, охранял буддийские храмы и кумирни, служил культу многочисленных будд и бодисатв, все больше превращавшихся в обычных богов и святых. Кроме будд Майтрейи и Амитабы, ставших центральными фигурами в китайском буддизме, особой популярностью в Китае пользовалась бодисатва Авалокитешвара, знаменитая китайская Гу-ань-инь, богиня милосердия и добродетели, покровительница страждущих и несчастных. Эту богиню по ее популярности и функциям можно сравнить с девой Марией в христианских странах. Примерно с VIII в., приобретя женское обличье (ранее в Китае как и в Индии, бодисатва Авалокитешвара считался мужчиной), Гуань-инь превратилась в богиню-покровительницу женщин и детей, материнства, богиню - подательницу детей. Это сыграло существенную роль в ее известности. Храмы в ее честь стали создаваться по всей стране, причем они никогда не пустовали, а алтари в этих храмах всегда были полны даров и приношений.

Зачислив в свой пантеон многочисленных будд, бодисатв и буддийских святых, простой народ в Китае принял главное в буддизме - то, что было связано с облегчением страданий в этой жизни и спасением, вечным блаженством в жизни будущей. Имевшие отношение к ним основные нормы и культы, буддийские праздники и чтения заупокойных сутр, а также многие элементы магии, даже эротики (тантризм) - все это вместе с армией малообразованных монахов и послушников, знакомых лишь с самыми элементарными принципами учения, легко укрепилось в жизни Китая, стало ее естественной интегральной частью и вполне удовлетворяло запросы простых китайцев.

Верхи же китайского общества, и прежде всего его интеллектуальная элита, черпали из буддизма значительно больше. Делая упор на философию этого учения, на его метафизику, они нередко пренебрегали его обрядовой стороной и магической практикой. В уединенных кельях и больших библиотеках крупных буддийских монастырей они погружались в полуистлевшие тексты, изучали сутру за сутрой, стремясь найти что-то новое, важное, сокровенное, тайное, применить это в новых условиях, приспособить к китайской действительности. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из самых интересных и глубоких, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (ял. - дзэн).