Пополнить словарный запас молодежи. Как быстро увеличить словарный запас русского языка

Как известно, сначала было Слово. Очевидно, что с тех пор слов стало намного больше, благодаря чему мы сегодня можем читать и писать, формулировать свои мысли и добиваться максимальной точности передачи их смысла окружающим. Хотя время от времени приходится признать, что слова подводят. Часто ли вы произносите фразу «у меня просто нет слов!»? И не только потому, что эмоции действительно сильнее любых формулировок. Просто порой обычных и привычных слов действительно оказывается недостаточно. И тогда вам ничего не остается, кроме как увеличить свой словарный запас.

Или хотя бы расширить свой лексикон сообразно тем новым задачам, которые возникли перед вами и потребовали более богатого, развитого языка. Что бы это ни было – новая работа, необходимость выступить перед большой аудиторией или просто желание самосовершенствования - развивать свой словарный запас можно и нужно. Мы поделимся с вами эффективными способами улучшить словарный запас, причем без лишних слов (простите за каламбур, но для расширения словарного запаса без этого никак).

Большой словарный запас, или как пополнить набор слов
Наука о языке использует для обозначения словарного запаса красивый термин: лексикон. И это название лучше передает суть понятия, ведь лексикон – это не просто «архив», беспорядочное накопление словарных единиц, а совокупность всех слов, которыми владеет человек, пользуется социальная группа или располагает язык. Здесь сразу требуется уточнение: владеть и пользоваться – это далеко не всегда одно и то же, в том числе по отношению к словам. Поэтому лексикон, или словарный запас, характеризуется видом:

  1. Активный словарный запас – то количество слов, которым вы пользуетесь постоянно, каждый день, в общении с близкими, коллегами и всеми окружающими, а также слышите по телевизору и вокруг себя и можете в любой момент использовать, не задумываясь о них специально. Активный словарный запас находит воплощение в вашей устной речи и письме, сообщениях в социальных сетях и т.п. Главный признак активного словарного запаса – это пассивность, с которой вы его используете, то есть отсутствие необходимости прилагать усилия, чтобы подобрать какое-то слово специально или припомнить его значение.
  2. Пассивный словарный запас – это все известные вам слова, включая те, значение которых вы понимаете, встречая в устных или письменных источниках, но никогда (или крайне редко) используете в своей речи. Разумеется, пассивный словарный запас намного (даже в несколько раз) больше активного. При желании и/или необходимости вы можете напрячь память и выудить из нее слова пассивного запаса. Но в повседневной практике это неиспользуемый «архив», и в этом смысле определение «запас» подходит ему как нельзя лучше.
  3. Внешний словарный запас – это понятие используются, как правило, в психолингвистике для обозначения неизвестных конкретному человеку слов, относящихся к специфическим отраслям знаний. Эти слова не будут поняты человеком, если он услышит их или встретит в тексте. Такое себе «слепое пятно», в зоне которого находятся, как правило, узкие профессионализмы, специальные термины, неологизмы, вычурные архаизмы и т.п.
Границы между разными видами словарного запаса зыбкие, размытые и постоянно колеблющиеся в ту или иную сторону. По мере взросления и интеллектуального развития человека его лексикон увеличивается: если первоклашка в среднем использует около 2000 слов (активный словарный запас), то к выпускному классу это количество увеличивается примерно до 5000 слов, и больше ему просто не нужно для повседневной жизни. Львиная доля приходится на активный словарный запас. Обладатели диплома о высшем образовании расширяют свой словарный запас приблизительно до 10 000 слов, но среди них уже намного большая часть относится к пассивному запасу, применяемому лишь изредка, по случаю.

Словарный запас эрудированных людей может насчитывать и 30 000, и 50 000 слов. Очевидно, что лишь малая часть из них относится к активному запасу, который применяется для повседневного общения с окружающими. Остальные слова можно счесть пассивным запасом, который эрудиты задействуют лишь в общении с такими же интеллектуалами или при чтении сложной литературы. При этом их пассивный словарный запас для большинства среднестатистических людей будет внешним лексиконом, то есть попросту неизвестным.

Как расширить свой словарный запас
Сфера деятельности, круг общения и образ жизни накладывают отпечаток, но даже невзирая на них каждый желающий может увеличить свой словарный запас. Даже сейчас, дочитав статью до этих строк, вы могли пополнить свой словарный запас новыми для себя лексемами (словами). И можете продолжить расширять словарный запас, взяв на вооружение проверенные временем и рекомендованные филологами упражнения по развитию словарного запаса:

  1. Общение – устное и письменное. Словарный запас – это, по сути, инструмент, которым вы пользуетесь с определенной целью (озвучить свои соображения, желания и выводы). Любой навык усиливается от активного применения и наоборот. Значит, для развития словарного запаса нужно пользоваться им как можно больше. Общаясь, вы увеличиваете свой словарный запас за счет двух приемов. Во-первых, перенимаете новые слова от своих собеседников. Во-вторых, стараетесь подобрать слова для более точных формулировок, тем самым переводя их из своего пассивного словарного запаса в активный. Можно сказать, что словарный запас растет пропорционально кругу общения. Поэтому не ограничивайте список собеседников и старайтесь включать в него разных, непохожих друг на друга людей. Разговаривайте с попутчиками в транспорте, продавцами-консультантами, коллегами, соседями, товарищами в спортзале и на курсах вождения, переписывайтесь на форумах и страницах соцсетей.
  2. Чтение. Книга (а также газета, журнал, интернет-СМИ и даже объявление на афишной тумбе) – неиссякаемый источник информации. В зависимости от задач, выбирайте классическую художественную, научно-популярную или специальную литературу и уделяйте чтению не меньше часа ежедневно. Чтобы улучшить словарный запас быстрее и эффективнее, читайте вслух. Проговаривание слов способствует лучшему запоминанию. Еще полезнее для развития лексикона читать непосредственно словари. К вашим услугам толковый словарь, словарь синонимов, словарь редких слов, орфографический словарь и множество других, специализированных справочников.
  3. Слушание. Если нет времени читать книги или болтать без особой цели, можно увеличить словарный запас с помощью прослушивания аудиокниг и песен. В этом случае происходит восприятие текста на слух, но вы не видите слов перед собой. Для людей-«аудиалов» этот способ подходит идеально. В аудиоформате можно найти практически любую книгу, от исторических романов до сборников афоризмов. Запишите ее в плеер и слушайте по дороге на работу, в автомобильных пробках и/или перед сном.
  4. Запоминание. Чтобы не только пополнить свой словарный запас, но и привести его большую часть в активное состояние, слова нужно не только узнавать, но и запоминать. Лучший способ запомнить что-либо – это повторить лично. Пересказывайте прочитанные и/или услышанные тексты, причем как можно ближе к тексту, стараясь сохранить авторский стиль и манеру изложения. Заучивайте стихи, тексты песен и определения специальных терминов. Это один из самых эффективных методов расширить словарный запас, используемый даже в школьном обучении.
  5. Изучение иностранного языка. Словарный запас не может и не должен ограничиваться одним языком – учите иностранные. Например, русский язык состоит примерно из полумиллиона слов, английский – 250 000 слов, японский – больше 50 000 слов. Чем больше новых языков вы изучаете, тем больше связей устанавливаете между ними и тем проще вам вызвать их из памяти в нужный момент.
  6. Ведение дневника. Допустим, по какой-то объективной или субъективной причине вы не можете позволить себе языковые курсы, у вас нет времени на чтение и желания на активную переписку. Тогда пишите для себя. Это не самый быстрый и действенный, но все же работающий способ увеличить словарный запас. Расширение лексикона происходит за счет необходимости формулировать все те мысли, которые обычно остаются в форме эмоций и побуждений. Чтобы перенести их на бумагу, вам придется подыскать подходящие слова, и наверняка для этого понадобится пассивный словарный запас.
  7. Лингвистические игры. Для увеличения словарного запаса придумано множество увлекательных приемов: например, кроссворды, шарады или другие головоломки. Разгадывая их, вы даже невольно интересуетесь новыми словами и их значениями. На курсах ораторского мастерства можно получить специальные задания для развития словарного запаса или отыскать их в учебниках. Это и составление эссе из слов одной части речи (только из существительных, только из глаголов и т.п.), и попытка использовать слова, начинающиеся на одну определенную букву, и многие другие упражнения, развивающие лексикон и разминающие извилины.
Обязательным условием того, чтобы улучшить свой словарный запас, являются активные и осознанные действия в этом направлении. Ваша речь – как часть тела, которая для развития требует постоянных тренировок. Если вы будете игнорировать и пропускать незнакомые слова, то у них просто не будет шансов попасть в ваш словарный запас. Поэтому есть только один путь постоянно увеличивать запас слов: встречая незнакомое выражение или слово, обязательно выясняйте его значение. Пользуйтесь для этого словарями, интернетом и расспрашивайте других людей. И тогда репутация Эллочки-людоедки вам не грозит, чего мы искренне желаем!

Умение красиво и правильно изъясняться всегда было в почёте. Ведь это замечательно – когда слова льются рекой (не важно, в письменной или устной форме), привлекая внимание и вызывая неподдельный интерес и даже восхищение у читателя или слушателя. Но довольно часто эта река напоминает скорее небольшую речушку или маленький ручеёк – это происходит, когда имеющийся у человека словарный запас не позволяет ему доходчиво и в должной степени выразить свои мысли, мнение или отношение к чему-либо, объяснить точку зрения, передать смысл того, что он хочет донести. Но благо, что человек может довольно быстро исправить такое положение дел, регулярно пополняя своё «хранилище» слов. На нашем ресурсе есть даже , посвящённый этой теме.

Но, как известно, темы, касающиеся саморазвития, актуальны всегда, и узнать более подробно о способах расширения словарного запаса наверняка будет интересно каждому развивающемуся человеку, и уж тем более тем, чья деятельность тесно связана с писательством или ораторским искусством. Ниже мы приводим 10 эффективных методов увеличения словарного запаса.

Читайте больше книг

Этот способ, пожалуй, самый главный и самый результативный. Книги – это не только источник новых знаний и интересной информации, но ещё и сборник всевозможных слов, которые раньше были не знакомы. Читая книгу, вы всегда будете встречать новые слова. В особенности это касается специализированной и тематической литературы. Но простого чтения может быть недостаточно – новые слова нужно ещё и . Если какое-то новое слово употребляется в тексте несколько раз, то запоминание может происходить автоматически. Но если оно встречается единожды, однако заинтересовало вас, не примените записать его в блокноте или на отдельном листке бумаги. Вообще, иметь блокнот новых слов очень полезно, ведь его можно регулярно пополнять и время от времени перечитывать. При чтении книг старайтесь всегда иметь этот блокнот при себе. Что же касается самих книг, то заведите полезную привычку хотя бы раз в две недели покупать новую книгу и читать минимум час в день. Ну а если вы, например, часто в разъездах или активно путешествуете, то отличной альтернативой для вас будет электронная «читалка», в которую можно скачать из Интернета просто невероятное количество всевозможной литературы.

Огромным потенциалом в плане словарного запаса обладают различные видеоматериалы. Сюда можно отнести всевозможные развивающие телепередачи, викторины, полезные ток-шоу, интеллектуальные игры, видеосеминары, обучающие курсы, документальные и, конечно же, художественные фильмы и т.д. Кроме того, что во время просмотра вы будете узнавать много новых слов, вы ещё и замечательно проведете досуг. А что может быть лучше, чем сочетание приятного и полезного в одном действии? Но помните, что важно уметь отличать стоящие материалы от нестоящих, особенно – по телевизору, ибо эфир полон «мусора». Т.е. если вы, к примеру, видите по программе, что скоро будет передача «Умники и умницы» или «Своя игра», то время на просмотр телевизора можно выделить, но если намечается эпический «Дом-2» или очередная «мыльная опера» с Хосе Игнасио в главной роли, то лучше заняться чем-нибудь другим. и бессмысленных телепередач не только не повышает словарный запас, но ещё и изрядно отупляет человека. И ещё: не стоит забывать о блокноте, который вы используете во время чтения книг. Смотрите телепередачу и слышите новые слова — записывайте их.

Прослушивайте аудио

Аудио материалы не менее ценны, чем видео, хотя их и на порядок меньше. Наибольшим спросом пользуются аудиотренинги, аудиосеминары, аудиоуроки и аудиокниги. Нужно просто найти то, что вас интересует и закачать себе на плеер, планшет или телефон. Некоторые электронные «читалки» также поддерживают функцию воспроизведения аудиофайлов. Польза от такого источника информации очевидна: вы слушаете то, что вам по душе, и одновременно узнаёте новые слова. Очень удобно использовать аудиокниги или обучающие материалы во время путешествий, по пути на работу и т.д. Получается, что любая свободная минутка тратится с пользой. Здесь опять же вам пригодится ваш блокнот. Но пользоваться им, конечно, стоит по ситуации.

Пользуйтесь энциклопедиями и словарями

Энциклопедии и словари – это настоящий кладезь новых слов. Но изучать их просто так, читая как книгу, может быть довольно скучным занятием. Поэтому лучше всего просто иметь что-то из этого в постоянном доступе, например, на рабочем столе или на книжной полке. Услышали новое слово, но не знаете, что оно точно обозначает? Открываете словарь и смотрите значение. Узнали о каком-то интересном факте или явлении? Энциклопедия ответит на ваши вопросы. Энциклопедий, кстати говоря, сегодня существует великое множество. Есть даже специальные серии энциклопедий, каждая из которых посвящена отдельной теме: космос, животный мир, растения, человек, физика, путешествия и т.п. Отличной онлайн энциклопедией является Википедия — там можно найти толкование практически любого слова, объяснение множеству явлений и феноменов, биографии всех известных людей мира и другую интересную информацию.

Общайтесь с людьми

Превосходным источником новой информации является общение. Беседуя с разными людьми, можно, во-первых, узнавать то, чего вы не знали раньше, а во-вторых, слышать новые слова и термины. В частности, это касается общения с людьми-интеллектуалами. Не раз уже было замечено, что общение человека с теми, кто находится на уровень выше его в каком-то плане (финансовом, интеллектуальном, духовном) поднимает и уровень самого человека. Следовательно, нужно стремиться к взаимодействию именно с теми, кто превосходит вас: знает больше, умеет то, чего не умеете вы, имеет более гибкий ум и развитый интеллект. Со временем вы станете замечать, что ваше общение и уровень ваших знаний, в том числе и словарного запаса, заметно улучшились.

Употребляйте новые слова

Этот способ ориентирован не на повышение словарного запаса как таковое, но на его активное применение. Многие слова, которых вы не знали раньше, часто вылетают из головы и чтобы их вспомнить, нужно изрядно «покопаться» на своём «складе» слов. Регулярное употребление новых терминов (они же записаны в вашем блокноте?!) способствует тому, что они входят, так сказать, в вашу « » — вы начинаете оперировать новыми словами и терминами так же, как оперируете теми, к которым уже давно привыкли. В ежедневном общении старайтесь меньше употреблять обыденные для вас слова, заменять их синонимами и теми словами, что недавно узнали. Такое общение, помимо всего прочего, заметно повысит уровень вашей коммуникации вообще, а вашим собеседникам будет доставлять истинное удовольствие: те, кто на уровень ниже вас, будут стремиться к общению с вами, а те, кто выше, будут видеть в вас достойного «соперника» в словесных баталиях.

Больше пишите

Грамотному построению речи и эффективному употреблению новых слов в немалой степени способствует именно . Причем, быть писателем совершенно не обязательно. Вы можете просто увлечь себя небольшим, но очень интересным хобби: выделяйте каждый день немного времени (хотя бы 20-30 минут) на написание небольших текстов. Это может быть просто изложение своих мыслей, объяснение своей точки зрения или обоснование позиции относительно того или иного вопроса. Можно написать небольшую статью на одну-две страницы на тему, которая вам интересна. Во время написания любого текста у вас будет достаточно времени на обдумывание своих мыслей, вы будете учиться не только использовать новые слова, но и грамотно и лаконично вставлять их в текст – как говорится, «в тему». Кроме того, писательство – это творческая деятельность, а значит, активизируется ваш творческий потенциал, и максимально задействуются умственные ресурсы. А уже это, в свою очередь, и позволяет вспоминать даже те слова, о знании которых вы, вполне возможно, даже не подозревали.

Используйте записки

Представленный способ больше похож на развлечение, нежели на работу по саморазвитию. Возьмите пачку стикеров и напишите на каждом от 1 до 3 слов, которые вам нравятся, но к которым вы ещё не «привыкли» и которые часто приходится . Расклейте эти стикеры по своей квартире – наклейте их на зеркала, бытовую технику, компьютерный стол, стены, окна. Стикеров может быть сколько угодно – тут всё уже зависит от ваших потребностей и фантазии. Кроме слов можно также в короткой форме записывать их значение или некоторые интересные данные о чём-то. Например, вы знаете о горе Эверест и что у неё есть и другие названия, но не помните их. Напишите на стикере «Эверест – Джомолунгма (тибет.) – Сагарматха (непал.) – 8848 м» и приклейте записку на монитор компьютера. В любое время вы сможете освежить в памяти то, что подзабыли. А регулярное поглядывание на листочек надолго закрепит в вашей памяти то, что вы хотите знать и помнить.

Разгадывайте кроссворды, сканворды и т.п.

Ещё один способ развлечься с пользой для ума – разгадывание кроссвордов, сканвордов и подобных головоломок. В газетных киосках продаются целые сборники схожих задач. Попробуйте разгадывать по одному, например, сканворду в день. Это займёт у вас не более 30-40 минут. Но отгадать все слова вам удастся вряд ли, т.к. знать всё просто невозможно. Но то, чего вы не знали, может раскрыться само (такова специфика сканвордов), а также это можно найти в Интернете, набрав в поисковике соответствующий запрос. К тому же, такое времяпрепровождение позволит вам скоротать досуг или долгую дорогу в поезде, пусть это и «классика жанра».

Интересуйтесь!

И последний совет – интересуйтесь всем всегда и везде. Стремитесь к получению новых знаний, узнавайте новую информацию обо всём, о чём только можете. Интересные факты, феномены и явления, исторические события и личности, невероятные открытия и достижения науки – всё это непременно должно вызывать интерес у вас. Чем больше вы будете интересоваться, тем больше вы будете знать. И прямо пропорционально увеличению объёма ваших знаний будет повышаться и ваш словарный запас, а также вы будете разностороннее развитым человеком и сможете поддержать любой разговор. Запомните, что можно быть специалистом и профессионалом в какой-либо области, но знать понемногу обо всём всегда полезно.

Начните применять приведённые выше советы прямо сейчас — и ваш словарный запас начнёт увеличиваться уже сегодня! Успехов и удачи вам! Развивайтесь и знайте много-много всего!

Вам наверняка будет интересно проверить свой словарный запас – прочитайте расположенные ниже несколько слов и проголосуйте за один из предложенных далее вариантов.


Эксперт-консультант по технике речи и риторике, радиоведущая

Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.

Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.

Наш эксперт – , эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» , расскажет о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.

Предыдущие выпуски спецпроекта:

Иногда мы сталкиваемся с тем, что нам не хватает слов для поддержания разговора, ведения дискуссии, переговоров или просто, чтобы объяснить свою позицию. Нам кажется, что мы не способны самостоятельно дать определения или придумать ассоциации. Но на самом деле мы можем все, при условии, что задействуем словарный запас в полном объеме.

Источники лексикона

Некоторые нейролингвисты уверены, что если запустить как фильм всю информацию, содержащуюся в мозге одного человека, то ее бы хватило на беспрерывный просмотр в течение 200 лет. Мы неосознанно запоминаем все слова, которые мы когда-либо услышали на улице, в семье, по ТВ или радио, прочитали в книгах и журналах. Многие из услышанных или прочитанных слов мы не используем в своей речи. Но иногда мозг приоткрывает дверцу, и проскакивают странные непонятно откуда взявшиеся словосочетания или фразы. Так пассивный словарный запас проявляется в определенных ситуациях, неразрывно связанных с конкретным словом, ведь мы запоминаем слова образами.

В те моменты, когда нам необходимо выглядеть образованнее, умнее, интеллигентнее, мы задаемся вопросом: «А как то, что есть у меня в пассивном лексиконе, вывести в авангард, т.е. активный лексикон?». На помощь приходят простые упражнения. C некоторыми из которых мы знакомы с детства: мы либо играли в словесные игры с друзьями, не понимая, насколько они полезны, либо нас ненавязчиво вовлекали в развивающую игру хорошие учителя и родители.

Упражнения для развития словарного запаса

1. Алфавит

Быстро называйте в алфавитном порядке слова-существительные в именительном падеже, в единственном числе (кроме тех, что используются только во множественном числе – брюки, ножницы). Нельзя использовать имена и названия городов. Пауза между словами должна быть не больше 5 секунд. Через несколько попыток вы начнете вспоминать такие слова, о существовании в голове которых даже не подозревали: «А – арбуз, Б – барабан, В – варежка, Г – гвоздь, Д – …».

Проделайте то же самое, называя сначала только прилагательные, а затем только глаголы. Упражнение можно усложнить, если сразу называть три не связанные между собой слова на одну букву: «Арбуз арахисовый агитировать», «Баран бешеный бомбить»…

2. Десяточка

Десять коротких предложений – это приблизительный объем комментария для радио или прессы длительностью 30-40 секунд. Возьмите любую тему. Составьте 10 предложений на эту тему. В каждом предложении должно быть не больше 7 слов.

Первое предложение начинается с заявления темы. Каждое следующее предложение начинается с того слова, которым закончилось предыдущая фраза. Подбирая фразы, максимально придерживайтесь выбранной темы. Если тема «Осень», то предложения могут выстраиваться так: «Осень – самое цветное время года. Года, который начинается с января. Первое января – это начало зимы, когда яркие листья опадают. Опадают потому, что …».

3. Ассоциации

Упражнение активизирует словарный запас, включает воображение, стимулирует мыслить шире.

У каждого человека существует своя ассоциация для каждой вещи. Так, для одного телефон – инструмент для совершения звонков, для другого – приятное развлечение, для третьего – рабочая суета. Выберите любое понятие, предмет, явление, и, не задумываясь, назовите 10 первых ассоциаций, которые придут вам в голову: «Лампочка – это свет, вечер, мигание, электросчетчик, энергоэффективность, оплата коммунальных счетов, Ленин, эксперименты Теслы, анекдот про «сколько гуманитариев нужно, чтобы выкрутить лампочку?», напоминание о ремонте».

Еще одно упражнение. Оно «вытягивает» слова из пассивного запаса и учит шире смотреть на предметы и явления. Возьмите любой предмет, который находится у вас перед глазами, и назовите 10 его определений: «Ручка: шариковая, белая, пластмассовая, легкая, пишущая, экологичная, неудобная, памятная, подарочная, смешная».

4. Игра «Я знаю 5 имен»

Это одна из популярных детских игр с мячом. Она тренирует память, расширяет лексикон, синхронизирует жесты и говорение. Набивая мяч, мы называли 5 имен девочек, мальчиков, городов, деревьев, овощей, стран. Будучи взрослым, вы можете исключить мяч из условий игры и усложнить ее, называя 5 европейский столиц, фамилий американских президентов, научных терминов и пр.

5. Вспомнить все

Упражнение отлично «вытягивает» слова из далеких уголков памяти. Выберите любую букву и назовите 25 слов, которые начинаются с нее. Нельзя использовать однокоренные слова, например, «бить» и «битва». Старайтесь вспомнить слова, максимально не связанные между собой. В первый раз в мозге происходит хаотическая работа по поиску слов, и кажется, что такого количества слов и не существует. Но уже с третьей буквы (третьего подхода к игре) вы поймете, что ваш запас слов на одну букву очень и очень велик. Практикуйте не менее трех букв за одну тренировку.

6. Трехлитровая банка

Упражнение хорошо активизирует словарный запас и тренирует память относительно слов, обозначающих материальные предметы. Выберите любую букву и называйте все слова, начинающиеся с нее (существительные, в единственном числе, не абстрактные понятия, не имена и не названия городов), которые можно поместить в трехлитровую банку. Для придания остроты игре называемые предметы можно гнуть, крошить, если это помогает поместить вещь в банку. Так, мандарин или игрушечная машинка пройдет через горлышко банки, а механизатор – нет.

7. Списки

Упражнение-игра для активизации памяти. Выберите букву, запишите как можно больше слов, начинающихся с этой буквы и соответствующих одной категории. Можно записывать марки машин, названия городов, названия животных или другие категории предметов или явлений на заданную букву. Категории и временные лимиты вы можете выбрать сами в зависимости от того, что именно вам нужно прокачать.

Кажется, только ленивый ещё не сказал, что современному человеку обязательно нужно знать иностранные языки - как минимум английский, а в идеале неплохо бы ещё знать китайский, испанский, французский…

Длина и содержание списка зависят от вкусов и настроения говорящего. Да и сами мы прекрасно понимаем, что новые языки открывают нам новые горизонты, но вот проблема: перспектива «взять и выучить» иностранный язык выглядит весьма и весьма пугающей. Здесь недостаточно будет просто прочитать учебник от корки до корки: придётся много практиковаться, осваивать внутреннее строение языка, отрабатывать правила и учить лексику. Некоторые утверждают, что для уверенного владения языком достаточно выучить всего тысячу слов, но даже эту тысячу придётся учить - не говоря уже о том, что этого количества для свободной речи вам вряд ли хватит.

Лексикой придётся заниматься - долго и помногу. Если вам кажется, что осилить всю эту громаду невозможно, эта статья вас немного успокоит: здесь мы собрали самые популярные советы по изучению лексики: выбирайте те методы, которые вам больше нравятся - и вперёд!

Где взять лексику?

Итак, вы решили, что ваш словарный запас слишком мал, и его нужно расширить. Первый вопрос - где взять лексику?

Самый очевидный ответ - в учебнике: если учебник не посвящён только вопросам грамматики, в нём обычно можно найти словарики, содержащие лексику по определённой теме.

Второй вариант - уже готовые сборники лексики, которые можно найти в книжных магазинах (разговорники или небольшие словарики в духе «200 самых нужных слов») или в сети: достаточно набрать в поисковике слово «глоссарий» и нужный вам язык, и вы наверняка найдете соответствующие списки лексики, структурированные по темам.

Если же вы хоть немного владеете тем языком, который изучаете, пора обращаться к книгам и фильмам. Так вы решите сразу несколько задач: привыкнете к грамматическому строю языка, потренируете навыки аудирования или чтения и пополните словарный запас. В любом произведении можно найти характерную, часто повторяющуюся лексику, которую вы без труда запомните: посмотрев «Доктора Хауса» или «Клинику» в оригинале, вы запомните лексику на тему медицины, а прочитав «Марсианина», научитесь рассуждать о способах починки марсоходов и описывать состав атмосферы.

Включать или не включать субтитры - решать вам: хорошие русские субтитры помогут вам с переводом непонятных слов, субтитры на иностранном языке позволят запомнить написание слов, а полное отсутствие подсказок поможет здорово прокачать навык аудирования.

Кстати, необязательно ограничиваться только книгами и фильмами: песни, игры, газеты и журналы для расширения словарного запаса тоже подойдут. А ещё … В общем, подойдёт всё, что создано носителями языка.

Ну и последний вариант - это игры вроде кроссвордов или виселицы. На иностранном языке, разумеется. Классические кроссворды поначалу могут быть трудноваты, но вы можете обратиться к венгерским или английским кроссвордам - сеткам с буквами, в которых требуется найти нужные слова: пока вы ищете, вы запомните их написание, и вам останется только запомнить перевод. Впрочем, это будет не очень сложно: в сетку кроссворда помещается не так много слов.

Как учить

Итак, мы нашли слова и решили, с какой дополнительной информацией будем их учить. Осталось самое важное (и самое сложное!) - сесть и выучить. Какие методы здесь можно использовать?

  • Первый метод стар как мир: повторите пару «слово - перевод» достаточное количество раз, и рано или поздно вы его запомните. Как это делать, не так важно: можете повторять слова про себя, а можете упражняться с партнером, который будет вас проверять - и то, и то действенно. Просто идите по всем словам по списку и пытайтесь вспомнить перевод каждого - а затем проверяйте, правильно ли вы вспомнили. Не забывайте учить не только прямой перевод слов, но и обратный.
  • Второй метод тоже всем знаком: если хотите запомнить лексику, придумывайте фразы, рассказы и диалоги с её использованием. Помните, как вы в школе на уроках описывали свою комнату или внешность? В этот момент вы не только отрабатывали навыки письма и речи, но и запоминали соответствующую лексику. Воспользуйтесь этим методом и задайте себе упражнение: придумать текст или фразы с употреблением той лексики, которую вам нужно выучить. Содержание текста полностью зависит от ваших вкусов: хотите - придумывайте смешные, абсурдистские истории, хотите - сочиняйте максимально жизненные ситуации, фразы из которых вам могут пригодиться в реальности.
  • Целая группа методов основана на приёмах : попробуйте найти какие-нибудь ассоциации с изучаемым словом, которые помогут вам его запомнить. Например, по-гречески «нет» - это «όχι» (óхи): мысленно охаете от огорчения, что придётся отказать собеседнику, и легко запоминаете слово. Другой пример - французское выражение «ça va», которое звучит как русское «сова», произнесённое с характерным аканьем. Если вы представите себе максимально милую сову, которая спрашивает, как у вас дела, вы быстро запомните, что «сова» - это «как дела» (ну или «всё хорошо» - в зависимости от того, спрашиваете вы или отвечаете).

Мнемотехника может помочь и с тем, чтобы структурировать лексику: например, можно мысленно раскрашивать группы слов в разные цвета. Как именно группировать слова - решать вам: можете делить существительные по родам, можете объединять под одним цветом тематические группы слов, можете обозначить разными цветами разные части речи…

Выбирайте любой из этих вариантов или придумайте свой: главное - чтобы цветовые маркеры помогали вам ориентироваться в массиве лексики.

Другой вариант - использовать пространственное мышление. Постройте в своем воображении дом или город и начинайте расселять слова внутри: существительные - в гостиную, глаголы - в спальню; юридическую лексику - в здание суда, названия блюд - в ресторан или супермаркет. Когда вам нужно будет вспомнить какое-то слово, ищите его на нужной улице, в нужном здании, в нужной комнате: вспоминать будет легче.

  • Если же вам лень сидеть и повторять слова, используйте визуальные напоминалки: установите список слов в качестве заставки на смартфоне или расклейте по дому стикеры с нужными словами.

Кстати, со стикерами есть две стратегии: вы можете просто расклеить изучаемые слова на все поверхности в доме, а можете вешать на каждый предмет бирку с его названием на нужном языке. Если вы ходите заваривать чай по двадцать раз на дню, а на заварочном чайнике написано «teapot», рано или поздно вы запомните, как по-английски сказать «заварочный чайник». Правда, есть одна опасность: ваш мозг может привыкнуть к тому, что на определенных предметах постоянно болтается какой-то стикер, и перестанет его замечать: тогда эффективность обучения снизится. Чтобы этого не произошло, время от времени меняйте цвет и положение стикеров.

  • Ну и последний метод - для ленивых: просто смотрите кино и читайте побольше! Даже если вы не будете выписывать и специально учить слова, рано или поздно они сами запомнятся, когда вы встретите их достаточное количество раз. Но такой ленивый метод имеет и свои недостатки: запомните вы слова скорее поздно, чем рано - и они быстрее осядут в пассивном словарном запасе, чем в активном.

Какой бы метод запоминания лексики вы ни выбрали, есть одно общее правило: старайтесь связывать звучание слова не с его русским эквивалентом, а с его значением.

Например, не стоить заучивать, что английские выражения «must», «have to» и «should» нужно переводить как «должен»: это будет вас только сбивать, ведь у каждого из этих трёх выражений свой оттенок значения, а русское «должен» только одно. Лучше сразу запомнить, что «should» стоит использовать, когда вы хотите что-то посоветовать, а «must» - если вы настаиваете.

Так вы привяжете слова к их значениям, и вам будет легче их различать. К тому же, когда вы подставляете между словом и его значением русский перевод, вам приходится сначала формулировать мысль по-русски, а потом мысленно переводить её на иностранный язык - это долго и неудобно. Куда проще работать сразу со смыслами, значениями слов - тем более что на родном языке мы именно так и говорим, превращая мысль сразу в предложение.

Не забывайте, что учить нужно не только отдельные слова, но и выражения - и лучше с контекстом, чтобы сразу запомнить, как они употребляются. При этом существительные лучше учить вместе с родом (если он есть) и падежами (если они есть), а с глаголом неплохо сразу заучивать предлоги, с которыми он может употребляться: это сразу избавит вас от многих проблем в будущем, когда выученные слова нужно будет встраивать в речь.

Кстати, выбранные вами слова можно учить не по одному, а комплектами. Например, вместе с основным словом можно сразу выучить его однокоренные слова, синонимы или антонимы: так вы сможете резко расширить свой словарных запас и сделать речь на иностранном языке более интересной и разнообразной.

Ещё одна важная деталь: не забывайте, что в русском языке есть много омонимов! «Гладить» можно брюки утюгом, а можно собаку на улице, и это разные действия, которые в иностранном языке, скорее всего, будут обозначаться разными словами. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, как вам проще учить такие слова: кто-то учит их сразу вместе, а кто-то, наоборот, старается разнести их по времени, чтобы не запутаться, какое слово обозначает какое действие.

Как структурировать

Самый очевидный вариант знаком нам ещё со школы: выписывайте слова в отдельную тетрадку, расчерченную на несколько колонок. В одной колонке пишете слово на иностранном языке, в другой - перевод, в третьей, если хотите, транскрипцию… Главное - не забывайте, что этот словарик вы ведёте для себя, поэтому оформляйте его так, как удобно вам: если хотите, добавьте дополнительную колонку для однокоренных слов или, скажем, примеров употребления слова, а если вам не нужна транскрипция, вы имеете полное моральное право выкинуть эту колонку из тетради и больше никогда о ней не вспоминать.

Второй вариант тоже всем хорошо знаком: используйте . Конечно, стопки карточек занимают много места, но зато с их помощью очень удобно учить лексику: с ними вам не придётся искать соответствие между словами, записанными в разных колонках, как в случае с тетрадью, да и случайно подсмотреть ответ у вас не получится. Просто пишите на одной стороне карточки слово на иностранном языке, а на другой - на русском; если хотите, снабдите слова иллюстрациями. Любую дополнительную информацию - примеры употребления слова, примечания по поводу его значения или что-то другое - подписывайте на соответствующей стороне карточки.

Третий вариант - («mind maps»): схемы, структурирующие информацию вокруг центральной идеи или слова. Адаптировать такой инструмент под изучение лексики можно двумя способами. Во-первых, ментальные карты помогут вам организовать группу слов вокруг какой-то темы. Предположим, что вам нужно выучить, как называются предметы интерьера. Рисуем карту: в центре будет стоять слово «дом» или «квартира», на исходящих от центрального слова ветвях будут расположены названия комнат - кухня, гостиная, спальня, ванная и т. д. - а от каждой комнаты пойдут более мелкие ветки с названиями предметов, расположенных в этих комнатах. Теперь, если вы встретите слово «pillow», вы вспомните, что это слово из спальни, и вряд ли переведете его как «холодильник».

Во-вторых, с помощью ментальных карт можно учить употребление глаголов с предлогами. Например, если вы хотите выучить фразовые глаголы английского языка, вы можете расположить в центре карты глагол, а вокруг него предлоги, меняющие его значение. Если же вам нужно выучить значения предлогов во французском языке, расположите в центре глагол - например, «aller», - вокруг него предлоги, а от предлогов уже ведите ветви с примерами.

Ну и так как мы живем в XXI веке, вас никто не заставляет хранить свои записи в бумажном виде: если вам удобнее держать их на компьютере или использовать онлайн-версию - пожалуйста! Заведите отдельный файл под табличку со словами, нарисуйте ментальную карту в специальном редакторе, зарегистрируйтесь на сервисе по изучению лексики, установите себе приложение… И если вы решили использовать цветовую маркировку для структурирования лексики, вы можете раскрашивать слова в разные цвета не только мысленно, но и в своих записях - независимо от того, в бумажном виде вы их ведёте или в электронном.

Резюмируем: чтобы учить лексику было проще, вам нужно найти хорошие источники и подобрать подходящую стратегию запоминания. Самое главное - помните, что ваша стратегия должна работать лично для вас: смело отбрасывайте те методы, которые вам не нравятся, меняйте те, которые вам недостаточно удобны, добавляйте свои… Неправильных вариантов здесь просто не существует: хорошо всё, что помогает вам запоминать слова на иностранном языке.

О том, как увеличить свой словарный запас, написано немало статей. Однако у большинства из них есть заметный недостаток: в них говорится об обогащении лексикона в целом, без деления на активный и пассивный вокабуляр. Между тем, если мы хотим сделать свою речь выразительной и убедительной, стоит сфокусироваться на расширении только активного словарного запаса и на переводе определенного пласта лексики из пассивного резерва в активное использование. T&P рассказывают о том, как справиться с поставленной задачей.

Признак образованности

Проблема расширения активного словарного запаса чаще встает при изучении иностранного языка, чем в процессе использования родного. Ведя беседу на английском, итальянском или китайском, мы периодически оказываемся в ситуации, когда не знаем конкретное слово, не можем подобрать к нему синоним и даже кружным путем, через описания, сравнения и ассоциации, не в состоянии выразить мысль - а значит, надо хвататься за словарь. С родным языком проще: если нужная лексическая единица на ум не приходит, мы всегда найдем способ выкрутиться, подобрав ей более или менее точный эквивалент.

Об увеличении вокабуляра в пределах родного языка мы задумываемся, если надо произвести впечатление на аудиторию или хочется поразить красноречием собеседника - то есть, когда к делу подключаются эмоции. Обширный словарный запас является показателем образованности и способствует поднятию самооценки, а для журналистов, копирайтеров и переводчиков это еще и инструмент заработка. В стратегическом плане виртуозное владение словом помогает нам как можно точнее выражать наши мысли, эмоции и отношения к жизненным ситуациям и выстраивать эффективную коммуникацию.

Традиционный перечень рекомендаций по расширению словарного запаса находится от нас на расстоянии двух-трех кликов и кочует из блога в блог, из года в год с минимальными изменениями. В этом перечне есть своя правда, но некоторые советы уже плохо соотносятся с реалиями сегодняшней жизни и с современным образом мышления, общения и получения знаний. А другие с самого начала казались подозрительными, но тем не менее продолжают преподноситься как эффективные рецепты. Типовые советы мы покритикуем позже, а прямо сейчас поговорим о чем-то актуальном.

Расчистить территорию

Вспомнить синонимы

Возьмите за правило писать посты в соцсети, тратя на это по 10 минут три раза в день. Утром, в обед и вечером выдавайте по миниатюрному этюду на любую интересную тему, тщательно продумывая каждую фразу и стараясь ввернуть туда как можно больше странных слов. Цель - чтобы друзья заподозрили, будто ваш аккаунт взломан и это пишете не вы, потому что стиль и слог совершенно неузнаваемы. Регулярно перечитывайте свои предыдущие посты и старайтесь избегать повторов как лексических единиц, так и грамматических конструкций. Если вас бесят моральные эксгибиционисты, выкладывающие на всеобщее обозрение свои завтраки и перепады настроений, измените настройки приватности и сделайте эти посты видимыми только вам самим. В качестве альтернативы, конечно, можно завести бумажную тетрадь или вордовский файл и писать этюды туда - но в соцсетях мы так и так сидим, а файл нужно еще найти в папке и открыть, на что будет вечно не хватать времени.

Вести тетрадь синонимов или записывать слова на карточках - один из самых популярных классических советов по расширению словарного запаса. Большой минус этого метода заключается в том, что слова эффективнее всего учить не по отдельности, а в контексте и в привязке к конкретной теме - не зря же в учебниках иностранных языков каждый урок строится вокруг определенной темы. Если вам нравится пользоваться блокнотами и карточками (неважно, бумажными или электронными), будет полезнее не просто зазубривать слова одно за другим, а придумывать с ними фразы и визуализировать разные диалоговые ситуации.

Немного сомнительным представляется распространенный совет всегда держать под рукой словарь и почаще в него заглядывать. Сама по себе это затея замечательная, только вот нацелена она на расширение пассивного, а не активного вокабуляра. Открыв произвольную страницу толкового словаря, мы убедимся, что давно знаем большинство приведенных там слов, а те, значения которых нам не знакомы, нам, наверное, просто не нужны. Так что словарь рядом держим, но особых надежд на него не возлагаем.

Как читать книги

Вполне очевидно, что для обогащения лексикона полезно много читать - только что и как именно надо читать? Для нашего поколения эталонной, скорее всего, будет речь середины ХХ века, которая, с одной стороны, по многим признакам близка к современной, а с другой, еще не успела вобрать в себя варваризмы и жаргонизмы, пришедшие в перестроечную эпоху. Взяв в руки художественное произведение, мы, как правило, быстро увлекаемся сюжетом, перестаем обращать внимание на лексику, и языковое богатство романа благополучно проходит у нас мимо всех радаров. Чтобы этого избежать, можно применить психологический трюк и читать мемуары, автобиографии или любые другие книги, написанные от первого лица. Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе. Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря.

Читать и заучивать наизусть стихи полезно вдвойне - усваивается не только лексика, но и синтаксис. Несмотря на то, что в русском языке порядок слов в предложении достаточно свободный, пользоваться этой свободой в полной мере мы не любим (что вполне рационально с точки зрения экономии мыслительных усилий). У каждого из нас есть облюбованные синтаксические конструкции, которые ограничивают наш лексический диапазон - соответственно, если мы мечтаем этот диапазон расширить, надо проявлять творческий подход к построению фраз. Например, если мы привыкли пользоваться безличными предложениями в духе «Мне хочется», синонимичный ряд окажется предсказуемо узким: «мне мечтается / мне охота / мне надо / мне нужно». Но стоит только выразить эту же мысль с помощью подлежащего и сказуемого, «Я хочу», как пространство для маневра расширится: «Я требую / я желаю / я настаиваю / я нуждаюсь» и так далее. Когда будете писать этюды, смело жонглируйте порядком слов, перекраивайте синтаксис, почаще вставляйте причастные и деепричастные обороты - это хороший стимул для активации пассивного вокабуляра.

Наконец, самое главное. Не относитесь отнестись к пополнению словарного запаса как к ответственной многоступенчатой задаче, для которой следует выделить время и собраться с духом. Это не художественная гимнастика и не нейрохирургия, где надо потратить много лет и усилий, чтобы достичь результата. Включение в речь новых слов - процесс чрезвычайно естественный, запускающийся в самом раннем возрасте, продолжающийся до конца жизни и, честно говоря, совсем несложный.

Иконки: 1) Berkay Sargın, 2) Thomas Le Bas, 3) Kelig Le Luron, 4) Iris Vidal.