Пич-Лейк — асфальтовое озеро! Удивительное озеро Пич-Лейк (10 фото).

Находится озеро Пич-Лейк, которое является крупным источником природного битума.

Интересное название

В подлинном переводе с английского языка название озера Пич-Лейк - Pitch Lake означает битумное озеро. В некоторых случаях его именуют асфальтовым озером Пич-Лейк.

Где находится озеро Пич-Лейк?

Битумное озеро обнаружено на в его юго-западной части. Вблизи диковинного водоема расположен поселок Ла-Брея.

Озеро Пич-Лейк на карте выглядит относительно небольшим, ведь его площадь составляет всего примерно 40 га, но исследования показали, что средняя глубина озера около 80 метров, а это очень много для любого водоема.

Легенда индейцев об озеро Пич-Лейк

Коренные жители рассказывают легенду, согласно которой много сотен лет назад на месте озера проживали индейцы племени чима. Однажды, после грандиозной победы над вражеским племенем был устроен пир, во время которого счастливые индейцы приготовили и съели множество священных птиц Тринидада разноцветных колибри.

По поверьям индейцев, колибри из-за маленького веса и размера считаются духами предков. И в наказание грозные боги в проклятьях разбили землю и вызвали поток смолы, который накрыл всю деревню и ее жителей.

Конечно, сегодня эта легенда вызывает лишь улыбку, поскольку колибри на острове порхает бесчисленное множество.

История озера Пич-Лейк

Первооткрывателем асфальтового озера из Старого Света стал мореплаватель Уолтер Рэли. Он увидел, чем пропитывали свои каноэ индейцы, и стал использовать битум озера Пич-Лейк для смоляных работ обшивки своих кораблей.

Геологи считают, что образование озера произошло из-за глубокого разлома земной коры и частичного погружения одного слома под Карибскую плиту в районе Антильских островов, в частности, Барбадоса. Хотя полноценное изучения озера не проводилось, считается, что на дне оно медленно пополняется нефтью по границе разлома. После чего легкие компоненты со временем улетучиваются, а тяжелые и вязкие фракции остаются.

В середине XIX обнаружилось, что битумное озера Пич-Лейк можно использовать при строительных и дорожных работах. Первая улица, покрытая природным асфальтом, была Пенсильвания-Авеню в Вашингтоне. А позднее им покрыли аллею, ведущую к Букингемскому дворцу в Лондоне. И с тех пор материал применяют при строительстве мостов и магистралей, он удивительно вязкий и однородный, не плавится при 40-градусной жаре и не трескается при 25-градусном морозе. Природный асфальт выдерживает серьезные нагрузки, поэтому многие взлетно-посадочные полосы в мире сделаны именно из него.

Чем знаменито озеро Пич-Лейк?

Считается крупнейшим естественным резервуаром асфальта. Подобные "водоемы" позднее обнаружили в Калифорнии, Венесуэле, Туркмении и других местах.

Поверхность озера маслянистая и тягучая, на его глубине идет постоянное движение и химические процессы. Очень интересным свойством битумных ям является способность поглощать и возвращать объекты, пускай даже через тысячелетия.

На озере Пич-Лейк были найдены некоторые интересные артефакты: часть скелета гигантского ленивца, которые вымерли в этих местах более 6 тысяч лет назад, зуб мастодонта, некоторые предметы индейских племен. Самой интересной находкой считается древнейшее дерево, которое всплыло в 1928 году. До того, как оно снова погрузилось в битум, с него успели сделать спил, по которому определили, что дереву примерно 4 тысячи лет.

Пич-Лейк сегодня

Даже сегодня мало кто знает, что в Тринидаде есть озеро, состоящее из нефти. В наши дни на озере Пич-Лейк ведут активную добычу асфальта, ежегодно из него добывают несколько десятков тысяч тонн материала. Запасы озера по оценкам специалистов составляют порядка 6 млн тонн, а поскольку они считается возобновляемым, то битума хватит минимум еще на 400 лет. Практически весь добытый асфальт поставляется на экспорт.

Помимо промышленного значения, озеро является местной достопримечательность, ежегодно сюда приезжает около 20 тысяч человек.

Красота нефтяная

Интересно, но в складках озера после дождя долгое время видна вода, играющая нефтяными пленками яркой радугой. На нем даже есть несколько нанесенных островов с растениями. По прибрежной поверхности может проехать и грузовая машина, но если она остановится, то сразу начнет тонуть. Каждый котлован после добычи примерно за неделю выравнивается, постепенно уменьшается и бесследно исчезает. Поэтому не стоит недооценивать физические процессы и заходить далеко от берега, особенно на свежие пятна.

А купаться в накопленных дождевых водоемах не всегда безопасно. В общем, на каноэ по Пич-Лэйку тоже не прокатишься.

Как добраться до озера?

Местные лицензированные туроператоры проводят организованные экскурсии на джипах до озера и обратно. Рекомендуемые часы посещения Пич-Лейка с 9 утра до 17 вечера, вблизи озера запрещено курить из-за большого содержания в воздухе серы и метана. Необходимо озаботиться об удобной обуви и не отставать от гида, он проведет вас туристической тропой по самым интересным местам.

Около озера находится информационные центр, здесь можно купить буклеты о битумном озере и сувениры на память или взять гида, если вы хотите прогуляться самостоятельно.

Пич-Лейк (англ. Pitch Lake — битумное озеро) — озеро, состоящее из чистого жидкого асфальта, расположено на юго-западе острова Тринидад недалеко от населённого пункта Ла Бреа. Имеет площадь около 40 га и глубину около 80 м. Запасы асфальта оцениваются в более чем 6 млн тонн, десятки тысяч из которых добываются каждый год. При текущем уровне добычи озеро будет являться возобновляемым источником асфальта на протяжении 400 лет.

Асфальт в озере высокого качества. Им покрывают дороги островитяне, и не только они. Например, одна из наиболее символически нагруженных дорог мира — аллея Пэлл-Мэл в Лондоне, которая ведет к Букингемскому, дворцу выложена природным асфальтом из Пич-Лейк.

Образование Пич-Лейк связывают с глубоким разломом в сочетании с зоной субдукции под Карибскую плиту в районе островов Барбадоса. Полное изучение озера не проводились, но предполагается, что находясь на границе двух разломов, озеро снизу пополняется нефтью. Более лёгкие составляющие нефти испаряются, оставляя более тяжёлые фракции.

Как ни странно, на озере есть крохотные острова, на которых даже растут тщедушные деревца. Видимо, в карманах между слоями битума накапливалось годами то, что стало со временем почвой, способной дать жизнь растениям даже в таком странном, казалось бы, непригодном для жизни месте.


Поверхность озера упругая и маслянистая, если попробовать «зачерпнуть» его «воду», она потянется нитями густого дегтя. Это озеро никак не назовешь неподвижным: в нем проходит своя жизнь, правда, совсем не похожая на жизнь в других озерах. В глубинах Пич-Лейк постоянно что-то бурлит и происходит.

И вот на поверхности медленно расходятся к берегу от центра странные густые волны, когда новая порция дегтя поднимается из глубин. Или оно вдруг начинает бурлить и пузыриться: так поднимаются к его поверхности из глубины сернистые газы.

История открытия

Этот крупнейший в мире резервуар природного асфальта был открыт Уолтером Рэли в 1595 году, который сразу нашёл ему применение — битум использовался для осмолки деревянной обшивки кораблей. И с удовлетворением отмечал, что он лучше смолы, ибо не плавится на солнце.

Легенды озера

По легенде на месте, где располагается озеро, находилось поселение племени индейцев чима. После победы над вражеским племенем индейцы устроили праздник с пиром, где они съели большое число священных птиц колибри, забыв, что по поверьям они являются духами их предков. В качестве наказания боги разверзнули землю и вызвали смоляное озеро, поглотившее всю деревню и её обитателей.


"Камера хранения"

Поверхность озера упругая и маслянистая, в глубинах постоянно что-то бурлит и происходит. Одним из известных свойств битумных ям является их способность поглощать объекты, которые могут быть затем обнаружены спустя тысячелетия. На Пич-Лейк были найдены несколько индейских предметов, фрагменты скелета гигантского ленивца, обитавшего в плейстоцене, зуб мастодонта. В 1928 году из глубин озера поднялось дерево, возраст которого был оценен в 4 тыс. лет. Прежде чем оно медленно погрузилось обратно, с него был сделан спил.

Туризм

В настоящее время озеро является туристической достопримечательностью, которую за год посещают около 20 тыс. человек.

Похожие объекты

Пич-Лейк является одной из битумных ям, образовавшихся естественным путём. Подобные объекты также можно найти в Венесуэле, Калифорнии и других местах.

Асфальтовые озера, которые являются продуктом выветривания накопившейся нефти, известны также в Калифорнии, в районе Красного моря, в Туркмении на о. Челекен и в других местах. На о. Сахалин известно несколько асфальтовых озер, одно из них имеет площадь около 3 га.
Подобные асфальтовые озера были известны очень давно, и асфальт использовался при строительных работах. Город Вавилон в VI-VII веке до нашей эры был обнесен стеной, при строительстве которой в качестве цементирующего материала применялся асфальт, добытый в районе Красного моря. Установлено, что ещё за несколько тысячелетий до нашей эры асфальт применялся в Индии для устройства бассейнов, поскольку асфальтовые дно и стенки бассейнов непроницаемы для воды.

Август 17, 2014

Островное государство Тринидад и Тобаго,которое находится в Карибском море, богато интересными достопримечательностями. Одним из чудес природы, расположенных на этой земле, по праву считается асфальтовое озеро Пич-Лейк. Необычное озеро манит на острова туристов, желающих увидеть странный водоем с черной «водой» высокой плотности.

Царство горячего асфальта

В этом водоеме нельзя купаться. Вместо воды в кратере находится тягучая нефтяная масса темно-серого цвета. После испарения летучих веществ смесь превращается в обыкновенный асфальт, который используется в дорожных работах.

Площадь огромна – 46 га! Глубина его – около 90м! Из этого котлована каждый год добывают 150 тысяч тонн нужного для человека «продукта».

Запасы озера постоянно пополняются. Нефть постепенно движется наверх через разломы в земной коре на месте трещины в Карибской континентальной плите. Место, в котором появляется новые запасы горячей массы, называют «Мать-озеро».

Большая часть добытого материала экспортируется в США, Китай и Великобританию. Оказывается, люди выбирают природные запасы, быстрее, чем они пополняются из недр Земли. С начала разработок уровень озера понизился на полметра.

Естественная ловушка

Асфальтовое озеро Пич-Лейк по краям образует подсохшую корку. По ней можно спокойно ходить. Не рекомендуется стоять на одном месте неподвижно. Вас постепенно затянет в глубины Пич-Лейка.

Во время изучения прибрежных районов ученые нашли несколько десятков скелетов . Мастодонты, похоже, увязли в черной массе и уже не смогли выбраться из этой естественной ловушки.

Этот лишний раз предупреждает людей, что нужно бережно относиться к природным запасам. Даже если они кажутся безгранично большими, как в Пич-Лейк – асфальтовом озере на острове Тринидад.

Асфальтовое озеро Пич-Лейк на острове Тринидад фото

Что общего между тоннелем Гонконг-Коулун, Трансальпийской дорогой в Австрии и виадуком Юбилейного шоссе в Англии? Все они отличаются особым видом дорожного покрытия, в состав которого входит уникальный природный асфальт из озера Пич Лейк (англ. Pitch Lake ). В этом озере нельзя поплавать... Зато по нему можно ходить...

Озеро, расположенное на острове Тринидад (англ. Trinidad ), неподалёку от посёлка Ла-Бреа (исп. La Brea ), что означает «смола », наполнено… асфальтом! Площадь котлована с полужидкой чёрной массой, которая на 40 % состоит из битума , на 30 % из глины и ещё на 30 % из солёной воды , составляет 45 гектаров . В углублениях между тягучими асфальтовыми волнами скапливается дождевая вода.

Поверхность удивительного озера маслянистая и местами настолько твёрдая, что по ней можно ходить, однако лучше этого не делать, всё-таки глубина пузырящегося буро-чёрного котла составляет около 80 метров в самых глубоких местах, и в случае чего человеку выбраться из него будет так же сложно, как мухе, попавшей в варенье. Правда, через какое-то время утопленник, затянутый на дно, вновь окажется на поверхности, так как асфальт находится в постоянном медленном движении. Но, понятно, это уже мало кого обрадует. Местами на этой твёрдой поверхности встречаются небольшие лужицы липкого битума, которые могут доставить неискушённому путешественнику немало хлопот - в них как минимум может увязнуть обувь.

Оказалось, что по озеру может спокойно ехать грузовик или другая тяжёлая техника! Но, если такая техника будет долгое время стоять на одном месте, то постепенно утонет.

Если попробовать «зачерпнуть» «воду», она потянется нитями густого дёгтя. В глубинах Пич Лейк постоянно что-то бурлит... И вот на поверхности медленно расходятся к берегу от центра странные густые волны, когда новая порция дёгтя поднимается из глубин. Или оно вдруг начинает пузыриться - так поднимаются к его поверхности сернистые газы.

Учёные, исследовавшие недра асфальтового озера, обнаружили целое кладбище доисторических животных - кости мастодонтов, вымерших в ледниковый период, и даже останки древних ящеров.

Легенда

Боги наказывают тех, кто пытается нарушить неписаные законы, данные свыше. Так, например, случилось с индейцами чайма , живущими на острове Тринидад, что притулился в Атлантическом океане у северо-восточного берега Южной Америки. Когда-то индейский посёлок находился на берегу кристально прозрачного озера Пич Лейк. Теперь же…

Однажды боги леса подарили людям племени чайма необыкновенную птичку - колибри . Это крошечное создание, пёстрое оперение которого меняет свой оттенок в зависимости от угла падения на него солнечных лучей, должно было, по замыслу богов, украсить жизнь людей, смягчить их сердца и развеселить души. Ведь недаром же боги создали пичуг прекрасными, словно ожившие цветы. Кроме того, пташка эта, величиной с муху, отличалась удивительной храбростью: сильными ударами клюва она могла сбить с дерева змею, ползущую к её гнезду. Вспомнив об отваге этого крохотного существа, защищающего свой дом от врагов, и индейцы должны были в случае необходимости бесстрашно вступить в бой с неприятелем.

Однако случилось так, что, по воле злых духов, в головах чайма родились чёрные мысли. Глядя на то, как крохотная птичка, зависая над цветами, лакомится нектаром, они задумались: если это существо выпивает сладкую суть цветка, то каким же оно само должно быть на вкус? Ну, разве не интересно отведать на обед священную птичку, запечённую в банановых листьях? Сказано - сделано. Наловив сплетённой из травы сеткой множество пташек, индейцы попытались устроить пиршество. Однако из этого ничего не вышло - слишком мелкой и хрупкой оказалась их добыча, лакомство получилось никудышным. А боги, обиженные таким отношением к их подарку, решили наказать чайма. Наутро после позорной трапезы люди увидели, что голубые воды их озера превратились в липкую бурую грязь.

Такова легенда индейцев чайма, которые и по сей день живут в окрестностях озера Пич Лейк. А битумные масла в озере, переливаясь на солнце всеми цветами радуги, напоминают местным жителям об убитых ими колибри.

Научные версии происхождения

Легенда о происхождении Пич Лейк не удовлетворяет учёных, они до сих пор спорят о том, откуда оно взялось. Многие считают, что скопление природного асфальта образовалось в кратере уснувшего вулкана. Нефть, понемногу поступавшая из недр земли, смешалась с вулканическим пеплом и образовала со временем асфальтовый котёл.

По другой версии, озеро асфальта находилось когда-то на дне моря, и около 50 000 000 лет назад тела мелких морских животных опускались на дно, превращаясь в нефть, а затем, под действием процессов в земной коре, эта нефть вытеснилась на поверхность и сгустилась под действием солнца.

Есть версия, что впадина, бывшая некогда кратером вулкана, и сейчас соединена с его жерлом. И нефть, медленно поднимаясь на поверхность, теряет часть летучих веществ. А затем, реагируя с органикой, разными путями попадающей в «воды» озера, становится тем самым веществом, которым так выгодно и удобно покрывать дороги.

Флора и фауна

Как ни странно, на озере есть крохотные острова, на которых даже растут тщедушные деревца. Видимо, в карманах между слоями битума накапливалось годами то, что стало со временем почвой, способной дать жизнь растениям даже в таком странном, казалось бы, непригодном для жизни месте.

Озеро Пич Лейк - среда обитания многих диких животных. Вода на его поверхности собирается в небольшие пруды, окружённые кромкой травы.

Здесь можно встретить довольно редкую птицу - масковую савку (Oxyura dominica ). Если к ней кто-то приближается, она замирает на месте или бесшумно ныряет под воду. Из зарослей травы, которая доходит до подмышек, выпархивает другая птица - якана (Jacana jacana ). Эта птица примечательна тем, что на фоне её тёмного оперения резко выделяются бледно-жёлтые пёрышки под крыльями. Здесь также можно встретить малую султанку (Porphyrula martinica ) и других болотных птиц. В прудах обитают небольшие пресноводные рыбы, а иногда можно увидеть даже каймана .

Практическое применение и свойства

В 1595 году здесь встали на якорь корабли британского путешественника сэра Уолтера Рэли (англ. Sir Walter Raleigh ). В то время озеро, которое сейчас лежит в глубокой низине, располагалось на равнине, и из него к самому побережью текли ручьи асфальта. Рэли замазал асфальтом щели своих подтекавших кораблей и заявил, что этот асфальт «наивысшего качества», отметив, что он «не плавится под солнцем, как норвежская смола, и поэтому подходит для кораблей, заходящих в южные порты».

В 1814 году в одном географическом словаре озеро описывалось как «чудесное явление природы».

В 1846 году учёному Абрахаму Геснеру , которого позднее окрестили «отцом» нефтяной промышленности, удалось выделить из тринидадского асфальта новое осветительное масло. Он назвал его керосином. К сожалению, входящая в состав этого асфальта сера придавала керосину довольно неприятный запах. Впоследствии Геснер стал использовать другой асфальт, без запаха.

Асфальт из тринидадского озера стали высоко ценить только тогда, когда выяснилось, что его можно использовать как дорожное покрытие. В 1876 году инженеры предложили покрыть этим асфальтом Пенсильвания-авеню в городе Вашингтоне . Новое дорожное покрытие, несмотря на плотное движение, оставалось в превосходном состоянии на протяжении 11 лет. Тринидадский асфальт прославился на весь мир.

В последние годы нефтяные компании производят дешёвые битумы как побочный продукт перегонки нефти. Но инженеры по-прежнему используют натуральный тринидадский асфальт для постройки шоссе, мостов, аэропортов и морских портов.

Почему? Тринидадский асфальт придаёт дорожным покрытиям твёрдость, износостойк ость, прочность, на таких покрытиях машины меньше буксуют, не говоря уже о том, что этот асфальт обладает матово-серым цветом, благодаря чему улучшается видимость во время ночного вождения. Асфальт из озера Пич Лейк зарекомендовал себя наилучшим образом при +40°С жаре и -25°С морозе. Взлётно-посадочные полосы из этого асфальта могут долгие годы выдерживать постоянные нагрузки от частых взлётов и посадок тяжелейших авиалайнеров. Кроме того, такие полосы не поддаются эрозии под воздействием антиобледенителей, а также топлива и масел, которые могут попасть на них в результате утечки. Многие покрытия такого рода служат более 20 лет и не требуют особого ухода.

Качественные характеристики асфальта из тринидадского озера обусловлены его особым составом. В него входят битумы, содержащие 63 -67 % мальтенов и 33 -37 % асфальтенов . Мальтены - это класс нефтяных химических соединений, которые, благодаря своей липкости, придают битумам их вяжущие свойства. Как говорится в одном труде, они «невероятно клейкие и обладают повышенными цементирующими свойствами, совсем не маслянистые, в отличие от битумов, полученных в результате перегонки нефти». Асфальтены - это ещё одна группа углеводородов. Они придают битумам свойства термопластов - веществ, которые при нагревании становятся жидкими и текучими, а при остывании затвердевают. Характерные особенности и взаимное соотношение всех этих компонентов придают асфальту свойства, которые нелегко получить в условиях нефтеперерабатывающего завода.

Добыча и переработка

Время от времени ветерок приносит с озера какой-то резкий запах. Это сероводород. Этот газ в небольших количествах образуется в озере, наряду с метаном, этаном и углекислым газом. Внутри кусок асфальта похож на швейцарский сыр - весь в дырах, образованных пузырями газа.

Большой трактор, снабжённый мощными железными зубцами, срезает асфальт с поверхности озера. Затем куски асфальта загружаются в вагонетки, которые приводятся в движение тяговым канатом, и отправляются на близлежащий асфальтовый завод. С конца XIX века здесь добыли свыше 9 000 000 тонн асфальта! По подсчётам, в озере осталось ещё 10 000 000 тонн асфальта, и, при теперешних темпах добычи, их хватит на ближайшие 400 лет.

С понятием асфальт очень тесно связаны такие понятия, как битум, смола и пек. Битумы - это класс тёмных тяжёлых углеводородов, которые содержатся в смоле, пеке и сырой нефти. При сухой перегонке древесины, угля или торфа в результате конденсации получают чёрную вязкую массу, которую называют смолой. Если смолу подвергнуть дальнейшему выпариванию, остаётся густой остаток - пек. В смоле и пеке содержание битумов сравнительно низкое.

При перегонке сырой нефти образуется остаток, почти полностью состоящий из битумов. Битумы, полученные таким образом, также называют асфальтом. Однако во многих странах под словом «асфальт» понимают дорожные покрытия, представляющие собой смесь битума с минеральными наполнителями, такими, как песок и гравий.

Процесс переработки довольно прост. Сырой асфальт сваливают в большие баки, каждый из которых вмещает более 100 тонн. Баки оснащены змеевиками, внутрь которых подаётся пар температурой +165°С , и асфальт плавится. При этом из него выделяются газы, испаряется излишек воды, который составляет приблизительно 30 % массы сырого асфальта. Затем асфальт процеживают, чтобы очистить его от кусочков древесины и других растительных включений. Готовый горячий асфальт разливают в картонные формы, выложенные силиконовой бумагой. Формы изготавливают прямо здесь, на заводе. Каждая из них вмещает 240 кг асфальта. Весь процесс очистки длится приблизительно 18 часов.

Очищенный асфальт называется «эпюре́ ». Такой асфальт хорошо смешивается с битумами, полученными в результате перегонки нефти, и другими материалами, образуя при этом высококачественные дорожные покрытия. В последние годы тринидадский асфальт также используют для производства различных красок, клеев, изоляционных и водостойких строительных материалов. Таким образом, асфальт в том или ином виде можно встретить в жилых домах и других постройках по всему миру.

Любая яма, которая остаётся после добычи нескольких тонн асфальта, постепенно уменьшается и через пару недель бесследно исчезает. Поэтому создаётся впечатление, будто озеро само себя восстанавливает. В действительности же «твёрдый» асфальт представляет собой очень вязкую жидкость, и он просто затекает в образовавшуюся полость. Таким образом, всё озеро находится в постоянном, почти незаметном движении.

Интересные факты об асфальтовых озёрах

Подобные асфальтовые озёра были известны очень давно, и асфальт использовался при строительных работах. Город Вавилон в VI -VII веке до нашей эры был обнесён стеной, при строительстве которой в качестве цементирующего материала применялся асфальт, добытый в районе Красного моря. Установлено, что ещё за несколько тысячелетий до нашей эры асфальт применялся в Индии для устройства бассейнов, поскольку асфальтовые дно и стенки бассейнов непроницаемы для воды.

В одном труде по этому поводу сделано удачное обобщение: «Это чудесное творение Бога вызывает особый... интерес, внушая естествоиспытателям чувство восхищения и благоговения».

В Библии тоже отмечаются водостойкие свойства асфальта, или смолы. Перед постройкой ковчега Ной получил следующие инструкции: «Осмоли его смолою внутри и снаружи» (Бытие 6:14). А согласно Исходу 2:3, корзинка из тростника, в которую положили Моисея , была покрыта «асфальтом и смолою» .

Пич Лейк - самое большое, но не единственное асфальтовое озеро в мире. Они есть в Калифорнии . Это The La Brea Tar Pits (Los Angeles ), McKittrick Tar Pits (McKittrick ) и Carpinteria Tar Pits (Carpinteria ). Асфальтовые озёра, которые являются продуктом выветривания накопившейся нефти, известны также в районе Красного моря в Туркмении (озеро Челекен) , в Венесуэле (озеро Гуаноко (Guanoco )), в Азербайджане и на острове Сахалин есть несколько асфальтовых озёр, одно из которых имеет площадь около 3 гектаров...

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Асфальтовое озеро" (материал сайта smerchweb.com)
2. "Асфальтовое озеро Пич-Лейк в Тринидаде и Тобаго" (материал сайта probudites.ru)
3. "Асфальтовое озеро" (материал сайта Дуделка.версия2)
4. "Необычные места. Асфальтовое озеро" (материал блога "Жизнь и её грани")
5. "Пич-Лейк асфальтовое озеро" (материал сайта Mandalaй.ru)
6. "Pitch Lake" (материал Википедии)

Короткое видео об асфальтовом озере:

В этом озере нельзя плавать и в нем не водится рыба, зато, по Питч-Лейк (Pitch-Lake) можно ходить. Это одно из самых удивительных озер нашей планеты расположено на острове Тринидад. Состоит оно из… асфальта. Причем асфальт высокого качества. Им покрывают дороги островитяне, и не только они. Например, одна из наиболее символически нагруженных дорог мира — аллея Пэлл-Мэл в Лондоне, которая ведет к Букингемскому, дворцу выложена природным асфальтом из Питч-Лейк.


Озеро Питч-Лейк, лежащее близ поселка Ла-Бреа, небольшое: площадь его около сорока гектаров. Глубина, правда, внушительная — больше восьмидесяти метров. Ни на какое другое озеро оно не схоже: это котлован, наполненный полужидкой черной массой. Сотни тонн природного асфальта вычерпывают из Питч-Лейк ежегодно, но уровень его не понижается: подземный битумный «завод» работает четко, восполняя то, что забирает человек.



Поверхность озера упругая и маслянистая, если попробовать «зачерпнуть» его «воду», она потянется нитями густого дегтя. Это озеро никак не назовешь неподвижным: в нем проходит своя жизнь, правда, совсем не похожая на жизнь в других озерах. В глубинах Питч-Лейк постоянно что-то бурлит и происходит.



И вот на поверхности медленно расходятся к берегу от центра странные густые волны, когда новая порция дегтя поднимается из глубин. Или оно вдруг начинает бурлить и пузыриться: так поднимаются к его поверхности из глубины сернистые газы.



Озеро известно с давних времен. Ещё Уолтер Рэли, английский мореплаватель и организатор пиратских экспедиций XVI века, использовал местный асфальт для покрытия корпуса своего судна и с удовлетворением отмечал, что он лучше смолы, ибо не плавится на солнце.



Асфальт озера на вид такой плотный, что его вполне можно использовать по назначению — ходить по нему, и даже ездить. Наполнение озера представляет собой неньютоновскую жидкость, т.е. жидкость, плотную при резких нагрузках, но если нагрузка мягкая, то и асфальтовая масса тоже будет мягкой. Поэтому не стоит обольщаться — оно способно коварно поглотить, скажем, зверя, наивно забредшего на его зыбкую почву. Когда добывали асфальт из Питч-Лейк, обнаружили в самых его глубинах кости некогда проглоченных озером динозавров.



Как же возможно столь странное явление — озеро жидкого асфальта? Оказывается, впадина глубиной около 80 метров, бывшая некогда кратером вулкана, и сейчас соединена с его жерлом. Нефть, медленно поднимаясь на поверхность, теряет часть летучих веществ. А затем, реагируя с органикой, разными путями попадающей в «воды» озера, становится тем самым веществом, которым так выгодно и удобно покрывать дороги.



Асфальтовые озера, которые являются продуктом выветривания накопившейся нефти, известны также в Калифорнии, в районе Красного моря, в Туркмении на о. Челекен и в других местах. На о. Сахалин известно несколько асфальтовых озер, одно из них имеет площадь около 3 га.



Подобные асфальтовые озера были известны очень давно, и асфальт использовался при строительных работах. Город Вавилон в VI-VII веке до нашей эры был обнесен стеной, при строительстве которой в качестве цементирующего материала применялся асфальт, добытый в районе Красного моря. Установлено, что ещё за несколько тысячелетий до нашей эры асфальт применялся в Индии для устройства бассейнов, поскольку асфальтовые дно и стенки бассейнов непроницаемы для воды.



Как ни странно, на озере есть крохотные острова, на которых даже растут тщедушные деревца. Видимо, в карманах между слоями битума накапливалось годами то, что стало со временем почвой, способной дать жизнь растениям даже в таком странном, казалось бы, непригодном для жизни месте.