Новые взаимоотношения ГАИшников и водителей.

Пожалуй, можно с полной уверенностью утверждать, что нет такого водителя, который бы хоть раз не нарушал правил дорожного движения. В нашей же стране этот печальный факт можно констатировать со стопроцентной уверенностью. О том, что служит этому виной, спорить можно долго. Конечно, не всегда за таким действием следует справедливое наказание в виде штрафа.

Но что же делать, если, спеша на работу, вы видите перед собой доблестного сотрудника ГИБДД и взмах в вашу сторону его ненавистного полосатого жезла? Судорожно перестраиваться, второпях искать водительское удостоверение – все это знакомо каждому автовладельцу не понаслышке.

Конечно, неприятно видеть то, как безучастно инспектор ГИБДД выписывает тебе штраф. Но, порой, хоть мало, но тешит мысль, что нарушение действительно имело место быть.

А если это была досадная ошибка? Как вести себя с сотрудником ГИБДД, видя и четко осознавая его неправоту? Вступать на дороге в распри с сотрудником Государственной Инспекции занятие неблагодарное, да и не всегда есть на это время. А подчас, отсутствуют и необходимые знания в законодательстве. Не секрет, что инспекторы ГИБДД часто и довольно успешно пользуются нашей необразованностью.

Ранее . Этот официальный документ призван регулировать отношения между водителем и сотрудником Дорожной Инспекции. Конечно, если приглядеться повнимательней, сравнив новый регламент работы ГИБДД с водителями с более ранней версией документа, станет ясно, что существенных изменений довольно-таки не много. Тем не менее, они есть и каждому владельцу автомобиля их нужно знать.

Теперь конкретно к документу и его содержимому. Пожалуй, первое и самое заметное нововведение – это отмена необходимости сотрудника “отдавать честь” простому водителю. Можно с точностью утверждать, что сотрудники инспекции сразу же оценили такие реформы, потому что раньше это действие было обязательным. Причем, отдавать честь при остановке нужно было не только находящемуся в транспортном средстве человеку, но и обычному пешеходу.

С того же момента, как , работник инспекции может ограничиться лишь осведомлением вас о своем звании и фамилии. Конечно же, сообщив помимо этого и причину остановки. По первому требованию он, как и раньше, обязан предъявить и свое служебное удостоверение.

Вторым, мало заметным, но, тем не менее, изменением стало появление возможности у остановившего вас инспектора ГИБДД подходить к транспортному средству не только с левой стороны, как было принято раньше, но и с правой. Основанием этому может служить интенсивное движение и, как следствие, угроза безопасности работника ГИБДД, а так же банальное чрезмерное загрязнение дороги с левой стороны автомобиля.

Третьей корректировкой, которая затронула новый регламент работы ГИБДД с водителями, стала более значительной с точки зрения водителя. Дело в том, что гаишнику производить досмотр вашего личного автомобиля по одним, понятным только ему самому, причинам.

Точнее, инспектору теперь дозволяется проверить законность содержимого багажника и салона автомобиля, только если на это есть очень веские основания. А именно – схожесть вашего транспортного средства с различными ориентировками.

Помимо этого, досмотр могут произвести и под предлогом подозрения на несоответствие перевозимого груза представленным документам. Так же основанием может послужить неисправность, которая может негативно сказаться на безопасности движения или вовсе быть из разряда тех, при которых эксплуатировать транспортное средство запрещается.

Кстати, нужно помнить, что даже простая сверка номеров уже является осмотром. В этом случае, сотрудник ГИБДД имеет право и не оформлять на это действие никаких документов.

Еще одно новшество, характеризующее с водителями, заключается в том, что при отказе от проведения досмотра без оформления документов, вы вправе потребовать присутствия при этом процессе двух понятых и, естественно, заполнения работником ГИБДД соответствующих бумаг.

Кстати, в связи все еще актуальной террористической угрозой, осмотреть ваш авто могут и вовсе без вас. Правда, сделать это можно только если машина стоит в людном месте или того требует сложившаяся ситуация.

Новый 185 Приказ ГИБДД содержит в себе и предписание с тем, что сидеть в ”засаде” с радаром гаишник может только находясь там с патрульным автомобилем с соответствующей атрибутикой, в виде мигалок и обозначений.

Помимо этого, на предложение ”пройти в служебный автомобиль” инспектора можно ответить отказом. Дело в том, что теперь для такого приглашения, в т.ч. и в служебное помещение, должны быть определенные основания, а именно – необходимость оформления каких-либо документов.

Обновленный регламент работы ГИБДД с водителями содержит в себе предписание, позволяющее вам выходить из своего личного автомобиля только для того, чтобы сверить номера транспортного средства с документами на него. Либо с целью проведения личного досмотра или досмотра содержимого автомобиля или прицепа, так же основанием может служить и просьба сотрудника принять участие в осмотре другой машины, уже в качестве понятого.

При , производить проверку на алкотестере разрешается только при наличии двух понятых. Если проверяемый не разделяет мнения сотрудников ГИБДД или показателей тестера, то он вправе потребовать препроводить его в ближайший пункт медицинского освидетельствования. При этом проделать туда путь можно так же в присутствии пары понятых.

Если состояние опьянения в медпункте не подтвердится, то такой водитесь вправе потребовать любезного сотрудника ГИБДД доставить его обратно к своему автомобилю. Все это теперь касается и чиновников, которые до этого всячески увиливали и впоследствии успешно уходили от ответственности.

Видео — общение водителя и инспектора ГИБДД:

С ростом автомобильного парка в России увеличивается и интенсивность дорожного

движения, а следовательно, уменьшается и безопасность дорожного движения. Безопасность

дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих

комплекса «человек - автомобиль - дорога - окружающая среда».

Всем хорошо известно, что действия водителя, участвующего в дорожном движении,

регламентируются Правилами дорожного движения, и основным нормативным актом,

регулирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного

движения.

Для обеспечения безопасности дорожного движения, а также для контроля за

соблюдением требований Правил дорожного движения в 1936 г. была создана служба

Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), затем в 2000 г. она была переименована в

Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Основная и главная задача службы ГИБДД - обеспечение безопасности дорожного

движения, оказание практической помощи водителю.

Служба ГИБДД входит в состав милиции общественной безопасности. В службе также

имеются свои отдельные подразделения и отделы. Так в службу входят: служба ДПС

(дорожно-патрульная служба), служба розыска (которая занимается розыском угнанного,

похищенного или скрывшегося с мест дорожно-транспортных происшествий транспорта),

служба дознания (занимается рассмотрением материалов по дорожно-транспортным

происшествиям), административная практика (служба, которая занимается рассмотрением

административных материалов), служба дорожного надзора (которая следит за состоянием

улично-дорожной сети), служба технического надзора (которая занимается проведением

технического осмотра транспорта и следит за состоянием транспортных средств),

регистрационно-экзаменационные подразделения (занимаются регистрацией транспорта и

приемом экзаменов по ПДД), служба агитации и пропаганды (занимается профилактикой ДТП);

также в службу ГИБДД входят подразделения эскортирования (данные подразделения

занимаются сопровождением различных колонн автомобилей, правительств и т. п.).

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 45

Практически в каждой службе ГИБДД имеется дежурная часть, которая занимается приемом

заявлений и сообщений граждан, а также руководит работой нарядов, находящихся на линии.

Вышеперечисленные подразделения имеются практически в каждом районном ГИБДД,

подчиняются данные службы начальнику ГИБДД. Начальник ГИБДД подчиняется начальнику

милиции общественной безопасности.

В основном водитель встречается на дороге со службой ДПС, то есть с инспекторами

ДПС, которые обеспечивают безопасность дорожного движения и контролируют соблюдение

водителями Правил дорожного движения. С другими службами ГИБДД водитель встречается

только в тех случаях, когда ему необходимо зарегистрировать автомашину или когда он попал в

дорожно-транспортное происшествие.

Если на дороге вас остановил инспектор ДПС, не нужно бояться и тем более ругаться с

инспектором (не нужно портить нервы себе и людям). Согласно правилам этики вам лучше

выйти из автомашины для общения с инспектором. Остановивший вас инспектор обязан

подойти к вам, представиться (одновременно приложив правую руку к головному убору) и

объяснить вам причину остановки. В свою очередь, вы вправе потребовать от инспектора ДПС

предъявить служебное удостоверение. В том случае, если вы сомневаетесь, что автопатруль

должен нести службу на данном участке улицы или дороги, то вы вправе потребовать от

инспекторов «Карточку поста и маршрута патрулирования», которая выдается инспекторам

командиром строевого подразделения каждый раз перед заступлением нарядов на службу.

Данная карточка представляет собой, как правило, лист твердой бумаги или картона, на

которой нарисована схема маршрута патрулирования, также в карточке указываются

следующие данные: длина поста или маршрута патрулирования, наиболее аварийные участки

на маршруте, наличие и количество перекрестков, дорожных знаков и т. п., наличие, количество

и место расположения медицинских учреждений, учебных заведений, особо важных объектов,

предприятий и т. п. Данные карточки составляются на основе разрабатываемой раз в квартал

дислокации постов и маршрутов патрулирования и в соответствии с дислокацией могут

обновляться. На карточке поста или маршрута патрулирования должна быть подпись

начальника отделения ГИБДД или командира строевого подразделения, также должна иметься

круглая печать этого подразделения ГИБДД.

Для проверки документов на автомашину, а также находящихся в ней лиц транспортные

средства разрешается останавливать на стационарных постах ГИБДД или контрольных постах

милиции. Беспричинные остановки транспортных средств инспекторами ДПС расцениваются

как нарушение служебной дисциплины.

Если вас остановил инспектор ДПС за допущенное вами нарушение требований Правил

дорожного движения, то он также обязан подойти к вам представиться, после чего он обязан

вам разъяснить причину остановки и сущность допущенного вами нарушения. Если в ваших

действиях имеется состав административного правонарушения, то инспектор должен

зафиксировать данное нарушение в установленном законом порядке.

За нарушение требований Правил дорожного движения водители, пешеходы, пассажиры,

а также иные участники движения несут административную ответственность в соответствии с

Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях.

Статьей 3.2 КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний:

предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или

предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного

физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы

Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

На месте нарушения инспектор ДПС имеет право наложить административное взыскание

в виде предупреждения в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ. Предупреждение - мера

административного наказания, налагаемая за совершение малозначительного

административного правонарушения и в том случае, если данная санкция содержится в

конкретных нормах Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной

ответственности. Предупреждение как мера административного воздействия выносится в

письменной форме в виде соответствующего постановления, копия постановления вручается

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 46

водителю под роспись.

В случае допущения более значительного нарушения инспектор ДПС составляет

административный протокол.

После составления административный протокол подписывается должностным лицом, его

составившим, также в нем расписывается лицо, на которое он составлен, после чего инспектор

ДПС обязан выдать копию данного протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об

административном правонарушении, а также по просьбе потерпевшего выдается аналогичная

копия под роспись. В административном протоколе также имеется графа, в которой инспектор

ДПС пишет о том, на какое время, число, месяц, год и куда (с указанием юридического адреса)

вам необходимо явиться для рассмотрения данного административного материала.

Составленный на вас административный протокол в дальнейшем сдается инспектором ДПС в

административную практику отделения или отдела (ГИБДД).

Рассмотрение административных материалов за нарушение требований ПДД

производится в судебном порядке.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья

выясняет следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела

судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие

протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные

материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

После выяснения этих вопросов судья выносит определение о назначении времени и

места рассмотрения дела, о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых

дополнительных материалов по делу, при необходимости о назначении экспертизы.

Материалы по административным правонарушениям рассматриваются по месту его

совершения, однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу

об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства

данного лица. Дело об административном правонарушении, по которому производилось

административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, который

проводил расследование, т. е., иными словами, если по административному материалу

возникает какая-либо спорная ситуация и необходимо производство каких-либо исследований,

проверок, каких-либо вновь открывшихся обстоятельств, в данной ситуации возникает

необходимость назначения административного расследования, и решение по таким материалам

принимается органом или должностным лицом, проводившим административное

расследование.

После того как судья вынес в отношении вас постановление по делу об административном

правонарушении и вы привлечены к административной ответственности, копия данного

постановления выдается вам.

Если вы не согласны с принятым по делу решением, то вы вправе обжаловать его.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении - это

совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и

охраняемых интересов граждан. В процессе обжалования производится пересмотр всех

обстоятельств дела вновь, а также изучаются вновь открывшиеся обстоятельства, при

необходимости проводятся исследования, для разрешения вопросов, требующих специальных

познаний и т. п., таким образом в ходе пересмотра материалов дела выявляются и устраняются

недостатки в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных

правонарушениях. Право на обжалование заложено в ст. 46 Конституции Российской

Федерации. Право обжалования распространяется как на физических, так и на юридических

лиц и обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии,

разъяснением порядка обжалования и сроков обжалования. Постановление по делу об

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 47

административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого

ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем юридического или

физического лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в

следующем порядке: вынесенное судьей - в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным

органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное

должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в

районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в

соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту

рассмотрения дела.

Если вами была подана жалоба на постановление об административном правонарушении

одновременно в несколько инстанций, например вышестоящему должностному лицу,

вышестоящий орган и в суд, то в этом случае жалобу будет рассматривать суд.

Данные лица, в свою очередь, обязаны в трехдневный срок со дня поступления жалобы

направить ее вместе с материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному

лицу, в вышестоящий орган. Жалоба также может быть подана непосредственно в

вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или

получения копии постановления. В случае пропуска вышеуказанного срока, по ходатайству

лица, подающего жалобу, данный срок может быть восстановлен судьей или должностным

лицом, уполномоченным рассматривать жалобу. Данный срок, как правило, восстанавливается

судьей либо должностным лицом, если срок был пропущен по какой-либо уважительной

Рассмотрим несколько примеров оформления и рассмотрения административных

материалов за нарушение требований ПДД. Так, например, на вас в один и тот же день

составили три административных протокола в городе сотрудники ДПС (дорожно-патрульной

службы) ГИБДД, первый протокол был составлен в 9 ч 30 мин за превышение максимально

допустимой скорости движения в городе (60 км в час) на величину 18 км в час, своими

действиями вы нарушили требования п. 10.2 Правил дорожного движения. Второй

административный протокол на вас был составлен, к примеру, в 16 ч 23 мин, за нарушение

правил пользования ремнями безопасности - требование п. 2.1.2 ПДД. Третий

административный протокол на вас, предположим, был составлен в 20 ч 47 мин за нарушение

вами правил обгона транспортных средств, т. е. вы совершили обгон автомашины в зоне

ограниченной видимости с выездом на полосу встречного движения, - требование п. 11.5

Как правило, после составления административных протоколов вам объявили время и

место рассмотрения дел об административных правонарушениях. В данной ситуации

составленные на вас административные протоколы рассматриваются в соответствии со ст. 4.4

КоАП РФ. Часть первая данной статьи гласит, что «при совершении лицом двух и более

административных правонарушений административное наказание назначается за каждое

совершенное административное правонарушение». Однако довольно интересна часть вторая

вышеуказанной статьи, которая гласит, что «если лицо совершило несколько

административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом,

должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, т. е., иными

словами, на основании части второй ст. 4.4 КоАП РФ составленные на вас административные

протоколы объединяются в одно производство и по всем трем административным протоколам

выносится одно постановление по делу об административном правонарушении, при этом

наказание назначается не путем сложения за каждое правонарушение, а в пределах санкции

только одной статьи - за наигрубейшее из них. В вашем случае, согласно данной статье,

судья, рассматривающие данное дело, наложат на вас административное наказание в пределах

санкции ст. 12.15 ч. 3 КоАП РФ, при этом может быть наложено максимальное наказание.

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 48

Таким образом, могут рассматриваться дела об административных правонарушениях

только в тех случаях, когда по всем делам об административных правонарушениях ранее не

было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при этом

обязательное условие - все материалы должны рассматриваться одним должностным лицом

или органом. Если все три протокола были составлены сотрудниками ДПС из разных

подразделений ГИБДД города, то, разумеется, и административные протоколы попадут в

разные подразделения ГИБДД, а значит, рассматриваться они будут разными должностными

лицами. В случае если все три административных протокола попали в ГИБДД по месту вашего

жительства и по ним не было принято решения, то, разумеется, рассматривать данные

материалы будет начальник отделения ГИБДД района (если он компетентен рассматривать дела

за данные виды нарушений), в данной ситуации вы вправе потребовать от него рассмотреть

вышеуказанные дела об административных правонарушениях, допущенных вами, согласно ч. 2

ст. 4.4 КоАП РФ. Вы даже вправе в данной ситуации заявить письменное ходатайство в

соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ. Аналогично могут рассматриваться дела об

административных правонарушениях, оформленных сотрудниками ГИБДД, в разные дни.

Рассмотрим пример оформления протокола на водителя за управление транспортным

средством в состоянии опьянения и, пожалуй, начнем с Правил дорожного движения. Пункт 2.7

гласит: водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения

(алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов,

ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном и утомленном состоянии, ставящем под

угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам,

находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в

болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского

удостоверения на право управления транспортным средством данной категории. Для

привлечения к ответственности не имеет значения, в состоянии какого (алкогольного,

наркотического или иного) опьянения находится водитель. Ответственность за управление

транспортным средством в состоянии опьянения, так же как и за передачу управления

транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, предусмотрена ст. 12. 8

КоАП РФ. За управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена

ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от десяти до двадцати

минимальных размеров оплаты труда, либо лишение права управления транспортными

средствами на срок один год. За передачу управления транспортным средством лицу,

находящемуся в состоянии опьянения, предусмотрена аналогичная ответственность. При этом

для привлечения к административной ответственности за передачу управления необходимо

установление факта, что лицо, передавшее управление, знало, что лицо, принявшее управление

транспортным средством, находится в состоянии опьянения. Фактом передачи транспортного

остановил инспектор ДПС ГИБДД и вы находитесь в состоянии опьянения, то прежде чем

оформить на вас протокол за управление транспортным средством в состоянии опьянения, он

обязан доказать тот факт, что вы находитесь в состоянии опьянения, для чего в соответствии со

ст. 27.12 КоАП РФ проводится медицинское освидетельствование. Не является установленным

факт состояния опьянения и в случае признания самого лица в употреблении спиртных

напитков, наркотических веществ и т. п., т. е. инспектор ДПС обязан доказать факт управления

автомобилем в состоянии алкогольного опьянения при помощи соответствующих документов, а

именно при помощи протокола освидетельствования. На основании ст. 27.12 инспектор ДПС

ГИБДД в случае, если имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в

состоянии опьянения (неустойчивость позы, нарушение речи, изменение окраски кожных

покровов, поведение, не соответствующее обстановке, запах алкоголя из полости рта и т. п.,

признание самого водителя о том, что он употреблял спиртные напитки или наркотики), обязан

принять меры по отстранению водителя от управления транспортным средством и направить

его на медицинское освидетельствование. Об отстранении водителя от управления

транспортным средством, а также направление на медицинское освидетельствование на

состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается

водителю. Оба этих протокола являются мерами обеспечения производства по делу об

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 49

административном правонарушении. С момента составления вышеуказанных протоколов

считается возбужденным административное дело, оба административных протокола

подписываются должностным лицом, составившим протоколы, а также водителем, в

отношении которого составлены данные протоколы. В протоколах также указываются все

сведения об отстраненном от управления водителе, сведения о транспортном средстве, а также

указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направление на

освидетельствование.

Освидетельствование на предмет алкогольного опьянения может провести сам сотрудник

ГИБДД при помощи индикаторной трубки «Контроль трезвости», при этом сотрудник ДПС

вскрывает в присутствии водителя пенал с трубками «Контроль трезвости» (стеклянные трубки

должны быть целыми, не надколотыми, а их концы герметично запаяны, цвет индикатора у всех

трубок должен быть желтым, водитель вправе потребовать паспорт на трубки «Контроль

трезвости», в котором указаны дата выпуска трубок и срок их годности, если срок годности

трубок просрочен, то использовать их для освидетельствования инспектор не имеет права).

Затем инспектор отламывает оба конца трубки, на один конец которой он обязан надеть

полиэтиленовый пакет, имеющийся в приборе, а из другого полиэтиленового пакета он

предлагает водителю собственноручно выбрать мундштук, который надевается на свободный

конец трубки. После вышеописанных операций водитель начинает выдыхать воздух из полости

рта в трубку, до тех пор пока пакет, находящийся на противоположном конце трубки, не будет

наполнен воздухом (на данную процедуру уходит от 2 до 3 мин), затем инспектор показывает

данную трубку водителю и понятым. Если в воздухе, выдыхаемом водителем в трубку,

темно-зеленый. Если же водитель не употреблял спиртных напитков, то цвет индикатора не

изменится. Как правило, освидетельствование при помощи трубки «Контроль трезвости» не

всегда соответствует истине, так как индикатор, расположенный в трубке, очень хорошо

реагирует на больной желудок человека, т. е. если у вас повышенная кислотность, то индикатор

трубки изменит свой цвет на зеленый, что будет соответствовать алкогольному опьянению.

Также индикатор реагирует на микрофлору рта человека, так, например, если у вас имеются в

полости рта вставные зубы или коронки, то проба на алкоголь при помощи трубки «Контроль

трезвости» также будет положительной, т. е. и в этой ситуации цвет индикатора, как правило,

изменится с желтого на зеленый. Как видно из вышеизложенного, «доверять» трубке «Контроль

трезвости» на все сто процентов нельзя, лучше в ситуации, когда вас подозревают в

употреблении спиртных напитков, потребовать (на это вы имеете право) от инспектора ДПС

направить вас на прохождение медицинского освидетельствования в медицинское учреждение.

Освидетельствование с помощью индикаторных трубок «Кон троль трезвости»

юридической силы не имеет, это не более чем тес товая проверка, помогающая сотруднику

ГИБДД принять решение о том, направлять ли водителя на медицинское освидетельствование

Опять же не каждый медик имеет право проводить освидетельствование. Проводить

медицинское освидетельствование на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ

или лекарственных препаратов имеет право только врач-нарколог, либо данные

освидетельствования проводятся специализированными медицинскими организациями, такими,

как наркологический диспансер, бюро судебно-медицинских экспертиз и т. п. С данными

организациями, как правило, заключаются договоры органами исполнительной власти для

осуществления данного вида деятельности. Если вас инспектор ДПС направил на

освидетельствование к какому-либо другому врачу или в какую-либо амбулаторию,

поликлинику, что у вас вызвало какое-либо подозрение, вы вправе обжаловать данное

освидетельствование. В данной ситуации в течение часа после того как на вас был составлен

административный протокол, вы имеете полное право прибыть в дежурную часть

подразделения ГИБДД и попросить дежурного выдать вам новое направление на медицинское

освидетельствование, к примеру в областной наркологический диспансер, по этому

направлению вы проходите освидетельствование дополнительно, и если будет установлено, что

вы абсолютно трезвы, то административный протокол, составленный на вас, не соответствует

истине. При прохождении медицинского освидетельствования в соответствующем

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 50

медицинском учреждении врач-нарколог сначала предлагает вам подышать в специальный

прибор - алкотестер; отказываться от этого не нужно - как правило, в таких учреждениях

стоит очень точный и серьезный прибор (погрешность измерения данного прибора бесконечно

мала, шкала прибора проградуирова-на, и на ней написаны цифры, указывающие содержание

паров алкоголя в выдыхаемом воздухе в промилях), также при проведении

освидетельствования вы сдаете анализы, а именно кровь и мочу. Причем кровь вы имеете

полное право не сдавать, а отказаться от данной процедуры, но мочу вы сдать обязаны, так как

это в ваших же интересах. Такое освидетельствование в «народе» называется глубокой

экспертизой и проводится, как правило, в тех случаях, когда лица, проходящие

освидетельствование, являются участниками дорожно-транспортного происшествия. Если вы

таковым не являетесь и вас просто задержали за управление автомобилем в состоянии

алкогольного опьянения, но вы считаете, что вы трезвы, то вы вправе потребовать от врачей

провести вам освидетельствование полностью, учитывая при этом не только показания

алкотестера, но и результат ваших анализов крови и мочи. Такое освидетельствование занимает

несколько дней, и результат освидетельствования получают сотрудники ГИБДД спустя 3-4 дня.

Помимо вышеописанных операций, врач-нарколог проводит при освидетельствовании другие

необходимые тесты. Сведения о всех проведенных тестах, анализах, а также показания

алкотестера вписываются врачом, проводящим освидетельствование, в протокол медицинского

освидетельствования, в котором указываются все сведения о лице, которому проводится

освидетельствование, место, время проведения освидетельствования. После составления

протокола врач расписывается в данном протоколе, сданным протоколом знакомят лицо,

которое прошло освидетельствование, о чем он расписывается в соответствующей графе.

Провести медицинское освидетельствование на предмет употребления водителем

наркотических веществ, также может инспектор ГИБДД, однако препараты, при помощи

которых проводится данное освидетельствование, дорогостоящи, а сам процесс

освидетельствования очень трудоемок и занимает много времени. Поэтому на практике, как

правило, такое освидетельствование проводится, как описано выше, в специальных

медицинских учреждениях. Инспекторам ДПС одно время выдавались портативные

электронные приборы - алкотестеры, при помощи которых можно было установить факт

употребления водителем спиртных напитков, при этом можно было установить не только факт

употребления алкоголя, но и его количество в промилях, однако данные приборы имеют очень

большую погрешность измерений и довольно часто «ошибаются», также довольно часто

ломаются. В связи с этими обстоятельствами данные приборы не могут использоваться для

проведения освидетельствования.

За невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении

медицинского освидетельствования на состояние опьянения ст. 12.26 КоАП РФ предусмотрена

административная ответственность. Данное нарушение влечет наложение административного

штрафа на водителя в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или

лишение права управления транспортными средствами на срок 1 год. После проведения

освидетельствования, в том случае если проба на алкоголь положительная или установлен факт

употребления наркотиков, инспектор ДПС составляет на водителя административный протокол

об административном правонарушении по ст. 12.8 КоАП РФ, по этому протоколу он изымает

водительское удостоверение у водителя, так как за данный вид нарушения предусмотрено

лишение права управления транспортными средствами, взамен водительского удостоверения

инспектор выдает водителю временное разрешение на праве управления транспортными

средствами, которое он ограничивает путем проставления определенной даты в данном

разрешении. Административный протокол и водительское удостоверение сдаются инспектором

в административную практику, для принятия решения в соответствии с КоАП РФ. Автомашина,

как правило, задерживается в порядке ст. 27.13 КоАП РФ и ставится н; специальную

охраняемую стоянку. О задержании транспортного средства ил! о запрещении его эксплуатации

делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении либо

составляется отдельный протокол. Копия данного протокола выдается лицу, в отношении

которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном

правонарушении. Задержание транспортного средства, помещение его на специальную стоянку,

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 51

хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке,

установленном Правительством Российской Федерации. Задержание транспортного средства

означает, что лицу запрещается его эксплуатировать, а само транспортное средство помещается

на специально оборудованную охраняемую стоянку. Порядок хранения и оплаты хранения на

таких стоянках определяется органами местного самоуправления. В случае отсутствия

аналогичных стоянок транспортное средство может быть сдано по акту в дежурную часть

ГИБДД, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста ГИБДД.

Рассмотрим теперь действия водителя в случае совершения дорожно-транспортного

происшествия.

Начнем, наверное, с понятия. Итак, дорожно-транспортное происшествие (далее ДТП) -

это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его

участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз,

сооружения. Для отнесения события к ДТП необходимо, как минимум, три условия: 1 -

транспортное средство обязательно должно двигаться; 2 - само событие должно быть связано

именно с этим транспортным средством; 3 - последствия должны соответствовать

перечисленным в определении. Таким образом, смерть пассажира от сердечного приступа в

движущейся автомашине не будет относиться к ДТП, также, например, водитель,

производящий ремонт двигателя автомобиля в результате нарушения мер техники

безопасности, сломал руку, данный вид происшествия будет относиться к несчастному случаю,

а не к ДТП.

Дорожно-транспортные происшествия бывают с пострадавшими - это ДТП, в которых

погибли или были ранены люди, и с материальным ущербом - это ДТП, в результате которого

владельцу транспортного средства или другого имущества причинен материальный ущерб. Для

изучения причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, а также для

принятия мер по устранению этих причин, каждое ДТП подлежит учету. Учет ДТП

осуществляется органами внутренних дел (данная функция возложена на сотрудников ГИБДД),

владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными

дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог. Медицинские учреждения, независимо

от форм собственности, ведут учет погибших и раненых в ДТП. В государственную

статистическую отчетность включаются только те ДТП, в которых погибли или ранены люди.

Сотрудниками ГИБДД во всех районных и городских подразделениях ведется специальный

журнал учета дорожно-транспортных происшествий и по каждому дорожно-транспортному

происшествию выставляется карточка учета ДТП (специально разработанная приказом МВД

РФ), в которую включаются все сведения о водителях - участниках ДТП, сведения о

транспортных средствах, сведения о пострадавших и погибших в ДТП. Также в данной

карточке указывается точное место совершения ДТП - название улицы, трассы, шоссе и т. п.,

указываются км, метры и т. д. Карточки учета ДТП районными и городскими подразделениями

ГИБДД направляются в Управления ГИБДД, а далее в Главное управление ГИБДД МВД

России. Каждым подразделением ГИБДД проводится, как правило, ежемесячный анализ

дорожно-транспортных происшествий, при помощи которого выявляются наиболее опасные

участки дорог («очаги аварийности»), а также время совершения ДТП. На основании анализа

ДТП составляется дислокация постов и маршрутов патрулирования, т. е. посты и автопатрули

Дорожно-патрульной службы ГИБДД максимально приближаются к «очагам аварийности» и

пытаются влиять на безопасность дорожного движения. Сотрудниками дорожного надзора

ГИБДД также на основании анализа ДТП готовятся предложения в дорожные службы по

переустройству улиц или дорог в целях повышения безопасности дорожного движения.

Действия водителей, участников дорожно-транспортного происшествия,

регламентируются п. 2.5 Правил дорожного движения. Так согласно данному пункту правил,

водитель попавший в дорожно-транспортное происшествие, а также водитель, причастный к

нему, обязаны: «немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить

аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный

фонарь) в соответствии с п. 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к

происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи

пострадавшим, вызвать „Скорую медицинскую помощь“, а в экстренных случаях отправить

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 52

пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве

в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак

транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или

водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и

возвратиться на место происшествия; освободить проезжую часть, если движение других

транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или

доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение,

предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства,

следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их

сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию,

записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции». Мы

неслучайно процитировали данный пункт Правил дорожного движения, сделано это в связи с

тем, что порой даже опытные водители-профессионалы не знают данного пункта Правил и при

попадании в ДТП не знают, что делать и как поступить в сложившейся ситуации.

Если на улице зима и на асфальте лед, то можно воспользоваться молотком или ломиком,

можно разбить лед на асфальте около колес, аналогично можно пометить и место удара, таким

образом обозначенное место в течение некоторого промежутка времени будет сохранено, что

облегчит работу сотрудникам милиции по выяснению причин и условий, способствовавших

совершению ДТП. После того как вы в присутствии свидетелей отметили место ДТП, вы

можете воспользоваться своей автомашиной для доставки пострадавшего в больницу, только

после доставки пострадавшего вам необходимо сообщить о случившемся на ближайший пост

ГИБДД или сотрудникам милиции, затем необходимо вернуться на место происшествия и

дожидаться приезда сотрудников милиции.

За невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного

движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является,

за исключением вышеуказанных случаев, также предусмотрена административная

ответственность частью первой ст. 12.27 КоАП РФ и влечет наложение административного

штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда. Невыполнение

обязанностей в связи с ДТП может проявляться, например, в неприменении аварийной световой

сигнализации и знака аварийной ситуации; в непринятии возможных мер в оказании

доврачебной медицинской помощи пострадавшим, в непринятии мер к вызову «Скорой

медицинской помощи»; в непринятии всех возможных мер к сохранению следов

правонарушения и организации объезда места происшествия; в несообщении о случившемся в

милицию и т. д.

Скрываться с места дорожно-транспортного происшествия не имеет смысла, так как рано

или поздно водитель, оставивший место ДТП, разыскивается. Как правило, транспортное

средство сразу же объявляется в розыск сотрудниками ОВД, так как всегда найдется

какой-либо очевидец ДТП, который запомнит номерной знак, приметы автомашины и т. п.

Номерной знак, марка автомашины, вероятный путь следования или место нахождения данной

автомашины сразу же сообщаются всем передвижным и стационарным постам ДПС, также на

розыск ориентируется личный состав других служб ОВД, довольно часто к розыску

приобщаются общественные и внештатные инспектора милиции. Розыску транспортного

средства, скрывшегося с места ДТП, как правило, способствуют следы, оставленные на месте

ДТП, по которым довольно часто можно определить вид и модель транспортного средства,

также на месте столкновения, как правило, остаются осколки битого стекла, сколы краски и т.

п. Если вы покинули место ДТП, то не обольщайтесь, что вас не найдут. Да, розыск довольно

сложен, однако если ваша автомашина имеет механические повреждения, характерные для

ДТП, то, как правило, двигаясь в транспортном потоке, она привлекает внимание граждан и

сотрудников ГИБДД. После того как вас остановит сотрудник ДПС ГИБДД (механические

повреждения являются причиной остановки, даже если вы ничего не нарушили), то первое, что

предпримет инспектор ГИБДД, - это проверит документы на транспортное средство, а также

установит вашу личность, а затем потребует у вас справку о ДТП (справка о ДТП

установленного образца выдается должностными лицами ГИБДД после оформления

дорожно-транспортного происшествия и его регистрации). Если ДТП, в котором вы

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 53

участвовали, не зарегистрировано в ГИБДД, разумеется, вам данную справку никто не выдаст.

Если вы управляете автомашиной без аналогичной справки, то инспектор обязан проверить вас

и вашу автомашину на причастность к какому-либо ДТП. А если ваша автомашина будет

числиться в розыске как транспортное средство, скрывшееся с места ДТП, то вы будете

задержаны вместе с автомобилем в установленном законом порядке. Если будет доказана ваша

причастность или, тем более, виновность в совершенном ДТП, то вы будете привлечены к

ответственности в соответствии с законом.

Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие и в результате никто не

пострадал, т. е. не получил телесных повреждений, а вашему автомобилю причинены

механические повреждения, так же как и второму участнику ДТП, то в этом случае вы по

обоюдному согласию в соответствии с п. 2.6 Правил дорожного движения имеете право вместе

со вторым участником происшествия составить схему дорожно-транспортного происшествия,

расписаться в ней, записать Ф.И.О. и адреса места жительства очевидцев, прибыть на

ближайший пост ГИБДД для дальнейшего сбора материала по ДТП и регистрации данного

дорожно-транспортного происшествия. В этом случае в ваших действиях не будет нарушений

требований ПДД и данный факт не будет расцениваться как оставление места ДТП. Разумеется,

так можно поступить лишь в тех случаях, когда вы оценили обстановку вместе со вторым

участником ДТП и кто-то из вас признался в том, что допустил административное

правонарушение, в результате чего и произошло ДТП. В том случае если вы не достигли

консенсуса в данной ситуации, то остается лишь выполнить вышеописанные действия и, вызвав

сотрудников ГИБДД, ожидать их прибытия. В составе прибывших на место ДТП сотрудников

милиции и следственно-оперативной группы (сокращенно СОГ) могут быть один или

несколько сотрудников ГИБДД, следователь, оперуполномоченный уголовного розыска (если

ДТП со скрывшимся водителем и имеются пострадавшие), также, как правило, вместе с

вышеуказанными сотрудниками на место ДТП может прибыть эксперт-криминалист или

эксперт-автотехник. После прибытия на место ДТП сотрудниками милиции составляются схема

места ДТП (как правило, сотрудником ГИБДД) и протокол осмотра места происшествия (как

правило, следователем), производится фотографирование места ДТП (экспертом). Осмотр

места ДТП производится в присутствии двух понятых, а также участников ДТП (если таковые

не получили ранений и не отправлены в медицинские учреждения или не скрылись с места

ДТП). В ходе осмотра производятся необходимые замеры и изучаются все следы на месте

происшествия, имеющие отношение к данному ДТП. Если вы являетесь участником данного

ДТП, то в ваших интересах присутствовать при оформлении ДТП, т. е. после составления

схемы ДТП вам необходимо внимательно изучить ее, также внимательно осмотреть место ДТП,

повреждения транспортных средств и т. п., при этом вам необходимо присутствовать при всех

производимых замерах. После того как составлена схема места происшествия и написан

протокол осмотра места происшествия, сотрудники милиции обязаны зачитать данный

протокол вслух, ознакомить с ним вас и понятых, выяснить у лиц, участвующих в осмотре,

имеются ли у них какие-либо замечания или дополнения по схеме и протоколу осмотра места

происшествия. Если замечаний и предложений в ходе осмотра нет, то понятые и участники

ДТП расписываются в схеме и протоколе осмотра места происшествия, если же имеются

замечания или дополнения, то они вносятся в протокол и в схему, после чего все

расписываются. В конце схемы или протокола осмотра места ДТП должностным лицом, его

составившим, ставится подпись. Схемы и протоколы осмотра места происшествия исполняются

на специальных бланках. После того как составлены вышеуказанные документы,

столкнувшиеся транспортные средства убираются с места ДТП, т. е. проезжая часть дороги

освобождается для возобновления движения транспортных средств (если таковое было

прекращено). После этого сотрудники ГИБДД на месте ДТП производят осмотр транспортных

средств на наличие механических повреждений, при этом также в присутствии двух понятых и

участников ДТП составляется соответствующий протокол (протокол осмотра транспортного

средства, предусмотренный приказами МВД РФ), также механические повреждения на

транспортном средстве описываются следователем в протоколе осмотра места ДТП. При

осмотре вашего транспортного средства вам также лучше присутствовать, так как вы лучше

знаете свой автомобиль и более детально его осмотрели после ДТП и можете помочь

Ольга Владимировна Костькова: «Ваши права при общении с правоохранительными органами» 54

сотрудникам милиции быстрее описать повреждения на нем. После того как составлены

протоколы осмотра транспортного средства, сотрудниками милиции отбираются объяснения от

водителей, участников ДТП, также от очевидцев ДТП, причем объяснения могут быть

отобраны от указанных лиц по приезде всех в отделение милиции, также объяснение по факту

ДТП, в подробном виде, вы имеете право написать собственноручно. Если в ДТП имеются

пострадавшие и степень тяжести телесных повреждений относится как минимум к телесным

повреждениям средней тяжести, то следователем по приезде на место ДТП возбуждается

уголовное дело по ст. 264 УК РФ, дело не возбуждается лишь в том случае, если в ДТП нет

пострадавших или в результате ДТП пострадал сам виновный в его совершении, и кроме него

больше никто телесных повреждений средней тяжести не получил. Если же имеются

пострадавшие в ДТП, однако телесные повреждения незначительны или невозможно

определить их степень тяжести, то уголовное дело не возбуждается, а собирается

вышеуказанный материал, который регистрируется в дежурной части подразделения милиции,

как правило, в журнале учета информации или в книге о совершенных преступлениях. Данный

материал отписывается начальником подразделения милиции в соответствующую службу

должностному лицу, уполномоченному проводить проверки по аналогичным материалам, и, по

данному материалу в установленные законом сроки (три дня) проводится проверка.

Пока не установлен состав преступления или административного правонарушения,

инспектор по дознанию в установленные законом сроки на основании ст. 28.7 КоАП РФ

назначает административное расследование по материалу, в связи с чем он выносит

определение о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором

указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица,

составившего определение, повод для возбуждения дела об административном

правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного

правонарушения. Административное расследование проводится только по месту совершения

или выявления административного правонарушения. Срок расследования не может превышать

один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Однако в

исключительных случаях данный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом

на срок не более месяца. Административное расследование осуществляется в тех случаях, когда

с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии оснований к

возбуждению уголовного дела или дела об административном правонарушении. После того как

инспектор по дознанию возбудил дело об административном правонарушении, он делает

запросы в медицинские учреждения, куда были доставлены пострадавшие, с просьбой

предоставить справку о телесных повреждениях, полученных в результате ДТП пострадавшим.

В том случае если врачами поставлен точный диагноз потерпевшим, но не удается установить

степень тяжести телесных повреждений, то инспектор по дознанию назначает

судебно-медицинское освидетельствование в бюро судебно-медицинских экспертиз.

Право обжалования действий и решений должностного лица, проводящего

административное расследование, является важной гарантией соблюдения законности.

Таким образом, вы в ходе проведения расследования вправе заявить, например,

ходатайство о вынесении определения о назначении автотехническои экспертизы механизма

ДТП. Вы имеете право в данном ходатайстве задать эксперту вопросы, интересующие вас, и

обязательно получите на них ответы. На разрешение эксперта автотехника, как правило,

ставятся вопросы технического характера, требующие специальных познаний в области

техники и дорожного движения, вопросы правового содержания эксперты не решают.

конфликта с работниками правоохранительных органов, вы сможете правильно

сориентироваться в незнакомой ситуации и принять верные решения, которые избавят вас и

ваших близких от ненужных осложнений в вашей жизни добропорядочного гражданина._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тысячи машин движутся по автотрассам. Этот стремительный поток кажется неудержимым. Но вот в какой-то точке происходит сбой, нарушение гармонии. Это инспектор ДПС (дорожно-патрульной службы) неумолимым жестом взмахнул своим жезлом и остановил машину. Вашу машину?! Вы оказываетесь один на один с представителем государственной автоинспекции (ГАИ). И от этого не застрахован ни один водитель.

Действующее законодательство в последнее время серьезно усилило административную ответственность за нарушения правил дорожного движения. ГАИ, в свою очередь, усилила контроль над движением автотранспорта. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения строятся на неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод участников дорожного движения, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, четком исполнении сотрудниками госавтоинспекции своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к водителям и гражданам.

При нарушении ПДД участником дорожного движения его вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Водитель не обязан доказывать свою невиновность. А что делать, если претензии инспектора ДПС, на ваш взгляд, необоснованны? Ведь с этим явлением приходится сталкиваться постоянно. Может даже создаться впечатление, что диктат интересов сотрудников ГАИ МВД Республики Беларусь не оставляет водителю никакой возможности спокойно ездить по дорогам, а фигура инспектора ДПС вырастает до размера как минимум удельного князя.

Однако во всем мире есть достаточно эффективное средство борьбы за права человека и гражданина с нарушителями закона в различных структурах. Это - знание законодательства, умелое его применение, спокойствие и выдержка в процессуальном поединке с любыми должностными лицами.

Поединок в юридической и социологической литературе потому и называется процессуальным, что в этой борьбе применяются особые приемы и методы: допросы, обжалования, опротестования, которые отражены в специальных разделах законодательства. Вот, например, один из аспектов принципа презумпции невиновности состоит в том, что инспектор ДПС (сотрудник ГАИ, начальник отделения, следователь, ...) должен доказать вину водителя (гражданина), а последний не должен доказывать своей невиновности, не должен оправдываться, выкручиваться, сочинять легенды, версии.

Приучайтесь говорить лаконично и строго по Закону:
"Я не собираюсь оправдываться и ничего доказывать. Я вас, товарищ инспектор ДПС, прошу доказать, что я поставил машину в неположенном месте, что это именно я проехал под «кирпич». Прошу вас представить неопровержимые доказательства моей вины или отказаться от обвинения".
Такое заявление - кратчайший путь к процессуальной победе.

Любой владелец автомобиля хоть раз да выяснял отношения с инспектором ДПС. Часто при таких встречах со стороны водителя преобладают эмоции. А нужен профессиональный разговор, не нарушающий гражданские права водителей и сотрудников ГАИ и нормы морали. И хоть инспектор ДПС и не вправе, руководствуясь личными чувствами к участнику дорожного движения, изменять в сторону ужесточения меру административного воздействия за совершенное правонарушение, все равно не стоит ему грубить. В любом случае, даже если водитель и нарушил ПДД, нормальное, спокойное поведение водителя и вежливое общение с инспектором ДПС, по крайней мере, не ухудшит его участь. И, напротив, нервное , агрессивное или грубое поведение водителей или защита нападением только подтверждают вину водителя в глазах инспектора ДПС или любого сотрудника ГАИ.

Ну а самый верный способ достичь лояльности в отношениях между водителем и инспектором ДПС - постараться не нарушать правила дорожного движения.

Ваша подборка видео присланная нам.

порядок о бщения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем Нарушил. Что делать? порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водител ем

Новая глава Полезной книги для водителей

Вступил в силу документ, в котором прописан новый порядок общения инспектора с водителем.

Интересен и важен он не только для гаишников на дороге, но и для каждого человека за рулем. В новом регламенте ДПС четко расписано, как должен поступать гаишник в тех или иных ситуациях, какие у него права и как он должен исполнять свои обязанности.

До сих пор инспекторы следили за порядком в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году. С тех пор много воды утекло и ситуация на дорогах сильно изменилась. Преж ние правила устарели, а тут как раз пришла мода на административные регламенты. Документ прописывает каждый шаг гаишника. Как утверждают в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, все предложения граждан и общественных организаций были учтены в ходе общественных слушаний.

Одна из главных новаций регламента в том, что водитель теперь получил полноценное право фиксировать все свое общение с инспектором на видеокамеру или диктофон. Причем препятствовать в видеосъемке ему могут только в том случае, если дело происходит в месте, где вообще запрещена любая съемка. Теперь инспектор не может заявить, что съемка его машины запрещена. И отговорки, что видеосъемка самого гаишника - это вторжение в его личную жизнь, больше не действуют. Вышел на дорогу с жезлом, и частная жизнь стала достоянием общественности - все действия строго регламентированы. Надо сказать, что за инспектором закреплено теперь такое же право делать видеосъемку. Поэтому водителю, нарушившему правила, тоже придется привыкать к объективам. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Примечательно, что в документе забыли упомянуть про фотосъемку. С одной стороны, разница между фото и видео невелика, но остается формальный повод придраться.

Всякое требование инспектора выйти из машины и пройти на пост и в патрульный автомобиль теперь незаконно. Для такого приглашения потребуются веские основания. Какие? Они также четко прописаны в регламенте. Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза. А также когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника ГИБДД. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспе ктора с водителем

Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может только тогда, когда участие водителя необходимо для оформления процессуальных документов. Водитель, конечно, может отказаться пересаживаться в патрульный автомобиль, где на него оформят постановление-квитанцию или протокол, тем более если он согласен с вменяемым ему нарушением. В этом случае достаточно передать документы инспектору, и тот обязан оформить постановление без вашего участия. Вам останется внимательно прочитать и подписать полученный на руки документ. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Большинство этих норм было прописано и в Наставлении по работе дорожно-патрульной службы. Но сейчас они дополнены, уточнены и получили новый статус. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Примечательно, что перед тем как документ вступил в силу, все руководство ГИБДД проходило обучение по нему. А потом принимало зачеты по знанию этого документа у своих сотрудников. Не все справились с первого раза, и им пришлось пересдавать. Те же инспекторы, кто вообще не смог осилить это испытание, как заверили нас в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, не будут допущены до работы непосредственно с людьми и на дорогах. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора":

Я считаю революционной ту часть регламента, в которой прописано, что теперь инспектор имеет право отстранять от управления лиц, пользующихся иммунитетом. То есть не глядя на чины и должности. На дороге нет прокуроров, судей, депутатов и послов - все водители. И все несут одинаковую ответственность. А милиция должна защищать граждан от преступлений. Если помощник прокурора едет за рулем в пьяном виде - он преступник. И сотрудник ГИБДД обязан его остановить и отстранить от управления. Это в первую очередь наша с вами безопасность. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

А если закон о прокуратуре противоречит этим требованиям, то надо менять закон о прокуратуре. Помните историю с инспектором Бугурновым, который, выполняя приказ своего руководства, отстранил от управления пьяного помощника прокурора, который ко всему прочему еще и проехал на красный свет? Тогда прокуратура отстояла в Верховном суде положение о том, что их сотрудник неприкосновенен. Сейчас мы собираемся подать в Конституционный суд и обжаловать это положение. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

То, что в регламенте четко прописано, как должен действовать инспектор, если он остановил нетрезвого чиновника, пользующегося иммунитетом, - это большое достижение нашей милиции. Главное, чтобы это положение исполнялось, а не осталось только на бумаге. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Когда жезл не указ

Где гаишники могут останавливать водителей.

Регламент высветил важный момент, который нередко происходит на наших дорогах. Глухая темень, и вдруг неожиданно перед машиной появляется фигура гаишника с жезлом в вытянутой руке. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Помните, если вы абсолютно уверены в том, что не нарушали правил дорожного движения, лучше не останавливаться. В новом регламенте четко прописано, что останавливать машины \"просто так\" - для проверки документов - инспекторы должны на стационарных постах. А на дороге только в том случае, когда налицо явное нарушение или машина проходит по сводках как криминальная.

Поэтому если вы за собой никаких нарушений не знаете, проезжайте на темной дороге дальше - к освещенному посту ДПС. Конечно, за вами могут погнаться, про вас могут сообщить, что вы не остановились на требование инспектора, а это нарушение подразумевает лишение прав. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Кстати, преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Но у вас на пустой и темной дороге нет уверенности в том, что вас пытался остановить именно автоинспектор, а не переодетый бандит. Поэтому лучшим выходом в этой ситуации будет доехать до ближайшего поста и там объяснить, что вас пытался остановить неизвестно кто, закамуфлированный в форму сотрудника ДПС. Может быть, это был действительно инспектор, а может быть, уголовник, поэтому вы проигнорировали его требования и решили выяснить все подробности непосредственно на посту. При большом желании слишком рьяные сотрудники попробуют привлечь вас к ответственности за неисполнение требований инспектора. Но для таких случаев существуют контрольно-профилактические отделы, а телефоны доверия должны быть размещены не только на постах, но и непосредственно на патрульных машинах. Так что в этой ситуации вся правда на вашей стороне. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Надо сказать, что случаев, когда водители сталкиваются на дорогах с бандитами, переодетыми в форму сотрудников ГИБДД, не так уж и мало. Иногда в таком виде промышляют и угонщики, которые попросту выбрасывают честно остановившегося по взмаху жезла водителя из машины. Буквально недавно была взята целая банда, которая под видом инспекторов грабила дальнобойщиков. Так что инспектор инспектором, а личная безопасность дороже. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Также не допускается останавливать машины там, где их остановка запрещена правилами. Но если такое происходит, то на патрульном автомобиле должны быть включены маячки.

Ловля на живца

Инспектор в засаде должен быть в форме.

Регламент дал подробный ответ на старый и всегда спорный вопрос: законна или нет ситуация, когда инспекторы ДПС, сидя в автомобиле, без какой-либо маркировки вылавливают нарушителей? порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

В регламенте прописано: "Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается". Здесь же разъясняется, что патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая раскраска. Такая машина должна быть оборудована стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Причем "автомобиль в засаде" должен быть официально включен в постовую ведомость. А это значит, что по собственной инициативе экипаж не имеет права на подобное патрулирование. Таким образом, теоретически регламент сокращает возможности для незаконных кормушек. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Правда, регламент предусматривает и случаи, когда для контроля используется автомобиль без милицейской раскраски. Но при этом сам экипаж обязательно должен быть в форменной одежде. При таком скрытом патрулировании с "неопознанной" машиной экипаж обязан работать в паре с другим, со всеми отличительными атрибутами ГАИ. Именно второй экипаж или сотрудники на посту ГАИ имеют право остановить нарушителя. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Довольно часто случается, когда инспектор выставляет на дороге мобильный прибор видеофиксации, а машину ставит так, что с дороги ее трудно опознать как милицейскую, например, поднимает капот или открывает багажник. Понятно, что это делается для того, чтобы водитель не увидел, что это машина ДПС. Так вот в регламенте четко прописано, что инспекторы не имеют право никаким образом закрывать цветографические изображения и спецсигналы, в том числе с помощью открытого капота или багажника. Такие действия инспектора - должностное нарушение. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Из кармана в карман

Чем жестче становятся наказания для водителей, тем больше желания откупиться взяткой.

К сожалению, ужесточение наказаний для лихачей повышает и аппетиты тех гаишников, которые любят кормиться при дороге. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Как правило, "договорная сумма" вполовину меньше реального штрафа. Но это в тех случаях, когда водителю очень не хочется дожидаться оформления постановления-квитанции. Другое дело, когда речь идет о статьях, за которые предусмотрено лишение прав. И тут разброс "цен" настолько велик, что оценить каждое нарушение с этой точки зрения можно только лишь приблизительно. Понятно, что за сумму, меньшую чем максимальный штраф, нарушителю вряд ли удастся откупиться. Размер взятки зависит от многих факторов. В каком регионе происходит дело, сам водитель из какого региона. Например, москвичу в Ростовской области нарушение обойдется раз в пять дороже, чем местному. Есть зависимость и от того, на какой машине совершено нарушение. Впрочем, тут понять логику нечистых на руку инспекторов довольно сложно: одни оценивают дороже старые развалюхи (вероятно, это влияние внутреннего антагонизма), другие - дорогие иномарки (зависть и четкое понимание, что у водителя должны быть деньги). Сумма также зависит и от тяжести нарушения, умение водителя общаться и договариваться, знание им своих прав и законодательства, умение инспектора "разводить". Таким образом, цена за выезд на встречную полосу может колебаться от пяти тысяч рублей до тысячи долларов. А цена пьяной езды - от тысячи долларов до пяти тысяч и выше. Причем разойтись на месте будет дешевле, чем потом в подразделении. На всякий случай приведем таблицу с наиболее частыми нарушениями и ответственностью за них.

Инспектор денег не берет

Целая глава в регламенте посвящена взаимоотношениям между сотрудниками ДПС и водителями.

Эти отношения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

В разговоре с водителем инспектор обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться на "вы". Все свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Обращаясь к водителю, инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. По требованию шофера он обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

С документами инспектор должен обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документы были вложены деньги и другие ценные бумаги, инспектор должен вернуть документ и предложить владельцу передать его обратно уже без денег и ценных бумаг. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

И еще один очень любопытный пункт: сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий.

Досмотр без свидетелей теперь запрещен категорически

Как-то раз я сам попал в такую историю. Инспекторы ДПС начали осмотр моей машины столь рьяно, что чуть ли не все накладки открутили.

Все вещи были выкинуты из багажника, вывернуты наизнанку и разбросаны вокруг автомобиля. Ничего не нашли и гордо удалились. Это произошло на первом КПМ в Краснодарском крае по трассе "Дон", если ехать из Москвы на курорт. Таким образом мог проводиться осмотр до первого сентября нынешнего года. Отныне такая бесцеремонная процедура не может повториться, все ее детали строго прописаны в регламенте.

Осмотр проводится только в тех случаях, когда у инспектора есть ориентировки на подозрительный автомобиль: нужно сверить номера VIN c документами, есть признаки несоответствия перевозимого груза данным, указанным в накладных. Гаишник имеет право на осмотр и при наличии оснований предполагать, что машина неисправна. Осмотр - это визуальное обследование. То есть инспектор не должен отрывать пороги, ковыряться под обшивкой сидений и лазить в бардачок. Это уже будет досмотром. А досмотр проводится в присутствии двух понятых с обязательным составлением процессуальных документов. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Надо сказать, что водитель имеет право отказаться от проведения осмотра. Но тогда ему может грозить досмотр. А это потерянное время и потраченные нервы. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Фото: с сайта medvedev.kremlin.ru

Снимает президент

На личном сайте Дмитрия Медведева помимо биографии и фотографий президента теперь можно посмотреть и фото, которые сделал он сам во время поездок по стране и за рубеж. Среди горных вершин, водопадов и городских пейзажей мы наткнулись и на снимок, который можно назвать "Гаишники на работе". Он вполне подходит как иллюстрация к публикуемому сегодня материалу. порядок общения инспектора с водителем порядок общения инспектора с водителем

Владимир Баршев