Надзорная жалоба. Как подавать жалобы в верховный суд

Современная судебная система в РФ имеет несколько уровней. Эта особенность позволяет гражданам обжаловать решения, ущемляющие их права и интересы. Верховный суд – это высшая инстанция, задача которой восстановить справедливость, и завершить прения.

Следует понимать, что решения, вынесенные Верховным судом, являются окончательными и не подлежат обжалованию. Подать жалобу в данную инстанцию можно лишь после того, как апелляция и кассация не принесли желаемого результата. В законодательстве также есть случаи, позволяющие пропустить указанные этапы.

Инициатором жалобы может стать любой из участников процесса, а также сторонний гражданин, чьи интересы были затронуты ранее принятыми решениями. Ключевое направление работы Верховного суда – надзор. В коллегию входят 12 судей, задачей которых является изучение решений и определение их легитимности.

Действующее законодательство имеет множество специфических особенностей и нюансов. Большинству граждан будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях и избежать случайных ошибок. Учитывая тот факт, что подача жалобы в Верховный суд – это процедура, требующая грамотного подхода, эту работу рекомендуется доверить профессионалам.

Опытный юрист, имеющий обширные теоретические и практические знания, сможет правильно сформировать жалобу, подкрепив её ссылками на законодательные акты, и максимально эффективно защитить интересы своего клиента.

Любая жалоба, будь то надзор, кассация или апелляция, требуют неукоснительного соблюдения установленных требований и сроков. В противном случае, документ не станут рассматривать и все попытки восстановить справедливость не принесут никакого результата.

Более детально узнать об особенностях обжалования судебных решений, а также получить информацию о правильном составлении жалобы, можно у квалифицированного юриста. Разумеется, сегодня многие компании оказывают подобные услуги, но визит в любую из них требует значительных финансовых затрат.

К счастью, есть более выгодная и привлекательная альтернатива. Она подразумевает консультацию в режиме онлайн. Таким образом, любой гражданин может получить ответы на все вопросы, избежав при этом ненужных затрат денег, времени и сил.

Для обжалования судебного решения, которое ещё не вступил в законную силу, необходимо подавать апелляцию в вышестоящий суд. Например, если первоначально дело рассматривал мировой судья, то апелляционная жалоба адресуется районному суду. Срок подачи такой жалобы составляет от 10 до 30 дней с момента обнародования вердикта.

При составлении апелляции следует принять во внимание тот факт, что на апелляционном процессе будут рассматриваться только те доказательства и факты, которые уже были представлены ранее. Фактически, суд просто пересмотрит дело, оценит справедливость и корректность вердикта, а также проверит его соответствие реальной ситуации.

Разумеется, далеко не всегда апелляция позволяет достичь хорошего результата и восстановить справедливость. Если это действительно так, то следующим шагом становится подача кассации. Особенностью данного процесса является выяснение обоснованности вынесенного решения, проверка соответствия вердикта требованиям законодательства и устранение имеющихся ошибок. В Верховный суд кассационная жалоба может быть подана в течение 6 месяцев с момента обнародования решения.

На кассационном процессе рассматриваются только те дела, вердикты по которым уже начали действовать. В зависимости от результатов, приговор могут оставить без изменения, отменить полностью или частично, а также отправить дело на пересмотр.

При подготовке жалобы в Верховный суд следует понимать значимость данного документа, поэтому его составлению следует уделить особое внимание.

Дело может быть обжаловано в порядке надзора только в том случае, если апелляция и кассация уже подавались, но по тем или иным причинам не принесли результата. Надзорную жалобу следует подавать не позднее, чем через 3 месяца после оглашения вердикта. Учитывая ограниченные сроки, сбор и подготовку всех необходимых бумаг следует производить максимально оперативно.

Чтобы жалобу приняли к рассмотрению, а её подача позволила добиться справедливости, инициатору необходимо детально изучить все материалы, имеющие отношение к делу, заранее сделать копии всех вердиктов и оплатить госпошлину. Сумма платежа напрямую связана с суммой самого иска.

Жалобу следует составлять в полном соответствии с требованиями закона и правилами делового этикета. В тексте недопустимы эмоциональные фразы, оскорбления, грубости, ошибки и аббревиатуры. Документ должен быть кратким, но информативным. Обоснование и ссылки на законодательные акты являются обязательным условием при его написании. В тексте также должны присутствовать следующие сведения:

  • Название инстанции, в которую подаётся жалоба;
  • Персональные данные автора документа и его контакты;
  • Информация об участниках дела и их роль в процессе;
  • Данные предыдущих вердиктов;
  • Причина подачи жалобы;
  • Требования заявителя;
  • Дата подачи документа и личная подпись его автора.

В надзорной жалобе следует обязательно перечислить ссылки на нормативно-правовые акты, нарушенные уже принятыми решениями. К документу следует приложить копии всех бумаг, касающихся данного процесса и имеющиеся доказательства.

Стандартный срок рассмотрения жалобы Верховным судом составляет 2 месяца. В некоторых случаях, временные рамки могут быть продлены ещё на 30 дней. Если изучив все доводы, суд примет решение отменить вердикт, то дело отправят на пересмотр, и оно вновь попадёт в районный или мировой суд.

Как уже говорилось ранее, рассмотрение дела в порядке надзора становится возможным лишь после прохождения стадий апелляции и кассации. В противном случае, жалобу просто не примут к рассмотрению, независимо от того, имел ли место отказ в других судебных инстанциях.

Основной целью подачи жалобы в Верховный суд является отмена ранее принятого решения по делу, или его изменение. Первым делом, документ подаётся в Президиум, который в свою очередь, затребует бумаги по делу из других судов. Однако, как показывает практика, неплохого результата позволяет достичь самостоятельная подготовка всех копий и их прикрепление к жалобе.

Когда речь идёт об уголовном деле, инициатором жалобы может выступить обвиняемый, потерпевший, их адвокаты, обвиняющая сторона и прокурор. Также заявителем может стать и сторонний гражданин, если его интересы были затронуты, и этому есть документальное доказательство.

Также действующее законодательство устанавливает максимальный срок подачи надзорной жалобы, равный 12 месяцам с момента принятия последнего решения. Также следует понимать, что рассмотрение дела в Верховном суде – это последняя возможность добиться справедливости, а значит, подготовка к процессу требует особого внимания.

Даже незначительная на первый взгляд ошибка, может привести к тому, что жалобу откажутся принимать. Чтобы обезопасить себя от подобных последствий, эксперты настоятельно рекомендуют заручиться поддержкой опытного специалиста и доверить ему все заботы по подготовке и организации процесса.

Порядок подачи кассационной жалобы

Подача кассационной жалобы в Верховный суд РФ: порядок и сроки

До обращения в Верховный суд РФ с жалобой необходимо пройти предыдущую кассационную инстанцию, которой является президиум регионального суда (ст. 377 ГПК РФ, ст. 401.3 УПК РФ).

Обратите внимание! В гражданском процессе единый срок для обеих ступеней кассации ограничен 6 месяцами. В уголовном процессе срок не ограничен (норма из ст. 401.2 УПК РФ исключена ФЗ от 31.12.2014 № 518-ФЗ).

До подачи жалобы следует озаботиться получением заверенных судом копий предыдущих судебных актов по делу (ст. 378 ГПК РФ, ст. 401.4 УПК РФ). Это требование обусловлено тем, что предварительное решение вопроса о передаче дела на рассмотрение коллегии или об отказе в этом, как правило, принимается без истребования дела. Представляемые материалы должны создать более-менее полную и достоверную картину нарушений, допущенных нижестоящими судами.

По этой же причине допустимо приложить в подтверждение заявляемых доводов дополнительные материалы: протоколы судебных заседаний, исследованные доказательства (т. е. не являющиеся новыми доказательствами) и т. д. Новые доказательства могут быть представлены лицами, не привлекавшимися к участию в деле.

Текст жалобы должен соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к кассационной жалобе, направляемой в президиум регионального суда (ст. 378 ГПК РФ, ст. 401.4 УПК РФ).

Образец кассационной жалобы в Верховный суд РФ можно скачать по ссылке: Кассационная жалоба в Верховный суд РФ - образец.

Действия по кассационной жалобе

Вопрос о возможности дальнейшей передачи жалобы на рассмотрение коллегии разрешается единолично судьей, которому она поступает на изучение. Жалоба может быть изучена с истребованием дела или без такового. Срок ее рассмотрения в первом случае продлевается на 1 месяц. Судья выносит одно из 2 определений (постановлений — в уголовном процессе):

  • о передаче дела;
  • отказе в передаче дела на рассмотрение коллегии.

В первом случае определение (постановление) высылается кассатору, а жалоба со всеми материалами остается в суде. Во втором случае проводится рассмотрение кассационной жалобы судебным составом коллегии.

Отказное определение (постановление) может быть обжаловано. Предпосылкой к такому выводу являются нормы ч. 3 ст. 401.8 УПК РФ и п. 3 ст. 381 ГПК РФ, устанавливающие особые полномочия.

Полномочия председателя Верховного суда РФ по кассационной жалобе

Глава высшего суда или его заместитель могут:

  • выразить несогласие с мнением нижестоящего судьи этого же суда, отменить судебный акт и передать кассационную жалобу вместе с делом на рассмотрение соответствующей коллегии;
  • продлить срок рассмотрения жалобы по гражданскому делу суммарно до 5 месяцев (п. 3 ст. 382 ГПК РФ).

Нереально ожидать, что все изложенные действия будут предприняты ими по собственной инициативе. Процессуальный закон умалчивает о порядке обращения к председателю ВС РФ. Аналогию здесь можно увидеть с существующим со времен СССР порядком принесения надзорного протеста — о том, как этого добиться, процессуальный закон умалчивал.

В настоящее время письменные обращения на имя председателя ВС РФ регистрируются как жалобы на соответствующее определение (постановление). Вопрос о необходимости приложений к указанным жалобам и оплате госпошлины остается открытым, поскольку прямо не урегулирован. На практике квитанция об уплате госпошлины необходима.

В гражданском процессе целесообразно в этой же жалобе ставить вопрос о восстановлении срока на обжалование, который к этому моменту, как правило, уже истек.

Таким образом, при обращении в высшую кассационную инстанцию применяются те же требования, что и в предшествующей кассации. Однако имеются нюансы: только здесь есть такая редкая и экстраординарная возможность, как обжалование отказного определения (постановления) судьи Верховного суда РФ с его последующей отменой председателем ВС РФ (заместителем).

В Президиум Верховного Суда РФ

121260, Москва, ул. Поварская, 15

От: ___________________________

(ФИО полностью, адрес)

Лица, участвующие в деле:_______

(ФИО полностью, адрес

всех участников дела)

НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА

(по гражданскому делу)

"___"_________ ____ г. _________ (наименование всех судов) было вынесено

судебное постановление _________ (наименование всех судебных постановлений,

во всех инстанциях, вынесенных по гражданскому делу) по гражданскому делу по

иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________

(указать сущность исковых требований).

Судебным постановлением _________(указать, как разрешено дело).

Считаю, что при вынесении судебного постановления были существенно нарушены

нормы материального и процессуального права _________ (указать процессуальные и

материальные нормы права, нарушенные при рассмотрении дела).

Судебное постановление нарушает _________ (указать, какие нарушения допущены

при вынесении судебного постановления; как нарушены права и свободы гражданина,

гарантированные Конституцией РФ; общепризнанные принципы и нормы международного

права; иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 391.1 - 391.13

Гражданского процессуального кодекса РФ,

1. Передать надзорную жалобу с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании

Президиума Верховного суда РФ.

2. Отменить ____________ (наименование судебного постановления) от "___"_________ ____ г.

по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика)

о _________ (сущность исковых требований).

Перечень прилагаемых к жалобе документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

1. Копия надзорной жалобы.

2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

3. Копия решения (определения) суда _________ (наименование суда первой инстанции),

заверенная судом.

4. Копия апелляционного определения _________ (наименование суда апелляционной инстанции),

заверенная судом.

5. Копия кассационного постановления (определения) _________ (наименование суда

кассационной инстанции), заверенная судом.

Дата подачи жалобы "___"_________ ____ г. Подпись заявителя: _______

В Судебную коллегию Верховного суда РФ

по гражданским делам.

Адрес:121260, г. Москва, ул. Поварская, 13.

Заявитель: Иванов Иван Иванович,

Адрес: 665717. Иркутская обл.,

г. Братск, ул. Дружбы, д. 10, кв.10.

Ответчик: Открытое Акционерное Общество

«РУСАЛ Братский Алюминиевый завод».

Адрес: 665716. ОАО «РУСАЛ Братск».

НАДЗОРНАЯ ЖАЛОБА

(в Судебную коллегию Верховного суда РФ по гражданским делам)

На определение иркутского областного суда от 03.08.2010 года. И решение Братского

городского суда РФ от 26.04. 2010 года.

26.04. 2010 года решением Братского городского суда РФ в иске Иванова И.И.

к ответчику ОАО «РУСАЛ Братск» о восстановлении на работе, оплате вынужденного

прогула и компенсации морального вреда отказано (Приложение №1).

01.05.2010 года определением судебной коллегии по гражданским делам иркутского

областного суда РФ решение оставлено без изменений (Приложение №2), а представление

прокурора без удовлетворения (Приложение №3).

Заявитель надзорной жалобы с решением Братского городского суда РФ от 26.04. 2010 года

и определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда РФ

от 03.08.2010 года не согласен, считает их вынесенными существенными нарушениями закона.

Согласно решению суда, увольнение по п.8 ст.77 ТК РФ произведено правильно, в

соответствии с законом и соблюдением норм трудового законодательства. Суд в своём

решении суд сослался на приказа Минздравпрома РФ от 14.03.1996 года №90 «О порядке

проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и

медицинских регламентах допуска к профессии», следовательно суд посчитал, что

комиссия КЭК МУЗ ГБ №1 г.Братска вправе была давать заключение о профессиональной

пригодности. Суд также сделал вывод, что вакансия дворника была противопоказана истцу.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда РФ

по делу установлено, что заключение КЭК было выписано на основании приказа Минздравпрома РФ

от 14.03.1996 года №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских

осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», и соответствует

требованиям ст.49 "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ

ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН". Суд установил, что вакансия дворника была противопоказана истцу

по медицинскому заключению. Суд сделал вывод, что увольнение на основании заключения

МСЭК не заслуживает внимания.

Однако всё выше перечисленное не соответствует действительности.

Увольнение по п.8 ст.77 ТК РФ возможно только на основании заключении МСЭК.

Ответчик (работодатель) данного заключения не предоставил.

При этом грубо нарушена Конституция РФ ст.55 пункт 3. Права и свободы человека и

гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой

это необходимо в целях защиты здоровья.

Согласно ФЗ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ

ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН"

Статья 21. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных

заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и

организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным

органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении

на работу и периодические медицинские осмотры.

Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего

переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к

выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной

с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения

медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и

может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов

профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной

опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области

здравоохранения и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и

периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных

законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Суд неправильно применил ст.49 "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН".

Данный факт подтверждает ответ главного специалиста Министерства здравоохранения

и социального развития РФ (Том-1 Лд-40).

Также нарушено международное право. Россия несет обязательства в силу факта членства

в Международной Организации Труда и присоединения к его уставу по четырём

основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ от 18 июня 1998 года.

Международная конференция труда: ст.2.

d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Согласно п.1 ст. 6 Конвенции МОТ 158 временное отсутствие на работе в связи с

болезнью или травмой не является законным основанием для увольнения, которая

применяется в развитие принципа о недопустимости дискриминации работников с временной

нетрудоспособностью, который закреплен в Декларации МОТ об основополагающих

п.8 ст.77 ТК РФ требует доказывания наличия стойкой утраты трудоспособности работником,

что подтверждается заключением МСЭК".

Нарушено Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2

"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"

п.31. В случае расторжения трудового договора по подпункту "а" пункта 3 статьи 81 ТК РФ

работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что

состояние здоровья работника в соответствии с медицинским заключением препятствовало

надлежащему исполнению им своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду

что, если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, однако

обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении

другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для

при отказе работника от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по

состоянию здоровья, либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор

с работником прекращается в соответствии с пунктом 8 статьи 77.

п.60. Работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного

порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Ответчик не смог предоставить доказательства, подтверждающие то обстоятельство,

что состояние здоровья истца препятствовало надлежащему исполнению своих трудовых

обязанностей. Так как истец надлежащим образом исполнял свои трудовые обязанности.

В соответствии с 224 ТК РФ была вакансия дворника не противопоказанная мне по состоянию

здоровья. Это подтверждает справка условий труда, предоставленная ответчиком (Том-1 Лд-30).

Суд так же отказал в истребовании доказательств по делу тем самым лишил истца возможности

доказать свою правоту, чем существенно ограничил процессуальные права, связанные с

предоставлением доказательств (Том-1 Лд-44).

Суд в своём решении прямо сослался и сделал вывод на основании Приказа Минздравмедпрома РФ

ПРОФЕССИИ" и он был один и единственный довод о полномочиях комиссии КЭК.

Указанные причины подтверждали обоснованность заявленного истцом ходатайства (Том-1 ЛД-50).

Соответчик МУЗ ГБ №1 предоставил в суд приказ №90 (том-2 Лд 94-109)

в качестве доказательства своих полномочий. И в соответствии этим приказом теперь

врачебная комиссия может состоять из двух, одного или вообще без членов комиссии,

так как законодательство это не регламентирует. Также данная комиссия вправе выписывать

несуществующие противопоказания к работе, тем самым нарушив моё законное право

на труд. А с такими противопоказаниями к работе выписанными комиссией ВКК (КЭК)

противопоказан труд в запылённых, загазованных цехах, в контакте с раздражающимися,

аллергизирующимися веществами, с переохлаждением. Сроком на 1 год. Невозможно

найти работу, ответ с центра занятости (Приложение №11)! В приказе Минздравмедпрома РФ

от 14.03.1996г. №90 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ

МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ ДОПУСКА К

ПРОФЕССИИ" таких противопоказаний нет.

Ответ Минюста РФ говорит о том что, Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 года

№90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров

работников и медицинских регламентах допуска к профессии» данный акт не содержит

правовых норм (письмо Минюста РФ от 27.12.1996г.№07-02-1376-96). (Приложение №26).

Следовательно, данный приказ не даёт никому никакого права выдавать медицинские

заключения с противопоказаниями к работе.

Нарушена Конституция РФ п.2.ст.90. Указы и распоряжения Президента Российской

Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.

УКАЗ Президента РФ от 23.05.1996 N 763. Пункт 10.

ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ"

п.10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов

и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или

сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию , а также

последствий , как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования

соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и

организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В суде не было подтверждено ни одного довода ответчиков. Соответчик МУЗ ГБ №1 не смог

доказать, что у меня (Истца) были какие-либо хронические заболевания и противопоказания

к работе, которые бы препятствовали моей работе. Это подтверждает Заключение №1817

клиники НИИ медицины труда и экологии человека г.Ангарска (Приложение №12), и дополнения

к заключению №1817 клиники НИИ медицины труда и экологии человека г.Ангарска. (Приложение №13).

Консультативное заключение, от 04.11.2003г. КВД г.Иркутска. (Приложение №14).

Консультативного заключения от 09.12.2003г. Областного КВД г.Иркутска. (Приложение №15).

Заключение судмедэкспертизы (Приложение №18).

Полномочия выдавать медицинское заключение и какие-либо другие документы с

противопоказаниями к работе никто не подтвердил, ни Главное управления здравоохранения

Иркутской области (Приложение №16), ни главный специалист по Клинико-экспертной

работе Иркутской области (Приложение №17).

Также судья отказалась рассматривать заявление об отводе судьи от 23.04.2005 года (Приложение №22),

Указанные причины подтверждают обоснованность моей жалобы.

В связи с этим считаю, что в удовлетворении моей жалобы, было отказано без достаточных к тому оснований.

Без устранения данной судебной ошибки имевшей место в ходе предшествующего

разбирательства и повлиявшего на исход дела, невозможно восстановления и защиты

существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов. Что и подтвердила в своём

представлении прокуратура. Судебным решением грубо нарушено моё право на труд.

Правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что

оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление

в правах. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2,15,17, 18,37, 45,46).

1) выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;

2) суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда;

3) выводы суда, изложенные в решении, содержат существенные противоречия, которые

повлияли на решение суда.

В результате нарушаются принципы состязательности и равноправия сторон

(ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных положений, судебное решение подлежит пересмотру, если есть

сведения что, в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения,

повлиявшие на исход дела.

Ошибочное судебное решение не может рассматриваться, как справедливый акт и должно

быть исправлено. Цель исправления судебных ошибок, служит основанием для пересмотра

решений судов. Лишение права оспаривать судебные ошибки, явно умаляет достоинство

личности. А в силу ст. 21 Конституции РФ ничто не может быть основанием для его умаления.

Поскольку такое решение не отвечает требованиям справедливости.

Таким образом, при вынесении решения по делу Братский городской суд РФ и Судебная

коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда РФ сделало выводы с

существенными нарушениями норм материального и процессуального права. Кроме того,

указанное судебное решение и определение нарушают единство судебной практики и

законности, в связи, с чем подлежат отмене в надзорной инстанции:

1) Суд не применил закон, подлежащий применению;

2) Неправильно определил обстоятельства, имеющие для дела;

3) Нарушил статью подлежащею применению ст.55 пункт 3. Конституции РФ, ст.21

ФЗ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН",

ст.224 ТК РФ, то есть нарушил норму материального и процессуального права (п.п.1,4ст.364,

п.п.1,2,3. ст. 363 ГПК РФ) что привело к неправильному разрешению дела;

4) Нарушил Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2

"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" п.31.,60;

5) Нарушена Конституция РФ п.2.ст.90. Указы и распоряжения Президента Российской

Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ;

6) Нарушен Указ Президента РФ от 23.05.1996г. №763 «О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ

И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ И НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ», пункт. 10;

8) Нарушена ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" ст. 23.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые

и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы:

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 391.1. - 391.13. ГПК РФ

1) Решение Братского городского суда от 26.04. 2010 года отменить.

2) Определение Иркутского областного суда от 03.08.2010 года отменить. И направить на новое рассмотрение.

Приложение:

3) Копия справки Врачебно-Консультационной комиссии от 02.12.2002года. (Том-2 Лд-22).

4) Копия приказа об увольнении от 13.01.2003 года. №24/лс. (Том-2 Лд-21).

5) Копия заключения №1817 клиники НИИ медицины труда и экологии человека гАнгарск. (Том-2 Лд-35).

6) Копия дополнения к заключению №1817 клиники НИИ медицины труда и экологии человека

г.Ангарск от 20.01.2004года. (Том-1 Лд-60).

7) Копия ответа из Минюста РФ по приказу №5 (Том-2 Лд- 188).

8) Копия определение от 26.07.2006 года. Отказано в истребовании доказательств. (Том-2 Лд-197)

9) Копия жалобы для ответчика.

Иванов Иван Иванович/______________/ «___» июня 2006г.

(подпись)

"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.

2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 - 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Российская судебная система многоуровневая, и это дает гражданам право на обжалование не удовлетворяющего их определения. Высшим судебным органом Российской Федерации является Верховный суд, призванный завершить судебные споры.

Определения Верховного суда не подлежат обжалованию, обратиться к его юрисдикции можно только после того, как пройдена апелляционная и кассационная инстанции. Иногда эти этапы можно пропустить, но только в установленных законом случаях.

Жалоба в Верховный суд Российской Федерации может быть подана участниками процесса, а также третьими лицами, чьи интересы и права ущемляют определения первых трех инстанций.

Надзорная функция - основное направление деятельности Верховного суда. Состав коллегии - это 12 судей, которые занимаются пересмотром вердиктов, определением законности решений.

Подача заявления председателю Верховного суда - ответственный процесс, который лучше доверить опытным специалистам. Только эксперт может грамотно провести обжалование, обоснованно составить документ. Апелляционная, кассационная и подаются по строго установленным правилам и в определенные сроки, и пренебрежение этими нормами грозит отказом в рассмотрении спора.

В настоящее время популярностью пользуются юридические онлайн-консультации. Такая форма общения помогает эксперту оперативно разъяснить, чем отличаются апелляционная, надзорная и кассационная жалобы, подсказать, как действовать, в той или иной ситуации.

Юридические онлайн-услуги доступны жителям всех регионов в любое время, что позволяет значительно сэкономить время, силы и средства.

Апелляция и кассация в Верховный суд

Апелляция на судебное определение всегда подается вышестоящим инстанциям, например, решение мирового судьи может обжаловать районный орган. Апелляционная жалоба позволяет опровергнуть решение, которое еще не обрело законной силы, поэтому заявление следует направлять на протяжении 10–30 дней после оглашения определения.

Стоит отметить, что при рассмотрении дела суд не вправе использовать новые факты, доказательства, поэтому он просто пересмотрит производство, оценит, справедливое ли решение было вынесено, соответствует ли оно фактическим обстоятельствам.

Если апелляционная жалоба не принесла результатов, оценить законность судебного определения поможет кассация. Органы данной юрисдикции не пересматривают дело, а только оценивают обоснованность принятого решения, выявляют, устраняют ошибки. Кассацию в Верховный суд можно направить на протяжении полугода после оглашения вердикта.

Кассационный орган принимает к рассмотрению споры, определения по которым уже вступили в законную силу. Решение кассации может оставить приговор в действии, а также полностью или частично отменить его и отправить дело на новое рассмотрение.

Апелляционная или кассационная жалоба в Верховный суд - юридически значимый документ, поэтому составлять его лучше по образцу и при помощи опытного юриста.

Порядок обращения с надзорной жалобой

Обжалование дела в Верховном суде возможно при условии, что процесс прошел все стадии, т.е. было осуществлено апелляционное и кассационное производство. Надзорная инстанция принимает судебные определения, которые были оглашены не более 90 дней назад. Уложиться в 3-месячный срок сложно, поэтому важно не затягивать с оформлением документов.

Чтобы заявление было рассмотрено, принесло положительный результат, необходимо тщательно ознакомиться с материалами дела, изучить вердикты, снять их копии, уплатить государственную пошлину, размер которой зависит от стоимости иска.

Надзорная и кассационная жалоба должна отвечать всем законодательным нормам и правилам деловой переписки. Нельзя допускать ошибок и исправлений, употреблять некорректные выражения. Текст претензии должен быть лаконичным и максимально информативным.

Надзорная жалоба будет принята, если она включает следующие сведения:

  • наименование органа, куда подается документ;
  • личные сведения, контактные данные заявителя;
  • информацию об участниках процесса, их имена и статус в деле;
  • решения судов первой инстанции;
  • основания для обжалования вердиктов;
  • требования истца;
  • дату и подпись.

Надзорная жалоба всегда должна содержать ссылки на законодательство, которые нарушены судебным определением первичных инстанций. Важно подготовить все копии бумаг, представить доказательства.

Верховный суд примет решение в течение 60 дней (в исключительных случаях сроки могут продлить). Если будет решено отменить определение, то дело будет направлено на пересмотр к судьям первой инстанции.

Нюансы обращения к высшей инстанции

Жалоба в Верховный суд может быть подана только после прохождения апелляции и кассации. Если заявитель не учтет этот нюанс, его обращение оставят без рассмотрения. При этом не имеет значения, отказали ли заявителю в нижестоящих органах.

Жалобу в Верховный суд подают для полной отмены решения предыдущей инстанции или для его изменения. Чтобы ее рассмотрел Верховный судья, претензию следует передать в Президиум, который сам запрашивает всю документацию по делу из нижестоящих судов. Однако лучше подготовить копии необходимых документов самостоятельно и приложить их к обращению.

Если жалоба касается уголовного производства, подателем выступает потерпевший, осужденный, их представители, прокурор, обвинитель, третье лицо, если оно может доказать, что его права затронуты вынесенным вердиктом.

Жалоба может быть представлена в установленный законодательством срок - на протяжении 12 месяцев после вынесения последней резолюции.

Для соблюдения сроков и порядка подачи заявления важно подготовиться - изучить законодательную базу. Специалисты нашего портала подскажут, как решить проблему обжалования, имеет ли смысл подавать заявление, а также проконсультируют по вопросам оформления документов.

В случаях, когда кассационное и апелляционное обжалование решений, принятых судом первой инстанции не принесли должного результата, российские граждане имеют право обратиться в Верховный суд РФ с надзорной жалобой. Это высшая инстанция в системе российского судопроизводства, после которой добиваться пересмотра решений можно уже только в международных судах.

Когда и как подается надзорная жалоба по гражданскому делу?

Обратиться в Верховный суд России с жалобой в порядке надзора имеют право участники процесса, чьи интересы были затронуты вынесенным решением, а также Генеральная прокуратура, если ранее при рассмотрении дела присутствовал прокурор любого уровня. Заинтересованные лица могут обжаловать:

  • -постановления;
  • -решения;
  • -определения.

Жалобы по гражданским делам подаются непосредственно в Верховный суд России в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного постановления (ст. 391.1 и 391.2 ГПК РФ ). В случае пропуска сроков по уважительной причине их можно продлить. Для этого необходимо придется подавать заявление в суд первой инстанции, рассматривавший дело, и в обязательном порядке приложить документы, подтверждающие невозможность своевременного обращения. Это может быть выписка из истории болезни, больничный лист, бумаги, подтверждающие нахождение в конкретный период в командировке.

Основания для обращения в суд надзорной инстанции могут быть следующими:

  1. нарушение принятыми решениями гарантированных законодательством прав;
  2. затрагивание судебным актом интересов государства (группы лиц);
  3. различное применение норм действующего законодательства по аналогичным делам (если такие примеры имеются, в документе следует указать номера дел, по которым принимались разные по сути решения).

При подаче жалоб заявителем оплачивается государственная пошлина, которая на данный момент составляет 300 рублей для граждан, и 6000 для организаций.

Содержание и особенности подачи документа

Составление обращения в надзорном порядке – ответственная процедура, выполнение которой следует доверить профильному специалисту. Неграмотно оформленный документ может быть не принят судом. Закон не предусматривает соблюдения строгой формы жалобы, но в ней должны быть обязательно указаны такие сведения:

  • -наименование органа, которому адресован документ;
  • -полные данные заявителя;
  • -перечень участников процесса и информация о них;
  • -информация об оспариваемом решении и органе, которым он был принят;
  • -ссылки на законодательные нормы, которые, по мнению заявителя, были нарушены;
  • -четко сформулированная просьба;
  • -перечень прилагаемых документов.

Обращение в Верховный суд Российской Федерации имеет некоторые особенности.Подготавливая пакет документов, следует помнить о том, что он должен содержать количество копий жалобы по числу участников процесса. К документу обязательно должны быть приложены оригиналы обжалуемых решений, которые ранее были приняты другими судебными инстанциями.

Слушание дела и полномочия надзорной инстанции

Изучив материалы, он выносит определение о ее передачи на рассмотрение Президиуму или об отклонении.

Если жалоба была принята к производству, при ее рассмотрении имеют право присутствовать все участники процесса. После ознакомления с предоставленными доказательствами и дачи сторонами необходимых пояснений, суд принимает решение, о чем выносится соответствующее постановление.

Вариантов принятых решений может быть несколько. Суд имеет право:

  1. не удовлетворить жалобу;
  2. изменить ранее принятое решение полностью или в определенной части;
  3. передать дело на повторное рассмотрение суду первой, апелляционной или кассационной инстанции;
  4. самостоятельно принять решение по существу спора.

Как показывает практика, при правильном оформлении и подборе необходимых доказательств, «убедить» надзорную инстанцию в своей правоте будет не так сложно. Поэтому подготовку к процессу следует доверить опытному юристу.

Особенности и сроки подачи надзорных жалоб по уголовным делам


Порядок обращения в Верховный суд РФ с надзорной жалобой по уголовным преступлением аналогичен тому, что мы описывали выше. После вынесения судом первой инстанции, необходимо сначала подавать апелляцию и кассацию. Если следующие инстанции оставили приговор без изменений, обращаться можно непосредственно в Коллегию или Президиум Верховного суда.

С порядком обращения с надзорными жалобами, сроками их подачи и рассмотрения, можно ознакомиться в граве 48.1 УПК Российской Федерации . В соответствии со статьей 412.2 данного законодательного акта, обратиться в надзорную инстанцию можно в течение года, после вступления оспариваемого приговора в законную силу. Тут существует исключение из общего правила. По жалобам относительно условий содержания обвиненного по уголовному делу гражданина срок исковой давности отсутствует. При пропуске установленного законом периода по уважительной причине, его восстановление осуществляется в том же порядке, что и по гражданским делам.

Содержание надзорной жалобы по уголовному делу и причины для ее возвращения без рассмотрения по существу

Составление документа требует соблюдения определенных требований. В него должна быть обязательно внесена такая информация:

  • -наименование органа, которому адресовано обращение;
  • -информация о заявителе, включая его местонахождение и процессуальное положение;
  • -перечень судов, первой, апелляционной и кассационной инстанций, которые рассматривали ранее дело и содержание принятых решений;
  • -судебное решение, которое обжалуется;
  • -указание на законодательные акты, на основании которых, по мнению заявителя, решение по делу должно быть пересмотрено;
  • -четко сформулированная просьба.

Бывают случаи, когда надзорная жалоба возвращается заявителю без рассмотрения по существу. Они перечислены в ст. 412.4 УПК РФ. Отказ можно получить в таких случаях:

  1. жалоба не соответствует установленным законам требованиям;
  2. обращение было подано лицом, не имеющим на это право;
  3. заявителем пропущен срок исковой давности и ряд других причин.

Возврат такого заявления осуществляется в течение 10 дней с момента поступления в суд надзорной инстанции.

После изучения материалов судья выносит постановление о передаче дела к рассмотрению Президиуму Верховного суда РФ или об отказе, причины которого обязательно указываются в документе.

Жалобы по уголовным делам рассматриваются месяц (если дело не было истребовано) или два месяца, если суд принимает решение об истребовании материалов.

По результатам рассмотрения дела Президиумом Верховного суда выносится постановление.