Конспект "вводное занятие по шахматам". Конспект занятия по шахматам в старшей группе

Евгения Вишнякова
Вводное занятие по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы

Цель : Заинтересовать детей игрой в шахматы .

Задачи :

I. Познакомить детей с шахматной доской и шахматными фигурами .

II. Развивать умственные способности и воображение детей .

III. Воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Образовательные области :

Оборудование занятия .

1. Демонстрационная шахматная доска .

2. Магнитные шахматы .

3. Напольная шахматная доска .

4. Фигуры шахмат для напольной шахматной доски .

5. Настольные доски.

6. Настольные шахматные фигуры .

7. Ноутбук.

8. Проектор.

9. Проекционный экран. Ход занятия .

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Викторовна. Проходите,

присаживайтесь на стулья.

Скажите, а вы любите играть? (Да) .

А в какие игры вы любите играть? (Дети могут назвать любые знакомые

Как много игр вы знаете.

А мультики любите смотреть? (Да) .

Тогда давайте посмотрим мультфильм о настольных играх. Будьте

внимательны.

(Показ в презентации отрывка из мультфильма «Фиксики» серия

«Шахматы » ).

(После просмотра происходит совместное обсуждение мультфильма) .

О каких играх шла речь в мультфильме? (Лото, домино, шашки, шахматы ) .

А какая игра самая умная? (Шахматы ) .

Как вы узнали из мультфильма, кто может играть в шахматы ? (Взрослые,

дети, компьютер).

Молодцы, вы очень внимательные.

А вы бы хотели научиться этой самой умной игре ? (Да) .

Я знаю очень интересную сказку о шахматах . Давайте а вам её расскажу.

(Сказка сопровождается показом слайдов презентации) .

Жили-были в далёком Шахматном королевстве два брата : чёрный король и

белый король. (Слайд №2) . Короли всегда ругались и спорили, кто же из них

сильнее. И вот однажды решили они помериться силами. Чёрный король

собрал свою армию чёрных шахматных фигур , а белый король-армию белых

шахматных фигур . И сошлись две армии в бою. (Слайд №3) . А так как

королевство было шахматным , то и сражение они вели на шахматной доске .

Доска была раскрашена в чёрные и белые квадраты, которые называются

поля. И каждый воин знал своё место, своё шахматное поле . Но во время

сражения началась такая суета, что шахматные фигуры-воины королей

растерялись и забыли где находятся их поля. - А к нам сегодня пришли шахматный король и шахматная королева . Вот

они, посмотрите какие у них короны : у короля высокая и острая, а у

королевы (Воспитатель показывает детям напольные шахматные фигуры ).

Это самые главные фигуры Шахматного королевства . Они приглашают нас к

себе в Шахматное королевство , чтобы познакомить со всеми шахматными

фигурами и помочь найти им свои места на шахматной доске .

Ребята, я очень хочу помочь королю и королеве, а вы? (Мы тоже хотим) .

Ну тогда мы отправляемся в Шахматное королевство , а чтобы туда попасть

мы тоже станем шахматными фигурами . Король подсказывает мне, что вы

похожи на самые маленькие шахматные фигуры-пешки . Посмотрите,

(слайд№4) вот они. Как они дружно стоят стройными рядами.

Ну а вы, мои пешки, встаньте в ряд.

Нам дороги нет назад.

Прочнее чем орешки.

Хотя мы просто… пешки. (Недоговаривая последнее слово воспитатель

даёт возможность детям самим его сказать).

Вы готовы отправиться в Шахматное королевство ? (Да) .

А трудностей не боитесь? (Нет) .

Тогда закрывайте глаза и повернитесь вокруг себя три раза. Считаем вместе

раз-два-три. (Слайд №5) . (Во время того как дети поворачиваются

воспитатель переносит шахматные фигуры на напольную шахматную

Ну вот мы и попали в Шахматное королевство .

(Дети вместе с воспитателем подходят к напольной шахматной доске ).

Посмотрите, нас встречают уже знакомые нам шахматные фигуры .

Кто запомни, как они называются? (Король и королева) . (Воспитатель

предлагает детям, не назвавшим фигуры повторить их названия. Так же на

протяжении всей беседы воспитатель просит малоактивных детей

повторить правильный ответ).

А на чём стоят король и королева? (На шахматной доске ) .

(Если дети сразу не отвечают, воспитатель задаёт наводящий вопрос. – На

какой доске в шахматном королевстве вели свой бой шахматные фигуры ).

А как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске ? (Поля) .

На каком цвета поле стоит король? (На поле белого цвета) .-На каком цвета поле стоит королева? (На поле чёрного цвета) .

Какие вы молодцы, всё помните.

А вы же тоже стали шахматными фигурами . Как они называются? (Пешки) .

Тогда вам тоже можно встать на шахматную доску . Проходите, вставайте на

то поле, которое вам больше нравиться. (Дети встают на напольную

шахматную доску ).

Ну ка, пешки поиграем.

Все поля мы угадаем.

Пешки, встаньте на поля чёрного цвета.

А теперь на поля белого цвета.

А теперь самое сложное задание, слушайте внимательно. Пройдите вперёд

на одно поле.

А теперь-назад на одно поле.

Молодцы. Королю и королеве очень понравилось, как вы справились со

всеми заданиями. Они предлагают вам отдохнуть и присесть прямо здесь на

шахматной доске . Очень уж нетерпится королю и королеве познакомить нас

со всеми шахматными фигурами . Внимание на экран.

С этой фигурой мы уже знакомы. Это чёрный король и белый король.

(Слайд №6) .

У каждого короля есть своя королева. Чёрная и белая. (Слайд№7) .

У короля с королевой есть верный офицер. Это фигура называется слон.

Повторите, как называется фигура? Он также чёрный и белый. (Слайд №8) .

Посмотрите, кого вам напоминает эта фигура? (Лошадь, конь) . Эта фигура

так и называется-конь. И конечно тоже чёрный и белый. (Слайд №9) .

Повторите, как называется эта фигура.

Эта фигура похожа на башню. А называется она ладья. Повторите, как

называется эта фигура. Ладья есть и в чёрной и в белой армии. (Слайд №10) .

А вот это самые маленькие фигуры на шахматной доске . Вы на них похожи.

Как они называются? (Пешки) .

Молодцы. Как вы дружно отвечаете.

Посмотрите, а на нашей шахматной доске стоят все фигуры? (Нет) .- Наверное они играют с нами в прятки. Давайте их поищем. Пройдитесь по

залу, посмотрите внимательно. (В разных частях зала стоят напольные

фигуры : слон, конь, ладья, пешка).

Вы нашли фигуры? Какие молодцы. Берите их и подходите сюда.

(Воспитатель находиться возле демонстрационной шахматной доски , на

которой уже есть фигуры чёрных и белых короля и королевы).

Воспитатель берёт по одной фигуре и по порядку, как они должны стоять

на шахматной доске в начальном положении, рассказывает они х и ставит

магнитные фигуры на демонстрационную доску.

А вот и офицер короля и королевы. Вспомните, как называется эта фигура?

(Слон) . Правильно, повтори пожалуйста.

В белой армии два слона. Они всегда стоят рядом с королём и королевой.

Вот их поля.

А эту фигуру вы, наверное, помните. Как она называется? (Конь) .

Правильно, повтори пожалуйста.

Конь верный друг слона, и на шахматной доске стоит рядом с ним.

Посмотрите, сколько белых коней? (Два) . Совершенно верно.

А эта фигура похожа на башню. Какое у неё название? (Ладья) . (Если дети

затрудняются, воспитатель сам говорит название фигуры и просит детей

повторить).

Осталась самая маленькая фигура. Давайте назовём её. (Пешка) . Конечно.

А пешек-восемь, и стоят они дружно в ряд. Давайте я буду ставить их на

шахматную доску , а вы считайте.

Молодцы. Посмотрите, белая армия шахматных фигур собрана и готова к

бою. А Чёрная? (Нет) .

Давайте и фигуры чёрной армии поставим на их поля. А стоят они также

как и чёрные фигуры.

Какие фигуры стоят рядом с королём и королевой? (Слоны) . Правильно.

Сколько чёрных слонов? (Два) . Берите фигуры, ставьте их на нужные поля.

Следущая фигура-верный друг слона? (Конь) . Сколько коней в чёрной

армии? (Два) . На какие поля их поставим? Правильно, ставьте.

Какая фигура стоит на краю шахматной доски ? (Ладья) . А сколько их?

Ставьте фигуры на нужные поля. - Какие фигуры у нас остались? (Пешки) . Сколько пешек? (Восемь) . И вас

тоже восемь. Я вам дам по одной пешке, а вы по очереди их поставите.

Молодцы, вы очень дружно потрудились. И вот теперь каждая фигура на

своём месте. На своём шахматном поле . А чтобы лучше запомнить как

располагаются фигуры на шахматной доске , послушайте считалку-подсказку.

На черно-белом крыльце сидели : король, королева. Два офицера. У них два

коня. Как две башни-ладья. (Проговаривая считалку воспитатель

показывает на соответствующие фигуры).

Ну и конечно ряд пешек.

А вы, мои пешки, встаньте в ряд.

Ну-ка пешки поиграем. Головой мы покачаем. Вправо, влево, а потом.

Три, четыре, приседаем.

Наши ножки разомнём.

Раз, два, три, на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

За столы теперь спешим.

(Дети проходят за столы с шахматными досками ) .

Рассаживайтесь по двое за каждый стол.

Что вы видите на столах? (Шахматные доски и шахматные фигуры ) .

Какие фигуры уже стоят на шахматной доске ? (Король и королева) .

Давайте остальные фигуры тоже поставим на шахматную доску .

Вспоминайте вместе со мной считалку-подсказку.

На черно-белом крыльце сидели : король, королева. Они уже на своих

Два офицера. Какие это фигуры? Подсказка есть на экране. (Слайд № 11) .

У них два коня. (Слайд № 12) . Найдите фигуру и поставьте на нужное поле.

Как две башни-ладья. (Слайд № 13) . Где поля Этих фигур? Ставьте.

Какие фигуры остались? (Пешки) . Ставьте ряд пешек.

Посмотрите, какие вы молодцы. Расставили шахматные фигуры так , как они

должны стоять перед началом шахматного поединка . - А значит вы уже не пешки, а настоящие шахматисты .

Давайте подойдём к королю и королеве. Они очень довольны, что мы

нашли все шахматные фигуры и правильно их расставили на шахматной

Ну а теперь пришло время прощаться. Закрывайте глаза, считайте до трёх и

поворачивайтесь вокруг себя.

Ну вот мы и вернулись в детский сад.

Где мы с вами побывали? Шахматном королевстве ) .

Кто нас приглашал в Шахматное королевство ? (Король и королева) .

С кем нас познакомили король и королева? шахматными фигурами ) .

Назовите эти шахматные фигуры ? А ты какую шахматную фигуру

запомнил? А ты?

На что мы расставляли шахматные фигуры ? (На шахматную доску ) .

Как называются чёрные и белые квадраты на шахматной доске ? (Поля) .

А какая фигура больше всего тебе понравилась? А тебе?

Чтобы вы не забывали о нашем путешествии и продолжали учиться играть в

шахматы . Король передал вам вот такие шахматные медали .

Желаю вам больших побед. Спасибо. До свидания.

Добрый день! Я рада приветствовать Вас хорошим настроением и доброй улыбкой!

Мне хотелось бы увидеть и ваше настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

Теперь я ловлю ваши улыбочки.

Мы сегодня вместе с вами

Держим путь в чудо-страну.

Что с собой нам взять? Желанье

И терпения чуть-чуть

Шахматы - игры названье,

В шахматы мы держим путь!

Ну, что ж, в путь!

Помогать вам сегодня будут внимание, сообразительность и дружная работа. Итак: начинаем занятие.

Не забываем и про девиз: «Знаешь- говори, не знаешь –слушай и вникай!»

Сегодняшнее занятие хочется начать со срок стихотворения Фёдора Глинки. Наука

Как в шахматы играть, так в свете должно жить:

И чтоб хождение твоё в нём было прочно,

Смотри, чтоб с умыслом – и даже не нарочно –

На клеточку чужую не ступить.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, где мы путешествовали и что нового узнали?

Ребята, а сколько полей в самых коротких диагоналях?

Сколько полей в больших диагоналях?

Сколько на доске больших диагоналей?

Сколько на доске самых коротких диагоналей?

Бывают ли черно-белые диагонали?

Сколько полей в центре?

Какую форму имеет центр?

Сколько белых (черных) полей в центре?

- Какие шахматные фигуры вы знаете?

Ребята, вот мы с вами уже знакомы терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомились с названием шахматных фигур.

А где же эти фигуры должны располагаться на шахматной доске. Может быть в любой позиции? Как вы думаете?

Ребята, а как происходит вбрасывание в хоккее или подача в теннисе?

Все шахматные партии тоже начинаются с одной и той же позиции.

Все 16 белых фигур и 16 чёрных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

Самое первое, с чего партия начинается - это расстановка фигур на доске. У каждой из них есть свое место.

Доску во время игры ставят так, чтобы ближнее правое угловое поле было белым. Для белых фигур это поле h1, а для черных - а8.

У каждого игрока есть по одному комплекту фигур черного или белого цвета. В комплект входят: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Белые фигуры занимают первый и второй горизонтальные ряды, чёрные - седьмой и восьмой. Основные фигуры располагаются на крайних горизонталях.

Расстановку шахматных фигур на доске запомнить нетрудно:


Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

Просмотр презентации.

Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

Ребята, существует правило: ферзь любит свой цвет, белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). (Это правило дети легко усваивают.)

Расстановка фигур на доске называется позицией, или положением.

Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый или черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый или черный ферзи). Четыре поля в середине доски называется центром . Обычно в центре и на смежных полях, очерченных на доске пунктиром, завязывается борьба в начале партии.

Ребята, а сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Поиграем в игры .

"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.

Игра "Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

«Хомка»

Хомка, Хомка хомячок-

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, носик трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хочет Хомка сильным стать!

1.Кто быстрее расставит начальную позицию (если доска одна на двоих, то одни расставляют белые фигуры, другие чёрные.).

2. Исправь ошибку в расстановке фигур. (Один игрок преднамеренно переставляет фигуры противника, придумывает ошибку. Противник отворачивается. Партнёр должен найти и исправить ошибки в расстановке и назвать эти фигуры).

В конце занятия задаю детям такие вопросы:

1. Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей? Черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей?

2. Каких фигур на доске больше всего? меньше всего?

3. Какие фигуры стоят на углах доски?

4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями?

5. Какие фигуры находятся между слонами и королями?

6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? Белый король?

7. На всех ли горизонталях стоят фигуры?

8. На всех ли вертикалях стоят фигуры?

9. На всех ли диагоналях стоят фигуры?

10. Сколько фигур расположено на каждой вертикали?

11. На каких диагоналях стоит больше всего фигуры?

12. Стоят ли в начальном положении в центре?

13. Есть ли диагонали, на которых стоит одна фигура? Две фигуры? Три фигуры? Четыре фигуры? Пять фигуры? (Нет. Есть. Есть. Есть. Нет.)

. Работа над шахматными фигурами. Разучивание стихотворения.

Я смотрю на первый ряд

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на месте пешки.

Узнали, что такое начальное положение?

Учащиеся продолжают начатое высказывание,

Выучить начальное положение фигур.

В рабочей тетради выполнить задание.

Поиграть в игру « Исправь ошибку в расстановке фигур».

План-конспект открытого занятия по шахматам.

Название объединения: ОДОД «Шахматы»

Фамилия, имя, отчество педагога: Сорина Майя Михайловна

Название реализуемой программы: «Шахматная страна» (1год обучения)

Программа рассчитана на детей 6-8 лет

Тема занятия: Знакомство с шахматами. Правила игры.

Дата проведения 04.09.2011 г.

Место проведения ОДОД ГБОУ СОШ шк 481 Кировского района СПб

Цель занятия:

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат..

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. выработать навык работы с шахматной доской;
  2. научить расставлять начальную позицию.

Развивающие:

  1. способствовать развитию памяти, внимания;
  2. развить логическое мышление;
  3. развить творческую активность.

Воспитательные:

  1. воспитать навыки работы в коллективе
  2. повысить шахматную культуру
  3. побудить к стремлению к успеху через труд.
  4. выработать позитивное отношение к процессу обучения
  5. выработать навык работы в обучающей игре.

Оборудование:

  1. шахматные доски с фигурами;
  2. демонстрационная доска;
  3. компьютер;
  4. проектор ;
  5. файлы со слайдами и фильмами

1 этап. Вводный (5 мин).

Знакомство с шахматами. Приглашение в путешествие по шахматному королевству.

Задачи:

  1. заинтересовать;
  2. активизировать внимание;
  3. настроить на новую тему;
  4. создать сказочную обстановку.

2 этап. Основной (30 мин).

Изучить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. Познакомить с правилами игры.Познакомить с некоторыми аспектами истории шахмат.

Задачи:

  1. дать представление о правилах игры
  2. дать представление о некоторых аспектах истории шахмат.;
  3. выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
  4. выработать навык работы с шахматной доской
  5. научить расставлять начальную позицию

Основного

этапа

Методы, приемы действия

Дидактический материал

Результаты знаний, умений, навыков

педагог

дети

Объясн.

нового

матер-ла.

Включает детей в работу. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать сказку - загадку и потом ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны» в сказке. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность шахматной игры.

Внимательно слушают сказку. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение педагога

Демонст-

рационная доска, шахматы, компьютер,

файлы со слайдами и фильмами.

Отслеживают-

ся по наблюдениям педагога, уст-

ным ответам детей, работе детей на индивидуаль -ных досках, правиль-

ности выполнения заданий для самостоятель -ной работы.

Закрепление матер-л

Объясн.

нового

матер-ла.

Педагог напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить восточные сказки. Организует игру - путешествие по восточным и русским сказкам. Предлагает детям по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Некоторые аспекты истории шахмат, шахматные фигуры, правильные названия шахматных фигур. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру.

Участвуют в беседе, педагога. Высказывают свои

Предположения. участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую фигуру встают и показывают ее педагогу.

Закрепление матер-ла

Физкультминутка 5 минут

Предлагает детям повторить пройденные шахматные фигуры, показав их определенными движениями.

Встают, называют хором шахматные фигуры и показывают их

движениями.

Закрепление матер-ла

Показывает детям презентацию «история шахмат»,

фильм «Шахматы с острова Льюис»

Отрывки из мультфильма

Василиса Микулишна (шахматы на Руси)

«Когда идет дождь» (китайские шахматы)

Смотрят фильмы и презентацию

Объясн.

нового

матер-ла

Объясняет новый материал. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Показывает правильное расположение фигур на демонстрационной доске.

Слушают объяснение педагога. Работают на демонстрационной доске.

Закрепление матер-ла

Дает задание по памяти или по образцу (в зависимости от изначальной подготовки детей) расставить начальную позицию.. Организует работу в парах на индивидуальных досках Контролирует работу детей, исправляет ошибки.

Работают в парах на индивидуальных досках.

3 этап. Итоговый (5 минут).

Повторение пройденного на занятии материала в форме диалога педагога и детей. Эмоциональная оценка работы детей.

Задачи:

  1. обобщить весь пройденный материал;
  2. дать эмоциональную оценку работы детей;
  3. настроить на дальнейшее успешное обучение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Сопроводительная информация:

    Фамилия, имя, отчество учителя Плотникова Ольга Викторовна

    Школа, город Ростовская область, г.Донецк, МБОУ СОШ №3

    Внеурочное занятие «Шахматная школа»

    Класс 1 класс

    Форма проведения: кружковое занятие

    Тема урока Шахматная нотация

Конспект занятия

Цель занятия:

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи :

Личностные:

Оборудование:

Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.

Литература:

    Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург

Разработала:

Плотникова О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г.Донецка Ростовской области

Ход урока.

Этап урока

1.Отгадайте ребус


Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

Кто знает, что обозначает этот термин?

Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

2.Актуализация знаний.

Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти - доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

Можно ли помочь Пете? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске .

3.Формулирование темы урока и постановка целей

Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

Какие цели стоят перед нами?

1.Эвристическая беседа «Шахматный город»

Представьте себе шахматный город . Улицами будут вертикали, а домами - горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче - на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешка

Король и конь начинаются с одной буквы «К» , но в коРРР оле хорошо звучит буква «Р» !

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 - позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

    Игра «Шахматный почтальон»

Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома . Там ставьте фигуру.

(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)

Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

    Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур - вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

    Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король - ферзь - ладья - слон - конь - пешки.

    Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию - она из недоигранной юными шахматистами партии.

Начинаем с белых :
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6 .
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3 .

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные : Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7 ;
пп. b7, c6, f7, g6, h7 .

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

    путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр» );

    забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

    ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников - кто с кем играл.

Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!

Конспект открытого занятия на тему: «Права и обязанности шахматистов»


Цель: дать представление о правах и обязанностях игроков.
Задачи:
1) уяснить правила проведения соревнований.
2) узнать права игроков
3) выучить обязанности игроков
Оборудование и материалы:
для учащихся – наборы шахмат, шахматные часы.
для педагога: демонстрационная доска, шахматные часы.

План занятия:
I.Вступительная часть.
Проверка готовности к занятию, эмоциональный настрой на работу, мотивация на общение.
II.Основной этап:
1) Правила проведения соревнований
2) Права игроков.
3) Обязанности шахматистов.
III.Подведение итогов.


I. Вступительная часть.
Добрый день друзья! Шахматы – удивительная игра. Их волшебство покорило разных великих людей всех времен и народов. В шахматы человечество играет уже более тысячи лет, а испытать все грани древней игры и достичь совершенства ещё никому не удалось. Шахматы необыкновенно эмоциональны, они помогают нам погрузиться в волшебный мир, который соединят в себе и спорт, и искусство, и научные идеи. Накал спортивных баталий порой превосходит даже контактные вида спорта. Творческая составляющая позволяет развивать разнообразные грани таланта. Логика и расчёт в комбинациях, спокойствие и усидчивость укрепляют память, развивают воображение, делают шахматиста более организованным и целеустремленным..Сегодня наша совместная работа даст нам возможность почувствовать себя мастерами шахматной игры, узнать права и обязанности игроков.

II. Основной этап
1. Правила проведения соревнований
- Как вы думаете, чему посвящено сегодняшнее занятие? Ответы детей.
- Как проводятся соревнования? Ответы детей.
- Сегодня мы своими узнаем правила, которых будем придерживаться в дальнейших ваших поединках.
У каждого турнира есть положение о проведение соревнования, оно включает в себя:
1.Цели и задачи.
Здесь определяется, для чего проводятся соревнования, они могут быть и тренировочными для закрепления знаний, так и чемпионаты или отборочные, определяющие более сильных для участия в более крупных соревнованиях, и турниры, посвященные каким-либо событиям.
2. Организаторы соревнований.
Определяется кто ответственный за организацию и проведение соревнований.
3. Место и сроки проведения соревнований.
4. Требования к участникам соревнований

Здесь могут быть определён как возрастной состав участников, так и другие требования по составу, размещению, страхованию и т.д.
5. Порядок проведения соревнований.
Определяется система проведения соревнований (круговая, олимпийская, швейцарская и др.)
6. Определение победителей.
Порядок выявления победителей и очерёдность применения дополнительных показаний при равенстве результатов.
Например, при одинаковом количестве очков победитель может быть определён по коэффициенту, по личной встрече, по наибольшему числу побед и т.д.

7. Награждение.
Определяется когда, где и чем будет награждены победители.
8. Финансирование
Определяется ответственный за приобретение призов и вручение победителям.

2. Права игроков.
1. Все шахматисты перед началом соревнований должны находиться в одинаковых условиях.
2. Каждый игрок может остановить часы:
а) для фиксирования результата партии:
- когда король, находящийся под шагом, не может защититься от него –
ему объявляется мат. Игроку, поставившему мат, присуждается победа. А игрок, получивший мат, считается проигравшим.
- Когда игрок отказывается от борьбы и сдаётся.
- Когда противник просрочил время.
- Если оба игрока согласились на ничью.
- Если шахматист, при своей
очереди хода, не может его сделать
ни одной из своих фигур,
при отсутствии шаха, то
такое положение называется «пат»
и партия считается завершившейся вничью.

Ход черных
- При троекратном повторении позиции любой игроков может потребовать зафиксировать ничью.
- Если за последние 50 ходов не было произведено ни одного взятия фигур и движения пешек игрок может потребовать зафиксировать ничью.
- Когда возникает ничейное соотношение сил:
Король против короля

Король и слон против короля


Король и конь против короля
Король и слон против короля
и слона того же цвета.
б) Когда необходимо подозвать судью:
- когда противник нарушает правила: делает невозможный ход, разговаривает, мешает думать и т.д.
- если при превращении пешки, нужна фигура.
Физминутка:
- Пришло время немного размяться:


Повторим ещё разок:
Раз и два - ходят пешки в ряд (ходьба на месте)
Три вводим в бой слонов отряд
На 4 ход коней. (прыжки на месте)
5- рокируемся быстрей (вращение головой)
Мы расслабились чуть-чуть.
А теперь в спортивный путь. (садятся за столы)
3. Обязанности игроков
1.Общие правила поведения за доской:
- Перед началом партии пожмите друг другу руки.
- Играть нужно молча, не спеша.
- Нельзя мешать партнеру думать.
- Нельзя подсказывать игрокам.
- Если выиграл, то нельзя насмехаться над
партнером.
- Если проиграешь, не стоит огорчаться – даже лучшие
шахматисты мира потерпели много поражений.
- По окончании партии нужно обязательно пожать
партнеру руку.
- Все садятся и играют.

2. Правила при ходьбе фигурами:
- Главное правило - если тронул свою фигуру, то ходи ею. Поэтому так часто тренера повторяют: «Сначала подумай – потом ходи»
- Если сходил фигурой и оторвал руку, то ход считается сделанным и переходить нельзя.
- Если же руку не оторвал, то можно пойти на другое поле, но этой же фигурой.
-Если сделал невозможный ход, то другой ход ты должен сделать этой же фигурой. И только если это невозможно тогда другой.
Пример: на диаграмме чёрные сходили Фе1.Это невозможный ход, так как их король под шахом. Теперь чёрные обязаны ходить ферзём, то есть Фе5и проиграть партию.
- Если взялся за фигуру противника, то ты обязан её срубить. Если это невозможно, то сделать любой другой ход.
- В случае необходимости поправить положение какой-либо фигуры, игрок должен при своей очереди хода сказать «Поправляю» и после этого поправить положение фигуры.
- При рокировке сначала перемещается король, а затем перемещается ладья. Если игрок сначала взялся за ладью, он обязан сделать ею ход.
3.Правила при игре с часами:
- Игрок обязан сделать необходимое количество ходов за отведённое время, иначе ему будет засчитано поражение.
- В случае, если оба противника не уложатся в отведённое время, то им присуждается ничья.
- Если у вас просроченное время, но у противника не осталось фигур, кроме короля то партия считается закончившейся вничью.
Пример:
Чёрные просрочили время, но у белых нет фигур, кроме короля – значит исход партии ничья.
- Если у вас просроченное время, но противник не может поставить вам мат никаким известным способом, то результат партии ничья.
Пример:
Чёрные просрочили время, но белые не могут поставить мат без нарушения правил.

3.Подведение итогов занятия.
Сегодня мы познакомились с основными правами и обязанностями игроков, правилами поведения за шахматной доской. Узнали много нового о возможностях ничейных результатов в различных позициях. Всё это позволит вам избегать конфликтных ситуаций, а значит не отвлекаться от партий, находить больше красивых комбинаций и показывать хорошую игру. Спасибо за внимание.
Занятие закончено. До свидания.