Какой срок составления протокола об административном правонарушении. Как производится процедура

Оформление протокола в случае выявления нарушения административных норм - отправная точка производства по делу, которое в конечном счете может привести к применению наказания.

У граждан нередко возникают вопросы о том, сколько времени занимает составление протокола, чем регулируется данный процесс, как не пострадать при составлении протокола от собственного незнания. К счастью, эти и многие другие вопросы уже довольно подробно регулируются российским законодательством.

Что следует признавать административным правонарушением

Административными правонарушениями признаются действия, бездействия, нарушающие правила поведения, установленные в КоАП РФ. К сожалению, их настолько много, что перечислить всё в одной статье не удастся, но в общем виде можно заключить, что это правонарушения с относительно небольшой (по сравнению с преступлениями) степенью общественной опасности: легкий или средний вред здоровью, материальный ущерб небольшого характера, нарушения правил дорожного движения, различных требований и нормативов (требования пожарной безопасности, санитарных норм) и др.

Важно! С полным перечнем административных правонарушений можно ознакомиться в Кодексе об административных правонарушениях России. Это единственный акт, устанавливающий правила поведения в области публично-властных отношений. Некоторые правила лишь упоминаются в статьях, а в полноценном виде представлены в отдельных актах (те же самые Правила дорожного движения).

Дополнительная информация! Законодательством России предусмотрено, что размеры санкций (наказаний) за некоторые виды нарушений могут устанавливаться законами субъектов федерации (например, за нарушение тишины и покоя). Однако само деяние как норма все же фиксируется на государственном уровне.

Протокол по делу может и не составляться

Законом должным образом оговорены все случаи, когда при выявлении нарушения составляются иные акты, либо дело вовсе обходится без них.

  1. По факту нарушения было оформлено письменное предупреждение на месте.
  2. Сразу изготовлено постановление по делу (итоговый документ), назначен административный штраф. Это возможно, если нарушитель признал свою вину и согласен с назначенным наказанием.
  3. Нарушение было обнаружено с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фиксации правонарушений. Речь идет, прежде всего, о «камерах наблюдения», установленных на дорогах для выявления нарушений Правил дорожного движения.
  4. Проступок не представляет серьезной опасности (малозначительно), и лицо, уполномоченное составлять протокол, ограничилось устным замечанием, которое, заметим, не является мерой ответственности, а представляет способ морального воздействия за совершенный проступок на человека.

Срок составления протокола об административном правонарушении можно узнать, обратившись к статье 28.5 КоАП РФ.

Немедленное составление протокола

По общему правилу важнейший документ по делу должен быть составлен незамедлительно, при условии, что все обстоятельства по делу выяснены и не требуется выяснения иной информации о событии.

Обратите внимание! В протоколе в обязательном порядке должны быть указаны обстоятельства, обозначенные в статье 28.2 КоАП РФ, а именно: дата и место составления, информация о лице, составившем акт, контактные данные и иная информация о нарушителе, свидетелях и потерпевших, описываются подробности самого нарушения, статья закона, которая предусматривает ответственность за деяние, объяснение правонарушителя по поводу произошедшего.

Возникает вопрос о размытости термина «немедленно». Отметим, что законодательно закрепленного временного отрезка для написания каждого протокола по делу не предусмотрено. Нет и ведомственных разъяснений о том, что на каждый случай написания документов сотрудниками должно быть отведено 15, 30, или, скажем, 60 минут.

На практике реализация сложившегося правила выражается в безотлагательном характере оформления документа. Как только замечено правонарушение, составляется и протокол, что обычно занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от характера и сложности правонарушения, участия в нем иных лиц (свидетелей, потерпевших).

Важно! Из-за ограниченности во времени нередко граждане подписывают документы, не ознакомившись с их содержанием, а сотрудники, составившие протокол, не разъясняют гражданам всех их прав и обязанностей. Не стоит пренебрегать этим: в случае, когда не понятны какие-либо положения, зафиксированные в протоколе, следует повременить с оставлением подписи. Можно обратиться к сотруднику и выяснить, о чем идет речь. Много времени это не займет, зато позволит избежать недопонимания.

В случае несогласия с обозначенными обстоятельствами дела, нарушители имеют право оставить свои письменные замечания в соответствующей графе протокола.

Обратите внимание! Протокол по делу об административном правонарушении составляется в течение двух суток.

Бывает, для написания протокола необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела. Лицо, уполномоченное к оформлению акта, должно восполнить недостающие сведения за 48 часов, которые начинают течь с момента выявления нарушения. В такой ситуации правонарушитель вызывается в орган, в котором был составлен протокол, для получения его копии под расписку. Также копия протокола может быть направлена нарушителю по почте.

Важно! Если нарушителю не была выдана копия протокола, не рекомендуется ставить ему свою подпись в соответствующую графу в оригинале данного документа. Такое процессуальное нарушение непростительно с точки зрения права, и вполне возможно оспорить законность написанного протокола в суде.

Оформление протокола по делу после административного расследования

Административное расследование длится не более месяца и осуществляется, если сведения о выявленном сотрудниками нарушении могут быть получены исключительно с помощью экспертиз или других действий, занимающих значительное время. Когда все обстоятельства установлены, составляется протокол, и нарушитель также извещается о его оформлении с необходимостью получения копии акта.

Важно! О назначении административного расследования выносится специальный акт - определение, которое направляется или вручается под расписку нарушителю.

Обратите внимание! В исключительных случаях период расследования продлевается. Однако в совокупности он не может составлять более 6 месяцев. Таким образом, на срок продления расследования откладывается и составление протокола. Временные рамки для исключительных случаев проведения расследования установлены законодателем.

П. 5 статьи 28.7 КоАП РФ устанавливает, что административное расследование продлевается:

  • по решению руководителя органа, ведущего дело, или его заместителя - на срок до одного месяца;
  • по нарушениям таможенных правил или в области безопасности дорожного движения, где причинен легкий или средний вред здоровью потерпевшего - по решению руководителя вышестоящего таможенного органа или органа ГИБДД - на срок до полугода;
  • по делам о незаконной организации и проведении азартных игр на срок до шести месяцев.

Обратите внимание! Расследование может быть закончено и без вынесения протокола в случае прекращения производства по делу. Это отличает его от немедленного составления протокола или его оформления в течение двух суток. В таком случае составляется, а затем направляется нарушителю или лично отдается под расписку копия постановления о прекращении дела.

Ошибки и недостатки в протоколе по делу

По мнению Верховного суда РФ, которое выражено в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 года № 5, условно недостатки юридических документов можно разделить на существенные, которые признают протокол незаконным, и несущественные, позволяющие использовать протокол в качестве доказательства по делу.

Так, существенными недостатками будут являться отсутствие данных, признанных обязательными, о которых говорилось ранее, или, например, создание протокола по делу в отсутствие нарушителя. Из-за грубых ошибок подобного рода может быть прекращено само производство по делу.

Важно! Если имеют место исправления, помарки в протоколе, такие недочеты должны быть правильно оформлены! За каждым исправлением должны стоять две подписи - нарушителя и лица, изготовившего данный акт.

К несущественным же относятся те недостатки, которые без особого труда и затрат времени можно устранить при непосредственном рассмотрении дела по существу. К таким недостаткам Верховный Суд РФ относит и нарушение сроков составления протокола по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание! К сожалению, за то, что должностное лицо нарушило срок и не оформило вовремя документы по делу, не предусмотрено никаких неблагоприятных последствий, поэтому обжалование такого обстоятельства окажется безрезультатным.

Важно! При обжаловании существенных недостатков протокола по делу следует соблюдать процессуальные сроки давности обжалования, которые составляют 10 дней со дня оформления протокола по делу и вручения его нарушителю.

Итак, сроки оформления протокола по делу колеблются от незамедлительного заполнения установленного бланка после обнаружения нарушения до максимального срока - шести месяцев при проведении административного расследования. Так или иначе, лицо, в отношении которого данный документ составляется, должно быть извещено обо всех ключевых процессуальных действиях, которые влияют на исход дела. Особая внимательность при оформлении данного правового акта поможет избежать указанных ошибок.

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Давности.

Оно распространяется и на постановления по административным правонарушениям.

Смысл его заключается в возможности привлечения к ответственности.

Согласно законодательству этот срок составляет два месяца.

То есть, если человек, к примеру, нарушил правила дорожного движения (ПДД), к ответственности его можно привлечь только в течение двух месяцев, с момента совершения преступления. Текущая статья разъяснит все важные моменты, касающиеся сроков вынесения постановления об административном .

Навигация по статье

Сроки предъявления протокола

Первое, что делают уполномоченные лица при выявлении нарушений: выписывают протокол, с которым нарушитель закона должен ознакомиться. Оформляется он в двух экземплярах.

Один из которых вручается нарушителю порядка, второй остается у уполномоченного лица. Обычно протокол заполняется сразу на месте совершения нарушения.

Если нужно выяснить данные о нарушителе этот документ может быть предъявлен в течение 2 дней, с момента совершения неправомерного деяния. Иногда при допущенных нарушениях следует провести расследование.

А на него может уйти несколько дней, в некоторых случаях даже недель. Когда проводится расследование по поводу административного нарушения, составления протокола определяются ст. 28. 5 КоАП РФ.

Максимальное время оформления документа, даже учитывая факт расследования, не может быть больше 1 месяца. В некоторых случаях, по личному заявлению должностного лица и этот срок продлевается:

Письменным разрешением уполномоченных лиц инстанции, в производстве которой находится дело. Тогда, время предъявления протокола может быть увеличено только на 1 месяц.

Документальным разрешением руководителя вышестоящей инстанции. Если нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, он может быть продлён максимум на полгода. Такие сроки связаны с возможными судебными разбирательствами.

Когда расследование завершается, оформляется соответствующий протокол либо выносится постановление о прекращении дела, связанного с нарушением.

Если нарушитель с ним не согласен, как следствие, стоит ожидать судебного разбирательства.

Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет

На вынесение постановления по протоколу отводится определенное законом время.

То есть, срок, в течение которого человека можно привлечь к ответственности с помощью уполномоченных организаций.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД установлены двумя месяцами.

Допустим, человек нарушил ПДД. Инспектор в тот же момент его останавливает и выписывает , который требуется оплатить в течение 60 суток.

Не все автолюбители спешат оплатить штраф сразу. Зачастую дело доходит и до суда, тогда на основании постановления приставы взыскивают долг с нарушителей.

После вынесения постановления, человеку дается 10 дней на его обжалование. Только после его истечения документ вступает в силу и отправляется на исполнение в службу приставов.

Законодательством установлен срок вынесения постановления на основании протокола. Он составляет два месяца. Когда дело доходит до судебных разбирательств и его выносит , допускается срок в три месяца.

Человек, которого обвиняют в правонарушении вправе сам выбрать судебную инстанцию, для рассмотрения дела. Если приходится подавать ходатайство о переносе дела в другой суд, срок давности приостанавливается.

Вынесение постановления не является окончательным этапом взыскания долга или привлечения к иной ответственности. Для этого документ должен быть передан приставам исполнителям, которые до определенного времени обязаны пустить его в действие.

Если постановление вынесено судом, но не введено в производство в течение двух лет, его можно считать автоматически аннулированным.

Можно ли обжаловать постановление


В наше время достаточно часто можно столкнуться с несправедливыми органов власти.

Как следствие приходится выплачивать штрафы либо быть привлеченным к другому виду ответственности.

Иногда с доводами специалистов вышестоящих учреждений сложно согласиться, и приходится расплачиваться за несовершенные ошибки.

Когда в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), штрафные санкции могут доходить от тысяч до сотен миллионов рублей. Крупные накладываются на юридические лица. Их сумма зависит от стоимости собственных активов.

Когда ответчику приходит постановление, он вынужден оплатить штраф. Не всем людям известно, что существует возможность обжаловать такой документ. Законодательством предусмотрено время для на эту процедуру. Оно составляет десять дней.

Только, если человек пришел к решению обжаловать постановление, к заседанию требуется очень тщательно подготовиться. Для этого нужно заручиться документальными подтверждениями правоты, да и помощь юриста здесь не помешает.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ФАС не отличаются от обычных временных рамок. Как и любой другой документ его можно обжаловать. Тем самым, доказав невиновность.

Допускается подача жалобы на постановление. Предъявить её нужно в течение десяти дней, согласно статье 30. 3 КоАП.

Срок отсчитывается со дня вынесения решения. Подобная жалоба подаётся в судебную или иную уполномоченную , которой утверждалось постановление.

Когда процедура обжалования происходит в суде, срок действия постановления приостанавливается до времени вступления его в силу. Поэтому следует тщательно подготовиться к защите своих интересов, и лучше заручиться поддержкой юридически грамотного человека.

Время рассмотрения жалобы на вынесенное постановление зависит от того в какую инстанцию она подается. При обращении в суд он может достигнуть даже два месяца.

Важные моменты и ситуации из жизни

Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:

  • Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
  • Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий .
  • Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.

Место рассмотрения дела по административным нарушениям выбирает ответчик. Оно может быть:

Если человек выбрал судебную инстанцию на свое усмотрение, отказа ему поступить не может.

Важной особенностью относительно срока давности является следующий факт. Инспектор обычно выдает извещение по участку постоянной регистрации нарушителя.

Если ответчик пишет ходатайство по переносу дела в другую судебную инстанцию, установленный законом двухмесячный приостанавливается и продолжается отсчет времени только после его поступления по месту назначения.

Когда человек не согласен с местом рассмотрения дела и подает ходатайство по месту регистрации транспорта, этот срок не прерывается. Даже если он совпадает с местом постоянной прописки.

В данном случае, не имеет значения, сколько времени уйдет на пересылку документации. Если они не успеют дойти до места назначения в течение двух месяцев, дело просто закроют.

Из выше обозначенной практики становится понятно, что знание поможет выстроить правильную защиту прав.

На видео автоюрист разъясняет, как обжаловать постановление об административном правонарушении:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Новая редакция Ст. 28.5 КоАП РФ

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 28.5 КоАП РФ

1. КоАП РСФСР не устанавливал отдельно сроков составления протокола об административном правонарушении. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые.

2. В зависимости от характера правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.5 КоАП протокол об административном правонарушении должен быть составлен в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения, а при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП) - в течение 1 месяца либо 2 месяцев при продлении расследования (7 месяцев по делам о нарушении таможенных правил).

Другой комментарий к Ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу. Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

2. Вопрос о сроках составления протоколов об административных правонарушениях в законодательстве РСФСР практически не был регламентирован, хотя в целом учитывались сроки наложения административного наказания, по истечении которых применение мер административного наказания не допускалось. И только в последние годы наметилась тенденция по разрешению данного вопроса в законах об административной ответственности.

3. В данной статье сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении: а) немедленное составление; б) в течение двух суток; в) в течение месяца; г) в течение двух месяцев; д) в течение шести месяцев.

4. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Срок составления протокола в течение месяца, а в исключительных случаях двух и шести месяцев обусловлен необходимостью административного расследования, только по окончании которого и составляется протокол (ч.6. ст.28.7).

Составление протокола об административном правонарушении - главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Нормативное регулирование

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Протокол - не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, - 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Что такое протокол

Составление протокола об административном правонарушении - написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

Сведения, вписываемые в протокол

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

Кто отвечает за составление материалов

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Место составления и рассмотрения

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Некоторые нюансы

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

Обращение с жалобой

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Как производится процедура

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Ограничены ли должностные лица во времени

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

  • немедленно;
  • не позже 2 дней;
  • после завершения административного расследования.

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Ошибки при составлении

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Всегда ли составляется протокол

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Заключение

Протокол - главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина - отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.