Как избирается федеральное собрание рф. III

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Правовые акты Федерального Собрания

Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении ;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.

Избрание 12 декабря 1993 г. Федерального Собрания РФ открыло новую страницу в развитии парламентаризма в России. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Наличие двухпалатной структуры Федерального Собрания отражает федеративный характер государственного устройства России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для наделения полномочиями представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий из числа трех кандидатур, предложенных им при выдвижении на должность руководителя высшего исполнительного органа.

Члены Совета Федерации, таким образом, представляют интересы своей территории и ее населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы нс может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может также находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отличается от правового статуса гражданина наличием неприкосновенности, которой они обладают в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания па месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственной Думой, а члена Совета Федерации, соответственно, Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Палаты Федерального Собрания различает ряд признаков: особенности представительской природы палат, рассмотренные выше; различный порядок их формирования и неодинаковая компетенция палат.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. На тридцатый день после избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, которое открывает старейший по возрасту депутат. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Палаты Парламента заседают раздельно, при этом заседания являются открытыми. Каждая из палат принимает регламент - нормативный акт внутреннего пользования, определяющий порядок деятельности палаты, парламентские процедуры, осуществление законодательного процесса, вопросы депутатской этики и другие внутренние вопросы деятельности палаты и ее комиссий и комитетов. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они могут проводить закрытые заседания. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат Парламента имеет свою внутреннюю структуру. Совет Федерации из своего состава избирает Председателя и его заместителей, а Государственная Дума, соответственно, из числа депутатов избирает Председателя и его заместителей. Председатели палат и их заместители ведут заседания палат и ведают внутренним распорядком палаты. Из своего состава палаты образуют комиссии и комитеты, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитеты и комиссии палат не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат, являющиеся одной из форм организации работы депутатов и способствующие более полному осуществлению прав и обязанностей депутатов. В них проходит подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, рассматриваются иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

В составе Председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп действует Совет Государственной /[умы. Он осуществляет предварительную подготовку организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, которые образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации.

Компетенция Федерального Собрания РФ характеризует положение этого законодательного органа в системе органов государственной власти России. Основу ее составляют полномочия в сфере законодательной деятельности и парламентского контроля. Палаты Федерального Собрания РФ обладают различной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

По указанным вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума по указанным вопросам принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Законотворческая деятельность Парламента сосредоточена в Государственной Думе. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Процесс законотворчества по-иному называется законодательным процессом и состоит из ряда последовательных стадий, каждая из которых представляет собой определенный этап деятельности над законопроектом. Таким образом, законодательный процесс - это конституционно определенный порядок внесения законопроекта, его обсуждения, принятия и опубликования.

Внесение законопроекта (законодательная инициатива) осуществляется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ только субъектами, наделенными правом законодательной инициативы, которое принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств, а также предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. На этом первая стадия законодательного процесса заканчивается.

На второй стадии законодательного процесса осуществляется обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы. Оно происходит в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад по обсуждаемому законопроекту, проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

Принятие закона происходит путем тайного или открытого голосования депутатов Государственной Думы. При этом федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При этом обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Федеральные конституционные законы одобряются не менее чем 3/4 голосов от общего числа Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, не одобрившим представленный закон, Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. Закон считается принятым, если за него проголосовало нс менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Окончательно принятым закон считается после полписания его Президентом РФ, который в течение 14 дней с момента поступления закона вправе отклонить его, т.е. применить "право вето"; в этом случае палаты Парламента вправе преодолеть "вето" при повторном голосовании квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в официальных изданиях, которыми являются "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета" и "Парламентская газета". Официальным опубликованием считается также первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, как уже указывалось выше, в случаях острых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В то же время Конституция РФ устанавливает гарантии стабильной деятельности Государственной Думы, которая не может быть распущена в течение года после ее избрания (за исключением ситуации с трехкратным отклонением представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ); с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства

1. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.

Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ - органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.

Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат - к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты

2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов -225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели - только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, - 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов - это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.