История становления и развития смертной казни. Смертная казнь в России: история и современность

Древние наскальные рисунки и другие археологические раскопки показывают нам, что в первобытном обществе смертная казнь существовала в форме каннибализма. Происходило это после разных «войн» между племенами. В те времена еще не умели использовать пленных людей, и единственное применение им было — корм для животных. Такая ужасная форма смертной казни существовала и в средневековье, когда короли и князья на месте победы и на трупах устраивали пиры, а из черепов побежденных повелителей других государств делали кубки.

Еще одной формой возникновения смертной казни было жертвоприношение. Сначала это было приношение в жертву богам людей, а потом уже животных. Своеобразной формой жертвоприношения можно назвать и захоронение царей, фараонов вместе с рабами, слугами, женами.

В письменных источниках возникновение смертной казни можно увидеть в форме талиона. Когда за обиду, в том числе и за смерть одного человека, мстили тем же другому. Все это в итоге историки назвали обычаем кровной мести. Но про смертную казнь, как вид наказания, говорить еще рано, поскольку крепкого государства с судебным аппаратом еще не существовало, и роль судьи принимало частное лицо, либо же целая община.

Наказание смертной казню

Само возникновение наказания в форме смертной казни зародилось только с крепким государством и таким же правящим аппаратом. Понимая всю катастрофу принципа талиона, когда каждый мог убивать друг друга без наказания, власть берет смертную казнь в свои руки и присуждает её только тем, кто совершил тяжелые преступления. Таким образом, намного уменьшилось число смертности среди населения, и была реальная возможность властвующего аппарата держать народ под контролем. Смертная казнь пошла на спад тогда, когда власть народа становилась сильней, и они могли выступать за свои права и полностью отрицать смертную казнь, как пережиток прошлого, варварского времени.

Но все же государства, которые держат народ в смирении силой и имеют в своих традициях такую форму наказания, как смертная казнь, до сих пор не желают её отменять и применяют только в самых редких и тяжёлых случаях.

В завершение можно сказать, что такая форма наказания, как смертная казнь, была известна человечеству еще с самого начала зарождения цивилизации, и наличие её в современных странах просто дает повод задуматься о наличии там тоталитарных режимов и нарушения прав человека.

Назва події

Текст опис події:

1. Гаррота

Устройство, которое душит человека до смерти. Использовалось в Испании, вплоть до 1978 года, когда была отменена смертная казнь. Этот вид казни на специальный стул, на шею накидовали металический обруч. За спиной преступника находился палач, который приводил в действие большой винт, находящийся там же сзади. Хотя само устройство не узаконено ни в одной стране, обучение пользования ею, до сих пор, производится во французском Иностранном легионе. Существовало несколько версий гаррот, вначале это была просто палка с петлёй, потом же был придуман более "ужасный” инструмент смерти. А "гуманность” заключалась в том, что в этот обруч, сзади, был вмонтирован заострённый болт, который вонзался в шею осужденного, дробя его позвоночник, добираясь до спинного мозга. По отношению к преступнику этот метод считался "гуманнее”, потому что смерть приходила быстрее, чем с обычной петлей. Такой вид смертной казни все еще распространен в Индии. Применялась гаррота также в Америке, еще за долго до того, как был изобретен электрический стул. Андорра была последней страной в мире, которая объявит вне закона его использование в 1990 году.

2. Скафизм
Название этой пытки происходит от греческого «скафиум», что значит «корыто». Скафизм был популярен в древней Персии. Жертву укладывали в неглубокое корыто и обматывали цепями, поили молоком и мёдом что бы вызвать сильнейший понос, затем тело жертвы обмазывали мёдом тем самым привлекая различного рода живность. Экскременты человека также привлекали мух и других противных насекомых, которые в прямом смысле слова начинали пожирать человека, и откладывать яйца в его теле. Жертву поили этим коктейлем каждый день, да бы продлить пытку, привлекая больше насекомых, которые поели бы и размножались бы в пределах его все более и более омертвелой плоти. Смерть, в конечном счете проис ходила, вероятно, из-за комбинации обезвоживания и септического шока, была болезненна и длительна.

3. Half-hanging, drawing and quartering.

Казнь Хью ле Диспенсера Младшего (1326). Миниатюра из «Фруассара» Людовика ван Груутузе. 1470-е годы.

Повешение, потрошение и четвертование (англ. hanged, drawn and quartered) — вид смертной казни, возникший в Англии в правление короля Генриха III (1216—1272) и его преемника Эдуарда I (1272—1307) и официально учреждённый в 1351 году в качестве наказания для мужчин, признанных виновными в государственной измене. Приговорённых привязывали к деревянным салазкам, напоминавшим кусок плетёной изгороди, и протаскивали лошадьми к месту казни, где последовательно вешали (не давая задохнуться до смерти), кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Останки казнённых выставлялись напоказ в наиболее известных публичных местах королевства и столицы, в том числе на Лондонском мосту. Женщин, приговорённых к казни за государственную измену, из соображений «общественного приличия» сжигали на костре.
Суровость приговора диктовалась серьёзностью преступления. Государственная измена, ставившая под угрозу авторитет монарха, считалась деянием, заслуживавшим чрезвычайного наказания, — и, хотя за всё время, пока оно практиковалось, нескольким из осуждённых приговор был смягчён и они подверглись менее жестокой и позорной казни, к большинству изменников английской короны (включая множество католических священников, казнённых в елизаветинскую эпоху, и группу цареубийц, причастных к смерти короля Карла I в 1649 году) была применена высшая санкция средневекового английского закона.
Несмотря на то, что парламентский акт, определяющий понятие государственной измены, по-прежнему является составной частью действующего законодательства Соединённого Королевства, в ходе реформы британской правовой системы, длившейся бо́льшую часть XIX века, казнь через повешение, потрошение и четвертование была заменена волочением лошадьми, повешением до смерти, посмертным обезглавливанием и четвертованием, затем признана устаревшей и упразднена в 1870 году.

Подробнее вышеупомянутый процесс казни можно понаблюдать в фильме «Храброе сердце». Так же были казнены участники Порохового заговора во главе с Гаем Фоксом, который умудрился вырваться из объятий палача с петлёй на шее, спрыгнуть с эшафота и сломать себе шею.

4. Русский вариант четвертования - разрыв деревьями.
Нагибали два дерева и привязывали казнимого к макушкам и отпускали "на волю". Деревья разгибались - разрывая казнимого.

5. Поднятие на пики или копья.
Стихийная казнь, осуществляемая, как правило, толпой вооруженных людей. Обычно практиковалась при всевозможных воинских бунтах и прочих революциях да гражданских войнах. Жертву окружали со всех сторон, со всех же сторон втыкали в ее тушку копья, пики или штыки, а затем синхронно, по команде поднимали вверх до тех пор, пока она не перестанет подавать признаки жизни.

6. Keelhauling (пропускание под килем)
Специальный военно-морской вариант. Применялся и как средство наказания, и как средство казни. Провинившемуся привязывали по веревке к обеим рукам. После чего его бросали в воду перед кораблем, и с помощью указанных веревок коллеги протягивали поциента вдоль бортов под днищем, вынимая из воды уже со стороны кормы. Киль и днище судна были покрыты ракушками и прочей морской живностью чуть более чем полностью, поэтому жертва получала многочисленные гематомы, порезы и немного воды в легкие. После одной итерации, как правило, выживали. Поэтому для казни cие приходилось повторять, 2 и более раз.

7. Утопление.
Жертву зашивают в мешок одну или с разными животными и выбрасывают в воду. Широко распространена была в Римской Империи. Согласно римскому уголовному праву, казнь назначалась за убийство отца, однако на деле же это наказание назначалось за любое убийство младшим старшего. В мешок к отцеубийце сажали обезьяну, собаку, петуха или змею. Также применялась и в Средние Века. Интересный вариант — добавить в мешок негашеной извести, дабы казнимый прежде чем захлебнуться ещё и обварился.

14. Сожжение в срубе.
Вид казни, возникший в Русском государстве в XVI веке, особенно часто применявшийся к старообрядцам в XVII веке, и использовавшийся ими же как способ самоубийства в XVII-XVIII веках.
Сожжение как способ казни стал довольно часто применяться на Руси в XVI веке во времена Ивана Грозного. В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища.
Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши — конструкция вроде дощатой загородки; в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.
В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (1 (11) апреля 1681 года, Пустозёрск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках[каких?], активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год).
В XVIII веке оформилась секта, последователи которой почитали гибель посредством самосожжения духовным подвигом и необходимостью. Обычно самосожжение в срубах практиковалось в ожидании репрессивных действий властей. При появлении солдат сектанты запирались в молельном доме и поджигали его, не вступая в переговоры с представителями власти.
Последнее известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

15. Повешение за ребро.

Вид смертной казни, при которой в бок жертве вонзали железный крюк и подвешивали. Смерть наступала от жажды и потери крови через несколько дней. Руки жертве связывали, чтобы он не смог самостоятельно освободиться. Казнь была распространена у Запорожских казаков. По легенде именно таким способом был казнен Дмитрий Вишневецкий основатель Запорожской Сечи, легендарный "Байда Вешнивецкий”.

16. Зажаривание на сковороде или железной решётке.

На сковороде зажарили боярина Щенятева, а на решётке - царя ацтеков Куаутемока.

Когда Куаутемока жарили на углях вместе с его секретарём, выпытывая, куда он спрятал золото, секретарь, не выдерживая жара, стал упрашивать его сдаться и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.

Больше секретарь не сказал ни слова.

17. Сицилийский Бык

Это устройство для смертной казни было разработанно в древней Греции для казни преступников.Периллось(Perillos), меднолитейщик изобрел быка,таким образом, что в внутри бык был полый. В это устройство сбоку была вмонтирована дверь. Осужденные были закрыты внутри быка, и огонь был установлен под ним, нагревая металл, до тех пор пока человек жариться до смерти. Бык был разработан так, чтобы крики заключенного были преобразованы в рев приведенного в бешенство быка.

18. Фустуа́рий (от лат. fustuarium — избиение палками; от fustis — палка) — один из видов казней в римской армии. Был известен и в Республике, но в регулярное применение вошёл при принципате, назначался за серьёзное нарушение караульной службы, воровство в лагере, лжесвидетельство и побег, иногда за дезертирство в битве. Производился трибуном, который дотрагивался до осуждённого палкой, после чего легионеры забивали его камнями и палками. Если фустуарием каралось целое подразделение, то редко казнили всех виновных, как это случилось в 271 до н. э. с легионом в Регии в войну с Пирром. Однако с учётом таких факторов, как например возраст солдата, срок службы или чин, фустуарий мог быть отменён.

19. Сваривание в жидкости

Являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Этот вид казни широко применялся Чингиз-Ханом. В средневековой Японии сварение в кипятке применялось в основном к ниндзя, которые провалили убийство и были схвачены. Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. Иногда злоумышленников сваривали в кипящем масле. Осталось свидетельство, как в 1410 году в Париже заживо сварили в кипящем масле карманного вора.

20. Яма со змеями — разновидность смертной казни, когда казнённого помещают вместе с ядовитыми змеями, что должно было повлечь его быструю или мучительную смерть. Также один из способов пытки.
Возникла очень давно. Палачи быстро нашли практическое применение ядовитым змеям, которые вызывали мучительную смерть. Когда человека сбрасывали в яму, наполненную змеями, потревоженные рептилии начинали его кусать.
Иногда узников связывали и медленно опускали в яму на верёвке; часто такой способ использовался как пытка. Причём так пытали не только в Средневековье, во время Второй мировой войны японские милитаристы истязали пленных во время боёв в Южной Азии.
Часто допрашиваемого подносили к змеям, прижимая к ним его ноги. К женщинам применялась пользовавшаяся популярностью пытка, когда допрашиваемой подносили змею к обнажённой груди. Также очень любили подносить ядовитых гадов к лицу женщин. Но вообще опасных и смертельных для человека змей во время пыток применяли редко, так как был риск потерять пленника, не давшего показания.
Сюжет казни через яму со змеями издавна известен в германском фольклоре. Так, Старшая Эдда повествует о том, как король Гуннар был сброшен в змеиную яму по приказу вождя гуннов Аттилы.
Этот вид казни продолжал применяться и в последующие века. Один из наиболее известных случаев — гибель датского короля Рагнара Лодброка. В 865 году во время набега датских викингов на королевство англо-саксов Нортумбрия их король Рагнар попал в плен и по приказу короля Аэллы был сброшен в яму с ядовитыми змеями, погибнув мучительной смертью.
Это событие часто упоминается в фольклоре как в Скандинавии, так и Британии. Сюжет гибели Рагнара в змеиной яме — одно из центральных событий двух исландских преданий: «Саги о Рагнаре Кожаные Штаны (и его сыновьях)» и «Пряди о сыновьях Рагнара».

21. Плетёный человек (англ. Wicker Man)

Сделанная из ивовых прутьев клетка в форме человека, которую, согласно «Запискам о галльской войне» Юлия Цезаря и «Географии» Страбона, друиды использовали для человеческих жертвоприношений, сжигая её вместе с запертыми там людьми, осуждёнными за преступления или предназначенными в жертву богам. В конце XX века обряд сжигания «плетёного человека» возродился в кельтском неоязычестве (в частности, учении викка), но уже без сопутствующего ему жертвоприношения.

22. Казнь слонами

На протяжении тысяч лет была распространённым в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Эта практика была в конечном счёте подавлена европейскими империями, которые колонизировали регион, где была распространена казнь, в XVIII—XIX веках. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.

23. Железная дева (англ. Iron maiden)

Орудие смертной казни или пыток, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осуждённого, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось течением.

«Железную деву» относят к эпохе Средневековья, но на самом деле орудие было изобретено не раньше конца 18 века.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Дополнительные мучения причиняла теснота — смерть не наступала часами, поэтому жертва могла страдать от клаустрофобии. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Створки дверей закрывались медленно. Впоследствии одна из них могла открываться, чтобы палачи проверяли состояние испытуемого. Шипы вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого судьи имели возможность продолжать допрос.

24. Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Дуновение из пушек») в России известна как "английская казнь" — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы холостым зарядом.

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:
Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

Смерти, как таковой, они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек.
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.
(Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина.)

Туманов Андрей Андреевич,кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»,г. Мурманск[email protected]

История формирования института смертной казни

Аннотация.Статья посвящена вопросам возникновения, исторического формирования, и развития института смертной казни, его состоянию на современном этапе.Ключевые слова:смертнаяказнь, правосудие, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Смертная казнь всегда являлась и,безусловно, еще долгое время будет оставатьсяодним из институтов уголовного и уголовноисполнительного правапривлекающимк себе повышенное внимание общественности и исследователей.

Общемировойтенденцией последних лет является движение в сторону отказа отприменения смертной казни или ее ограничения.

В настоящее время свыше половины всех государств мира пошли по пути законодательной отменысмертнойказни, либо не применяют ее на практике. Статистика такова:

80 государств отменили смертную казнь за все виды преступления (Австрия, Германия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, Австралия, ряд латиноамериканских стран),

15 государств отменили смертную казнь за все виды преступления, кроме исключительных случаев, например за военные преступления (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Швейцария, и так далее)

23 государства ввели мораторийна вынесение и исполнение смертной казни, и хотя этот вид наказания сохраняется в законодательстве, на практике он не выносится и не исполняется (к примеру, Бельгия, Боливия, Греция),

78 государств сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, действительно казнящих осужденных, становится значительно меньше (некоторые из бывших республик СССР, бывшие социалистические страны, тридцать восемь штатов США, ряд азиатских стран, группа африканских государств, все арабские государства).Практика показывает, что после законодательной отмены смертной казни эту меру наказания восстанавливают редко. Например, с1985 г. свыше 50 государств

отменили смертную казнь в законодательном порядке, и лишь 4 страны из этого списка вернули высшую меру наказания. Одно из них

Непал на сегодняшний день повторно отменило смертную казнь, а еще одно Филиппины сначала вернуло, а потом вновьприостановило исполнение приговоров. В двух других государствах, Гамбиии Папуа НовойГвинеи, на сегодняшний день исполнениясмертных приговоров не зафиксировано.Однако, в рамках данного исследования мы обратимся не к тенденциям современного мира, а к истории возникновения данного юридического института, его развитию и становлению.Понятие вины, которое влечет за собой наказание, кару, возмездиесуществует столь долго, сколько существует и сама человеческая цивилизация.Наиболее же страшным и разрушительным видом возмездия, безусловно, является смертная казнь. Первым прообразом данного института в древних государствах являлась кровная месть. Однако, вместе со своим развитием,в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия. Сведения о применении смертнойказниимеют примерно тот же возраст, что и сведения опервых государствах. Как узаконенныйв юридическом смыслевид наказания смертная казнь появилась с началом укрепления власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными правовыми отношениями. Например, на островах Тонга до времени позднего неолита и энеолита (105 тысяч лет до н. э.), где вся земля рассматривалась как собственность вождей, смертной казнью карались попытки простых членов первобытной общины перейти со своим земельным наделом к другому вождю. С переходом от родоплеменного деления к территориальному, правовая системасовершенствовалась и развивалась, и, соответственно, появлялись новые виды преступлений и наказаний. Однако при этом смертная казнь в протогосударственных образованиях назначаласьза проступки, которые считались предосудительными в данном историкокультурном ареале. К примеру, в одном месте смертью каралось посягательство на собственность знати, в другом нарушение экзогамных либо сословнокастовых брачных запретов, в третьем утрата вождем племени «священной силы», позволявшей ему повелевать природой. Как наглядный пример можно привести шиллуков(Верхний Нил), оказывавшие очень высокое почтение своим вождям, но однако, убивавшихих по достижении определенного возрастаиззабоязни, что от одряхления вождя ухудшатсяурожаи, приплод скота, да и сами люди в племени будут чаще болеть и умирать. С возникновением государственноправовых отношений появляется так называемый «принцип талиона», провозглашавший, что наказание должно быть равно преступлению. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого завета: «...а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб», Исх. 21.2325). В книге Бытия это выражено более обобщенно: «Кто прольет кровь человеческую, сказал Господь, того кровь прольется рукою человека», что практически означает одобрение смертной казни за человекоубийство. Правда, у многих народов существовало также понятие «цена крови», означавшее, что за убитого можно было расплатиться не собственной жизнью, а денежной суммой или ее эквивалентом. Изучениепамятников права, таких, как законы Хаммурапи (17921750 г.г. до н.э.), индийские законы Ману (200012000гг до н.э.), законы хеттов (16001200 г.г. до н.э.), законы Драконта в Древней Греции (621 год до н.э.), законы 12 таблиц в Древнем Риме (450 год до н.э.), подтверждает, что в указанныйпериод спектр преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, был достаточно обширен.Необходимо отметить, что древний законодатель,рассматривая смертную казнь в качествеуниверсальнойпревенциидля многих видов преступлений, стремился сделать ее наиболеемучительной и устрашающей. К таким видам казни относились, например: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, посажение на кол, вливание в горло раскаленного свинцаили других металлов, сожжениезаживо, сваривание вводе, маслеили вине, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление, сбрасывание с башни с возвышенности в море или пропасть, распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и т.п. Не менееинтересен тот факт, что для каждой конкретной местности или региона был характерен свой «особый» вид смертной казни. Так, например, для Греции были типичны: забрасывание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия), сбрасывание в каменоломню (иногда до приведения в исполнение приговоранад приговоренным совершалась экзекуция-в Спарте и наСиракузах), удушение (Спарта), отравление. Даже в известных своей демократичностью и культурой Афинах в VII в.до н.э., с целью устрашения, для не свободных гражданприменялось распятие. В Древнем Риме применялись в основном те же способы исполнения смертной казни. Например, по ЗаконамXII таблиц поджигатели сжигались на костре, позднее так стали казнить перебежчиков. Существовали и другие способы: повешение, колесование, утопление для отцеубийц, сбрасывание в пропасть и распятие (за преступления, совершенные рабами), обезглавливание, удушение, военнопленных выпускали на арену сражаться с дикими зверями или делали из них гладиаторов. В период Римской империи, в качестве разновидности смертной казни практиковалось самоубийствов присутствиипредставителей власти.Время Древнего мира сменилаэпохаСредневековья, вошедшаяв мировую историю как время расцвета инквизиции. Значение смертной казни как меры «защиты» собственности, личных прав граждан, государственных интересов отступилона задний план под давлением религиозныхдогматов. «Епископы и священники должны стараться всеми силами искоренить совершенно из своих приходов дьяволом изобретенное пагубное искусство гадания и колдовства, и если коголибо, мужчину или женщину, заподозрят в принадлежности к подобного рода преступлению, пусть епископы и священники изгонят их из своих приходов самым постыдным образом, ибо апостол сказал: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самонужден» (Послание к Титу, гл. III,с. 10, 11). Будучи развращены, пленены дьяволом и покинуты создателем, они ищут помощи у дьявола, а посему церковь должна быть очищена от подобной заразы»

данная цитата из «Корпуса канонического права» приводится профессором С. Лозинским в предисловии к «роковой книге средневековья»

«Молоту Ведьм». Интересно заметить, что «очищение», затрагивающее не ведьм и колдунов, а еретиков проходило «в соответствии с нормами уголовного права, например, как это произошло в 556 году, когда в Равенне была казнена группа манихеев». Наглядно свидетельствует о характере инквизиции факт активного участия в процессах (со стороны обличителей) детей. Так, в 1692 году во время суда над салемскими ведьмами восьмилетняя Анна Патнам «поставила своего рода рекорд, выдвинув 21 обвинение».По официальным данным, инквизиция унесла жизни более 100 тысяч человек, однако, так как многие процессуальные акты были утрачены,историкиговорят о 9 миллионах. Следует отметить, что квалифицированные виды смертной казни, пришедшие из Древнего мира и эпохи Средневековья, были столь жестокимипо своему «исполнению», что заставляли осужденных просить у палача как милости, спасения последнего удара, сохранялись, как отмечает А.Ф. Кистяковский в своем «Исследовании о смертной казни», вплоть до XVII века. Нередко изуверские способы исполнения казни, особенно в чрезвычайных ситуациях, выдумывались по совещанию с «людьми опытными и сведущими». Таковы, например, получившие по своей жестокости историческую известность казни Равальяка в 1610 году и Дамиена в 1757 году. Таким образом, изначально целью данного вида наказания вплоть до XVIIвека, прежде всего, являлось устрашение потенциальных преступников, то есть законодатель применял квалифицированные виды смертной казни в качестве меры общей, а не частной превенции. С этой цельюсмертная казнь осуществляласьне простопублично, апо возможности–на людных площадях, при большом стечении народа, или на перекрестках больших дорог, где трупы казненных были бы издали видны проходящим.Эшафоты и виселицы не убирались, атрупы убитых не снимались целыми годами. Более того, на казнях присутствовала не только чернь, но и представители высшего общества. Само исполнение смертной казни не считалось чемлибо позорным не только в те времена, когда казнь являлась жертвоприношением, религиозным обрядом, когда она выполнялась жрецами первосвященниками, царями, но и гораздо позднее. В средневековой Германии нередко палачи возводились в дворянское звание, аво Франции сам титул их «maitre des hautes oeuvres»показывал, что они занимали почетное положениев обществе.Позднее в законодательных актах иностранных государств в XVIIIXIXвеке намечается явная тенденция к сокращению количества преступлений, предусматривающих в качестве наказания за их совершение смертную казнь. К примеру, в начале XIX столетия Англия занимала первое место по количеству преступлений, караемых смертной казнью. По свидетельству Уильяма Блэкстона, в его время английские законы знали до 160 преступлений, обложенных смертной казнью, а по счету других, даже в первой четверти XIX столетия, их число доходило до 240, причем наравне с государственными преступлениями, с такими тяжкими посягательствами на личность, как убийство, изнасилование, такой же мерой наказания угрожал закон за угрозу на письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу из лавок на сумму свыше 5 шиллингов, кражу в церкви, на ярмарке на сумму свыше 1 шиллинга, кражу животных и так далее. Однако начиная с 30х годов, число преступлений, караемых смертью, стало значительно уменьшаться, причем особую роль в этом процессе сыграли статуты королевы Виктории 1837 и 1841 годов, а после консолидированныхстатутов 1861 года к этой группе стали относиться лишь: посягательство на особу королевы и членов царствующего дома, бунт, сопровождающийся насилием, убийство, злоумышленное нанесение ран, окончившееся смертью, морской разбой и поджог доков и арсеналов. Более того, когда после вскрытия тел повешенных преступников было выявлено, что от перелома шейных позвонков человек погибает практически мгновенно, а смерть от асфиксии наступает лишь через несколько минут и более мучительна, в Англии из гуманных соображений стали вводиться виселицы с длинным падением, вместо существовавших ранее «агрегатов» с коротким.Во Франции в конце XVIII столетия смертная казнь назначалась в 119 случаях. По code penal1810 года она назначалась еще в 39 случаях, причем за отцеубийство была сохранена даже квалифицированная смертная казнь. Однако это число было значительно уменьшено реформами 1832 и в особенности 1848 года, отменившими смертнуюказнь за политические преступления, хотя даже после этих реформ по числу случаев, караемых смертью, французский кодекс на первую четверть XX столетия занимал одно из первых мест, причем смертная казнь назначалась не только за тяжкие виды убийства, но и за другие преступления, окончившиеся смертью потерпевшего, или грозившие опасностью жизни –лишение свободы, истязания, поджоги, взрывы и тому подобное. В памятнике германского праваКаролинесмертная казнь предусматривалась за 44 рода преступных деяний, почти такое же количество знало прусское земское право 1794 года, а германский кодекс 1872 года сохранил смертную казнь только в двух случаях: при предумышленном убийстве, и при посягательстве на жизнь императора или главы отдельного государства, когда посягательство учинено его подданным или лицом, находящимся на территории этого государства. По военноуголовным законам число случаев применения смертной казни было значительно больше.В Австрии число преступлений, совершение которых каралось квалифицированной смертной казнью (разрывание тела раскаленными щипцами, вырезание ремней из спины, отрезание грудей и так далее) еще по кодексу Марии Терезии 1768 года было достаточно высоко. При преемнике Марии Терезии Иосифе II смертная казнь была в 1787 году вовсе отменена, однако в 1796 году данный институт вновь восстановили. Кодекс 1803 года(исправленный в 1852 году), допускал применение смертной казни только в пяти случаях –бунт, предумышленное убийство, разбой, сопровождавшийся убийством, поджог с отягчающими обстоятельствами и некоторые общеопасные случаи повреждения железнодорожных сооружений.Следует отметить, что законодательные акты скандинавских стран того периода были не столь гуманны, как теперь–так, например, шведский кодекс 1864 года угрожал смертью в 23 случаях.Тем не менее, не подвергается сомнению тот факт, что с развитием человеческого общества в целом, его моральнонравственных устоев, а также правовой сферы его бытия, происходит гуманизация пенитенциарной системы, и, следовательно, трансформируется сам институт смертной казни. Так, например, в XIX данный вид наказания не применялся за многие виды преступлений против собственности, за исключением только тех, которые помимо имущества также посягали на жизнь и общественную безопасность. И с этого периода смертная казнь выполняется одним актом, преимущественно посредством гильотины, как сравнительно наиболее быстрогои не мучительного лишения жизни –то есть применяется, в основном, в качестве меры частной превенции. Что касается стран, в которых смертная казнь вовсе была отменена во второй половине ХIХ столетия, то их было всего четыре: Румыния (1864 год), Италия (1890 год), Голландия (1870 год), Португалия (1867 год).Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: вопервых, смертная казнь является одним из самых древних видов наказания; вовторых, изначально целью данного вида наказания являлась общая превенция; втретьих, с развитием правовой, а, следовательно, и пенитенциарной системы, трансформируется сам институт смертной казни.

Ссылки на источники1.Непознанное Электронный ресурс: база данных содержитинформацию, относящуюся к различным наукам. –Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 199. –Режим доступа:http://istina.rin.ru/ufo/text/188.html/. –Загл. с экрана.2.Библия –книги Священного Писания Ветхого и Нового завета (канонические, врусском переводе с параллельными местами) –М. : Слово, 2004.3.Тамже. 4.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. –М.: Юристъ, 2002.5.Правотека Электронный ресурс: ЮридическаяИнтернетэнциклопедия. –Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2006. –Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/5547.html/. –Загл. с экрана.6.Шпренгер Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. –Спб.: Амфора, 2006. 7.Саммерс М. История колдовства/Пер. с англ. А.М. Лотменцева.М.:ОЛМАПРЕСС, 2002.8.История: правда и вымысел / Под ред. Ярошенко Н. –М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005.9.Ведьмы/Под ред. Голубовской М.В. –М. :Слово», 1993. 10.Кистяковский, А.Ф. Исследование о смертной казни / А. Ф. Кистяковский. –Тула: Издво Автограф, 1999. 11.Таганцев Н.С. Уголовное право (общая часть) Часть 2. По изданию 1902 года Электронный ресурс: Юридический портал Allpravo.ru.–Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2003. –Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/print997.html/. –Загл. с экрана.12.Тамже.13.Тамже.14.Тамже.15.Тамже.16.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I. / Под. Ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. –М.: Юристъ, 2002. С.299.17.Таганцев Н.С. Уголовное право (общая часть) Часть 2. По изданию 1902 года Электронный ресурс: Юридический портал Allpravo.ru.–Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2003. –Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/print997.html/. –Загл. с экрана.

Andrew Tumanov,Candidate of Philosophical Sciences, associate professor at the chair of criminal law and criminology Murmansk State Technical’sUniversity, Murmansk The history of theinstitutionof the death penaltyAbstract.Paper refers to theorigin,the formation ofthe historicand thedevelopment of the institutionof the death penalty, asitat present.Keywords:death penalty, justice, criminal liability, criminal penalties.

  • Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
    • Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
    • Принципы исполнения уголовных наказаний
    • Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
  • Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
    • Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
      • Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
      • Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
      • Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
      • Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
      • Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
    • Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
    • Имплементация норм международного пенитенциарного права
    • Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
  • Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
    • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
      • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
    • Виды исправительных учреждений и их задачи
      • Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
    • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
      • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
  • Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Понятие правового положения осужденных
    • Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
    • Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
  • Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
    • Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
    • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
    • Порядок отбывания наказания в тюрьмах
    • Отбывание наказания в воспитательных колониях
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
  • Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
    • Правовая природа и виды мест содержания под стражей
      • Основания применения заключения под стражу
    • Режим в местах содержания под стражей
      • Режим в местах содержания под стражей - страница 2
    • Гауптвахта как место содержания под стражей
  • Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Исполнение наказания в виде штрафа
      • Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
    • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
      • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
      • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
  • Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
    • Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
    • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
      • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
    • Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
    • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
    • Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
  • Проблема смертной казни в России
    • Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
    • История применения смертной казни в России
    • Практика назначения смертной казни
    • Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
    • Помилование осужденных к смертной казни
  • Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
    • Виды освобождения от отбывания наказания
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
    • Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
    • Порядок освобождения осужденных
      • Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
  • Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера
    • Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    • Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
    • Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
    • История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
    • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
      • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
  • Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
    • Тюремная система самодержавной России
      • Тюремная система самодержавной России - страница 2
      • Тюремная система самодержавной России - страница 3
    • Места заключения Временного правительства
    • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
    • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
    • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3

История применения смертной казни в России

В России смертная казнь как мера наказания упоминалась в ряде древних памятников, например в Краткой Русской Правде (XI в.). В летописях сохранились упоминания о казни разбойников По указанию Владимира Мономаха в Двинской уставной грамоте 1397 г. смертная казнь была предусмотрена лишь за кражу, совершенную в третий раз. Можно предположить, что уже в то время кража была наиболее рецидивоопасным преступлением, и совершение его в третий раз давало основание опасаться повторения содеянного и в будущем.

В Псковской судной грамоте 1467 г. было предусмотрено пять случаев применения смертной казни, причем три из них были связаны с похищением чужого имущества. Соборное уложение 1649 г. пошло по пути дальнейшего расширения применения смертной казни.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стали Воинские артикулы 1715 г. - произведенная Петром Первым при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России. В этом документе смертная казнь упоминалась более чем в 100 случаях.

На практике смертная казнь в те годы применялась весьма широко. Число казненных измерялось тысячами, а позже - в период Ивана Грозного - десятками тысяч.

Применение смертной казни в Российской империи заметно сократилось с середины XVIII века. Императрица Елизавета Петровна заявила, что во время ее правления смертная казнь применяться не будет. Однако она не решилась отменить применение этого наказания и лишь приостановила его исполнение.

Екатерина II, испытывавшая влияние Монтескье и Бекариа, в своем Наказе (1767 г.) призывала ограничить применение смертной казни. Высказывая соображения против смертной казни, Екатерина II в то же время заявляла, что «смертная казнь есть некоторое лекарство больного общества». Внешне прогрессивные идеи Наказа никак не повлияли на законодательство. Смертная казнь не только не была запрещена, но в целом ряде случаев применялась по специальным указам (Манифестам) императрицы. Идеи Наказа не помешали казнить и свыше 20 тыс. участников восстания Пугачева.

Применение смертной казни возросло во время революции 1905-1906 гг. Хотя по разным источникам оно было различным, но исчислялось сотнями и тысячами ежегодно.

Между тем в России из уст ряда ученых и общественных деятелей все более настойчиво раздавались голоса за отмену смертной казни. Проект такого закона был принят 19 июня 1906 г. Первой Государственной Думой, позднее - Второй Государственной Думой, но Государственный Совет в обоих случаях его не утвердил.

Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после Февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, Временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко в приказе от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство.

12 марта 1917 г. впервые за всю историю России Временное правительство отменило смертную казнь, но уже в июле того же года она была восстановлена и разрешена к применению военно-революционными судами за ряд воинских преступлений, а также за убийство, изнасилование, разбой и грабеж (всего свыше 20 составов преступлений).

28 сентября 1917 г. Временное правительство приостановило применение смертной казни «до особого распоряжения». Но вскоре произошла Октябрьская революция, которая открыла новый период истории России. Применение рассматриваемого наказания резко возросло. Казни санкционировались судом и применялись без суда.

Тем не менее 26 октября 1917 г. Декретом II Всероссийского съезда Советов было объявлено об отмене смертной казни. Однако уже 21 февраля 1918 г. декретом СНК «Социалистическое отечество в опасности» было разрешено применение расстрела, причем даже без суда - на месте и за достаточно широкий круг деяний - за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. Такие практически безграничные права предоставлялись ВЧК, которая не преминула ими воспользоваться.

О применении смертной казни указывалось в постановлении Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 г., в котором говорилось, что революционные трибуналы в выборе мер борьбы с преступлениями не связаны никакими ограничениями. Приговоры к смерти выносились также тройками или пятерками чрезвычайных комиссий на основе «революционного правосознания». Обжалованию они не подлежали. Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» было закреплено применение смертной казни. Руководящие начала по уголовному праву 1919 г. указывали на применение смертной казни в виде расстрела.

Вторая попытка отмены смертной казни во времена советской власти была предпринята 17 января 1920 г. в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)». Но уже через несколько месяцев рассматриваемое наказание было восстановлено.

Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг. хотя и не включили смертную казнь в систему наказаний, но предусмотрели ее в отдельных статьях. В санкциях Особенной части кодексов она была представлена весьма широко. Вместе с тем характерно, что если в УК РСФСР 1922 г. смертная казнь была предусмотрена в санкциях 7,6% статей, то в УК РСФСР 1926 г. этот процент уменьшился до 3,4%.

Нельзя не сказать, что в 30-е годы широкое применение получили внесудебные расстрелы. Таким правом пользовалась Чрезвычайная комиссия (ЧК) еще в первые годы советской власти. Но в то время власти оправдывали это условиями гражданской войны, иностранной военной интервенцией и другими обстоятельствами, которые объявлялись чрезвычайными. В 30-е годы уже не было гражданской войны.

Тем не менее 5 ноября 1934 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было создано Особое совещание при НКВД СССР. Формально этот орган мог применять ссылку, высылку и заключение в лагерь. Однако фактически Особое совещание, образованные на местах «тройки», «пятерки» и т.п. приговаривали к расстрелу тысячи людей без какого бы то ни было судебного разбирательства, без рассмотрения и оценки доказательств их вины и даже без вызова обвиняемого.

Третья попытка отказаться от смертной казни была предпринята Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни», который упразднил эту меру наказания в мирное время, предложив вместо нее применять лишение свободы сроком на 25 лет. Вскоре после этого, в 1949 г., Советский Союз внес на сессии Генеральной Ассамблеи ООН предложение об отмене смертной казни во всех государствах. Однако в то время оно поддержано не было.

Запрет применять смертную казнь был отменен в 1950 г., когда высшую меру наказания было разрешено назначать изменникам Родины, шпионам, диверсантам-подрывникам, а с 1954 г. - и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Из истории смертной казни....

Выполнила:

Ученица 10»В» класса

Овчухова Ольга


В истории общества проблема смертной казни никогда не получала однозначного решения. У кого-то сочетание этих двух коротких слов вызывало и вызывает чувство ужаса, у кого-то - решительный протест. Для многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным убийством. Но можно встретить и рассуждения иного, диаметрально противоположного характера, суть которых сводится к тому, что смертная казнь необходима, и ее применение к особо опасным преступникам будет способствовать сокращению преступности.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление). Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены, по меньшей мере, 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни. Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел. Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера, как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек. Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну. Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления. Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь. Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный". В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Минувший XX век, особенно его первая половина, пожалуй, как никогда в истории России, отмечен массовым и далеко не всегда обоснованно объяснимым применением смертной казни. В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к сохранению государственного порядка от 4 сентября 1881 г. Положение предоставляло право высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. Так, в январе 1905 года в Варшаве по распоряжению генерал-губернатора по подозрению в антиправительственной пропаганде, за изготовление бомб и покушение на грабеж казнено 16 человек, среди которых были несовершеннолетние. Число казненных без суда и при отсутствии обвинительного приговора только в декабре 1905 года составило 376 человек, а в первые три месяца 1906 года - 6791. 19 июня 1906 г. на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Статья I проекта гласила: "Смертная казнь отменяется". Далее было записано следующее: "Во всех случаях, в которых действующими законами установлена смертная казнь, она заменяется непосредственно следующим по тяжести наказанием". Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом.

Важную роль в пропаганде идей несовместимости смертной казни с передовыми принципами цивилизованного общества сыграл видный русский криминалист профессор М.Н. Гернет. По его инициативе увидели свет два сборника: "О смертной казни. Мнения русских криминалистов" (М., 1909 г.) и "Против смертной казни" (первое издание - 1906 г., второе - 1909 г.). А в 1913 году М.Н. Гернетом была опубликована крупная монография "Смертная казнь", где использовался огромный фактический материал и данные статистики. В это же время выходят исследования других криминалистов: Н.С. Тананцева и А.А. Пиотковского, также посвященные проблемам смертной казни. И наконец, в 1912 году выходит книга доцента Московского университета С.К. Викторовского об истории смертной казни в России. Несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные доводы ученых, смертная казнь в России отменена не была. После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 г. смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления3.