Характеристика главных героев морис метерлинк синяя птица. Раздумье над произведением Метерлинка «Синяя птица

1 вариант.

Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Г. Метерлинк от символиста до «театра смерти» пришел к другому видению мира - романтическому. И смысл пьесы в том, лишь бы показать человечеству философский смысл бытия, красоту сегодняшней жизни и ее величие. Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна дать им здоровье и счастье. Что же заставляет их идти на поиски, хотя они и не знают точно, куда идти? Фея сумеет разбудить в них и доброту, и стремление познать мир. Ведь им надо обязательно, научиться видеть то, что «не на виду».

И тогда оказывается, что весь мир вокруг, все предметы имеют свою душу, свое отношение к людям. Затем дети отправляются на поиски не сами, а в кругу друзей и недругов. Так же, как всегда шествует жизнью каждый человек. Их путешествие лежит Страной Воспоминаний и Дворцом Ночи, садами Блаженств и Царством Будущего. Дети узнают, что за умерших надо молиться, так как «молиться - значит вспоминать». Таинство смерти такое же великое, как и таинство рождения. И над всем этим старое Время, которое невозможно впустить кого-то на Землю рано или поздно. И каждый несет с собой какое-то действие - хорошо или плохо. Именно в этом и заключается смысл его рождения - принесении что-то миру. Где не были дети, везде они видели птиц, которые казались синими, но ни одна не была той Синей птицей. И только когда дети снова возвратились домой, наиболее похожей оказалась горлица, которая принадлежала Тильтилю. Да и само путешествие не случайно завершается в той самой хижине лесника, откуда они отправились. Только теперь она кажется другой, лучшей, так как другими возвратились детьми.

Значит главное - это готовность отправиться в поход за истиной, желание изменений, стремление к идеалу. Именно в этом, по мнению Метерлинка, и заключается смысл жизни понять, зачем ты пришел в мир, который смысл в том, что ты живешь, потому, что жизнь - вечна.

Морис Метерлинк был тем человеком, который создал символистский «театр».

Вот теперь можем говорить о поисках счастья героями «Синей птицы». Понятно, что этой феерии предшествовал сложный творческий и духовный путь, если на смену ему, где всем руководит Неизвестное, т.е. невидимые и неизвестные фатальные силы, намерения которых тайные, неизвестные. В конце концов, это была Смерть, к которой прислушались все лица, которые лишь ждали.

И вот читателю и театру предлагается произведение, в котором нет ощущения предсказуемости, герои которого не ждут, а действуют и изменяют прежде всего свой духовный мир. Через то большая часть действующих лиц есть символами духовной деятельности человека, как такового творческого начала.

Так, Душа Света отправляется на поиски Синей птицы счастья семьи, которую бы никто не назвал зажиточной, в сопровождении Душ Огня, Воды, Сахара и двух созданий, которые уже давно сопровождают человека на его пути. Души детей не примитивные и много что познали. Волшебный бриллиант помогает детям на их пути. И тот путь - опаснейший, которым проходит человек. Это путь самовоспитания. Одна за другой изменяются картины. Из нищей хижины дровосека мы попадаем в роскошные покои феи, лишь бы встретиться с достояниями еще первоначальных людей - огнем, водой, хлебом, сахаром, первыми свойскими животными. Сперва, как и надо было ждать, на пути самопознания мы обращаемся к нашим воспоминаниям... Страшная демонстрация материнской судьбы бедных для меня полностью снимает идиллическое расположение духа картины: семеро умерших детей один за другим выходят на конец.

Углубление в дальнейшее приводит маленьких людей к ужасам и темным порываниям человеческой психики. Пойманные здесь Синие птицы не выдерживают света. «Лес» личности недалеко пошел от «леса» природы, который старался осудить человека, которого, тем не менее, не по силам ему победить. Открытие Бриллианта кладбища уверяет мальчика и девочку, что смерти нет.

Тем не менее и свет можно затмить - есть блаженства разные за сущностью, и если сорвать маски, выглядят, как чудовища. И только и радости понимать, видеть, не бояться, так же, как Материнская Любовь, истинные. Самые трагичные символы, наверное, в голубом дворце, где ждут жизни, в нем все заранее, неродившиеся дети...

И потому возвращаемся к хижине дровосека, так и не найдя Синей птицу. И что-то подобное было уже только еще к началу его странствований. Он передаст его девушке-соседке, а и не удержит Птицы счастья.

Может, потому, что счастье нельзя выбрать или получить в подарок. За ним надо идти. Напрасно обращается к зрителям Тильтиль: Мы очень вас просим: если кто-то из вас его найдет, то пусть принесет к нам, он нам нужен для того, чтобы стать счастливыми в будущем...

2 вариант.

К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.1 В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Перед тем, как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следует обратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают, как «Синюю птицу», однако, как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименование неверно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моей стороны – придираться к слову синий и передавать словом голубой французское слово Bleu; по-французски bleu значит и синий, и голубой, так же как Blau по-немецки; но дело в том, что за пьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк очень много занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл для французов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк - один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. Новалис- ранний романтик, один из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, – и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. У нас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именно голубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицу синей, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство – (голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом - голубая, а не синяя.

Для начала следует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу, как о первых, так и о вторых.

Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» - стали основой драматического действия этой пьесы. Однако, что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению? Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.3 «Большой алмаз, он возвращает зрение».

Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.4

Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.5 Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы - в хижине дровосека - перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».6

Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».7 Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» - это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов - все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым он является в действительности, - одухотворенным, прекрасным (а иногда - страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое, настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь его род - единственное целое, одна бесконечная линия.

Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)

Созданная Метерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли - Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот - обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).

Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу - птицу счастья - и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди - спят, не видя всю красоту и благодать мира.

«Одухотворяет» в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

В преддверии Рождества, дети дровосека просыпаются ночью от чудной музыки дома напротив. Тильтиль и Митиль встречают старую женщину. Это фея Берилюна. Он дает задание детям найти Синюю птицу. Тильтиль получает подарок - шапочку с алмазов. Повернув его можно видеть скрытые души всего окружающего. Вначале дети идут в Страну Воспоминаний, где видят много умерших родственников. И хотя там они получили синего дрозда - по уходу птица сменила окрас на черный. Митиль и Тильтиль отправились во дворец Ночи. Но и там не было птицы, способной выдержать дневной свет. В лесу дети едва не погибли от деревьев, которые были в обиде на отца дровосека. Душа Света посоветовала чуть повернуть алмаз для обезвреживания деревьев и это послужило спасением. Посещение кладбища и Дворца блаженств не дало желаемых результатов. В Царстве Будущего только много детей. Найти птицу не удалось. Дети проснулись и рассказали маме о путешествии. Пришла соседка Берленго очень похожа на фею. Её больной дочке Тильтиль дарит «Синюю птицу» - горлицу, но та улетает. Мальчик обещает вернуть ее.

Вывод (мое мнение)

Важно на миг остановиться и понять, зачем ты живешь, что можешь принести на землю. Смотря в глубину происходящего можно изменить восприятие мира. Просто так найти и удержать счастье невозможно. Нужен упорный труд и целеустремленность. Пьеса побуждает не опускать рук.

В 1908 Метерлинк создал пьесу-сказку "Синяя птица ", исполненную веры в победу человека над силами природы, голодом, войной.

«Синяя птица» - вершина творчества Метерлинка. Сочетание традиций фольклорной и романтической сказки с приемами символистского театра обусловили художественное своеобразие «Синей птицы», «простой, легкой и радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной». Пьеса проникнута идеей автора «быть смелым, чтобы видеть скрытое», это философская сказка о смысле человеческой жизни. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "… я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

«Синюю птицу» считают одним из лучших произведений М. Это не возвращение к символизму, но авторская интерпретация целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых - рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Во сне дети дровосека Тильтиль и Митиль отправляются с Душой Света на поиски таинственной Синей птицы. Им приходится преодолеть множество препятствий, встретиться с коварством, рисковать жизнью.. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия. Они находят синих птиц, однако те либо меняют цвет в клетке, либо погибают в руках человека. В конце путешествия дети снова видят в своем доме голубку, которая кажется их маленькой соседке настоящей Синей птицей, ибо подлинное счастье может быть только в реальности. Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Сущность пьесы, значение для нее народной, фольклорной традиции искусства, ее глубинный пафос, присущий и творчеству Метерлинка в целом, лучше всего охарактеризовал Блок: «Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычным, и в этом вся соль пьесы...» И далее: «… счастья нет, счастье всегда улетает как птица, говорит сказка; и сейчас же та же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой, как сама Голубая птица, трепещется поэзия, волнуется по ветру ее праздничный флаг, бьется ее вечно юное сердце».

Тильтиль, Митиль - дети, совершающие во сне странствие, которое из хижины дровосека переносит их в Страну Воспоминаний, Дворец Ночи, Сады Блаженств, Царство Будущего. Сюжет феерии - история посвящения маленьких героев в простые, но необходимые нравственные истины и их приобщения к миру высших ценностей человеческого бытия. Синяя птица - аналог голубого цветка романтиков, чудесное воплощение всего, что недостижимо в земном мире. В финале Т. дарит птицу больной соседской девочке, и этот жест альтруизма становится главным итогом действия. Наградой за способность ощущать глубокую родственность всех разнородных явлений жизни и знаком душевной чистоты, без которой невозможна подобная ясность восприятия мира, служит волшебный алмаз Т., открывающий душу во всех предметах, деревьях, животных, вещах домашнего обихода. Сказочное путешествие Т. и М. таинственными тропами познания, по которым их ведет Душа Света, не обходится без встречи с Духами Тьмы - чтобы убедиться, что внушаемые ими ужасы преодолимы, - с мнимыми Блаженствами, предстающими в своей иллюзорности, с Несчастьями, поддающимися укрощению. Важный эпизод этого странствия - познание высшей истины, состоящей в том, что нет ни смерти, ни забвения, потому что в безграничном океане бытия прошлое, настоящее, будущее связаны тысячами нитей.

Законом, по которому строится жизнь в мире Т. и М., является бескорыстие. Лишь оно признается залогом счастья, которое «всегда с нами, только не бойтесь его искать». Демонические козни Кошки остаются не более чем проделками комической интриганки, а Ночь отступает перед сиянием Души Света. Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

33. Символика «Синей птицы» Метерлинка. (+см б. 32)

В «Синей птице» предельно наглядны основные мотивы творчества Метерлинка: это, например, развенчание примитивных радостей низшего, сугубо материального порядка («Тучные блаженства») в сопоставлении с неотъемлемыми духовными ценностями человеческой натуры, конкретизируемыми как «Радость быть справедливым», «Радость быть добрым», «Радость завершенной работы», «Радость мыслить», «Радость созерцать прекрасное» и т. д., вплоть до «Радостей, которых люди еще не узнали».

Герои - дети бедного дровосека Тильтиль и Митиль в сопровождении оживших сил природы отправляются на поиски Синей птицы, символизирующей истину и счастье. Они попадают в Страну Воспоминаний, Царство Будущего, Сады Блаженств, переживают необыкновенные приключения, преодолевают всевозможные препятствия и когда, наконец, возвращаются назад, то находят ее в своем доме. Сам Метерлинк так сформулировал основную мысль произведения: "… я хотел сказать, что человечество всегда должно стремиться вперед, что в этих блужданиях оно всегда растет, наливается новыми соками и движется дальше, вперед".

Смысл сказки в том, что истинная Синяя птица - это символ свободного знания: потому ведет детей Свет, потому боится их Ночь со своими тайнами и ужасами, потому и меняет цвет Синяя птица в клетке - без свободы разум гибнет. Здесь более нет туманной символики раннего М., нет зловещего Рока, подстерегающего человека. Интересно раскрывается мысль о том, что человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительна, ибо это будущее вложено в него еще до рождения: Тильтиль и Митиль попадают к нерожденным детям, каждый из которых уже знает, кем он станет в жизни, что он сможет совершить. Сказка красочна и многопланова, богата мыслями и добрыми делами персонажей. Это произведение обращено одновременно и к взрослым, и к детям, именно поэтому до настоящего времени оно не сходит со сцены.

Ночь – символ всех бед и несчастий, кошка – коварства, Душа Света – света, собака - преданности

Незамутненное сознание Т. и М. - символ торжества над злом и победы над Роком, которая возможна, если человеку удастся вернуть себе угасшее зрение, каким обладает ребенок.

Замечательная пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица» повествует о приключениях двоих детей из семьи бедного дровосека. Брат и сестра, Тильтиль и Митиль, отправляются на поиски волшебной синей птицы. Эта птица – символ счастья и любви. По сюжету сказки синяя птица волшебна, и только она может излечить больную девочку, внучку Феи.

Прежде, чем добыть птицу, дети попадают в разные приключения в символических волшебных странах: Страну Воспоминаний, Сады блаженств. Там они встречают множество живых существ, которые тоже являются символами: Время, Душу Света, Материнскую любовь. Дети учатся понимать Души вещей: хлеб, сахар, вода и молоко предстают перед ними, как живые личности.

Но ни в садах Блаженств, ни в Стране воспоминаний, ни во дворце Ночи, ни в Лазоревом дворце будущего дети не находят птицы. Точнее, все птицы, которых они там ловят и сажают в клетку, либо умирают, либо меняют цвет. Видимо, счастье не заключается ни в удовольствиях, ни в воспоминаниях, ни в мечтах о будущем. Дети проходят весь путь, а когда просыпаются дома в своих кроватках, Тильтиль узнает волшебную синюю птицу в своей горлинке.

Хотя ничего в домике не изменилось, в нем поселилось счастье. Дети по-новому, с любовью и благодарностью, смотрят на самые простые вещи, целуют родителей и домашних животных. Тильтиль дарит горлинку больной соседской девочке, и она выздоравливает. Затем птица улетает, потому что ощущение счастья привязать к себе невозможно.

Идея автора в том, что счастье приходит к тем, кто «видит скрытое» от повседневных забот и мелочей. Мир становится светлым и волшебным, если смотреть на него, как на волшебство, если дарить любовь, как Тильтиль подарил свою горлинку. Тогда произойдут чудеса.

Счастья нельзя добиться насилием, как нельзя посадить в клетку синюю птицу. Но «нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое». Я думаю, автор не зря выбрал героями сказки именно детей. Ведь они храбры, чисты душой и верят в сказку больше, чем взрослые.

Пьеса Мориса Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой будет представлено ниже, - знаменитое произведение бельгийского драматурга, написанное в 1908 году. Впервые в России она была поставлена на сцене Московского художественного театра. Ее главная идея заключается в возможности быть смелым, чтобы видеть скрытое.

Завязка пьесы

Пьеса "Синяя птица", краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается в канун Рождества. Главные герои - это Митиль и Тильтиль, они дети дровосека, которые мирно спят в своих кроватках. Внезапно их будят звуки музыки за окном, они подбегают к окну и видят шикарное рождественское празднество в доме напротив.

В это время кто-то стучится в дверь. На пороге оказывается старушка в зеленом одеянии. Это фея Берилюна, которая велит детям немедля пойти на поиски Синей птицы. При этом ее сильно раздражает, что Митиль и Тильтиль не различают очевидных вещей. Надо быть смелыми, чтобы увидеть скрытое, так она напутствует их.

После этого Берилюна отдает мальчику шапочку зеленого цвета с алмазом, с помощью которой он теперь может видеть "душу вещей". Когда мальчик ее надевает и поворачивает алмаз, все окружающие его предметы преображаются чудесным образом. Колдунья превращается в прекрасную принцессу, а обстановка их хижины сразу оживает. Он видит души Часов, Огня и даже Караваев. Например, Огонь предстает перед ним в образе человека в красном трико.

Человеческий облик приобретают даже Кошка и Пес. Пес искренне радуется Тильтилю, а Кошка недоверчиво протягивает свою руку Митиль. В то же время из крана сверкающим фонтаном начинает бить вода, возникает юная дева с длинными волосами. Это душа Воды. Она вступает в схватку с Огнем. Они опрокидывают кувшин со стола, откуда появляется душа Молока. А из пламени упавшей лампы восстает душа Света.

В этот момент в дверь снова стучат, Тильтиль слишком быстро поворачивает алмаз, все вокруг меркнет. Фея приказывает всем ожившим душам сопровождать детей, предрекая им при этом гибель в конце путешествия. Соглашаются только Пес и душа Света. Но в итоге фея обещает каждому подобрать подходящий наряд. Когда родители Тильтиль и Митиль входят в дом, то видят только детей, спокойно спящих в своих постелях.

Начало путешествия

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой - перед вами, герои попадают во дворец Берилюны. Животные и предметы переодеваются в сказочные костюмы. Главной себя объявляет Кошка. Она именует людей деспотами и напоминает, что раньше все они были свободны.

Кошка предполагает, что, заполучив Синюю птицу, люди познают душу стихий, животных и вещей, а после этого окончательно их поработят. Категорически против заговора выступает только верный Пес. Когда возвращаются главные герои вместе с феей и душой Света, все сразу замолкают. Кошка начинает ябедничать на Пса, тому достается от Тильтиля.

Перед тем как отправиться в дальнее путешествие, Хлеб делится ломтями, которые отрезает прямо от своего живота, а Сахару удается подсластить эту трапезу. Правда, они тут же отрастают вновь.

В Стране воспоминаний

Первым делом герои пьесы М. Метерлинка "Синяя птица" (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) отправляются в Страну воспоминаний. Ее детям необходимо посетить одним.

В Стране воспоминаний Митиль и Тильтиль попадают в гости к своим бабушке и дедушке, там же встречают своих братьев и сестер, которые умерли во младенчестве. Выясняется, что умершие погружаются в сон, пробуждаясь только тогда, когда живые вспоминают о них. Главные герои играют с детьми, обедают вместе со всем семейством, а затем спешат обратно, чтобы не пропустить свидание с душой Света. Старики отдают им дрозда, который кажется им абсолютно синим. Но, вернувшись из Страны воспоминаний, они убеждаются, что дрозд снова стал черным.

Дворец Ночи

Один из персонажей пьесы "Синяя птица" (краткое содержание позволит лучше понять замысел автора) по-прежнему строит козни против детей. Это Кошка. Она приходит во дворец Ночи, чтобы предупредить хозяйку о визите детей. Но Ночь не в состоянии остановить их, поэтому Кошке и Ночи остается только рассчитывать на то, что задумка людей не удастся, Синяя птица не попадется в их руки.

В пьесе "Синяя птица" (краткое содержание для читательского дневника приведено в этой статье) Ночь пытается всячески запутать детей. Запугивает Тильтиля, не отдает ему ключ, который может распахнуть все двери в ее дворце. Но мальчик все-таки начинает открывать дверь одну за другой.

Он встречает призраков, болезни и войны. За одной из дверей Тильтиль находит небесные светила, свои любимые запахи, светляков, соловьиное пение.

Волшебный сад

Когда мальчик оказывается перед самой большой дверью, Ночь советует ему ее не открывать. Все спутники героя, кроме верного Пса, прячутся. Как только дверь открывается, за ней оказывается удивительной красоты сад со множеством волшебных синих птиц.

Из книги "Синяя птица", краткое содержание которой не заменит само произведение, мы узнаем, что мальчик зовет из укрытий своих товарищей, каждый из них ловит сразу по несколько синих птиц, и только после этого они выходят из сада. Но вскоре выясняется, что найти настоящую Синюю птицу им так и не удалось. Все птицы, которых они забрали из сада, погибают, испугавшись дневного света.

В лесу

Между тем в пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой позволит узнать сюжет, не читая книги, Кошка продолжает строить козни главным героям. Она приходит в лес и начинает настраивать деревья против Тильтиля и Митиля. А деревьям, естественно, есть за что не любить детей дровосека.

Когда в лес приходит Тильтиль, его мгновенно опрокидывают на землю, только Пес спасает его от пут Плюща. Они оба оказываются на грани гибели, только вмешавшаяся душа Света спасает их, подсказав Тильтилю повернуть алмаз на шапке. Сразу после этого деревья погружаются во мрак, это спасает их. А Кошка смогла оставить в секрете свои призывы к бунту.

Поиски на кладбище

Поиски приводят героев на кладбище. В пьесе "Синяя птица" Мориса Метерлинка (в кратком содержании на этом сделан особый акцент) мальчик ровно в 12 часов ночи поворачивает алмаз. Сразу после этого могилы разверзаются, из них появляются прекрасные волшебные белые цветы. Птицы начинают петь гимны жизни и солнцу. А Митиль и Тильтиль только удивляются, что нигде не оказывается мертвых.

Их следующая остановка - в Садах Блаженств. Тучные Блаженства, которые оказываются на их пути, едва не втягивают главного героя и его товарищей в свои оргии, но мальчик в последний момент поворачивает алмаз и видит, насколько безобразны эти Блаженства.

Дети встречают домашние Блаженства, о существовании которых раньше даже не подозревали, потому что жили в бедности и лишениях. Это такие простые на первый взгляд Блаженства, как Быть Здоровым, Видеть Зажигающиеся Звезды, Голубое Небо и Солнечные Дни или Бегать по Росе Босиком.

Вскоре появляются Великие Радости, среди которых Радость Быть Добрым, Радость Быть Справедливым, самая чистая и светлая из них - Радость Материнской Любви. Дети отмечают, что она очень похожа на их настоящую мать, только намного красивее.

Материнская Любовь

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой многих сподвигнет прочитать саму книгу, Материнская Любовь узнает, что дети пришли вместе с душой Света. Она приветствует ее как свою повелительницу.

Великие Радости просят ее откинуть покрывало, под которым скрыты непознанные Блаженства и Истины. Но душа Света только, наоборот, еще плотнее закутывается в это покрывало, отвечая, что час еще не настал. Но она обещает когда-нибудь обязательно явиться. На прощание она обнимается с Великими Радостями и расстается с ними.

Царство будущего

В пьесе "Синяя птица" герои вместе с душой Света приходят в Царство будущего, посещают в нем Лазоревый дворец. Навстречу им сразу выбегают Лазоревые Дети.

Это младенцы, которые в ближайшем будущем родятся на Земле. Но придут они не с пустыми руками, у каждого из них будет какое-то изобретение, которое облегчит жизнь человечеству. Например, это может быть Машина счастья, которая знает 33 способа продления жизни.

Один из Лазоревых Детей выращивает необыкновенной красоты маргаритки, а другой провозглашает себя Королем Девяти Планет и обещает уничтожить несправедливость на Земле. Еще двое Лазоревых Детей олицетворяют любовь. Они стоят обнявшись и не могут насмотреться. Только целуются и говорят о предстоящем расставании, потому что на земле будут разделены несколькими столетиями.

Тут же главные герои находят своего брата, который совсем скоро должен родиться в их семье. Как только поднимается солнце, новые дети начинают рождаться. В этот момент приходит старик по имени Время, у которого песочные часы и коса. Все, кто должен скоро родиться, поднимаются на корабль, который увозит их на землю. Издалека только слышится пение матерей, которые ждут своих детей.

Зачарованные происходящим герои выдают свое присутствие старику Время, который впадает в гнев. Тильтиль вовремя поворачивает алмаз.

Возвращение домой

Путешествие главных героев сказки "Синяя птица" (краткое содержание его описывает лишь частично) подходит к концу. Тильтиль оказывается перед своим родным домом, но не сразу узнает его. Дети наконец расстаются со спутниками.

Хлеб передает мальчику клетку, в которую так и не удалось никого поселить. Душа Света признает, что, возможно, такой птицы либо вовсе не существует, либо она умело меняет окраску, как только оказывается в клетке.

С детьми прощаются души животных и вещей. Огонь на прощание едва не обжигает их своими ласками. Вода журчит ласковые речи на прощание, а Сахар произносит насквозь слащавые и фальшивые слова. Пес переживает больше всех, его пугает, что он больше не сможет разговаривать со своим любимым хозяином.

Дети пытаются убедить остаться с ними хотя бы душу Света, но та признается, что это не в ее власти. Она только обещает быть с ними в каждом лунном луче и занимающейся заре. Ровно в 8 часов калитка открывается, дети проходят во двор, она тут же захлопывается за ними.

Преображение хижины

Из пьесы Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой теперь вам известно, мы узнаем, что Тильтиль и Митиль сильно удивляются, когда видят, как преобразилась хижина дровосека за время их отсутствия. Все стало радостнее и новее.

Дневной свет пробивается сквозь ставни, а дети мирно спят на своих кроватях. Мать начинает нежно и ласково их будить. И тогда они наперебой рассказывают о своем волшебном путешествии. Их разговоры только пугают женщину, она посылает за доктором.

Соседка-фея

Но вместо врача на пороге оказывается их соседка Берленго, которая удивительным образом похожа на фею Берилюну. Тильтиль, спутав их, признается, что так и не смог отыскать Синюю птицу. Соседка понимает, что детям пригрезилась какая-то сказка. Она начинает рассказывать про свою внучку, которая давно болеет, не встает с постели, доктора все списывают на нервы.

Тогда мать Тильтиля уговаривает его подарить дочери соседки горлицу. Она давно о ней мечтает. В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой поможет подготовиться к экзамену или уроку, мальчик смотрит на свою горлицу, и на мгновение ему кажется, что она и есть та самая Синяя птица. Тильтиль отдает клетку с птицей.

Интересно, что дети начинают по-другому смотреть на вещи, которые есть в их доме. На воду, хлеб, сахар, кошку и пса. Вскоре соседка возвращается вместе с белокурой девочкой, которая прижимает к груди горлицу. Тильтиль и Митиль начинает казаться, что она удивительным образом похожа на душу Света.

Тильтиль начинает ей объяснять, как ухаживать за птицей, но та улетает. Девочка плачет, Тильтиль обещает ей обязательно поймать горлицу.

Пьеса завершается обращением к зрителям, в котором Тильтиль просит обязательно принести птицу того, кто ее встретит. Это необходимо, что в будущем было счастье.