Генеральный регламент. Генеральный регламент: структура, суть и значение Генеральный регламент государственных коллегий 1720

Понеже его царское величество <…> по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.

И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради е. ц. в, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижним служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа) <…> объявить.

Хрестоматия по истории России / Авт.-сост.

А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина. М., 2004. С. 172-173.

Эпоха Петра I отмечена бурным реформаторством всех сфер жизни российского общества. Естественно, управление государством не могло остаться в стороне от этого процесса.

При анализе документа следует помнить, что регламенты являются источниками законодательного характера. Они определяли общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений. Эта форма нормативного акта была особенно распространена в период правления Петра I, когда создавалась новая система государственных учреждений. С 1711 по 1721 гг. возникло несколько регламентов, в том числе Генеральный (определявший структуру, штаты, права и обязанности должностных лиц, общий порядок работы коллегиального учреждения и его делопроизводство).

Особо следует остановиться на появлении коллегиальной системы. Первые органы управления с разграничением их полномочий – приказы – появились в России еще при Иване Грозном, в период реформ Избранной Рады. Однако в их деятельности было множество недостатков, да и сама структура не отвечала требованиям нового времени. Поэтому появилась необходимость в новых органах управления.

Данный анализ будет неполным без учета следующего факта: в 1721 году были образованы Духовная коллегия (Святейший Синод), Вотчинная коллегия, Главный магистрат. В 1722 году при Сенате появилась должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров, которые осуществляли надзор за Сенатом и коллегиями. Коллегиальная система более строго распределяла обязанности между центральными ведомствами, чем приказная. Решения принимались большинством голосов членов коллегии в составе ее президента, четырех советников и четырех асессоров. Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации. Жизнеспособность этой системы подтверждает тот факт, что после Петра I эта сфера в дореволюционной России подвергалась масштабному реформированию только при Александре I, когда коллегии были заменены министерствами. Вплоть до издания в 1832 г. «Свода законов Российской империи» органы управления руководствовались в своей работе Генеральным регламентом 1720 г.

Сделайте вывод о достоинствах и недостатках системы государственного управления, созданной в XVIII веке.

Вопросы и задания

1. Какими сферами ведали учрежденные Петром I коллегии? Пользуясь справочными изданиями, определите назначение Камор, Ревизион, Штатс – контор, Берг коллегий. Что означало создание Святейшего Синода?

2. Как вы считаете, повлиял ли на этот шаг Петра Великого пример западных держав?

3. Опираясь на полученные знания, составьте схему управления Российской империей в первой четверти XVIII века. Выделите значение Генерального регламента Петра I.

Литература

Алексеева Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I // Вопросы истории. 2006. № 2.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. № 6.

История государственного управления в России. М., 2002.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Петр I
Генеральный регламент
1720 г.

Понеже Е.Ц.В. всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприяти изволил, ради порядочного управления и исчисления своих приходов и поправления полезности юстиции и полиции (то есть росправе судной и гражданстве), тако же ради возможного охранения своих верных подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерции, художеств и мануфактур и доброго учреждения своих морских и земских пошлин и ради умножения и приращения рудокопных заводов и прочих государственных нужд, следующия к тому потребныя и надлежащия Государственные коллегии учредил. <…>

И во оных президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцеляристов и конторских служителей, а более из своих собственных подданных определил, такожде и потребные канцелярии и канторы при том учредить.

Того ради Е.Ц.В. за потребно рассудить изволил, всем в вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся вышним и нижним служителям обще и каждому особо сим Генеральным Регламентом во известие <…> всемилостивейшее свое повеление в нижеписанных пунктах объявить.

Глава первая
О присяжной должности

Государственных Коллегиев члены, також и прочии чины гражданския, обще и каждый особо, имеют паче все Е.Ц.В. и Е.В. государыне царице и высоким наследникам верные, честные и добрые слуги быть, пользу и благополучие их, всяким образом и по вси возможности искать и споспешествовать, убыток вперед и опасность отвращать и благовременно о том объявлять, как сие честным людем и подданным Е.Ц.В. пристойно и принадлежит. <…>

Глава вторая
О преимуществе коллегии

1. Понеже все Государственные Коллегии токмо под Е.Ц.В. особливым, також и Правительствующего Сената указами обретаютца, буде же Сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что Е.В. указам и высокому интересу противно, то Государственному Коллегию не должно того вскоре исполнять, но иметь в Сенате о том надлежащее письменное предположение учинить.

2. И ежели Сенат, невзирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то Сенат в том ответ давать повинен.

3. А Коллегиум по письменному указу сенатскому исполнять и потом Е.Ц.В. об этом донести должен.

4. А ежели не известит, то Коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды.

5. Того ради изволяет Е.Ц.В. всякие свои указы в Сенат и в Коллегии, також и из Сената в коллегии ж отправлять письменно, ибо как в Сенате, так и в Коллегиях словесные указы никогда отправляемы быти не надлежит.

Глава третья
О назначенных к сидению днях и часах

1. Коллегиям сидение свое иметь во всякой недели, кроме воскресных дней и господских праздников и государственных ангелов, в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверг обыкновенно президентом в сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу; и быть по 5 часов.

2. А ежели важные дела случатца, которые умедлены быть не имеют, но вскоре окончаны, то долженствует, по изобретению дел и обстоятельств, или всему коллегию или некоторым членам, по определению от Коллегии, не смотря на помянутые время и часы, съезжатца и те дела отправлять. <…>

Глава четвертая
О исполнении указов

1. Всякой президент должен все указы Е.В. и Сенату, которые надлежат быть письменные, а не словесные, неотложно исполнять.

2. И оным две записки иметь, которые вершены и действом исполнены, а которые не вершены или вершины, а действом не исполнены, тем держать роспись на столе, дабы непрестанно в памяти было.

Толкование

3. Дела разумеются, о которых надлежит письменный указ, те, которые в действо производит, а не те, которые к сочинению действа надлежать, например, надлежит собрать деньги или правиант, тогда и словами приказать мочно, чтоб о том советовали, как то чинить, но когда положат, тогда доложить, так ли быть, и, когда опробуется, тогда не производить в дело без письменного указу.

4. И чтоб, как возможно, оные скорее исполнять, а имянно, не более недели времяни, ежели скорее нельзя.

5. Буде же которые государственные дела будут требовать справок с губерниями и с провинциями, давать срок до губернии и провинции на проезд в один путь на сто верст по два дни, а на возвращение по том ж.

6. А в губерниях и провинциях во оных исправлятца, не отлагая ни за чем ни малого времени, как скоро возможно. А более месяца отнюдь не продолжать. <…>

10. Ежели далее всего положенного срока кто без законной причины волочить станет, то наказан будет за каждой день по тридцати рублев, ежели убытку от того кому не учинилось. А ежели убыток учинился, то оной вдвое доправить, в первой и в другой раз, а в третей, яко преслушатель указа, наказан быть имеет.


Публ. по: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т. 1. М.; Л., 1945. С. 483–490.

В начале 18 века проведены реформы Петра I. Важнейшая из них – реформа государственного аппарата, в результате которой создана новая система управления (Сенат, Синод). «Генеральный регламент» стал обобщающим документом и первым законодательным актом, в котором был прописан не только весь порядок работы коллегий, ведения в них делопроизводства, но и обязанности каждого работника канцелярии. Это новый тип организационного документа, прообраз всех последующих регламентов, в том числе в наши дни – Регламента Государственной Думы. В «Генеральном регламенте» перечислены созданные к этому году коллегии, служба в которых являлась присяжной должностью, определенно их устройство, тщательно расписан весь порядок работы, должностной состав. Половина глав посвящена порядку работы коллегий – начало работы, время отпусков, прием посетителей, награждения, наказания работников и т.д.

Остальные главы касаются непосредственно работы с документами и должностных обязанностей служащих канцелярий. Возглавлял коллегию президент. Кроме личного секретаря президента, притом, что вся работа коллегий была связана с документами, как фиксирующими ее непосредственную деятельность, так и получаемые извне, в коллегии существовало специальное структурное подразделение, занимающееся делопроизводством, - канцелярия, которой посвящены специальные главы «Генерального регламента».

2. Табель о рангах (1722) законодательный акт о регламентации государственной службы в России.

24.01.1722 был введен «Табель о рангах всех чинов: воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины…» - законодательный акт, по которому государственная служба была разделена на гражданскую, военную и придворную. Каждая разновидность службы делилась на 14 ступеней – классов. «Чины давались за службу в порядке постепенности и обозначали степень деловой подготовки служащих и их пригодность к занятию определенных должностей». Чины от I до IX класса по службе могли получить потомственное дворянство, от X до XIV – личное дворянство. Простейший анализ «Табели о рангах» показывает, что работники канцелярий имели высокие чины, например, профессора при академии получали чин IX класса, такой же, как сенатские протоколисты, переводчики и секретари коллегий; бургомистры от магистратов в губерниях – чин X класса. Начиная с XVIII века эволюция «Табели» шла в направлении ее упрощения, уточнения названий чинов и их места в служебной иерархии. Одним из главных организационных принципов государственной службы было обязательное прохождение всей служебной лестницы снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе чиновник должен был прослужить известный минимум лет, но за особые заслуги по службе этот срок мог быть сокращен. Таким образом, служба начиналась с работы с документами и чины с XIV по X можно было получить, работая в канцелярии.

«Культура эпохи Петра» - Развитие науки. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого. Значение реформ в области культуры. Начало русского флота. Задание на урок. Реформа в области быта. Наряду с иностранцами- Д. Трезини, Б.Растрелли работали и русские зодчие - И.Коробов, М.Земцов. В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства.

«От февраля к октябрю» - Двоевластие. Заполните таблицу. Россия от Февраля к Октябрю 1917г. Каковы реальные шансы на историческую перспективу Петроградского Совета и Временного правительства. Вопросы для обсуждения. Проанализируйте высказывания и заявления российского обывателя летом, осенью 1917года. Тема урока. План урока.

«Преобразования Петра» - Участвовал в переговорах и в заключении «Вечного мира» с Польшей. Информатизация общества предъявляет новые требования к выпускнику школы. В чем вы видите недостатки реформ? ХОД УРОКА 1. Орг. момент. 2. Мотивационный этап. - Здравствуйте! Пояснительная записка. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената.

«Праздник 23 февраля» - Тот герой, кто за Родину горой. Один в поле не воин. Русский не с мечом, ни с калачом не шутит. Только Армия всех защищает, Не дает обижать сыновей! Смелость города берет. Тяжело в учении – легко в бою. Родина – мать, умей за нее постоять. Жить – Родине служить! День первой победы стал днем рождения армии.

«Регламент органа исполнительной власти» - Типовой регламент взаимодействия фоив. Регламент доступа к информации о деятельности органа власти. Порядок работы с обращениями граждан и организаций XIII. Способы доступа к информации. Порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти. Порядок подготовки и оформления решений федерального органа исполнительной власти IV.

«23 февраля история праздника» - Совместная воздушно-наземная боевая операция на широком фронте с привлечением значительных сил и средств. Была проведена с 23 - 26 января 1989 года. Афганистан(операция “Тайфун”). Афганистан(операция”магистраль”). Афганистан. Афганистан(“Куфабские рейды”). История праздника. Была проведена с 23 ноября по 10 января 1987-1988 гг.

Деятельность каждого учреждения регулировалась соответствующими уставами, указами, регламентами, реестрами и узаконениями иных типов.

28 февраля 1720 года на свет появился Генеральный регламент, увенчавший собой гигантскую бюрократическую пирамиду, возведенную неутомимым преобразователем. Генеральный регламент представлял собой свод правил, обязательный для всех гражданских чиновников России, и устанавливал порядок делопроизводства и взаимоотношений учреждений с Сенатом, местными органами власти, а также их взаимоотношений друг с другом. Генеральный регламент состоял из Введения и пятидесяти шести глав.

Познакомимся с некоторыми отрывками.

Глава I. «Его царское величество, всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприять изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, тако ж коммерции, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур коллегии».

Глава III. «О назначенных к сидению днях и часах.

Коллегиям сидение свое иметь во всякой неделе, кроме воскресных дней, и господских праздников, и государских ангелов, и в понедельник, во вторник, в среду, в пятницу, а в четверток обыкновенно президентам в Сенатскую палату съезжаться, в самые кратчайшие дни в 6 часу, а в долгие в 8 часу, и быть по 5 часов. А ежели важные дела случатся, то долженствует, несмотря на помянутое время и часы, съезжаться и те дела отправлять; а канцелярским служителям сидеть во все дни и съезжаться за час до судей, а за всякий раз небытия месяц, а за час недосидения – неделя вычета жалованья».

Глава V. «О докладах в коллегии.

Сколь скоро коллегиум соберется, хотя и не все, но большая часть членов, то доносит и чтет секретарь все в надлежащем порядке, а именно: перво публичные государственные дела, касающиеся его царского величества интереса, потом приватные дела. Должность чина секретарского в том состоит, что ему на всех приходящих письмах и доношениях номера подписывать и на них числа, когда поданы, приписывать, и об оных без всякого подлога или пристрастия по номерам и числам доносить, разве когда дела такие случатся, которые остановки иметь не могут. Тако жив челобитчиковых делах».

Глава IX. «О свободных днях от трудов.

Коллегии имеют среди лета отдохновения от трудов и при том свободу на четыре недели ехать летним увеселением забавляться; однако ж всем членам вдруг отлучиться не надлежит, такожде надлежит коллегиям декабря от 25 января до 7 дня, в Великий пост первую и страстную, сырную и светлую недели от дел, кроме самых нужд, иметь свободу».

Глава XXIII. «О камор аудиенции (или судейского правления).

Каморы аудиенции коллегий надлежит добрыми коврами и стулами убраны, и стол, при котором коллежные члены сидят, добрым сукном покрыт, и пред всяким членом чернильнице со всею принадлежностию, и над столом балдахину, и на стене добрым часам поставленным быть; вышепомянутый стол стоит посредине каморы. Секретарский стол на правой, а нотариусов протокольный стол на левой стороне; однако ж ни в какой коллегии престол для его величества не поставляется».

Глава XXV. «Надзирание на поступки служителей.

Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители при коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то однако ж надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также от пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтоб в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить».