Финмониторинг от какой суммы. Финмониторинг банковских операций в рф

Где мы подробно об этом говорим.

Хочу лишь добавить, что по любой сумме дeнeг, поступающей на ваш счёт, банк по своей инициативе В НАЛОГОВУЮ НЕ СТУЧИТ, в т.ч. по так называемым «операциями купли-продажи ценных бумаг» при прямом банковском пepевoде со своего кошелька на свой банковский счёт через ООО «Агентство Гарантий» (АГ), уполномоченного агента системы WebMoney по данной операции (миф, здесь в том, что стучит банк, а на самом деле банк не стучит, а если кто и может стучать, то только АГ, т.к. именно оно выкупает у вас электронные чеки и по закону обязано проинформировать нaлoговую о выплате дохода физ. лицу) *upd: 29.03.10 говорил со спецами АГ, они сказали, что в нaлoговую инфу поимённо по каждому клиенту не подают*. Для подобного стука у банка же НЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ! При этом, по запросу нaлoговой и других компетентных органов по конкретному человеку, банк обязан предоставить любую информацию, если запрос сделан в строгом соответствии с законами РФ, что целая процедура, т.к. у нас действует понятие «банковская тайна». Просто так, ни нaлoговая, ни другие компетентные органы по вам запрос во все банки РФ делать не будут, а то, что у вас есть счёт в конкретном банке нaлoговой «по умолчанию» не известно, т.к. по закону ни вы, ни ваш банк не обязаны никого об этом информировать, если только этот счёт не в заграничном банке.

2. Не являются ли ваши доходы преступными и не связаны ли они с финансированием терроризма? Если, вдруг, именно такой вопрос возникнет у вашего банка, глядя на операции по вашему счёту – это, действительно, нюанс, возможная крайность которого – необходимость побегать с честными глазами по банку, а может даже по инстанциям, объясняя, что вы не преступник и не террорист, а честно выигрываете в покер. Нет, конечно, по закону вы не обязаны доказывать свою невиновность, но тогда ваш счёт просто заморозят на неопределённый срок, пока будут доказывать вашу вину.

В этом вопросе всё вертится вокруг закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Контролирующим органом является Финмониторинг, точнее Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и именно в эту организацию все банки в РФ обязаны сообщать в случае чего.

Когда ваш банк на вас настучит? Ошибочно считается, что банк стучит – только, если сумма одной операции по счёту клиента больше 600 000 руб. (или эквивалент в валюте). В действительности, список законных поводов для стука, относительно распространённых у профессионального игрока банковских операций, у банка следующий:

а) Обязан настучать по сумме операции более 600 000 руб. с использованием налички, в т.ч.:
- покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- приобретение физическим лицом ценных бумаг (это не про WebMoney, а, например, про акции Газпрома) за наличный расчет;
- получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

б) Обязан настучать по сумме операции более 600 000 руб. по безналичным операциям клиента, в т.ч.:
- зачисление или пepевoд на счет денежных средств, если отправитель ваших дeнeг находится в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- пepевoды денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
- получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (авт.: ничего не напоминает? ;)

в) Обязан настучать, если вы совершаете сделку с недвижимым имуществом на сумму от 3 000 000 руб. (или эквивалент в валюте).

В законе есть ещё кое-какие пункты, когда именно банк ОБЯЗАН «сообщить куда следует» об операциях клиента, превышающих сумму 600 000 руб., но к нам они уже отношения, практически, не имеют.

А, вот, теперь обратите внимание на ещё одну норму рассматриваемого закона.

Цитирую п. 3 ст. 7:

«В случае, если у работников организации (т.е. вашего банка), осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации … программ осуществления внутреннего контроля возникают ПОДОЗРЕНИЯ, что какие-либо операции ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, ОБЯЗАНА направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона».

Т.е. банки ОБЯЗАНЫ докладывать в Финмониторинг не только о крупных операциях клиентов (от 600 000 руб. согласно списку требований, и от 3 000 000 руб. по операциям с недвижимостью), но и обо всех подозрительных операциях, НЕ ЗАВИСИМО ОТ ИХ СУММ.

Не забывай про анонимность - закажи !

Это означает, что если вам на банковский счёт (карточку) пришли из рума, например, всего 3 000 $ (меньше 100 000 руб. по текущему курсу), но сотрудники банка на основании внутренних правил сочли операцию подозрительной (сомнительной) – ОНИ ОБЯЗАНЫ сообщить о ней в Финмониторинг. Риск подобного выше, если ваш банк мелкий, а отправитель ваших дeнeг находится непонятно на каких островах, что целое событие для валютного контроля мелкого банка. Естественно, учитывается и систематичность подобных поступлений.

По закону, к общим основаниями считать банковскую операцию сомнительной, относятся, в т.ч.:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом (например, кeшаут в долларах из рума не 600 000 руб. по курсу ЦБ, а три кeшаута подряд по 200 000 руб.).

На основании письма ЦБ РФ № 161-Т от 26.12.2005, к сомнительным операциям в частности могут быть отнесены «регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим пepевoдом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней».

Последствия попадания под подозрения собственного банка могут быть разными: от доверительных бесед с сотрудниками валютного контроля и службы безопасности с письменным обоснованием операций и предоставлением дополнительных документов, до оперативной работы с вами сотрудников более компетентных структур. В любом случае, многое будет зависеть от вашей открытости и честности, ведь выигрывать онлайн и получать выигрыш на счёт в банке у нас не запрещено.

Возможные санкции при попадании под подозрения:
а) счёт работает, средства доступны, но вас пригласили в банк для объяснений;
б) автоматическая блокировка счёта на 2 дня, поговорили, поняли друг друга, разблокировка счёта;
в) блокировка счёта на 2 дня, поговорили, НЕ поняли друг друга, дело передано Финмониторингу, счёт заблокирован на дополнительный срок;
г) счёт заблокирован, вас таскают по всем инстанциям, всё серьёзно, медленно и на неопределённый срок.

1. Получать банковский пepевoд уже в рублях через российскую организацию. Например, из рума в WebMoney и далее в банк. Удобно и для физ. лиц, и для ИП с 6%-нaлoгом. Поступления на рублёвые счета внутри страны гораздо менее подозрительны, чем на валютные и из-за рубежа. Желательно это делать через банк, лояльно относящийся к WebMoney, а ещё лучше, через банк – официального партнёра или уполномоченного агента WebMoney. Единственный более-менее серьёзный нюанс в этой схеме – возможная передача уполномоченным агентом информации об операциях в нaлoговую, как о покупке у гражданина электронных чеков (ценных бумаг). Подчёркиваю, в нaлoговую по закону обязана сообщить организация, покупающая ваши электронные чеки (WMR), а не банк, на ваш счёт в котором приходит пepевoд. *upd: 29.03.10 говорил со спецами АГ, они сказали, что в нaлoговую инфу поимённо по каждому клиенту не подают*.

На сегодня, кстати, уже есть примеры банков, партнёров WebMoney, которые при выводе WMR зачисляют рубли на ваш счёт с нейтральными формулировками, не связывая операцию с куплей-продажей ценных бумаг, вместе с тем, пока не понятно, куда тогда исчезают электронные чеки, ведь кто-то же их должен был у вас купить...

2. Иметь несколько валютных и рублёвых счетов в разных крупных банках (ВТБ24, Альфа-Банк, Сбербанк, др.) и чередовать кeшауты неодинаковыми небольшими суммами не чаще одного раза в месяц в каждый из них. Естественно, к каждому счёту иметь карточку (желательно, мультивалютную) для возможности оперативного круглосуточного доступа к дeньгам. Управлять своими счетами и картами через интернет-банк.

Если банк счёл систематические поступления на ваш счёт от зарубежных источников подозрительными (сомнительными), во избежание блокировки счёта и передачи вопроса в Финмониторинг, рекомендую незамедлительно по первому запросу банка предоставить необходимые документы, подтверждающие что вы выигрываете эти дeньги в покер на иностранных сайтах, а для получения выигрышей пользуетесь, если пользуетесь, международными электронными платёжными системами, которые и перечисляют их в Россию. Обязательно распечатайте документы (желательно на русском), подтверждающие международную законность деятельности этих платёжных систем, и подконтрольность их деятельности национальным финансовым регуляторам.

Всё, что вы расскажете своему банку, а если потребуется и Финмониторингу, о природе возникновения ваших средств и цепочке их пepевoда в Россию, не противоречит законам РФ.

При вашей честности и открытости, сопряжённой с вменяемостью сотрудников банка, в Росфинмониторинг вопрос, при его цене до 600к руб., уйти не должен. А в нaлoговую (см. пункт 1 статьи) – НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

Если вопрос всё-таки ушёл в Финмониторинг, там вас могут спросить, мол, если всё так просто, законно и честно, то платите ли вы с этих выигрышей в России подоходный нaлoг? Скажите, что срок подачи декларации о доходах – до 30 апреля, и вы как раз планируете в ближайшее время это сделать. Если по времени актуально подавать декларацию только в следующем году, скажите, что, как того и требует закон, подадите её в следующем году и, если Финмониторингу будет надо, принесёте соответствующую справку. Если в этом году забыли про декларацию или просрочили – рекомендую не изобретать велосипед и говорить, как есть. Одно дело, штраф в ГАИ вовремя не заплатить, и совсем другое, когда, слушая невразумительные ответы и глядя на бегающие глаза, делают вывод, что человек что-то недоговаривает, и подозревают его в международном терроризме (особенно, если речь идёт о крупных постоянных пepевoдах с непонятно каких оффшоров). Тут уж, знаете, одним Финмониторингом не отделаетесь. В общем, чем честнее, тем лучше, и главное – не бояться)))

3. Иметь счета в международных электронных платёжных системах (Moneybookers, Neteller, др.), держать часть капитала там. Мало того, что они неподконтрольны нашим надзорным органам, так ещё и средства на этих счетах законно не подлежат нaлoгообложению в России, т.к. фактически вами не получены.

4. Не снимать поступившие на счёт дeньги полной суммой сразу по приходу или в течение следующих нескольких дней. Не пepевoдить их с такой же скоростью на другие счета.

5. Чередовать все, в т.ч. другие законные доступные методы.

К общим рекомендациям стоит добавить необходимость уплаты нaлoговыми резидентами РФ нaлoга с доходов от зарубежных источников, что снимает груз с плеч, а также существенно облегчает контакты с любыми контролирующими государственными органами в целом и в случае каких-либо недоразумений в частности.

Успехов в игре!

P.S. В обсуждении приветствуются подробные примеры финмониторинга из личной практики игроков: в каком банке, как, когда, по каким суммам с какой периодичностью поступления, кто отправитель, что сказали, что сделал, какие последствия.


Банковская система России представляет собой, как известно, важную (и одну из основополагающих) сферу национальной экономики. Будучи связующим звеном рыночных отношений, она оказывает большое воздействие как на экономические процессы в стране, так и на жизнедеятельность общества в целом. Банковская сфера почти во всех развитых странах относится к числу наиболее регулируемых, а также подлежащих контролю как со стороны органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного финансового контроля, так и со стороны негосударственных организаций, осуществляющих независимый финансовый контроль на коммерческой основе. В статье автор попытается разобрать ряд особенностей системы финансового мониторинга, а также причины, цели и последствия принятия Закона №115-Ф. Рассматривая любую тему, важно определиться с понятийным агрегатом, который будет использоваться при обсуждении того или иного вопроса.

Банк (от итальянского «banco» - скамья, лавка менялы) - финансово-кредитный институт, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, организациям, гражданам и другим банкам. Банки выпускают, аккумулируют, хранят, предоставляют в кредит, размещают, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и денежным расчетам; осуществляют посреднические и трастовые (= доверительные) операции. Различают две основные разновидности банков, образующих вместе двухуровневую систему: а) центральный банк - главный государственный банк страны, наделенный особыми правами. Центральный банк призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы и запасы денежных средств золота. Центральный банк принято также называть «Банком банков» и б) коммерческие банки - чаще всего негосударственные банки, выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению. Могут быть как универсальными, т.е. выполняющими обширный круг операций, так и специализированными (сберегательные, ипотечные, инвестиционные, клиринговые и т.д.)

Коммерческий банк (далее по тексту Банк) - это кредитное учреждение, оказывающее банковские услуги для предприятий, организаций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг). Денежные средства для проведения операций такой банк формирует главным образом за счет сбережений, привлеченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций. Коммерческие банки функционируют под контролем со стороны центрального банка (в частности, Банка России) и могут выполнять операции по поручению государственных финансовых органов, взаимодействовать с ними.

ЦБ РФ - Центральный Банк РФ или Банк Росси и, это - главный государственный банк страны, наделенный особыми функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков (эмиссионный банк) и регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк, являясь «Банком банков», представляет собой орган, помогающий государству, правительству налаживать денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями помимо эмиссии денег являются хранение ЗВР государства, кредитование и ведение счетов коммерческих банков и правительства, регулирование денежного обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Легализация доходов - это термин, используемый преимущественно в правовой сфере. Означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. В том числе финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Рассмотрев наиболее важные определения и понятия, перейду непосредственно к теме статьи, а именно «внедрению системы финансового мониторинга в банковский сектор РФ» в рамках выполнения требований Федерального Закона №115-ФЗ от 07.08.2001г. Говорить на эту тему можно много и без устали в виду ряда причин, основной из которых является, на мой взгляд, колоссальная сфера применения вышеуказанного Закона. Действительно, так называемый процесс «контроля» за финансовыми потоками, призванный предупредить легализацию (отмывание) преступных доходов, затрагивает всех без исключения участников финансового рынка, причем как юридических, так и физических лиц.

Итак, финансовый мониторинг - это понятие, схожее с понятием финансового контроля, а также напрямую связанное с обязательными процедурами внутреннего контроля в части проведения финансовых операций. Банк организует внутренний контроль с учетом рекомендаций по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности. Финансовый мониторинг - это также деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля. Важно также, что к одной из мер противодействия легализации (отмыванию) средств и доходов, полученных преступным путем, относят запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах.

Сегодня одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем является внедрение, оптимизация и реализация (осуществление) системы финансового мониторинга (или системы финансового мониторинга) во всех областях финансовой системы РФ. Злополучный для многих недобросовестных клиентов Федеральный Закон под номером №115-ФЗ вступив в силу, внес множество изменений и добавил трудностей в и без того неспокойную жизнь банковского сектора. Некоторые СМИ уже назвали убийство Первого Зампреда ЦБ Андрея Козлова «ответом криминального бизнеса банкирам». Несмотря на провокационность некоторую политизированность, данная версия наряду с прочими имеет право на существование. Ведь именно Андрей Козлов был идейным вдохновителем и куратором внедрения в Российский банковский сектор такого понятия, как финансовый мониторинг.

Важно также, что именно с момента вступления в силу соответствующего закона, были отозваны лицензии более, чем у 80 банков, основная причина отзыва которых «невыполнение требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», а именно «непредставление необходимых сведений о подозрительных операциях в Росфинмониторинг» в рамках статьи 7 Федерального Закона №115-ФЗ от 07.08.2001г.

Действительно, тема, затронутая автором в данной статье, является крайне актуальной и во многом уже наболевшей для современной России. Меняется все: процесс документооборота, подготовка внутрибанковских (применительно к банковской сфере) нормативных документов; обучение новых и переквалификация с аттестацией старых сотрудников в части знания финансового мониторинга; соответствующим образом корректируются рамки компетентности служб и управлений по безопасности; меняются и добавляются новые функции сотрудников (особенно младших начальников), тарифы и многое другое. Этот Закон жесток и, безусловно, подпортит репутацию даже весьма солидных банков России, но это, на мой взгляд, временное явление.

Смысл столь существенных изменений относительно прост: это еще один вариант снижения финансовых рисков и упорядочения системы контроля над финансовыми потоками, в которых банки выступают, как прямые посредники (по большей части). Все это прямо пропорционально влияет на степень ответственности финансовых институтов (подразумевается банков), а именно увеличивает ее в разы. Действительно, меры, применяемые к банкам-нарушителям соблюдения дисциплины по финансовому мониторингу простые, наиболее популярная из которых - отзыв лицензии. Если говорить о субъектах финансового мониторинга в России, то к ним относятся:

Кредитные организации;
- лизинговые компании;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- страховые организации;
- организации федеральной почтовой связи;
- ломбарды, а также организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
- организации игорного бизнеса, в том числе тотализаторы и букмекерские конторы; управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
- организации-посредники в сделках и операциях с недвижимостью;
- кроме того организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Отметим, что например в соседней Украине, с августа 2010 этот перечень стал значительно шире, и в число субъектов финансового мониторинга попали также юристы, бухгалтера, нотариусы и риелторы, а новый закон о финансовом мониторинге в Украине впервые был переписан полностью по западному стандарту

Все перечисленные выше субъектыорганизации несут ответственность за подготовку и проведение процесса финансового мониторинга. Отмывание средств на сегодняшний день стало не только постоянным явлением, но и методы стали все более и более изощренными и тонкими. Существует немало сложных и простых схем по легализации незаконных доходов через Банк. Это также подтверждает и банковская статистика. Интересен тот факт, что сегодня даже литература по этому поводу есть. Это напоминает появившуюся в свое время целую серию книг о том, как законно избежать налогов,

Рассмотрим суть финансового мониторинга для организаций, вовлеченных в этот процесс (см. выше - субъекты финансового мониторинга).

Контролирующей структурой в России является «Росфинмониторинг» (= Федеральная Служба по Финансовому мониторингу РФ).

Один из базовых принципов, на которых строится система противодействия отмыванию преступных доходов, требует от банка знания своего клиента. Рекомендации Банка России по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации Банка России N 137-Т), утвержденные указанием ЦБ РФ N 137-Т от 28.11.2001, указывают на необходимость "идентификации и изучения" клиента банка, в то время как Закон использует только термин "идентификация". Это обстоятельство не означает, что Банк России накладывает на банки дополнительные обязанности по сравнению с законом.

Термины "идентификация" и "изучение" здесь, по мнению ряда авторов, близки по своему значению, поскольку для идентификации, очевидно, недостаточно формального ознакомления с документами клиента. К сожалению, в действующем российском законодательстве отсутствует определение понятия "идентификация лица", и разночтения относительно этого термина могут создать (и, как правило создают) для банков дополнительный риск ответственности. Вот почему важно, чтобы сотрудники банков, занимающиеся вопросами идентификации клиентов, хорошо понимали те минимальные требования ФАТФ (и рекомендации ЦБ), которые разработаны этой организацией в качестве международных стандартов для мер по борьбе с отмыванием денег в сфере банковской деятельности. А это возвращает нас к насущной проблеме переподготовки и аттестации кадров в части знания финансового мониторинга, что в свою очередь предполагает знание всей основной нормативной базы.

Обязательный минимум должен включать в себя знание сотрудниками собственно самого «Закона-115» и некоторых других нормативных актов (положения ЦБ) в области банковского законодательства. Не помешало бы хотя бы общее ознакомление сотрудников, работающих непосредственно по направлению финансового мониторинга, с рекомендациями ФАТФ и статистикой основных нарушений, судебной практики по которым накопилось уже немало. В особенности это должно касаться ответственных сотрудников по линии финансового мониторинга.

Интересно, что во многих банках обучение в части ознакомления с нормативными документами до сих пор происходит в «бумажной» форме, что занимает немало времени. Т.е. предоставляется некоторая база распечатанных «Законов» (актов, писем, положений и т.п.), с которыми рекомендуется ознакомиться, а между тем для получения общего представления о «Законах» (актах, письмах, положениях и т.п.) хватило бы «диагонального» прочтения их в какой-нибудь из информационно-правовых баз данных (Консультант +, Парус, правовые Интернет-библиотеки, информация с официальных гос. сайтов и т.д.) На деле все ограничивается в лучшем случае изучением 115-го Закона, положениях о валютном регулировании и иногда доходит до частичного просмотра Закона «О банках и банковской деятельности». Возвращаясь к проблеме «идентификации» клиента, отметим, что сама обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании у банка, вытекает из требований п. 1 части 1 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ. Под идентификацией физического лица в данном случае понимаются действия сотрудников банка, направленные на установление принадлежности документов тому лицу, которые это лицо предъявляет в удостоверение своей личности и своих правомочий при установлении клиентских отношений с банком. Очевидно, что предъявляемые документы должны быть при этом с разумной тщательностью проверены на предмет их действительности и наличия всех необходимых реквизитов. Во всяком случае требование идентификации клиента исключает законную возможность открытия банковского счета и совершения банковских операций по предъявлении ксерокопии документа, документа на чужое имя либо документов с явными признаками подделки. Если выяснится (а это может произойти неожиданно, например, при проверке клиента или расследовании уголовного дела), что правонарушитель пользовался услугами банка под прикрытием чужих документов, такой банк может оказаться не в роли потерпевшего, а в роли нарушителя статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" со всеми неблагоприятными последствиями, вытекающими из этого обстоятельства.

В случае, когда клиентом является юридическое лицо, то задача сотрудников банка значительно усложняется. Идентификация юридического лица заключается в проверке и оценке документов, представленных в удостоверение его правового статуса и подтверждающих его государственную регистрацию, в установлении владельцев этого предприятия, а также в действиях, направленных на получение достоверной информации о цели и предполагаемом характере деловых отношений.

Документы должны оцениваться на предмет их действительности, отсутствия внутренних противоречий и явных признаков подделки. Рекомендации Банка России N 137-Т и Положение ЦБР от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) указывают лишь на необходимый минимальный перечень документов, которые должны быть затребованы от клиента в целях его идентификации. Однако этот перечень ничем не ограничен. При необходимости получения дополнительных сведений банк может обратиться к иным источникам информации. В частности, ФАТФ рекомендует проверять клиента с использованием любых надежных и независимых источников.

Важное значение при идентификации клиента - юридического лица имеет идентификация физических лиц, осуществляющих в конечном счете реальный контроль над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые выступают представителями юридического лица в отношениях с банком. Банк должен принимать разумные меры по проверке личности владельцев в той степени, которая позволит ему прийти к выводу о том, что он знает, кто является действительным владельцем данного юридического лица, кто его контролирует и получает прибыль от его деятельности. Так, Положение ЦБР от 19 августа 2004 г. N 262-П определяет, что обязанность банка идентифицировать выгодоприобретателя считается выполненной, если он может на основании соответствующих документов и сведений подтвердить, что им предприняты обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей. В этой связи банки, сотрудничающие с предприятиями, которые зарегистрированы по документам на подставных лиц (именуются в просторечии "прокладками", "однодневками" и т.п.), также рискуют не выполнить это требование Федерального закона N 115-ФЗ, ответственность за нарушение которого может повлечь отзыв лицензии.

При осуществлении трансграничной корреспондентской банковской деятельности ФАТФ рекомендует предварительно собрать о банке-респонденте информацию, достаточную для полного понимания характера его деятельности, определения его репутации, качества банковского надзора в стране, оценить меры внутреннего контроля по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма и убедиться в том, что эти меры достаточны и эффективны. Интересно также, что ФАТФ намерена провести полномасштабную проверку учреждений России, в частности планируется провести проверку российских банков. Стоит отметить, что это будет осуществлено для проведения третьего раунда взаимной оценки выполнения РФ рекомендаций ФАТФ, о которых уже шла речь выше. Уже собрана предварительная международная группа экспертов, в которую вошло около 15-17 специалистов из разных стран. Проверка запланирована на осень 2017 года.

В соответствии с ч. 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности. Закон установил обязательные основания документального фиксирования информации, которыми являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в Законе оснований являются объективными (например, несоответствие сделки целям деятельности организации), а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев отдается на усмотрение самим банкам. Однако здесь важно то, что из нормы Закона усматривается обязанность банка изучать, анализировать и оценивать финансовую деятельность клиента в целях противодействия легализации преступных доходов.

В случае, если у работников банка при реализации указанных программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация обязана направлять в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся ли они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона 115-ФЗ. Заметим при этом, что Закон установил здесь сугубо субъективные основания для направления информации в Росфинмониторинг: у одних работников такие подозрения могут возникнуть, а у других - нет, следовательно, информирование уполномоченного органа власти во многом будет зависеть от оценок и усмотрения самих сотрудников банка. Это на сегодняшний момент еще раз говорит о «сырости» основного Закона.

Статьи 6 и 7 Федерального закона 115-ФЗ возлагают на банк обязанность документально фиксировать и представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, определенные Законом сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.

По данным Росфинмониторинга, далеко не все банки надлежащим образом выполняют эту обязанность. Воздерживаясь от обязательного представления информации и рискуя понести установленную Законом ответственность, руководство некоторых банков преследует обычную цель не привлекать внимания контролирующих и правоохранительных органов к определенному клиенту. Этим клиентом может быть, например, учредитель банка или крупная компания, деловыми отношениями с которой банк особенно дорожит. К сожалению, подобная практика приводит к тому, что и банк, и особо опекаемый клиент гарантированно попадают в поле зрения Росфинмониторинга. Не следует забывать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу пользуется множеством независимых источников информации, и ее аналитическая работа построена таким образом, что подозрения в нарушении Федерального закона N 115-ФЗ может вызвать не только наличие определенной информации, но и ее отсутствие в определенное время и в определенном месте. Показателен в этом смысле пример с "Содбизнесбанком", который своими ошибочными действиями привлек к своим клиентам внимание финансовых разведок многих стран. До сих пор в Росфинмониторинг поступают информационные сообщения от зарубежных партнеров Службы, которыми инициативно выявляются и фиксируются финансовые операции клиентов российского банка - нарушителя, совершаемые ими за рубежом.

Уместно заметить, что США сейчас переживают очередной кризис доверия к банкам из России. Как полагают многие американские чиновники и банкиры, российские банки если не способствуют, то, во всяком случае, не препятствуют отмыванию денег и финансированию терроризма. Например, Union Bank of California (UBoC) с начала 2017 года закрывает счета всем 240 (на тот момент) российским клиентам.

Просрочка с направлением информации в уполномоченный орган власти также является нарушением закона и рассматривается в качестве одного из признаков, вызывающих подозрение в сотрудничестве банка с лицами, отмывающими преступные доходы. Так, известно, что некоторый руководитель средних размеров банка проинформировал Росфинмониторинга о злополучной сделке с $20 млн. (за отмывание этой суммы судом первой инстанции он осужден к 4 годам лишения свободы), но сделал это со значительной задержкой. Если говорить о «конфликтах» между регулятором и ФСФМ с кредитными организациями, связанными именно с наказаниями банков, то их уже немало.

Взять нашумевший Вип-банк. Лицензия у ВИП-банка отозвана приказом от 15 июня 2017 года NОД-288 в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов ЦБР, неоднократным нарушением в течение одного года требований, предусмотренных статьей 7 «закона 115», а также с учетом неоднократного в течение одного года применения мер, предусмотренных федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации /Банке России/».

Неудивительно, что письма, написанные и представленные эксглавой Вип-банка Алексеем Френкелем и распространенные президентом ММВА наделали столько шума в финансовом мире. Банкир указывает на основные недочеты указанного Закона и упрекает регулятора в умелом манипулировании двусмысленностями и неточностями этого закона и рекомендаций ЦБ.

Действительно, о сырости 115-го Закона говорить не приходится, она и так очевидна (и была очевидна и до этого), но столь существенный резонанс получила именно в связи с упомянутыми событиями. Более-менее существенные поправки к Закону №115-ФЗ были предложены в декабре 2017 года именно после распространения вышеуказанных документов и приняты в марте текущего года. Но это уже скорее относится к философскому понятию российского менталитета. Более подробно останавливаться на письме А. Френкеля не станем.

Одной из основных трудностей является определение и выявление необычных сделок, по которым банки должны составлять сообщения в ФСФМ. Необходимо понимать, что так называемое «спец.сообщение» банка об определенной финансовой операции, направляемое в Росфинмониторинг, - это не сообщение о правонарушении, и уж вовсе не доносительство на клиента. Важно, что и Банк и «Росфинмониторинг» в рамках своей компетенции не уполномочены давать точную юридическую квалификацию финансовым операциям того или иного клиента. У ФСФМ имеется лишь право сделать вывод о возможно имеющихся признаках легализации (отмывания) преступных доходов, наличие которых может быть подтверждено, а может быть и опровергнуто в ходе так называемой доследственнои проверки, проводимой компетентным правоохранительным органом в порядке статьи 144 УПК РФ.

К сожалению, даже, несмотря на активную позицию большинства Банков относительно переподготовки и обучения сотрудников по вопросам финансового мониторинга, компетентность многих оставляет желать лучшего. К примеру, зачастую молодые сотрудники банков, работающие с клиентами (как ФЛ, так и ЮЛ), при попытке проведения определенных операций, напрямую начинают обвинять клиентов в «отмывании» денег и нарушении 115го Закона. Подобная позиция скорее всего окажет отрицательное влияние на репутацию Банка и может спугнуть любого, даже самого терпеливого клиента.

Оставляя в стороне сделки, подлежащее обязательному контролю, важно отметить при этом, что, несмотря на возможно даже кажущееся попадание той или иной операции под описание необычной сделки, это может оказаться совсем не так. Многие клиенты банков – занятые деловые люди, собственники бизнеса и частные предприниматели, знать о тонкостях Банковского законодательства, в особенности 115го Закона, им совершенно необязательно. Да и пути проведения тех или иных операций порой бывают весьма неординарными в виду ряда объективных и субъективных причин.

Существует и обратная проблема, когда сотрудники Банка начинают «консультировать» клиентов о том, как грамотно избежать комиссий Банка, не попасть под «зоркое око» внутрибанковских служб по финансовому мониторингу и т.д. Это, казалось бы, мелочи, но многих из них, да и несвоевременных сообщений в ФСФМ можно было бы избежать с введением автоматизированных информационных систем. (Некоторые Банки уже практикуют подобную практику и, надо признать, весьма успешно). Однако и внедрение программных модулей в тот же Банк-клиент, Звезду и другие программные операционные контуры, начнет приносить реальную пользу лишь вкупе с грамотной контролируемой системой подготовки и аттестации кадров в банках (применительно банковской тематике), а также всесторонним процессом совершенствования нормативного механизма, обеспечивающего оперативное выявление реальных «отмывальщиков» и обеспечит соответствующее снижение нарушений 115го закона.

Таким образом, «Росфинмониторинг» на основе анализа получаемой информации может лишь заподозрить клиента банка в отмывании преступных доходов и уведомить о своих подозрениях правоохранительные органы. В конечном счете, решение о том, возбуждать уголовное дело или нет, остается за органами следствия.

Однако заметим, что позиция «Росфинмониторинга» чрезвычайно активна: она весьма настойчиво относит к сфере своих интересов вопросы возбуждения уголовных дел по собственным материалам и старается добиваться, чтобы возможно большее число таких материалов было реализовано в уголовно-процессуальном порядке. Важно, что происходит на уровне банков. Ведь именно банки, в основном, являются первоисточниками сообщений о подозрительных клиентах (потенциальных «отмывалыциках»).

Интересно также, что уже выявляется тенденция: наиболее активны в проведении соответствующих Закону мер по противодействию легализации доходов консервативные, относительно старые банки, имеющие солидный, применительно к российскому банковскому сектору, собственный капитал, репутацию. Именно такие банки жестко отрезают возможность любым потенциальным «отмывалыцикам» к проведению любых сделок. Они сообщают в уполномоченный орган о сделках, подлежащих обязательному мониторингу, замораживают операции и счета на время разбирательства службами и управлениями по экономической безопасности, закрывают счета и т.д., и т.п. Условно можно назвать такие банки «хорошим средним классом».

Учитывая это, даже удивительно наблюдать столь сильный контроль недопущения даже самых, казалось бы, незначительных ошибок по соответствующему направлению работы. Можно выделить два основных типа банков, допускающих в какой-то мере нарушения в сфере финансового мониторинга. Это, во-первых, ряд «мелких» банков, существующих несколько лет и имеющих, зачастую, соответственную «непонятную» репутации, которые позволяют себе пренебрегать процессом финансового мониторинга, даже при наличии явно выраженных признаков «отмывания» доходов. (Выше я уже говорил об этих банках, когда затрагивал вопрос отзыва лицензий за несоблюдение требований Закона № 115-ФЗ). Во-вторых, это банки, зачастую с участием государственного капитала, либо имеющих определенную протекцию, которые также позволяют себе не выполнять требования Закона. Нельзя не отметить, что до санкций, применяемых к этим банкам, как правило, не доходит. Об этом же говорил и экс-президент Вип-банка в своих письмах.

Подытоживая вышесказанное, можно говорить о реальных трудностях в осуществлении процесса противодействия легализации, хотя назвать их критичными нельзя.

Зато в отношении самих банков Росфинмониторинг способен точно квалифицировать те или иные случаи как нарушение законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и наделен правом применять в отношении банков-нарушителей административные санкции. В соответствии со статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Правда, несмотря на обилие компрометирующей информации, подобные санкции к банкам до настоящего времени ни разу не применялись, поскольку между Росфинмониторингом и ЦБ РФ существует негласное соглашение о разграничении функций: Росфинмониторинг информирует о нарушениях, а Центральный банк России как надзорный орган на основании этой информации и последующей проверки применяет к банкам установленные законом меры ответственности. Если быть более точным, то стоит упомянуть о письме №117-Т, в котором обозначено это разграничение функций: именно Банк России применяет меры принуждения к банкам-нарушителям банковского законодательства и 115го Закона, в частности.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: роль банков в действующей системе противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма настолько значительна, что банки стали одним из главных составляющих элементов этой системы. С другой стороны, участие в противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма стало одним из важнейших направлений банковской деятельности. Одним из наиболее перспективных вариантов развития системы по противодействию «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, мог бы быть тот, когда система контроля за операциями существовала бы по принципу «неотвратимости ответственности» в независимости от степени тяжести карательных мер, применяемых к нарушителям.

Но не менее важно осознать, что риски соучастия (преднамеренного или непреднамеренного) в отмывании преступных доходов и бремя ответственности за это соучастие «Закон №115» также целиком возложил на банки. При обнаружении фактов преступного отмывания грязных денег в банковской системе (в случаях, когда сам банк не способствовал такому обнаружению) и расследовании уголовных дел весьма велика вероятность того, что и банки, и их сотрудники будут нести в связи с этим определенную долю ответственности - либо как соучастники преступлений, либо - при отсутствии преднамеренных действий - как нарушители Федерального закона 115-ФЗ, чему уже есть немало примеров. Многое будет зависеть от оценок со стороны уполномоченного органа. Поэтому крайне важно, чтобы в каждом банке была детально разработана и действовала та система специальных мер, которая предусмотрена законодательством, включая надлежащее взаимодействие с уполномоченным органом власти. Юридическая защита законных прав и интересов банка в этой сфере может стать достаточно надежной и эффективной, когда она будет начинаться с создания и отладки именно такой системы.

В заключение стоит отметить, что, по мнению многих сотрудников самых разных Банков, других экономистов и финансистов, внедрение системы финансового мониторинга в российский банковский сектор, а в частности, принятие Федерального Закона №115-ФЗ от 07.08.2001г., явилось по большей части положительным шагом на пути создания в России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с легализацией (отмыванием) средств и доходов, полученных преступных путем.7 Да, меры весьма жесткие, они буквально «обрезают» многие финансовые схемы не только так называемых «отмывалыциков», но обычных, добропорядочных клиентов российских банков.

Тем не менее, на мой взгляд, это именно тот вариант, когда реформирование благоприятно скажется на российской экономике. Закон работает и уже «приносит первые плоды» своего существования, заставляя юридических и физических лиц оптимизировать свои схемы проведения денежных потоков с большим уклоном в легитимную сторону, что в свою очередь является фактором бесспорно положительным. Безусловно, на данный момент трактовка понятия и классификации необычных сделок, легализации, а также рекомендаций по выявлению подобных сделок и т.п. весьма условны, расплывчаты и неоднозначны. Но сырость закона под номером №115-ФЗ в этом и заключается. И нельзя упускать из виду тот факт, что несмотря на обвинения банкиров и СМИ в адрес ЦБ, либо напротив обвинения ФСФМ и ЦБ в адрес банкиров вынуждены будут постепенно уйти на второй план, обозначив коррективы и уточнения всех вышеупомянутых трактовок и рекомендаций в качестве первостепенной задачи в целях решения многих упомянутых в статье проблем, таких как несовершенство банковского законодательства, неясность сфер влияния гос.органов (ЦБ, ФСФМ и др.), уровень и качество подготовки банковских кадров, реформирование систем внутреннего контроля и аудита Банков и т.д. и т.п.

Напоследок хочется добавить, что мы не ставили перед собой задачи раскрыть для читателя подробности и тонкости упоминаемого Закона, равно как не собирался обсуждать возможные финансовые схемы по легализации средств и доходов, полученных преступным путем. Суть проведенного теоретического анализа в том, чтобы понять, действенна ли указанная государственная мера, какие изменения произошли с ее введением, актуальна ли вообще проблема «отмывания» преступных доходов для современной России.

Подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финансового мониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег -- это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.) законного статуса и скрытие источника их поступления. Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги».

Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много. Самое простой и доступный способ -- это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.

Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения. Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве.

Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

Обеспечивает безопасность работы учреждения.

Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.

Проводит регистрацию операций.

Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.

Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.

Предотвращает потенциальные преступления.

Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.

Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.

Взаимодействует с ФСФМ РФ.

Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.численность

Задачи отдела финансового мониторинга

Основные задачи:

1. Предупреждение и выявление злоупотреблений сотрудников предприятия

2. Расследование фактов (или подозрений в их наличии) финансовых потерь предприятия, связанных с предумышленными или халатными действиями сотрудников предприятия

3. Обеспечение исполнения наказаний

Основные инструменты защиты от злоупотреблений:

1. Разработка и изменение правил и процедур принятия решений, оформления и учета ресурсов

2. Формирование корпоративной культуры, противодействующей мошенничеству

3. Регулярные проверки (без постоянного вовлечения в текущую работу других подразделений)

4. Объективное расследование потерь и доведение информации о виновных и их наказании до целевых групп сотрудников

Основные сферы контроля и первоочередные действия по ним:

1. Закупка материалов, работ и услуг:

· организация конкурсных торгов

· организация учета предложений от поставщиков и регулярного контроля условий закупок

· контроль использования оплаченных материалов и услуг (предотвращение ненужных расходов)

· изучение и улучшение организации прохождения материалов и их учета

1. Реализация продукции

· ведение реестра крупных постоянных покупателей и отслеживание изменения условий работы с ними

· проверка обоснованности и согласованности предоставления повышенных скидок по прошедшей отгрузке

· организация текущей (досудебной) работы по востребованию дебиторской задолженности (плановая отправка писем с предложением погасить долг, контрольные звонки, направление писем в обслуживающий банк контрагента - перенятие опыта факторинга)

3. Производство

· изучение и улучшение учета полуфабрикатов и готовой продукции

· контроль сроков простаивания полуфабрикатов и готовой продукции

· контроль использования запрошенных и оплаченных материалов и оборудования (предотвращение ненужных расходов)

4. Корпоративная культура

· разработка политики предприятия в отношении мошенничества и доведение ее до сотрудников и контрагентов

Если вы предприниматель, любой банк может внезапно заблокировать доступ к счету.

Причина - подозрение в обнале. Но дело не в вас, дело в Центробанке.

Россия борется с обналом и уходом от налогов. Существует целая индустрия обнала, и ЦБ постоянно ищет способы ее переиграть.

На нынешнем витке в борьбу включены банки: они обязаны блокировать любые операции, которые похожи на обнал. Под санкции банка могут попасть даже честные предприниматели: достаточно случайно провести несколько подозрительных операций.

В этой статье - как не стать случайной жертвой борьбы закона с хитростью.

Что за обнальщики

Обнальщики - ребята, которые превращают официальные деньги на счете в неофициальную наличку.

Компания, которой нужны наличные, заключает договор и оплачивает какие-нибудь невещественные услуги - например консультации. Другая компания их как бы оказывает. Но на самом деле она выводит деньги подставной компании, та переводит их по липовым договорам через транзитные фирмы, а в конце цепочки деньги снимают как наличные. В итоге первой компании привозят сверток с деньгами, из которого предприниматель выдает серую зарплату, уходя от налогов и взносов.

Заниматься обналом и пользоваться подобными услугами незаконно. Мы не советуем так делать и надеемся, что вам никогда не придется с этим столкнуться.

Если Центробанк замечает, что какой-то банк помогает обнальщикам, он резво отзывает у него лицензию. Тогда блокируются деньги всех клиентов, и если ваши вклады застрахованы, то вы их получите через АСВ через две недели. Если нет - возможно, не получите. В итоге десяток обнальщиков со счетами в одном банке могут подкинуть проблем тысячам клиентов.

Чтобы не подводить своих клиентов, банки вынуждены самостоятельно следить за подозрительными операциями. Для этого во всех банках есть отдел финмониторинга. Что именно и как мониторить, им говорит Центробанк.

Расскажем, что делать честным предпринимателям, чтобы их не посчитали обнальщиками.

Проверяйте контрагентов

Если ваша фирма работает с подозрительными компаниями, ее могут посчитать транзитером - частью цепочки по обналичиванию средств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым поставщиком или клиентом, убедитесь в его надежности.

Подозрительно : контрагент находится по адресу массовой регистрации. Проверьте, сколько компаний зарегистрировано по адресу контрагента - проще всего сделать это на сайте ФНС . Вбейте в поисковик адрес и посмотрите, что за здание там расположено: если это не бизнес-центр и там зарегистрировано 15 фирм, то это адрес массовой регистрации.

Подозрительно : директор компании числится директором во многих других фирмах. Директора тоже можно проверить на сайте налоговой .

Очень подозрительно : у контрагента много арбитражных дел, исполнительных листов за неуплату налогов и исков от контрагентов за неисполнение обязательств. Проверяйте в картотеке арбитражных дел .

Всё и сразу можно проверить на сайте налоговой в разделе ЕГРЮЛ , в сервисах «Мое дело-бюро», «Спарк», «Контур-фокус».

Подробно описывайте переводы

Когда отправляете платеж, подробно описывайте его назначение: основание, дату, НДС. Если нет описания платежа, финмониторинг может начать расследование.

Если у банка возникнут подозрения в подлинности договоров или счетов, вас попросят их предоставить. Обычно на предоставление дают хотя бы один рабочий день, за это время собрать документы реально, если они рядом. Сложнее, если оригиналы на подписи у контрагента. Но чаще всего для подтверждения достаточно фотографий. Можно попросить контрагента сфотографировать документы на телефон и переслать.

Чтобы предупредить вопросы, подробно описывайте платежи и держите под рукой оригиналы или сканы договоров.

Работайте по своим оквэдам

Коды ОКВЭД-2 показывают, чем занимается компания. Их выбирают при регистрации предприятия. Вам должны платить только за то, что прописано в оквэдах.

Например, компания говорит государству: «Буду заниматься реставрацией произведений искусства» - поэтому выбирает «Деятельность в области художественного творчества» - код 90.03.

Надежно : ни у кого не возникнет вопросов, если такая компания получит деньги за реставрацию картины или антикварного столика из музейной коллекции. Эта деятельность соответствует зарегистрированным оквэдам.

Подозрительно : если придут деньги за абстрактные «финансово-консультационные услуги», проверка начнется наверняка. Еще налоговая может оштрафовать на 5000 Р за неправильное предоставление данных.

Если вы понимаете, что фирма растет и появляются новые направления бизнеса, просто добавьте коды оквэда. Для этого нужно заверить у нотариуса заявление и подать документы в ФНС. Госпошлина - 800 Р, для ИП - бесплатно.

Не снимайте все наличные

Как только ИП начинает снимать со счёта все деньги, к нему приходят с проверкой. ИП чаще всего задействованы как концевые звенья цепи обнала, поэтому здесь к ним особое внимание.

Подозрительно : ИП получает 300 тысяч и на следующий день снимает все деньги в банкомате.

Безопасно : ИП получает 300 тысяч и переводит часть денег на личный счет, а часть тратит с карты, привязанной к счету. ИП может покупать по корпоративной карте хоть оборудование для фирмы, хоть колбасу в «Ашане». Если у ИП «доходы минус расходы», то колбасу просто не нужно заявлять к вычету. Если просто «доходы» - покупки вообще никого волнуют, можно везде и всегда рассчитываться корпоративной картой.

В «Тинькофф-бизнесе» ИП могут бесплатно переводить до 150 000 рублей ежемесячно на собственную карту Tinkoff Black и получать кэшбэк за покупку колбасы. Но если каждый день вы получаете по 150 тысяч и тут же переводите на свою карту, после чего обналичиваете в банкомате - финмониторинг может заволноваться.

Платите налоги и взносы

Компании обязаны платить налоги и взносы. Банки обязаны за этим следить. Но есть нестыковка: компании могут открыть счета в нескольких банках и чисто теоретически платить налоги с любого из них - законом не запрещено. Но следят за налогами все банки одновременно: каждый хочет, чтобы вы платили именно через него. В итоге, если у вас счета в двух банках, а платите вы налоги только с одного, второй банк начнет вас подозревать.

Безопасно : платить налоги параллельно со всех счетов. Например, с одного - подоходный, а с другого - взносы.

Иметь несколько счетов для бизнеса в нескольких банках - это хорошее дело. Если у одного из банков отзовут лицензию, заморозятся не все деньги.

Нормально : платить налоги и взносы с одного счёта и держать под рукой копию платежки, чтобы в случае чего показать ее финмониторингу.

Еще есть налоговая нагрузка по сфере деятельности. Она определяет процент налогов от оборота компании по виду экономической деятельности и варьируется от 1,4% до 41,5%. Если платить меньше, чем в среднем по сфере, то с проверкой в офис придет уже налоговая, а не банк.

Если компания или предприниматель работают с физическими лицами, то они почти всегда являются налоговым агентом и должны удержать и перечислить в налоговую НДФЛ за физлицо. Если вы отправите деньги физлицу, но не заплатите налог в течение суток - начнутся вопросы.

Что делать, если вас заподозрили

Банк не сразу блокирует обслуживание за подозрительные операции. Обычно процедура выглядит так:

  1. Специально обученный робот ловит подозрительные транзакции и выдает отчет.
  2. Живой аналитик смотрит на операции и решает, подозрительные они или нет. Если подозрения есть, открывается расследование.
  3. Сотрудник банка связывается с предпринимателем, чтобы запросить подтверждающие документы: счета, по которым идет оплата, копии договоров. Банки дают от 1 до 10 дней, чтобы предприниматель прислал нужные документы - обычно достаточно их сфотографировать и прислать фото. Если сомнений в честности нет, то расследование закрывают.
  4. Если предприниматель никак не ответил на запрос банка или не показывает документы, то блокируется дистанционное обслуживание счёта - нельзя будет зайти через интернет-банк и вывести деньги.
  5. Чтобы разблокировать обслуживание, предпринимателю достаточно предоставить запрошенные документы в банк. Если документов не будет, деньги так и останутся лежать на счете, но забрать их можно будет только после контакта с банком.

Финмониторинг работает, чтобы защищать всех клиентов банка от отзыва лицензии. Поэтому сотрудники никогда не блокируют обслуживание счёта без разбора, а реальные санкции начинаются, только когда предприниматель начинает скрываться. Случайно обслуживание счетов не блокируется.

Как не прослыть обнальщиком

  1. Проверяйте контрагентов.
  2. Подробно описывайте платежи.
  3. Работайте по своим оквэдам.
  4. Не снимайте все наличные.
  5. Платите налоги.
  6. Не занимайтесь обналом.