Чувства родины в поэзии блока незнакомка. Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

Лингвистический анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.


И раздается женский визг.
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный.
В моем стакане отражен.
Как я, смирён и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!" кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный,
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные.
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906. Озерки

Стихотворение «Незнакомка» (1906)- один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озёрки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы – всё убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: « Передо мной возникло, наконец, то, что я называю « Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено..» Синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

1906 год – период стал для Блока временем удивительных познаний и открытий. Поэт с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, улавливает дисгармонию жизни. Блок будто просыпается от глубокого и сладкого сна, жизнь будит его безжалостно, а открывшаяся перед поэтом действительность не даёт снова погрузиться в сон, заставляет творца обратить на себя внимание и делать выводы. Своеобразным отражением мыслей и чувств поэта, его ответом на тяжёлую реальность становится произведение «Незнакомка» в нём с миром пошлости и обывательских буден граничит неумолимая тяга к любви и свету человеческих отношений.

Стихотворение «Незнакомка» интересно и своей композицией. Оно состоит как бы из двух частей: первая – реальность пошлого мира, вторая – врывающийся в эту реальность романтический идеал.

В стихотворении есть описательное начало, последовательность, неспешность в выстраивании художественных деталей; есть подобие сюжетности, которое позволило исследователям рассматривать стихотворение как балладу.

Стихотворение построено на контрасте добра и зла, желаемого и данного, картин и образов, противопоставленных и отражённых друг в друге. Реальность здесь граничит с возвышенностью мечты. Блок не скрывает своего отвращения к пошлости окружающей жизни и рисует такую картину сравнений и сочетаний, которую трудно представить: горячий воздух, ассоциирующийся с движением и накалом, у поэта «дик и глух», а «весенний дух», символизирующий начало чего – то нового, оказывается «тлетворным», «испытанные остряки» гуляют с дамами не где – нибудь, с «среди канав», на улицах – «окрики пьяные», над озером – «женский визг», даже луна лишена привычного романтического ореола и «бессмысленно кривится» Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали. Начало передаёт общую атмосферу и её восприятие лирическим героем:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Стихотворение написано двусложным размером стиха ямбом (то есть ударение падает на чётные слоги). Автором удачно используется перекрёстная рифма АБАБ (рифмующиеся строки идут поочерёдно)

Морфологический и лексико-семантический анализ. Тропы. В стихотворении мы видим не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением, бесчувствием, слепотой правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, инерция однообразного веселья приняли характер повторяющегося кругового, затягивающего людей вращения. Об автоматическом повторении, кружении жизни в каком – то колесе говорят слова из стихотворения: «И каждый вечер». Они даже повторены трижды. Смысл их усилён двумя подробностями – « ко всему приученный бессмысленно кривится диск» (круг, шар луны) и людской конгломерат – « испытанные остряки». Это люди, повторяющие заведомо далёкие от новизны жесты, шутки. И повторяют они их «среди канав»

Повторением союза «и» достигается ощущение безвыходности и замкнутого круга: « И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», « И раздаётся детский плач», « И раздаётся женский визг». Такой же эффект достигается с помощью анафоры (стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого ряда) в третьей, пятой и седьмой строфах стихотворения (« И каждый вечер»). Мир, рисуемый автором, отвратителен и страшен, и своё утешение герой находит в вине (« И влагой терпкой и таинственной, как я смирён и оглушён»).

Можно легко заметить, что при всём изобилии глаголов движения, присутствия – « гуляют», « скрипят уключины», « торчат», «золотится крендель булочной» - движения или активного (не сонного) присутствия людей как раз и нет. Однако все глаголы употребляются автором в настоящем времени.

Но вот появляется она – прекрасная незнакомка. Она вся окутана тайной, полуреальна, полузагадочна. И герой, потерявший веру в жизнь, вновь обретает надежду. Ему открываются « древние поверья», поручаются «глухие тайны», вручается «чьё- то солнце». В его сознании больше нет места отчаянию и печали, за тёмной вуалью таинственной женщины он видит «берег очарованный и очарованную даль». Таким образом, в контрастном сопоставлении первой и второй частей стихотворения А.Блок сумел показать конфликт между желаемым и данным, идеалом и действительностью.

В стихотворении много противоположных образов, то есть имеется антитеза (стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов): « Горячий воздух дик и глух»- «Дыша духами и туманами»; «женский визг»- «девичий стан»; «бессмысленный диск» луны – «солнце»; «скука загородных дач»- «очарованная даль»; «канавы»- «излучины» души; «бессмысленный диск» - «истина».

В стихотворении имеется оксюморон (стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество). В нём объединены противоположные по смыслу эпитеты – весенний и тлетворный. Пошлая обыденность изображается иронически:

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг…

Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Мотив этих двух строф – сиренное отчаяние, одиночество лирического героя:
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Этот друг единственный – отражение, второе « Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов»

Лексика стихотворения разнообразна. На первом месте по частотности находятся существительные, благодаря которым читатель отчётливо может представить себе картину происходящего, далее идут прилагательные, характеризующие лица, явления, предметы и, наконец, глаголы, благодаря которым слышны звуки. Часто в стихотворении встречается предлог над, который употребляется преимущественно при словоформах с пространственным значением. Здесь множество конкретных существительных (котелки, канавы, перья, озеро и другие) наряду, с которыми появляются и вещественные (вино). Например, в описании красавицы автор использует конкретные существительные: «шляпа с траурными перьями», « в кольцах узкая рука», духи. Многие существительные сочетаются с эпитетами, которые по частотности находятся на втором месте: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, «испытанные остряки», передающими некую атмосферу обстановки в которой находится героиня. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, « дальнего берега». За её тёмной вуалью лирическому герою видится « берег очарованный и очарованная даль», то есть в стихотворении имеются существительные, которые сочетаются с романтическими эпитетами. Образ берега со времён романтической лирики обозначает гармонический, свободный, но недостижимый мир.

Особенности лексики первой строфы (« И каждый вечер друг единственный…») высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения.

Лексика второй строфы (« А рядом у осенних столиков…» - низкая («лакеи», « торчат», «пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. Во второй части стихотворения встречается архаизм (устарелый для определённой эпохи, вышедшее из употребления слово) очи, придающее стихотворению и образу некую возвышенность. Характерно, что повседневное, расхожее слово глаза, да ещё кроличьи, совсем не бездонные, отнесено к пьяницам, а возвышенное слово очи (да ещё синие, бездонные) отдано Незнакомке.

Главный образ возникает во второй части. Но, кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов « И каждый вечер…» (анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стихотворения). Постоянная пошлость, изображённая в первой части, но постоянно и прекрасное видение, мечта, недоступный идеал: « Иль это только снится мне?» Героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощённая Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.


Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывает. Лирический герой ощущает свою посвящённость в « глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ:
И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэтический итог – в последней строфе: мир, рождённый фантазией поэта, лишён конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище», то единственное спасение и надежда, помогающее ему жить. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала. И невозможно без грусти читать строки, одновременно полные надежды и веры, отчаяния и тоски:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю истина в вине.

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретённое «сокровище». Вино – и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

В стихотворении «Незнакомка» астральная дева приблизила мистический мир к реальности, с ней в ресторанный мир проникает ирреальный мир «древних поверий».

Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ. Однако в стихотворении трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища». Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока ещё невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность – два полюса, между которыми пребывает лирический герой.

В стихотворении не только художественные детали быта и « глухих тайн» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении – её появлении и исчезновении, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста. Гармония гласных, созвучная образу Незнакомки, контрастирует с диссонансными, жёсткими сочетаниями согласных, благодаря которым создаётся образ реальности.

Синтаксический анализ. Союзом а во второй части стихотворения отмечается не только двухчастность стихотворения, но и противопоставленность этих частей, контрастная композиция. На протяжении всего стихотворения наиболее частотными являются сложносочиненные предложения, соединенные соединительным союзом и благодаря которому создаётся ощущение безвыходности. В 1,3,5,7 строфе отмечаются синтаксические повторы (каждый вечер). Это сигнализирует о сходстве композиционно – тематических функций данных строк. Также благодаря лексическому повтору создаётся впечатление, что автор использует в своём стихотворении синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений). В данном тексте также использованы простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит более точно. Например: «смотрю, вижу». Также использована инверсия (обратный порядок слов): «глухие тайны мне поручены», « в моей душе лежит сокровище» и многие другие, которые усиливают выразительность речи, выделяют наиболее важные слова и повышают интонационную выразительность благодаря тому, что важные в речи слова переносятся в начало предложения. Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «горячий воздух», « тлетворный дух», «женский визг», « девичий стан», «древними поверьями», «глухие тайны». Интонация стихотворения спокойная. Блок чаще использует запятые и точки, обозначающие завершённость мысли. И лишь в конце стихотворения используются восклицательные знаки, которые выражают уверенность, эмоциональность, делают финал драматичным, явно отражающим всё состояние «распутья», бездорожья в котором жил поэт в тот период, - в конфликте чувств, что пробудила Незнакомка в душе героя, и своего рода бессилия, когда этот герой нехотя, вяло, но всё же соглашается с возгласом «пьяного чудовища». С одной стороны,- «Глухие тайны мне поручены», « Я вижу берег очарованный». С другой стороны, воля к забвению, какая – то горестная и трагическая, вынужденная уступка злому миру, заключенная в согласии с теми, кто всегда «рядом у соседних столиков»:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Фонетический анализ . Фонетическая часть анализа является наиболее формальной, так как звуковая организация текста не имеет такой очевидной и прямой связи с содержательной его стороной, как, например лексико-семантическая организация. Между тем фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития.
Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %. Среди гласных преобладают: гласные заднего ряда среднего подъёма 16 (О), далее идут гласные среднего ряда нижнего подъёма 15(А), а также гласные переднего ряда верхнего подъёма 15 (И), а гласные заднего ряда верхнего подъёма встречаются 7 раз. (У). Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне» . Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка.

Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.

Поэт очень чутко слышал музыку во всём, что его окружало, и старался наполнить ею каждое своё творение. Так вся «Незнакомка» построена на музыкальной антитезе. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо сравнить начала первой и второй частей стихотворения:
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух.

Поэт сознательно нагромождает труднопроизносимые согласные п, в,ч,р,д,с.т и другие и нерегламентированно использует ударные гласные а,о,у,и.э. Всё это придаёт первой части нестройное звучание, которому противостоит гармония второй:

И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Здесь Блок сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным л, м, н, р. А повторение шипящих и свистящих ч, ш, с напоминает шуршание шёлка. Одновременно поэт обращается к повторам гласных а, и, о, у, и этим добивается напевного звучания стиха. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение своеобразно по содержанию и поэтике.

Исследователь творчества А.Блока А.В.Терновский подчёркивал предельное различие звуковой и лексической материи первой части стихотворения (до появления Незнакомки) и второй, когда она медленно проходит «меж пьяными»: «В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (Например, « По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», « пылью переулочной», « заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных. Изобразительная сила поэта настолько велика, что уже не важно, привиделась ли «Незнакомка герою в пьяном забытьи».

_____________________________________________________________________

Литература.

  1. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русской литературе», М, «Вако», 2005 г.
  2. Минц Н.Г. «Блок и русский символизм», 1980.
  3. Терновский А.В. «Творчество А.А.Блока», М, 1989г.

Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения "Незнакомка" Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

"Незнакомка" Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения "Незнакомка" Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. "Я" лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа "Незнакомки" Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов "Нечаянная радость". Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года "что-то раздробила" в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую - на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а "тлетворный дух". Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с "испытанными остряками". Последние "заламывают котелки", которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока "бессмысленно кривится" и сравнивается с неживым диском.

Анализ "Незнакомки" Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет - крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них "глаза кроликов", все безнадежно пьяны. Однако вино, "терпкое и таинственное", постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ "Незнакомки" Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит "духами и туманами". Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка "веют", словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются "древние предания", сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в "очарованную даль", выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир "глухих тайн", "дальних берегов", солнца, "синих бездонных" очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру "чудовищ". "Истина в вине" - это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ "Незнакомки" Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты ("бездонные очи", "берег очарованный"), метафоры (очи... цветут, вино... пронзило), анафору ("и каждый вечер"), оксюморон ("весенний и тлетворный"), олицетворение ("кривится диск"). Однако основной прием - антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

"Я" лирического героя

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз "и", строфа "и каждый вечер". Лексика четверостишья, в которой впервые появляется "Я" героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг - собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка - его двойник. Только они вдвоем посвящены в "глухие тайны". Для героя она - вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как "сокровище". Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ "Незнакомки" Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ "Незнакомки" Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он - часть мира "пьяных чудовищ", куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»

В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! А.А. Блок Стихотворение «Незнакомка» явилось важным этапом в формирующейся системе образов Блока-символиста. До этого звучали в его поэзии полунамеки и неясные фантастические тени. В этом же стихотворении поэтом создан образ его идеала, сквозь который проглядывают конкретные черты прекрасной незнакомки. Это стихотворение как бы соткано из противоречий, противопоставлений. Композиция произведения построена на антитезе. Эстетствующий поэт почти с отвращением описывает обстановку, на фоне которой позже появится его героиня. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Поэт как бы нагнетает неприятное впечатление от окружающей пошлой и приземленной обстановки. Он готовит «площадку», на которой появится его героиня, ярким контрастом с окружающими. ...Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна. Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. Поэт не просто любуется дамой, он восхищен ее нарядом, «синими бездонными очами». Возвышенная лексика подчеркивает благоговение автора перед героиней. Он лишь издали с восторгом наблюдает за ней, не решаясь приблизиться, нарушить ее покой и одиночество. А затем звучит восторженная ода собственной фантазии, родившей этот возвышенный неземной образ, способный поднять поэта над действительностью, увести его в волшебный мир иллюзий, мистики и ворожбы. Блок горд, что ему открылся этот мир, скрытый от глаз обывателя. Глухие тайны, мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Стихотворение «Незнакомка» явилось своеобразной визитной карточкой Блока-символиста и времени, которое мы называем «серебряным веком». Автор сумел емко и образно открыть читателю мир своей души, показать сокровища, таящиеся в его фантазии, поэтическом мире поэта-лирика.

Анна БРЮХАНОВА

Готовимся к сочинению

От мечты - к реальности?

О стихотворении А.Блока «Незнакомка»

1. Историко-библиографическая справка.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В.Соловьёва о вечной женственности явилась философским началом символизма. Символизм имеет много общего с романтизмом. В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание "бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.Иванов, З.Гиппиус, А.Белый, М.Волошин и многие другие поэты.

Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблён в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну. То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о "Мировой душе", о "сродстве душ", обречённых на вечные поиски друг друга, о "вечной женственности" как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме». В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л.Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошёл конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрёл реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянён любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения.

Тема данного произведения – вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражён, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:

бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение – повествование с элементами рассуждения ("иль это только снится мне?"), повествование ведётся от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ.

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: "вижу берег очарованный и очарованную даль"; анаколуф: "перья страуса склонённые".

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг – детский визг, очарованный берег – очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:

воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:

правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют её шелка, очи цветут.

Сравнение:

пьяницы с глазами кроликов.

тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:

дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

и каждый вечер.

Звукопись:

скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздаётся детский (женский) визг.

Живопись:

золотится крендель булочной.

дачи – ресторан – столик, где сидит незнакомка.

четырёхстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой.

Черты лирического героя:

образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моём стакане отражён), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чьё-то солнце вручено), влюблён. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:

имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка – реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами – неземное создание.

Стихотворение А.А. Блока «Незнокомка» написано в 1906 году. В этом стихотворении поэт объединяет два мира. В одном преобладает «тлетворный дух», а за столиками сидят «пьяницы с глазами кроликов». Эта первая часть стихотворения отображает нелицеприятную сторону пригородов Санкт-Петербурга. Описания этой части можно сравнить со стихотворением А. Блока «Фабрика». То есть первая часть стихотворения «Незнокомка» относиться к важной для творчества поэта теме «страшного мира».

Автор стихотворения обращает внимание на общество, которое утрачивает моральные устои, и живет лишь желаниями. Появляются остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Это не таинственные незнакомки, а девушки легкого поведения, которые ради денег будут смеяться над шутками любого. Поэт наполняет свое описание звуками: где-то «раздается женский визг», а за шлагбаумом слышен, плачь, в ресторане кричат «пьяницы». Лирический персонаж стихотворения, говорит, что он оглушен, то есть сначала указывает на количество звуков, а потом говорит, что они его оглушили.

Вторая часть стихотворение – это противопоставление «страшному миру». Появляется образ, который не связан со всем ужасом ресторана. Эта часть связана с другой темой в лирике поэта «стихотворения о прекрасной даме». Незнакомка дышит духами и туманами, ее мир совершенно другой. Она пришла из «зачарованной дали». Поэт даже не уверен, реальна прекрасная женщина или она просто плод его воображения. В предпоследнем четверостишье становится все более очевидно, что девушка за столиком перестает быть отчетливым образом: «И очи синие бездонные // Цветут на дальнем берегу».

В итоге, автор снова переноситься в мир реальности, где его опьяненные разум начинает мыслить в другом ключе. Автор признает, что «истина в вине», по сути делая отсылку к тому, что он такой же пьяница, как и другие посетители заведения. А является ли таинственная дама реальностью или иллюзией никогда не будет известно не лирическому персонажу, не читателю.

Анализ стихотворения Незнакомка кратко

Великий писатель двадцатого века, Александр Блок, написал стихотворение «Незнакомка» в 1906 году. Именно это произведение поэта считается самым романтичным, а потому – самым лучшим. Произведение «Незнакомка» очень романтичное, и это недаром, ведь Александр Блок когда-то пережил в определенное время – семейную драму. Ведь его жена, которую он очень любил и уважал, ушла к другому человеку – к Александру Белому, который являлся тоже поэтом.

Александр Блок не мог этого пережить, ведь его бросил и предал человек, когда-то такой родной и любимый. Естественно, ничего изменить нельзя было, но поэт переживал очень сильно, так как к тому же – его мужская гордость и самолюбие было сильно задето. А потому Блок начал переживать тот момент, когда он начал ходить по различным пивным и барам, где можно было сильно напиться, чтобы забыться от горя. Именно в том одном заведении, где все пили, гуляли и развратничали, Александр повстречал создание, которое вызвало в его сердце бурю эмоция, главное из которых – восхищение. Именно это чувство заставило его написать это стихотворение, которое было названо вскоре – «Незнакомка». И недаром, ведь блок никогда так и не узнал, кто скрывается пот этой одинокой и хрупкой женщиной. Да, это была женщина, которая однако не пила ни разу. Она просто постоянно регулярно ходила в заведение и сидела возле окна, хотя было видно, что сама переживает какое-то горе, и тем не менее, никогда не пила спиртное, в то время, как другие мужчины и женщины напивались.

В произведении поэт описывает поначалу – всю обстановку пивного заведения, когда вдруг – появляется нежная и хрупкая женщина, лицо которой скрыто под вуалью шляпки. Эта женщина -неизвестна никому, а только то понятно, что она постоянно, без пропусков, ходит именно в это заведение. Это впечатление делает ее еще боле загадочной. Она – сильная женщина, которая переживая горе, все же не пьет, в то время, как другие просто напиваются, особенно мужчины. В этой обстановке Блок выделяет ее одну, так как она – как луч света во всей этой грязи.

Анализ стихотворения Незнакомка Блока

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта, и оно в какой-то мере стало судьбоносным в его жизни. В нём переплетаются – романтика, любовь и ностальгия.

Предыстория стихотворения «Незнакомка» имела настоящий фурор. Александр Блок, в период написания данного стихотворения, испытывал полновластные душевные страдания в связи с изменой своей собственной жены с другим русским поэтом – Александром Белым.

Александр Александрович Блок никак не мог смириться с этим фактом и вскоре, он пристрастился к алкоголю. Он мог проводить часами, а то и сутками время напролёт в различных убогих питейных заведениях. Они казались ему весьма скудными и непримечательными, но всё равно, его почему-то тяготило к таким местам. И именно в таком месте ему приглянулась одна особая дама, которая каждый вечер приходила в одном и том же наряде, садилась за один и тот же столик, и придавалась виду из окна этого заведения, при этом сама она была наполнена печалью.

Она выделялась по всем направлениям и не принадлежала по убеждениям Александра Блока к кастам убогих и неимущих. Именно образ этой дамы натолкнул великого русского поэта на создание стихотворения «Незнакомка». Возможно, Александр Блок узрел в этой незнакомке какое-то важное чувство для себя. Во всяком случае, после написания стихотворения «Незнакомка», его жизнь наполнилась чувством одухотворённости, и он уже больше никогда не стал относиться к своим проблемам так чувствительно.

В стихотворении «Незнакомка» автор описывает дух окружающей обстановки дачного питейного посёлка. Он описывает всю грязь и зловоние, а также нагоняющую на это заведение тоску. В этом ресторанчике царит атмосфера разврата, а люди в нём – несуразные. Лирический герой этого стихотворения полностью теряет разум над собой. Он ищет спасения на дне стакана и при этом жаждет одиночества.

Ему некомфортно в толпе пьяных посетителей и он отстраняется от них. Он уже ни во что не верит, тоска в его душе и за окном. Мир кажется каким-то безнадёжным. Но однажды наш герой видит её, ту самую незнакомку, из-за которой меняется всё его представление о мире. Таинственная и неповторимая, она словно лучик надежды в этом грешном мире.

Она заставляет героя стихотворения вновь взглянуть на жизнь свысока. И вот уже перед нами уже не какой-то пьяница, который потерял смысл жизни, а человек, который обрёл надежду и веру в себя. В его душе разворачивается настоящая романтика, вспыхивает порыв душевных чувств. Теперь его уже ничто не переубедит. Он будет жить дальше в надежде на лучшее.

Оказывается, чтобы переосмыслить кардинально свою жизнь, иногда нужно пройти через многое, и порой самое трудное. Это говорит о том, насколько человек безграничен в своих возможностях, ведь любая, даже самая мелочная деталь, может разыграть в человеке чувство искренности и душевной теплоты. Герой этого стихотворения переосмыслил свою жизнь и вышел на новый этап её становления.

Полный, комплексный анализ. 11 класс

Анализ стихотворения Незнакомка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

  • Анализ стихотворения Благовонная ночь, благодатная ночь Фета

    Ночная пора является для Афанасия Фета особенной, он посвятил ей множество пейзажных зарисовок. Некоторые из них показывают, почему автор испытывает подобные нежные чувства к темному времени суток

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты

    Данное стихотворение Есенин написал в самый разгар войны, что, казалось бы, неуместно. Но, не смотря на всю свою суровость, достаточно гневное отношение к некоторому политическому строю и собственную оппозицию он был человеком достаточно открытым

  • Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист Фета

    Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.