1. Любовь в раннем творчестве.

2. Муза Маяковского.

3. Публичность чувства.

Любить - это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником.

В. В. Маяковский

Любовная лирика занимает не последнее место в творчестве В. В. Маяковского, которого мы привыкли воспринимать как поэта революции и мастера агитационных лозунгов. Поэма «Облако в штанах» (1915) - любовная и посвящена неразделенному чувству к не пришедшей на свидание героине М. А. Денисовой, в которую он был влюблен в Одессе. В названии заключена метафора нежной мужской души. Удивительно, но многие годы эту поэму считали революционной, антибуржуазной. Но вовсе не недовольство общественными порядками заставляет героя проклинать мир, а самая простая ревность. Напряженный герой ждет любимую с четырех до десяти часов, она в конце концов приходит и говорит, что выходит замуж. «Пожар сердца» превращается в месть за то, что отняли любовь Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Хотите -

буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона - хотите -

буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!

Большинство стихотворений любовной тематики посвящено Л. Брик, с которой Владимир Владимирович познакомился в 1915 году. Она стала значимой фигурой в его жизни. Никто больше - ни Т. А. Яковлева, ни В. Полонская - не занял в сердце поэта такое место, как она. На долгие годы женщина стала музой Маяковского. Ей поэт посвятил первый том собрания сочинений, вышедший в 1928 году. «Кроме любви твоей, мне нету солнца... мне писал Маяковский в стихотворении «Лиличка! Вместо письма».

«Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - говорил В. Б. Шкловский о Брик.

Встреча была судьбоносной, брак Лили с О. Бриком был скорее нежной дружбой, чем страстной любовью. Маяковский обрушил на возлюбленную свое безмерное необузданное чувство, сопровождаемое ревностью, вполне обоснованной в сложившемся любовном треугольнике.

Двенадцать

квадратных аршин жилья.

Четверо в помещении -

и собака Щеник...

Вот в таких условиях существовала любовь, и создавались стихи Маяковского. Он не хотел делить любимую женщину ни с кем, но был обречен делать это. Как метко было замечено, его лирика питалась от несчастной любви.

Не всегда можно говорить об абсолютном совпадении лирического героя стихов с автором, но в данном случае нет подмены - мы читаем о том, что действительно чувствовал Маяковский, а не отвлеченный лирический герой. Любовь его настолько велика, что венчает короной в веках любимую.

Любовь мою,

как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог.

Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

Любовь Маяковского - это чувство, которому неведом покой: «надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие». Она кричит вся, то от восторга, то от боли, поэт выплескивает эмоции, не сдерживая и не скрывая их. Он - максималист, поэтому никаких полутонов в чувствах. Или любит, или нет, или сейчас, или никогда. Любовное чувство у Маяковского приобретает необычные формы: от беззащитного «смирного любеночка»: Будет любовь или нет?

большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький, смирный любеночек. -

до поражающей своими размерами любви-громады, которая то ли любовь, то ли ненависть, то отчаяние, то нежность:

Больше чем можно, больше чем надо - будто поэтовым бредом во сне навис - комок сердечный разросся громадой: громада любовь, громада ненависть.

Конечно, такой романтик, как Маяковский, понимающий «язык трамвайский» и умеющий сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб», и не мог любить иначе. Он дерзко заявлял о своей любви всему миру. От его любви, обрушивающейся как водопад, от такого бурного проявления чувств Брик уставала, что заставляло поэта метаться, теряться и переживать. Это чувство к ней было очень неровным, у них так и не получилось создать модель современной семьи без предрассудков - без ревности, без зависимости друг от друга, свободной от влияния быта. Отношения же с парижанкой Яковлевой, по словам окружающих, были спокойными, но недолгими. Говорят, что выехать в Париж повторно ему не удалось не без помощи Бриков (Лиля была в бешенстве, обнаружив стихотворение к сопернице), а Яковлева вскоре вышла замуж. Остались строки, посвященные ей. В них слышны нотки счастья.

Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью брови, дай

про этот важный вечер рассказать по-человечьи...

Маяковский был таким человеком, который не мог держать чувства в себе, выплескивал их в своих стихах и ввиду своей публичности делал достоянием общественности. Ведь это было не просто интимное чувство, а чувство поэта-гражданина. Гиперболизация чувства характерна для всего творчества Маяковского, и любовная драма приобретает в таком ракурсе характер общественный. Таким образом, по словам исследователя С. Л. Страшнова, поэт приобщался «к цельному целому

Массе или народному единству, каким бы отвлеченным и иллюзорным оно ни было. Отсюда... стремление Маяковского всячески социализировать ее (любовную лирику), превращая любовь из личного чувства в общественную тему».

Поэма «Люблю», написанная в 1921 - 1922 годах, говорит о том, что любовь занимает важное место в жизни человека, она дана каждому, но мало кто замечает, что со временем сердце черствеет и «любовь поцветет, поцветет - и скукожится». Чтобы сохранить любовь, поэт прячет ее в любимую.

Любовь в тебя -

богатством в железо -

запрятал,

и радуюсь Крезом.

Заканчивается поэма выводом, что его любовь неподвластна времени. Это самые позитивные строки Маяковского о любви.

Наполненная лиризмом поэма «Про это» раскрывает перед нами муки ревности, страдание от несчастной любви. Обозначив основную тему поэмы - «по личным мотивам об общем быте», поэт рассуждает о морали, быте и любви нового человека. Его лирический герой борется за идеальную любовь. Критики называли поэму чувствительным романом, над которым плачут гимназистки, в то время как автор говорил о своей идее прямо - это поэма, построенная на ассоциациях, о том, как быт опошляет отношения мужчины и женщины. Поэт полагал, что в жизни нового человека любовь должна быть очищена от мещанства.

«Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь

Это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявиться во всем» - так говорил Маяковский о любви, вечной теме художественных произведений.

Трагичность любви в лирике В. В. Маяковского

1. Значение любови в жизни человека.

2. Личные любовные переживания поэта.

3. «Облако в штанах”.

4. «Флейта-позвоночник”.

5. Поэма «Человек”.

6. «Люблю» и «Про это”.

7. Рождение новой любви.

Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая,

демоническая и в то же время безмерно обреченная,

гибнущая, почти зовущая на помощь.

Б. Л. Пастернак

Само чувство любовь, является одним из самых ярких, незабываемых и прекрасных чувств в жизни каждого человека. Мечта об этих нежных чувствах, мечта о вдохновенной любви, ее поиски - все это вечные темы в творчестве любого писателя, художника, музыканта. У В. В. Маяковского тема любви занимает одно из самых главных мест в его творчестве. Он пишет о любви - благородной, преданной, самоотверженной. У него влюбленный герой готов даже к самопожертвованию ради любимого человека. Как говорил писатель: «Любовь

Это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем».

У Маяковского вся жизнь с ее радостями и горестями, обидами и разочарованиями была изложена в стихотворениях. И лишь в ранних его поэтических творениях - «Я», «Любовь», трагедия «Владимир Маяковский» - любовь показывается вне связи с личными переживаниями. Последующие стихотворения поэта начинают рассказывать читателю о пережитой любви самим Маяковским, о его переживаниях и о том, какой она была. Все пережитые поэтом чувства испытывает на себе и сам лирический герой, он познает, что такое любовь - любовь-страдание, любовь-мука, любовь-наслаждение. В 1914 году Маяковский написал поэму «Облако в штанах» и здесь, сразу же с первых строк ощущается тревожное чувство большой и нежной любви:

Вы любовь на скрипки лежите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете, чтобы были одни сплошные губы!

Дальше со столь же трагической силой поэт пишет о своей безответной любви, которая полностью поглотила его. Эта любовь охватила своим жарким пламенем сердце поэта и причинила ему мучительную и нестерпимую боль:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Но эта трагическая любовь, все переживания и волнения оказываются не выдуманными. Сам Маяковский указывает на то, что все события, описанные в поэме реальны:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было, было в Одессе.

«Приду в четыре», - сказала Мария.

Восемь. Девять. Десять...

громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошенное.

Будет любовь или нет?..

Да! Действительно Маяковский был по-настоящему влюблен в некую Марию, которую он встретил в Одессе. Тогда там вместе с Маяковским находился поэт В. В. Каменский. Позже он так рассказывал о любви поэта: «Маяковский влюбился здесь в красавицу Марию Александровну... Взволнованный,

взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией он влетал к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: “Вот это девушка! Вот это девушка!”» Однако этой любви не суждено было стать вечной. Трагическая любовь приносит не радость, а одни лишь страдания. И самое страшное здесь заключается в том, что препятствия для искренней любви выстраиваются социальными условиями той жизни, основанными на неравенстве людей, на предрассудках и господстве материальных расчетов. Вся эта жестокая и несправедливая действительность отняла у поэта любимую девушку и украла ее любовь. Пройдя все эти переживания, Маяковский с горечью сказал: «Любить нельзя - масса тяжелых неприятностей». Вся эта социальная несправедливость очень кратко упоминается в поэме Маяковского «Облако в штанах». В ней слышен голос самой Марии:

Вошла ты, резкая, как «нате!», муча перчатки замш, сказала:

«Знаете - я выхожу замуж».

Хоть поэт и говорил: «Любить нельзя!» - но он не мог не любить. Уже через год сердце поэта вновь разрывают муки любви. Свои новые чувства он отразил в поэме «Флейта-позвоночник» (1915), и здесь снова слышны мотивы не радости от любви, а отчаяние и страдание:

Версты улиц взмахами шагов мну,

Куда уйду я, этот ад тая!

Какому небесному Гэфману выдумалась ты, проклятая?!

Обращаясь к Богу, поэт взывает:

Слышишь!

Убери проклятую ту, которую сделал моей любимою!

Маяковский так и не смог найти счастье, нежность, успокоение и радость в любви. Об этом свидетельствуют все последующие произведения поэта 1916-1917 годов. *

Поэма «Человек» звучит как гимн человеку-творцу. В этой поэме любовь так же описывается через образы, выражающие только одно страдание влюбленного героя:

Гремят на мне

наручники, любви тысячелетия...

И только боль моя острей - стою, огнем обвит, на несгораемом костре немыслимой любви.

Стихи Маяковского, которые обращены к любимой, полны страсти, нежности, но одновременно содержат много сомнений, протестов и даже отрицания любви как таковой:

Только в моем воспаленном мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите -

срываю игрушки-латы

величайший Дон-Кихот!

В 1922 году появляется поэма «Люблю», где Маяковский размышляет о любви, о ее сущности и месте в жизни каждого человека. Писатель стремиться противопоставить любви продажной любовь истинную, верную, чуткую, которая выстоит и ссоры, и жизненные невзгоды. В 1923 году он пишет поэму «Про это», где опять возвращается к герою, который страдает и мучается от любви. Поэт искренне переживает за лирического героя. Маяковского тревожит то, что героя не коснулись радости жизни:

В детстве, может, на самом дне, десять найду

сносных дней.

А то, что другим?!

Для меня б этого!

Этого нет.

Видите - нет его!

Поэт с горестью замечает:

Я свое, земное, недожил,

свое недолюбил.

В журнале «Молодая гвардия» в 1929 году было напечатано стихотворение Маяковского «Письмо т. Кострову из Парижа о сущности любви», именно с появлением этого стихотворения становится понятно, что в сердце поэта родилась новая любовь

- «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Он встретил Яковлеву, он влюбился, а главное то, что эта любовь уже была взаимной. «Письмо т. Кострову...» и опубликованное несколько лет спустя «Письмо Татьяне Яковлевой» содержат в

себе уже совсем другие настроения, появляются новые интонации. В этих письмах уже нет надрыва, тоски и разочарования. Так, в «Письме т. Кострову...» Маяковским описывается радостное чувство. Письмо проникнуто счастливым предвкушением большой и настоящей любви:

Как на свиданье, простаивая, прислушиваюсь: любовь загудит - человеческая, простая...

Он действительно навеки был ранен любовью и рана эта - незаживающая, кровоточащая. Жизнь и судьба поэта была драматичны, но читателя поражает сила той любви, которая вопреки всему способна утверждать непобедимость жизни. И Маяковский был прав, когда говорил:

Если я чего написал,

Если чего сказал -

Тому виной глаза-небеса,

Любимой моей глаза.

Сочинение

Любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике», эта тема звучала и в поэме «Человек». Изображение неразделенной любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где все - в том числе и любовь - подчинено денежному чистогану. Формула «деньги, любовь, страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.
Октябрьская революция, раскрепостив человека, создала условия для торжества любви, любви как счастья, как радости. Именно эта мысль нашла особенно яркое выражение в поэме «Люблю» (1922г.). Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях, о любви в самом широком смысле этого слова. Это песнь о том, как зарождалось, расцветало и обретало свои зрелые формы испепеляющее чувство. Этим определена и композиция поэмы. Нельзя не обратить внимание на то, в какой последовательности расположены главки: «Мальчишкой», «Юношей», «Мой университет», «Взрослое» и т.д. Перед нами человеческий характер в развитии, вернее в становлении любовного чувства.
«Гранада-любовь» - так определяет Маяковский отношение своего героя ко всему прекрасному в жизни, чему открыто его сердце. Но этот же «сердечный комок» включает в себя и «гранаду-ненависть» ко всему отвратительному в жизни. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви, Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает, как его чувства становятся социально осмысленными.
В противоположность «кучерявым лирикам», пишущим стишки «для спален», в поэме Маяковского любовь к женщине выступает как одно из проявлений способности человеческого сердца чувствовать, активно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
«Люблю» заканчивается своеобразной клятвой верности и постоянству в любви:
Клянусь -
люблю неизменно и верно.
Лирический герой поэмы, «подъемля торжественно стих строкоперстый», заявлял о том, как он любит. И любовь его была близка и понятна новому человеку, строителю социалистического общества, своим активным восприятием жизни, цельностью.
Понимание Маяковским природы любви в последний период его творческого пути находит наиболее яркое выражение в двух поэтических «письмах» - «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и в «Письме Татьяне Яковлевой».
Тарас Костров, к которому обращено стихотворение, был редактором «Комсомольской правды». Маяковский сотрудничал с газетой, от которой и был командирован в Париж в 1928г.
В заглавии определена тема произведения - «о сущности любви». Намечаемый здесь образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в строфах, где герой, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (ее прототипом и является Татьяна Яковлева), вступает с нею в разговор. На этом беседа с Костровым переходит в диалог с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения. Перед нами предстает человек, объятый любовью. «Я ж навек любовью ранен», -признается он.
«Письмо товарищу Кострову...» - продолжение разговора на тему, начатую поэтом давно (еще со времен поэм «Человек» и «Люблю») - о «любви-гранаде», о верности и постоянстве этого чувства. Если в поэме «Люблю» объятому чувственным пламенем лирическому герою противостоят мещанствующие «лирики» с их сентиментальной «любовинкой», то в «Письме товарищу Кострову...» «любви-гранаде» противостоит «прохожая пара чувств» с нехитрой формулой «разлюбила -уплыла». Истинную же любовь «не свадьбой мерить».
Маяковский дает нравственно-философское освещение «сущности любви»:
Любовь
.. .в том,
что встает за горами грудей
над волосами-джунглями.
Поэт отказывается рассматривать физиологическую сторону любви. Для него несравненно важнее, «что встает за горами грудей», что порождает в сердце человека любовь. Обуреваемый чувством герой стихотворения, «силой своей играючи», готов, «блестя топором, рубить дрова», творить, писать стихи. Этим поэт подчеркивает, что настоящее чувство побуждает человека на большие и хорошие дела.
Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюбленным «рай да кущи», а в том: «Что опять //в работу пущен//сердца//выстывший мотор».
Мысль о единстве личного и общественного в человеке нового, социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала двадцатых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 г. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой»:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
В дрожи тела
близких мне
красный
цвет моих республик
тоже должен пламенеть.
Эти строки могут быть названы итогом жизни поэта. В них воедино сплавились «я» и «мы», революция и поэзия, быт, история и «пламень любви».
Совладать с этой «гранадой-любовью» в состоянии не «кучерявые лирики», блеющие барашками стишки «для спален», а поэт, понявший, что любовь - отражение всех сторон человеческой души, что в ней - и «поцелуи рук и губ», и «красный цвет» республик Страны Советов. В этом и заключается «сущность любви» для Маяковского, раскрытая поэтом в лирике.

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

«Кроме любви твоей

мне нету солнца»

(«Лилечке»),

огнем обвит

на несгорающем костре

немыслимой любви»

(«Человек»)

Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и очень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственное слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра ты забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:

Меня сейчас узнать не могли бы

жилистая громадина

корчится…

Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете –

Я выхожу замуж.

Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он превращается в проснувшийся вулкан:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и тому строю, где все покупается и продается.

В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным соревнованием со всем миром».

Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком мирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновение проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о стихии,

подступают в ропоте

обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором идет речь.

Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе откровенных:

поэт сонеты поет Тиане,

весь из мяса, человек весь –

тело твое просто прошу,

как просят христиане –

«Хлеб наш насущный –

даждь нам днесь».

Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений о любви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь дает возможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить и закрепить словом.

В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово, вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и влечь,// которые глазом ослабли».

В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной, драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт обещает усмирить.

И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе:

Я все равно

когда-нибудь возьму –

или вдвоем с Парижем.

А в настоящем – так и не преодоленное одиночество.

Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог, обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением стихотворения.

«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.

Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его ориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего, поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений.

Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.

Урок по литературе в 11 классе

Тема урока: « Навеки любовью ранен», (тема любви в лирике В.В.Маяковского)

Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике В.Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство;

закрепить умение анализировать лирическое произведение; воспитать уважительное отношение к женщине

оборудование: портрет В.Маяковского, диапроектор, проектная работа учащихся (на электронном носителе)

на доске: « Любовь- это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и прочее. Любовь- это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем» (из письма В. Маяковского к Л.Брик 5.02. 1923)

(список произведений по данной теме) Поэмы: « Облако в штанах» (1914-1915г) «Флейта-позвоночник» (1916г), «Люблю» (1922г), « Про это» (1923г)

Стихотворения: « Лиличка!» (1916г) «Любовь» (1926г)

« Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928г) « Письмо Татьяне Яковлевой» (1928г) Неоконченное (1928-1930)

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Слово учителя.

Маяковский и любовная лирика. Раньше считалось, что эти 2 понятия несовместимы. К счастью, за последние годы стало появляться все больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество В.Маяковского (зачитывается эпиграф). Но как отнестись к стихотворным строкам и высказываниям поэта такого рода: «... поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы», « меланхолическая нудь», « нынче не время любовных ляс».Чем же была для Маяковского любовная лирика? « Меланхолической нудью» или зеркалом душевных переживаний? На уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос, а для этого необходимо найти связь между поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.(назвать произведения- слайд 4,5,6)26 ноября отмечается замечательный праздник- день Матери. Хотелось бы несколько слов сказать о семье Маяковских (слайд 7,8,9) В их доме всегда царила атмосфера доброжелательства., уважения друг к другу. И в этом немалая заслуга маленькой, сдержанной, немногословной женщины, матери поэта, оставшейся в 39 лет вдовой и вырастившей троих детей. « дорогая, милая и родная мамочка! Вы самая хорошая и добрая мама на целом свете»- писал Маяковский. Александра Алексеевна (1867-1954г) на восьмидесятом году жизни стала писать книгу о своем сыне. И этот труд как будто поддерживал в ней жизнь. К дню 60-летия сына, за год до смерти Александры Алексеевны, книга была напечатана. Мать сохранила многие вещи сына: стакан, ложку, маленькую металлическую мыльницу, даже папиросу, которую он забыл в один из приходов домой. « Во всем мире не было сына нежнее Володи,-свидетельствовала Александра Алексеевна.- В нем было 2 человека. Володя- нежность, бесконечно добрый и смущался так, что было несвойственно сыну. Обидеть не мог никого. А другой Владимир-во весь голос говорил о правде жизни, ожесточался, работал упорно, не знал ни дня, ни ночи. Строил... и хотел, чтобы все поняли то, что было внутри у него..»3.сообщение ученика.

МАРИЯ ДЕНИСОВА Владимир Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии 20 века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

Кроме любви твоей

Мне нету солнца... (Лиличке)

Стою

Огнем обвит

На несгорающем костре

Немыслимой любви... (Человек)

Мария Александровна Денисова родилась 21 октября 1894 года в Харькове. Здесь провела годы своего детства. Окончив 7 классов гимназии, занималась рисованием и скульптурой.

Первая встреча Марии с Маяковским произошла в конце декабря 1913 года на московском вернисаже общества художников «Мир искусства». Поэт не назвался девушке, шутливо предложив именовать себя «некто в черном». Но волею судьбы через 3 недели они встретились в Одессе, которую Маяковский посетил во время поездки по стране. Достоверно то. что скрепило цепочку отношений Маяковского и Марии Денисовой-это роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Второе издание романа Марии подарили в 1911 году, очевидно, исходя из интеллектуальных запросов девушки. Первые строки монолога Веры Павловны звучат как характеристика самой Марии: « Вы называете меня фантазеркою, спрашиваете, чего же я хочу от жизни? Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других... Я не привыкла к богатству,-мне самой оно не нужно... Я хочу быть независима и жить по-своему.. .Я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.» Роман был принят Марией как сигнал к действию: она оставляет гимназию, идет учиться в частную студию, решив стать скульптором. По воспоминаниям Л.Брик, на Маяковского также влиял роман Чернышевского, к которому он неоднократно обращался, как бы советуясь с автором о своих личных делах.

На одном из обедов у Филипповых зашел разговор о героях Джека Лондона. Неожиданно в разговор
вступила Мария, сказав: « Там, где деньги, нет любви, нет подлинного чувства.» Маяковский принял
это восторженно. Позднее, в поэме «Облако в штанах», он напишет:
Помните? Любовь, страсть»,-

Вы говорили: а я одно видел:

« Джек Лондон, Вы - Джиоконда,

Деньги которую надо украсть!

Маяковский увидел в Марии живую Джоконду, как воплощение совершенной красоты и женственности. По словам Каменского, взволнованный свиданиями с ней поэт « влетал в гостиницу этаким морским ветром и восторженно повторял: «Вот это девушка!»

Но «украсть» свою Джоконду-Марию Маяковскому не удалось. Юная девушка не решилась сопровождать Маяковского в поездке по стране. Они расстались. Горечь неразделенной любви со всей страстью выплеснулась в строки поэмы «Облако в штанах» (1915г):

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы! Возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете- Я выхожу замуж. Такой огромной силы любовь ей не нужна! Она холодна и иронична. И герой превращается в проснувшийся вулкан:Мама!

Ваш сын прекрасно болен! Мама!

У него пожар сердца.
Скажите сестрам Люде и Оле,-
Ему уже некуда деться.
В поэме показано превращение громады-любви в громаду-ненависть во всем и вся. Разочаровавшись в
любви, герой испускает 4 крика «долой»:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше строй!
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все
покупается и продается. Но нельзя путать героиню поэмы с реальной Марией Денисовой, чей путь
был устремлен в революцию. И вышла Мария Александровна замуж по любви. Героиня поэмы-образ
собирательный. Хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой.
Мария Александровна была одним из первых скульпторов, создавших с натуры портрет Маяковского.
Портрет находился в Музее изящных искусств, но судьба его неизвестна, как и судьба второго
скульптурного портрета поэта, сделанного после смерти Маяковского.
М.А.Денисова-Щаденко ушла из жизни, когда ей исполнилось 50 лет.
Для Маяковского имя Марии было священно как символ его первой любви:
Мария! Какое-то

Имя твое в муках ночей

Я боюсь забыть, рожденное слово,

Как поэт величием

Боится забыть равное богу.4. сообщение ученика. ЛИЛЯ БРИК

Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите - срываю игрушки-латы Я, Величайший Дон-Кихот!

Лиля Юрьевна Брик родилась 30 октября 1891 года в Москве. Учась в гимназии, познакомилась со своим будущим мужем юристом Осипом Бриком, ставшим впоследствии литератором, сценаристом. В 1912 году Л.Брик вышла за него замуж. В 1915 году Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе.

Чем-чем, а любовью прекрасных дам Владимир Владимирович не был обделен. Но, в сущности, в его жизни была только одна женщина. Все женщины Маяковского не просто знали о существовании Лили Брик, в их непременную обязанность входило выслушивание его восхищенных рассказов о ней. Любовь Маяковского к своей Лиличке была, действительно, всем в его жизни; понять ее и по-настоящему прочувствовать можно, читая их письма друг к другу. У влюбленного Маяковского было множество имен для Лили: Киса, Лисичка, Личика, Детик. Подписывался поэт также по-разному: Твой Щен, Щеник, Весь Я. Иногда слова заменялись по-детски нарисованными маленькими щенками.

5. Слово учителя:

Отношение Маяковского и Брик были очень непростыми. Многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта. Поэмы «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» посвящены личным переживаниям поэта, вызванные чувством к Л.Брик, социальные отношения определяют душевное состояние лирического героя, переживающего утрату любимой, виной тому безжалостный мир денег, вещей, где женщина-предмет купли-продажи. Перед властью денег слово поэта ничто, смешна его нежная, преданная любовь. В поэме «Флейта-позвоночник», пожалуй, с наибольшей силой проявилась особенность таланта Маяковского, о которой хорошо сказал Л.И.Тимофеев: « Маяковский стремится изобразить человека на пределе его эмоциональной напряженности, на пределе страдания, возмущения, протеста, готовности к самой отчаянной борьбе со всем окружающим строем.» (Поэтика Маяковского, М, стр. 86), на пределе злобы и отвращения к тем, кто является воплощением этого строя.

Как надвое раскололся в вопле,

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду!

Твоя останется.

Тряпок нашей ей,

Робкие крылья в шелках зажирели б.

Смотри, не уплыла б.

Камнем на шее

Навесь жене жемчуга ожерелий!» («Флейта-позвоночник»)

6. сообщение ученика (продолжение)

Романтика, теплота, свет, страсть-все было в этой любви. А также была боль-пронзительная и каждый раз убивающая. Треугольник (Маяковский- Лиля Брик-Осип Брик) был для поэта самым сложным жизненным испытанием, лабиринтом, в котором он безнадежно искал выход.7. Анализ стихотворения «Лиличка» (1916г)
(в свет вышло в 1934г с заглавием «Лиличке»)

Что представляет собой это стихотворение? Обратите внимание на подзаголовок.

(обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма. Ситуация, изображенная в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблен, но возлюбленная относится к нему далеко неоднозначно и, видимо, может оставить его в любой момент.

Как называется прием, на котором построено стихотворение?
(прием антитезы, характерный для творчества Маяковского)
-Ч то противопоставляет своей любви поэт?

(любовь возлюбленной, которая как тяжелая гиря висит на ней. Образы быка, слона- символ силы, мощи, независимости; этим они соотносятся с образом лирического героя.)

Найдите строки, передающие внутреннее состояние героя.
Дикий, Дай в последнем крике выреветь
Обезумлюсь,
горечь обиженных жалоб.
Отчаянием иссечась...

Мне не один не радостен звон, .. .душу цветущую любовью выжег...

Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, дай хоть

И не выпью яда, последней нежностью выстелить

И курок не смогу над виском нажать. Твой уходящий шаг.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Чему уподобляется любовь героя?

(морю, солнцу- грандиозным природным силам. В данном уподоблении проявляется романтический характер героя. Однако в стихотворении можно почувствовать определенную полемику с романтизмом. В частности, со стихотворением М.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою» (Как знать, быть может, те мгновенья,/ Что протекли у ног твоих,/ Я отнимал у вдохновенья!/ А чем ты заменила их?)

Какое место в своей жизни Маяковский отводит любви?

(Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование любви несчастливой для него является свидетельством несовершенства мира. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделенном единстве с телесным.Само представление о любви платонической у Маяковского отсутствует.)

8. сообщение ученика (продолжение)

Весной 1918 года произошло важнейшее событие в жизни поэта. Л. Брик объявила мужу о своей любви к Маяковскому. С этого времени Брики и Маяковский приняли решение всегда жить вместе и не расставаться ни при каких обстоятельствах. Годы с 1918 по 1923- счастливое время в отношениях с Л.Брик, взаимная любовь давала Маяковскому огромную творческую энергию. Заявляя в 1920-е годы, что « теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме, пытаясь внести иной смысл, диктуемый новой действительностью. Письме к Л.Брик поэт писал: « Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе.» говорить о любви для поэта- значит говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Счастье в любви неотделимо от обновления человеческих отношений. Легкость при решении этого вопроса поэта не устраивала. Он и этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе, к окружающим, что « любовь» не установить никаким «должен» и никаким «нельзя». « Любовь- это сердце всего»,- написал когда-то поэт своей возлюбленной Лиле. И, действительно, эти слова никогда не покидали поэта и являлись его заповедями. «Мы никогда не снимали подаренные друг другу еще в петербургские времена, вместо обручальных, кольца-печатки,_ вспоминала сама Брик.- На моем Володя выгравировал буквы Л.Ю.Б. если читать их по кругу, получалось бесконечно- люблю люблю люблю»9 слово учителя

В 1922 г появилась поэма «Люблю», которая писалась во время пребывания Л.Брик в Риме. Это поэма самая светлая и жизнерадостная. В ней нет мрачных настроений.

Пришла- взяла,
Деловито,
отобрала сердце
За рыком,
и просто
За ростом,
пошла играть-
Взглянув,
как девочка мячиком.
Разглядела просто мальчика.

В поэме Маяковский объяснил, что такое любовь для человека, на котором « с ума сошла анатомия.

Сплошное сердце -гудит повсеместно».

10 сообщение ученика (продолжение)

Влияние Л.Брик было настолько всеобъемлющим, что все свои стихи после их встречи поэт обязался посвящать только ей. В 1923г вышла в свет поэма «Про это», ставшая гимном любви к Лиле Брик. Обложку книги украшала ее оригинальная фотография, сделанная А.М.Родченко. Несмотря на многочисленные романы Лили Брик, о которых ходили самые чудовищные слухи, и увлечения самого Маяковского, они по-прежнему сохраняли отношения и продолжали жить в одной квартире.

11. слово учителя:

Маяковский не позволял себе анализировать отношения с любимой женщиной, даже если эти отношения были мучительными, и тем более упрекать в чем-то ее. Эту черту характера и поведения отмечали многие. Осип Брик: « Маяковский понимал любовь так: если ты любишь, значит, ты мой, со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Малейшее отклонение, малейшее колебание- уже измена. Любовь должна быть неизменна,как закон природы, не знающий исключений.» Он не только требовал это от других, но и сам был такой. 1924г был переломным моментом в отношениях между Маяковским и Л.Брик. «Я теперь свободен от любви и от плакатов»(«Юбилейное»). После возвращения Маяковского из Америки характер отношений изменился. Теперь их связывала только дружба.

12.Анализ стихотворения «Любовь» (1926г)

Какие отклонения от идеала любви поэт наблюдает? С чем это связано?

(причиной всех извращений идеала любви поэт считает все то же «обмещанивание»пролетариата, влияние на людей «пережитков прошлого»)

Каково отношение поэта к быту, к семье?

(институт брака видится поэту устаревшим, и союзу двух он противопоставляет утопический идеал товарищеского единения мужчины и женщины в обществе будущего)

13.сообщение ученика (продолжение)

И все же однажды наступил предел этих горьких и одновременно сладких отношений. 14 апреля 1930 года жизнелюбивого, глубокого, тонкого поэта не стало. Как рассказывала в своих воспоминаниях Лиля Юрьевна, многие годы ей снился Маяковский. Иногда он плакал, просил прощение и всегда не хотел расставаться. Не хотел уходить из ее снов. Иногда посмеивался и уверял ее, что она тоже покончит жизнь самоубийством. 24 августа 1978г Л.Ю.Брик покончила с собой, приняв огромную дозу снотворного. Она заснула вечным сном в «вечном городе» Риме. Теперь они снятся друг другу. По завещанию прах ее был развеян в одном из живописных уголков под Звенигородом. Оставила мемуары, публикация которых отложена в соответствии с ее завещанием.14.сообщение ученика

ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВА

Последние 2 года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств, связаны с именем Т.Яковлевой. За полтора года с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. 22-летняя, красивая, высокая, длинноногая, с выразительными глазами и яркими светящими желтыми волосами, пловчиха, теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга. Точно известен день знакомства - 25 октября 1928 года. Вспоминает Эльза Триоле- известная писательница, родная сестра Лили Брик: « Я познакомилась с Татьяной перед самым приездом Маяковского в Париж и сказала ей: « Да вы под рост Маяковскому». Так, из-за этого «под рост», для смеха, я и познакомила Володю с Татьяной. Маяковский же с первого взгляда в нее жестоко влюбился».

Виктор Шкловский в своей работе «О Маяковском» пишет: «Рассказывали мне, что они были так похожи друг на друга, так подходили друг другу, что люди в кафе благодарно улыбались при виде их». Художник В.И.Шухаев и его жена В.Ф.Шухаева, жившие в то время в Париже, пишут о том же: « Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица- высокая, стройная, под стать ему». Нам

Любовь

Не рай да кущи, Нам

Любовь

Гудит про то, Что опять

В работу пущен Сердца

Выстывший мотор. С первого дня знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. За ноябрь 1928 года Маяковский написал 2 стихотворения, посвященные Татьяне Алексеевне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с1915г), посвященные не Лили Брик. Интересно сопоставить 2 стихотворения, навеянные сильным и глубоким чувством к Т.Яковлевой, первое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе- не предназначавшееся для печати- передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» поэт размышляет не просто о любви- о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь- чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново.

15 анализ стихотворения «Письмо тов. Кострову....»

  • Что значит для поэта любовь? (цитаты из текста)
  • Как понимаете строки «Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств...»? (подчеркивает свое отрицательное отношение ко всякого рода случайным связям, не допускает отождествления любви с чувственной страстью, какой бы сильной она не была)
  • Какая любовь героя?

(Простая, человеческая, дающая поэтическое вдохновение, которое проявляется в будничной обстановке. « Подымает площадь шум,/ экипажи движутся,/ я хожу,/ стишки пишу в записную книжицу», /слайд 28 показать/- Какие строки говорят о масштабности этого чувства?

(Ураган, огонь, вода подступают в ропоте... Его привлекают и «земные огни», и «небесные светила». Душу переполняет «сонм видений и идей». И из всего этого рождается поэзия.

Это единство земного и небесного. Сердце поэта готово вместить весь мир, его чувства приобретают «вселенские масштабы». Наверное, поэтому для их выражения Маяковский использует такие преувеличенные, емкие слова: « Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» или « распластал хвост небесам на треть».

16. сообщение ученика Слайд 28,29

17 Анализ стихотворения « Письмо Т Яковлевой»

  • Как понимаете первые строки стихотворения? (ассоциация по цвету- губ любимой и знамени)
  • Чем это вызвано, как думаете?

(Желание перевести разговор о чувстве, связывающее влюбленных, в разговор о счастье «ста миллионов», и даже ревность здесь приобретает возвышенный характер «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Это говорит об отчаянии героя.)

  • Найдите строки, говорящие о чувствах, равных стихиям.
  • Почему герой в отчаянии?

(возлюбленная остается в Париже)

18 сообщение ученика

Несоответствия чувств не было. Было другое препятствие- неодолимое. Оказалось, что Т.Яковлеву трудно уговорить уехать в Москву. Маяковский не мог не понимать, что такая перемена судьбы для нее невозможна. Она предполагала, что ее может ожидать на родине. Ведь она с таким трудом оттуда уехала. А взять эту женщину можно только «вдвоем с Парижем»- а это невозможно для него. Поэтому счастливое разрешение вопроса переносится в неопределенное будущее и связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе.

И все-таки В.Маяковский звал ее письмами, телеграммами. В течение нескольких лет Татьяна Алексеевна каждое воскресенье получала из магазина цветы и визитки от Маяковского. Лиля Брик дорожила ролью единственной музы великого поэта и не собиралась с ней расставаться ни при каких условиях. Она считала, что благополучие семейной жизни помешало бы поэту писать стихи. Т.Яковлева вышла замуж, так и не дождавшись Маяковского, так как заграничную визу не дали. Невыдаче визы способствовала Л.Брик. Умерла Т.Яковлева в США в 1991г. Архив Яковлевой в Гарвардском университете, содержащий письма к ней Маяковского, до сих пор закрыт согласно завещанию. Письма же Яковлевой к Маяковскому, как и других женщин к нему уничтожила Л Брик, к которой, по завещанию поэта, перешел весь архив поэта.

19 слово учителя

Знакомство с Вероникой Витольдовной Полонской произошло 13 мая 1928г. Отношения с ней не стали спасительной соломинкой, за которую хотел ухватиться поэт. Жить в спокойном, реальном мире человеку, у которого « сплошное сердце гудит повсеместно», оказалось невозможно. Нити, привязывающие поэта к жизни, рвались одна за другой. За 2 дня до трагического выстрела Маяковский писал: «Как говорят «инцидент исперчен, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид». Счастливо оставаться. В.Маяковский» 12.04.30

Читая предсмертную записку, невольно всплывают строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: « Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе». « Лиля! Люби меня»- это последние строки в предсмертном письме.

Заканчивая наш разговор, хочется вспомнить строки Маяковского: « Не смоют любовь ни ссоры, ни

персты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стоперстный, клянусь, люблю

низменно и верно!»

Давайте подведем итог всему сказанному. (слайдЗО)

Итак, перефразируя самого Маяковского «Любовная лирика-это сердце всего его творчества». Это не

поэзия ради поэзии! Это душа! И так же как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и

лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора. «Я только стих, я только душа».

« Для того чтобы услышать его могучий голос через годы, надо иметь живую душу, т.е уметь любить.

А потому люди, способные на любовь, никогда не будут равнодушны к этому удивительному,

противоречивому, гениальному, мечтавшему о несбыточном, правому и неправому, могучему поэту с

беззащитной душой. Потому что любовь- это сердце всего».


Тема любви в лирике. В письме Л. Брик Маяковский писал: «Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и сти­хи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце рабо­тает, оно не может не проявляться в этом во всем».

Любовная лирика Маяковского для меня стала на­стоящим откровением. О месте любовной лирики в творчестве поэта свидетельствуют такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Чело­век», «Люблю», «Про это». Мне кажется, что именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Вся по­эзия Маяковского устремлена к искренним отноше­ниям.

Именно поэтому для нее совершенно естественны­ми являются размышления:

Эта тема придет, прикажет:

«Истина».

Эта тема придет, велит:

- «Красота»…

(из поэмы «Про это»)

«Даже если, от крови качающихся, как Бахус, пья­ный бой идет, слова любви и тогда не ветхи» («Флей­та-позвоночник»),

Личное и поэтическое у Маяковского не существу­ют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, од­но переходит в другое. Поэзия делается из простой, ре­альной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается. В жизни Маяковского было немало жен­щин, были и серьезные любовные увлечения, и быст­ротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превос­ходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии из «Облака в штанах».

Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же показательным для этих отношений может быть сти­хотворение «Лиличка!» Оно написано в 1916 г., но свет впервые увидело с заглавием-посвящением «Лиличке» только в 1934 г. Сколько любви и нежно­сти к этой женщине таят в себе строки:

… Кроме любви твоей, мне

нету моря,

а у этой любви твоей и плачем

не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон -

царственный, ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

А какая боль и горечь неразделенной любви в стро­ках поэта: «Значит, опять темно и понуро сердце возьму, слезами окапав, нести, как собака, которая в конуру несет перерезанную поездом лапу». Маяков­ского по-настоящему не любила ни одна женщина. И Лиля Брик в том числе.

И во «Флейте-позвоночнике», и в других стихо­творениях 1915-1916 гг. Маяковский восторженно воспевает свою любовь, «имя которой звучит радост­нее всех!». Он «поет» ее, «накрашенную, рыжую», гото­вый положить «Сахарой горящую щеку» под ее нога­ми в пустыне; он дарит ей корону, «а в короне слова мои радугой судорог» (Б. Янгфельдт). «Крикнул ему: «Хорошо! / Уйду! / Хорошо! / Твоя останется. / Тря­пок нашей ей, робкие крылья в шелках зажирели б. / Смотри, не уплыла б. /Камнем на шее навесь жене жемчуга ожерелий!»