Анализ стихотворения Рубцова «Тихая моя родина.

Н. Рубцов — стихотворение «Тихая моя родина!»

В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо: купол церковной обители, «речка туман­ная», деревянная школа, крестьянские избы. Он обращается к родине, извлекая прошлое из глубин памяти, раскрывая свою сыновнюю любовь. Родина героя Рубцова — «тихая», неторопливая, кроткая, смиренная. Характерные детали пей­зажа: «ивы, река, соловьи». Каждая из них символична. Так, плакучие ивы передают печаль русских полей; река — это до­рога жизни лирического героя и каждого человека вообще, быстро текущее вперед время; пение соловья воплощает со­бой красоту души русского человека, тонкое восприятие его, интуитивное понимание им искусства, глубокое поклонение музыке.

Параллельно в стихотворении продолжает развиваться тема сыновней любви. Герой здесь обращается не только к родине, но и к матери, которая здесь похоронена. И первый порыв его — поклониться могиле матери, сходить на погост. Если в деревне своим чередом идет жизнь («тихо проехал обоз», «сено гребут в сеновал», «новый забор перед школою»), то клад­бище — «на том берегу». Вечное противопоставлено у Рубцова суетному, преходящему. Лирический герой проходит по род­ным местам, словно пытаясь впитать эти знакомые и близкие ему картины, понимая, что они навсегда останутся в его душе. В финале стихотворения он признается в своей любви к роди­не: «С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чув­ствую самую жгучую, Самую смертную связь».

(1 вариант)

Николай Рубцов - лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.

Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет «тихая», с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души

(2 вариант)

Главный герой стихотворения Н. Рубцова - его «малая» родина.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Первая строчка - обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи…» Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу». Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, - обращением. Только «школа моя деревянная» - это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души.

«Тихая моя родина» Николай Рубцов

В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Анализ стихотворения Рубцова «Тихая моя родина»

Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места – его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме – небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.

Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное и лишенное патетики.

Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства и отмечает: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».

На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.

Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова

Произведение Николая Рубцова «Тихая моя родина» поражает читателя простотой и вызывает щемящую грусть. Будто бы незамысловатое стихотворение оказывается способным затронуть душу каждого человека.

История создания

Лирическое произведение было создано в 1964 году после поездки поэта в город Няндома (Архангельская область). Именно там прошло его раннее детство. Рубцов посвятил своё творение писателю В. Белову, который трепетно относился к отчим местам и посвятил им множество произведений. Недаром его называют основоположником «деревенской прозы».

Жанр, тема и идея

По жанру произведение относится к пейзажной лирике. Тема его - изображение мест, где прошло детство героя и где похоронена его мать. Идея - показать глубину тихой печали от встречи с изменившимися родными местами.

Образы стихотворения

В «Тихой моей родине» можно отметить два основных образа:

  • образ лирического героя, вернувшегося в родные места, с которыми он чувствует «самую смертную связь»;
  • образ тихой родины, которая чуть-чуть изменилась («вырыли люди канал», «новый забор перед школою», зарос купол церкви), но осталась всё такой же дорогой сердцу героя.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми четверостиший. В первых шести строфах описывается родина, в последних двух строфах поэт размышляет о неразрывной связи «с каждой избою и тучею».

Ритмический строй

Произведение написано трёхстопным дактилем при помощи перекрёстной рифмовки. Данный факт обеспечивает плавность чтения и лёгкость восприятия этого стихотворения.

Художественные средства

Для передачи настроения героя и для описания его малой родины Рубцов использует синтаксические и лексические средства языка:

  • риторическое обращение: «Тихая моя родина!»;
  • эпитеты: «тихая», «тихо ответили», «зелёный простор»;
  • градацию: «самую жгучую, самую смертную»;
  • ряды однородных членов: «Ивы, река, соловьи…», «самую жгучую, // Самую смертную связь»;
  • олицетворение: «Речка … Будет бежать и бежать»;
  • восклицательные предложения и многоточия: «Ивы, река, соловьи…», «Школа моя деревянная!..»;
  • лексический повтор: однокоренные слова к слову «тихий» повторяются 5 раз;
  • инверсию: «Вырыли люди канал», «Купол церковной обители // Яркой травою зарос»;
  • сравнение: «Словно ворона весёлая».

Таким образом, стихотворение Рубцова передаёт ощущения лирического героя, который вернулся туда, где он вырос. Хотя многое уже изменилось, он всё-таки чувствует связь с этими дорогими сердцу местами.

ТЕМА УРОКА: Н. Рубцов «Тихая моя родина» (анализ стихотворения).7класс,1час.

Оформление доски: вывешены репродукции картин И.Левитана «Март», «Вечный покой», рисунки учащихся,созданные на стихотворение Н.Рубцова, выписаны три слова «Родина», «Отечество», «родина».

Цели и задачи урока: 1. Работа над стихотворением Н.Рубцова « Тихая Моя Родина».

2. Учить анализу литературного произведения малой формы с элементами лингвистического разбора.

З. Способствовать развитию монологической и диалогической речи; развитию памяти, воображения.

4. Воспитывать чувства любви и уважения к своей родине.


Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа,пересказ (сжатый)учащегося по заданной теме, выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, словарная работа с текстом художественного произведения (методы деятельности-репродуктивный, частично-поисковый).

ХОД УРОКА:

Учащиеся прослушивают куплет из песни М.Матусовского « С чего начинается Родина?».

По словарю определяется лексическое значение слова «Родина»: 1.Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой он является (синоним «Отечество»).2.Место, где человек родился, где живут его родные и близкие (малая родина).

Учитель: Наша Родина-Россия. Малая родина-Кобралово. Наш разговор сегодня о малой родине. Что по мнению автора песни, которую вы прслушали, является родиной?

(Варианты записей в тетради: школа, мать, верные товарищи, березка в поле,весенняя запевка скворца, проселочная дорога без конца и т.д.)

Учащиеся получили домашнее задание на урок:

2 .Зарисовать картину родины, «нарисованную поэтом».

Перед уроком рисунки развешиваются на доске.

Учитель читает стихотворение. Обращает внимание на эпитет в названии «тихая», просит подобрать синонимы.Получается следующий ряд: « тихая – безмолвная, беззвучная, бесшумная; смысловые синонимы: скромная, простая.

Учитель: Название стихотворения переходит в первую строчку стихотворения. Эта же строка становится восклицательным предложением. Почему? Наверное, потому, что здесь прошло детство, и для поэта лучше места нет!

Биографический факт (домашнее задание): Родился Н.Рубцов в 1936году в поселке Елец Архангельской области. Когда началась война, его отец ушел на фронт и вскоре погиб, а мать заболела и умерла. Мальчик был отправлен в детский дом, находившийся в селе Никольское Вологодской области, где прожил семь сиротских лет. И наверное, в памяти впслывали места, где когда-то жил, годы, когда была семья...

Учитель: Свое стихотворение поэт посвящает В.Белову, который в своих произведениях (прозе и поэзии) описывает русскую деревню, самобытную сельскую жизнь. Какой же предстает перед нами родина н.Рубцова?

«Зарисовки» поэта: ивы, река, соловьи, кладбище (мать здесь похоронена), заброшенная церковь, заболоченный пруд, школа, туманная речка, деревня.

Рассматриваем выставку рисунков учащихся по стихотворению.

Учитель: Поэт в стихотворении не раз пишет: « ...тихая, тихо ответили, тихо проехал...». Чувствуется, что для него именно эта скромность, обычность, простота и есть самое главное в жизни, потому что это-родина.

Задание учащимся: Определите стихотворный размер стихотворения.

Дактиль-трехсложная стопа в стихосложении, в которой ударение падает на первый слог из трех слогов(/_ _). Дактиль обычно литературоведы называют певучим размером. И действительно, стихотворение Н.Рубцова необычайно певуче и лирично. Оно могло быть песней, может быть. Строчки одного четверостишия переходят плавно в другое.

Например:

«...Тихо ответили жители: (2-ое четверостишие)

Это на том берегу.»

«...Тихо ответили жители, (3-ое четверостишие)

Тихо проехал обоз».

Вопрос учащимся: А если бы стихотворение стало бы песней, какая это была бы песня?

Ответ: Лиричная, грустная.

Учитель: Невозвратно прошли годы, изменилось все с детства кругом:

«...Купол церковной обители

Яркой травою зарос...»

«...Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...».

Но в грустную канву воспоминаний ярким веселым всплеском входят слова:

« ...Школа моя деревянная!...»

«...Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!...» (сравнительный оборот).

Почему «ворона»? Как знать, может быть, еще с детства в памяти звучат слова учителя: « Не считай ворон, думай хорошенько!»

« Я ничего не забыл, пишет Н Рубцов. Встреча поэта с родиной навевает вопоминания, и поэтому в стихотворении он не раз обрывает строки многоточием. Эмоции сильны до сих пор, поэтому восклицательные предложения. «Тихая» родина встречает Рубцова мягким, чуть слышным шуршанием листвы, которое мы слышим в звуках слов / х,г,ч,в,и./: тихо, тишина, покой...

Когда-то Н.Рубцов с грустью написал о Сергее Есенине:

«...Да, недолго глядел он на Русь

Голубыми глазами поэта...».

Увы, непродолжительной оказалась и жизнь самого Н.Рубцова, короткой и нелегкой, но осталась его поэзия. Самый,пожалуй,неоспоримый признак истинной поэзии – ее способность вызывать ощущение самородности,нерукоторности,безначальности стиха. Кажется,что стихи эти никто не создавал,что поэт только только извлек их из вечной жизни родного слова,где они всегда тайно пребывли.

Лучшие стихи Рубцова обладают этим редким свойством, поэтому, говоря словами поэта,мы будем всегда (перефразируя немного) «...чувствовать самую жгучую, самую смертную связь...» с ним...

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить наизусть стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина».