Акт обследования материально бытовых условий проживания. Бытовые условия жизни ребенка что написать

Геннадий Тихонов

Написано статей

Для защиты интересов несовершеннолетнего ребенка, законодательство дается возможность изучить помещение, в котором он живет. По итогам осмотра оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий. Существует множество ситуаций, когда требуется такой документ. Рассмотрим, примеры написания документов по итогам осмотра жилья, что они должны содержать.

Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи

Справка по результатам обследования ЖБУ составляется для того, чтобы документально зафиксировать, как живет семья, ребенок и, основываясь на данных проверки, сделать определенные выводы. Акт составляется в таких случаях:

  • при изучении вопроса о возможности усыновить ребенка;
  • если рассматривается дело о прекращении родительских прав;
  • в случае иска о назначении места, где должен жить ребенок, не достигший 18 лет;
  • если подростка определяют на учет в полицейском участке, он совершил преступление;
  • при изучении вопроса о возможности вернуть исправившимся родителям их права в отношении ребенка.

Изучение состояния жилища и подготовку акта осуществляет комиссия. Ее состав зависит от того, для каких целей потребуется акт определения состояния жилья, условий проживания, комфортности. В комиссии и подписании акта могут принимать участие участковый, учителя несовершеннолетнего ребенка, сотрудники учреждения опеки, БТИ, ЖЭО.

Куда предоставляется

Акт проверки ЖБУ предъявляется по запросу в различные инстанции:

  1. Органы собеса. Это необходимо для того, чтобы было признано, что семья нуждается в изменении условий жизни в сторону улучшения.
  2. Жилищная инспекция. В это учреждение акт проверки подается с целью оформления субсидии.
  3. Школа, уполномоченный по делам несовершеннолетних. Если поведение подростка неудовлетворительно, производится проверка условий, в которых он проживает, взаимоотношений в семье.
  4. Органы опеки. Многие вопросы, относительно судьбы ребенка решаются с участием этого учреждения. Для решения вопроса об усыновлении, лишении прав родителей или их восстановление в обязательном порядке требуется акт проверки ЖБУ.

Если семья рассчитывает стать участницей программы по улучшению жилья, также понадобится акт, составленный по итогам обследования ЖБУ.

В какое время проводится обследование ЖБУ

Комиссия по изучению обстановки, в которой проживает семья, может прийти в заранее согласованное сторонами время или без предупреждения. Второй вариант практикуется, когда требуется определить, в каких условиях живет несовершеннолетний, типичную повседневную обстановку. Без предварительной договоренности для составления акта ЖБУ комиссия приходит, когда есть сигналы об асоциальном образе жизни родителей или подростка.

Запланированное посещение возможно, когда семья рассчитывает получить субсидию, улучшить жилищные условия. Для улучшения жилья правительством разработаны государственные программы. Чтобы стать участником федеральной или муниципальной программы, семье понадобится акт обследования ЖБУ.

Специально утвержденной формы для написания акта по итогам изучения жилищно-бытовых условий не предусмотрено. Акт пишется в вольной форме, содержание основной части определяется целью его составления. Документ содержит такие сведения:

  1. Название документа – «Акт», дата и название населенного пункта, где он составлялся.
  2. Указывается дата, когда исследовалось жилое помещение. Она может отличаться от даты проведения проверки. Акт составляется не позже чем через 3 дня после проверки.
  3. Перечисление членов комиссии: ФИО, должность, организация, представителем которой они являются.
  4. Указывается цель проведения проверки ЖБУ и написания акта.
  5. Фиксируется объект проверки и его характеристика: внешний вид дома, квартиры, жилых помещений, благоустроенность.
  6. Акт обследования содержит указание на владельца жилья и список всех зарегистрированных жильцов. В некоторых случаях требуются ссылки на место работы жильцов, доход членов семьи. В акте надо описать характерные особенности поведения членов семьи, внешний облик.
  7. В документе отмечается, есть ли в помещении домашние животные, соблюдены ли гигиенические нормы.

В справке обследования ЖБУ делается вывод о соответствии жилищных и санитарных условий установленным нормам. Подписать документ должны члены комиссии. При этом лица, чье жилье подвергалось проверке, имеют право его прочитать.

Если ребенок несовершеннолетний

от 31/12/2018

В сфере защиты прав несовершеннолетних детей предусмотрена возможность осмотреть место его проживания и составить акт обследования жилищных условий. Такой документ составляется и при , поступлении , правоохранительные органы, оформления опеки и попечительства и т.п. Одной из обязанностей классного руководителя в образовательных учреждениях является проверка условий, в которых растут и воспитываются его ученики. Кстати, акт обследования жилищно-бытовых условий может составляться и в отношении работников организации при наличии необходимости.

Пример акта обследования жилищных условий

Акт обследования

жилищно-бытовых условий

семьи несовершеннолетнего

Комиссия в составе: учитель МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Соларова Анна Викторовна, социальный педагог МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Лазарев Игорь Александрович, член родительского комитета 7 «Б» класса Колосов Петр Валерьевич,

20 апреля 2017 г. проверила жилищно-бытовые условия ученика 7 «Б» класса МБОУ «Средняя школа № 125» г. Жуковский Щербинина Богдана Дмитриевича.

Состав семьи: полная. Мать – Щербинина Анна Романовна, отец – Щербинин Дмитрий Тимурович, младшая сестра – Щербинина Алиса Дмитриевна.

Все члены семьи проживают совместно квартире № 48 по адресу: Московская область, г. Жуковский, пр-кт Ленина, 205. Квартира с удобствами, расположена на 6 этаже 12-этажного кирпичного дома, общая площадь 56 кв. м.

Ученик Щербинин Б.Д. проживает в жилой комнате, площадью 25 кв. м., совместно с младшей сестрой (посещает детское дошкольное учреждение). Часть помещения выделена в раздельные спальные зоны. Оборудовано 2 отдельных рабочих места, обеспеченных канцелярскими предметами и школьными принадлежностями. Оборудован турник для занятий спортом, игровая зона совместная. Ребенку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учебы.

Нарушений санитарно-гигиенических норм при проверке не установлено. В квартире чисто, тепло, вещи разложены аккуратно. Все члены семьи выглядят опрятно.

Мать и отец работают на постоянном месте работы, доход семьи средний. Дети обеспечены одеждой, полноценным питанием, посещают дополнительные секции и кружки. Родственники семьи (бабушка, дедушки) проживают отдельно. Посещают их еженедельно.

Вывод комиссии: явных признаков неблагополучия при посещении семьи не обнаружено. Между членами семьи хорошие доброжелательные отношения. Ребенок обеспечен всем необходимым соответственно возрасту.

Члены комиссии

Соларова А.В.

Лазарев И.А.

Колосов П.В.

Для чего составляется акт обследования жилищных условий

Цель составления документа состоит в фиксации жилищно-бытовых условий и подготовке заключения: обеспечивают ли основные потребности ребенка лица, с которыми он проживает, или готовы ли они принять ребенка (при восстановлении родительских прав и др.). Или нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий и др. При причинении ущерба квартире правильным будет составить .

Акт обследования жилищных условий необходим при рассмотрении исковых заявлений , их , усыновлении ребенка и т.п. Обязанность составить такой документ возложена при постановке ребенка на учет в детской комнате полиции, в случаях привлечения несовершеннолетнего к административной или уголовной ответственности.

От цели составления акта обследования жилищных условий зависит состав комиссии. Это могут быть и сотрудники полиции (как правило, участковые уполномоченные), работники органов опеки и попечительства, педагоги школы, работники БТИ, жилищно-эксплуатационной организации и т.п. Провести обследование жилищных условий могут и на основании , обращения врача.

Содержание акта обследования жилищных условий

Акт обследования жилищных условий составляется в свободной форме, а структура его определяется целью. Общим требованием к такого рода документам (чтобы иметь силу или иметь юридическое значение) является:

  1. Наличие даты проведения проверки жилищных условий. Она может совпадать с датой составления акта, а может отличаться (акт должен быть составлен не позднее 3 дней после посещения жилья)
  2. Наименование документа (акт), дата и место его издания
  3. Члены комиссии и цель проверки (проверяем ученика, в связи с жалобой от соседей и т.п.)
  4. Объект исследования (адрес) и характеристика жилья (дом, квартира, площадь, сколько комнат, кому принадлежит, в каком доме расположена, благоустроенность и т.п.)
  5. Кто проживает в квартире – состав семьи, другие родственники или иные совместно проживающие лица, иногда место их работы и доход, поведение, внешний вид
  6. Наличие домашних животных, чистота, обустройство и т.п.

Документ может содержать выводы и заключение о соответствии жилищных и санитарных условий нормам. Подписывается акт обследования жилищных условий только членами комиссии, но лица, чьи жилищные условия проверялись, и их законные представители имеют право ознакомиться с документом.

Орган опеки и попечительства должен планово обследовать жилищно-бытовые условия как детей, так и лиц, которые их воспитывают. В дальнейшем он передается суда по существу. В спорах о детях акты по обследованию условий жилищных помещениях несовершеннолетних и их семей считаются важными аргументами. Подобные доказательства позволяют принимать суду своевременные решения.

Как заполнить акт обследования бытовых условий семьи?

Документ осмотра жилищно-бытовых условий рассматривается отдельно. Он составляется в течение трех суток с момента окончания проведения исследования. Создаются две копии. Каждый из экземпляров должен быть заверен руководителем учреждения, который стал инициатором этого обследования. Один документ должен быть направлен в орган опеки и попечительства, а второй остается на сохранении в учреждении. Копия текущего акта заверяется руководителем учреждения или органами опеки. После этого в течение трех суток отправляется по адресу пребывания родителей.

Как составить акт осмотра по жилищно-бытовым условиям?

Могут быть выявлены ненадлежащие жилищные условия. Об этом уведомляются органы опеки и попечительства. В составленном документе указываются следующие данные:

  • Количество членов комиссии, включая фамилию, имя, отчество и должность;
  • Объект обследования, как семья и проживающие родственники по указанному адресу;
  • Данные о жилом помещении с указанием конкретного вида, а также наличия удобств и число комнат;
  • Состав семьи, в том числе лица, которые совместно проживают с ребенком;
  • Наличие питомцев;
  • Иная информация по списку;
  • Заключение предстоящей комиссии;
  • Подписи;
  • Дата проведения текущего исследования.

Образец акта обследования технического состояния объекта

Подобный документ составляется при обнаружении неправомерных действий. Кроме того, он может быть составлен, если присутствуют недостатки семейного обучения и воспитания. Например, это конфликты с несовершеннолетним, родителями, неправильное родительское воспитание, контроль по выполнению домашних заданий и прочее.

Осмотр жилого помещения

При общем осмотре помещения проверяются также:

  • Фундаменты и помещения подвального типа;
  • Внешний вид территории, на котором находится многоквартирный дом;
  • Элементы благоустройства и озеленения;
  • Проведение межевания земельного участка;
  • Крыши, кровли, вентиляционные устройства и другие;
  • Строительные конструкции и несущие элементы.

Собственники также должны заранее согласовать время для осмотра санитарного и технического состояния. Образец акта осмотра помещения можете скачать .

Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

Процедура исследования условий жизни и воспитания помогут выявить несовершеннолетних, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Исследование осуществляется соответствующей комиссией. В ее состав может входить:

  • Педагог-психолог;
  • Педагог социальный;
  • Классный руководитель;
  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и другие.

Нужно отметить, что классный руководитель лучше всего знает семьи учеников класса. Так как он тесно общается не только с детьми, но и с их родителями на общем собрании. Специалисты должны руководствоваться показателями и соответствующими критериями по социально опасному положению ребенка вместе с приложенной инструкцией.

Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей

Межведомственная комиссия осуществляет исследование и категорирование места массового пребывания людей. Как правило, определяется в зависимости от количества людей, которые находятся в ней. После проведения исследования оформляется паспорт безопасности. Однако он должен быть предварительно согласован с территориальным органом защиты, МВД России и других организаций, которые защищают от чрезвычайных происшествий.

Акт первичного обследования пожарной сигнализации

Существующий документ формирует права и обязанности по обслуживанию и ремонту опасных для жизни установок, дымоудаления, пожаротушения, пожарной, охранной сигнализации и так далее. Документ первичного исследования пожарной сигнализации составляется исключительно после тщательного осмотра. Сюда входит и акт обследования газового оборудования и межведомственная принадлежность. Образец его можете скачать .

Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания

дата обследования: _____________________ г.

Ф.И.О. должность специалиста (специалистов), проводивших обследование:

_____________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий проживания несовершеннолетнего:

Ф.И.О, дата рождения, ученика класса ____ МБ(А)ОУ "СОШ № ___ "

1. Сведения о родителях (опекунах)

Мать: Ф.И.О. дата рождения, место работы

Отец: Ф.И.О. дата рождения, место работы

2. Сведения о несовершеннолетних

2.1 Состояние здоровья: физическое развитие детей соответствует возрасту, внешних признаков наличия заболевания не выявлено (выявлено). Признаки физического или психического насилия над детьми отсутствуют (присутствуют).

2.2 Внешний вид: дети чистые, ухоженные, имеют необходимую одежду и обувь для дома, посещения образовательного учреждения, прогулок. Все вещи в хорошем состоянии, соответствуют возрасту детей, имеется верхняя одежда по сезону и времени года.

2.3 Социальная адаптация: во время посещения дети (ребенок) спокойны, доброжелательны, заинтересованы (безразличны) визитом постороннего человека. Во время беседы идут на контакт (стесняются), ответы на вопросы полные (односложные). Отношения с другими членами семьи хорошие, доброжелательные (напряженные, конфликтные). Характер отношений построен на доверии, доброте (обидах, замкнутости). Помогаю или нет в домашних делах, отношение к поручениям родителей ответственное, проявляют инициативу (выполнение обязанностей формальное, без инициативны).

2.4 Воспитание и образование: успеваемость хорошая (если низкая, чем объясняется: пед.запущенностью, отсутствием условий, недостатком развития познавательных процессов или других нарушений). Какие имеются трудности, что предпринимается для исправления и коррекции. Отношение к трудностям других членов семьи.

3. Жилищно-бытовые условия:

3.1 Семья проживает в ____ квартире улучшенной планировки (хрущевка, "гостинка"), приватизирована или нет, общая площадь ____ кв.м

3.2 Дом, в котором проживают несовершеннолетние в хорошем состоянии, подъезд чистый, отремонтированный (ремонт проводился давно, в подъезде не убирают).

3.3 В квартире чисто, уютно, отсутствуют неприятные запахи (грязно, не убрано, накурено, запах алкоголя, ацетона или др.) Имеется у детей (ребенка) отдельная комната, место для учебы и отдыха, школьно-письменные принадлежности (мягкая мебель, уголок школьника, ремонт в квартире и в комнате детей, шкаф для хранения одежды).

4. Приблизительный доход семьи, требуется ли оказание материальной помощи, в каком виде.

Выводы:

1. Жилищно-бытовые условия удовлетворительные (неудовлетворительные)

2. кем осуществляется уход и надзор над детьми, выполнение родительских обязанностей осуществляется в полном объеме (частично, не выполняются родительские обязанности)

3. Отмечены недостатки семейного воспитания и обучения (конфликты в семье между родителями, конфликты с ребенком, стили родительского воспитания, контроль за выполнением дом.заданий, информированность родителей об успехах ребенка в школе, внеурочной занятости ребенка, семейных праздниках, традициях).

1. Обеспечить уход за детьми

2. Уборка квартиры, комнаты ребенка

3. Помощь в подготовке дом.заданий

Некоторое время назад стали появляться известия из различных регионов, сообщающие об очень похожих случаях: что классный руководитель составляет график посещения всех учеников класса для обследования жилищно-бытовых условий (ЖБУ).
Происходит это по такой схеме: классный руководитель объявляет, что в семью каждого ученика придет комиссия для обследования условий, в которых живет ребенок. Казалось бы, все понятно: посмотрят на нашу квартиру и запишут, сколько квадратных метров, сколько комнат, чистота, порядок (или наоборот, «грязновато у вас, посуду бы помыть…»)

Хотя - нет, все-таки непонятно, почему обходят семью именно каждого ученика? Почему придут и в мою семью тоже? Квартиру они мне новую все равно не дадут и зарплату не прибавят (и уж всяко посуду не помоют), живем скромно, но на кусок хлеба ни у кого не просим.

Наивных, тех, кто может подумать, что такое обследование как-то повлияет на улучшение их жилищно-бытовых условий, давным-давно нет. Да и не учителя бы обследовали с такой целью.

Тогда зачем придут обследовать? И куда будут направлены результаты обследования? Надо сказать, что этими вопросами задаются немногие родители, полагая, что «придут - и пусть, жалко нам, что ли? Родная школа, знакомые учителя, надо, так надо».

Я — задалась, и нашла такой ответ:
«Одной из обязанностей социального педагога и классного руководителя является обследование жилищно-бытовых условий ребенка, его семьи и составление соответствующего акта обследования».
Ответ неполный, потому как из него все равно непонятно, зачем это делается и куда, опять же, идут результаты. Поэтому, продолжая поиски, открываю "Должностные обязанности классного руководителя". В них немного можно найти: типовые документы и документы конкретных муниципальных образовательных учреждений (МОУ, которые раньше были школами). Документы, не сильно отличающиеся друг от друга.


Нигде не указано такой обязанности - обследовать жилищно-бытовые условия. Однако везде есть пункт, по-разному сформулированный, но имеющий один и тот же смысл:

<<3.15. Обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальными службами. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;>>.

"Социально незащищенных" - значит материально необеспеченных, бедных. Для этой категории семей по их просьбе действительно проводятся акты обследования ЖБУ, для того, чтобы ходатайствовать о выделении бесплатного питания, например.

И ключевое слово - по их просьбе .

Я об этом не просила, но ко мне все равно идут? А насчет «неблагополучных»...

Моя семья - вполне нормальная семья, никто, в том числе и суд, «неблагополучными» нас не признавал.​ Словом, вместо ответа - еще один вопрос.

Открываю "Должностные обязанности социального педагога", нахожу, что пункт «обследование жилищно-бытовых условий ребенка, его семьи и составление соответствующего акта обследования» в них тоже отсутствует. Вывод простой: у работников МОУ нет такой обязанности - обследовать условия, в которых живет семьякаждого "обучающегося".

Но ведь обследуют, и родители это позволяют, прислушиваясь к открывающей все двери фразе «У нас — Приказ!».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423", на который ссылается школьная администрация.

<<4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. >>

«Пункт 2 настоящего Порядка» пока оставим, и остановимся на другом моменте. Получается, на мою семью поступили «устные и письменные обращения юридических и физических лиц»? То есть то, что в народе называется доносы? И не только на мою семью, но и на все остальные? Ведь «обследовать» собираются каждую. Нет? Не поступали доносы? Тогда причем тут этот Приказ с большой буквы «П»? Опять лукавство.

Так что с полным основанием классному руководителю или другому педагогическому работнику можно сказать:

«Спасибо, мы вас не вызывали. Акт обследования ЖБУ в настоящее время нам не требуется».

Но ведь настаивают... В чем же там дело? Открываю статью "Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?" В ней есть следующие слова: "Обследование жилищных условий неблагополучных [а не всех, прим. авт.] семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий".

Но это не такая простая процедура - признать семью неблагополучной, а потом «обследовать», если при этом вы детей любите, о них заботитесь, за ними смотрите, воспитываете, не пьете запоем, не оставляете ребенка без присмотра и прочее.

Так зачем, спрашиваю еще раз, «оказывать влияние на родителей?» Зачем и кому это нужно? Зайду издалека. Говорят, что в России сейчас нет идеологии (ее отсутствие даже закреплено Конституцией). Но понятно, что на самом деле такая идеология есть. Это идеология, давно принятая западными странами, с оглядкой на которых разрабатываются (и нередко принимаются) законы в нашей стране.

«Пусть нашей национальной идеей будут деньги», - сказал один ныне подзабытый политический деятель эпохи 90-х. Идея была подхвачена на ура. Повсюду - рыночные отношения. Рынок образовательных услуг, рынок социальных услуг... А где рынок услуг - там их потребители, вольные или невольные (то есть мы), и поставщики. Естественно, что поставщики услуг ориентированы на прибыль.

Учитывая, что реальный сектор экономики у нас... ну, точно, «неблагополучен», поставщики-модернизаторы возлагают огромные надежды вот на эту сферу: семья, дети, образование и прочее.

На то, что в нашем сознании никогда не было связано с куплей-продажей и извлечением прибыли. Не было связано? Будет. Что для этого уже сделано? Прежде всего, принят закон "Об образовании в Российской Федерации", где провозглашена недопустимость отсутствия конкуренции на рынке образовательных услуг между государственными, частными, общественными, отечественными, иностранными и международными поставщиками услуг и «образовательных сервисов». Далее, принят закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" , вступивший в силу с 1 января 2015 года. В котором психолого-педагогическая помощь семье также отнесена к «услугам». Соответственно, на рыночной основе. Осталось сформировать «реестры поставщиков услуг в сфере социального обслуживания и регистры получателей социальных услуг в каждом субъекте Российской Федерации».

С реестрами поставщиков проблем нет: в условиях падения реального сектора экономики желающих попробовать себя на рынке социальных услуг много и они охотно вносят свои данные в реестры. А вот с регистрами получателей социальных услуг - гораздо хуже.

Реформаторы-модернизаторы справедливо полагают, что добровольно желающих иметь персонального надсмотрщика в собственном доме и постоянно оправдываться перед ним много не найдется. Да еще и за собственные деньги. Потому что деньги из бюджета будут выплачиваться только за услуги для малоимущих. Те, кто зарабатывает больше прожиточного минимума, платить будут сами.

Рынок сбыта надо стимулировать, поэтому нам начнут делать предложения, от которых мы не сможем отказаться под угрозой изъятия ребёнка.

Отсюда и такая активность «педагогических работников» (как они названы в Законе об образовании) в деле составления актов обследования ЖБУ, причем, вопреки законам, обследования всех поголовно «обучающихся».

Еще раз вернемся к статье "Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка: на что обратить внимание и как составить акт обследования?" Избранное из этого документа (говорящее о том, что, собственно, выясняется в ходе обследования):

<<6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.>>

<<6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.>>

Что нарушает права и интересы ребенка, а что не нарушает, что является жестоким и грубым, а что не является, что является эксплуатацией, а что нет, удовлетворяются «эмоциональные потребности» ребенка или нет, - все это решать будут конкретные «сотрудники и работники», исходя из интересов отнюдь не ребенка и его семьи, а - поскольку речь, повторим, идет о рыночных отношениях! - из интересов выполнения заказа и расширения рынка социальных услуг.

"Активное сотрудничество с социальными службами" - главная заповедь классного руководителя и социального педагога.

Пока акты обследования с мельчайшими подробностями (такими, о которых, возможно, мы и сами не подозреваем) аккумулируются у социального педагога. А вскоре, когда будут сформированы реестры и регистры, они очень быстро наполнятся сведениями о наших семьях. На любой вкус... поставщиков услуг.

Какой вывод следует из этих фактов? Поголовное обследование жилищно-бытовых условий "обучающихся" не имеет под собой никаких правовых оснований.

Более того, оно нарушает: Конституцию Российской Федерации, самая первая статья которой гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Статья 2 сообщает, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3, п.1, определяет, что персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Статья 5, п.2, говорит о том, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Статья 5, п.5: «Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».

Статья 7 устанавливает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как видно, закон (по крайней мере, пока что) - на нашей стороне. Что же касается желания копаться в чужой частной жизни (пусть даже с чистейшими рыночными намерениями!), то как бы поставщикам услуг самим не попасть под статью...

Елена Клинцевич.