Осетинская символика. Частное мнение (начало)

На мой взгляд, основная проблема геральдики в современной Осетии ее излишняя «перегруженность» национальными символами. Одни и те же мотивы барса, девятиконечной звезды, трискелона и осетинского триколора кочуют из символа в символ.

Как появился первый герб Южной Осетии (одним из авторов которого, как сообщает сайт "Heraldicum", является dmitri_medoev

Кстати, один из редких примеров удачного герба, хоть и тоже немного перегружен «символизмом». Например, осетинский орнамент во внутренней части щита был, по-моему, уже лишним. Его редко видно, да и особой смысловой «нагрузки» он не несет

Если вот на этой картинке он еще виден,

то, допустим, на символике Социалистической партии «ФЫДЫБÆСТÆ», этого орнамента уже не видно. Точнее его там и нет)


Вообще на символике этой партии следует остановиться особо. Партия позиционируется как социалистическая, но видите ли вы хоть один социалистический символ? Нет, вся символика чисто национальная. Три непонятных человечка с косами, торчащими из рук, символизируют "трехфункциональное общество" воинов, жрецов и "создающих богатство". Прям по Дюмезилю.

(Жорж Дюмезиль)


Вместе они составляют трехконечную свастистику (трискелон), традиционный орнамент для осетин.


Забавно также то, что партия использует старый герб с орлом, а не современный с барсом.

Интересно то,что трехцветный трискелон часто рисуют на белой «окантовке» герба с барсом (как на картинке). И делают это исключительно в Южной Осетии. В Северной же, где не было герба с трискелоном, этот символ не особо популярен.

Вариант этого же символа, изображен на гербе юго-осетинских социал-демократов:



Вот проект партийного флага юго-осетинской партии "Справедливость" (тоже, кстати, социалистической), за авторством walhuzon


Как и положено социалистам, красный цвет доминирует над белым и желтым. Естественно, есть и свастика и орел. Также меня лично радует латиница.

Интересно наличие девятиконечной звезды (точнее три наложенных друг на друга треугольника), символизиурющих три ритуальных пирога "æртæдзыхон", который считается скорее религиозным, чем национальным символом у осетин.

Забавно, что при таком кол-ве "левых" партий в Южной Осетии, "серп и молот" есть только у коммунистов.

Кстати, о партия:


К сожалению, другой картинки, изображающей символ правящей партии Южной Осетии "Единство", я не нашел. Как видим, она изображает контур единой Осетии (Северной и Южной) и барса. Никакой фантазии.

Вот логотип Народной партии (тоже "не фонтан", но все-таки).

РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ . Дата образования - 1991 г. Территория - 8 тыс. кв. км. Административно-территориальные единицы: 8 районов, 2 города республиканского подчинения, 4 города районного подчинения, 7 поселков городского типа, 91 сельский совет.

Население - 663,2 тыс. чел. 68,9% населения проживает в городах. 56% населения составляют осетины, 29,9% - русские, 2% - ингуши, 2,2% - армяне, 1,9% - грузины, 8% - другие национальности.

Центр - г. ВЛАДИКАВКАЗ . Основан в 1784 г. Население - 311,3 тыс. чел. Расстояние от Москвы до Владикавказа - 1500 км.

Герб Республики Северная Осетия - Алания

Описание: Герб Республики Северная Осетия - Алания представляет собой круглый щит с золотым барсом на фоне горной цепи голубого цвета. Барс (леопард) изображен в спокойной, но в настороженной позе. На теле на белом фоне черные пятна. Живот - белого цвета, без пятен. Один из главных компонентов герба - силуэт горных цепей - символ ландшафта местопроживания осетин. Второй компонент герба - символ барса - можно понять, дав ему короткую характеристику. Барс - из семейства кошачьих. Длина - 1,5 метра, тело вытянутое, гибкое и мускулистое. Мех густой, пушистый. Окраска желтая или рыжая с черными пятнами, живот без пятен, белого цвета.

По свидетельству ученого с мировым именем в области животного мира Бремма, барс по гармонии телосложения и красоте, силе и подвижности очень отличается от тигра. Барс, отмечает он, одновременно наделен теми физическими и душевными качествами кошачьих, которыми они отличаются друг от друга. В одинаковой мере (степени) он красив и опасен, силен и поворотлив, отважен и коварен. Барс искусно лазает по деревьям и скалам, при необходимости может плавать в воде. Барс очень отчаянный и решительный зверь. В трудной ситуации не отступает, без страха рвется к врагу, кто бы он ни был...

Дата принятия: 24.11.1994

Флаг Республики Северная Осетия - Алания

Описание: Флаг Республики Северная Осетия - Алания представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - красного, нижней - желтого цветов. Соотношение сторон флага - 1:2 (на иллюстрации флаг показан с принятым в России соотношением 2:3).

Цвета флага Северной Осетии являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный), изобилия и благодати (желтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры.

Ее суть заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племен и военачальники, служители культа или жречества и рядовые общинники, состоявшие из скотоводов и землепашцев. Это деление, получившее в литературе название трехфункционального или трехчленного, прослеживается на протяжении почти всей этнической истории осетинского народа, начиная от скифской эпохи и вплоть до настоящего времени. Конечно, с течением времени и изменением общественных условий институты, которые отражали это деление, не могли не меняться, приспосабливаясь к новым условиям. Однако сама идея трехфункционального деления общества выдержала испытание временем и нашла отражение в широком круге представлений - религиозных верованиях, эпосе, бытовых обычаях и традициях, языке. Согласно сведениям "отца истории" Геродота (V в. до н. э.) и других античных авторов, скифское общество состояло из скифов "царских" (паралата), жречества (авхата) и рядовых общинников. Вещественными символами этих групп были секира или копье, чаша и плуг с ярмом, упавшие, согласно представлениям скифов, с неба. Это деление было реальным и четко осознавалось самими скифами и нашло широкое отражение в мифологии, религии и искусстве скифов. Оно соответствовало кастовому делению древних арийских (индоиранских) народов, частью которых были скифы, и тройственному членению древнего индоевропейского общества в целом.

Наиболее характерной особенностью и обязательной принадлежностью скифского жреческого костюма был особый белый головной убор, трижды обвивавший голову, со спускающимися с головы двумя лентами повязками, считавшимися священными. Греческие авторы называли их "пилофорами", т. е. "носящими священную шапку". Специальный головной убор был отличительным признаком и других индоиранских народов, изображения такого убора обнаружены при археологических раскопках скифских древностей. Цветом этой скифской социальной группы был именно белый, как символ моральной чистоты, что находит подтверждение и в том, что цветом жреческой касты в Индии и Иране также считался белый. По данным источников, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде, имеет от рождения белые волосы. Вот что пишет по этому поводу в своей поэме "Аргонавтика" римский поэт I в. н. э. Валерий Флакк: "...у него издавна белые волосы, прирожденный знак. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки". Цветом же военной касты считался красный, точнее - золотисто-красный, цвета пламени, что подтверждается как письменными источниками, так и этнографическим материалом. В той же поэме содержится описание знаков высшей власти скифского вождя Колакса, которые окрашены именно в оттенки красного цвета - это огни сверкающей молнии, золотисто-красные крылья. (Валерий Флакк пишет, что отряд Колакса "носит на разных покровах (т. е. щитах) Юпитеров знак (т. е. знак бога войны римской мифологии) - разделенные на три части огни молнии". Как бы подчеркивая заимствование этой символики римскими войсками, поэт говорит: "Не ты первый, римский воин, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья"). Эти данные греческих и римских источников убедительно подтверждаются и данными сравнительной этнографии. Согласно этим данным, в мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты рождаются с волосами и бородой золотисто-красного цвета.

Если судить по имеющимся у нас данным, то античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества, рядовых общинников - скотоводов и земледельцев. Видимо, это объясняется тем, что данная социальная группа привлекла меньше внимания со стороны древних авторов, чем первые две. Это, в общем, вполне понятно. Однако данные осетинской этнографии и, в первую очередь, нартского эпоса дают возможность восполнить этот пробел.

Подобно скифам, нарты также делились на три четко выраженные социальные группы или рода. Это были - Ахсартаггата (воины), Алагата (жрецы), Бората или Бурата (рядовые общинники). К числу первых принадлежали наиболее выдающиеся нарты - Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан. Вторые осуществляли обрядовые функции нартов, и именно в их доме хранилась священная чаша Уацамонга и Нартамонга, служившая определителем истинного нарта (вспомним чашу как символ жреческой касты у скифов). И, наконец, последние олицетворяли собой изобилие и благодать (фарн) нартов. Родоначальник этой фамилии назывался Бора-фарнуг или Бурафарнуг, т. е. Бора (Бура), наделенный фарном. Первая же часть этого слова, судя по всему, связана с осетинским словом <желтый>, встречающимся в сказаниях о нартах как в дигорском, так и в иронском вариантах...

Бытование у предков современных осетин особых флагов, прямо называемых аланскими, уходит своими корнями в сармато-аланскую эпоху и зафиксировано различными источниками. Сведения об аланских флагах содержатся и в г.реко-латинских и армянских источниках. Армянский автор V в. н. э. Фавстос Бузандаци приводит титулатуру одного из крупнейших армянских феодальных (нахарарских) родов Мамиконянов. В числе других эпитетов этой титулатуры он приводит и такие: аланазгик и аланадравшк, означающие <аланского происхождения> и <аланское знамя несущий>. Подробное описание этого знамени автор не приводит, однако, судя по тому, что роду Мамиконянов должность командующего войсками (спаспет), речь идет о военном знамени.

Наличие в титулатуре Мамиконянов имени алан объясняется двумя факторами. Во-первых, в первых вв. н. э. царствующие фамилии Армении и Алании принадлежали к одной и той же фамилии Аршакидов, скифской по своему происхождению, другие ветви которой правили и в других странах. Грузинские источники знают армянских Аршакидов под именем царей Ажгаланов (мепени ажгаланиании), т.е. Аланидов, аланского происхождения (первая часть этого имени идентична армянскому азг <народ, происхождение>), один из которых Ажгалан Мудрый упоминается в качестве первого царя Персии (Парфии) после Александра Македонского. Во-вторых, наряду с сохранением своего этнического значения, термин <алан> получил в армянском языке и значение <победоносный, славный, достойный>. Тем самым становится понятным и содержавшееся в титулатуре Мамиконянов упоминание аланского или победоносного флага. Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе <Тактика> приводит описание скифских военных знамен и значков: <Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.

В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев...

Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.

Дата принятия: 24.11.1994

Гимн Северной Осетии-Алании

Описание: Гимн Северной Осетии-Алании был принят постановлением Верховного Совета Республики Северная Осетия-Алания от 24 ноября 1994 г. Согласно статье 1 - "Государственный гимн Республики Северная Осетия-Алания является символом государства, сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа республики". Автор слов гимна на осетинском языке Камал Ходов. Перевод - Ирины Гуржибековой. Автором музыки является Аркадий Цорионти, обработка - Ацамаза Макоева.

Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш - творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
ПРИПЕВ:

Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!
Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.
ПРИПЕВ:
Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!

Очень яркая и прекрасно характеризующая наш народ и нашу республику. Не расказать о нашем флаге,гербе и гимне. Это значит не рассказать о нас...Ведь наша символика- это не просто опозновательные знаки. Это наша любовь к своему дому, в материальном воплощение.

Флаг РСО-Алании в ныне представленном триколоре был утвержден 2октября 1992года. Расшивровывается он так...Белый-символ целомудрия. Красный-символ воинской отваги. Желтый-изобилие и благодать нашей земли. Флаг республики можно встретить практически в каждом доме. К нему относятся с особым почтением, как и к своей Родине.


был утвержден 24ноября 1994года. Расшифровывается следующим образом. Барс на фоне гор являлся эмблемой еще наших предков. Украшал щиты и фамильные башни.Именно поэтому вся эмблема представляет собой форму щита. Красное поле щита-это символ смелости и благородства. Барс- символ государственности и твердой власти. Золотистый цвет-символ уважения и величия. Горы за спиной барса-Это древнейшая модель мира у древних горных народов. Серебристый цвет-символ радости,чистоты и мудрости



У нас также существует отдельный герб столицы Северной Осетии- .Который был принят 31марта 1873года самим Императором всея Руси. Расшифровывается....А как вы думаете?

И конечно нельзя не рассказать о гимне нашей малой Родины.Гимн Осетии очень мелодичный. Как-будто речка бежит. Он как маленький тур прыгающий по горным склонам. Это гимн нашей души! Исполняет

Под утренним солнцем, на древней земле
Алмазом сверкает наш ИР величавый.
Мы пронесли через тысячу лет
Аланскую гордость и славу.
Здесь прошлое с будущим в симде сошлись,
А нынешний день наш - творец и мечтатель.
Песня, лети в поднебесную высь!
О, Уастырджи, дай нам твоей благодати!
ПРИПЕВ:


Счастлива будешь, родная земля!
Ведь щит мы, и меч, и надежда твоя!
Пусть мужество младших и мудрость отцов
С нами пребудут во веки веков.
Горы не терпят насилья и зла.
Наша дорога пряма и светла.
ПРИПЕВ:
Крылья орлиные мчат нас вперёд.
Полнится чаша трудов и забот.
Дети Осетии, будем, как братья!
Уастырджи, дай нам твоей благодати!

24 ноября 1994 года был утверждён и Закон Республики Северная Осетия - Алания №521а "О Государственном гербе Республики Северная Осетия - Алания". . Согласно официальному описанию герб Северной Осетии представляет собой:

"... круглый геральдический щит, в червлёном (красном) поле на золотой земле идущий золотой с чёрными пятнами барс, позади него семь серебряных гор (одна, три и три). В цветном изображении Государственного герба Республики Северная Осетия - Алания щит червленый (красный), барс - золотой с черными пятнами, земля - золотая, горы - серебряные".

Официальное толкование герба: барс на фоне гор - историческая эмблема Осетии, в средние века служившая гербом осетинского государства. Круглый (восточный) щит - традиционная для Осетии геральдическая форма. Красное поле щита в соответствии с общепринятой мировой (и осетинской национальной) символикой геральдических красок обозначает право, силу и мужество. Барс является историческим символом осетинской государственности и твердой власти. Золотой цвет символизирует верховенство, величие и уважение. Горный кряж воспроизводит космологический образ Мировой Горы с восемью вершинами - древнейшей модели мира у предков осетин и других индоевропейских народов. Нв верхнем уровне - одна вершина (божественный абсолют, верховная власть), на среднем уровне - три вершины (мир людей, три социальных функции индоевропейцев), на нижнем уровне - четыре вершины (стороны света, географические пределы страны). Значение серебряного цвета - чистота, мудрость, радость.

Текст толкования и рисунок герба любезно предоставлены Д.Ивановым со ссылкой на Зам.руководителя Администрации Президента и Правительства РСОА Л.Дзугаева

Прообразом герба послужило знамя (XVII-XVIII вв.) княжеского рода Мачабели, вассалов грузинских царей Картли. Знамя известно по рисунку Вахушти Багратиони (где оно названо "знаменем Осетии"), датированному 1735 годом. На красном знамени изображён барс на фоне голубых гор.

27 декабря 2004 года на 20-м заседании Парламента Республики Северная Осетия-Алания были приняты поправки в республиканские законы "О Государственном гербе Республики Северная Осетия-Алания" и "О Государственном флаге Республики Северная Осетия - Алания" с целью приведения их в соответствие с Конституцией Республики и соответствующими федеральными законами.

Изменения в Закон о гербе (не касающиеся описания и изображения символики) вносились Законом Республики Северная Осетия - Алания от 4 февраля 2005 года N 2-РЗ" и Законом Республики Северная Осетия – Алания № 43-РЗ от 31 июля 2006 г. . В феврале 2009 года герб Северной Осетии внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 4613.

Муниципальная организация Северной Осетии - Алании:
- муниципальные районы:
Алагирский (г.Алагир), Ардонский (г.Ардон) , Дигорский (г.Дигора), Ирафский (с.Чикола), Кировский (с.Эльхотово) , Моздокский, Правобережный (г.Беслан), Пригородный (с.Октябрьское);
городской округ
"город Владикавказ" .

В состав муниципальных районов входят городские поселения: город Алагир , г. Ардон , г. Дигора , город Моздок , город Беслан ,
а также несколько десятков сельских поселений: Архонское СП , п. Бурон , с. Верхний Зарамаг (Зарамагское СП) п. Верхний Згид , п. Верхний Фиагдон (Фиагдонское СП)

28 января 2015

Две республики, Северная Осетия и Южная Осетия, исторически страны одного народа. Разделение между ними - не границы, а горный перевал. Практически, это единый народ, они и символы своих республик выбрали одинаковые. Флаг Осетии - это триколор, который сочетает в себе цвета: белый, красный, желтый.

Северная Осетия - Алания

Территория Северного Кавказа была заселена племенами аланов с первого века новой эры. В десятом веке - это уже христианская страна, которая имеет торговые отношения с Киевской Русью, Грузией, Византией. В последующие века республика подвергалась агрессии со стороны соседних стран и народов, в том числе и монголо-татар. В 1774 году Осетия присоединилась к России, а с 1861 года она находится в составе Терской области.

Республика Осетия - Алания была определена в 1924 году как автономная область и вошла в состав РСФСР. Называлась она Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года - это республика (со столицей - городом Владикавказом), которая имеет флаг Осетии и герб. Новое название - Республика Северная Осетия - Алания. Территория, которую она занимает - 8000 квадратных км, а численность населения - 709900 человек.

Символы государственности

Как и все страны мира, она имеет знаки государственности - герб и флаг Северной Осетии. Вид последнего принят современным республиканским Парламентом в 1994 году. Это прямоугольное полотнище, которое состоит из полос, расположенных горизонтально. Последовательность их такова: верхний цвет - белый, средний - красный, нижний - желтый.

Цвета, которые составляют флаг Осетии, имеют определенные значения. Белый - это цвет, символизирующий моральную чистоту народа. Красный - символ воинской доблести, а желтый - знак изобилия и благодати. Все эти значения и символы отражают древнюю культуру народа, которая относится к социальной структуре скифского и аланского общества.

Видео по теме

Герб и флаг Осетии

Как и флаг, герб республики был принят Парламентом в 1994 году. Автором рисунка является Мурат Джигкаев. Вид герба был взят с рисунка исторического знамени. Этот рисунок, автором которого был Вахушти Багратиони, обозначен датой - 1735 год (красное знамя, на котором изображен кавказский леопард или барс на фоне голубых гор). Некоторые считают, что на рисунке снежный барс, но это ошибочное мнение. Ирбис никогда на Кавказе не водился. Здесь всегда обитал переднеазиатский леопард, который внешне похож на снежного барса. Все зависит от его окраса. Герб и флаг Южной Осетии выглядят так же и значение знаков то же.

Сегодня государственный герб Алании - это круглый щит на красном поле. По золотой земле идет золотой барс с черными пятнами на спине. На заднем фоне видно семь серебряных гор.

Как братский и единый народ, с 1998 года соседняя страна принимает новые геральдические знаки. И теперь флаг Южной Осетии идентичен флагу Северной.

Значение геральдических символов

Почему изображен именно леопард? Леопард на фоне гор - это историческое изображение. Оно всегда считалось эмблемой осетинского государства. Красное поле на щите - это сила и мужество. Круглая форма щита является традиционной для народа и страны. Леопард означает твердую государственную власть. Его золотой окрас - величие, уважение. Горы - это главная Мировая гора и шесть вершин. Так виделась древняя модель мира, которая представлена предками осетинского народа. Герб и флаг Осетии важны для народов двух республик.

Одна из вершин - самая высокая - означает верховную власть республики, или божественный абсолют древних народов. Три вершины ниже - это народ, мир людей. Три следующие вершины, уровнем ниже, означают пределы страны или стороны света. Все они сверкают серебром - этот цвет символизирует мудрость и чистоту, радость бытия.

Герб и флаг Северной Осетии стали символами и для братского народа Южной Осетии.

Источник: fb.ru

Актуально