Добро существует там, где его постоянно творят.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает в людях.

Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия.

Красота без доброты умирает невостребованной.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Процветание государства, народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания.

Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком .

Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он ещё ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и гоняясь за большим, человек теряет и то, что имел.

Интересные мысли о добре

Избыток зла порождает добро.

Добро - это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза.

Добро может вообразить себе Зло, но Зло не может вообразить себе Добро.

Трудные интересные мысли о добре

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Зло, как и добро, имеет своих героев.

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду. Поэтому вред, причиненный видимым злом, поверхностен, а причиненный злом скрытым - глубок. Когда добро очевидно, польза от него мала, а когда оно скрыто - велика.

Некто спросил: Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? Учитель сказал: А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром.

Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью.

Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена.

Опаснее всего те злые люди, которые не совсем лишены доброты.

Человек с добрым сердцем старается обращать всякую вещь и дело в добро; человек с дурным сердцем старается в добре найти злое.

Расположения сильных мира сего скорее добьется тот, кто помогает им пустить по ветру их добро, нежели тот, кто пытается научить, как его приумножить.

Беспощадные интересные мысли о добре

Добро по указу - не добро.

Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие.

Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом.

Доброта всегда одержит верх над красотой.

Добрые дела, которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра.

Смое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.

В основе добрых дел лежит добрый порядок.

В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина - презнатная особа; добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце.

То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, - атавизм старейшего идеала.

Делать добро легче, чем быть добрым.

Когда, содеяв зло, человек боится, что о том узнают люди, он еще может найти путь к добру. Когда, сделав добро, человек старается, чтобы о том узнали люди, он порождает зло.

Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.

Добр тот, кто делает хорошее для других; зол - кто делает дурное для других. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятное себе из нанесения неприятности другим.

Беспросветные интересные мысли о добре

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Пока человек в состоянии творить добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью.

Отнимите у нашего сердца любовь к добру - вы отнимете всю прелесть жизни.

В добро верят лишь те немногие, кто его творит.

Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.

Половина следствий хороших намерений оказывается злом. Половина следствий дурных намерений оказывается добром.

До добра не доведет: если позволяешь жене грубить старшим в доме; если клянешься на каждом слове; если женщины ходят по знакомым и судачат, если жена вечно затевает свары; если проводишь время с бездельниками.

Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья.

Кто не обладает возвышенной душой, тот не способен на доброту: ему доступно только добродушие.

Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно.

Злые люди в этом бренном мире всегда будут с добрыми смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступлений злых.

Женские интересные мысли о добре

Красивая женщина нравится глазам, а добрая - сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая - сокровищем.

Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло.

Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?

Делать добро злым все равно, что делать зло добрым.

Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие. Злом... называем то, что способно причинить нам или увеличить какое нибудь страдание.

Совершай добрые дела из чистой любви к добру.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.

Чем лучшее добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет.

Я люблю рассеянных людей; это верный признак того, что они умны и добры, потому что люди злые и глупые всегда сосредоточенны.

Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

(12/24.07.1828–17/29.10.1889)
Русский революционер, публицист, писатель, философ.

Родился в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 г. окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета. Защитил магистерскую диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. Работал сначала в журнале «Отечественные записки», а потом в «Современнике», где скоро занял руководящее положение.

Там опубликовал ряд статей, посвященных крестьянской реформе: «О новых условиях сельского быта», «Труден ли выкуп земли?», «Устройство быта помещичьих крестьян» и др., в которых выступал за ликвидацию помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, призывал к революционному срыву реформы. В конце 1850-х годов опубликовал ряд работ по политической экономике, в которых доказывал неизбежность смены капитализма социализмом: «О поземельной собственности» (1857), «Суеверие и правила логики» (1859), «Капитал и труд» (1860) и др. В 1861 г. стал идейным вдохновителем революционной народнической организации «Земля и воля», в результате чего в июле 1862 г. был заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где в 1863 г. написал роман «Что делать?», а также повесть «Алферьев», «Повести в повести», «Мелкие рассказы» и др. В 1864 г. был осужден на 7 лет каторги, после чего получил разрешение жить в Саратове, где написал философскую работу «Характер человеческого знания» (1890), перевел «Всеобщую историю» Г. Вебера, добавив собственные комментарии. Умер в Саратове.

Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905–07 гг.

  • Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние – вещь, необходимая для счастья.
  • В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
  • В семейной жизни главное – терпение. Любовь продолжаться долго не может.
  • Важнейший капитал нации – нравственные качества народа.
  • Во всяком деле обнаруживается существование двух партий: консервативной и прогрессивной, соответствующих силе привычки и желанию улучшений.
  • Всё настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.
  • Всякий образованный человек чувствует, что истинная жизнь – жизнь ума и сердца.
  • Где нет жизни – нет идеи; где нет бесконечного разнообразия – нет жизни.
  • Движение есть реальность, потому что движение – это жизнь, а реальность и жизнь – одно и то же.
  • Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.
  • Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.
  • Добр тот, кто делает хорошее для других; зол – кто делает дурное для других. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: «добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятное себе из нанесения неприятности другим».
  • Добро и разумность – два термина, в сущности, равнозначащие: что с теоретической точки зрения разумность, то с практической точки зрения – добро; и наоборот: что добро, то непременно и разумно.
  • Добро – это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза.
  • Если из круга моих наблюдений, из сферы действия исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах.
  • Женщина, имеющая своим мужем честного человека, не может бояться никого.
  • Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать, чего чувствует сильную и истинную потребность.
  • Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее.
  • Исторический путь – не тротуар Невского проспекта.
  • Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и наконец достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».
  • Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.
  • Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
  • Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
  • Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.
  • Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
  • Личное счастье невозможно без счастья других.
  • Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них.
  • Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
  • Любовь – не мимолетное явление в жизни человека, относящееся только к добрачному периоду, как думают пошляки. Это чувство, живущее и крепнущее на всем протяжении жизни супругов.
  • Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез, – на земле только она одна может дать счастье!
  • Молодость – время свежести благородных чувств.
  • Мужчина, не одухотворенный гражданскими интересами, только существо мужского пола, которое бреет усы и бороду.
  • Нас очаровывает всё, в чем проявляется наш идеал, цель и предмет наших желаний и нашей любви.
  • Не судите о нравственных или умственных качествах человека по его счастью или несчастью в жизни.
  • Незнание природы является корнем тех неизвестных сил, перед которыми так долго трепетал человеческий род, и тех суеверных вероучений, которые были источниками всех его бедствий.
  • Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.
  • Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.
  • Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать всё, что можно.
  • Нужно иметь такое дело, от которого нельзя отказаться, которого нельзя отложить, – тогда человек несравненно тверже.
  • Опера – полнейшая форма музыки как искусства.
  • От умного и ученого человека надобно требовать многого; если он говорит пустяки, его можно по всей справедливости упрекать за это, – снисходительность, на которую имеют право простаки, была бы относительно его неуместна.
  • Отвергать прогресс – такая же нелепость, как отвергать силу падения.
  • Ошибки людей сильного ума именно тем и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.
  • Падающему всякая опора хороша, лишь бы подняться на ноги.
  • Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ.
  • Подобно силам природы, сила страсти выказывается тем, как велики сокрушаемые ею препятствия, на которые гневно обращается она.
  • Право жить и быть счастливым – пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.
  • Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
  • Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.
  • Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности.
  • Прогресс – стремление к возведению человека в человеческий сан.
  • Противник, не церемонящийся относительно деликатности своих слов, дает право отвечать ему таким же образом.
  • Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.
  • Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более сознающим свое достоинство.
  • Самую жалкую фигуру представляют не те люди, которые имеют ошибочный образ мыслей, а те, которые не имеют никакого определенного последовательного образа мыслей, которых мнения – сбор бессвязных обрывков, не клеящихся между собой.
  • Семейная любовь – наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное потому в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека.
  • Сила человека – разум.
  • Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствуют тем и другим.
  • Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста.
  • Талант… дает всякому двойную цену.
  • Труд доктора – действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот.
  • Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их.
  • Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости.
  • Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели.
  • Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.
  • Человек никогда не может утратить влечения улучшать свою жизнь.
  • Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят.
  • Честь – одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.
  • Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны наши радости, всё наше счастье, все наши надежды.
  • Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

6.1. На земельном участке, принадлежащем гражданину Арсеньеву на праве собственности, стоит его гараж. Соседний участок занимает семья Борисовых. Они строят на своем участке новый дом, а все строительные материалы сгружают и складывают рядом с гаражом Арсеньева. В результате Арсеньев не может пользоваться своим гаражом, т.к. из-за груды материалов подъехать к нему невозможно.

С каким иском может обратиться в суд Арсеньев?

6.2. Гражданин М. разработал проект закона о мерах по повышению культурного уровня граждан России.

Может ли гражданин М. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы?

7. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских или греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

8 6 . Отношения между понятиями в логике принято изображать круговыми схемами л. Эйлера.

Понятия могут быть

1. Равнозначными: квадрат (А) естьравносторонний прямоугольник (В).

2. Пересекающимися: спортсмены (А) истуденты (В).

3. Подчиненными: рыба (А) ищука (В).

4. Соподчиненными:сосна (А) ибереза (В) – этодеревья (С).

С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношение между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения:

Неработающий пенсионер (А), член клуба филателистов (В), министр (С), государственный служащий (D), член политической партии (Е).

9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Как для ____ нужна добродетель, а для монархии ____ так для ____ правительства нужен ____. В добродетели оно не нуждается, а ____ была бы для него опасна. Безграничная власть ____ переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве ____, поэтому надо задавить всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство ____ может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно держится собственною силою и силою ____. Но если в ____ государстве правитель хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как ____ – единственное движущее начало этого образа ____ – исчез, и у народа нет более защитника». (Ш. Монтескье, французский философ.)

10. Перед вами отрывки из литературных произведений различных жанров. Внимательно прочитав их, вы увидите, что в каждом нашли свое отражение ранние формы религий. Одна из подобных форм названа в приводимой ниже таблице. Внесите названия остальных ранних форм религии в первую строчку таблицы, а во второй проставьте порядковый номер литературного отрывка, который им соответствует.

1. «Только промолвил это Кадм, как тело его вытянулось и покрылось чешуей, ноги срослись и стали длинным извивающимся змеиным хвостом. В ужасе простирает он к Гармонии руки и зовет ее. Но язык его раздваивается и уже колеблется во рту змеиное жало, и из уст его вылетает только шипение». (Мифы и легенды Древней Греции)

2. «Ей в приданое дано было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело;

Говорить оно умело;

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. «Но странная из солнца ясь

струилась, - и степенность

забыв, сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то, про это говорю,

Что- де заела РОСТа,

а солнце:

«Ладно, не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

Светить легко?

Поди, попробуй! –

А вот идешь –

Взялось идти,

Идешь – и светишь в оба!».

(В.В.Маяковский «Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

4. « - Береги себя. Возьми. Не знаю в какого бога ты веришь, но это всем помогало…

На черном шнурке покачивалась каменная фигурка, вроде бы изображавшая человека, но настолько окатанная, словно бы оплавленная временем и прикосновениями бесчисленных рук, что не понять уже, кого она в незапамятные годы изображала.

Повесь на шею.» (А. Бушков «Рыцарь из ниоткуда»)

5. «Царь-девица говорит:

«Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний молоком,

Вскипятя его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

и красавцем учиниться –

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке…»

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

6. «Василисе всегда помогала ее куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою. Зато Василиса, сама бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером как все улягутся, она запрется в чуланчике и потчевает ее приговаривая:

На, куколка, покушай, моего горя послушай!» («Василиса Прекрасная», русская народная сказка)

7. « И к бобрам с улыбкой хитрой

Обратился По-Пок-Кивис:

«О друзья мои! Покойно,

Хорошо у вас в вигвамах!

Все вы опытны и мудры,

Все на выдумки искусны,

Превратите же скорее

И меня в бобра, Амика!» (Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»)

8. «На другую ночь прилетает Финист ясный сокол к своей девице. Ударился об пол и явился перед девицей прекрасным царевичем. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают:

С кем это ты сестрица разговариваешь? А ну отопрись!

Царевич ударился об пол – и сделался перышком». («Перышко Финиста ясна сокола», русская народная сказка)

9. «Сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу».(Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

11. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, вписав недостающие слова. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Определите, какое обществоведческое понятие иллюстрируют слова У. Шекспира и какая философская позиция представлена в строках А.С. Пушкина.

11.1.

Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет _______. (У. Шекспир)

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним __________.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый. (А.С. Пушкин)

12. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил восемь. Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно) или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

«Адам Смит был английским экономистом и философом семнадцатого века (1) , одним из основателей классической политэкономии. В своем основополагающем труде«Опыт о народонаселении» (2) обобщил многолетнее развитие экономической мысли, рассмотрел экономическую историю Западной Европы, изложил свои взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуютобъективные законы, поддающиеся познанию. (3) Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость расширения государственной регламентации экономики (4) для ускорения развития хозяйства. При этом Смит считается автором теории о «невидимой рукой рынка» (5) , согласно которой экономика саморегулируется на основе свободно складывающихся под воздействием спроса и предложения, цен. Полемизируя с меркантилистами,видевшими источник богатства исключительно в земледелии (6), Смит доказывал, что богатство создается всеми видами производительного труда. Он утверждал, чтотруд выступает и в качестве мерила стоимости товара. (7) В соответствии с этой теорией Смитразделял общество на классы буржуазии и пролетариата – наемных работников. (8)

13. Уважаемые участники первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников! Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных политических деятелей, мыслителей, писателей, ученых. Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

    Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия. (Ф.Вольтер)

    Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства. (Б.Дизраэли)

    Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла. (Н. Г.Чернышевский)

    Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель. (В. Мич )

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2010/2011. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.