Cочинение «Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать

мая 21 2014

Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” - своеобразную allsoch. ru 2001-2005 революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту. Основные цвета в поэме “Двенадцать” - черный и белый.

С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир: Черный вечер. Белый снег. Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части.

Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати . Бывшие каторжники, “голытьба”, нынче они - защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою разгулу, грабежам, будто их цель - не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет?; Символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым: …

И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль… Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта: Пальнем-ка пулей в святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую.’ На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - “черное, «риое небо”, в груди - “черная злоба, святая злоба”.

И тут появляется еще один цвет - красный. Он сим-(пизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ммелто красного появляется цвет “кровавый”, красноречиво свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых тре-бу«т разрушение старого и построение нового мира.

Видимо, поэтому идеал революционеров - мировой пожар - щ» одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающей все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли чело-ияку контролировать эту неукротимую стихию? Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови! И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света.

Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы: Впереди - с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз - Впереди - Исус Христос. А. Блок - на самом деле величайший

Цветовая символика поэмы А. Блока “Двенадцать”
Свой творческий путь А. Блок начинал как поэт-символист. Этим, наверное, можно объяснить и множество образов-символов, наполняющих его поэму “Двенадцать” - своеобразную летопись революции, яркий слепок времени гибели старого мира, ненавистного поэту.

Основные цвета в поэме “Двенадцать” - черный и белый. С них поэма начинается, как будто мы с ходу попадаем в совершенно особый, нецветной мир:
Черный вечер.
Белый снег.
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Стихия в этой поэме настолько неукротима, что кажется, именно ветер и вьюга разрывают ее на части. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, “голытьба”, нынче они - защитники революции. Но с какой легкостью предаются они разбою, разгулу, грабежам, будто их цель - не строительство нового мира, а лишь безжалостное разрушение! Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем-ка пулей в святую Русь -
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними; “черное, черное небо”, в груди - “черная злоба, святая злоба”.
И тут появляется еще один цвет - красный. Он символизирует революцию, изменения. Но очень часто в поэме ^ вместо красного появляется цвет “кровавый”, красноречиво свидетельствующий обо всех тех жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира. Видимо, поэтому идеал революционеров - мировой пожар - еще одно стихийное воплощение, сжигающее и очищающее все отжившее, больное, мертвое. Но под силу ли человеку контролировать эту неукротимую стихию?
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем.
Мировой пожар в крови -
Господи, благослови!
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег, падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции, является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
А. Блок - на самом деле величайший поэт, ведь в поэме “Двенадцать” он сумел передать не только “музыку революции”, но и музыку цвета, которая и помогла ему воплотить в жизнь свой грандиозный авторский замысел.


Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора.

В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный.

Белый цвет необходим для приема антитезы:

Черный вечер.

Белый снег.

Но черен не только вечер, но и весь дореволюционный самодержавный мир. Черный цвет – символ тьмы, в которую был погружен народ при царской власти.

А красный цвет – цвет пламени, в котором должен сгореть этот старый мир. Мы понимаем это, когда читаем следующие строки:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Также в красный, даже в кровавый цвет окрашен флаг, который несут двенадцать красногвардейцев.

Этот флаг цвета крови символизирует жизнь, а точнее новую и свободную жизнь, которую подарит людям революция:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

В конце поэмы появляется самый известный образ, символизирующий конец старого и начало нового:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Здесь белый цвет выступает как символ душевной красоты и чистоты. А то, что Блок сопоставляет этот образ с красногвардейцами, показывает, насколько большие надежды он возлагает на них.

Цвет всегда являлся одним из средств передачи мысли автора. И у А.Блока символика цвета особенно ярко проявляется; он, как художник, видит, какие краски необходимы для его картины.

Обновлено: 2012-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Традиционное значение белого цвета и его трансформация в поэме.
2. Красный цвет.
3. Поэтика черного цвета.
4. Образ ветра.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни...
А. А. Блок

В поэзии А. А. Блока очень большое значение имеет цветовая символика. Главные цвета для Блока - белый и красный. Они и их оттенки появились уже в первой книге, в «Стихах о Прекрасной Даме». Рассмотрим же традиционные значения этих цветов и то, какой смысл они обретают в творчестве поэта. Белый цвет относится к ахроматическим (неокрашенный) и нейтральным, это традиционный символ чистоты, невинности, святости. Белый цвет обозначает отсутствие цвета, он нейтрален. Уже в древности белый цвет выделяли особо - вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов. Древние толковали белый цвет как символ всяческого блага, радости, чистоты, здоровья, приумножения потомства, мира, согласия. Это самый светлый цвет - цвет одежд небесных богов, святых, праведников, знак очищения и приобщения к добру. В древности воду называли белой, потому что белый цвет связывался с теми благами, что дает вода. Это символ безгреховности, безмятежности. Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Теперь это символ божества во всех религиях мира. Белый означает радость, веселье духа, традиционно противопоставляется черному как цвету злых сил.

В поэзии начала XX века белый - самый употребляемый цвет. В нем поэты видят мистическую неопределенность, полную возможностей, которым не суждено сбыться. Считается, что белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. «Белый свет» обычно противопоставлен «тому свету».

У А. А. Блока белый цвет и его оттенки: снежный, бледно-белый, светлый, ясный, жемчужный, - означают смерть, тоску, холод, отчужденность. Белизна становится ключевым понятием в его стихах, также как и у других символистов. Белый снег - это символ новой жизни, очищения. Белому цвету у Блока всегда сопутствует красный.

Есть предположение, что красный цвет был первым, замеченным людьми. Древнейшие мифы связывали с красным сотворение человека. У русских крестьян XIX - начала XX веков свадебный наряд был красным. Традиционные значения красного цвета - это любовь, страсть, тепло, радость, мощь. Красное в народной культуре противопоставлено белому как не белое, окрашенное. Это цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и в то же время цвет потустороннего мира. Красный цвет использовался в древности как оберег, символ жизни, здоровья. Считалось, что он защитит от змеи, мышей, волка, отгонит злых духов и непогоду. Он связан с огнем и кровью, его значение проявляется в словах «красивый, ценный, прекрасный, парадный». «Женщины в красном» по народным поверьям - вестницы несчастья.

В противопоставлении сочетаний цветов красный с белым означает жизнь, свет, здоровье, а черный с желтым - смерть, тьму, болезнь. Красный цвет имеет и негативные значения - смерть, убийство, грех, насилие, возмездие, демонические силы.

В XX веке красный цвет стал цветом революции, обновления. Кубисты, супрематисты, футуристы выделяют его как цвет силы, энергии, мужества, ярости, воинственности. Писатели и поэты видят в красном пророческий символ. А. Белый видит в нем гиену огненную, Максим Горький - кровавую расправу. У А. А. Блока красный - цвет «горения», пожар революции.

«Белое» и «красное» в поэме «Двенадцать» - это, по утверждению критиков, дуализм Космоса и Хаоса, Пути и Беспутства, Бога и Дьявола, Христа и Антихриста. Они уравновешены и воплощены в загадочной, призрачной фигуре, Исуса Христа в белом венчике из роз (белое, красное), идущего по кровавому снегу (красное, белое) впереди заснеженных красноармейцев (белое, красное). Поэма, долгое время воспринимавшаяся как революционная, имеет более глубокое значение. Мы видим Христа, который ведет за собой двенадцать апостолов под кровавым красным флагом. Но не значит же это, что он освящает террор? Но это поэма более религиозная, чем революционная, и символический «белый венчик из роз» - это мистическая белая роза, святая кровь. Блок соединяет в одно белое и красное, святость и кощунство. Неудержимая стихия, выразившаяся также и в карнавальной стилистике поэмы - вот что выражает в поэме красный цвет. Красный флаг - это символ победного конца и кровавого настоящего.

Черный цвет воспринимается чаще всего негативно - это символ зла, в противоположность белому - цвету добра. Он символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость. Древние индусы связывали черный цвет с состоянием угнетенности. Это цвет темноты, печали, смерти, скорби, траура.

Он символизирует отказ, полное отречение или неприятие, пустоту, хаос, отсутствие цвета, идею небытия,исчезновения.

Революционный Петербург Блок изображает как расколотый надвое мир, противостояние черного и белого. Черным цветом в поэме Блока окрашены ветер, небо, «черная, черная злоба в груди», ремни винтовок.

Все три цвета в поэме отражают время. Черный цвет - цвет черного прошлого, красный - это кровавое настоящее и белый - это светлое будущее. Надо заметить, что поэму Блок написал, уже осмыслив революцию, а не по горячим следам. Воссоздав атмосферу революционного Петербурга, он наполнил поэму яркими образами. Один из них - образ ветра. Это символ революции, сметающей все на своем пути, символ перемен, урагана, сносящего все старое и несущего новую жизнь:

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
...Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...

В своей статье «Интеллигенция и революция» Блок говорит о революции как о стихии, вихре, снежном буране, готовом поднять мировой циклон - «раздуть мировой пожар». Ветер хлещет представителей старого мира - попа, старуху, буржуя:

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Богатая система образов и символов позволяет автору показать переход от хаоса прошлого к гармоничному будущему. Он видит в этом истинный смысл революции. Лирический герой Блока приветствует революцию, сам же поэт относится к революции больше как к мистическому событию, нежели историческому. Борьба нового мира со старым несла трагические последствия, но многое, в том числе и цветовая символика поэмы, говорит нам о том, что поэт считал это закономерным и необходимым ради будущего.

Сочинения по литературе: Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»

Поэма "Двенадцать" была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма "Двенадцать".

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме "Двенадцать" является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

В этой части поэмы А. стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может "подскользнуться" на "ледке" революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается еще один яркий символ - "мировой пожар". В статье "Интеллигенция и революция" Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, "грозовому вихрю", "снежному бурану"; для него "размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...". Эта идея нашла свое отражение в поэме "Двенадцать", где автор говорит о "мировом пожаре" - символе вселенской революции. И этот "пожар" обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. "Апостолы революции" оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме "Двенадцать" являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката "Вся власть Учредительному собранию!", она не принимает и большевиков ("Ох, большевики загонят в гроб!"), но старуха верит в Богородицу, "матушку-заступницу". Для нее важны насущные проблемы, а не революция:

На канате - плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию!"

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят...

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и длиннополый -

Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как "безродный", "холодный" пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:

Скалит зубы.- волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес холодный - пес безродный...

Впереди - Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание "святой злобы" революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы "без креста" к свободе с Христом.

Революционный Петербург, в котором разыгрываются "вселенские стихии", олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме "Двенадцать": с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой - белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны - символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.

Благодаря системе образов и символике в поэме "Двенадцать" Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ - это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств - аллегорий, метафор, гипербол, - символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы "Двенадцать".

После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью "Интеллигенция и революция", поэму "Двенадцать" и стихотворение "Скифы", в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).

Поэма "Двенадцать" стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме - это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет "страшный мир". Вьюга, ветер, пурга - все создает тревожную обстановку:

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:

Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка!

Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом "на брюхе", буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на "льду" революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.

Вообще, двенадцать - ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Возникает впечатление о "пограничном" числе. .Так, конец старого дня, а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.

Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:

Эх, эх, без креста...

Но это, скорее, антиапостолы - с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: "На спину б надо бубновый туз". Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с "кровавым" флагом. И так идут эти "грешные апостолы" - из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!