Что такое "монолог". Что такое диалог и монолог? Виды, примеры

Монолог

(от греч. mуnos – один и lо́gos – слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в отличие от диалога (см.), на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц). – М. обладает относительно большой протяженностью, определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.

Монологическая форма речи реализуется в различных функц. стилях (авторская речь в худож. произведениях, тексты научн., оф.-дел. стилей, статьи в газетах, журналах и т.п.). – М. может осуществляться как в письменной форме, так и в устной ( , учебная лекция, бытовой рассказ и т.д.). В устном М. языковые средства могут усиливаться жестами, различными телодвижениями, мимикой. Разговорные монологические тексты по сравнению с отредактированными письменными и подготовленными устными более имплицитны. Многие смысловые связи не вербализуются, поскольку говорящий рассчитывает на активное восприятие речи, на то, что слушающий сам обнаружит эти связи.

Типичной сферой функционирования М. является драматургия. Ориентируясь на устное высказывание, драматический М. допускает употребление разг. и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорно-экспрессивных синтаксических построений. Для монологической речи, имеющей внешнего адресата, характерны такие языковые средства, как обращения, местоимения и глаголы 2-го лица, глаголы повелительного наклонения и другие формы волеизъявления (напр.: "Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя…"; "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?"; "Ах! Если рождены мы все перенимать. Хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев" – А.С. Грибоедов. Горе от ума).

Особую разновидность М. представляет собой т.н. внутренний М. – лингвостилистический прием, позволяющий автору худож. произведения вызвать у читателя представление о процессах, совершающихся во внутреннем мире героя, сымитировать эмоционально-мыслительную деятельность человека в ее непосредственном протекании (поток возбужденного сознания). Напр.: "Вот как шли его мысли: "Теперь в Москву. И первым делом – выжить. Не поддаваться бессоннице. Не ложиться спать. Работать ночами до одурения, пока усталость не свалит замертво. И вот еще что. Сейчас же истопить в спальне, чтобы не мерзнуть ночью без надобности" (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго). Синтаксические построения, оформляющие размышление персонажа, обычно характеризуются эллиптичностью, прерывистостью. Типичным для внутреннего М. является вопрос, часто остающийся без ответа: "Размышления о своих, с новою силой набежавшие на него, заслонили на время его ревнивые выдумки. "Итак, вы в Москве, родные мои?.. Вы снова, значит, без меня повторили этот долгий, тяжелый путь? Как вы доехали? Какого рода эта командировка Александра Александровича, этот вызов? Наверное, приглашение из Академии возобновить в ней преподавание? Что нашли вы дома? Да полно, существует ли он еще, этот дом? О как трудно и больно, Господи! О, не думать, не думать! Как путаются мысли!" (там же).

Любой монологический текст в той или иной мере диалогизирован (это относится и к текстам, казалось бы, "чисто" монологическим, напр. письменным науч. произведениям). Не случайно исследователи (Л.П. Якубинский, Г.О. Винокур и мн. др.) говорят о нечеткости различий монолога и диалога, об отсутствии между ними "строгих и абсолютных границ" (Винокур ). Диалогичность, т.е. выражение в тексте установки на адресата, – фундаментальное общее свойство речи, обусловленное социальной сущностью языка и диалогической природой мышления (см. ).

Лит. : Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. – М., 1986; Винокур Г.О. "Горе от ума" как памятник рус. худож. речи // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963; Гельгардт Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сборник Докл. и сообщений лингвистического общества, Калинин, 1971, т. 2, вып. 1; Ширяев Е.Н. Структура разг. повествования // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. – М., 1982; Васильева А.Н. Худож. речь. – М., 1983; Кожина М.Н. О диалогичности письменной науч. речи. – Пермь, 1986; Винокур Т.Г. Монолог // Энц. Рус. яз. – 2-е изд. – М., 1997.

Т.Б. Трошева


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Монолог" в других словарях:

    Монолог - (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и… … Литературная энциклопедия

    МОНОЛОГ - (греч., от monos один, и lego говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    монолог - речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 монолог исповедь (1) … Словарь синонимов

    монолог - а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Монолог - МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… … Словарь литературных терминов

    МОНОЛОГ - (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия

    МОНОЛОГ - (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь

    МОНОЛОГ - «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… … Энциклопедия кино

    Монолог - речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    "Монолог" - «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… … Лермонтовская энциклопедия

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ

(греч., от monos - один, и lego - говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

МОНОЛОГ

более или менее длинная речь лица, выражающего свои мысли или чувства; речь наедине с самим собою, в противоположность диалогу, т. е. разговору с другим лицом.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

МОНОЛОГ

греч. monologos , от monos , один, и lego , говорю. Речь лица, произносимая им одним.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

МОНОЛОГ

сцена или речь, произносимая одним лицом, которое обращается к самому себе или к зрителям.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Моноло́г

(гр. monologos monos один + logos речь)

1) речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога;

2) речь наедине с самим собою.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Монолог

монолога, м. [греч. monologos ] (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Монолог

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МОНОЛОГ" в других словарях:

    - (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и… … Литературная энциклопедия

    Речуга Словарь русских синонимов. монолог сущ., кол во синонимов: 8 монолог исповедь (1) … Словарь синонимов

    монолог - а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС 1. Комедию его никогда играть не станут. Во первых, она очень велика, потому что очень много… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Монолог - МОНОЛОГ. Монологом называется речь ряд предложений одного из действующих лиц драмы, либо в виде длинной реплики драматического диалога, не прерываемой контр репликами других действующих лиц (явная часть диалога), либо в виде отдельной… … Словарь литературных терминов

    - (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Современная энциклопедия

    - (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен внутренний монолог героев … Большой Энциклопедический словарь

    - «МОНОЛОГ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 100 мин. Драма. Профессор Никодим Сретенский (Михаил Глузский) имеет любимую работу, юную дочь и старое хобби, игру в солдатики. Профессор становится академиком, работа тянется, дочь (Маргарита Терехова)… … Энциклопедия кино

    Речь индивида: выключенная из разговорного общения с другими индивидами; и не предполагающая непосредственного отклика. По английски: Monologue См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего… … Лермонтовская энциклопедия

    монолог - (неправильно монолог) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Монолог , Игорь Тальков. Книга знаменитого певца, поэта и композитора Игоря Талькова (1956-1991), трагическая гибель которого недавно потрясла всю страну, - это не только его песни и стихи, средикоторых пронзительные…

Что такое монолог в литературе? Это достаточно важный писательский прием, с помощью которого можно четко расставить акценты, выразить свою позицию, продемонстрировать убеждения. Многие писатели используют монолог в своих произведениях, чтобы высказать свои самые заветные мысли, вложив их в уста героя.

Отличие монолога от диалога

Если люди общаются вдвоем — это диалог. Если человек говорит сам с собой — это монолог. Так кратко можно описать различие между диалогом и монологом.

Но если подходить к вопросу академически, пытаясь разобраться, что такое монолог в литературе, то эта тема требует более предметного изучения. Монолог — это определенный способ построения художественной речи. Он представляет собой, как правило, форму размышления, оценку определенных действий или человека, призыв к тому или иному действию. Читатель может соглашаться или внутренне спорить с главным героем, но в самом тексте оппонирования нет.

Диалог же в предполагает спор или обсуждение, собеседники могут как дополнять друг друга своими репликами, так и выражать совершенно противоположные взгляды и идеи, пытаясь найти истину.

Общие закономерности монолога

Этот используется авторами очень давно. Если внимательно изучить, что такое монолог в литературе, и проанализировать самые разные произведения, то приходишь к выводу, что при всем разнообразии подходов есть общие закономерности.

Из каких бы мы ни взяли монолог, текст его будет подчиняться всегда определенным правилам:

  1. Это речь говорящего человека, который не ждет ответа и не предполагает возражений, уточнений или дополнений. По сути это внутренний манифест главного героя.
  2. Всегда монолог направлен на предполагаемого собеседника. Герой мысленно обращается либо к одному лицу, либо к группе лиц, либо же ко всему человечеству.
  3. Это не способ коммуникации, а, скорее, речевое самовыражение. Герой, произносящий монолог, не ставит целью пообщаться. Его главная задача — высказать наболевшее и самовыразиться.
  4. Есть особенности и с точки зрения стилистики, что такое монолог. В литературе он является единым речевым фрагментом как по своей структуре, так и по смысловой нагрузке. Если диалог состоит из реплик, то составить монолог, чтобы он получился красивым и правильным, можно только из цельного связного текста.

Собственные переживания и общая идея

Для построения монолога используются самые разнообразные литературные приемы. Список их достаточно широкий, но, как правило, это речь от первого лица, которая имеет смысловую завершенность.
В комедии Грибоедова "Горе от ума" главный герой - Чацкий - достаточно часто прибегает к монологам:

Не образумлюсь... виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями... чего-то ожидаю.

Это начало монолога, который с первых строк характеризует общее настроение героя — растерянность, недоумение, попытку найти истину. Далее герой рассуждает о человеческих чувствах, говорит об обмане и собственных заблуждениях и под конец подходит к пониманию того, что нужно бежать из этого общества:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! -
Карету мне, карету!

В этом монологе заключены не только личностные переживания. Автору так удалось составить монолог, что он вложил в уста главного героя основную идею произведения.

Стилистические приемы

Автор всегда старается, чтобы монолог, тест которого очень важен для понимания сути произведения, был вписан органично и оправданно. Ну не станет же он просто ни с того ни с сего декларировать какие-то ценности или идеи. Поэтому подход к построению монолога весьма серьезен. Существуют определенные список которых известен даже начинающим литераторам:

  • Наличие местоимений, обращений и глаголов 2-го лица. Герои часто мысленно обращаются к своему воображаемому собеседнику, иногда просто на «ты», иногда даже по имени.
  • В зависимости от цели монолога выделяются его речевые типы. Это может быть рассказ о каком-либо событии, исповедь, рассуждение, самохарактеристика и так далее.
  • Авторы часто используют применяют экспрессивно окрашенную лексику, иногда даже ведут с предполагаемым собеседником.

Внутренний монолог

Монолог, определение которого можно выразить кратко как развернутое высказывание одного лица, может быть еще и внутренним. Этим приемом впервые начали активно пользоваться такие писатели, как и Джеймс Джойс.

Внутренний монолог в литературе принято еще называть потоком сознания. Впервые его применил Пруст в 1913 г. в романе "По направлению к Свану". А более основательно внутренние монологи стал использовать Дж. Джойс в романе "Улисс", который вышел в свет в 23 номерах американского журнала с 1918-го по 1920 год. Поток сознания главного героя построен так же, как внутренний монолог с самим собой. Человек ныряет в реальность и перемешивает ее со своими внутренними переживаниями. Внутренний монолог, как правило, описывает процессы мышления, передает тончайшие движения мыслей, демонстрирует чувства. Иногда сложно отделить реальность от вымысла, переживания от фантазий.

Самые известные монологи в мировой литературе

Великолепно владел искусством монолога в своих произведениях Антон Чехов. В пьесе «Чайка» героиня Маша произносит трогательный монолог, текст которого посвящен будущему мужу. Коллизия состоит в том, что он ее любит, а она его — нет.
Другой герой этой пьесы, Константин, рассуждает вслух, как сложились его отношения с матерью. Этот монолог печален и нежен.

Часто использовал в своих пьесах монологи и Уильям Шекспир. В пьесе «Буря» герой Тринкуло, который обладает отличным чувством юмора, произносит страстное обращение. Он пытается укрыться от бури, при этом перемежает свою речь столь пикантными деталями и забавными поворотами, что читатель остро понимает его отвращение от действительности.

Органично вписывали монологи в свои произведения Лермонтов, Островский, Достоевский, Толстой, Набоков. Очень часто монологи главных героев отражают личную позицию автора, поэтому они так ценны в произведениях.

монолог -

литературный , для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют длинную героя с изложением его мыслей, интуитивных или опасных, их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или тическим монологом) называют , воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют мыслей и чувств персонажа.

В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы зрителям сведения о том, что на сцене. В классической греческой драме персонажи обращались с монологом к хору, а , и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о х, произошедших за сценой; выражалось персонажа к уже случившимся или возможным событиям. в монологах встречаются богам или философские размышления.

Пик в развитии монолога приходится на 16 - 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи маленькой и выдавалась в середину зрительного . уже само спектакля создавало зрителем и ами и располагало зрителя к адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, на сцене , иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид. монолог Шекспира - "Быть или не быть" в Гамлете - это о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи статичны и лиричны, чем у Шекспира.

Монологом продолжала и тическая драма в 18 и 19 вв. Но драматургов 19 в. пытались своим пьесам максимальное жизнеподобие и отказались от использования монолога. В 20 в. драматурги пробовали прием, них Ю.О"Нил в пьесе Странная . В 20 в. монологом стали и драматическое с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей.

Упадок монолога в драме 19 в. с его расцветом в лирической поэзии, где он получил "драматический монолог". широко пользоваться формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от вымышленных или исторических персонажей. В самых знаменитых его монологов входят Андреа и Моя последняя . В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот.

Монолог

литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драма тическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа. В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о события х, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления. Пик в развитии монолога приходится на конец 16 - начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актер ами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира - "Быть или не быть" в Гамлете - это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира. Монологом продолжала пользоваться и роман тическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю.О"Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей. Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название "драматический монолог". Впервые широко пользоваться этой формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот. Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя - такое воспроизведение получило название "внутреннего монолога". Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж.Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер.

Любой язык выступает средством общения. Люди разговаривают друг с другом, произносят речи на публике, созваниваются по телефону, но при этом не всегда задумываются о том, что используют в это время монологическое или диалогическое построение речи.

Подобные формы являются важнейшим способом обмена информацией, употребляются повсеместно и каждый день. Давайте рассмотрим подробно, что такое монолог и диалог.

Что означает слово «монолог»?

Термин «монолог» состоит из древнегреческих слов μόνος и λόγος . Первое переводится как «один», второе – как «речь», следовательно, монолог – речь одного лица. Впервые это понятие появилось в древнегреческих театрах и использовалось для выступления одного артиста на сцене в сопровождении хора.

То есть изначально монолог не употреблялся как средство общения, а в большей мере был призван выделить одного персонажа на фоне «массовки». В Древнем Риме монолог стали применять в качестве перерыва, который позволял немного отвлечь зрителей от основного действия. Интересно, что зачастую он представлял собой отвлеченную сцену, не имеющую ничего общего с главной темой спектакля.

Что такое монолог?

Современное значение монолог приобрел в конце XVI столетия, когда актеры стали адресовать свое обращение непосредственно к зрителю. Таким образом он стал выступать своего рода средством общения, не требующего отклика от собеседников.


Монологи чаще используются в драматических произведениях и направлены на донесение до зрителей (читателей) мысли и точки зрения персонажа. Они помогают лучше раскрыть характер героя и передать собеседнику определенную информацию. Иногда бывает так, что выступающий обращается не непосредственно к слушателям, а как бы разговаривает сам с собой – такой монолог называют внутренним.

В зависимости от цели высказывания монолог делится на несколько видов. Технический направлен на донесение до собеседника определенных сведений, например информации о событиях, которые уже произошли или происходят в данный момент.

Лирический монолог призван продемонстрировать душевные переживания персонажа, а монолог-размышление включает в себя мысли героя и его аргументы «за» и «против» принятия каких-либо решений. В качестве примеров монолога в литературе можно привести знаменитую речь Гамлета «Быть или не быть…» или раздумья Наташи Ростовой в романе «Война и мир» – «Отчего люди не летают так, как птицы?»

Что значит слово «диалог»?

Термин «диалог» тоже пришел к нам из древнегреческого, но, в отличие от монолога, состоит только из одного слова Διάλογος , означающего «разговор, беседа» .


Автором, который впервые стал употреблять это понятие, был древнегреческий философ Платон, использовавший его в своих произведениях об искусстве диалектики.

Что понимают под диалогом?

Диалог – это обмен высказываниями между двумя собеседниками. Он широко используется как в повседневном общении, так и в различных литературных жанрах, в кино или философских произведениях. Чаще всего диалог представляется в виде вопросов и ответов, то есть один человек спрашивает, другой отвечает.

Главная его составляющая – это смысловое объединение разговора в одно или несколько высказываний. Примеров диалогов в литературе достаточно много. Наиболее яркие из них – разговор между Свидригайловым и Раскольниковым в произведении «Преступление и наказание» или беседа Князя Мышкина с Настасьей Филипповной в «Идиоте» Достоевского.

В соответствии с целями и задачами диалоги делятся на интервью, бытовые беседы и деловой разговор. Под интервью понимают общение человека с представителем прессы, причем в процессе разговора основная роль принадлежит интервьюеру, который последовательно выстраивает драматургию беседы.


Деловой разговор всегда имеет определенный предмет и происходит между представителями одной компании либо бизнес-партнерами. Особенность бытовой беседы – это возможность отклоняться от темы и общаться без каких-либо целей.

Люди обмениваются репликами незапланированно, без необходимости принимать какие-либо решения, и зачастую используют разговорную речь.