Значение бог нила в справочнике персонажей и культовых объектов греческой мифологии. Потерянные цивилизации

Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании . Например, игры в древнем Египте — Сакральные истоки игр древности – Сенет из древнего Египта, шахматы, нарды и ряд других игр .

Обратимся к священному Нилу – Хапи :

Происхождение имени Хапи неизвестно , возможно ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи , там, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. Он дружил с Гебом (богом земли) и с «повелителем Непер» (богом зерна).

Разнообразие других отличительных черт Хапи , менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте , его украшали изображениями папирусов и лягушек , которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами , которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами связанными с богом Хапи . Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама .

Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет (что означает «любимая »). Тем не менее, Нил был связан с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте . Ею была богиня Нехбет , а в Нижнем Египте богиня Уаджит . Через некоторое время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном , жена которого Наунет была создана в первичных водах, вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады .

Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана . В большинстве своём, культ Хапи был на Элефантине . Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов Элефантины был в наличии специальный измерительный прибор «нилометр », с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды.

Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила :

Вскармливающий стада

Могущественный образ всего

Никто не может жить без него

Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях

Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно,

Спустившись с небес ».

Рис. 2. На рисунке слева показан фараон, сидящий на троне. В основании трона находится прямоугольник с символическим изображением, обозначающим понятие – союз, объединение . В центре изображения в виде буквы Т иероглиф — Sma объединять . Справа этот фрагмент показан в увеличенном масштабе. «В период XIX династии , Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающего Верхний и Нижний Египет . Это изображение так же является отдельным иероглифом , означающим «союз ». Этот символ часто вырезали в основании трона на котором сидел фараон . ».

КОММЕНТАРИЙ:

Тот, кто говорит: «Такого не может быть, такое не может случиться»,- да взглянет он в Сокровенное. Каждый день Бог заботиться о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения . (из «Поучений Анхшешонка » I тыс. до н.э. ) .

Приступим к нашим исследованиям. Обратимся к оригинальным древним египетским артефактам с изображением Хапи . Один из известных артефактов – это Рельеф с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта из Храма Амона в Луксоре. XIX династия, XIII в. до н.э.

Рис. 3. Рельеф с изображением Хапи (небесного Нила) – объединителя Верхнего и Нижнего Египта. Храм Амона в Луксоре . XIX династия, XIII в. до н. э. Каирский музей.

Совместим это изображение на Рельефе с матрицей Мироздания.

Рис. 4. На рисунке показан результат совмещения Рельефа – с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта с матрицей Мироздания. Изображение совмещалось с матрицей в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. А – область расположения двух священных Тетрактисов . В верхнем и нижнем треугольнике – Тетрактисе располагается по 10 позиций (кружочков) матрицы Мироздания. В – горизонтальной скобкой показано местоположение вертикальных иероглифических записей на Рельефе. Вершина пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания совместилась с «узлом » на Рельефе, который затягивают между собой два «образа » Хапи . «Узел » и вершина пирамиды Нижнего мира матрицы обведены жирным кружком. Ниже на рисунке это место Рельефа («узел ») будет показано в увеличенном масштабе. Хорошо видно точное совмещение всех основных деталей изображения на рельефе с матрицей Мироздания. Из этого следует очевидный вывод, что изображение на рельефе делалось на основе «базиса — шаблона », в качестве которого выступала матрицы Мироздания. Изображение Рельефа мы видим, а «базис — шаблон », который относился к сакральным знаниям жрецов, становится нам «виден » только после совмещения Рельефа с матрицей Мироздания.

Рис. 5. На рисунке в увеличенном масштабе показан «узел », который затягивают между собой два «образа » Хапи .

Рис. 6. Известны древние египетские рисунки, на которых в качестве «Объединителей » Верхнего и Нижнего Египта изображался не Хапи (небесный Нил ), а Гор и Сет . Сюжет рисунков был аналогичен. На рисунке Гор слева, а Сет справа.

Совместим с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическую запись «Имени » Хапи (небесный Нил ).

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическая запись «Имени » Хапи (небесный Нил ). Вверху рисунка записана фраза «О, творец света, приходящий из темноты … » из гимна, который приводился выше. Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила : «О, творец света, приходящий из темноты , Вскармливающий стада, Могущественный образ всего , Никто не может жить без него , Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях, Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, Спустившись с небес ». Из этого текста становится ясно, что для жрецов древнего Египта бог Хапи был «творец света, приходящий из темноты ». Следовательно, река Нил , которая давала жизнь живым существам на земле Египта, был «сделан » жрецами земным аналогом «небесного Нила — Хапи ». Фактически люди одновременно покланялись изначальному божественному Хапи и его земному аналогу – реке Нил . Поэтому мы можем рассматривать иероглифическую запись «Имени » Хапи в матрице Мироздания как «Поток света небесного Нила — Хапи ». Этот «свет » «нисходит » из Верхнего мира в Нижний мир матрицы Мироздания или из «Невидимого мира », который египетские жрецы называли в гимне темнотой . Слева показан иероглиф Sma Sema (Сма или Сема ), который переводится – союз, объединение , и фактически является окончанием «Имени » Хапи . Тогда вся запись Hapi Sma — переводится – Хапи объединитель . Объединитель двух миров – Верхнего и Нижнего мира матрицы Мироздания!! Говорить, что Хапи объединитель Верхнего и Нижнего Египта исходя из положения «Рельефа » на нашем рисунке не совсем корректно, так как из нашей работы — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта в разделе «Египтология » нам известно, что в представлениях жрецов «Верхний Египет » располагался выше 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания , а «Нижний Египет» простирался ниже от этого уровня . И еще одно существенное примечание. Если мы обратимся к нашей работе — Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания в разделе «Авторские статьи », то увидим, что именно с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже располагались следующие миры: В древнем Египте – «Нижний Египет », в Германо-скандинавской мифологии царство Одина (Асгард, Валгалла ), в Ведах древней Индии – царство Господа Брахмы , в греческой мифологии – царство верховного Олимпийского бога Зевса ! Удивительное ли это совпадение?! Скорее мы видим пример преемственности сакральных знаний мудрецов древности из разных стран и народов .

«Небесные реки»

«Небесные реки» , аналогичные Хапи — Нилу «текут » на «землю » в религиозных традициях разных народов.

В славянской жреческой книге – «Велесова Книга » — «РА РЕКА» течет с 24-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания . Об этом мы рассказывали в статье на сайте — Сакральный смысл первой главы Велесовой книги Прославление Великого Триглава , в разделе «Древние славяне », рисунок 10.

Пространство Верхнего мира матрицы Мироздания с 24-го и ниже в Индуизме является пространством Сада Шива (Всегда благой Господь Шива) Мантра Ом Намах Шивайя для обращения к Господу Шиве в матрице Мироздания , раздел «Молитвы и мантры », рисунок 11.

Господь Шива , который «выше на четыре уровня » в матрице Мироздания Господа Брахмы , знаменит тем, что принял на свою «голову » сокрушительный поток небесной реки Ганги :

Рис. 8. Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива , Бхагиратха , Парвати (супруга Шивы ) и бык Нанди (ездовое животное – вахана Господа Шивы )».

Таким образом, нам становится ясным, что поскольку – «В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю …», то в начале времен Ганга «протекала » выше 24-го уровня Верхнего мира матрицы мироздания .

Древние египетские вазы из алебастра для благовоний

Рис. 9. Парфюмерная ваза из алебастра . Гробница Тутанхамона. Каирский музей.

Рис. 10. Парфюмерная ваза из алебастра. Египет.

Рис. 11. На рисунке показано фронтальное изображение алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона . Каирский музей.

Совместим изображения египетских алебастровых ваза с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания будет «узел образа » Хапи .

Рис. 12. На рисунке показан результат совмещения фронтального изображения алебастровой вазы для ароматических веществ из гробницы фараона Тутанхамона с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Справа и слева от вазы на столе стоят фигуры двух «образов » Хапи шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

Рис. 13. На рисунке показан результат совмещения изображения алебастровой вазы для ароматических веществ (рисунок 10) с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Видно, что изображение вазы хорошо совместилось с матрицей Мироздания, которая очевидно, была «шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. К сожалению, мы не смогли найти фронтальное изображение этой вазы. По этой причине читателю придется «мысленно » совершить поворот изображения во фронтальное положение. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

В начале статьи мы говорили, что мудрецы древности для сохранения своих сакральных знаний о божественном Мироздании все обустраивали на территории древнего Египта так, чтобы можно было с помощью земных «вех » найти по аналогии тайные знания о «небесах ». Например, в сакральном «Невидимом мире » матрицы Мироздания было два Египта Верхний и Нижний Египет . Точно также на земле «появились » два Египта – Верхний и Нижний и Номы Верхнего и Нижнего Египта . В настоящей работе мы нашли подтверждение нашей рабочей гипотезе. В небесах – божественный Хапи, а на земле «появился » или был выбран аналог — река Нил . Причем в реке Нил течет вода, а Хапи в «Невидимом мире» «течет » с небес как оживотворяющий и поддерживающий все божественный свет . Существенно то, что «Невидимый мир » первичен и выступает в роли главного по отношению к «Видимому миру ». «Процессы » идущие в «Невидимом мире » приводят к изменению «процессов » в «Видимом мире ».

Подтверждением этого служит рисунок 4, на котором видно как два «образа » Хапи затягивают между собой «узел » на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания . Этот «узел » также затягивается на средней части иероглифа Сма (Sma) , который, в свою очередь, вписан или «связывает » 1-ый, 3-ий и 5-ый уровни «вершины » пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания , а стопы двух выставленных ног «образов » Хапи опираются на нижнюю часть иероглифа Сма (Sma) . Поэтому фактически получается, что два «образа » Хапи «связывают », «подвешивают » или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах ,

Один комментарий: “Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания”

    Вот читаю сейчас строки «Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании» и невольно думаю: насколько измельчала наша человеческая цивилизация. Осколки былых знаний раскиданы повсюду. Отдельные айсберги, правда, сохранились. Тем не менее, практически все, что «творится» в нашей общечеловеческой культуре, все, что в ней продуцируется, это пустышки. Как так произошло?! Где тот момент, когда люди отвернулись от истинных знаний?!
    Как замечательно вы объяснили сюжет с Шивой, который 100 небесных лет держал на голове Алакнанду (Гангу)!!!
    «Два «образа» Хапи «связывают», «подвешивают» или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания» – так «кто» же такой Хапи? Если матрица Мироздания – это «определенная конфигурация божественных энергий», тогда получается, что иероглифическая запись «Имени» Хапи Сма (Hapi Sma) фактически описывает характер взаимодействия «энергий — света» в области перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания?!

Среди множества египетских богов были некоторые, которым египтяне просто не могли не поклоняться – это великие боги великой реки: бок-крокодил Себек и бог, олицетворяющий разлив Нила – Хапи. С ними связано множество легенд и исторических памятников, красивых сказок и жутких легенд, вроде жертвоприношения девственниц.

Хапи

Бог плодородия

Хапи был не просто богом Нила, он олицетворял его самое благодатное и весьма конкретное состояние ежегодного разлива. От того, разольется или не разольется Нил, зависело, вырастет ли урожай, будет ли пища у всего народа Египта. Поэтому его разливное состояние ждали, приветствовали и очень боялись, что оно может не наступить. «Разлив реки делал затопляемые территории долины и дельты необычайно плодородными, поэтому процветающее сельское хозяйство этих районов позволяло делать запасы, хранившиеся в высоких конических амбарах, числом которых гордились хозяйства храмов, царя и крупных вельмож. Порой наводнение, наоборот, было сокрушительным и сносило все, приводя к голоду и запустению, которые уносили многие сотни жизней» (В. Солкин). Немудрено, что разлив Нила получил собственного бога – Хапи.

Хапи изображали в виде мужчины антропоморфных (человеческих) форм, часто с большим животом и женской грудью, развитой мускулатурой и детородными органами, что символизировало плодородие нильского ила, который Хапи разносит по полям, оплодотворяя их и давая силу для нового урожая. На голове у Хапи был головной убор из водных растений и тростника, лицо украшала длинная борода.

Ежегодно, накануне разлива Нила, весь Египет чествовал Хапи во время традиционного праздника, в котором принимал участие весь народ во главе с фараоном. Хапи был символом богатства и изобилия, а потому состоятельные люди любили сравнивать себя с этим богом. Сказать «богат, как Хапи», означало признать силу, богатство и могущество человека, в отношении которого произнесены данные слова. Во время праздника Хапи приносились многие тысячи жертв в виде специальных плоских фляг или бутылок, наполненных вином, маслом или молоком. Эти бутылки или фляги в сопровождении списков даров, начертанных на глиняных табличках – остраконах или на папирусах, бросали в реку с пожеланиями счастливого разлива и урожайного года. Есть также неподтвержденная версия о том, что некоторые фараоны приносили в жертву Хапи собственных дочерей, топя их в Ниле. Фактических данных об этом нет, но отголоски древней легенды слышны и сегодня в обряде так называемого Праздника Невесты Нила, во время которого руководители государства бросают в Нил куклу, одетую по моде эпохи фараонов.

В египетском пантеоне богов Хапи был тесно связан с Исидой, от единственной слезы которой, по преданию, начался Нил. Хапи поклонялись на всей территории страны, но самые большие святилища, посвященные Хапи, были найдены на островах Элефантина и Филе – в верхнем течении Нила. Сегодня мы можем увидеть прекрасный рельеф с изображением Хапи на троне колоссальной статуи Рамсеса II в Луксорском храме . Правда, здесь Хапи предстает перед нами не в утрированной антропоморфной (человеческой) форме толстого бога плодородия, а в стандартном образе египетского бога – высокого и стройного. Говорят, что, постояв у этого рельефа и загадав желание, можно обрести материальное благополучие.

Себек – бог и крокодил

Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое…

Корней Чуковский, «Краденое солнце»

Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины. Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса» (В. Солкин). Именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети.

Свирепость и страшные челюсти Себека, согласно легендам, отпугивают от великих богов, которых он защищает, силы зла и тьмы... Иногда в своей свирепой ипостаси Себек может быть и крайне агрессивным божеством, противником Осириса и Ра; кроме того, иероглиф, изображающий крокодила, служил определителем в таких словах, как «агрессия», «вожделение» (В. Солкин). Поэтому Себека также считали символом мужской силы и плодородия.

Великий и ужасный

Поскольку автору этой статьи лично общаться с нильским крокодилом не довелось, приведем описание этого животного, сделанного путешественницей Маргарет Мюррей: «Это животное само по себе достаточно опасно, чтобы вызывать почтительный страх. Умение лежать, притаившись, неотличимым от бревна, выброшенного на берег реки, а затем молниеносно нападать, невероятная сила и крепкая шкура превращают его в коварного и грозного врага. Он одинаково хорошо чувствует себя как в воде, так и на берегу, преодолевает большие расстояния в обеих стихиях и в свирепости не имеет равных среди других хищников. Нет спасения тому, кто попал ему в пасть, будь то человек или зверь. Неудивительно, что испытывая страх перед ним, племена, населявшие долину Нила в древности, пытались умилостивить его, как и многие другие первобытные люди, видимо полагая, что став тотемом, животное перестанет пожирать их. До появления на Ниле паровых катеров река кишела крокодилами, которые взимали тяжкую дань с людей и животных». В Сильсиле, начиная с древности и вплоть до середины ХХ века, между двумя скалами, находящимися по обе стороны реки, натягивали тяжелую цепь, которая, как говорят, задерживала крокодилов, не давая им пройти узкий против.

Себек был главным божеством некоторых номов (областей) Египта. Особенно яростные его почитатели жили в Ком-Омбо, Фаюмском оазисе и в Хаваре, где во славу бога-крокодила было построено множество храмов, при каждом из которых выкапывалось священное озеро, где жили обожествленные крокодилы. При жизни и после смерти крокодилов украшали золотыми перстнями и диадемами, их тела бальзамировали и погребали в глиняных саркофагах в храмах.

Святость крокодила распространялась и на его жертв: «Геродот писал, что в Египте, вблизи культового центра бога Себека, было установлено особое отношение к тем людям, которые становились жертвами крокодила. «Если какого-нибудь египтянина или… чужеземца, – писал Геродот, – утащит крокодил… то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек, существо». Тело человека, который был убит священным животным, само становилось сакральным объектом» (Александр Беззубцев-Кондаков, портал "T-E-X-T").

Красочную сцену содержания такого священного крокодила описывает в своем романе «Таис Афинская» русский писатель Иван Ефремов. Правда, его главной героине Таис приходится пережить немало неприятных минут, ожидая нападения огромного священного крокодила, которому она предназначалась в жертву. Но это, скорее всего, литературный вымысел, так как никаких свидетельств о человеческих жертвоприношениях Себеку не сохранилось. Священных крокодилов, конечно же, кормили, но отнюдь не человеческим мясом. Об этом есть историческое свидетельство Страбона, который в своей «Географии» повествует о посещении города Арсинои в Фаюме: «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется сухом . Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу» (Страбон, «География» XVII, 38, 748, цитируется по В. Солкину).

Крокодилопоклонники и солнцепоклонники

Крокодил всегда вызывал ужас, смешанный с отвращением. Те, у кого ужас преобладал над отвращением, почитали крокодила как бога. Те же, чье отвращение оказывалось сильнее ужаса, крокодилов ненавидели и презирали. Такие различия во взглядах создали уникальную для Древнего Египта ситуацию противостояния крокодилопоклонников и солнцепоклонников (или соколопоклонников, так как сокол был символом солнечного божества). Почему уникальную? Потому что египтяне – исключительно консервативный и богобоязненный народ, который не отказывался ни от каких богов – собственных и пришлых и поклонялся всем им с большим усердием. Однако же генетических страх перед рептилией оказался для части египтян непреодолимым препятствием, мешающим поклоняться Себеку.

В самые древние времена культ крокодила был изначальным верованием всего Египта, в исторические времена Себек был верховным божеством Фаюма, исключавшим всех других местных богов. «В Верхнем Египте крокодила обожествляли с первобытным богом Сетом, и когда культ Сета вызвал вражду со стороны поклоняющихся Осирису, крокодил как бог многих областей Египта приобрел дурную репутацию» (М. Мюррей). Отсюда выросла вражда между крокодилопоклонниками из Ком-Омбо, обожествлявших крокодила, и поклонниками солнечного культа из Дендеры, которую запечатлел в своих «Сатирах» Ювенал:

«Между соседней Тентирой и Омбо доселе пылает
Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна,
Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость
С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что
Местности обе божеств ненавидят соседних, считая
Правильной верой в своих лишь богов».
(Перевод Ф. А. Петровского)

Страбон также не оставил незамеченной ненависть жителей Дендеры к крокодилопоклонникам из Ком-Омб: «Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он – самое ненавистное из всех животных. Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов... у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и плывут сквозь кишащую крокодилами воду, на что никто другой не осмелился бы».

Расцвет культа Себека пришелся на время правления XII династии фараонов и во времена Второго переходного периода, когда фараоны стали добавлять к своему имени имя этого бога и появились такие фараоны, как Себекхотеп (Себек умиротворен) или Нефрусебек (Красота Себека). Постепенно культ Себека ассимилировался с культом и солнечного божества и Себека стали считать одним из воплощений бога Амона. Образно говоря, в итоге солнцепоклонники победили крокодилопоклонников.

Будучи в Египте, не забудьте купить на рынках Каира или Асуана базальтовую статуэтку, изображающую священного нильского крокодила, а по возвращении домой, поставьте ее недалеко от входа – крокодил будет защищать вас от недобрых мыслей визитеров и не выпускать богатство из вашего дома.

Литература:

  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

Хапи - персонификация разлившегося Нила. Поэтому все в нем напоминает нам о безграничной щедрости этой реки к Египетскому царству. Изображения андрогинного божества с налившейся грудью и большим животом, держащего в руках подношения и сосуд - символ бьющих ключом вод, очень трогательны.

Хотя Хапи и считался одним из богов Древнего Египта, прежде всего он, был персонификацией Нила, великой реки, разлившейся в ежегодном паводке. Именно к нему все египтяне обращались в своих молитвах, прося о щедром и благотворном наводнении.

Его изображения

Самые древние изображения нильского бога Хапи восходят к V династии Древнего Египта: это барельефы погребального храма Сахуры, фараона из V династии. Они выставляются в Египетском музее Берлина. Хапи - андрогинное существо. Он мужчина, но тяжелая налившаяся грудь придает ему сходство с женщиной, точнее, с кормящей матерью. Многочисленные бронзовые статуэтки Позднего периода изображают его стоящим на коленях; в руке у него блюдо для подношений, на котором лежат несколько «даров Нила». Побеги папируса на голове у Хапи часто крепятся на волнообразном обруче, символизирующем реку.

Они напоминают о погрузившихся под воду плодородных землях. На других изображениях мы видим двойной портрет Хапи: первый символизирует верховья Нила, а второй - низовья. Сплетение растений, характерных для этих регионов символизирует единство под властью двойной короны Нижнего и Верхнего Египта. По-видимому, эта двойственность божества появилась еще в эпоху правления XIX династии, что подтверждают некоторые памятники времен Рамсеса II. К тому же иконографическому типу можно отнести барельеф из храма богини Хатор в Дендере, где два Хапи сплетают нильские растения у ног Ихи, царственного ребенка, увенчанного двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Знак, который плетут два божества, - это иероглиф, который египтяне называли сема, то есть «союз, единство». И наконец, иногда - очень редко - Хапи изображался в виде человека с двумя утиными головами! Пример такого портрета был обнаружен в храме фараона Сети I (XIX династия) в Абидосе.

Мифы о Хапи

«Я владыка вод», - так говорит Хапи. Это божество олицетворяет разлив Нила. Фигура Хапи напоминает нам о значимости этого события, вокруг которого был выстроен весь древнеегипетский календарь. С этого регулярно повторяющегося паводка у египтян начинался новый год.

Река, которая разливается летом!

«Половодье Нила есть необыкновенное явление, которое изумляет всех, которые его видят, и которое кажется совсем невероятным тем, которые об этом слышат. В самом деле, в то время как другие реки уменьшаются к летнему солнцестоянию и иссякают все больше и больше, начиная с этого времени, один Нил все увеличивается, и его воды растут день ото дня вплоть до того, пока наводнят, наконец, почти весь Египет». Из «Истории» Диодора Сицилийского.

Хапи - это та самая живительная вода, которая после долгих месяцев засухи щедро разливается по растрескавшимся и измученным жаждой полям долины Нила. Это вода Нун, первичного океана, время от времени вновь возникающего из небытия. Далекая вода, возвращение которой легло в основу одного из самых важных мифов Древнего Египта - мифа о «Далекой богине», рассказывающего о грозной львице Хатор или Сехмет. Возвращение Нила, подобно возвращению этих богинь к солнечному Ра, было, безусловно, самым ожидаемым событием для всего египетского народа.

Хапи утоляет жажду изнуренного Египта

Религиозные тексты рассказывают нам, что Нил вытекает из первичного океана Нун, воды которого после сотворения мира отступили на край Вселенной. Хапи - олицетворение этого истока. И его царство там, где Нил выходит на поверхность! Египтяне считали, что исток Нила находится на уровне Первого порога неподалеку от Элефантины. Именно там, в глубокой-глубокой пещере, и живет Хапи, извергая спасительные воды то с большей, то с меньшей силой. К слову, живет он не один: с ним разделяют кров и другие великие боги: прежде всего, Хнум, бог-творец, а также Сатис и Анукет. Именно благодаря им, раз в год стремительные потоки воды, несущие ил, удобряют и питают египетскую землю, иссохшую за долгие месяцы засухи. Эти огромные запасы воды, почерпнутые из Нун, и есть Хапи. Вот почему ежегодный паводок древние египтяне называли «приходом Хапи». Таким образом, Хапи - это часть Нун, обожествленного океана, существовавшего прежде всех вещей. Как паводок, Хапи символизирует изобилие, и в то же время, плодородие.

Пышные формы божества и блюдо, которое он держит в одной руке, напоминают нам о богатых дарах, обещанных разливом реки.

Роль Хапи

Хапи - олицетворение разлившегося Нила - год за годом возвращает жизнь всему Египетскому царству. Он - «отец и мать Обеих Земель», то есть всех божеств, которые без даров Хапи не могут жить на знойной земле Египта. Хапи заявляет об этом прямо и недвусмысленно: «Я - отец и мать богов и людей», или еще «Я - тот, кто разливает чистую и живительную воду по Обеим Землям». Его округлые женственные формы напоминают нам о том, что он «кормилица Египта». Хапи любит повторять это. Действительно, он в каком-то смысле второй отец богов. Эта функция опять-таки сближает его с Нун, первичным океаном, который в древние времена сравнивали с неудержимым наводнением.

Паводок в климатическом и географическом контексте

Бог древних египтян Хапи олицетворял паводок, вполне реальное природное явление, имеющее климатические и географические обоснования. Действительно, каждый год стремительное таянье снегов на плоскогорье Абиссинии и частые зимние дожди в регионе больших озер (в нескольких тысячах километрах от южной границы Египта) вызывали разлив Нила: как Белого, так и Голубого. Поднявшиеся воды Белого Нила миновали Хартум в начале апреля и сливались с илистыми водами Голубого Нила, который в эти дни становился красно-коричневым. В июне-июле этот бурный поток, сносивший деревья и растения экваториальных болот, наконец, достигал Элефантины. Отсюда Нил словно бы обрушивался на Египет. С июня по сентябрь уровень воды в реке поднимался на 13-14 метров между узкими берегами Верхнего Египта и на 7-8 метров на просторах Дельты! А когда вода отступала, на земле оставался толстый слой ила. Эта плодородная почва славилась по всему Древнему миру. Вот почему Египет называли «отпрыском Нила»...

Необычная статуэтка Хапи в Лувре

В Лувре хранится необычная статуэтка павиана, которая на первый взгляд может показаться изображением бога Тота. Тем не менее, надпись на основании не подтверждает эту гипотезу. Действительно, в тексте, вырезанном на статуэтке животного, фараон Снофру (правитель из IV династии, царствовавший с 2575 по 2551 год до н. э.) именуется «возлюбленным бога Хапи». Для Хапи это уникальное изображение: других подобных ему археологи пока не нашли. Стиль иероглифов только усиливает недоумение исследователей: исходя из начертания, их следует датировать скорее XI династией, а вовсе не IV!

Культ Хапи

Хотя у Хапи не было собственных святилищ, ему усердно молились все египтяне. Каждый Новый год народ праздновал его возвращение, надеясь на щедрый и спасительный паводок. Если же Хапи не удовлетворял их ожидания, египтяне незамедлительно ему об этом сообщали!

Действительно, отношения между народом и божеством Нила были, если можно так выразиться, очень дружескими. Поскольку процветание Египетского царства зависело от Нила и его разлива, Хапи постоянно упоминался в заклинаниях. И больше всего ему молились на Новый год, то есть в первый день подъема воды в реке. В тот самый день, с которого начинался сезон ахет (или сезон паводка).

Хапи, или молитвы фараона об изобилии

Самым первым свое почтение божеству должен был засвидетельствовать не кто иной, как фараон. Так было заведено с древнейших времен. На одном из расписных барельефов храма Меди- нет-Абу, расположенного неподалеку от Фив, изображен Рамсес III, поклоняющийся Хапи. Фараон стоит перед богом, поднимая руки к небу в молитвенном жесте. Хапи же изображен сидящим, что для его иконографии большая редкость. В руках у него не блюдо с подношениями, а кресты жизни. За фараоном крестьяне жнут хлеб. Эта сцена объясняет нам смысл барельефа: Рамсес просит Хапи вдохнуть жизнь в Египет. Обеспечивая большой разлив Нила и, тем самым, обильный урожай, Хапи помогал фараону сделать царствование поистине величайшим. 

Хвалы Хапи в первые дни паводка

По-видимому, культ бога Хапи зародился на Биге, небольшом острове, расположенном посреди реки на уровне Первого порога. Здесь, по легенде, был некогда погребен сам Осирис. Отсюда культ Хапи постепенно распространился вдоль всего Нила, проникнув из Верхнего Египта в Нижний. Популярность этого божества способствовала укреплению связей между Обеими Землями.

Интересно, что богу наводнения не было посвящено ни одного святилища. Ему поклонялись во всех храмах на берегах Нила. И в этих храмах египтяне соорудили ниломеры: колодцы со шкалой, вырытые на берегу, при помощи которых измеряли уровень воды в реке и определяли вероятные масштабы явления. По случаю начала разлива здесь устраивались настоящие празднества. Как только вода в Ниле поднималась, все египтяне собирались на берегу реки и бросали Хапи всевозможные подношения: еду, зерно, плетеные амулеты в виде маленьких куколок... Тем самым они надеялись завоевать расположение божества и упросить его даровать Египту не разрушительное наводнение, а спасительный паводок.

Шестнадцать локтей

Уровень воды, достаточный для того, чтобы паводок напитал поля Египта, в каждой провинции был разным. Он отмечен на ниломерах, построенных на берегах реки. В Элефантине, там, где, согласно легенде, Нил выходил на поверхность, «благословенный» паводок соответствовал подъему воды на двадцать шесть локтей. В Эдфу достаточен был паводок в двадцать четыре локтя. А в Мемфисе, судя по всему, хватало и шестнадцати. Вот откуда пошла знаменитая аллегория Нила, которую можно увидеть в музее Ватикана в Риме: лежащий мужчина зрелых лет, держащий в руках колосья и рог изобилия и окруженный шестнадцатью детьми, каждый высотой в один локоть. Это греко-римское изображение египетского Хапи сообщает нам о том, какого паводка египтяне ждали от реки.

Бог, которого боялись и которому молились

Египтяне боялись Хапи, несмотря на его безобидный и миролюбивый вид.

Разлившийся Нил, известный своим своенравием, мог быть очень опасен для простых смертных: «Они трепетали, те, кто видел Хапи, когда его волны бились о берега. Но луга смеялись, берега цвели, дары богов спускались (с небес); люди возносили хвалы, сердца богов ликовали» - так гласят знаменитые «Тексты пирамид», начертанные на сооружениях VI династии фараонов. Неудивительно, что Хапи был богом, приход которого с нетерпением ожидала вся страна от мала до велика. К концу года, предшествующего очередному паводку (июль по древнеегипетскому календарю), земля иссыхала, сожженная жестоким солнцем, которое почти никогда не покидало безоблачные небеса. Тогда египтяне слагали в честь бога особые песнопения: «Гимны Нилу».

«Гимны Нилу»

Эти гимны, посвященные исключительно Хапи, жрецы и фараон собственной персоной исполняли во всех прибрежных святилищах. Их тексты, как можно догадаться, полны хвалебных выражений. Например: «Хапи, отец богов, [...] пища, питание, еда Египта, оживляющий всех своим ка, на путях твоих - изобилие, на кончиках пальцев - пища, ты, чей приход повергает всех людей в ликование; ты - Единственный, сотворивший самого себя, тот, чьей сущности никто не знает. В день, когда ты выходишь из своей пещеры, веселится каждый. Ты - Владыка рыб, обильный зерном». Однако далеко не все «Гимны Нилу» столь хвалебны, как этот! Некоторые из них содержат настоящие обвинения в адрес божества. Фараоны и жрецы безо всякого стеснения открыто упрекают бога в лени и скупости. Прекрасный пример тому - гимны, сложенные в эпоху Нового царства. Так, в Папирусе Салье II и Папирусе Анастази VII мы находим следующий гимн: «Привет тебе, о Хапи, сошедший на эту землю и пришедший, чтобы даровать жизнь Египту. Ты, скрывающий свое появление в полумраке (своей пещеры) в тот самый день, когда люди воспевают твой приход, волна, которая разливается по фруктовым садам, созданным Ра, чтобы даровать жизнь тем, кто изнемогает от жажды, и которая отказывается напоить пустыню разливом небесных вод. Как только ты спускаешься, влюбленный Геб (земля) приносит тебе свои хлеба. Непри (бог зерна), совершает подношения, Птах (бог ремесленников) открывает свои мастерские. Почему ты бездействуешь тогда, когда миллионы живых существ несчастны? Или же ты ослабел у себя на небесах? Все боги умирают, и вместе с ними люди». Этот текст подчеркивает, что Хапи не раз проявлял скупость и жалел воды. Странные восхваления, не правда ли? Однако поведение божества оправдывает резкие слова в его адрес.

Семь коров фараона

В Ветхом Завете есть один туманньй эпизод, который полностью проясняется благодаря нашим современным знаниям. В нем говорится, что египетский фараон увидел во сне семь тучных коров и семь тощих коров. Если мы сопоставим этот текст с текстом «голодной» стелы острова Сехель, который приписывают царю Джосеру, вещий сон фараона обретет смысл: семь тучных коров - это семь лет «Благого Нила». Что же до тощих коров, то это, несомненно, аллегория семи лет «Маленького Нила», недостаточно высокого паводка и, следовательно, - голода.

Слезы и рыдания...

Действительно, Хапи часто оста-вался глух к молитвам, которые возносил египетский народ. От паводка зависело все. И если Нил был «маленьким», то есть его уровень поднимался незначительно, всю страну ждало настоящее бедствие. Об этом свидетельствует так называемая «голодная» стела.

Этот памятник, обнаруженный на острове Сехель неподалеку от Элефантины, был установлен жрецами бога Хнума в эпоху Птолемеев. Эти же жрецы приписывают авторство текста знаменитейшему фараону Джосеру, правившему в незапамятные времена. Джосер говорит так: «Я безутешен, потому что Нил в мое время не разливался на протяжении семи долгих лет. Зерно иссякло. Поля иссохли. Все, что служило нам пищей, погибло... Младенец плачет, юноша чахнет, сердце старика изнемогает. Их ноги обессилели. Они скорчились на земле, бездействуя...»

И напротив, Хапи могли упрекать в том, что он посылал слишком много воды разом. Это произошло, например, в период правления фараона Осоркона III (882-855 гг. до н. э.): «Вся долина стала похожа на море. Святилища были поглощены волнами. Жители походили на водоплавающих птиц или на ныряльщиков в бурной реке!»

Чтобы подобное развитие событий никого не заставало врасплох, египтяне с древнейших времен строили дамбы и рыли каналы. Они по мере сил старались как можно дольше удержать воды реки после того, как она отступала. Но и эта система, несмотря на свое техническое совершенство, все же не могла полностью защитить страну от таких природных бедствий, как разруши-тельное наводнение или страшная засуха. «Маленький» или «большой», обмелевший или выходящий из берегов, Нил оставался Нилом, а Хапи был глух к мольбам! Плутарх пишет, что один фараон по наущению оракула без колебаний принес в жертву собственную дочь, чтобы Хапи сделал Нил «благим». Но история не сообщает, было ли жертвоприношение правителя принято божеством.

Вместе с Хапи

Для того чтобы спрогнозировать масштабы разлива, египтяне вели наблюдения, высчитывая вероятную высоту следующего паводка и оценивая будущий урожай. Диодор Сицилийский изучал этот вопрос. И вот что он нам рассказывает: «Из-за тревоги, вызванной этими наводнениями, цари пришли к мысли о необходимости сооружении нилоскопа (или ниломера) в Мемфисе, при помощи которого люди могли бы точно измерить высоту паводка Нила; те, кто был занят этим делом, рассылали по всем городам послания, сообщая, на сколько локтей, или пальцев, поднялась река, и когда именно уровень воды начинал понижаться. Оповещенный таким образом о паводке и спаде воды народ освобождался от всякого беспокойства. Каждый мог заранее определить примерную величину урожая благодаря замерам, результаты которых египтяне записывали на протяжении многих лет». Действительно, на так называемом «Палермском» камне указаны (начиная с древнейших времен) данные по каждому паводку Нила, исходя из которых, по-видимому, рассчитывались ежегодные налоги.

Новогодняя вода

Подъем воды в реке был, как мы уже говорили, началом нового года (который наступал приблизительно 20 июля). Года, полного обещаний, года, который, как надеялся каждый, принесет немало хорошего. Вода разлившегося Нила была илистой и красноватой, но, несмотря на это, словно бы обновляла реку. Поэтому по древнему обряду ее набирали в маленькие «новогодние» сосуды. Вода эта была символом благоденствия для каждой семьи. 

Значение БОГ НИЛА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БОГ НИЛА

(Егип.) Представлен в виде деревянной статуи речного бога, получающего почести в благодарность за дары, которые его воды приносят стране. Существовал "небесный" Нил, в Ритуале называемый Нен-наоу, или "предвечными водами", и земной Нил, которому поклонялись в Нилополе и Хапиму. Последний изображался в виде андрогинного существа с бородой и грудью, и жирным синим лицом, зелеными конечностями и красноватым телом. При приближении ежегодного наводнения, статую эту переносили с одного места на другое в торжественной процессии.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОГ НИЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БОГ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-04 Time: 17:58:26 - * Бог! Непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него. …
  • БОГ в Словаре воровского жаргона:
    - бухгалтеp, …
  • БОГ в Новейшем философском словаре:
    сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным …
  • БОГ в Словаре йоги:
    (God) Хотя идея Бога не входит в философию санкхьи, на которой основана раджа-йога, Патанджали вводит это понятие и …
  • НИЛА в Словаре значений Древних индийских имен:
    (жен.) синего цвета (жен.) темно-синяя (цвет обычно указывает на Бога …
  • БОГ в Кратком религиозном словаре:
    Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, …
  • БОГ в Библейском словаре:
    — этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт.1:27; Быт.2:7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, …
  • БОГ в Библейской энциклопедии Никифора:
    - Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в …
  • БОГ в Высказываниях известных людей:
  • БОГ в Словаре Одно предложение, определения:
    - первый и величайший реалист: создатель реальности. Александр …
  • БОГ в Афоризмах и умных мыслях:
    первый и величайший реалист: создатель реальности. Александр …
  • БОГ
    в славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. п.); противопоставляется …
  • БОГ в Большом энциклопедическом словаре:
    в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, …
  • БОГ
    фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о …
  • БОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы …
  • БОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    высшее сверхъестеств. существо, с верой в к-рого связано существование религии. Политеистич. представлениям о множестве (сонме) божеств (среди к-рых выделяется обычно …
  • БОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от …
  • БОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    бо"г, бо"ги, бо"га, бого"в, бо"гу, бога"м, бо"га, бого"в, бо"гом, бога"ми, бо"ге, …
  • БОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [бох], б"ога, мн. б"оги, бог"ов, м. 1) только ед. Высшее сверхъестественное существо, сотворившее мир, управляющее вселенной и принимающее то или …
  • БОГ
    И Будда, и …
  • НИЛА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • БОГ в Словаре синонимов Абрамова:
    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); …
  • БОГ в словаре Синонимов русского языка:
    агни, адад, адонис, аид, аллах, амон, амур, анап, ану, анубис, апи, апис, аполлон, арес, ариман, ас, асклепий, атон, атун, ахурамазда, …
  • БОГ
    м. 1) а) Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-л. частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в …
  • БОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий …
  • БОГ в Словаре русского языка Лопатина:
    бог, -а, мн. -и, -`ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, …
  • НИЛА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • БОГ
    бог, -а, мн. -и, -ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, …
  • БОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    бог (ты) мой, в знач. …
  • БОГ в Орфографическом словаре:
    бог, -а, мн. -и, -`ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) бог, …
  • БОГ в Словаре русского языка Ожегова:
    В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ Вера в бога. Б. войны (Марс). …
  • БОГ в Словаре Даля:
    муж. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, …
  • БОГ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (бох), бога, м. По религиозным верованиям - верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются …
  • БОГ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий миром, в христианстве один в трех …
  • БОГ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом и управляющий миром; в христианстве - …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • ЕГИПЕТ в Справочнике Стран мира:
    АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ Государство на северо-востоке Африки и юго-западе Азии. На востоке граничит с Израилем, на юге - с Суданом, …
  • НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств., Вологодская епархия). Стоит в 15 верстах от города …
  • НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нил Столобенский (+ 1554), преподобный. Память 27 мая, 7 декабря, в Соборе …
  • AEGYPTUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЕГИПЕТ, ЭГИПТ, AiguptoV, 1) как мифологическое лицо: o AiguptoV, сын Бела, двойничный брат Даная, покоривший страну Меламподов и назвавший ее …
  • РАМСЕС
    личное имя одиннадцати царей XIX и XX династий, правивших во второй половине Нового царства, часто называемой «эпохой Рамессидов». — Рамсес …
  • НИЛ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    главная река Египта, в античности иногда рассматривалась как граница между Азией и Африкой. Благодаря своей судоходности и периодическим разливам, благотворно …
  • ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    раннерабовладельческое государство в Африке, в долине Нила. Исторический очерк Возникновение древнейшего египетского государства. Еще в эолитическом и палеолитическом периодах (сотни …
  • НИЛ СОРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; …
  • СУДАН (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Демократическая Республика Судан (араб. Джумхурият ас-Судан ад-Димократия). I. Общие сведения С. - государство в Северно-Восточной Африке. Граничит на С. с …
  • ЕГИПЕТ (ДРЕВНИЙ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. …
  • ЕГИПЕТ (ГОСУДАРСТВО НА БЛ. ВОСТОКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия). I. Общие сведения E. - государство на Ближнем Востоке, занимает северо-восточная часть Африки …
  • АФРИКА (МАТЕРИК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Заслуживают внимания две гипотезы: одна из них объясняет …

Древний Египет и его Боги.

Хапи - добрый и щедрый бог Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была точная трава для скота. Поэтому Хапи - один из самых любимых богов, и благодарные египтяне воздают ему великие почести.

Бог Нила - супруг богини Нехбет, покровительницы Верхнего Египта. Это пожилой ожиревший мужчина с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями. Он одет в набедренную повязку рыбака а на голове носит водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Иногда различают две ипостаси Хапи - богов северного и южного Нила. В том случае когда Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе из лилий и лотосов. Хапи отожде ствляется с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог плодородия.

Река Нил по-древнеегипетски тоже называется Хапи. Египтяне называй Нил и просто - "Рекой", или "Великой Рекой" Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате; её исток охраняет змеи. Бог Хапи живёт в ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов Реки.

Солнечный и лунный год. Рождение детей Нут

После того, как мир был сотворен, и Шу разделил небо и землю, на земном престоле, знаменовав начало Золотого Века, воссиял владыка богов Ра. Он жил в Гелиополе, ночью спал в цветке лотоса, а по утрам взмывал в небеса и в облике сокола летал над своим царством. Иногда он опускался слишком низко, и тогда начиналась засуха. Так было изо дня в день, из года в год.

В те времена в солнечном году было столько же дней, сколько и в лунном - 360. Бог Тот, властелин времени, разделил год на три части и каждой из них дал название: сезон Половодья, сезон Всходов и сезон Урожая. Так возникли времена года.

Затем Тот поделил каждый сезон на четыре части, по 30 дней в каждой, и появились месяцы. Первым месяцем в году стал первый месяц Половодья - месяц Тота; он начинался в день летнего солнцестояния. За ним следовали остальные месяцы: Паофи, Атир, Хойак, Тиби, Мехир, Фаменот, Фармути, Пахон, Пайни, Эпифи и Месори.

Бог Солнца был очень ревнив. Узнав, что хотя Шу по его приказу отделил небо от земли, Нут по ночам всй равно сожительствует с Гебом, Ра пришел в неистовство и наложил проклятие на все 360 дней солнечного года: отныне Нут ни в один из дней не могла родить детей.

Небесная богиня в отчаянии воззвала к Тоту, моля. о помощи. Выслушав мольбу Нут, Тот обещал ей помочь.

Но как было исполнить обещанное? Уж кто-кто, а Тот лучше всех знал, что никому. из богов не дано отменить проклятие, наложенное богом Солнца. Любые заклинания и чародейства бессильны перед Словом Ра. Да и возможно ли осмелиться па такое - противоречить владыке? Гнев его страшен.

Но Тот недаром слыл мудрейшим из богов: после долгих раздумий он всё-таки нашёл, как поступить. Если проклятия снять нельзя, значит, остаётся одно: создать новые дни, па которые проклятие Ра уже не распространялось бы.

В облике ибиса Тот полетел в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет для развлечения. А ради азарта, чтоб интересней было играть. Тот и Луна поставили на кон 1/72 часть "света" каждого из 360 дней лунного года. Бог мудрости без труда одержал победу, и Луне волей-неволей пришлось расплачиваться.

Выигрыш Тота составил ровно 5 суток. Он забрал их у Луны - с тех пор лунный год длится всего 355 дней, - и присоединил к солнечному году, который отныне стал равен 365 дням. Выигранные у Луны 5 дней Тот назвал "те, что над годом": пять предновогодних дней не причислялись ни к одному из месяцев.

Разница между продолжительностью календарного года (30х12+5=365 суток) и астрономического солнечного (365 1/4 суток) не учитывалась в древнеегипетском календаре. Поэтому каждые 4 года начало календарного года и, соответственно, календарные даты всех праздников сдвигались на 1 день, "отставая" от солнечного года. Таким образом, первый день первого месяца Половодья совпадал с днем летнего солнцестояния (22 июня) и началом подъёма воды в Ниле 1 раз в 1460 лет (юлианских., = 1461 григорианский год). В течение этого цикла каждый календарный день 1 раз совпадал с каждым из дней солнечного года; Весенние праздники приходились на осень, летние - на зиму и т. п. В 238 г. до н.э. греческий царь Египта Птолемей III предпринял попытку привести в соответствие календарное и астрономическое летоисчисление, издав указ о введении високосного года, - но эта реформа встретила решительный отпор со стороны жречества и не удалась.

Такой календарь с "блуждающим" годом был официальным, административным. Наряду с ним существовал "народный" календарь, в котором месяцы. и дни отсчитывались по сельскохозяйственным периодам, и к ним же приурочивались праздники (подъема воды, начала жатвы, урожая и др.). (Приведённые выше названия месяцев даны по празднествам и относятся к "народному" календарю). В официальном календаре месяцы названий не имели и обозначались числительными, а исторические события датировались по годам царствования правящего фараона (напр.: "Год царствования его величества владыки Двух Земель Небмаатра - да живёт он, да здравствует и да благоденствует! - десятый, день шестнадцатый второго месяца Урожая").

Пять новых дней - "тех, что над годом" - Тот сразу же посвятил Ра: не станет ведь бог Солнца проклинать, как он прежде проклял все 360 дней, и дни, посвященные ему самому! И, конечно, он умилостивит свой гнев после столь щедрого верноподданного подарка!

Тот не обманулся в своих расчётах. Владыка его простил, и богиня неба отныне могла рождать по одному ребёнку в каждый из пяти- предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй - Хора Бехдетского, в третий - Сета, в четвёртый - Исиду и в пятый - Нефтиду.

Так появились на свет четыре младших бога Великой Девятки - дети Неба. А во все последующие годы, когда наступали созданные Тотом дни, Нут рождала звёзды.

Pa и Апоп. Борьба Pa с силами мрака и тьмы

Когда Ра воцарился на престоле, извечный враг Солнца, гигантский змей Апоп - злое чудовище в 450 локтей длиной, напал на солнечного бога, дабы свергнуть его и уничтожить. Ра вступил в бой со змеем. Кровавая сеча продолжалась целый день, от зари до зари, и, наконец, Владыка Всего Сущего одержал победу, поверг врага. Но злой Апоп не был убит: тяжело раненный, он нырнул в Реку и уплыл в Дуат. С тех пор Апоп живёт под землёй и каждую ночь нападает на Ладью Вечности во время её плавания через Дуат с запада на восток.

Враги бога Солнца очень часто принимают обличье гиппопотамов и крокодилов. Богу богов то и дело приходится отражать их полчища, чтобы защитить миропорядок и закон. В этом ему помогают другие боги: Шу, Онурис, бог-воин Монту, Хор Бехдетский - сын Ра и Нут, солнечная богиня-гепард Мафдет. Вместе с Ра они убили гигантского крокодила Магу, пронзив его копьями.

Но чаще всего злые силы и исчадия, стремясь уничтожить Солнце, нападают на Ладью Вечности в облике змей. Однако Ра и его спутники неизменно повергают врагов. Одного из злодеев - гигантского разноцветного змея - Ра убил под священной сикоморой Гелиополя, приняв обличье Великого Кота.

И всё же среди змей у бога Солнца есть не только недруги. Кобра-урей сама истребляет врагов Ра своими испепеляющими лучами. Змей Мехен-та защищает Ладью Вечности во время путешествия Ра через Дуат. Богиня-змея Мерит-Сегер охраняет гробницы Фиванского некрополя, в которых покоятся усопшие фараоны.
Сказание о Хоре Бехдетском, Крылатом Солнце
На 36-м году земного царствования Ра-Хорахте солнечный бог пребывал в Ну-бии, и с ним было его бесстрашное войско. А в Египте тем временем зрел заговор: демоны тьмы, недовольные правлением Ра, готовились к мятежу. Об этом узнал Хор, сын Ра и Нут, покровитель города Бехдета.

Ра плыл в своей Ладье <...> И Хор Бехдетский был в Ладье Ра, и он сказал своему отцу Ра-Хорахте:

Я вижу врагов, злоумышляющих, против своего могучего владыки!

Бог Солнца велел Хору немедленно вступить в битву с заговорщиками. Хор принял облик крылатого солнечного диска, взмыл в небеса и сверху отыскал вражий стан. Он изготовился к бою, издал воинственный клич и так стремительно обрушился на демонов мрака, так забушевал против них, что перебил всё полчище мгновенно, и ни одна голова не осталась живой.

Торжествующий Хор вернулся в Ладью отца и пригласил Ра-Хорахте и его дочь Астарту, богиню-воительницу и покровительницу боевых колесниц, на место побоища, чтобы полюбоваться на поверженных врагов. И его величество отправился.

Владыка мира и его свита долго созерцали долину, усеянную трупами. Насладившись этим зрелищем, Ра сказал Тоту:

Это значит, что мои враги наказаны, и поэтому эта область будет называться отныне Эджбо!

Но не всех врагов Ра истребил Хор в египетской земле. Много ещё осталось злоумышлявших против властелина. Все они превратились в крокодилов и гиппопотамов, укрылись в водах Хапи, и оттуда, из засады, снова напали на священную Ладью. Тогда Хор Бехдетский пришёл со своими спутниками, которые следовали за ним как гарпунщики <...> Они поразили крокодилов и гиппопотамов и увели сразу 651 врага.

После этой блистательной победы, уже второй по счёту, Хор снова принял облик крылатого солнечного диска и расположился на носу Ладьи Вечности, взяв с собой Нехбет и Уаджет как двух уреев, устрашающих врагов. Солнечная Ладья преследовала вражье войско, обратившееся в бегство, по всему Египту, от Низовья до Верховья, и Хор одержал ещё много побед у разных городов. Самым кровавым было последнее сражение - в номе Мерет. Хор Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов) и увёл 381 пленного, и убил их пред Ладьей Ра.

Тогда на Хора набросился сам повелитель исчадий - Сет. Целый час бились они. И Хор Бехдетский победил снова: пленил Сета, заковал его в колодки, протащил его за ноги по (ному Мерет) и вонзил своё копье в его голову и спину. Но элодей всё-таки спасся: обратился в ревущего змея и вошёл в землю в этом городе (Мерет), и его больше не видели.

После окончательной победы над силами зла Ра-Хорахте велел Тоту поместить крылатый солнечный диск во всех храмах Египта - как память о подвигах Хора.

Сказание об истреблении людей

Не одни только демоны отваживались выступать против великого солнечного бога. Когда Ра, благополучно процарствовав, наконец) состарится, сделался дряхлым, и могущество его ослабло; тело его стало серебром, члены - золотом, волосы - истинным лазуритом, против бога Солнца ополчились люди. Узнав о мятеже, который замыслил народ Египта, Ра призвал свою свиту и приказал богам:

Пусть явится сюда моё Око - богиня Хатхор. Позовите также Шу, Тефнут, Геба и Нут вместе с отцами и матерями, которые были со мной, когда я покоился в Нуне, а также самого Нуна. Только смотрите, приведите их тайно, чтоб люди не увидели этого. Пусть они придут и скажут, как нам бороться с мятежниками.

Боги незамедлительно исполнили волю своего владыки. Вскоре Нун, Шу, Тефнут, Геб и Нут явились по зову Ра в Великий Чертог - земной дворец солнечного бога. Увидев сидящего на престоле Ра, они пали ниц к изножию трона. Нун спросил:

Скажи, о владыка, что случилось?

Сын мой Ра, - ответил мудрый старик Нун. - Сын мой Ра, бог более великий, чем создавшие его и сотворившие его! Крепок твой трон, и велик страх от тебя, - да направится твоё Око против оскорбивших тебя!

Воистину! - согласились остальные боги. - Нет другого Ока, которое могло бы быть перед ним и воспрепятствовать ему. когда оно сходит в образе Хатхор (т.е. нет в мире силы, способной противостоять могуществу твоего Ока в образе Хатхор).

Ваш совет хорош, - подумав, промолвил Ра и посмотрел на людей своим Глазом-Солнцем, направляя в их стан испепеляющие лучи урея. Но люди были готовы к этому и успели укрыться за высокой горой, в пустыне, - поэтому лучи не причинили им никакого вреда. Тогда бог Солнца велел своему Оку в образе Хатхор отправиться в пустыню и жестоко наказать дерзких, непокорных людей.

Хатхор-Око приняла обличье женщины-львицы и получила имя Сохмет. Она отправилась в пустыню, разыскала людей и, едва увидев их, свирепо зарычала. Шерсть на её загривке встала дыбом, в глазах засверкал кровожадный блеск. Полная ярости, Хатхор-Сохмет набросилась на людей и принялась безжалостно их терзать, убивая одного за другим, орошая пустыню кровью и разбрасывая вокруг себя куски мяса.

Решив, что люди уже достаточно наказаны и что отныне они уже больше никогда не осмелятся роптать на солнечного бога, а тем более восставать против него, Ра сказал дочери:

Ты уже совершила то, ради чего я тебя послал. Довольно их убивать! Уходи с миром.

Но грозная богиня не послушалась отца. Оскаля окровавленные клыки, она свирепо прорычала в ответ владыке мира:

Осилила я людей, и сладостно в моем сердце! Я хочу уничтожить их всех, хочу досыта напиться кровью этих непокорных богам смутьянов!

Силён я над ними как царь в их истреблении (т. е. я - царь, и только я один вправе решать, надо их истреблять или нет), - возразил мудрый солнечный бог. - Оставь людей в покое. Они уже достаточно наказаны.

Но упрямая Хатхор-Сохмет не пожелала внять словам отца. Ей очень понравилось убивать людей и пить их кровь. Жажда мести и охотничий азарт заглушили в ней голос разума. Свирепая львица вновь набросилась на людей. Люди в ужасе обратились в бегство вверх по Великой Реке, а богиня преследовала их и беспощадно убивала.

Ужаснулся и Ра, видя, какую бойню учинила Хатхор. Гнев его на людей окончательно прошёл. Бог Солнца кликнул свою свиту:

Позовите мне быстробегущих гонцов, до помчатся они подобно тени тела! - отдал он приказ.

Тотчас же гонцы были приведены перед лицо Ра. Бог Солнца сказал:

Отправляйтесь на остров Элефаптипу и принесите мне как можно больше красного минерала диди.

Гонцы доставили диди. Тотчас Ра в сопровождении свиты отправился в Гелионоль. Там он разыскал мельника и велел ему растолочь красный камень в порошок, а его служанкам приказал намолоть ячменя и сварить пиво.

Когда пиво было готово, слуги бога Солнца наполнили им семь тысяч сосудов и намешали в пиво толчёного красного порошка диди. Получился напиток, по цвету очень похожий на кровь.

О, как прекрасно это, [ибо] спасу я [этим] людей! - воскликнул Владыка Всего Сущего. - Боги! Возьмите сосуды, отнесите их в то место, где она убивала людей. Разлейте это окрашенное пиво на полях, в долине Реки. Повеление Ра было незамедлительно исполнено. Наступило утро. Пришла Хатхор в образе Сохмет, оглядела место вчерашнего побоища и, увидав великое множество кроваво-красных луж, обрадовалась. Охваченная жаждой убийства, лютая богиня бросилась пить мнимую кровь. Пиво пришлось ей по вкусу; она лакала и лакала его до тех пор, пока не захмелела настолько, что взгляд её сделался мутным, и она уже не могла различать людей. Тогда Ра подошёл к дочери и сказал.

...