Закон для иностранных водителей с 1 июня. Водительские права для иностранных граждан

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова Кулик Илья!

Большинство государств ограничивает возможность использования иностранных водительских удостоверений на своей территории, принуждая своих гостей со временем производить замену прав на местные.

Российская Федерация же, в отличие от других стран, позволяет иностранцам управлять транспортом на своих просторах без обмена удостоверения. Тем не менее запрет на иностранные водительские права в России частично действует. Предлагаю разобраться, в отношении кого он введён и какое наказание грозит тем, кто будет ездить с недействительным документом. Поехали!

Да! Согласно ст. 25 Закона «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД) иностранцы при отсутствии (ВП) могут использовать для передвижения по России национальные водительские удостоверения (НВУ), выданные на территории другого государства.

Чтобы не возникло проблем с использованием НВУ, полученного за границей, вы должны быть уверены, что этот документ отвечает требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.

Согласно Приложению 6 Венского соглашения НВУ должно изготавливаться в виде пластиковой или бумажной карточки и содержать такие сведения:

  • Название документа на национальном языке страны выдачи.
  • Имя и фамилию владельца.
  • Дату рождения. Место рождения может указываться исходя из местной специфики страны, где выписывался документ.
  • Дату выдачи и окончания действия. В некоторых государствах день окончания действия НВУ указывается не всегда. Такое удостоверение в России не принимается.
  • Номер НВУ.
  • Фото и подпись владельца.
  • Категории транспортных средств , право вождения которых предоставлено предъявителю удостоверения. Желательно, чтобы была также проставлена дата окончания действия прав на ту или иную категорию.

Если у вас НВУ старого образца, то оно также подойдёт для передвижения территорией России. Но для того, чтобы у представителей Госавтоинспекции не возникало вопросов, нужно, чтобы удостоверение, выданное в другой стране, сопровождалось или .

Гражданам России также прямо не запрещается управлять транспортными средствами на территории родной страны с иностранными ВП, хотя здесь могут быть нюансы. О них более подробно поговорим далее.

Запрет на вождение в России по иностранным правам при трудовой и предпринимательской деятельности

О введении запрета на использование иностранных ВП для работы говорилось давно.

Закон № 92-ФЗ, которым собственно и ввели ограничение на вождение с НВУ других государств, был принят ещё в 2013 году и ещё тогда содержал норму о необходимости замены ВП на российские. Но вступление этой нормы в силу длительное время оттягивалось по разным причинам. Введена оно была в действие, как мы знаем, в июне 2017.

До 1 июня 2017 года вождение транспортных средств (ТС) с иностранными ВП, соответствующими Венской конвенции, допускалось при любых обстоятельствах. С введением в силу абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92-ФЗ, дополнившую ст. 25 ЗоБДД пунктом 13, всё стало несколько сложнее.

Важно! С июня 2017 г. управление ТС по иностранным ВП не допускается, если вождение авто связано с предпринимательской или трудовой деятельностью (п. 13 ст. 25 ЗоБДД). Водителям автобусов, курьерам, таксистам, дальнобойщикам и другим гражданам, работающим с перевозками, необходимо произвести , если этого не было сделано ранее.

Внимание! Водителям, участвующим в международных перевозках или пересекающих Россию транзитом, ВП обменивать ненужно.

Почему ввели запрет на вождение авто без российского удостоверения?

Необходимость изменений вызвана большим количеством автокатастроф, возникающих по вине мигрантов. Так, в Научном центре безопасности дорожного движения МВД утверждают, что около 30% аварий совершают иностранцы.

Мигранты, по словам специалистов, чувствуют себя безнаказанными на дорогах России, особенно это касается таксистов на иностранных номерах. К тому же, проверить законность получения ими водительских удостоверений невозможно.

Ввиду этого, иностранцев, желающих работать в сфере извоза, решили обязать проходить дополнительную проверку на знание ПДД и умение управлять ТС.

Убедились в правильности своих действий депутаты сразу же после подписания Закона № 92 от 07.05.2013. В июле 2013 года в Подмосковье случилась крупная авария, виновником которой стал нелегал из Армении Грачья Арутюнян. Из-за несоблюдения им ПДД погибли 18 человек.

Конечно, хочется верить, запрет на использование иностранных ВП действительно улучшит ситуацию с аварийностью. Но нельзя забывать и о других целях принятия такого решения:

  • Пополнение бюджета. Не секрет, что получение ВП – мероприятие платное. Кроме того, запрет на иностранные ВП прописан в КоАП РФ. Это означает, что штрафов станет выписываться больше.
  • Уменьшение количества мигрантов . Получение новых ВП пугает многих приезжих. Кроме того, отсутствие российского НВУ – повод для их легального увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Так, 1 июня в «Мосгортрансе» было уволено около трёхсот водителей из-за неимения документов. Кстати, вот вам ещё один повод пополнения казны. На место мигрантов нужно брать обычных россиян, зарплаты которых почти вдвое выше, чем у приезжих. А это, в свою очередь, приводит к увеличению налоговой базы.
  • Перевод таксистов на индивидуальное предпринимательство . Таксопарки стали предъявлять более строгие требования к кандидатам в работники. Планируется, что многие водители теперь будут работать сами на себя.

Для граждан каких стран запрет на управление ТС с иностранными ВП не установлен?

Введение запрета на использование иностранных ВП, хотя и было ожидаемым, вызвало у многих беспокойство. Дабы излишне не накалять обстановку, власти России вынуждены были пойти на определённые уступки, разрешив дружественным народам не производить замену родных НВУ.

Внимание! В июле 2017 года в ст. 25 ЗоБДД внесли поправки, позволяющие гражданам государств, где русский язык считается официальным, управлять и дальше ТС с нероссийскими ВП. Заниматься предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с извозом, этим водителям также можно.

Обмен ВП не является обязательным однозначно для граждан Киргизии. Что же касается русскоязычных стран, то о них в ЗоБДД сказано несколько расплывчато, но из формулировки абзаца 2 пункта 13 статьи 25 можно сделать вывод, что замена НВУ необязательна также для представителей следующих государств:

  • Россия.
  • Беларусь (право белорусов оставить свои ВП подтверждается также Постановлением Совмина № 29 от 16.06.2017).
  • Казахстан.

Также русский язык используется в частично признанных государствах – Абхазии, Южной Осетии, ЛНР, ДНР и Приднестровье. Проблема в том, что Россия последние три государственных образования не признала пока вовсе.

Кстати, в некоммерческом партнёрстве «Гильдия автошкол» и в самом ГИДББ негативно относятся к таким поблажкам. Если в Беларуси автошколы дают действительно неплохие знания и борются с нелегальной продажей водительских удостоверений, то в Киргизии и Казахстане есть определённые проблемы. Там часто покупаются права, да и образование в автошколах желает лучшего.

Как показали результаты первых экзаменов в РФ, более половины тестируемых с первого раза испытание не прошли, что свидетельствует о достаточно низком знании ими ПДД, а это для профессиональных водителей недопустимо.

Разрешат ли гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не обменивать удостоверения?

Вопрос о возможности освобождения граждан ЕАЭС от необходимости замены своих НВУ на российские рассматривался ещё в 2015 году. На тот момент депутаты к согласию так и не пришли.

Сейчас Госдума снова хочет допустить выходцев из стран ЕАЭС к управлению ТС по родным ВП. Есть и соответствующий проект закона о внесении изменений в ст. 25 ЗоБДД .

В тексте проекта предлагается заменить в абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД слова «граждан Киргизской Республики» на «граждан государств-членов Евразийского экономического союза».

Сейчас проект находится на стадии формирования окончательного варианта текста документа.

Напомню, в ЕАЭС на начало 2018 года входят, кроме России:

  • Армения.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Киргизия.

В перспективе планируется расширение сообщества.

Наказание за несоблюдение правил запрета

На протяжении четырёх лет, пока Закон № 92 мариновался в Госдуме, российские власти рассчитывали, что собственники автопарков позаботятся о своих подопечных и займутся оформлением российских НВУ. Этого, как и следовало ожидать, не произошло.

Зато появилось наказание работодателей за допуск иностранцев к работе с ВП, полученными в другой стране. Регламентирует привлечение руководства автопарков к ответственности ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Допуск граждан к работе по иностранным ВП грозит денежным взысканием в 50 тыс. руб. К ответственности виновных привлекают должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ).

Самого работника за управление ТС с иностранным НВУ во время исполнения трудовой функции также штрафуют на 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Запрет на управление ТС с иностранными правами при вождении по личным целям

По личным целям управление ТС с иностранными НВУ допускается всегда. Исключение – тот случай, когда ВП не соответствуют требованиям Венской конвенции. Документ на вождение в такой ситуации признаётся в России недействительным.

Чтобы получить возможность управлять ТС, владельцу недействительного удостоверения необходимо закончить в России автошколу, пройдя процедуру получения ВП от начала до конца.

Нужно ли гражданам РФ менять иностранные ВП на российские?

Неоднозначная ситуация сложилась с гражданами России, проживающими постоянно на территории РФ.

С одной стороны, они могут при отсутствии российского НВУ использовать иностранное на основании ст. 25 ЗоБДД. Прямого запрета на вождение без российского ВП для граждан РФ также ни в одном нормативном акте не установлено.

С другой стороны, в п. 6 ст. 41 Венской конвенции сказано, что государства вправе не допустить своих резидентов к использованию ВП, полученных заграницей.

Судебная практика по этому вопросу противоречивая. Чаще всего, конечно, россиян к ответственности за езду с иностранными ВП не привлекают. А бывает, наоборот.

Например, в одном из судов Санкт-Петербурга в 2016 году подтвердили необходимость наложения штрафа на гражданина РФ, управлявшего ТС с немецким НВУ, за отсутствие у него водительских прав, выданных в России.

Обоснование – гражданин РФ не является лицом временно или постоянно пребывающим в России, а п. 12 ст. 25 ЗоБДД позволяет водить ТС с иностранным НВУ только этим субъектам. Гражданин же должен иметь ВП, выданные в родной стране.

Хотя у нас в государстве и не прецедентное право, этот случай не единичный. Советую вам при переезде в Россию на длительное время всё же озаботиться получением здешних ВП.

Срок действия удостоверения иностранцев

В отличие от других европейских стран, в России дозволено управлять ТС с иностранными ВП вплоть до окончания сроков их действия. Это касается даже тех, кто переехал в РФ на постоянное место жительства или получил гражданство. Главное, чтобы НВУ, выданное в другой стране, соответствовало требованиям Венской конвенции, иначе вас оштрафуют по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Внимание! В сети часто можно встретить информацию о том, что иностранные ВП нужно заменить на протяжении 2-х месяцев после переезда в Россию на постоянное место жительства, так как по истечении 60-ти дней управлять ТС с нероссийскими правами будет нельзя. Нет! Это положение исключено из законодательства ещё в конце 2014 года.

Ограничение срока действия удостоверения до шести месяцев

Сейчас на рассмотрении находится законопроект об ограничении срока действия нероссийских ВП до полугода с момента оформления вида на жительство, получения гражданства или возвращения граждан РФ на родину для постоянного проживания.

Необходимость такого нововведения вызвана тем, что НВУ других государств часто выдаются на срок, намного превышающий время действия российских ВП.

Получается, любой желающий может поехать в другую страну и получить там документ на вождение не на 10 лет, как у нас, а на 30 или 50, а затем вернуться с ним в Россию и ездить с этим удостоверением до старости. Согласитесь, это нечестно. Законопроект как раз и направлен на недопущение такой ситуации.

Если указанный проект вступит в силу, то получается, что гостям России с Евразийского экономического союза позволят работать с иностранными ВП только 6 месяцев, далее им нужно будет обменять удостоверение на российское.

Другие гости страны, которые переберутся в РФ на длительное время, также должны будут произвести замену ВП в течение полугода независимо от того, где они планируют работать.

Подведём итоги

  • В Российской Федерации запрещено ездить с нероссийским НВУ, которое не соответствует Венской конвенции 1968 г.
  • С 2017 года введён запрет на использование иностранных ВП мигрантами, которые работают с перевозками.
  • Запрет на использование иностранного ВП не действует в отношении работников сферы перевозок, если они являются гражданами Беларуси или Киргизии. Остальным мигрантам необходимо иметь российские НВУ, иначе их будут штрафовать.
  • Планируется разрешить управлять ТС по работе гражданам стран ЕАЭС.
  • Срок действия иностранного НВУ неограничен, но планируется его сокращение до 6-ти месяцев, после истечения которых приезжих, не заменивших ВП на российские, будут штрафовать.

Заключение

На сегодня это всё, что я хотел вам рассказать. Если вы обладаете какой-либо информацией по обсуждаемой теме, обязательно оставляйте свои комментарии.

Всем удачи на дорогах! До новых встреч на страницах блога!

Изображения для статьи взяты отсюда: https://www.drive2.ru/r/acura/163

Сегодня, 1 июня 2017 года, в России вступил в силу закон о запрете иностранных водительских удостоверений. Теперь водителям и работодателям грозят крупные штрафы до 50 тысяч рублей…

Закон о запрете иностранных прав

С 1 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” . С сегодняшнего дня управление транспортными средствами водителями с иностранными водительскими удостоверениями при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности не допускается.

Теперь в коммерческих перевозках по закону могут участвовать только водители, имеющие российские водительские права. Запрет касается водителей такси, автобусов, грузовых автомобилей и т.д. Даже водители, имеющие национальные права Белоруссии, Казахстана и других стран бывшего СССР теперь не имеют права работать в России. Чтобы продолжить работу в качестве водителя, им нужно обменять свои права на российские. Для этого нужно пройти обучение в автошколе, собрать весь пакет документов, сдать теоретический и практический экзамен в ГИБДД. То есть, чтобы получить российские права и законно работать, уйдет не один месяц.

Эти поправки были внесены еще в 2013 году, но срок вступления их в силу несколько раз переносился. Теперь же они все-таки вступили в силу.

Штрафы за иностранные водительские удостоверения

За допуск к управлению водителя, не имеющего российских прав, для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, вводится штраф в размере 50 тысяч рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ). При этом, автоинспекторы могут наказать и самого водителя по статье 12,7 КоАП РФ: штраф составит от 5 до 15 тысяч рублей , а транспортное средство будет помещено на штрафстоянку.

Законопроект о переносе запрета иностранных прав

17 мая 2017 года Госдума в первом чтении приняла поправки, которые переносят этот запрет еще на год, до 1 июня 2018 года . По мнению экспертов, перенос запрета был пролоббирован представителями отрасли, которые не хотят терять водителей из Средней Азии и стран бывшего СССР. Как сообщает “Коммерсант”, эти водители готовы работать за небольшую зарплату, что и привлекает работодателей. Большинство из них не имеют российских прав, поэтому с 1 июня 2017 года запрет на иностранные права может привести к тому, что многие грузовики и автобусы просто не выйдут в рейсы. В ГИБДД при этом выступили с критикой переноса. Как сообщили в ведомстве, такие водители зачастую вовсе не имеют навыков вождения и не знают российские ПДД, а число ДТП с участием таких водителей растет.

Сегодня на дворе уже 1 июня, а депутатам так и не удалось перенести на следующий год сроки вступления этих поправок. После первого чтения законопроект был отправлен в регионы России для подготовки предложений и дополнений. Даже если документ пройдет остальные чтения и будет принят, это произойдет не скоро.

По данным комитета Госдумы по транспорту, с 1 июня сесть за руль своего служебного транспорта не смогут более 70 тысяч водителей с иностранными правами.

Иностранные граждане могут получить водительское удостоверение для работы или вождения личного транспортного средства практические на тех же основаниях, что и граждане РФ. Отличие здесь будет заключаться только в необходимости предоставления специфических документов, подтверждающих, что иностранец живёт и работает на территории России на законных основаниях. К таким документам относятся:

  1. Паспорт (своего государства) и вид на жительство с отметкой о регистрации, если иностранец проживает в РФ постоянно.
  2. Паспорт с отметкой о временной регистрации, если гражданин находится на территории РФ временно.
  3. Беженцам нужно представить справку, подтверждающую этот статус. Если статус только оформляется, справку заменяет свидетельство о рассмотрении заявления.
  4. При получении в РФ временного убежища – документ, подтверждающий этот статус.
  5. Для граждан, въехавших в РФ без визы, – миграционная карта, свой паспорт, уведомление о прибытии (отрывной корешок).

В остальном пакет документов будет таким же, как и для россиян. Вам нужно будет предоставить:

  1. Документ, подтверждающий личность и регистрацию (смотрите выше).
  2. Заявление, написанное от руки (образец можно найти в отделении ГИБДД, куда вы придёте подавать документы).
  3. Медицинскую справку.
  4. Документ о прохождении обучения в сертифицированной автошколе.
  5. В некоторых случаях – фотографии матовые 3х4. Иногда их делают непосредственно в ГИБДД.

Трудности, как правило, вызывает получение медицинской справки. Для того чтобы её оформить, нужно отправиться в любой медицинский центр (частный) или клинику по месту жительства. Быстрее и удобнее проходить обследование в специализированном медцентре. Здесь нужно обратиться в регистратуру и оформить карточку для медицинского освидетельствования. В карточке будут делать отметки врачи, на осмотр к которым вы приходите. Осмотр наркологом и психиатром осуществляется в нарко- и психдиспансере по месту регистрации. Остальными специалистами – в том медицинском центре или поликлинике, куда вы обратились. После прохождения всех врачей терапевт выдаст необходимую вам справку.

Описанный выше пакет документов нужно предоставить в ГИБДД по месту проживания или регистрации. Далее, если документы оформлены правильно, вам назначат дату проведения экзаменов. В случае отказа укажут конкретную причину или ошибку в документации.

Теоретический экзамен проводится устно или на компьютере. Вождение сдаётся на автодроме и в городе. Если экзамен сдан успешно, инспектор выдаст квитанцию для оплаты государственной пошлины. В 2018 году её размер – 2 000 рублей. Затем вы получаете удостоверение выбранной категории. Если вы проживаете на территории РФ постоянно, то срок его действия – 10 лет. Если временно ‒ оно выдаётся на период, соответствующий сроку проживания на территории РФ, но может продляться.

Что делать, если уже есть иностранные права?

Обратите внимание, что если у вас есть национальные права вашей страны, то для обычных туристических поездок вам не придётся получать российское водительское удостоверение. Оно обязательно потребуется только в том случае, если вы намерены работать по найму на автомобиле. Замена производится в МРЭО ГИБДД по месту регистрации после сдачи экзамена и предоставления стандартного набора документов. Единственное отличие ‒ вам не нужно обучаться в автошколе и предъявлять соответствующие справки. В остальном процедура будет такой же, как при получении прав впервые.

Получить российские права (обменяв их) проще, если вы получили гражданство РФ или переехали в Россию на постоянное жительство, и у вас уже есть иностранные права. Как быть в ситуации, когда есть российский паспорт и человек хочет поменять иностранное водительское удостоверение на российское?

Нужно подать все документы, сдать теорию и сдать еще экзамен по вождению (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 г. Москва «О допуске к управлению транспортными средствами»).

К иностранным правам так же относятся права, выданные в республиках бывшего СССР. Их можно обменять, сдав теоретический экзамен. Когда идет замена иностранных прав на российские, у вас не забирают иностранные права. Вы отдаете только копию иностранного водительского удостоверения, права остаются у вас.

Так же есть исключения при обмене прав. Сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств на территории РФ, а так же членам их семей, при наличии у них дипломатических, консульских, служебных карточек или удостоверений, выданных МИД РФ, при наличии у них национальных прав, российские права выдаются по их желанию без сдачи экзаменов.

Хорошо быть дипломатом и членом их семьи. Но и вы по закону можете в течение 60-ти дней (2 месяца) с момента получения вида на жительство управлять ТС на основании иностранных или международных водительских прав без каких-либо запретов и штрафов.

Поменять права можно в МРЭО ГИБДД (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел) или МОТОТРЭР (Межрайонный отдел технического осмотра транспорта и регистрационно-экзаменационной работы). Это одно и то же, только названия разные.

Для замены национального водительского удостоверения на новые, иностранным гражданином потребуются следующие документы

1. заявление установленного образца;

2. документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство) + ксерокопия страницы с фотографией и регистрацией;

3. временная регистрация в ПВО (паспортно-визовый отдел) ОВД города + ксерокопия;

4. медицинская справка по форме 003-В/у + ксерокопия справки;

5. водительское удостоверение, перевод + ксерокопия;

6. квитанция об оплате госпошлины 2000 рублей (с 1 января 2015 года стоимость прав 2000 рублей), получите на месте и оплатите в терминале или ближайшем отделении Сбербанка.

Хотелось добавить, что с 1 января 2017 года можно заплатить госпошлину на сайте госуслуг с 30% скидкой.

Напоминаю еще, что иностранным гражданам, помимо предоставления документов для замены прав требуется сдача теоретического экзамена по ПДД.

Замена прав иностранным гражданам допущенных к управлению служебным транспортом должно было быть осуществлено в срок до 9 мая 2014 года. Однако в последующем этот срок продлили до 01.06.2017 года.

Работодателю допустивший к управлению транспортным средством иностранного гражданина без российского водительского удостоверения после вышеуказанной даты,может быть оштрафован.

Если иностранный гражданин не работает в России по трудовому договору, не работает по гражданско-правовому договору, не работает как предприниматель, менять национальные водительские права на Российские нет необходимости.

Но если иностранный гражданин является:

  • сотрудником, работающим по трудовому договору;
  • исполнителем по гражданско-правовому договору;
  • работников, имеющих статус индивидуального предпринимателя,

Замена водительских прав необходима, поскольку если инспектор ДПС обнаружит, что у работника, управляющего транспортным средством (с целью работы), нет российских прав, административный штраф будет наложен в размере:

50 000 руб. — на должностное лицо компании, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.32.1 КоАП РФ);

от 5000 до 15 000 руб. — на работника (ст. 12.7 КоАП РФ).

Замена прав иностранным гражданам не обязательна если:

  1. Наличие российских прав в рамках трудовой деятельности необязательно, если транспортное средство участвует в международном движении (п.17 ст. 25 Закона №196-ФЗ).
  2. Также не обязаны иметь российские права те водители, которые управляют автомобилем на территории РФ в личных целях, например, берут автомобиль напрокат, чтобы объехать достопримечательности России.

Что свидетельствует о том, что лицо занимается извозом

О том, что управление транспортным средством производится в целях осуществления трудовой деятельности, свидетельствует, например, путевой лист, без оформления которого запрещается перевозить пассажиров, багаж и грузы (п.2 ст. 6 ФЗ РФ от 08.11.2007 №259-ФЗ). Водитель обязан его предъявлять по требованию сотрудников полиции.

Документы для управления ТС в России. В Российской Федерации управлять транспортным средством можно при наличии:

  • водительского удостоверения;
  • временного разрешения на право управления транспортным средством.

Временное разрешение выдаётся в случае проведения проверок на срок до двух месяцев, если представленные документы вызывают сомнение в их подлинности или есть основания полагать, что водитель лишён прав.

Водительские права иностранных граждан, получивших вид на жительство

Российские граждане и иностранцы, имеющие вид на жительство в РФ, для управления транспортным средством (с целью работы) должны иметь российское водительское удостоверение.

Иностранцам, которые недавно получили вид на жительство в России, даётся время для получения российских прав. Они могут управлять ТС на территории РФ при наличии иностранного национального водительского удостоверения в течение 60 дней:

  • со дня получения вида на жительство в ОВД РФ;
  • дня въезда, если разрешение на постоянное проживание получено в консульстве РФ в иностранном государстве.

Водительские права иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ

Временно пребывающие на территории России иностранцы вправе управлять транспортными средствами в личных целях при наличии международного или национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором сделаны или продублированы буквами латинского алфавита. Если записи не продублированы, они должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.

Кто имеет право на замену

По общему правилу заменить иностранное национальное водительское удостоверение на российское могут только:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ (то есть постоянно проживающие в России).

Какие иностранные права подлежат замене

Заменить можно следующие иностранные водительские удостоверения:

  • водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР) считаются национальными водительскими удостоверениями;
  • с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1992 года, и выданные вместо них национальные водительские удостоверения (НВУ SU);
  • соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в которых произведены или продублированы буквами латинского алфавита (НВУ К1968).

Автоматическая замена других иностранных национальных водительских удостоверений на российские права действующим законодательством не предусмотрена.

Какие документы необходимы для замены прав

Для замены прав работник должен представить в госинспекцию документы, указанные в пункте 16 Правил, а именно (п.38 Правил):

1) заявление по форме, утверждённой приложением № 1 к приказу МВД России от20.07.2000 №782;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
3) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации);
4) медицинскую справку по форме № 083/У-89, утверждённой Минздравом СССР 29.09.89 №555 (далее — медицинская справка);
5) заверенную копию иностранного национального водительского удостоверения;

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения

Госпошлина за выдачу ВУ уплачивается в размере:

— 800 руб. — за выдачу национального водительского удостоверения;
— 500 руб. — выдачу временного разрешения на право управления транспортными средствами.

6) документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения;
7) фотографию (кроме случаев автоматизированного изготовления водительских удостоверений в госинспекции).

Для замены прав не нужны документы об оплате сдачи экзаменов и о прохождении обучения.

Чтобы заменить выданные в республиках бывшего СССР до 1 января 1992 года права с отличительным знаком «SU» (СССР) и выданные вместо них национальные водительские удостоверения (НВУ SU) не нужно сдавать ни теоретический, ни практический экзамены (п.39 Правил).

Заменить иностранное национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года (НВУ К1968), на российское граждане РФ могут только после сдачи теоретического экзамена (п.40 Правил).

При этом международные и национальные водительские удостоверения других государств, на основании которых выданы новые удостоверения, возвращаются их владельцам (п.43 Правил).

Действующее законодательство РФ не предусматривает замену иностранных прав на российские для иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ (п.46 Правил). Но оно позволяет им получать российские водительские удостоверения на общих основаниях (п.45 Правил).

Для получения российских прав на общих основаниях иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, должны представить в госинспекцию по месту временной регистрации ряд документов, перечисленных в пункте 16 Правил.

Чтобы получить российские права иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ необходимо (п.10 Правил):

  • для получения прав категорий С, D, ВЕ, СЕ или ДЕ — обязательно нужно пройти курс обучения в автошколе;
  • Обучение в автошколе подтвердит документ о прохождении обучения. Его вместе с другими документами нужно представить в госинспекцию
  • категорий А и В — можно пройти подготовку самостоятельно (нужно сдать теоретический и практический экзамены).

Российское водительское удостоверение временно пребывающим иностранным гражданам может быть выдано только на срок действия документов о временной регистрации в РФ.

В случае продления временной регистрации иностранцу выдаются новые российские права. Он должен обратиться в госинспекцию по месту регистрации и заплатить госпошлину 800 руб.

Если у иностранца нет иностранных прав, необходимо сдать экзамены и получить права только на территории того субъекта РФ, где лицо зарегистрировано по месту пребывания (п. 12 Правил).

Если у иностранного гражданина, временно пребывающего на территории РФ, нет иностранных прав, он может получить российские права на общих основаниях на срок действия временной регистрации на территории РФ (п.45 Правил).

В российских правах у него будет указано:

  • в графе «Действительно до» — дата окончания срока действия временной регистрации;
  • графе «Место жительства» — государство постоянного проживания;
  • графе «Особые отметки» — место временного проживания или временного пребывания на территории РФ.

Если иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ, продлит срок временной регистрации, ему выдаются новые российские права. Такой порядок установлен в пункте 27.1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по приёму квалификационных экзаменов на получение права на управление автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами, выдаче водительских удостоверений и временных разрешений.

Обмен прав для граждан РФ и иностранцев, имеющих вид на жительство

В отличие от действующих Новые правила позволяют гражданам РФ обменять иностранные права, полученные в других государствах, только после сдачи теоретического экзамена.

Чтобы обменять иностранные права, полученные в другом государстве, гражданину РФ нужно представить в госинспекцию следующие документы (п. 41 Новых правил):

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ об уплате госпошлины;
  • медицинскую справку;
  • заверенную копию иностранного национального водительского удостоверения.

В таком же порядке могут обменять национальные водительские удостоверения на российские иностранные граждане, получившие (п. 42 Новых правил):

  • разрешение на временное проживание (для лиц, временно проживающих в РФ);
  • вид на жительство в РФ (для лиц, постоянно проживающих в РФ).

Обмен прав для иностранцев, временно пребывающих в РФ

Новый порядок устанавливает правила обмена иностранных национальных водительских удостоверений на Российские.

Для обмена прав иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, нужно сдать теоретический экзамен (п. 43 Новых правил). Перечень документов, которые нужно представить в госинспекцию, приведён в таблице ниже. В частности, понадобится документ, подтверждающий законность их нахождения в РФ (разрешение на временное пребывание) и разрешение на работу или патент, выданные ФМС России.

Иностранные права, на основании которых выданы российские права, возвращаются владельцу (п. 46 Новых правил).

Обратите внимание: если иностранные права не соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, обменять их на российские права нельзя (п. 44 Новых правил).

Порядок получения водительских прав временно пребывающим иностранным работникам

Описанный выше порядок замены, обмена или получения российских прав соответствует нормам российского законодательства, но не всегда реализуется на практике.

В настоящее время госинспекции творчески подходят к трактовке правил получения российских прав иностранными работниками. Независимо от наличия иностранных прав, их вида и от того, права какой категории есть у работника — иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ, ему предлагают получать российские права в общем порядке: пройти обучение в автошколе, сдать экзамен по теории и вождению.

Творческий подход наблюдается также в отношении перечня требуемых документов. В разных инспекциях он отличается. Один из реальных вариантов показан выше. Некоторые инспекции уже требуют представить документы, предусмотренные в пункте 43 Новых правил, которые сейчас ещё не действуют.

Для получения ВП иностранному гражданину временно пребывающему в России нужно обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами.

Если до вступления в силу Новых правил иностранный гражданин не успел получить российские права, по Новым правилам ему нужно будет отучиться в автошколе и сдать экзамен по теории. После этого он должен будет обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами. К известному пакету ему нужно дополнительно приложить разрешение на работу.

С 9 мая 2014 года для работы в РФ водитель-оператор вибрационного катка и водитель бульдозера должны иметь российские права. Так как оба работника являются временно пребывающими на территории РФ, по действующим правилам они не смогут заменить свои национальные права на российские, но могут получить российские права в общем порядке.

Для этого работникам нужно обучиться в автошколе (действующими правилами предусмотрена возможность самоподготовки только для прав категорий А и В). Для получения прав им нужно будет обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами. Работникам придётся сдать два экзамена — теорию и вождение. Если они сделают это успешно, получат российские права на срок действия временной регистрации. При продлении регистрации им нужно снова обратиться в госинспекцию, уплатить госпошлину, после чего им выдадут новые права на срок действия их регистрации.

Если до вступления в силу Новых правил работники не получили российские права, по Новым правилам они смогут обменять национальные права на российские. Они должны обратиться в госинспекцию по месту временной регистрации с необходимыми документами (включая разрешение на работу) и сдать экзамен по теории.

С 9 мая 2014 года водитель гусеничного экскаватора должен иметь российские права. Поскольку работник имеет вид на жительство, по действующим правилам он может заменить национальные права на российские. Для этого ему достаточно представить в госинспекцию по месту жительства необходимые документы. Сдавать экзамены ему не нужно. Если до вступления в силу Новых правил он не получит российские права, по Новым правилам работнику нужно будет сдать экзамен по теории.

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.