Все нормативно правовые акты должны. Федеральный закон "о нормативных правовых актах в российской федерации"

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

    нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

    время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

    нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

    общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

    акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

    муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год

    ... : при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми... результатах. Досрочное применение правил ФСБУ Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать... досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 ... организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер...

  • Рекомендации Минфина по составлению учетной политики

    Какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... средства») не пересчитываются. Если указанными нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению...

  • Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику

    ... (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и... ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и...

  • Концептуальные основы бухучета в госсекторе

    Это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую... обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, ...

  • Публичное раскрытие показателей отчетности

    Или исправлениями ошибок устанавливается иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... изменения производились; 3) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения; 4) наименование...

  • Рекомендации Минфина по применению СГС «Учетная политика»

    Учетной политики) содержатся в следующих нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета (далее... случае принятия соответствующих решений, содержат нормативные правовые акты, регулирующие ведение учета и составление... . Особенности содержания учетной политики. Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление... , способы ведения учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление...

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …?
  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия

    Входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или... предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления... потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива... тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим...

  • Внедрение новых профстандартов – повод для увольнения?

    Другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации... РФ по д иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления... в части требований применяются данные нормативные правовые акты. Кроме того, если в... то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, ... устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, ...

  • Зарплата руководящего состава по новому

    Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов... , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ; территориальных ФОМС, государственных... РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ; муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного... субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов...

  • Выплата премий: вопросы из практики

    Установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный... с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; локальный... -06/2/63703, если локальными нормативными правовыми актами организации, содержащими нормы трудового права...

  • Корректировка учетной политики автономного учреждения на 2019 год

    ... (документов) учетной политики обозначен в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и... (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и... , предусмотренный для соответствующего объекта учета, нормативными правовыми актами. Особенности применения данных методов содержатся...

  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА

    С бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур... установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Достижение... контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного... средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих...

  • Сотрудник целый день работает за компьютером, положены ли ему дополнительные перерывы?

    С трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным... законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К нормативным правовым актам, содержащим государственные... о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны...

  • Вопросы по применению трудового законодательства: разъясняет Роструд

    До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ... а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на... также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2017 ... также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2017 ... также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I квартал 2017 ... также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I квартал 2017 ...

Нормативно-правовой акт это властное предписание государства , устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права . Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права ; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства .

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция , закон , постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации :Основной Закон, илиКонституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются наобщефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества . Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характе­ром и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.

Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан .

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс , Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятсяприказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуютво времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившимисилу и прекратившими действие по следующим основаниям:

  1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
  2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
  3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актовв пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актовпо кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

Кушнир И.В. Теория государства и права. 2000

Тема: Виды и формы нормативных правовых актов.

Формирование любого нормативного акта - и на фе­деральном уровне, и в субъекте РФ - предполагает ре­шение вопроса о виде и форме акта. Вид и форма право­вого акта непроизвольны, они опосредованы в определенной степени законодательст­вом, которого практика обязана строго придерживаться. В ходе формирования нормативного правово­го акта надлежит избрать установленные для него вид и форму.

Вначале следует определиться относительно самих по­нятий: вид акта, форма акта.

Категория (ВИД акта) принимается как разделение нормативных актов на группы по правовым свойствам, то есть по взаимоотношению актов. Такое разделение, общепринятое в законодательстве - ранее в советском, теперь в российском - располагает норматив­ные акты в следующем порядке:

1) Конституция (Основной Закон) Российской Федерации;

2) Конституция (основной закон) республики в составе Российской Федерации;

3) Федеральный Кон­ституционный закон Российской Федерации;

3) Устав (ос­новной закон) субъекта РФ;

4) Феде­ральный закон;

5) Закон субъ­екта РФ.

Следующий вид нормативных правовых актов - указы, принимаемые как во исполнение закона, так и по вопросам собственной компетенции, Президента РФ и президентов республик в составе Российской Федерации. Последнюю, третью группу нормативных правовых актов составляют подзакон­ные акты органов государственной исполнительной вла­сти: постановления, распоряжения, приказы.

Формы нормативного правового акта весьма разнооб­разны и зависят не только от правовых свойств акта, а определяются и другими обстоятельствами: объемом предмета регулирования, его структурой, наличием или отсутствием мер ответственности лиц, организаций и Т.д.

Вот почему закон как вид нормативного правового акта может иметь один - форму устава, другой - форму ко­декса, третий - положения и т.д.

Формы нормативных правовых актов, как и их виды, также закреплены законодательством (не в полном переч­не), поэтому при выборе форм учитывается опыт и прак­тика законодательства.

Вид и форма нормативного правового акта, их выбор определяются рядом обстоятельств: какое место занимает в государственном аппарате орган (должностное лицо), содержание акта, имеет значение и его структура. С уче­том этих и некоторых других менее значимых факторов законодательство установило правила, в соответствии с которыми надлежит избирать вид и форму акта.

Российское законодательство взяло за ос­нову указанный подход. Определен исчерпывающий перечень видов и форм правовых актов для государственных органов (должностных лиц), но, в отличие от решения это­го вопроса в СССР, только на федеральном уровне.


Так, по Конституции РФ Федеральное Собрание принимает конституционные законы (ст. 108), законы (ст. 107); Пре­зидент издает указы и распоряжения (ст. 90); Правитель­ство издает постановления и распоряжения (ст. 115); фе­деральные министерства принимают постановления, при­казы, распоряжения, правила, инструкции и положения; федеральные ведомства принимают те же (по видам) пра­вовые акты, что и министерства.

На уровне субъектов РФ принципиальный подход фе­дерального законодательства в решении данного вопроса заключается в следующем: Конституция РФ установила для правотворчества субъектов РФ в качестве обязатель­ных три вида нормативных правовых актов: конституция ­для субъектов РФ, имеющих статус республики (п. 1 СТ. 66), устав - для всех других субъектов РФ (п. 2, СТ. 66), закон (п. 4 СТ. 76). Какие еще нормативные право­вые акты вправе принимать субъекты РФ - они решают самостоятельно. Это четко закреплено в двух федераль­ных законах: в п. 4 Ст. 76 Конституции, уполномочиваю­щей субъектов РФ принимать, кроме законов, «и иные нормативные правовые акты», а также в Законе «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», определено, что «органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ве­дения принимают (издают) муниципально-правовых акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, вы­борных и других должностных лиц местного самоуправ­ления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с Законом российской Федерации».

Таким образом, для субъектов РФ федеральная Кон­ституция установила два вида нормативных правовых ак­тов, могущих быть принятыми ими: Основной Закон, за­кон. Виды (и формы) всех «иных правовых актов» (ст. 76 Конституции РФ) устанавливают сами субъекты РФ.

Различия между этими двумя видами нормативных ак­тов - Основного Закона - в их юридических свойствах и форме. Основной Закон - правовая основа для принятия закона, то есть всех других законов, которые принимаются на основе и во исполнение Основного Закона. Различаются эти два вида нормативных правовых актов также по форме: для Основного Закона субъекта РФ федеральная Конститу­ция установила две формы: конституция (для республики) и устав - для других субъектов РФ.

Все «иные правовые акты» субъектов РФ определяются (в части видов и форм) самими субъектами. Эти вопросы нашли разрешение в Основных Законах (конституциях и уставах) субъектов РФ.

Прежде чем перейти к характеристике конкретных ви­дов нормативных правовых актов, кроме закона, следует отметить две их особенности: все они (акты) подзаконные, принимаемые на основе и во исполнение законов как федеральных, так и субъектов РФ.

Указ - первый акт в ряду нормативных правовых актов субъектов РФ. Указы предусмотрены конституциями рес­публик как акты главы государства. Этот орган - глава государства - в одних республиках коллегиальный (на­пример, в республике Дагестан, ст. 87 и следующие ста­тьи Конституции республики Дагестан) или единолич­ный - президент республики (например, ст. 69 Конститу­ции Республики Бурятии, ст.106, 112 Конституции Республики Татарстан).

Постановление - самый распространенный вид нормативного правового акта. Согласно конституциям и уставам субъектов РФ постановления принимаются глава­ми государств - республик, законодательными органами, правительствами или главами администрации (губернато­рами). По своим юридическим свойствам постановления занимают в иерархической лестнице место после законов и указов. Но поскольку главы администраций областей, краев и других равных с ними субъектов РФ указов не принимают, в этом случае постановления принимаются по более обширному кругу полномочий и непосредственно производны от закона в смысле его исполнения. Поста­новления - акты не только нормативные, немало поста­новлений и правоприменительных, по конкретным вопро­сам управления. Широкое применение этот вид правового акта нашел и в деятельности органов местного само­управления.

Распоряжение - правовой акт, имеющий такую же сферу применения, как и постановление. Но дело в том, что этот вид правового акта наиболее часто применялся как правоприменительный, но может быть и нормативным, по­скольку в законодательстве четких различий между поста­новлениями и распоряжениями ранее не проводилось. В действующем Законе «О Правительстве Российской Феде­рации» определено, что постановления - акты нормативные, а «акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме рас­поряжений... » (ст. 23). Надо полагать, что и субъекты РФ последуют этому примеру. Тем не менее, поскольку субъек­ты РФ вправе самостоятельно решать вопрос о видах нор­мативных правовых актов, не исключена возможность при­менения распоряжения в этом качестве.

Приказы - также один из видов нормативных право­вых актов, но, как и распоряжения, может быть и право­применительным, причем наиболее часто, поскольку при­каз определен за многие годы его применения как акт единоначального руководителя органа или должностного лица. Многие вопросы внутриотраслевого масштаба в большинстве отраслей в ведении субъектов РФ находят решение посредством издания приказов (здравоохране­ние, сельское хозяйство и др.). Приказы издаются в субъ­ектах РФ и по вопросам за пределами собственно отрас­ли и распространяются в этом случае на всех граждан и организации. Например, сроки весенней и осенне-зимней охоты определяются в одних субъектах РФ постановле­ниями, в других - приказами руководителей соответст­вующих органов управления охотничьим хозяйством.

Инструкция как вид нормативного правового акта за­няла свое место в правовой деятельности субъектов РФ. Это нормативный акт пояснительного, уточняющего дета­ли применения закона или другого, более значимого по правовым свойствам нормативного акта. Бывают инструк­ции и с самостоятельным предметом регулирования, особенно по вопросам производственного и хозяйственного характера (о порядке проведения, например, взрывных или вскрышных работ, по технике безопасности и т.д.). В силу указанных особенностей инструкция (как акт произ­водного от другого нормативного правового акта) утвер­ждается постановлением или приказом компетентного ор­гана, который выступает в данном случае в качестве фор­мы акта по отношению к инструкции.

Договор (административный договор ) может иметь как нормативно-правовое, так и правоприменительное содержание. В качестве примера первого вида служат до­говоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф (о разграничении полномочий по совместному предмету ведения), договоры администрации субъекта рф иорга­нами местного самоуправления (о передаче полномочий от первых вторым и обратно), во многих субъектах рф заключены договоры об общественном согласии, в тек­стах которых содержатся нормативные положения с обя­занностями участников, принятыми на себя добровольно по договоренности. Нормативные договоры заключаются также между органами исполнительной власти - отрасле­выми и функциональными.

Характеристикой договора исчерпывается перечень ви­дов нормативных правовых актов, разрабатываемых и применяемых субъектами РФ. Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Государственные органы и должностные лица в субъектах РФ принимают множество различных норматив­ных правовых актов, как и федеральные органы государ­ственной власти и их должностные лица.

2. Тот факт, что виды многих нормативных правовых актов субъектов рф совпадают с актами федерального уровня, следует оценивать как положительный, поскольку это один из факторов обеспечения общего и единого пра­вового поля в государственном регулировании общест­венных отношений.

3. В то же время субъекты РФ принимают такие право­вые акты, которые установлены федеральным законода­тельством или ими самими - в соответствии со СТ. 76 Конституции РФ. Это - уставы субъектов РФ, договоры по вопросам своей компетенции.

4. В основе разделения нормативных правовых актов субъектов РФ лежит, как и на федеральном уровне, тот же фактор, то есть право вые свойства актов, их соотношение в иерархии; принцип главенства закона и подчиненности всех других правовых актов сохраняет (должен сохранять) и здесь свою силу.

5. Некоторые отдельные виды нормативных правовых актов переходят при практическом применении в формы актов, то есть приобретают новое качество. Вид акта и его формы в отдельных случаях совпадают.

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

2. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме .

3. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

Общефедеральные;

Нормативные акты субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные акты.

4. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

Нормативные акты неопределенно длительного действия;

Временные нормативные акты.

Виды законов:

Обычные (текущие) законы - это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом.

Законы можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем референдума, и принимаемые законодательными органами.

Признаки закона:

1) Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

4) Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

5) Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства, только эти органы обладают правом принимать законы. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д.

Законы многообразны , поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их тачимости в системе действующего законодательства. По этому осно-нанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства . Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция - это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее еще больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.

Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на них вето Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

5. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.

Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

: во-первых, закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. Во-вторых, в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы . Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру .

В системе нормативных правовых актов , помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные нормативные правовые акты". Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты.

Основными признаками этого понятия являются :

Во-первых , закрепление в конституции, законе или ином нормативном правовом акте полномочия за определенным органом издавать нормативные правовые акты, основанные на законе, а также рамки правотворческой компетенции и виды нормативных правовых актов, соответствующие этой компетенции. В Российской Федерации этот вопрос четко и исчерпывающим образом не решен ни в Конституции, ни в законах, ни в иных нормативных правовых актах. Это служит причиной частых нарушений законности в правотворческой сфере различными правотворческими органами при издании подзаконных нормативных актов.

Во-вторых , в определении юридической силы и основы издания подзаконного нормативного правового акта используются специальные юридические формулы. Такие как "на основании и во исполнение закона", "не должны противоречить закону", "в соответствии с законом" и др. Все эти законодательные формулы имеют различные значения, закрепляют различные степени зависимости подзаконных нормативных правовых актов от законов.

В-третьих , в данной группе актов осуществляется опосредование норм законов при помощи воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и других форм.

К четвертому признаку подзаконных нормативных правовых актов можно отнести то, что им присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом, поэтому они быстрее и оперативнее реагируют на изменение жизненной обстановки, с большей эффективностью приспосабливаются к меняющейся действительности. Нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов, которые являются нормами родового значения.

Из этого пятого признака вытекает, что орган, издающий подзаконный нормативный правовой акт, как правило, принимает норму видового значения при наличии нормы родового значения, благодаря чему происходит дальнейшее развитие норм законов с помощью норм подзаконных нормативных правовых актов.

В-шестых , подзаконным нормативным правовым актам присуща высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания.

Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся "под" законом. Приставка "под" в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого. В специально-юридическом значении приставка "под" в термине подзаконный акт означает их системную зависимость, иерархическое свойство быть хотя бы на одну ступень, на один уровень, но ниже закона, располагаться под законом.

Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую "необязательность". Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.

Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование).

Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделенные различной компетенцией издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.

Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение .

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества , который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций , выступающее регулятором общественных отношений.

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта. .

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт - результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме .

Законы и подзаконные акты

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации .
  • Федеральные законы :
  • Законы субъектов федерации .
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов .

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.