Война в корее. Первые победы советской авиации в корее

Список потерь советской авиации в Корейской войне (1953)

В данном списке перечислены потери боевой авиации СССР в ходе Корейской войны за 1953 год .

Все данные базируются на книге Игоря Сейдова «„Красные дьяволы“ в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950-1953 гг. Хроника воздушных сражений» (М.: Яуза; Эксмо, 2007), являющейся на 2007 год , по всей видимости, наиболее полной работой, посвящённой действиям советской авиации в Корее.

Потери указаны в следующем формате: дата; звание и имя пилота; подразделение (авиаполк или дивизия); причина потери; судьба пилота. Тип самолёта не указан, поскольку все приведённые в списке самолёты являются истребителями МиГ-15 . Приведены все боевые и небоевые потери, подробности которых известны. Необходимо отметить, что в книге Сейдова описываются не все потери, понесённые 64-й истребительным авиакорпусом; в частности, он отмечает, что ему неизвестна точная цифра потерь за октябрь 1951 года, но, по приблизительной оценке, было потеряно 10-12 самолётов (в тексте книги приводятся подробности потери 8 самолётов). Несмотря на это, в большинстве случаев данные Сейдова совпадают с доступной ему помесячной статистикой 64-го авиакорпуса.

Согласно официальным данным ВВС США , в воздушных боях самолётами Военно-воздушных сил было сбито 827 истребителей типа МиГ-15 . Однако действительные потери авиации СССР, Китая и Северной Кореи составили 566 самолётов , причём не все из них - МиГ-15. Как показывает книга Сейдова, в большинстве случаев завышенные данные о воздушных победах объяснялись тем, что американским пилотам повреждённые самолёты противника засчитывались как сбитые. По всей вероятности, уточнение числа побед затруднялось тем, что американская авиация вела боевые действия над территорией противника, что исключало возможность привлечения наземных наблюдателей и поиска обломков сбитых самолётов.

Сокращения:

  • иап - истребительный авиаполк
  • гиап - гвардейский истребительный авиаполк

Потери

Январь 1953

  • Старший лейтенант Соколов Николай Павлович (224-й иап). Подбит F-86 над Супхун ГЭС. Лётчик приземлился на лёд водохранилища , однако лёд проломился и самолёт утонул. Пилот погиб в машине.
  • Ильяшенко Сергей Николаевич (224-й иап). Сбит F-86 над Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Мищенко Виталий Михайлович (726-й иап). Сбит (предположительно F-86). Пилот погиб.
  • Капитан Андрущенко В.Д. (578-й иап ТОФ). Отказ двигателя на взлёте, спланировал, но не дотянул до ВПП . Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Карпов И.И. (913-й иап). Сбит F-86, пилотируемым подполковником Эдвином Хеллером, командиром 16 авиаэскадрильи. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Земцов (578-й иап ТОФ). Отказ двигателя в полёте. Пилот катапультировался и выжил.
  • Удовиков Г.М. (913-й иап). Потеря ориентировки. Вынужденная посадка на Ляодунском полуострове (район Сюйчжоу). Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Сенюткин Б.Г. (535-й иап). Потеря ориентировки при полёте в снегопад. Вынужденная посадка в районе города Аньдун . Пилот повредил позвоночник.

Февраль 1953

  • Лейтенант Демьянов И.К. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Маслеев Федор Ильич (535-й иап). Подбит F-86, пилот сел на брюхо вне ВПП Дапу. Пилот выжил.
  • Капитан Зеленский И.Ф (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Соколов Илья Константинович (535-й иап). Подбит F-86, в районе Супхун ГЭС, вынужденная посадка, катапульта сработала через фонарь. Пилот погиб.
  • Майор Бабич С.И. (913-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю (во время рейда к Японскому морю). Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Смирнов (913-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю (во время рейда к Японскому морю). Пилот катапультировался и выжил.
  • Подполковник Акимов П.С. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС, при заходе на запасной аэродром. Пилот катапультировался и выжил.
  • Заболотный Петр Петрович (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС, при заходе на запасной аэродром. Пилот катапультировался и выжил.

Конец февраля

  • Старший лейтенант Попов А.К. (913-й иап). Авария при тестировании нового аэродрома Куаньдянь. МиГ-15 сгорел на ВПП. Пилот выжил.

Март 1953

  • Селиверверстов Василий Митрофанович (командир 1 авиаэскадрильи 878-го иап). Группа F-86 попыталась зажать его в «коробочку». Пилот покинул самолет, перевернув его.
  • Старший лейтенант Чепусов Дмитрий Иванович (878-й иап). Подбит F-86, при посадке столкнулся с сопкой. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Рочикашвили Василий (Васо) Иванович (224-й иап). Подбит F-86, при посадке выскочил за ВПП и врезался в бруствер. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Куан Вадим Николаевич (224-й иап). Уходя из под атаки F-86, попал в штопор на малой высоте. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Христофоров Н.А. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Лейтенант Строилов Е. (224-й иап). Столкнулся с ведущим и отбил хвост. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Одинцов Н.К. (224-й иап). Срезал хвост в результате столкновения. Пилот катапультировался, но повредил позвоночник.
  • Старший лейтенант Седашев Владимир Николаевич (518-й иап). Подбит F-86, катастрофа на ВПП аэродрома Мяогоу. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Кабанов В.Я. (535-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Лапыгин В.Н. (535-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Ильиных (781-й иап ТОФ) Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Апрель 1953

  • Старший лейтенант Мотанахи В.И. (726-й иап). В результате перегрузки отвалилось крыло. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Шкурко Николай Иванович (298-й ниап). Ночная катастрофа при посадке на аэродроме Аньдун. Пилот погиб (единственная потеря полка).
  • Старший лейтенант Попов А.К. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Федорец С.А. (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Марков Владимир Сергеевич (224-й иап). Сбит F-86 в районе Дээгуандонг. Пилот погиб.
  • Капитан Лазарев Василий Николаевич (224-й иап). Сбит F-86. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Кислухин Николай Яковлевич (676-й иап). При взлёте с аэродрома Дапу оторвались ПТБ . Пилот погиб.

Май 1953

  • Капитан Батраков Н. Д. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Каменщиков Василий Григорьевич (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 в районе Ансю. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Колесников Л.П. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Заболотный П.П. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Борисов Ю.Б. (224-й иап). На обратном пути из района Супхун кончилось топливо. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Кривич В.П. (535-й иап). Сбит F-86, пристроившимися к группе истребителей МиГ с не сброшенными ПТБ. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Рыбаков Алексей Константинович (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот погиб.
  • Капитан Стадник Е.И. (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Гришенчук Виктор Лукьянович (913-й иап). Сбит F-86 при заходе на посадку в Аньдун. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Титенко (535-й иап). Сбит F-86 при заходе на посадку в Мяогоу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Пронин Иван Васильевич (415-й иап). Сбит F-86. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Куприн Н.Г. (415-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Июнь 1953

  • Старший лейтенант Тимошин Василий Степанович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 в районе Хитхен–Ансю. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Красников Н.П. (224-й иап). Самолёт разбился после выработки топлива из-за потери ориентировки. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Соловьев Леонид (676-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Царенко Владимир Федорович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Старший лейтенант Кучеренко Е.П. (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Пушкарев Борис Владимирович (781-й иап ТОФ). Сбит F-86. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Дорохов Степан Алекссевич (535-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот погиб.
  • Капитан Блинов Петр Николаевич (535-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Дапу. Пилот выжил.
  • Капитан Баландин Василий (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 во время посадки на аэродром Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Табаков А.П. (676-й иап). Сбит F-86 в районе Сиодзио. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Борисов Василий Иванович (913-й иап). Разбился на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Пименов В.И. (224-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Потапов Петр Сменович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Лейтенант Крикливец Иван Петрович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и погиб, утонув в водохранилище.
  • Лейтенант Коршунов Борис Васильевич (518-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб.
  • Лейтенант Плетнев (676-й иап). Подбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Повреждённый самолёт разбился на посадке на аэродром Аньдун. Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Кашин В.В. (878-й иап). Сбит F-86 в районе Доугондонг. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Аверьянов М. (878-й иап). Сбит F-86 в районе Доугондонг. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Кулаев Виль Павлович (224-й иап). «Валежка» во время тренировочного полёта. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Пустоваров (676-й иап). Подбит F-86, авария на посадке. Пилот выжил.
  • Капитан Карпов И.И. (913-й иап). Авария на посадке. Пилот выжил.
  • Капитан Христофоров Н.А (913-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Аликин Аркадий Георгиевич (415-й иап). Сбит F-86. В бою прикрыл ведущего командира полка. Пилот погиб.
  • Майор Марченко В.А. комполка (913-й иап). Сбит F-86 во время взлета с аэродрома Аньдун. Пилот катапультировался и выжил.
  • Подполковник Горбунов Иван Михайлович, ГСС (676-й иап). Сбит F-86 после взлета с аэродрома Аньдун. Пилот катапультировался и был расстрелян F-86 в районе Улунбей.
  • Старший лейтенант Левчатов (224-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Июль 1953

  • Лейтенант Александр Николаевич Колпаков (535-й иап). Авария во время тренировочного полёта. Пилот погиб.
  • Старший лейтенант Абидин М.Л. (518-й иап). Сбит F-86 на посадке в районе Мяогоу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Капитан Виктор Михайлович Белов (781-й иап ТОФ). Сбит F-86 на высоте 15 м на посадке на аэродром Аньдун. Пилот погиб.
  • Лейтенант Галин Александр Иванович (224-й иап). Сбит F-86 в районе Аньдун-Гисю. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Борисов Ю.Б (224-й иап). Самолёт обстрелян на посадке на аэродром Дапу. Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Германов А.А. (224-й иап). Сбит F-86 в районе Дапу. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Малевский Л.И. (913-й иап). Разбился после выработки топлива в результате боя в районе Мукден. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Гагаринов (535-й иап). Подбит F-86 в районе аэродрома. Самолёт разбит на посадке. Пилот выжил.
  • Старший лейтенант Шишкин Г.П. (726-й иап). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Павлов (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот катапультировался и выжил.
  • Старший лейтенант Потибенько В.И. (535-й иап). Сбит F-86 в районе Аньдун-Гисю. Пилот катапультировался и выжил.
  • Лейтенант Герасимчук Николай Петрович (913-й иап). Сбит F-86 в районе Супхун ГЭС. Пилот погиб в результате неудачного катапультирования.
  • Старший лейтенант Луговцов Е.И (781-й иап ТОФ). Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.

Общая статистика

По данным Сейдова, за 1953 год 64-й истребительный авиакорпус потерял 86 самолётов МиГ-15бис без учёта ночных боёв . В нижеприведённой таблице обобщены данные списка.

Примечания

Библиография

  • Сейдов, Игорь «Красные дьяволы» в небе Кореи. - М .: Яуза, Эксмо, 2007. - С. 704. -

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до этого практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.

Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделивший мир на советский и капиталистические лагеря. Однако шесть десятилетий назад сотни советских лётчиков отдали жизни за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира.

Согласно официальной версии, во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.

Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.

Кроме того, пулемётные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолётам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.

Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших десять и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысяч человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались. Все они имели китайские документы без фотографий и носили форму китайских военнослужащих.

Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости», - русские.

Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Кореей до сих пор не заключён) военный советник президента Гарри Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские», могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

12 апреля 1951 года в истории американской авиации получило название чёрного четверга. Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли с тех пор, как закончилась вторая мировая война .

Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР.

Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом, куда, впрочем, кроме авиационных частей, входили несколько зенитно-артиллерийских дивизий, несколько зенитно-прожекторных полков и несколько радиотехнических батальонов локаторщиков.

Кроме этого, в частях вооруженных сил КНДР и китайских народных добровольцев, которые также активно принимали участие в этой войне, находилось две-три сотни наших военных советников и несколько военных госпиталей.

В боевых же действиях активно участвовали только зенитчики и летчики, которые в составе 64-го истребительного авиакорпуса противостояли мощной 5 воздушной армии и авиации их союзников – Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи , Южной Африки. Боевые действия советские летчики 64-го истребительного авиакорпуса начали 1 ноября 1950 года на реактивных истребителях МиГ-15 конструкции Микояна и Гуревича.


МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР

С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике.

Уже первые схватки в небе доказали, что американские реактивные самолёты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают МиГ-15 по скорости, скороподъёмности и вооружению. Бои заканчивались их бегством.

Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители - F-86 Сейбр. Уступая МиГу в скороподъёмности и удельной тяге, они превосходили его в манёвренности, большей дальности полёта и в наборе скорости при пикировании.

Но МиГ-15 обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулемётов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 м. Впрочем, МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и с военными других стран, выступавшими под флагом ООН .

Так, свои военные силы предоставила и Австралия. Однако боевые качества австралийских лётчиков и техническое оснащение их самолётов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.


F-86 Сейбр

Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами.

Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю.

Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска.


B-29

В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой. Её оборонительоне вооружение вкючало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. B-29 действовали действовавших под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие в общей сложности около пятидесяти самолётов.

На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб.

Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов - 10 B-29 и четыре Сейбра.

Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Два советских самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских самолёта. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен. В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим лётчикам.

Самый результативный ас Корейской войны Евгений Пепеляев (1918-2013)

В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника. Лучшим советским асом Корейской войны считается командир 196-го ИАП 324-й авиадивизии подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным.

Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, старший лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы.

Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло пяти, и Ларионов посмертно получил звание Героя Советского Союза, что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, обширные льготы.

Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Пепеляевым в небе над Корейским полуостровом достигает 23 штук (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86).

Николай Васильевич Сутягин (5 мая 1923 - 12 ноября 1986) - Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР , генерал-майор авиации.

Лучший американский ас, капитан Джозеф Кристофер Макконел-младший, может похвастаться только 16 сбитыми самолётами.

На втором месте среди наших асов – капитан Николай Сутягин из 17 ИАП с 21 победой. 64-й истребительный авиакорпус вёл боевые действия на территории Кореи почти три года.

В общей сложности за это время было сбито 1525 самолётов противника, 1099 из них были сбиты силами авиации.

Советские потери составили 319 самолётов МиГ-15 и Ла-11. В боях погибло 120 лётчиков.

Многие из погибших наших летчиков были в основном похоронены на территории Китая , вечная им память !

Пост подготовлен по материалам Русского Портала

НАСТОЯЩАЯ же реактивная война развернулась в начале пятидесятых годов в Корее 8 ноября 1950 года. В тот день в корейском фронтовом небе появились русские реактивные самолеты МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР. Они сразу же вступили в ожесточенные поединки с американскими F-80 "Шутинг стар" и F-84 "Тандерджет". Американскому командующему Макартуру пришлось докладывать начальникам штабов о том, что летчики за все время в Корее столкнулись с боевой техникой, значительно превосходящей американскую, их боевой дух начал падать. Командование США для защиты бомбардировщиков срочно пришлось ввести новейшие реактивные истребители F-86 "Сейбр". Развернулась реактивная воздушная война, которую вели пилоты США с союзниками с одной стороны, а с другой - советские, китайские и северокорейские летчики. Задействованные МиГ-15 и F-86 "Сейбр" были современнейшими реактивными самолетами.
"Атакующие самолеты устремлялись с громадных высот, где преимущество имели МиГи, вниз на малые высоты, где господствовали "Сейбры", - вспоминал один из американских летчиков. - На встречных курсах с суммарной скоростью более 1.900 км/час самолеты сближались так быстро, что человеческий глаз и человеческие реакции были на пределе своих возможностей".

В реактивной воздушной войне успех остался за советскими асами. Заокеанские специалисты насчитывали свыше 30 применяемых тактических приемов летчиками МиГов. И это, в общем-то, не удивительно. Так, 324-й дивизией, которая одна из первых прибыла в Северный Китай для противовоздушной защиты объектов КНДР, командовал легендарный Иван Кожедуб. А потому в ходу были и "косая петля", и "карусель", и "горка к солнцу" и "ловушка", и "пасть"... Отметим, в США по-разному оценивали уровень подготовки своего противника. Командир крыла истребителей "реактивный" ас полковник Харрисон Тинг считал: "МиГ-15 страшен, если управляется хорошим, инициативным летчиком".

Именно такими являлись капитан Николай Сутягин, полковник Евгений Пепеляев, капитан Лев Щукин, майор Дмитрий Оськин, другие советские летчики - бесстрашные асы корейской войны.

Первым "реактивным" асом планеты стал наш летчик - старший лейтенант Федор Шабанов. На реактивном истребителе он уничтожил 5 реактивных самолетов. Это случилось 20 мая 1951 года. Запомним дату рождения первого "реактивного" аса - 20 мая 1951 года. Именно тогда Федор Шабанов одержал свою шестую победу над F-86, которая была пятой "реактивной". В этот день свою пятую "реактивную" победу одержал и американский летчик Джеймс Джабара.


Советские воздушные "реактивные" асы Николай Сутягин (слева) и
Евгений Пепеляев (справа)

Ну а непревзойденным "реактивным" асом стал заместитель командира эскадрильи 17-го полка 303-й истребительной авиационной дивизии капитан Николай Сутягин. Свой счет реактивным победам он открыл 19 июня пятьдесят первого. А уже через три дня увеличивает их до 3.

Тогда в момент разворота звену советских летчиков во главе с Николаем Сутягиным заходила в "хвост" четверка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в "хвосте" "Сейбров". Заметив МиГи, американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин с дистанции 400-500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в "хвост", это заметил ведомый старший лейтенант Шулев - он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошел на "косую петлю". Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250-300 метров, открыл по нему огонь. F-86 запылал и стал падать. Чуть позже был уничтожен еще один "Сейбр".
Умению Сутягина драться с американцами завидовали во всей дивизии, как и его нацеленности на победу.
Лето 51-го для Николая стало результативным - 6 сбитых самолетов противника, еще результативней осень - 8 уничтоженных машин. Только в декабре Сутягин одержал 5 воздушных побед. В начале 52-го он стал реже вылетать на боевые вылеты, как асу ему было поручено выступать перед летчиками полков второго эшелона, готовившимся к боям. Тем не менее, в январе 52-го он сбил 3 самолета противника.

Итак, Николай Сутягин за время боевых действий с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года произвел 149 боевых вылетов, провел 66 воздушных боев, лично сбил 22 самолета - наивысший результат в корейской войне. На его счету 15 F-86 "Сейбр", 2 F-80 "Шутинг Стар", 3 F-84 "Тандерджет" и 2 "Глостер-Метеор".

К слову, не все критерии, используемые при анализе результатов летчиков второй мировой, применимы к корейской войне. Противоборствующие стороны находились примерно в равных условиях. Даже сражались советские и американские пилоты на самолетах, которые были близки по основным летно-техническим данным. МиГ-15 превосходил F-86 в скороподъемности, удельной тяговоруженности. "Сейбр" быстрее набирал скорость при пикировании, был более маневрен, обладал большей дальностью полета. Однако МиГ отличался вооружением, две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм характеризовались высокой скорострельностью, а снаряды пробивали любую броню. 6 крупнокалиберных "сейбровских" пулеметов "Кольт Браунинг" не давали такого эффекта.
У капитана Николая Сутягина высочайший результат. Ему принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. Он одержал наибольшее число побед - 22. Сбил наибольшее число реактивных самолетов. Всех больше уничтожил современнейших на то время F-86 "Сейбр" - 15. Он добился и высокого результата в воздушных поединках за один месяц - 5 побед.
В военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и мастерству в реактивной войне. Как, впрочем, и Евгению Пепеляеву.

Командир 176-го истребительного авиационного полка 324-й истребительной авиационной дивизии полковник Евгений Пепеляев одержал 19 воздушных побед при 108 боевых вылетах. Плюс к этому 4 сбитых им самолета пошли на счет ведомого. Этот русский летчик имеет наивысшую результативность по формуле - количество побед на один боевой вылет - 0,19. За 5 вылетов он сбивал самолет противника. В двух боях Пепеляев уничтожил по два самолета. На его счету - 14 американских F-86 "Сейбр", два - F-84 "Тандерджет", один - F-80 "Шутинг стар", два - F-94.
По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин и майор Дмитрий Оськин. К слову, Дмитрию Оськину принадлежит рекорд наивысшей результативности за определенный период среди наших летчиков. В октябре-декабре 1951-го за 23 дня он одержал в побед. 13 побед на счету капитана Сергея Крамаренко. По 12 выигранных поединков имеют майор Константин Шеберстов, майор Михаил Пономарев (11 сентября 1951-го за один день он уничтожил четыре реактивных штурмовика, причем три из них в одном вылете), подполковник Александр Сморчков, по 11 капитан Григорий Охай, майор Степан Бахаев, капитан Петр (?) Милаушкин, по 10 старший лейтенант Дмитрий Самойлов, капитан Иван(?) Сучков.

Здесь следует назвать и капитана Степана Науменко, ставшего первым советским асом в корейской войне - 24 декабря 1950 года, когда он сбил свой пятый самолет. Подполковника Александра Карасева, который 19 сентября этого года одержал три победы, отправив на землю тройку штурмовиков F-84. Майора Анатолия Карелина, сбившего в ночных воздушных боях 6 самолетов В-29 - знаменитых "летающих крепостей".

Всего в ходе корейской войны 51 советский летчик стал асом, одержав по 5 и более побед.

Результаты американских летчиков скромнее. Наиболее удачливым стал капитан Джозеф Макконнел. В 106 боевых вылетах он сбил 16 самолетов противника. Вторым "реактивным" асом среди американцев слывет капитан Джеймс Джабара, одержавший 15 побед. Третьим - капитанМануэль Фернандер, сбивший лично 14 самолетов и один в группе. Четвертый по счету ас майор Джордж Дэвис сбил 14 самолетов. Полковник Роял Бэйкер (он пятый американский ас) одержал 13 воздушных побед. Еще 8 американских пилотов имеют за плечами от 10 до 14 выигранных поединков. А асами стали 40 летчиков. Для сравнения скажем, что в ходе корейской войны 51 советский летчик стал асом, одержав по 5 и более побед. (И в первом и во втором случае на счету летчиков есть и уничтоженные поршневые машины.)

А теперь уместно сказать вот о чем. Американцы как пилоты, так и исследователи корейской войны, оказались большими мастерами фальсификаций. Они "забрали" себе все рекорды, доказывая тем самым тезис, а точнее, миф о своем боевом превосходстве. Пример - книга "Аллея МиГов", изданная в Техасе в 1970 году.

Заокеанские исследователи вовсю пытаются приподнять мастерство своих пилотов. Они часто подчеркивают, что первым в истории реактивным асом стал капитан Джеймс Джабара, сбив к 20 мая 1951 года 5 самолетов (всего на счету Джабары 15 воздушных побед). Отмечают, что сильнейший летчик корейской войны - капитан Джозеф Макконнел (выиграл 16 поединков). Как мы убедились это совсем не так.

Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских летчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Причем те же Джозеф Макконнел и Джеймс Джабара, что называется, до конца остались верны небу. Первый погиб при испытательных полетах в 1954 году. Второй поставил целью стать асом и во время вьетнамской войны, был туда направлен, однако не осуществил своей цели - погиб в авиакатастрофе. Кстати, там он мог бы столкнуться с воспитанниками Николая Сутягина, который был советником во вьетнамских ВВС.

Не принижая мастерства американских летчиков, скажем, что счет советских асов солиднее. Ну а почти все рекорды "реактивной" войны, как я уже отмечал, принадлежат Николаю Сутягину. О чем, к слову, российским исследователям нужно вспоминать почаще, уточняя отдельные позиции в истории воздушных войн.

До сих пор в США пытаются подправить и общий итог войны. Так, в "Энциклопедии авиации" (Нью-Йорк", 1977 г.) отмечается, что всего американскими летчиками за время войны сбито 2.300 "коммунистических" самолетов (СССР, Китая и КНДР), потери США и их союзников -114. Соотношение - 20:1. Внушительно? Однако наиболее серьезные американские специалисты еще в пятидесятых годах, когда потери было скрыть трудно (смотри книгу "Воздушная мощь -решающая сила в Корее", Торонто - Нью-Йорк - Лондон, 1957 г.) отмечали, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2000 самолетов, потери "коммунистических" самолетов они тогда оценивали скромнее - примерно в 1000 самолетов. Однако и эти цифры далеки от правды.

В 1993 году Генеральный штаб Вооруженных Сил России рассекретил документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими летчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно - от 6 месяцев до одного года - входило десять дивизий) было проведено 1.872 воздушных боя, в ходе которых сбито 1.106 самолетов противника, из них F-86 - 650 единиц. Потери корпуса - 335 самолетов. Соотношение - 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 "Сейбр") - 2:1. Отметим, американские летчики действовали и менее эффективно пилотов Объединенной воздушной армии, в которую входили части Китая и КНДР. Они сбили 231 самолет, а потеряли - 271.

Словом, в Корее верх остался за школой, которую представлял советский легендарный ас Иван Кожедуб, положивший начало уничтожению реактивной техники в феврале победного 1945-ro, и бесстрашные асы реактивной войны Николай Сутягин и Евгений Пепеляев.

12 апреля - черный день авиации СЩА. Лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко вспоминает

12 апреля – чёрный день для американской авиации сразу по двум причинам. Одна известна всей планете – это полёт в космос первого человека, которым стал русский лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Другая причина известна очень мало, хотя именно в этот день, ровно за десять лет до полёта Гагарина, советские асы трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, командовавшего тогда 324-й истребительной авиационной дивизией, развеяли миф о неуязвимости американских летающих суперкрепостей В-29.

В-29 - тех самых, что сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки и готовились сделать то же самое с десятками городов СССР (в соответствии с планами войны против Советского Союза «Totality», «Pincher», «Dropshot», «Broiler/Frolic», «Charioteer», «Halfmoon/Fleetwood», «Trojan», «Off-tackle» и другими, принимавшимися, начиная с 1945 года, и совершенствовавшимися по мере накопления Соединёнными Штатами ядерного оружия).

В небе над корейским полуостровом советские летчики воевали под чужими именами. Форма на них была китайская, а личные документы не имели никаких фотографий.

Вот что рассказал о воздушных боях в Корее их непосредственный участник – лётчик-ас генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко (на фото) – ветеран Великой Отечественной (на фронтах с августа 1942 года, лично и в группе сбил 13 немецких самолетов и аэростат-корректировщик) и Корейской войн (с апреля 1951 по февраль 1952 года совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 13 самолетов противника:

В начале октября 1950 года произошло событие, изменившее мирную и размеренную жизнь нашего авиационного полка. Однажды командир части собрал в клубе всех летчиков. На трибуну вышел генерал Редькин, заместитель командующего авиацией Московского военного округа (в ту пору авиацией округа командовал генерал Василий Сталин). Он коротко рассказал о нелегкой борьбе коммунистов Северной Кореи с империализмом, сообщил, что американская авиация сжигает напалмом города и села этой многострадальной страны, уничтожает мирное население. В заключение сказал, что правительство Северной Кореи обратилось к правительству Советского Союза с просьбой оказать помощь в нелегкой борьбе с американской авиацией. «Советское правительство согласилось удовлетворить просьбу руководства Корейской Народно-Демократической Республики, – сказал генерал и после непродолжительного молчания спросил, – кто из летчиков желает поехать в Северную Корею добровольцем?» Все, как один, подняли руки. Генерал поблагодарил за отзывчивость, попрощался и уехал.

Советские лётчики-асы, воевавшие в Корее

Командование отобрало 32 летчиков, в основном из числа участников Великой Отечественной войны. Добровольцев собрали в три эскадрильи. Я был назначен заместителем командира 3-й эскадрильи, которую возглавлял Герой Советского Союза Александр Васько.
Командиром нашей группы, которая получила наименование 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, Трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб.

ПЕРВЫЙ БОЙ

2 апреля 1951 года в составе авиационного звена (две пары самолетов) я вылетел на перехват реактивного разведчика Б-45. Звено подняли слишком поздно, и мы увидели группу противника в составе разведчика Б-45 и 8 самолетов Ф-86 «Сейбров», идущую на встречно-пересекающихся курсах на 1000–1500 метров выше нас. Но несмотря на то, что мы находились в невыгодном положении, я решил атаковать американцев. Ведущему нашей второй пары капитану Лазутину удалось занять удобное положение в пятистах метрах снизу и сзади разведчика. Но атака по разведчику не получилась, самолет, увидев нас, прибавил газу и ушел к себе домой.


Соперники в Корейской войне: Миг-15 и Сейбр

На нас набросились «Сейбры». Мне пришлось дать по ним очередь издалека, чтобы не дать сбить Лазутина, который после неудачной попытки атаковать Б-45 оказался далеко внизу. Самолеты резко ушли вверх. В этот момент мою пару атаковало второе звено «Сейбров». Ведущий группы зашел в хвост моему ведомому Сергею Родионову и стал быстро с ним сближаться, готовясь в любую секунду открыть огонь из всех своих шести крупнокалиберных пулеметов. Понимая, что не успеваю отбить атаку, даю Родионову команду сделать переворот. Родионов немедленно выполнил команду и ушел буквально из-под носа «Сейбра». Сделав правый разворот со снижением, я оказался в выгодном положении сзади этого «Сейбра» и с дистанции 400–500 метров открыл по нему огонь. Трасса прошла перед «Сейбром» и несколько снарядов разорвалось на фюзеляже. Сейбр сразу прекратил преследование, развернулся под меня и ушел вниз.

В этот момент на меня свалилась сверху вторая пара «Сейбров», но я правым разворотом ушел из-под атаки. Они попытались последовать за мной, но Родионов оказался сзади этой пары и открыл по американцам огонь, чем вынудил их прекратить атаку. После этого «Сейбры» ушли за разведчиком. Мы стали преследовать до береговой черты, за которую нам запрещалось заходить.

«ВСЕМ ВЗЛЕТ!»

12 апреля мы, как обычно, с рассветом прибыли на аэродром. Осмотрели самолеты. Дежурное звено было в готовности № 1 (4 летчика в самолете в готовности к немедленному вылету), остальные летчика расположились у самолетов или отдыхали в непосредственной близости от аэродрома. Внезапно поступила команда: всем быть готовыми к взлету. Не успели сесть в самолеты, как последовала команда: «Всем запуск и взлет».

Один за другим «МиГи» начали выруливать на взлетную полосу. Взлетела первая эскадрилья, затем вторая, потом наша, третья. Я во главе шести самолетов находился в группе прикрытия. Наша задача – не дать вражеским истребителям атаковать две передние эскадрильи, составляющие ударную группу, основная задача которой – атаковать бомбардировщики и штурмовики противника.

Вслед за нашим полком, который возглавлял подполковник Вишняков, поднялся в воздух и полк подполковника Пепеляева. Это был первый случай, когда Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолеты нашей дивизии. На земле осталась только дежурная пара.

Иван Кожедуб в Корее

Впоследствии полковник Кожедуб рассказывал, что в тот день с радиолокационных станций поступило сообщение об обнаружении большой группы самолетов противника, направлявшихся в сторону нашего аэродрома. Он обратил внимание, что скорость полета этой группы была небольшой – около 500 км/час. Ориентируясь на скорость (у истребителей скорость обычно была 700–800 км/час), он понял, что летит большая группа бомбардировщиков, и поэтому решил, что для отражения этого массированного налета необходимо поднять в воздух все истребители дивизии. Решение было рискованным, но, как оказалось, совершенно правильным.

Набрав высоту, стремясь догнать переднюю эскадрилью, я увеличил обороты. Идем с набором высоты на север. Под нами горы, справа – узкая голубая лента воды. Это река Ялуцзян. За ней – Северная Корея. Высота 5000 метров. Полк начинает плавный разворот вправо. Я увеличиваю крен, срезаю разворот, за счет меньшего радиуса догоняю переднюю группу и занимаю свое место примерно в 500–600 метрах сзади ударной группы.

Миг-15 с северо-корейскими опознавательными знаками

Пересекаем реку и идем на юг. С командного пункта передают, что навстречу в 50 км идет большая группа самолетов противника. Высота 7000 метров. Я набираю на всякий случай еще 500 метров над ударной группой. Боевой порядок занят.

Вскоре ведущий нашего полка передал: «Впереди слева внизу противник». Смотрю влево вниз. Навстречу, слева и ниже, летят бомбардировщики – две группы огромных серых машин. Это знаменитые американские «летающие крепости» Б-29. Каждая такая машина берет на борт 30 тонн бомб, имеет на вооружении 8 крупнокалиберных пулеметов.


Б-29 Суперкрепость

Бомбардировщики летят ромбами из 4 звеньев по 3 самолета, всего 12 самолетов в группе. Затем еще 3 ромба. За ними сзади на 2–3 км и чуть выше нас летят десятки истребителей, целая туча серо-зеленых машин. Около сотни «Тандерджетов» и «Шутинг Старов».

ОГНЕННАЯ КАРУСЕЛЬ

Командир полка дает команду: «Атакуем, прикрой!» – и начинает левый разворот с резким снижением. Ударные группы – восемнадцать «МиГов» – устремляются за ним вниз. Истребители противника оказываются сзади и выше наших атакующих самолетов. Самый опасный момент. Настало время и нам вступить в бой.

Группе прикрытия надо сковать истребителей противника и, связав их боем, отвлечь от защиты своих бомбардировщиков. Даю команду ведомым: «Разворот влево, атакуем!» – и начинаю резкий разворот влево с небольшим набором высоты. Оказываюсь сзади и ниже ведущего группы американских истребителей, в самой их гуще. Быстро прицеливаюсь и открываю огонь по переднему самолету группы. Первая очередь проходит чуть сзади, вторая накрывает его. Он переворачивается, из сопла его самолета идет сизо-белый дым. «Тандерджет», крутясь, уходит вниз.

Американцы от неожиданности, не понимая, кто их атакует и какими силами, опешили. Но это продолжалось недолго. Вот один из них дает по мне очередь, трасса проходит выше самолета, но устремившиеся за мной Родионов и Лазутин со своими ведомыми, видя, что я в опасности, открывают по нему и другим самолетам огонь. Видя перед собой трассы, американцы отворачивают, и я получаю возможность стрельбы по следующему самолету, но в этот момент впереди меня проходит трасса. Смотрю назад: один из «Тандерджетов» стреляет метров со ста. В этот момент через него проходит трасса снарядов авиапушки Лазутина. Несколько снарядов взрывается на самолете. «Тандерджет» перестает стрелять, переворачивается и уходит вниз.

Перед носом самолета новая трасса. Я резко хватаю ручку на себя. Самолет выполняет что-то немыслимое, то ли виток скоростного штопора, то ли бочку, и я оказываюсь внизу и сзади под «Тандерджетом». Атакую этот «Тандерджет» снизу, но он уходит резким разворотом влево. Проскакиваю мимо двух «американцев». Родионов стреляет по ним. Они резко разворачиваются и уходят вниз. Мы выходим над ними вверх. Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши «МиГи» расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант.

Ф-86 Сейбр

Пропустив начало атаки нашей группы, они теперь пытались отыграться на замыкающих. Выйдя косой петлей из-под огня «Сейбров», Милаушкин продолжал преследовать группу «крепостей» и, увидев, что одно из звеньев отстало от группы, атаковал его, передав ведомому – Борису Образцову:
– Атакую ведущего, ты бей правого.

Сближение происходило стремительно, в прицеле быстро вырастал бомбардировщик. После открытия огня на фюзеляже и моторах «крепости» появились разрывы снарядов. «Крепость» задымилась и стала снижаться. Вторая «крепость», по которой стрелял Образцов, загорелась также.
Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще 4 подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.

После боя почти в каждом нашем «МиГе» нашли по 1, 2, 3 пробоины. У одного было 100 пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.
Этот день, 12 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей».

Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.

У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» – так быстро они загорались и ярко горели.

За тот бой, успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Метки: