Три иерарха линейный корабль 1766.

С вами снова на связи — ваш проводник мире масштабного моделирования!

Этот год привнес в работу нашего проекта долгожданное оживление.

Наконец-то стали регулярно поступать на наш почтовый ящик письма от читателей, делающих первые шаги в масштабном моделировании.

Я отвечаю на каждое такое письмо, и стараюсь помочь. Я искренне желаю, чтобы ваши первые действия побудили в вас желание расти и развиваться, повышать свое мастерство. А отнюдь не отбили его.

Одной отличительной особенностью поступающих писем от читателей является их практическая ценность. Каждый вопрос, требующий ответа, задается не один раз разными людьми. Поэтому ответы на них являются достоянием многих. А значит они являются базой для статей нашего образовательного проекта.

Большая часть вопросов обращена исключительно к деталям технологического процесса. То бишь какую краску выбрать, как изготовить окрасочный шаблон, как и зачем грунтовать модели. На многие из них вы можете найти ответы на просторах интернета.

Есть вопросы, касающиеся концептуальных решений и подходов. Какое направление выбрать, с чего начинать. Именно ответы на эти вопросы формируют картину мира будущего моделиста, в определенной степени программируя его дальнейший Путь.

ВОПРОС

Я совсем недавно решила заняться моделизмом и нашла в магазине «Тополь». По правде говоря, до этого у меня полноценных моделей не было и он может оказаться первым. Стоит ли приобретать его или в качестве первого опыта выбрать что-то другое?

ОТВЕТ

Ответ на этот вопрос основывается на понимании двух моментов.

МОМЕНТ 1

Мастером всего еще не удавалось быть никому на свете. Такого не дано человеку. Ни Юлию Цезарю, умевшему делать несколько дел одновременно, ни Леонардо да Винчи, оставившему после себя богатое наследие творческих и инженерных разработок.

Человек всегда будет МАСТЕРОМ ОДНОГО ДЕЛА . Которому он отдает всего себя. Которому он посвящает все основное время.

И дело тут совсем не в человеке. А в обширности любого знания, любого практического дела. Суть в том, что любой ответ рождает с десяток новых вопросов. Любая деятельность содержит в себе тысячи и тысячи нюансов, на постижение которых может уйти вся жизнь.

Но и после этого останется что понимать, изучать. В чем совершенствоваться.

Эти рассуждения напрямую касаются масштабного моделирования. И любому человеку, решившему реально начать его постижение, следует уяснить базовое правило.

НЕЛЬЗЯ ХВАТАТЬСЯ ЗА ВСЕ СРАЗУ

Как бы ни было интересно, какие бы модели вам не нравились — нужно выбрать ОДНО единственное направление в моделировании, в котором вы будете работать.

Совершенно не важно, что это будет.

БТТ, флот, военно-историческая миниатюра, гражданская или военная авиация. Вы должны выбрать одно направление, которое будет вам по душе. Которое ближе всего вам по интересам. Работать в котором вам будет нравиться долгое время.

Это единственное направление станет вашим скелетом, на который вы нарастите мышцы умений и практических навыков работы. Другое дело, что для нахождения своей родной ниши вы возможно перепробуете в сборке не одну модель, а то может быть и не один десяток.

Вы не должны бояться пробовать себя в разных направлениях и стилях работы. Возьмите несколько моделей из всех подвидов масштабного моделирования. И собирайте их одну за другой. Процесс работы над каждой из них даст вам точное знание.

Помните…

Истина достигается только через ваш личный практический опыт. Никакие рассуждения и умозаключения не дадут вам вкуса реальности. Вы должны все попробовать сделать самостоятельно. И найти свою нишу.

Не бойтесь мысли, что вам всю жизнь придется провести внутри одной специфики.

Открою вам небольшой секрет…

Любое самосовершенствование состоит из ряда последовательных этапов. И освоение высоких уровней мастерства в любом деле достигается только за счет обогащения опытом, полученным из смежных сфер. А может быть даже и из совершенно далеких вашему первичному направлению деятельности.

Получается этакое перекрестное опыление.

Такое встречается повсеместно. В бизнесе, когда идеи обслуживания пассажиров аэропорта применяются в офисе фирмы по производству пластиковых окон. Или в боевых искусствах. Когда люди много лет практиковавшие один стиль начинают практическое освоение совершенно другого направления, позволяющего взглянуть на себя как-бы со стороны.

Но наш СКЕЛЕТ останется прежним.

Ваша задача найти его — свой скелет, свое главное направление.

МОМЕНТ 2

Сейчас рынок сборных моделей из пластика перешел на новый уровень качества. Модели прошлого часто грешили своей нестыковкой деталей, утяжинами и облоем. Десятком других неочевидных, и тем не менее болезненных, недостатков.

Иногда сборка модели даже у опытного мастера вызывала одни негативные эмоции. Хотелось просто взять и выкинуть все это пластиковое барахло в мусорку, а не сидеть вытачивать-выводить детали. Чтобы они хоть как то стыковались между собой.

Такие модели были уделом тех, кто стремился делать совершенство. И был обладателем отменной нервной системы и психическим здоровьем восточного Будды.

Но такие модели не походят для новичка в масштабном моделировании. Задача первого этапа — первых шагов становления моделиста — это просто научиться собирать модели, получив при этом достаточное удовольствие от сборки. Вы должны прочувствовать, насколько это классно — собирать модели, которые вам нравятся.

Поэтому вам нужны на начальном этапе нужны модели хорошего качества, с прекрасной стыкуемостью, с минимумом проблем.

До недавнего времени такие модели были только в арсенале иностранных производителей, типа Тамия или Хасегава. Позже в эту когорту пришли китайские компании Дрэгон, Менг, Великая стена, Трумпетер.

Сейчас же наша отечественная Звезда перешла на выпуск моделей отменного качества. За что я стал их уважать. Все новинки прошлого года прекрасно выполнены. И гражданская авиация, и Су-27СМ2, и Тополь, и Пантера.

Я бы посоветовал вам брать в качестве своих первых моделей именно новинки от Звезды. Да, не спорю в них много деталей. Но к этому нужно сразу привыкать. Главное, что они прекрасно собираются. И оставят после себя отличные ощущения.

ВЫВОДЫ:

Уважаемые начинающие моделисты! Руководствуйтесь этими двумя моментами в начале своей профессиональной деятельности. Причем в иерархическом порядке. Сначала Момент 1 , затем Момент 2 . И у вас все получиться. Важно не торопиться, а наслаждаться каждым моментом.

Ведь сборка хорошей модели сродни прекрасному высокогорному китайскому чаю, придающему сил и бодрости. А послевкусие снабдит вас желанием продолжить ваш Путь к Мастерству .

Напоследок, хотелось бы сказать несколько слов по существу вопроса в этой статье. Модель Тополя вышла у Звезды весьма и весьма достойно. Подтверждением этого факта является медаль Model Fan на Нюрнбергской выставке этого 2015 года, полученная Звездой.

Модель обладает прекрасной стыкуемостью, облоя крайне мало. Утяжин всего две — три, они видны, но это легко убираемо. Модель максимально копийна к прототипу, за что отдельная благодарность производителю.

Собрать не сложно даже новичку. Главное не спешить. Вообще модель Тополя — единственная на данный момент. Даже у Трумпа пока ничего такого пока нет.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!
Понравилась статья? Обязательно расскажи друзьям:
Нужны другие материалы по этой теме? Читайте:

Коллекционирование, а также сбор авиамоделей, занимает особое место среди множества разнообразных видов хобби. Собирая модель из готовых пластиковых деталей, следует быть максимально аккуратным, точным, терпеливым и усидчивым. Также вы должны иметь представление об истории техники, которую принялись собирать.

Чтобы собрать красивую модель самолета не достаточно инструкции вложенной в набор купленный вами. Для того чтоб после сборки ваша модель получилась без потеков клея, ее поверхность была ровной, с хорошо нанесенной краской следует изучить основные правила качественной сборки. Вот об этих основных правилах будет идти речь в сегодняшней статье.

Итак, перейдем непосредственно к сбору пластиковой модели самолета, но для этого следует приобрести интересующий вас набор. Если вы еще не определились с будущим выбором можете ознакомиться с большим ассортиментом нашего магазин, а также купить понравившуюся . В нашем магазине вы найдете разнообразные наборы для сборки, как военной техники различных периодов, так и гражданских.

Прежде, чем приступить к сбору модели следует подготовить необходимый набор инструментов, таких как: модельный нож, клей - модельный и ПВА, специальная модельная лента или скотч, пинцет, наждачная бумага, кисточки или аэрограф, а также грунтовка, шпаклевка и краски.

Затем следует достать все содержимое набора и проверить наличие всех деталей, а также отсутствие повреждений или деформаций на них. Если после проверки все детали на месте и не повреждены, переходим к следующему этапу.

Дальше следует подготовить рабочее место - это должен быть большой, просторный стол, который застелен специальным модельным ковриком. Помещение, где будет проводиться сборка самолета, должно быть хорошо освещено, свет должен быть ярким. Если у вас есть аэрограф и окрашивание собранной конструкции будет производиться им, то помещение должно быть оборудовано хорошей вентиляцией.

Немаловажным фактором является то, как в итоге будет выглядеть модель. Для этого стоит отыскать изображения реального прототипа выбранной модели в исторической литературе либо в интернете.

Основные этапы сборки:

1. В первую очередь выбираем литники, к которым крепятся основные детали корпуса - это фюзеляж и крылья. Аккуратно, при помощи модельного ножа отрезаем детали и обрабатываем места присоединения к литникам наждачной бумагой.

Отделяйте детали от литников последовательно, дабы в дальнейшем не перепутать их принадлежность и место в модели.

2. Далее складываем половинки корпуса вместе и закрепляем при помощи модельной ленты или скотча. Также при помощи модельной ленты или скотча прикрепляем к конструкции все основные детали. Убедившись, что все детали подошли друг другу и четко заняли свои ниши, можем приступать к склеиванию самолета.

3. До того, как вы начнете склеивать части фюзеляжа, следует собрать и окрасить кабину пилота. После полного высыхания кабины помещаем ее между половинками фюзеляжа и начинаем склеивание половинок.

4. Теперь непосредственно переходим к склеиванию модели. Детали самолета следует проклеивать поочередно. Каждую последующую деталь клейте только после высыхания предыдущей. Старайтесь клей наносить аккуратно, не оставляя потеков.

5. После приклеивания всех деталей и полного высыхания клея выполняем шлифовку модели самолета. Делается это при помощи наждачной бумаги. Эта процедура нужна для придания ровной поверхности конструкции.

6. Далее наносим шпаклевку , для избегания всевозможных щелей, вмятин и прочего на стыках между крыльями и корпусом. Аккуратно наносим шпаклевку на нужные участки, оставшийся излишек убираем при помощи мокрой тряпки.

7. После полного высыхания шпаклевки заново шкурим наждачной бумагой корпус самолета.

8. Добившись гладкой поверхности нашего корпуса, переходим к его грунтованию . Но прежде, чем это сделать надо корпус обезжирить, для этого следует использовать специальное обезжиривающее средство или спирт. Также закрываем моделирующей лентой участки, на которые не должна попасть грунтовка, такие как окно кабины, фонари.

Эта процедура нужна для выявления недостатков на поверхности модели самолета перед ее окрашиванием, а также для того, чтоб краска ложилась ровным слоем и при высыхании не скалывалась.

Наносить грунт следует плавными быстрыми движениями вдоль или поперек модели. Баллончик с грунтом следует держать в 30 - 50 см от поверхности самолета. Так как грунт является токсичным веществом, процедуру следует выполнять в респираторе и перчатках.

Сначала грунтуем верхнюю часть корпуса и оставляем сохнуть на 30 - 40 минут. После высыхания грунтуем нижнюю часть, и теперь модель должна сохнуть в течение двух дней.

9. После полного высыхания грунтовки корпус самолета надо аккуратно зашкурить . Выполняем это действие до тех пор, пока поверхность не станет гладкой.

10. Перед окрашиванием модель тщательно обдуваем, чтоб на ней не остались частички пыли и волоски. Лишь после этой процедуры приступайте к окрашиванию собранной модели самолета. Мелкие детали следует окрашивать не снимая с литника

Сборка - это лишь часть увлекательной работы над моделью. Завершающим этапом столь интересного процесса является окрашивание, нанесение декалий и лака на собранную модель. А после завершения всех этапов сборки, окрашивания и нанесения финальных штрихов собранная вами модель самолета займет достойное место в домашней коллекции.

66-пушечный линейный корабль «Трёх Иерархов» был заложен 13 ноября 1763 на Санкт-Петербургском Адмиралтействе, согласно большему количеству источников, корабельным мастером Д. Ульфовым, или, так-же по некоторым документам, – Джеймсом Лэмбом. Возможно, (архивы этого не сохранили) начинал строительство именно Ульфов, а заканчивал уже Лэмб. 13 июня 1766 года корабль был спущен на воду и вошел в состав Балтийского Флота России. В различных источниках так-же встречаются названия и «Три Иерарха» и «Три Святителя», однако наиболее широко корабль известен именно под именем «Трёх Иерархов».
Имя, как считают, было дано лично Екатериной II в честь трёх Вселенских христианских святителей - Константинопольских Архиепископов: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.
В 1767 и 1768 годах корабль в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе.
Участие в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов.
26 июля 1769 в составе 1-й Архипелагской эскадры адмирала Григория Спиридова вышел из Кронштадского порта по маршруту Копенгаген - Гулль - пролив Ла-Манш - Гибралтар и 2.12.1769 прибыл на Болеарские острова (Испания) в Порт-Магон на Майорке, где собирались главные силы Российского флота.
3 февраля 1770 года под флагом графа Алексея Орлова отделился от эскадры и вместе с фрегатом «Надежда Благополучия» сделал заход в Ливорно (Тоскана, северо-запад Италии). 1 апреля корабль покинул Ливорно и 14 апреля вновь присоединился к основной эскадре.
С 26 апреля по 6 мая корабль возглавил отряд, бомбардироввший крепость Модон (старинный венецианский форт на юго-западной оконечности Пелопонеса (Греция), но из-за многократного численного перевеса турецких войск прекратил осаду и ушел в Наварин (ныне- город Пилос, Греция).
27 мая «Трёх Иерархов» под флагом А. Г. Орлова покинул Наварин и 11 июня около острова Мило присоединился к основным силам флота.
24 июня участвовал в сражении в Хиосском проливе, находился в центральной части боевого строя.
18 июля во главе эскадры привёл её к острову Лемнос, где копабли высадили десант близ турецкой крепости Пелари и дополнительно блокировав ее со стороны моря, артиллерийским огнем содействовали сухопутной операции войск.
3 октября весь отряд ушел от Пелари к острову Порос. С 13 ноября 1770 по 7 июля 1771 под флагом А. Г. Орлова ходил из Аузы (современный город Науса, Киклады - Греция) в Ливорно.
В августе – ноябре 1771 во главе эскадры совершил плавание вдоль берегов п-ова Негропонт (остров Эвбея - Греция) к о-ву Тассо, далее к проливу Дарданеллы, и затем вдоль берегов Турции, 1–5 ноября корабль высаживал десант на побережье острова Лесбос и бомбардировал расположенную на нём крепость Митилини.
28 декабря 1771 прибыл в Ливорно для ремонта снастей и рангоута и для укрепления расшатавшихся деталей корпуса.
16 февраля 1773 из Ливорно перешел в Аузу и вновь присоединился к основному флоту, в дальнейшем в составе отдельных отрядов продолжал крейсерские походы по Архипелагу, высаживал десанты, 31 июля – 1 августа бомбардировал крепости Будрум (ныне Бодрум, ранее – Галикарнас - Турция) , а 5-6 августа Станчио (остров Кос - Греция).
С января по октябрь 1774 корабльво главе отряда крейсировал в районе островов Патмос и Самос, обеспечивая блокаду Турецкого побережья. 7 октября вернулся в Аузу.
Многие историки считают, что именно на «Трёх Иерархах» была арестована и вывезена в Россию знаменитая Княжна Тараканова. Об это можно прочитать и в романе Георгия Данилевского, и в книге Эдварда Радзинского. Однако в последнее время исследования историков говорят о том, что всё это происходило на линейном корабле «Святой Великомученик Исидор». Эта версия, приводится, в частности в монографии профессора, доктора наук Игоря Курккина (ЖЗЛ 2011), и в электронном справочнике «Военная Россия - Парусный флот», и в Википедии. Возможно, на «Иерархах», как на флагманском корабле Алексея Орлова, был произведён только арест, а возможно, что и всё мероприятие состоялось именно на «Исидоре», а упоминание «Трёх Иерархов» в этом сюжете попросту ошибочно.
16 мая 1775 года корабль прекратил военные операции и вышел в Россию, 26 мая у мыса Матапан (крайняя южная точка материковой Греции) присоединился к эскадре вице-адмирала Андрея Власьевича Елманова и в её составе за четыре мепсяца совершил переход по маршруту Порт-Магон - Гибралтар - Портсмут - Копенгаген - Ревель. 19 октября 1775 года «Трёх Иерархов» вернулся в Кронштадт. 7 июля 1776 корабль принял участие в Высочайшем смотре судов эскадр Архипелагской экспедиции на рейде Кронштадтскоого порта, а затем в учениях Балтийского флота у мыса Красная Горка. Этот выход в море стал для корабля последним. После этогшо он ещё почти десять лет стоял в Кронштадтской гавани, а затем был разобран в Кронштадте в 1786 году.

Командиры корабля:
С. К. Грейг (1767–1770)
В. П. Фондезин (1771)
П. А. Степанов (1772)
И. Муратов (1773–1776)
Р. К. Дугдаль (1777–1780)

Основные измерения корабля:
Длина по гон-деку – 155 футов 6 дюймов (47,4 м)
Ширина без обшивки – 41 фут 6 дюймов (12,5 м)
Глубина интрюма – 18 футов.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Три Иерарха» («Трёх Иерархов»)
Служба:
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Балтийский флот
Изготовитель Санкт-Петербургское адмиралтейство
Корабельный мастер Д. Ульфов
Строительство начато 13 ноября 1763 года
Спущен на воду 13 июня 1766 года
Введён в эксплуатацию 1766 год
Выведен из состава флота 1786 год
Основные характеристики
Водоизмещение 1500 тонн
Длина по гондеку 47,4 метра
Ширина по мидельшпангоуту 12,5 метров
Двигатели Паруса
Экипаж 512 чел.
Вооружение
Общее число орудий 66 пушек (26х24-ф, 24х12-ф, 16х6-ф)

«Три иерарха» («Трёх Иерархов») - парусный 66-пушечный линейный корабль русского флота.

История службы

Корабль «Три иерарха» был заложен в Санкт-Петербурге и после спуска на воду в июне 1766 года вошел в состав Балтийского флота.

В составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе в и 1768 годах .

18 июля во главе эскадры пришел к острову Лемнос , суда эскадры высадили десант у крепости Пелари и блокировали её с моря, поддерживая огнём сухопутные войска. 3 октября с отрядом ушел от Пелари к острову Порос .

С 13 ноября 1770 года по 7 июля 1771 года под флагом А. Г. Орлова ходил из Аузы в Ливорно. С августа по ноябрь 1771 года во главе эскадры совершил плавание вдоль берегов полуострова Негропонт , к острову Тассо, к проливу Дарданеллы , вдоль берегов Турции, c 1 по 5 ноября высаживал десант и бомбардировал крепость Митилини .

28 декабря 1771 года прибыл в Ливорно на ремонт. 16 февраля 1773 года пришел из Ливорно в Аузу, где присоединился к флоту, а затем в составе эскадр и отрядов выходил в крейсерство в Архипелаг, высаживал десанты и вел бомбардировку крепостей Будрум и Станчио.

С января по октябрь 1774 года во главе отряда выходил в крейсерство к островам Патмос и Самое, блокируя турецкий берег. 7 октября пришел в Аузу. 16 мая 1775 года вышел в Россию, 26 мая у мыса Матапан присоединился к эскадре вице-адмирала А. В. Елманова и вместе с ней прошел по маршруту Порт-Магон - Гибралтар - Портсмут - Копенгаген - Ревель . 19 октября 1775 году прибыл в Кронштадт .

Командиры корабля

Командирами «Трёх иерархов» в разное время служили:

  • С. К. Грейг (1767-1770).
  • П. А. Степанов (1772).
  • И. Муратов (1773-1776).
  • Р. К. Дугдаль (1777-1780).

В искусстве

Напишите отзыв о статье "Три иерарха (линейный корабль, 1766)"

Примечания

Реконструкция Л. Демьяновича Общий вид с полным парусным вооружением. Показано расположение и проводка всех основных снастей стоячего и бегучего такелажа как рангоута, так и парусов. На гакаборте видны не показанные на последующих чертежах богато украшенные кормовые фонари. У парусов показаны все элементы оснащения – банты (горизонтальные), боуты (вертикальные) – нашивки, увеличивающие прочность паруса по направлениям наибольших нагрузок, и стоп-латы на марселях, дополнительно защищающие полотнище от истирания о марсовую площадку. Обращают на себя внимание довольно широкие, характерные для середины XVIII века боковые шкаторины. Необычно наличие четырёх рядов рифов на марселях (чаще для кораблей такого размера – три) и присутствие риф-бантов на брамселях. На блинде, установленном под бушпритом – Х-образные усиливающие риф-банты. На них отсутствуют сами завязки рифов, хотя при таком положении бантов они должны были-бы применяться. Отсутствуют (не показаны) обязательно имеющиеся на кораблях той эпохи косые паруса - стаксели всех трёх мачт и кливера на бушприте, а так-же уже вжодяшие в обращение и конструктивно предусмотренные на последующих чертежах комплекта лисели. Бушприт довольно круто поднят вверх, что еще остаётся характерным от предыдущего времени, когда на его окончании устанавливалась блинда-стеньга. Однако при этом уже имеет длинный углетарь, скорее свойственный кораблям последующех десятилетий, когда бушприт принял более горизонтальное положение. Существующая конфигурация позволяет поднимать на углетаре необычно большой по площади трапециевидный брам-блинд. На бизань-мачте установлена классическая треугольнгая латинская бизань, что было свойственно для всех судов вплоть до начала второй половины XVIII века. На следующем чертеже на ней уже изображён рангогут, предполагающий наличие четырёхугольного трисселя – т.е. гик и гафель. Вероятно, сразу-же после постройки на корабле была оснастка по первому варианту, а после какой-либо реконструкции (возможно, перед Архипелагской экспедицией), корабль был переоснащён по более современной на тот момент схеме. Сомнительно наличие гюйса на флагштоке грот-мачты. По определению – гюйс – носовой или бушпритный флаг военного корабля. В остальном рангоут и такелаж типичны для линейного корабля третьего ранга. Отмечено вооружение корабля: 24-фунтовые орудия – 26 шт. 12-фунтовые – 24 шт. 6-фунтовые – 16 шт.

Общий вид носовой и кормовой оконечностей корабля с полным рангоутом и с указанием снастей стоячего (с литерой U) и бегучего такелажа. 1 - мартин-штаг, 2 – ватер-штаг, 3 – бак-штаги брам-углетаря, 4 – углетарь-штаг, 5 – бом-углетарь-штаг, 6 – фор-бом-брам-штаг, 7 – фор-брам-штаг, 8 – фор-лось-стень-штаг, 9 – фор-стень-штаг, 10 – фор-лось-штаг, 11 – фока-штаг, 12 – бак-штаги, 14 – перты брам-углетаря, 15 – перты углетаря, 16 – заспинник бушприта, 17 – тали и талреп фор-бак-штагов, 18 – талреп фор-стень-бакштага, 19 - фока-вант, 20 – фор-стень-вант, 21 – фор-стень-фордуны, 22 - фор-брам-фордуны, 23 - фор-бом-брам-фордуны, 24 – грот-лось-штаг, 25 – грота-штаг, 26 – грот-лось-стень-штаг, 27 - грот-стень-штаг, 28 - грот-брам-штаг, 29 - грот-бом-брам-штаг, 30 – грота-вант, 31 – грот-бакштаг, 32 - грот-стень-бакштаг, 33 - грот-брам-бакштаг, 34 - грот-бом-брам-бакштаг, 35 - грот-стень-фордуны, 36 – грот брам-фордуны, 37 – бизань-штаг, 38 – крюйс-стень-штаг, 39 - крюйс-брам-штаг, 40 – крюйс-бом-брам-штаг, 41 - крюйс-бакштаг, 42 - крюйс-стень-бакштаг, 43 - крюйс-брам-бакштаг, 44 - крюйс-стень-фордуны, 45 - крюйс-брам-фордуны, 46 – бизань-вант, 47 – крюйс-стень-вант, 48 – крюйс-брам-вант, 49 – грот-стень-вант, 50 – грот-брам-вант, Спецификации бегучего такелажа мне найти не удалось, а идентифицировать большинство снастей на приведённой схеме весьма затруднительно, поэтому я не стал проделывать эту работу и ограничился только стоячим такелажем. ТАКЕЛАЖ

Боковой вид корпуса с разбивкой по шпангоутам и проекция "палуба" теоретического чертежа ("ватерлинейный чертёж"). На боковом виде корпуса характерная для первой половины и середины XVIII века форма гальюна – короткий, с вертикальной и даже чуть отклонённой назад верхней частью форштевня, состоящий из четырёх пар горизонтальных изогнутых регелей, соединённых вертикальными шпангоутами. Один из регелей плавно переходит в кницу, поддерживающую кат-балку. Якорные клюзы расположены достаточно близко к форштевню. Под русленем фок-мачты – бильборд – металлическая защитная накладка, предохраняющая борт корабля от повреждений при заводке на руслень якорей. Ограждение полубака (фор-кастеля) – в виде регеля на стойках, одновременно служащего и кофельнагельной планкой для фиксации концов снастей. В ограждении – два проёма для установки лёгких пушек. Довольно необычно наличие отдельных маленьких русленей для разноса фордун у каждой мачты. Как правило, фордуны практически всегда крепятся на один руслень с вантами. Орудийные порты на открытом участке верхней палубы – шкафуте – или не имели крышек, или что более вероятно, они не показаны на чертеже. В средней части корпуса на поверхности борта смонтированы вертикальные брусья – кранцы. Два в задней части и один – в передней. Они служат для защиты борта от повреждений при спуске шлюпки с палубы и при подъёме на борт различных грузов при помощи риф-талей, оттягиваемых к нокам фока- и грота-реев. На шканцах – часть палубы квартер-дека между грот- и бизань мачтами - виден укреплённый на растяжках тент. Как правило, его делали из запсных парусов и использовали как для защиты от солнца, так и для сбора престной дождевой воды. В этом случае тент растягивали на большую площадь и на дугих участках палубы. Шканцы и ют так-же как и болубак имеют релинговое ограждение. Пушечные порты на квартер-деке так-же не оснащены крышками. Кормовые галереи – эркеры – двухярусные с тремя окнами на нижнем ярусе и одним с выходом на открытый балкон – на верхнем. Передние пилястры эркеров на каждом ярусе, а так-же подзор украшены S-образными завитками-волютами. Такими-же подобными волютами украшен и планширь в местах ступенчатых перепадов уровня. Элементы рангоута: Галс-боканец ("выстрел" для оттяжки фока-галса), Гюйс-шток, Бушприт со схемой устройства в поперечных сечениях и наделками для крепления бугелей углетаря ("виолиной") и обоймой для проводки бегучего такелажа. Крепление составляющих сегментов бушприта тросовыми обмотками – вулингами. Углетарь с поперечными сечениями и бом-углетарь, Л-образная конструкция мартин-гика, Эзельгофт бушприта, Нок углетаря с бугелем для крепления бом-углетаря. Блинда-рей со схемой подвески и проводки стоячего и бегучего такелажа. Ванген-блок для проводки снастей под виолиной бушприта. Ракс-бугель – тросовая обойма для крепления блинда-рея. РАЗРЕЗ Продольный разрез. Спецификация пронумерованных элементов и помещений. 1 – каюта капитана 2 – офицерский салон 3 – опер-дек, 4 – камбуз, 5 – форпик - носовой грузовой отсек, 6 - гон-дек, 7 – матросский кубрик, 8 – кладовые, 9 – офицерский погреб, 10 – капитанский погреб, 11 – трюм мокрой провизии, 12 – трюм сухой провизии, 13 – крюйт-камера, 14 – канатная кладовая, 15 – кладовая камбуза, 16 – парусная кладовая, 17- канатный ящик якорного каната, 18 – грота-люк, 19 – ахтер-люк, 20 - люк прохода на орлоп-дек, 21 – орудийные порты, 22 – задний (большой) якорный шпиль, 23 – передний шпиль (швартовый и грузовой), 24 – якорные битенги, 25 – пятнерс бушприта, 26 – лазарет команды, 27 – матросская курительная, 28 – колокольня с рындой, 29 – клампы (обрамлённые металлическими накладками отверсти в борту, клюзы для проводки такелажа) – для грота-галса, 30 - клампы фока-шкота, 31 – ростры – опоры для размещения элементов запасного рангоута., 32 – битенг с кофель-нагельной планкой. 33 – кофель-нагельные планки, 34 – кнехты, 35 – битсы (деревянные накладки на элементах рангоута для крепления снастей) для крюйсель-шкотов, 36 – катер, Перед полубаком на таранной переборке – полукруглые мостики вперёдсмотрящего, По бокам грот-мачты – помпы для откачки воды из трюма и льяла (между-донного пространства). Интересно, что на чертеже отсутствует штурвал и какой-либо привод рулевого управления. Силуэты шпангоутов – проекция "корпус" теоретического чертежа. Кормовые боковые галереи – эркеры, транцевое завершение кормы с резными скульптурами нимф по бокам и на гакаборте и открытым балконом. В центре балкона – георальдический двухглавый орёл. Носовая фигура воина-архангела с мечом на форштевне.

Корабль «Трёх Иерархов» 66-пушечный линейный корабль «Трёх Иерархов» был заложен 13 ноября 1763 на Санкт-Петербургском Адмиралтействе, согласно большему количеству источников, корабельным мастером Д. Ульфовым, или, так-же по некоторым документам, – Джеймсом Лэмбом. Возможно, (архивы этого не сохранили) начинал строительство именно Ульфов, а заканчивал уже Лэмб. 13 июня 1766 года корабль был спущен на воду и вошел в состав Балтийского Флота России. В различных источниках так-же встречаются названия и «Три Иерарха» и «Три Святителя», однако наиболее широко корабль известен именно под именем «Трёх Иерархов». Имя, как считают, было дано лично Екатериной II в честь трёх Вселенских христианских святителей - Константинопольских Архиепископов: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. В 1767 и 1768 годах корабль в составе эскадр находился в практических плаваниях в Финском заливе. Участие в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. 26 июля 1769 в составе 1-й Архипелагской эскадры адмирала Григория Спиридова вышел из Кронштадского порта по маршруту Копенгаген - Гулль - пролив Ла-Манш - Гибралтар и 2.12.1769 прибыл на Болеарские острова (Испания) в Порт-Магон на Майорке, где собирались главные силы Российского флота. 3 февраля 1770 года под флагом графа Алексея Орлова отделился от эскадры и вместе с фрегатом «Надежда Благополучия» сделал заход в Ливорно (Тоскана, северо-запад Италии). 1 апреля корабль покинул Ливорно и 14 апреля вновь присоединился к основной эскадре. С 26 апреля по 6 мая корабль возглавил отряд, бомбардироввший крепость Модон (старинный венецианский форт на юго-западной оконечности Пелопонеса (Греция), но из-за многократного численного перевеса турецких войск прекратил осаду и ушел в Наварин (ныне- город Пилос, Греция). 27 мая «Трёх Иерархов» под флагом А. Г. Орлова покинул Наварин и 11 июня около острова Мило присоединился к основным силам флота. 24 июня участвовал в сражении в Хиосском проливе, находился в центральной части боевого строя. 18 июля во главе эскадры привёл её к острову Лемнос, где копабли высадили десант близ турецкой крепости Пелари и дополнительно блокировав ее со стороны моря, артиллерийским огнем содействовали сухопутной операции войск. 3 октября весь отряд ушел от Пелари к острову Порос. С 13 ноября 1770 по 7 июля 1771 под флагом А. Г. Орлова ходил из Аузы (современный город Науса, Киклады - Греция) в Ливорно. В августе – ноябре 1771 во главе эскадры совершил плавание вдоль берегов п-ова Негропонт (остров Эвбея - Греция) к о-ву Тассо, далее к проливу Дарданеллы, и затем вдоль берегов Турции, 1–5 ноября корабль высаживал десант на побережье острова Лесбос и бомбардировал расположенную на нём крепость Митилини. 28 декабря 1771 прибыл в Ливорно для ремонта снастей и рангоута и для укрепления расшатавшихся деталей корпуса. 16 февраля 1773 из Ливорно перешел в Аузу и вновь присоединился к основному флоту, в дальнейшем в составе отдельных отрядов продолжал крейсерские походы по Архипелагу, высаживал десанты, 31 июля – 1 августа бомбардировал крепости Будрум (ныне Бодрум, ранее – Галикарнас - Турция) , а 5-6 августа Станчио (остров Кос - Греция). С января по октябрь 1774 корабльво главе отряда крейсировал в районе островов Патмос и Самос, обеспечивая блокаду Турецкого побережья. 7 октября вернулся в Аузу. Многие историки считают, что именно на «Трёх Иерархах» была арестована и вывезена в Россию знаменитая Княжна Тараканова. Об это можно прочитать и в романе Георгия Данилевского, и в книге Эдварда Радзинского. Однако в последнее время исследования историков говорят о том, что всё это происходило на линейном корабле «Святой Великомученик Исидор». Эта версия, приводится, в частности в монографии профессора, доктора наук Игоря Курккина (ЖЗЛ 2011), и в электронном справочнике «Военная Россия - Парусный флот», и в Википедии. Возможно, на «Иерархах», как на флагманском корабле Алексея Орлова, был произведён только арест, а возможно, что и всё мероприятие состоялось именно на «Исидоре», а упоминание «Трёх Иерархов» в этом сюжете попросту ошибочно. 16 мая 1775 года корабль прекратил военные операции и вышел в Россию, 26 мая у мыса Матапан (крайняя южная точка материковой Греции) присоединился к эскадре вице-адмирала Андрея Власьевича Елманова и в её составе за четыре мепсяца совершил переход по маршруту Порт-Магон - Гибралтар - Портсмут - Копенгаген - Ревель. 19 октября 1775 года «Трёх Иерархов» вернулся в Кронштадт. 7 июля 1776 корабль принял участие в Высочайшем смотре судов эскадр Архипелагской экспедиции на рейде Кронштадтскоого порта, а затем в учениях Балтийского флота у мыса Красная Горка. Этот выход в море стал для корабля последним. После этогшо он ещё почти десять лет стоял в Кронштадтской гавани, а затем был разобран в Кронштадте в 1786 году. Командиры корабля: С. К. Грейг (1767–1770) В. П. Фондезин (1771) П. А. Степанов (1772) И. Муратов (1773–1776) Р. К. Дугдаль (1777–1780) Основные измерения корабля: Длина по гон-деку – 155 футов 6 дюймов (47,4 м) Ширина без обшивки – 41 фут 6 дюймов (12,5 м) Глубина интрюма – 18 футов.