Трагедия над Боденским озером: фильм со Шварценеггером и другие картины про авиакатастрофу. Слезы Башкирии: детский рейс, упавший с неба

Экипаж судна был достаточно опытным. Командир - А. М. Гросс (пятидесяти двух лет)- налетал 12070 часов. Первым пилотом данного самолета стал в мае 2001 года, до этого выполнял обязанности второго пилота.

В кабине кроме КВС находился также М. А. Иткулов, который работал в "Башкиравиа" уже восемнадцать лет. Он являлся вторым пилотом данного судна с апреля 2001 года.

Штурманом был С. Г. Харлов, наверное, самый опытный член экипажа. В авиакомпании работал уже двадцать семь лет, налетав при этом почти 13000 часов.

В кабине находился бортинженер О.И. Валеев, а также проверяющий - (пилот первого класса). Последний находился на месте второго пилота и наблюдал за действиями Гросса.

В салоне самолета работали четыре бортпроводника. Самой опытной была Ольга Багина, которая провела в небе 11546 часов.

Таким образом, авиакатастрофа над Боденским озером унесла жизни девяти членов экипажа.

Пассажиры Ту-154

На борту авиалайнера находилось шестьдесят человек. Все они погибли.

Самой страшной новостью того дня стала авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших говорил громче всех СМИ, ведь пятьдесят два пассажира были детьми, жизнь которых только-только начиналась.

Практически все летевшие были из столицы Башкирии - Уфы. Практически все погибшие ребята были детьми высокопоставленных лиц республики (например, дочь руководителя администрации президента Башкирии, дочь замминистра по культуре, сын директора Иглинского завода и другие).

Список жертв авиакатастрофы над Боденским озером пополнила Екатерина Поспелова (1973 г. р.), которая была заместителем декана социально-гуманитарного факультета по воспитательной работе.

Остальные пассажиры также принадлежали к элите Башкирии, например, Светлана Калоева, заместитель гендиректора комбината "Дарьял". Она летела вместе с двумя детьми на встречу с мужем, который работал в Испании.

Авиакатастрофа над Боденским озером стала самой крупной для Башкирии. Траур в республике длился три дня.

Boeing 757

Данный самолет был выпущен в 1990 году и среди других судов своей авиакомпании был самым старым (налетал более 39000 часов).

В 1996 году самолет купила грузовая компания и эксплуатировала для транспортировки документации и других материалов.

В злополучный день за штурвалом сидел англичанин Пол Филлипс, сорока семи лет от роду. Он был довольно опытным пилотом. В компании работал тринадцать лет. В качестве командира воздушного судна - с 1991 года.

Вторым пилотом был Брент Кантиони из Канады.

Поскольку самолет был грузовым, на нем находились лишь два члена экипажа, жизнь которых и унесла авиакатастрофа над Боденским озером.

События перед трагедией

Пассажиры рейса 2937 летели из Москвы в Барселону. Для большей части детей эта поездка была поощрением за отличную учебу и внеучебную деятельность. Оплатил эти смертельные каникулы Комитет по делам ЮНЕСКО. Глава Комитета в этом полете потерял свою дочь.

Надо сказать, что вокруг этого полета шумиха началась далеко до отлета из Уфы. Почти все высокопоставленные чиновники стремились получить место для своих детей в самолете, так что некоторым "простым гражданам" эта сила власти спасла жизнь. Например, журналистка Л. Сабитова и ее дочка шести лет должны были сесть в тот злополучный самолет. Директор турфирмы, которая организовала эту поездку, в качестве гонорара за статью обещал Сабитовой путевки в Испанию. Но в последний день все отменил, объяснив это давлением сверху. Места журналистки и ее ребенка заняли дети верхушки власти Башкирии.

Рокового рейса могло бы и не быть, но группа башкирских школьников опоздала на свой понимая всю важность пассажиров, быстро организовала дополнительный. На него также было продано восемь билетов непосредственно в Москве.

Летел плановым грузовым рейсом из Бахрейна в Брюссель. До столкновения он уже совершил промежуточную посадку в Бергамо. Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером произошла через полчаса после их взлета с итальянской земли.

Столкновение

В момент столкновения оба самолета находились в воздушном пространстве Германии. Несмотря на это обстоятельство, движением в небе управляла швейцарская компания. В ту ночную смену на работе было только два диспетчера, один из которых покинул свое рабочее место незадолго до катастрофы.

Поскольку Петер Нильсен находился на посту один и вынужден был следить за несколькими воздушными путями, он не сразу заметил, что два самолета двигаются навстречу друг другу в одном эшелоне.

КВС ТУ-154 первым заметил объект в небе, двигающийся в их направлении. Он принял решение снижаться. Примерно в это же время на связь вышел Нильсен, который также дал указание на снижение. При этом он не сообщил необходимых сведений другому борту, находящемуся в опасной близости.

На "Боинге" сработал сигнал "Опасное сближение" и дал команду на снижение. Параллельно на ТУ-154 этот же сигнал приказал набирать высоту. Пилот "Боинга" начал снижаться, пилот ТУ-154, действовавший по приказу диспетчера, - тоже.

Нильсен также ввел в заблуждение экипаж дав неверные сведения о местоположении "Боинга". Самолеты столкнулись в 21:35:32 практически под прямым углом. В 21:37 обломки воздушных судов упали на землю в окрестностях Юберлингена.

Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером была видна с земли. Некоторые, увидев два огненных шара в небе, решили, что это НЛО.

Расследование

Выяснить причины трагедии взялась специальная комиссия. Ее создало Немецкое федеральное бюро, проводящее расследование авиакатастроф. Над Боденским озером столкнулись два самолета, все пассажиры погибли. Отчет данной комиссии был оглашен лишь через два года.

Среди главных причин назвали неправильные действия (а скорее бездействия) диспетчера и ошибку экипажа ТУ-154, который игнорировал систему автоматического предупреждения опасных сближений, полностью подчиняясь Петеру Нильсену.

Также были отмечены неправомерные действия компании "СкайГид", которая занималась управлением воздушным движением. Руководство не должно было позволять дежурить в ночное время лишь одному диспетчеру.

В злополучную ночь в диспетчерской не работала телефонная связь, а также оборудование (радар), которое предупреждает о возможном сближении самолетов.

Все эти факты были учтены комиссией, которая проводит расследование авиакатастроф.

Столкновение над Боденским озером вызвало большой резонанс не только в обществе, но и во всей системе управления полетами. Поскольку, если бы экипаж ТУ-154 действовал по приказу системы предупреждения, трагедии бы не случилось. Однако в нормативных документах такая система была названа вспомогательной, то есть приоритетными были указания диспетчера. После случившегося было принято решение внести соответствующие изменения в руководство полетами.

Убийство диспетчера

1 июля 2002 года произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших включал Светлану Калоеву и двух ее детей: Костю и Диану. Семья летела в Барселону, где находился их отец Виталий.

Мужчина одним из первых прибыл на место трагедии и лично помогал найти останки своих любимых людей.

В феврале 2004 Калоев был задержан по подозрению в убийстве Петера Нильсена, того самого диспетчера. Мужчина был смертельно ранен на пороге своего дома в Цюрихе. Виталий не признал свою вину, но подтвердил, что посещал Петера с целью получить извинения за то, что он совершил.

Калоев был приговорен к заключению на восемь лет. В ноябре 2007 года мужчина был досрочно освобожден и депортирован в Россию.

Суд

Авиакатастрофа над Боденским озером, реконструкция которой доказала неправомерные действия диспетчера, послужила причиной громким судебных процессов.

Так, компания "Башкирские авиалинии" подала иск в суд на "СкайГид", а потом и на Германию. Обвинения состояли в том, что ни та, ни другая сторона не проводила необходимых мер для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве.

Суд постановил, что Германия несет ответственность за произошедшее, поскольку страна не имела права передавать УВД заграничной компании. Конфликт между страной и авиакомпанией был урегулирован лишь в 2013 году внесудебно.

"СкайГид" был признан виновным в том, что произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список виновных состоял из четырех человек, один из которых обошелся лишь денежным штрафом.

Память

На месте падения самолетов был установлен памятник в виде разорванной жемчужной нити.

В Цюрихе, откуда происходило управление самолетами, диспетчерская всегда украшена живыми цветами в память о погибших.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером был установлен в Уфе, на кладбище, где покоятся их останки.

Семь лет назад, в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, пассажирский самолёт Ту-154 «Башкирских авиалиний» с детьми на борту столкнулся в воздухе с американским Боингом-757.

В авиакатастрофе погибли два пилота Боинга компании DHL, выполнявшие грузовой рейс из Бергамо в Брюссель, и 69 человек, находившиеся на борту российского самолета. Авария случилась на территории Германии, с тех пор ее называют «катастрофой над Боденским озером».

Памятник погибшим, установленный позднее в пригороде Юберлингена, назвали «Разорванная жемчужная нить».

Корреспонденту «Свободной прессы» удалось разыскать в Уфе женщину, которая со своей дочерью должна была лететь тем трагическим рейсом, но в последний момент ей сообщили, что путевки закончились. Зовут ее Лилия Сабитова, по профессии она журналист .

«СП»: — Лилия, расскажите, как случилось, что вы не попали на тот злополучный рейс?

— За месяц-полтора до авиакатастрофы я подготовила спецвыпуск газеты по заказу той самой турфирмы, которая отправляла уфимских детей в Барселону. Спецвыпуск был посвящен летнему отдыху. Была в подборке материалов и статья о детском лагере в Испании, в который потом отправились дети Башкирии. В качестве гонорара директор турфирмы пообещал мне и моей шестилетней дочери путевку в тот самый лагерь.

«СП»: — И, к счастью, не выполнил своего обещания…

— Мы уже были полностью готовы к поездке, даже чемоданы собрали. Но неожиданно за несколько дней до вылета директор вдруг заявил мне: извини, путевок больше нет, самолет переполнен. «Как это? — остолбенела я. — Мы же договорились!..» «Думаешь, все так легко?! — вскипел директор. — Мне каждую минуту звонят „сверху“ — и каждый хочет, чтобы в этом самолете летел именно его ребенок!»

«СП»: — Вы сильно на него обиделись?

— Да, разобиделась я тогда не на шутку. Ушла, хлопнув дверью. Но обида моя прошла в день катастрофы, уступив место шоку: я ведь могла лететь в том самолете! С ребенком!.. Бедные, бедные родители, потерявшие детей…

«СП»: — Что-то резко поменялось в вашей жизни с тех пор?

— Что жизнь изменилась кардинально — сказать не могу.

«СП»: — Для чего-то же вас Господь оставил на земле?

— Видимо, об этом мне еще предстоит узнать…

«СП»: — Вы были знакомы с кем-то из людей, летевших тем рейсом?

— Я склоняю голову перед мамой Кати Поспеловой — Катя была ангелом, которого любили все. Мы познакомились в Адлере — тогда она была вожатой, обожаемой детьми и их родителями, позднее — начальником детского лагеря. Мое интервью с Катей стало для нее последним.

Знала я и бортпроводницу Гульнару Билялову, она закончила наш универовский филфак немногим раньше меня. Гуля была редкой, просто восхитительной красавицей. Только всегда чуть грустной — еще в раннем детстве она осталась без матери. «Небо стало тебе в бесконечность дорогой», — высечено на памятнике с ее фотографией.

«СП»: — Сегодня вы, наверняка, отправитесь с цветами к мемориалу погибших в авиакатастрофе?

— Мемориал погибшим создан на южном кладбище Уфы. Каждый год в день трагедии мы приезжаем сюда с дочерью. Знаю — нет человека, который бы не плакал, находясь здесь. У входа в мемориал установлена стела — по спирали в небо устремляются золотистые самолетики. Самолетики-души — тех, кто улетел от нас навсегда. На одном из памятников мемориала выбиты слова:

Приход наш и уход загадочны, их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели,

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отселе…

Как это было

На борту российского лайнера, летевшего из Москвы в Барселону, находилось 12 членов экипажа, 52 ребёнка (50 из них были уфимцами, еще двое — из других городов Башкирии) и пятеро взрослых пассажиров. Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии организовал поездку в Испанию для лучших, особо одаренных детей, победителей различных олимпиад - как награду за успешную учебу. Также в Ту-154 летели дети руководителей администрации президента республики, кабинета министров, руководителей ряда крупных учебных заведений и организаций.

Поскольку рейс считался элитным, экипаж самолета был скомплектован из самых лучших пилотов, и перед вылетом машина (Ту-154 1995 года выпуска) прошла специальный техосмотр. Оба самолета, потерпевшие катастрофу, были оснащены аппаратурой предупреждения столкновений в воздухе.

В ночь с 1 на 2 июля очевидцы увидели над небом города Юберлинген огромные огненные шары. Поначалу местные жители решили, что стали свидетелями вторжения НЛО. Спустя мгновения стало ясно — произошло нечто ужасное…

То, что осталось от столкновения двух самолетов, рухнуло всего в нескольких метрах от жилых домов.

В ту ночь Петер Нильсен, диспетчер швейцарской компании «Скайгайд», контролировавший управление воздушным движением в этом районе из Цюриха, остался на дежурстве один — напарник отлучился поужинать. Поскольку Нильсену пришлось следить за двумя терминалами одновременно, он заметил предупреждение об опасном сближении двух авиалайнеров слишком поздно.

Диспетчер дал российскому экипажу команду — снижаться. Однако после начала снижения на борту Ту-154 сработала автоматическая система предупреждения опасных сближений, дав экипажу команду набрать высоту. На «Боинге» та же система скомандовала: идти на снижение! Роковым обстоятельством явилось то, что у диспетчера в ту ночь система слежения за безопасностью полетов оказалась отключена — для проведения очередного техобслуживания.

Также не работали ни основной, ни вспомогательный телефоны, поэтому в соседнем аэропорту коллеги, видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена. Следя одновременно за двумя разными маршрутами, диспетчер повторил свою инструкцию для Ту-154…

Пилоты двух авиалайнеров заметили друг друга слишком поздно, не успев уклониться от удара. Столкновение произошло на высоте 11 тысяч метров над уровнем моря. Погибли все.

Список пассажиров, летевших на Ту-154:

1. Асылгужин Ильдар Иршатович — 1988 г. р.

2. Асылова Лена Тахировна — 1992

3. Ахметов Арсен Фатыхович — 1987

4. Басырова Елена Ириковна — 1977

5. Биглов Булат Ирикович — 1987

6. Валеев Венер Юнерович — 1987

7. Войтко Александра Дмитриевна — 1989

8. Газизова Альбина Маратовна — 1987

9. Гимаева Лейсян Ильдаровна — 1987

10. Григорьева Жанна Александровна — 1987

11. Динисламов Денис Рафаэлович — 1988

12. Дегтярев Кирилл Александрович — 1987

13. Ефремов Игорь Анатольевич — 1987

14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна — 1990

15. Калоева Диана Витальевна — 1998

16. Калоев Константин Витальевич — 1991

17. Калоева Светлана Пушкиновна — 1958

18. Козлова Дарья Александровна — 1986

19. Костенко Оксана — менеджер турфирмы

20. Литвинов Станислав Сергеевич — 1992

21. Мамбетова Лейсян Исламетдиновна — 1987

22. Масагутов Арсен Радикович — 1986

23. Мельничук Михаил Васильевич — 1986

24. Минченкова Мария Григорьевна — 1987

25. Муртазин Айрат Маратович — 1968

26. Муртазин Ильдар Айратович — 1994

27. Мусагитова Элина Ильдаровна — 1990

28. Нелюбина Елена Евгеньевна — 1987

29. Низаметдинова Гульназ Рамзилевна — 1988

30. Новикова Валерия Александровна — 1987

31. Поспелова Екатерина Владимировна — 1973

32. Пушкарева Евгения Александровна — 1990

33. Савчук Вероника Владимировна — 1987

34. Савчук Владислав Владимирович — 1989

35. Савчук Ирина Анатольевна — 1964

36. Соловьев Сергей Владимирович — 1990

37. Субханкулов Марат Мавлетович — 1986

38. Султанбекова Лиана Маратовна — 1988

39. Султанов Марсель Муратович — 1989

40. Суфиянова Юлия Римовна — 1988

41. Тукаева С. -

42. Уразлин Руслан Олегович — 1987

43. Уразлина Карина Олеговна — 1986

44. Федотова Зоя Сергеевна — 1988

45. Федотова Софья Радиковна — 1987

46. Хамматов Артур Зульфатович — 1991

47. Ханнанова Алина Римовна — 1990

48. Хасанова Г. -

49. Хисматуллина Линара Батыровна — 1987

50. Шагимухаметов Динар Раянович — 1987

51. Шислуйская А. -

52. Шислуйская В. -

53. Шислуйская Л. -

54. Шислуйская Ю. -

55. Шмельков Максим Владимирович — 1987

56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна — 1988

57. Юсупов Руслан — 1982

Экипаж Ту-154

Командир экипажа:

1. Гросс А. М., 21.03.50 г. р.

Вторые пилоты:

2. Григорьев О.П., 31.03.62 г. р.

3. Иткулов М.А., 29.09.61 г. р.

Штурман:

4. Харлов С.Г., 28.08.51 г. р.

Флайт-менеджер:

5. Гусев А.М.

Бортинжинер:

6. Валеев О.И., 21.01.64 г. р.

Техники:

7. Рахматуллин Ш. М., 29.11.50 г. р.

8. Пензин Ю.Л., 15.06.58 г. р.

Бортпроводники:

9. Багина О.А., 03.02.57 г. р.

10. Билялова Г. А., 07.04.67 г. р.

11. Кулешова Т.Н., 21.12.66 г. р.

12. Якшидавлетов А.Я., 6.07.71 г. р.

Месть

Спустя полтора года глава семьи, погибшей над Боденским озером, Виталий Калоев жестоко отомстил диспетчеру Петеру Нильсену. У Виталия в злосчастном Ту-154 летели жена Светлана с двумя детьми: 10 летним сыном Костей и 4 летней дочкой Дианой . Сразу после трагедии Виталий пытался получить ответ: понесет ли кто-то ответственность за чудовищную катастрофу. Когда понял, что — нет, решил свершить правосудие сам. 25 февраля 2004 года все мировые информагенства сообщили: «неизвестный мужчина в чёрном пальто и чёрных брюках зарезал датчанина Петера Нильсена, авиадиспетчера швейцарской компании „Скайгайд“. Убийство произошло в собственной квартире Петера, неподалёку от Цюриха в присутствии его жены и троих детей…»

26 октября 2005 года Виталий Калоев был признан виновным и приговорён к восьми годам заключения. Спустя два года швейцарский суд освободил его за примерное поведение, и в ноябре Виталий вернулся в Россию. В январе 2008-го председатель правительства Северной Осетии Николай Хлынцов назначил Виталия Калоева заместителем министра строительства и архитектуры республики. Но уже в августе оставшийся без семьи мужчина в составе добровольческой дружины отправился воевать в Южную Осетию.

Пятнадцать лет прошло с того момента, когда произошла трагедия в небе над Германией. Авиакатастрофа 2002 над Боденским озером унесла жизни 71 одного человека, большая часть которых были детьми.

Авиакатастрофа

Авиакатастрофа произошла в 2002 году в ночь с первого на второе июля в районе Боденского озера в небе над Германией. Столкновение двух самолетов унесло жизни 19 взрослых и 52 детей. Практически все пострадавшие - это пассажиры российского авиалайнера Ту-154м, на котором дети летели на отдых в Испанию. Самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии», он выполнял чартерный рейс из Москвы в Испанию (Барселона).

Второй борт, участвовавший в столкновении, Boeing-757 международной компании по авиаперевозкам HDL, следовал из Италии (Бергамо) в Бельгию (Брюссель). На борту Ту-154М находились 57 пассажиров, из которых лишь пятеро - взрослые, а 52 человека - дети, а также 12 членов экипажа.

Пассажиры самолета

Среди погибших в авиакатастрофе 2002 над Боденским озером оказалось много детей. Связано это с тем, что они летели на отдых в Испанию. Талантливых учеников премировали поездкой за высокие достижения в учебе. Комитет по делам ЮНЕСКО предоставил путевки для башкирских детей.

Случайные события

Уже после столкновения над Боденским озером было выяснено, что событию предшествовала целая череда роковых случайностей, на которые можно было бы и не обратить внимания, не случись беды. Башкирские дети вообще не должны были лететь той ночью. По случайности сопровождавшие взрослые привезли их не в тот аэропорт. Вместо Домодедово, откуда вылетал их самолет в Барселону, они оказались в Шереметьево. Естественно, свой рейс они пропустили.

Многие школьники, которые отправлялись на отдых, были детьми высокопоставленных чиновников. Так, например, на борту находилась пятнадцатилетняя дочь главы администрации при президенте Башкирии Лейсан Гимаева.

Если бы в группе находились дети из обычных семей, то наверняка они бы просто отправились домой, опоздав на самолет. Школьники, конечно, были бы разочарованы, но зато остались бы живы.

Однако события развивались совсем по другому сценарию. Влиятельные родители приняли решение послать в Москву самолет «Башкирских авиалиний», который чартерным рейсом смог бы переправить детей в Испанию. Главой экипажа авиалайнера был Александр Гросс, который ранее уже летал в Барселону и прекрасно знал маршрут.

После посадки школьников на самолет выяснилось, что в наличии имеется еще несколько свободных мест. Молниеносно было принято решение реализовать эти семь билетов. Так постепенно количество будущих жертв увеличивалось.

Четыре билета приобрело семейство Шисловских из Беларуси, которые опоздали на свой рейс, а потому были вынужден лететь другим. Еще три билета достались жительнице Северной Осетии Светлане Калоевой с двумя детьми, которая летела к мужу Виталию, работавшему по контракту в Испании. После столкновения над Боденским озером имена случайных пассажиров были выяснены не сразу.

Как все было...

В роковую ночь перед авиакатастрофой над Боденским озером оба столкнувшихся впоследствии лайнера находились в небе над самой Германией, но по каким-то причинам руководство их движением было передано швейцарской фирме «Скайнайд», находящейся в Цюрихе. В данном центре полетов, как правило, по ночам работало лишь три человека: ассистент и два диспетчера. Однако именно в эту страшную ночь дежурил только один человек. Это был Питер Нильсен, который вынужден был сразу отслеживать два терминала.

Когда диспетчер заметил неладное, лайнеры уже находились на одной линии на расстоянии 36 000 футов, а это означало, что до столкновения оставались лишь секунды. По каким причинам дежурный так поздно обнаружил проблему, неизвестно, но авиакатастрофа над Боденским озером уже была практически неизбежна. Однако и в этой ситуации можно было попытаться что-то сделать, чтобы спасти ситуацию. Но, к сожалению, Питер Нельсон сделал все совершенно неверно. То ли он оказался не готов к подобным экстренным ситуациям, то ли просто растерялся… Но его ошибочные команды привели к гибели множества людей.

Ошибочные команды диспетчера

Когда Питер Нельсон понял, что курсы лайнеров пересекаются, и они неумолимо сближаются друг с другом, он попытался исправить ситуацию. А потому дал команду российскому самолету пойти на снижение. Стоит отметить, что в этот момент экипаж уже и сам заметил приближение другого борта с левой стороны. Пилоты были готовы выполнить маневр для того, чтобы благополучно разойтись.

Однако после команды наземного диспетчера на борту российского самолета сработала автоматическая система TCAS, которая предупреждает об опасности сближения. Так вот, она проинформировала о необходимости набора высоты.

В это же самое время и на "Боинге" сработала идентичная система, предложившая пилотам набрать высоту. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, если бы на обоих самолетах выполнили эти команды. Второй пилот российского лайнера сразу заметил несоответствие команд диспетчера и TCAS, о чем тут же сообщил остальным членам команды. Но получил ответ, что будут выполнены наземные команды. Тем более что указание снижаться было получено повторно.

Чья ошибка стала причиной трагедии?

Сложно винить пилотов в авиакатастрофе над Боденским озером, ведь они следовали командам с земли, как и предписывает инструкция. Позднее следствие установит причину катастрофы - несвоевременная команда диспетчера Питера Нильсена. Он предоставил ошибочную информацию русским пилотам о том, что справа от них находится борт. Расшифровка черных ящиков показала, что команда была просто введена в заблуждение. Пилоты, полагаясь на диспетчера, посчитали, что справа от них находится еще один самолет, который не обнаружила система TCAS, ведь не секрет, что наземные установки дают более точные данные, а бортовые приборы в силу каких-то причин могут выходить из строя.

Учитывая, что на принятие важных решений у пилотов имеются всего доли секунды, и замешательство в таких ситуациях равносильно гибели, команда выполнила указания наземного дежурного. Остается загадкой, почему ни один из пилотов не сообщил Питеру Нильсену о том, что его команда противоречит сообщениям автоматической системы безопасности. Возможно, на это просто не хватило времени.

Столкновение самолетов

После команды диспетчера авиакатастрофы над Боденским озером было не избежать. Оба лайнера шли на снижение. Российский борт при этом выполнял команду Питера Нильсена, а "Боинг" работал по инструкции системы TCAS. Обе команды сообщили о своих действиях наземному диспетчеру, однако Питер Нильсен не услышал одну из команд, поскольку они обе одновременно выходили на связь на разных частотах. А будь в это время в диспетчерской несколько дежурных, как это и должно быть, информация была бы услышана вовремя.

В последние секунды перед авиакатастрофой над Боденским озером пилоты двух самолетов, как могли, пытались уйти от столкновения, отклонив штурвалы. Однако их попытки были тщетными. Столкновение лайнеров произошло практически под прямым углом. Грузовой самолет HDL врезался в российский, из-за чего Ту-154М раскололся пополам на десятикилометровой высоте. Обломки лайнера при падении развалились на четыре части, разлетевшись в окрестностях городка Иберлинген. А остатки "Боинга" были обнаружены в семи километрах от российского лайнера.

Расследование авиакатастрофы

Трагедия над Боденским озером стала причиной долгих расследований. Поскольку катастрофа произошла над Германией, то расследованием занималось немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссией были даны лишь спустя два года.

В отчете были представлены следующие причины, по которым произошла авиакатастрофа над Боденским озером с участием Ту-154 и "Боинга":

  1. Авиадиспетчер не сумел вовремя правильно обеспечить эшелонирование лайнеров.
  2. Инструкция относительно снижения была дана слишком поздно.

Впоследствии с летчиков были сняты все обвинения.

В ходе расследования был выяснен еще ряд обстоятельств. Как оказалось, аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение о сближении лайнеров центра управления полетами были отключены по непонятным причинам. Также не работали и резервные телефонные линии. Более ответственный диспетчер из города Карлсруэ в Германии заметил сближение самолетов и многократно пытался дозвониться на пункт, где дежурил Нильсен, но все попытки были безуспешны.

Сразу после катастрофы Питера Нилсена отстранили от работы до выяснения причин и обстоятельств трагедии. Что касается компании «Скайгайд», то в ее отношении следственные органы организовали уголовное расследование.

Итоги катастрофы

Сразу после авиакатастрофы фирма «Скайгайд» обвинила в произошедших событиях пилотов российского лайнера. По их словам, экипаж неверно выполнял команды, поскольку не понимал указания диспетчера на английском языке. Только в 2004 году Федеральное ведомство Германии опубликовало официальное заключение итогов расследования. Согласно заключению, в столкновении виновен диспетчер из компании «Скайгайд». Только после публикации итогов расследования фирма признала свою вину. Только через два года директор компании удосужился принести извинения семьям тех, кто погиб в ту страшную ночь. А 19 мая 2004 года Йозеф Дайсс (президент Швеции) отправил Владимиру Путину официальный документ с извинениями за произошедшее.

И лишь в декабре 2006 года Ален Россье ушел в отставку с должности директора компании «Скайгайд».

А в сентябре 2007 года суд швейцарского городка Бюлах вынес обвинительный приговор четырем сотрудникам «Скайгайда», виновным в халатном отношении к своим обязанностям, приведшем к трагедии. В общей сложности перед судом предстало восемь человек, работавших в швейцарской компании. Обвиняемые отказались признавать свою вину, переложив всю ответственность на уже умершего на тот момент Питера Нильсена. И все же четверо менеджеров были признаны судом виновными в непредумышленном убийстве.

Всем им были определены разные наказания. Троим работникам дали лишь условные сроки заключения, а одному - только штраф.

Последствия катастрофы 2002 года

После падения самолетов череда неприятностей не закончилась. Убитые горем родственники не выдерживали свалившихся на них испытаний, часть семей после трагедии распалась. Очень много жизней унесла трагедия. Список погибших в катастрофе над Боденским озером изначально состоял из фамилий 52 детей и 19 взрослых. Однако 24 февраля 2004 года списки дополнила еще одна фамилия - Нильсена.

Тот самый диспетчер, по вине которого произошла раковая ошибка, был убит Калоевым Виталием, дети и жена которого случайно стали пассажирами злополучного рейса. Суд рассматривал дело в течение года. И в октябре 2005 года признал вину Калоева, приговорив его к восьми годам тюремного заключения. Однако, учитывая тяжелое психическое состояние мужчины, а также все обстоятельства дела, срок впоследствии был уменьшен до пяти лет. Через три года Калоева освободили за примерное поведение, после чего он вернулся в Северную Осетию.

Мемориал памяти погибшим

На месте трагедии в 2004 году был установлен мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером - разорванная нить жемчуга символизирует разлетевшиеся обломки самолета. Идеей для создания такого памятника послужило жемчужное ожерелье девочки Дианы (дочери того самого Калоева), найденное на месте трагедии.

Практически все жертвы катастрофы были похоронены на Южном кладбище в Уфе. Их могилы расположили в соответствии с тем, как люди сидели в самолете.

Немое напоминание

Еще один мемориал напоминает о той трагедии. В Цюрихе в 2006 году, рядом со зданием фирмы «Скайгайд», был установлен памятник из камня и стекла в виде спирали, по которой расположены 72 свечи, символизирующих 71 жертву катастрофы и одного диспетчера.

Фильм о катастрофе

Жуткая трагедия и дальнейшие ее последствия, а также поступок Виталия Калоева легли в основу фильма «Последствия», снятого в США. Конечно, многое в нем было изменено и действие перенесено в Америку, но именно авиакатастрофа 2002 года послужила основанием для съемок. Главного героя фильма сыграл Арнольд Шварценеггер. Его зовут Роман Мельник, он давно живет и работает в США. И вот к нему наконец-то летят беременная жена и дочь. Именно поэтому на могиле будет установлен памятник троим… Как и в реальной истории, Мельник сам находит бусы своей дочери и ее тело. А также сходит с ума в поисках виновных в трагедии. Компания, чей диспетчер стал причиной катастрофы, предлагает ему отступные, но он не понимает, почему виновник аварии до сих пор на свободе. Мельник отправляется к диспетчеру домой с ножом и все происходит по тому же сценарию, что и в реальной жизни. Лишь некоторые детали изменены режиссером, который сумел на экране передать неимоверные переживания главного героя.

Этой катастрофы не должно было быть. 52 ребенка - в основном, из Башкирии - летели на отдых в Барселону . Путевки выделили победителям олимпиад по линии ЮНЕСКО как поощрение за хорошую учебу. Группа опоздала на рейс и вынуждена была почти сутки ждать в Москве , пока республиканские власти не договорились о выделении им нового самолета – ТУ-154. И еще одно роковое событие: в ночь с 1 на 2 июля 2002 года авиадиспетчер швейцарской компании «Скайгайд» Петер Нильсен остался на дежурстве один. Его коллега в нарушение всех правил решил вздремнуть на рабочем месте. Петер заметил, что маршруты двух самолетов пересекаются за минуту до ЧП, лихорадочно отдавал команды пилотам, но изменить траектории самолетов не успели. «ТУ-154» столкнулся с почтовым лайнером: погибли 73 человека, 52 - дети.

«ВСЕХ ДОЛЖНЫ ПОСАДИТЬ РЕАЛЬНО, А НЕ УСЛОВНО»

Родные детей, погибших над Боденским озером, объединились в общественную организацию - «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002» . Зульфат Хамматов, ее председатель, потерял 11-летнего сына Артура. Все, что осталось в память о нем, – чудом уцелевшие после падения с 12 тысяч метров кассетный плеер и загранпаспорт.

Зульфат ездит на место трагедии в германский город Юберлинген каждый год. В этом году полетит с детьми. Тимуру - 13 лет, Искандеру - 9. Они сами попросили показать им место, где погиб их брат. Сейчас там растет еловая аллея из Башкирии.

Привозили десятисантиметровые саженцы, а вымахали огромные деревья, - говорит Зульфат. - Даже не верится, что 15 лет прошло. Сейчас бы и Артурка наш уже вырос настоящим мужчиной…

За эти годы прошло огромное количество судов и в Германии , где случилась трагедия, и в Швейцарии , в которой базируется «Скайгайд», и в Испании – пункте назначения рейса № 2937. Родители погибших получили компенсации – по 30-36 тысяч швейцарских франков (около 1 миллиона рублей по курсу 2010 года - Ред). Помимо иска к «Скайгайд», родственники предъявили претензии двум американским компаниям: они отвечали за автоматизированную систему безопасности самолетов «TСAS», которая должна была сработать при опасном сближении или неправильном сигнале диспетчера. Тяжбы идут до сих пор.

Семь лет назад суд постановил, что большинство истцов находится в благоприятной финансовой ситуации и им не потребуется поддержка со стороны детей. Это просто кощунство, - возмущается Зульфат. - Но самое неприятное, что «Скайгайд» до сих пор не признает новое решение суда, которое вынес Верховный суд Испании: на 50 процентов виноваты производители системы безопасности и в той же мере – «Скайгайд». Здесь уже дело не в компенсациях, речь идет о комплексной проблеме. Эти компании должны серьезно оштрафовать, виновных посадить в тюрьму реально – всем ведь дали условные сроки! В прошлом году я встречался с гендиректором «Скайгайда», мы беседовали более пяти часов, оставили им свой вариант судебного решения, но ответа так и не последовало. На этот раз мы собираемся снова идти в офис и требовать ответа.

«БОЛЬ НЕ УШЛА»

Уфимский строитель Владимир Савчук потерял в катастрофе жену Ирину и двоих детей: дочери было 15, сыну - 13. Владимир смог начать жизнь заново, в доме снова зазвенел детский смех. Дочку и сына он назвал так же, как и погибших детей, – Вероника и Владислав.

Я не лишился детей, они со мной и сегодня. Вспоминать эти события не хочу, простите меня. Не могу до сих пор говорить об этом, - только и смог вымолвить Владимир на наши расспросы.

Осетинский архитектор Виталий Калоев , у которого в катастрофе погибли жена Светлана, 10-летний сын Костя и 4-летняя дочка Диана, все эти годы не общается с журналистами на тему трагедии и просит его об этом не спрашивать. 10 лет назад он вернулся в Северную Осетию , отсидев 2 года в швейцарской тюрьме за убийство диспетчера Петера Нильсена . Как убивал, Калоев не помнил. На суде он заявил, что пришел домой к Нильсену, чтобы услышать от него извинения. Но диспетчер ударил Калоева по протянутой руке с фотографией жены и детей, за что и был зарезан кухонным ножом.


Как пишет в своей книге «Столкновение» Ксения Каспари, Калоеву до сих пор снится его маленькая дочь Диана, тело которой он сам нашел в трех километрах от катастрофы. Во время падения она кричит: «Папочка-а-а-а-а!». Всегда, когда этот сон возвращается, Виталий Калоев идет на кладбище и долго сидит перед могилой своих родных, обнимая холодный камень. До сих пор с ним всегда в нагрудном кармане клочок волос Дианы и несколько жемчужин с ее бус, которые он нашел рядом с телом девочки. В книге Калоев впервые отвечает на вопрос, раскаивается ли он в убийстве Нильсена.

Мне жалко его детей. Но, может, и лучше, что они остались без отца, чем расти с таким человеком, - говорит он.

После возвращения в Россию Виталий Калоев долго жил один в доме, откуда уехала в аэропорт вся его семья, поддерживая в комнате жены и детей тот же порядок, что и в последний день. Но пару лет назад Виталий Калоев снова обзавелся семьей, однако подробности своей личной жизни он держит от всех в тайне. На вопрос журналиста «КП », прошла ли боль утраты, Виталий Константинович ответил коротко:

Нет, не прошла.

НА КОМПЕНСАЦИЮ ПОСТРОИЛ МЕЧЕТЬ

На компенсацию от авиакомпании Юнир Валеев построил мечеть в родном селе Зилаир и назвал ее в честь погибшего сына - «Венер». За 250 лет существования этого башкирского села, мечеть – первая.

24 июня нашему Венеру исполнилось бы 30 лет. В этот день в мечети собрались все его одноклассники, наши родственники, - рассказывает Юнир, бывший глава Зилаирского района Башкирии. - Этот день - еще и годовщина открытия мечети: 14 лет назад мы ее построили. На куполе изображен их четырехчасовой перелет. В одной стороне светло, в другой – темные тучи – это горе идет в нашу сторону, злые ветры идут. Люстру делали под заказ, на ней – 15 зеленых лампочек – это жизнь сына на этом свете. А вокруг много других светлых лампочек – это Венер в раю.

Семья Валеевых также собирается посетить место крушения самолета в этом году:

Мы с женой летим в Германию, но внуки уже просят: «Деда, приезжай быстрее!». А я ведь еще даже не уехал, - улыбается мужчина. - Три внука, две внучки – есть чем нам, пенсионерам, заниматься. Старшая внучка получила аттестат, мечтает на юрфак поступить, а старший внук в этом году только в первый класс пойдет.

После поездки в Германию все родители погибших поедут на Южное кладбище в Уфе . И пилоты, и пассажиры злополучного рейса покоятся там: слева похоронены мусульмане, справа – христиане, а сам погост напоминает самолет. На обратной стороне могильных плит, черных, как та самая ночь с 1 на 2 июля 2002 года, - детские или родительские стихи. Одно из них оказалось пророческим. Эти строки написала 15-летняя Лена Нелюбина незадолго до рокового полета:

Вернуть невозможно, забыть нельзя,

Железом высечены на карте слова.

И, кажется, слышно, как рыдает безутешно мать,

Оплакивая сына, которого уже не обнять…

В апреле выйдет фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером о россиянине Виталии Калоеве, чья семья погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году. Спустя 478 дней после трагедии Виталий Калоев убил авиадиспетчера, из-за ошибки которого погибли его жена и двое детей.

В июле 2002 года российский архитектор Виталий Калоев работал в Испании. Он завершил возведение коттеджа под Барселоной, сдал заказчику объект и ждал семью, которую не видел девять месяцев. Светлана с детьми, 11-летним сыном Константином и 4-летней дочкой Дианой, никак не могла купить билет на самолёт. И лишь за три часа до отлёта в аэропорту ей предложили «горящие» билеты на борт того самого самолёта.

Википедия

Пилоты Ту-154 к этому моменту ещё не видели «Боинг», приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому они приступили к снижению сразу после получения команды диспетчера (фактически, даже до того, как она была окончена). Однако сразу после этого в кабине прозвучала команда автоматической системы предупреждения опасных сближений (TCAS), информирующая о необходимости набирать высоту. Одновременно пилоты рейса 611 получили от такой же системы инструкцию снижаться.

Один из членов экипажа обратил внимание остальных на команду TCAS, ему ответили, что диспетчер дал команду снижаться. Из-за этого никто не подтвердил получение команды (хотя самолёт уже снижался). Через несколько секунд Нильсен повторил команду, на этот раз её получение было немедленно подтверждено. При этом он по ошибке сообщил неправильные сведения о другом самолёте, сказав, что тот находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, некоторые из пилотов рейса 2937 были введены в заблуждение этим сообщением и, возможно, решили, что есть ещё один самолёт, невидимый на экране TCAS. Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, а не TCAS. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о противоречии в полученных командах.

В то же время рейс 611 снижался, выполняя инструкцию TCAS. Как только стало возможно, пилоты сообщили об этом Нильсену. Диспетчер не услышал этого сообщения из-за того, что одновременно на связь с ним на другой частоте вышел другой самолёт.

В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло.

Полицейские не хотели пускать Виталия к месту катастрофы, но когда он объяснил, что там его жена и дети, пропустили. По словам Виталия, его дочь Диану нашли в трёх километрах от места падения самолёта. Калоев сам участвовал в поисковых работах и нашёл сначала порванные бусы Дианы, а затем и её тело.

В десять утра я был на месте трагедии. Увидел все эти тела - в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его.


22 февраля 2004 года его попытка поговорить с авиадиспетчером Питером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.

Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: «Посмотри!» Он как хлопнул меня по руке - снимки полетели. И там понеслось.

Калоева освободили досрочно - в ноябре 2008 года. При выходе из тюрьмы первое, что сказал Виталий Калоев: «Зачем мне теперь эта свобода?».

Радио Свобода

Виталий Калоев недавно отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы. Через тринадцать лет после трагедии Виталий Калоев женился.

Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело - это уже второй вопрос, - признался Виталий Калоев. - Научиться жить после этого нельзя… Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать - плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям.

Youtube

Трейлер фильма «Последствия»

  • Сразу после катастрофы швейцарская компания «Скайгайд» возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виноваты диспетчеры. Только после публикации отчета компания «Скайгайд» признала свои ошибки, и спустя два года после катастрофы ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших.
  • В 2016 году Виталий Калоев был задержан в аэропорту Мюнхена. Он летел для участия в траурных мероприятиях по случаю гибели 2 июля 2002 года над Боденским озером самолета Ту-154. Выяснилось, что швейцарская сторона запротестовала против того, чтобы пускать Калоева на церемонию.

  • По словам Калоева, создатели фильма «Последствия» с ним не консультировались, сам он картину не видел, но собирается посмотреть. «Сняли и сняли. Что там реагировать? Главное - чтобы ничего не исказили. А то будет экшн с погоней. Я ведь ни от кого не прятался. Открыто пришел, открыто ушел», - сказал Калоев.