Тест Аудиал, визуал, кинестетик, дискрет. Кто вы? Визуал, кинестетик, аудиал, дигитал: кто это такие

Каждый человек, в т.ч. и ребенок, по-разному воспринимает и перерабатывает информацию, поступающую из окружающего мира. Как распознать ведущий канал восприятия и переработки информации? Достаточно бывает понаблюдать за ребенком. Понаблюдать и в дальнейшем использовать при его обучении и воспитании. Ведь очень важно общаться с ребенком на "его языке"!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визуал, аудиал, кинестетик, дискрет - кто это?

Эти слова означают особенности восприятия и переработки информации людьми различного возраста.

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.

Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.

Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Малыш-визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.

Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения, поэтому чаще ласкайте, прижимайте к себе, целуйте, старайтесь меньше употреблять любимую родителями фразу "Не трогай!"

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Активный словарь.

Визуалы в своей речи употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...).

Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный...).

Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий...).

Направление взгляда.

У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,

у аудиалов - по средней линии,

у кинестетиков - вниз.

Особенности внимания.

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно;

аудиал легко отвлекается на звуки;

визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания.

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито).

Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая.

Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.

Примеры различий в поведении.

Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.

Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.

Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.

Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.

Ситуация: поведение на перемене.

Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.

Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.

Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на "его языке".

Замечания воспримутся лучше, если:

Визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;

аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";

кинестетику положить руку на плечо.

При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется:

визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;

кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).

При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:

с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;

с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);

с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.

Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.

Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!


Вы никогда не замечали, что в новом кафе один человек отмечает приятную музыку, другой – яркое оформление, а третий – вкусный кофе и приятный аромат в зале. Это связано с различными типами восприятия: всех нас условно разделяют на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Сегодня, в век цифровых технологий, к этой типологии добавляют еще и дигиталов (дискретов).

Узнайте свой тип восприятия: тест

Знания типов восприятия помогут избежать конфликтов с детьми и женами (ну или мужьями), сделать лучшую презентацию для клиента, а заодно и понять некоторые особенности своего поведения. Поэтому предлагаем вам пройти небольшое тестирование.

1. Аудиалы: покупатели, которых нужно слушать и слышать

Очевидно, что аудиалы воспринимают информацию с помощью слуха. Это те люди, которые не могут находиться в тишине: они любят включать музыку или телевизор «фоном» к своим повседневным делам. В любой ситуации аудиалы в первую очередь обращают внимание на то, что было озвучено, и лишь после – на внешний вид.

Как узнать аудиала?

  1. В своей речи постоянно употребляет слова «слушаю», «рассказали», «озвучьте», «что скажете?», «давайте обсудим», «вы слышите?» и т.п.
  2. Высоко ценит ораторские возможности собеседника.
  3. «Активный слушатель»: задает уточняющие вопросы, делает записи.
  4. Любит объяснять и может повторять что-либо несколько раз без раздражения.
  5. Может пересказать любой разговор слово-в-слово.
  6. Предпочитает слушать новости по радио, во время просмотра телевизора для него звук важнее картинки.

Как использовать?

Грамотная, отчетливая и громкая речь продавца или менеджера может серьезно повлиять на положительный ответ и решение аудиала. Поэтому готовьте коммерческое предложение без «воды», в котором каждое слово будет в точку.

2. Визуалы: красивая картинка – половина продажи

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает окружающий мир преимущественно «на глаз». Это – визуалы. Люди с таким типом восприятия ценят внешний вид вещей, красивые презентации и приятную внешность собеседника. Их легко можно узнать по организованности и опрятности. В публичном месте визуалы стремятся занять место с лучшим обзором и чувствуют себя неуютно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, «заслоняя горизонт».


Как узнать визуала?

  1. Употребляет в речи выражения «на мой взгляд», «без сомнения», «до сих пор стоит перед глазами», «красивый», «уродливый» и т.п.
  2. Уделяет большое внимание своему внешнему виду.
  3. «Встречает по одежке».
  4. Жесты и поза очень эмоциональны: он жестикулирует в разговоре и пытается руками обрисовать предметы.
  5. Обладает фотографической памятью, обращает внимание на мелкие детали.
  6. Хорошо ориентируется на местности.

Характеристики дигитала

  1. Часто использует слова «логично», «знаю», «понимаю», «функциональность» и т.п.
  2. Функциональность для него важнее дизайна, содержание важнее оболочки.
  3. Прямая поза (часто зажаты), отсутствие жестикуляции, монотонный голос.
  4. Аналитика для него – родная среда обитания.
  5. Структурирует информацию, любит «разложить по полочкам».
  6. Может воспринимать много информации сразу.
  7. Не принимает решение моментально – требуется время подумать.
  8. Прекрасный стратег, не упустит ни одной детали.

Как это использовать в продажах?

Аккуратно повлиять на выбор дигитала можно с только помощью логики. Почему аккуратно? Потому что любое обращение к чувствам люди с таким типом мышления чуют за километр и воспринимают как манипуляцию. Именно поэтому при озвучивании предложения нужно делать акценты на характеристиках продукта: выгодная цена, функционал, преимущества перед другими моделями и т.д. Чем больше плюсов и положительных сторон товара или услуги обозначит продавец или маркетолог, тем выше вероятность того, что дигитал станет покупателем или постоянным клиентом.


Итак, а вы к какому типу относитесь?

У каждого из нас свой, Уникальный Способ Познания Мира.

Здесь можно провести аналогию с приготовлением борща.

У всех хозяек он получается по-разному- в зависимости от их предпочтений!

Все зависит от того:

Какие ингредиенты, и в каких пропорциях она берет?

Иначе говоря: "Зависит от информации, которая попала в "фокус вашего внимания "

В какой последовательности и сочетаниях кладет продукты. Сколько времени занимает процесс варки?

Иначе говоря:" К ак эта информация сортируется и структурируется вашим мозгом?"

В каком виде подает это блюдо на стол?

Иначе говоря: " Как вы доносите информацию до других людей?"

З а " подачу блюда", отвечают РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ.

В НЛП выделяют три Основные Репрезентативные Системы:

ВИЗУАЛЬНУЮ

АУДИАЛЬНУЮ

КИНЕСТЕТИЧЕСКУЮ

P.S. Все, что связано с Обонянием и Осязанием часто относят к Кинестетической Системе.

Как правило, одна из Реп.Систем является ведущей, но может со временем меняться (все дети при рождении - кинестетики, а потом у них может начать преобладать другая система).

Естественно, в каждом человеке есть всего понемногу. Бывает, что в равной степени проявлены сразу 2 репрезентативные системы.

От названий репрезентативных систем и пошло выражение: АУДИАЛЫ, ВИЗУАЛЫ, КИНЕСТЕТИКИ .

Дигиталы уважают "язык цифр". И склонны все анализировать. Они рациональны, предпочитают во всем функциональность, логику и четкость, внимательны к деталям.

Слова, характеризующие эту систему: понять, обдумать, оценить, доказать, убедительно, соглашаться, знать, правильно, объяснить, проанализировать, верить и т.д.

Дигитальная модальность Не относится к сенсорным репрезентативным системам.

В отличие от них, она не связана с областью чувств и ощущений, а обращена к логическими умозаключениями и выводами .

Время от времени каждый из нас обращается к ней (например, складывая или умножая числа и т.д). Есть люди, у которых она очень выражена очень ярко.

Чем же отличаются Визуалы, Аудиалы и Кинестетики?

ВИЗУАЛЫ.

Все движения руками у людей этого типа сосредоточены в верхней трети тела.

Они склонны к активному жестикулированию.

Обладают быстрой речью, имеют более высокий тембр голоса и поверхностное дыхание.

Визуалы мыслят Образами и хорошо запоминают их .

Визуалы – «люди пространства», и склонны закреплять и «охранять свою территорию». Когда они заходят в помещение, то в первую очередь внимательно осматривают его. После чего стараются выбрать место, имеющее хороший обзор и больше свободного пространства.

Для них важно - видеть картину целиком. Визуалы имеют хорошую зрительную память .

Прежде, чем что-то вспомнить, им нужно сначала увидеть картинку.

Люди, у которых развита эта репрезентативная система, любят что-то штриховать, обводить или просто рисовать какие-либо рисунки.

Они довольно внимательны к своему внешнему виду и окружению.

Им важно, чтобы было красиво.

Именно поэтому визуал – это тот человек, который обязательно обратит внимание на то, как одет его собеседник .

Эти люди довольно внимательны, имеют хорошую зрительную память и любят сравнивать (например, один образ с другим).

Вычислить визуала можно по словам, которые он чаще употребляет:

Посмотреть, обзор, красиво, далеко, блестящий, точка зрения, ослеплять, прозревать, вспыхнул, показался и т.п .

Ведущая репрезентативная система может меняться в зависимости от Условий, Контекста, или благодаря специальной Тренировке. Если вы, например, поняли, что вы - явный визуал (кстати, таких много), то было бы неплохо, развить ту систему, которая у вас не сильно включена. Вы получите Дополнительные Преимущества.

Люди с ведущей Аудиальной системой, легко и быстро запоминают иностранные языки.

Наша система образования (в изучении иностранных языков)больше ориентирована на Визуальную систему .

В результате, большинство выпускников школ и даже вузов, не могут свободно изъясняться на иностранном языке и воспринимать его на слух. Хотя, ни для кого не секрет, что на языке надо в первую очередь говорить (маленькие дети так и делают), а все равно, " воз и ныне там".

После эксперимента в школе, исследователи сделали еще один интересный вывод:

Проблемы с грамотностью чаще всего встречались среди детей - аудиалов !

Это было связано с тем, что ребенок сначала проговаривал про себя слово (которое отличалось по своему звучанию), а потом уже его писал. Определенные упражнения по развитию визуальной системы у таких детей помогли довольно быстро справиться с этой проблемой.

Лично мне, для того, чтобы запомнить написание иностранного слова, очень важно его написать (срабатывает кинестетическая память мышц). А вот при определении правильности написания,подключается визуальная память. Причем, обе системы у меня развиты одинаково хорошо. В зависимости от ситуации включается то одна, то другая (иногда сразу обе 🙂)

Аудиалы. Визуалы. Кинестики не всегда понимают друг друга с первого раза.

Посмотрите замечательное видео в тему этой статьи! И делайте выводы 🙂

Потренируйтесь немного. И попробуйте определить:

кто здесь аудиал, визуал и кинестетик:

************************

- Смотри, какое необыкновенное небо сегодня, какие большие мерцающие звезды! А вон там, видишь, - созвездие Большой Медведицы.

***********************

- Послушайте! Ну сколько можно вам говорить: "Сделайте звук тише!"

-Невозможно спать при таком грохоте.

***********************

- Как легко и свободно я себя чувствую! Уже давно не припомню такого парящего ощущения!

Анекдот от "Дигитала":

После публикации американцами сенсационных снимков темной поверхности Луны с изображением построек лунной цивилизации международная комиссия объявила, что та страна, которая первая предоставит доказательства наличия цивилизации на Луне, получит исключительное право на использование лунной поверхности. Участвовать согласились китайцы, американцы и русские.
Китайская ракета до Луны не долетела.
Американцы привезли с Луны огромный камень, утверждая, что это плоды жизнедеятельности лунной цивилизации. Комиссия, изучив камень, кроме следов жизнедеятельности самих космонавтов, ничего не обнаружила.
Русские же решили сэкономить и отослали на рассмотрение коммисии автомобиль "Ока" с ручным управлением.
Комиссия, изучив устройство неизвестной техники, присудила победу России, выяснив, что данный аппарат предназначен для существ размером с собаку с семью конечностями и может передвигаться только при лунной гравитации.

************************

Еще один Анекдот в тему: Влюбленные гуляют по берегу красивого озера, в котором плавают лебеди.

Девушка долго наслаждается великолепной парой лебедей. А затем спрашивает молодого человека: "А хотел бы ты стать большим и белым лебедем? Это так красиво!

Парень кривит рот: ""Да ты что! Голым задом и воду?"

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО.

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.

Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.

Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а все остальное – отсеивать. Эта фильтрация происходит на самых различных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать "ненужных" людей, и заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимание на запах книги, находящейся у вас в руках. Мы не можем видеть или слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться. Кто-то читает "Известия", кто-то детектив, и это тоже фильтрация. Человек выбрал то, что ему кажется более важным и интересным, или то, что ему ближе и роднее.

Каналы восприятия

Один из наиболее важных фильтров – так называемые каналы восприятия: зрение, слух и чувства . И можно говорить, что существуют три канала восприятия:

Визуалы

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.
Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения .
Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы) .
Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее . И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: "Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!"
Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:
- Послушай, какая музыка!
Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.
Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики . Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.
Говорят они относительно медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.
Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.
Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать ). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати): "И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед..."
У Кинестетиков часто бывают трудности с планированием – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают "сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже". Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что "разговоров много, а дела мало ”. Для них это действительно так.
И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны ) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:
Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.
Для них "просто рассказ" как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе "все эти красочные прелюдии и разговоры" Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!
Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его... Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.
При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются . Именно поэтому им тяжело сказать "нет ”. Просто для пробы несколько раз проговорите про себя "нет ” и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная "телефонная поза" – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.
Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.
Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.
Как говорила одна героиня комедии Островского: “Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух ?"
Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:
- Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!
- Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!
- Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.
- Вы так галантны!
Причем содержание особой роли не играет, главное – голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у Аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.

Дигиталы

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо "поверх толпы". Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).
Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: "Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный."
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.
Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: "Я понимаю, что вы чувствуете," – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале. Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в "Дикой Орхидее" Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое: "Дистанция, полный контроль, ничего лишнего..."
Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.
Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и... съедаете его.
Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.
А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:
Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...
Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас. Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией. Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организа-ции мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист". Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно дол-го рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.