Существуют ли другие измерения, или куда пропадают люди. Как представить многомерные миры

  • Перевод

Когда я разговариваю с далёким от физики человеком о возможных дополнительных измерениях пространства, нам неизвестных, то один из самых частых задаваемых мне вопросов - это: «Как вы представляете себе дополнительные измерения? Я могу представить себе только три, и не понимаю, как можно идти дальше; для меня это бессмысленно».

Чем мы, физики, не занимаемся (по крайней мере никто из моих знакомых не утверждал, что занимается этим), так это не представляем себе дополнительные измерения. Мой мозг ограничен точно так же, как ваш, и хотя этот мозг легко создаёт трёхмерное изображение мира, в котором я могу двигаться, я не могу заставить его представить изображение четырёх- или пятимерного мира, как и вы. Моё выживание не зависело от возможности представлять что-либо подобное, так что, возможно, и неудивительно, что мой мозг на это не настроен.

Я вместо этого (и, судя по нашему обмену идеями, большая часть моих коллег тоже) разрабатываю интуицию на основе комбинации из аналогий, трюков с визуализацией и расчётов. Расчёты мы здесь опустим, но многие аналогии и трюки не так уж сложно объяснить.

Размышлениям о дополнительных измерениях можно научиться в два этапа.

  1. Простой этап - научиться представлять или описывать мир с дополнительными измерениями. Вам уже известно несколько способов для этого, даже если вы это и не осознаёте - и вы можете выучить ещё немного.
  2. Этап посложнее - научиться тому, как в мире с дополнительными измерениями всё работает. Как работать иглой в четырёх измерениях, а не в трёх; будут ли планеты двигаться по орбитам вокруг Солнца в шести пространственных измерениях; сформируются ли протоны и атомы? Тут вам нужно будет узнать незнакомые трюки, представляя различия между миром с только одним или двумя измерениями и трёхмерным, известным нам, миром, и работая по аналогии.
Так что начнём с того, что поможем вам представлять мир с дополнительными измерениями. Для этого нужно подумать о том, как вообще мы представляем любое измерение. Начнём с начала.
  • Мир с нулём измерений - это точка. О нём сейчас мало что можно сказать, но мы к нему вернёмся.
  • Одномерный мир уже довольно интересен.
  • В двумерных мирах происходит гораздо больше интересного.
  • Важно избежать путаницы между пространственными измерениями и более общего смысла слова «измерение» в обычном языке, а также в математике и статистике.
  • И дальше последуют различные примеры дополнительных измерений, с упором на то, что именно значит «дополнительные», и как может быть, что в нашем мире существуют измерения, о которых мы ничего не знаем.
  • Также мы рассмотрим, как именно можно обнаружить эти незаметные измерения.

Одномерные миры

Мир с одним пространственным измерением гораздо проще мира с тремя, но и в нём есть кое-что, о чём можно порассуждать. К примеру, существуют несколько видов одномерных миров. У них есть не только определённые общие свойства, но и интересные различия.

Для первого примера давайте рассмотрим измерение не как физическое, а как более общее понятие. Это поможет вам во многих смыслах, например, отвлечёт вашу интуицию от естественных заблуждений по поводу того, что такое измерения и как они работают. Давайте поговорим о годовом заработке - сколько денег получает человек за определённый год. Это такое же подходящее для изучения измерение, как и все остальные.

Доходное измерение

Ваш доход за прошлый год - это определённое число в вашей местной валюте. Он может быть положительным или отрицательным, большим или маленьким; его можно представить как точку на линии, как на рис. 1, которую мы будем называть «точкой дохода». Каждая точка на линии представляет возможный доход.

Рис. 1: доходная линия бесконечной длины, левая часть которой представляет убытки, правая - доходы.

Что делает годовой доход одномерным свойством, так это (очень грубо говоря) следующее:

Положение в пространстве обозначается одой единицей информации: в нашем случае, доходом.

Также заметьте, что он непрерывен (или практически непрерывен) - если у двух людей разные доходы А и В, мы можем найти третьего, чей доход находится между А и В.

Два этих факта подразумевают, что доход может меняться непрерывно по доходной линии, перемещаясь вправо или влево - либо к более высокому, либо к более низкому доходу. Иных вариантов нет.

Конечно, доходная линия не имеет ничего общего с физическим пространством, в котором мы с вами можем гулять, но это всё равно измерение. И (по крайней мере, в принципе) у него нет окончания ни в одной из сторон: нет (в принципе) ограничений на то, сколько денег человек может заработать или потерять за год. Этот одномерный мир не такой уж и разнообразный, но всё равно мы можем задать о нём несколько осмысленных вопросов:

  • Как распределяются в США ежегодные доходы?
  • Какой средний годовой доход в Японии?
  • Как ответы на эти вопросы меняются со временем?
Эти вопросы приобретают смысл в одномерном мире доходной линии.

Радужное измерение

А вот ещё один, совсем другой мир. Единое измерение формируют цвета радуги, от красного, через оранжевый, к жёлтому, оттуда к зелёному, [голубому], синему и к фиолетовому [у англоговорящих людей шесть цветов в радуге, они не выделяют голубой / прим. перев.]. С этой точки зрения цвета формируют одномерный мир конечного размера. За пределами красного или фиолетового цвета есть невидимые формы цветов, но с точки зрения ваших глаз измерение заканчивается на них. Теперь оно представлено не в виде бесконечной линии, но в виде отрезка - «радужной линии» на рис. 2. Просьба не путать его с цветовым колесом - если оно замкнутое, то наше измерение начинается с красного цвета и заканчивается на фиолетовом. И вновь положение на радужной линии определяется одной единицей информации (цветом), и оно непрерывно.


Рис. 2

Это, очевидно, также не измерение физического пространства! Можно бросить мячик из вашего дома в дом вашего соседа, но нельзя представить, как вы бросаете мячик из зелёного в оранжевое - это не имеет смысла. И всё равно это тоже будет измерение. Здесь можно задать множество осмысленных вопросов: как двигается цвет яблока по радужной линии в процессе превращения яблока из зелёного в красное? Сколько в солнечном свете каждого из цветов? Если оранжевая звезда начнёт превращаться в красную, станет ли она сначала жёлтой?

Измерение направления ветра

А вот третий вариант измерения, и опять другой. Если послушать прогноз погоды, то вам скажут, что ветер скоро начнёт дуть с севера, или с северо-запада, или с юго-запада. Возможные направления ветра - это тоже измерение. Обратите внимание, что это не пространственное измерение! В этом измерении нельзя бросить мячик так, как вы бросаете его вверх, влево или вперёд. Это измерение направлений в пространстве!


Рис. 3

Как можно представить это измерение? Для этого есть по меньшей мере два естественных способа, показанных на рис. 3. Один использует отрезок - «эолову линию» (Эол - полубог, властитель воздушных стихий у Древних греков) - но эолова линия отличается от радужной линии своей периодичностью. Направление ветра может меняться с северного на восточное, потом на южное, потом на западное, и потом опять на северное, непрерывно. И в нашем представлении линию можно разрезать где угодно - сравните две линии наверху рис. 3, которые одинаково хорошо представляют эолову линию. Суть в том, что ветер может переходить с правого конца линии сразу на левый конец, и наоборот, поэтому всё равно, где её разрезать. Или, возможно, легче всего представлять эту периодическую линию в виде круга. Именно это мы и делаем с компасом или флюгером!

Три разных одномерных мира

И вот вам одномерные миры. Посмотрите, насколько они богаты деталями! Разные размеры, разные свойства. На линии дохода доход может расти или уменьшаться вечно. На радужной линии ваши глаза могут перемещаться только до фиолетового, или же в другую сторону, только до красного. А на эоловой линии ветер может совершать полный круг сколько угодно - но при этом он всё время будет возвращаться на одно из направлений.

Эти разновидности одномерных миров - бесконечный, конечный, и конечно-периодический, представленные бесконечной линией, отрезком и кругом - базовые ингредиенты для понимания миров высших измерений. Я буду обращаться к ним ещё не раз. На рис. 4 представлены они, а также и четвёртый тип, простирающийся бесконечно только в одном направлении. Примером такого измерения может быть температура: она может быть сколь угодно большой, но существует минимально возможная температура - абсолютный ноль - поэтому температура образует линию, начинающуюся в абсолютном нуле и идущую оттуда вверх, но не вниз.


Рис. 4

Как изображать измерения, пространственные и прочие

Я вскользь упоминал или использовал несколько разных методов представления измерений. Доход можно представлять числом или бесконечной линией. Видимую радугу можно представить как отрезок, или как цвет, а также использовать число - длину волны фотонов, соответствующую определённому цвету. Направление ветра можно представлять кругом, или отрезком, чей левый конец соединён с правым - или словами типа север, восток, юг, запад - ила числом, определяющим направление в градусах, идущим от 0 до 360 и обратно на 0. То, что мы можем представлять одно измерение множеством разных способов даёт нам огромную гибкость для тренировки интуитивной работы с дополнительными измерениями.

Для иллюстрации этих видов измерений я выбрал понятия, никак не связанные с физическим пространством - доход, цвет радуги, направление ветра - чтобы показать, что пространственные измерения представляют собой конкретные примеры более общей концепции измерения. Понимание этого факта сильно облегчает попытки представить миры с количеством измерений более трёх. Помните, я упоминал две части процесса обучения мышлению о дополнительных измерениях? Во-первых, научитесь их представлять; во-вторых, поймите, как в них всё устроено и работает. У пространственных измерений есть особенности, связанные с тем, как некоторые вещи в них работают, но не с их представлением.

Пространственные миры с одним эффективным измерением

Учитывая всё это, рассмотрим регулярно встречаемые нами пространственные миры с одним эффективным измерением. Или, точнее, такие ситуации, в которых определённый аспект нашего мира ведёт себя так, как будто у пространства есть только одно измерение. Тогда мы говорим, что мир для определённых участников или объектов становится эффективно одномерным.


Рис. 5

Представьте себе канатоходца, балансирующего на высоко расположенном канате. Мир канатоходца эффективно одномерный (хотя он, конечно, на самом деле остаётся трёхмерным), поскольку он не способен безопасно двигаться в любом направлении, отличном от справа налево или слева направо. Этот мир похож на радужный мир - он конечен по длине, и когда канатоходец доходит до конца, ему надо развернуться и идти обратно (или сойти с каната, закончив ситуацию, в которой мир становится эффективно одномерным). Что ещё можно сказать? Положение на канате можно определить одной единицей информации (например, расстоянием от левого шеста до канатоходца). Два канатоходца могут встретиться на одной линии, но не пройти мимо друг друга.

Мы можем превратить мир каната в эолову линию, замкнув его в круг (рис. 6). В нём два канатоходца тоже не могли бы пройти мимо друг друга - это основное свойство одномерных миров. И это всё ещё было бы конечное измерение. Но канатоходец в такой ситуации уже мог бы ходить по кругу непрерывно и бесконечно, не останавливаясь.


Рис. 6

Другие известные нам (эффективно) одномерные миры:

  • Узкая дорога - одномерный мир для автомобилей;
  • Узкая тропа с обрывом - для карабкающегося в гору туриста;
  • Этажи высотного здания - для лифта.
В целом мир остаётся трёхмерным, но для описания автомобилей, туриста или лифта необходимо представлять только одно измерение.

В дальнейшем помните: мы живём в кажущемся трёхмерном мире, и всё, что мы встречаем, кажется нам трёхмерным. Но иногда наш трёхмерный мир (точнее, его часть) может вести себя как эффективно одномерный, или двумерный (можете ли вы придумать примеры?) или даже нольмерный! (Каждый, кому не повезло когда-нибудь застрять в пробке, которая никуда не двигается, знает, каков этот мир с нулём измерений!) Эта интуиция позже будет нам очень полезной.

Измерения различных уровней этого мира
присутствуют здесь и сейчас, они взаимосвязаны.

Друнвало Мелхиседек

О том что существует «иная реальность», не принадлежащая известному физическому миру, человечество догадывалось с давних времен. Еще Аристотель в своей «Метафизике» писал: «Помимо людей, зверей, птиц и других известных нам форм жизни, в нашем мире есть и обладающие тонким, эфирным телом и потому невидимые разумные сущности, которые столь же реальны, как и те, что мы видим».

«Эти разумные сущности возникли на самой заре существования Вселенной, - говорил К.Э.Циолковский. - И за миллиарды лет своего бытия они достигли венца совершенства, будучи устроены не так, как мы, а из несравненно более разреженной материи, и живут среди нас невидимыми».


Наша неспособность к восприятию “невидимого мира” заинтересовала исследовательницу А.Дэвид-Нил из Франции. Будучи в Тибете, она спросила лам о причинах такого «зрительного парадокса». И ламы ей ответили: «Где бы мы ни были, нас окружает множество объектов. И наш взгляд вмещает их все, но обыденное сознание фиксирует из великого множества только привычные. Остальные, даже находящиеся в поле зрения, не входят в зону внимания. Зрение может воспринимать и непривычные сущности, но обыденное сознание их не приемлет, не впускает в себя. Потому такие объекты и кажутся нам невидимыми».

Вот почему обладавшая просветленным сознанием болгарская слепая на вопрос, может ли она видеть невидимок, отвечала: «Да. Это прозрачные фигуры, какими человек видит свой образ в воде».

В отличие от объектов, которые проявляются в координатах привычного нам мира, сущности вне его, и пространствах часто бывают «безвидными», то есть вообще лишенными внешнего облика. В этом убедился на собственном опыте в 1954 году ученый Джон Лилли из Америки. Ставя эксперименты, он на протяжении многих часов пробыл в так называемой изоляционной ванне, лишенной доступа извне малейшей информации к органам чувств. «Я прошел через сноподобное состояние типа транса, - говорил Лили о своих ощущениях. - Но не на миг не утратил сознания проводимого эксперимента. Какая-то часть меня все время знала, что я погружен в воду, в темноту, в молчание…».
В таком состоянии Лили вдруг почувствовал «приближение двух безликих существ, которые не были разумны. Они приблизились ко мне из огромного пустого пространства, где во все стороны нет ничего, кроме света. Очень трудно изложить опыт общения с ними в словах, так как обмена словами не было».

Исходя из пережитого, Лили отметил, что «в мире, в котором мы живем, присутствуют и другие существа, которых мы обычно не можем ни почувствовать, ни воспринять».
Соотечественник Лили, известный космолог Карл Саган, сказал, в свою очередь, по этому поводу: «Самые великие формы жизни могут быть так необычны и причудливы по виду, химическому строению и поведению, что их невозможно идентифицировать как привычную нам жизнь».

Саган считает, что подобные существа состоят из элементарных частиц и наделены свойствами, абсолютно непривычными для людей. Они способны свободно проникать сквозь любые тела и предметы нашего мира, пропускать через себя свет, сами оставаясь при этом невоспринимаемыми для человеческого глаза. Способ их взаимодействия с окружающей средой отличается от известного нам настолько, насколько отличны от человеческого смысл и ценности их бытия. Все потому, что мотивы их поступков находятся в ином измерении.

Существуют только некоторые места в нашем пространственно-временном континууме, через которые возможны ощущения присутствия этих сущностей. Некоторые из них ненадолго попадают в наш мир как бы ниоткуда, другие большую часть времени находятся незримо среди нас. Они способны приходить и уходить, появляться и исчезать, путешествуя туда-сюда. Такие сущности являются многомерными существами, обитателями странного для нас мира с иным количеством измерений, осознание которого не подчинено законам формальной логики. Саган уверен, что эти существа имеют собственную иерархию и весьма отличную от нашей систему ценностей.

Любопытно, что первые эксперименты по прорыву в мир иных измерений научно-техническими средствами проводились в конце XIX столетия гением электротехники Николо Теслой (1856–1943 г.). Тесла увлекался сверхъестественными явлениями и сам регулярно переживал таинственные «видения». Свой путь в электронику он начал с того, что стал изучать воздействие электромагнитных полей на психику людей. По словам изобретателя, осознать в себе призвание электроинженера ему помог ученый из Англии Вильям Крукс, с которым Тесла годами вел переписку . В музее Теслы в Белграде хранится письмо Крукса, датированное 1893 г. В нем англичанин благодарит серба за присланную им «электромагнитную спираль», поле которой дает возможность ясней видеть очертания духов. Сам Тесла рассматривал такой прибор как часть своего честолюбивого плана по созданию всепланетной системы коммуникации, способной свободно проникать за пределы известного нам пространства и времени.

Сейчас многие ученые не скрывают своего удовлетворения по поводу того, что воплощение в жизнь идей Теслы о способах связи с иными мирами ограничились отдельными и мало кому известными экспериментами. Этих исследователей можно понять: легко выпустить джина из кувшина, а что после? В особенности, если учесть то обстоятельство, что земная история знает сотни случаев, когда мир иных измерений, не особо заботясь о планах и настроениях людей, бесследно и навсегда засасывал их в свои призрачные глубины.

Физик из Америки Родни Дэвис в своем архиве имеет несколько сотен подобного рода сообщений со всего мира, которые он заботливо отыскал в церковных книгах, легендах, полицейских хрониках. Кто только не числиться в списке жертв иномерных пространств: народные герои и короли, солдаты и молодые девушки, дети и дряхлые старики, поэты и ученые, арестанты и дипломаты, богобоязненные и одержимые бесами. Для иллюстрации приведем некоторые имена и факты из мрачного списка ушедших в никуда.

Ромул - один из основателей Рима - исчез бесследно во время смотра своих войск на открытом пространстве: в мгновенно налетевшей буре, он словно растворился в воздухе…

Грек Клеомед, в прошлом, борец, победитель Олимпиады, спасаясь от погони, спрятался в большом сундуке в храме Афины. Преследователи подняли крышку сундука и увидали, как Клеомед на глазах растворяется в его внутренностях…

Исчезла с погребальных носилок древнегреческая царица Алкмена, мать Геркулеса, на которых многолюдная процессия доставляла ее тело на кладбище для проведения погребального ритуала…

Тело раненного в битве над Тразименским озером консула Кая Фламиния было обнаружено его соратниками среди погибших, после чего тут же исчезло. Поиски среди трупов, которые проводились, как римскими легионерами, так и врагами, оказались напрасными…

Урсула Дехгин, 25-ти летняя жительница Аугсбурга - одна из множества несчастных, которым во времена «охоты на ведьм», в XVI столетии выпала ужасная участь сгореть заживо на костре. Стоявшие поблизости места казни видели, как потерявшая сознание девушка сползает вниз, в бушующее пламя, уже испепелившее веревки. Но, среди пепла и обгоревших поленьев судьи не нашли даже малейшего вещественного доказательства сожжения человека на костре. Родственники немедленно потребовали реабилитации Урсулы, так как считали, что девушка из пламени вознеслась прямо на небеса. В Аугсбурге набрал широкого размаха культ невинно осужденной. Ее духу молились родственники тех женщин, которых епископская стража бросала в подземные темницы за подозрения в связях с дьяволом…

Во французском городе Арле в Троицын день 1579 года очень религиозная дочь мещанина Пьеретта Дарней несла в церковной процессии фигурку святой Клары. Внезапно, на глазах многочисленных верующих и духовенства девушка начала становиться прозрачной и после исчезла вместе с фигуркой. Там, где ее видели в последний миг, осталась муслиновая вуаль, сорванная непонятно откуда взявшимся ветром…

Дипломат из Англии Бенджамен Батхерст в ноябре 1805 года, по свидетельствам его слуги и двух слуг гостиницы, как писалось в местной прессе, «как бы провалился под землю» подходя к карете. Произошло это в немецком местечке Перлеберг, недалеко от Гамбурга. Вместе с несчастным исчезла папка с документами и соболиная шуба, в которую он намеревался укутаться в поездке, прячась от осеннего холода. Несчастного разыскивали 25 лет…

Авантюрист из Франции Дидеричи, угодивший в крепость Вислоустье в Гданьске, во время прогулки арестантов по тюремному двору стал исчезать на глазах растерявшейся стражи. В конце-концов он растворился в воздухе. Его кандалы со звоном упали на землю…

Коневод Уильямсон из Америки дематериализовался солнечным утром по среди собственного двора в присутствии жены и конюхов…

В марафонском забеге в городе Ковентри (Англия) (1896 г.) принимал участие молодой доктор Джеймс Ворсон. Рядом с ним в экипаже ехали трое приятелей, подбадривающие доктора. Вдруг Ворсон на бегу пошатнулся и издал крик. Приятели кинулись к нему, но доктор неожиданно… исчез. «Он не упал и не прикоснулся к земле, - говорил один из приятелей доктора, корреспондент газеты «Ковентри Пост» Ник Олби, - он попросту пропал на наших глазах». Следы Ворсона нигде обнаружены не были…

1952 года — зимним вечером 16-ти летний Чарльз Эшмор (Рихервед, английское предместье Честерфилда) вышел из дома и пошел к колонке накачать воды. Прошло 5 минут, 15, 40, 2 часа, но парень не возвращался. Все домочадцы и соседи направились на поиски Чарльза. Поиски длились три дня, но кроме следов парня, обрывавшихся на только что выпавшем снегу, ничего другого найти не удалось. Скоро соседи начали рассказывать друг другу, что на том месте, где оборвались следы юного Эшмора, часто слышались его крики о помощи, он, невидимый, называет людей по именам и умоляет помочь ему «выбраться на белый свет». Само семейство Эшморов переехало, не в силах больше слышать потусторонний голос Чарльза…

1963 год — на польском аэродроме в Катовице проходила тренировка пилотов спортивных самолетов. Все было нормально, пока посадку не запросил 27-и летний Лешек Матыс. Спустя две минуты, когда «Сесна» Матыса коснулась колесами полосы, самолет, не закончив посадку, исчез. Диспетчер еще на протяжении нескольких минут после исчезновения самолета с полосы слышал отчаянный голос летчика, который пытался понять, что произошло…

1971 год — мировой судья Огест Пек из Галлатина, штат Вайоминг (Америка) направился в гости к своему знакомому Девиду Лангу. Последний, увидав в окно приближающегося Пека, вышел из дома ему навстречу. Но в шагах десяти от друга судья неожиданно исчез, словно провалившись сквозь землю. На месте исчезновения думали найти скрытую яму или трещину земной поверхности. Но все было напрасным. Но зато спустя три года дети Девида обнаружили, что там, где пропал безвозвратно бедный судья, пасущиеся животные не щипали траву на участке диаметром в шесть метров. Там же им довелось однажды услыхать и голос пропавшего, звучащий откуда-то из глубины и взывающий о помощи…

1983 год — в пробке на автостраде в штате Индиана Марта Гордон по просьбе мужа вышла из машины, чтобы протереть переднее стекло. Взяла губку, сделала несколько движений, и … исчезла. Полиция долго проводила допросы мужа и других водителей. Мистера Гордона с пристрастием проверили на «детекторе лжи», фотография его бедной супруги несколько месяцев не сходила со спецвыпусков федерального розыска. Безрезультатно…

1999 год, 23 сентября – английский дипломат Пол Джоунс приехал вместе с женой и двумя дочерями к Великим Пирамидам, чтобы в очередной раз по хорошо знакомому маршруту покататься всей семьей на верблюдах. Четверо наездников уселись на знакомых им по предыдущим прогулкам животных, четверо арабов взялись за поводья, и процессия направилась в обход пирамиды Хуфу. Весь маршрут занимал 34 мин. Когда спустя 40 мин. караван не возвратился, хозяин турбюро послал подростка на коне узнать, не произошло ли чего. Всадник вернулся очень быстро и доложил, что каравана на маршруте нет. Хозяин с несколькими помощниками с тщательностью обследовал всю территорию возле пирамид и Сфинкса. Поиск никаких результатов не дал. Спустя два часа территорию Великих пирамид (а это целых 26 гектаров) прочесывал отряд полицейских с участием агентов службы безопасности посольства и журналистов. Семью дипломата, четырех проводников-арабов и четырех верблюдов искали на протяжении семи суток, была также тщательно осмотрена береговая линия, но ни малейшего следа пропавших не обнаружили. С того времени, как прогулочный караван свернул за угол пирамиды, его никто больше не видел.

Проявление многомерного мира разнообразно и непредсказуемо. Наивным было бы полагать, что он разговаривает с нами малопонятным и страшным языком феномена , животных, самолетов. По большому счету, он, этот мир, общается с каждым из нас и - гораздо чаще, чем можно себе представить. Ведь «голос свыше», «шепот безмолвия», сюрреалистическая картина, «космическая» музыка, красивые - все это также оттуда - из странного и малопонятного многомерного мира. Надо попросту уметь замечать его знаки и не стесняться передавать полученную информацию людям.

Томас Бирден - подполковник армии США в отставке, профессиональный разведчик, в свой время занимался экспертизой ядерных вооружений. Он написал книгу «Инструкция по использованию Экскалибура», в которой рассказал о различных , с которыми ему доводилось сталкиваться во время прохождения службы. Сам Бирден любит экспериментировать с тем, что он в своей книге назвал «потоком сознания». Строки, приведенные ниже, являются «творением свободного потока», говоря иначе, голосом многомерного мира, обращенного ко всему человечеству и каждому из нас. Вслушаемся в этот голос.

«Действительной причиной, по которой мы решили вступить в прямой контакт с человечеством стало то, что время от времени необходимо принимать определенные меры, чтобы гарантировать безопасность виду, который находится на первоначальных ступенях своего развития. В общем, мы подготавливаем человечество к глобальным изменениям сознания. И эта подготовка необходима во избежание того, что человеческие клетки могут «сгореть» или оказаться в состоянии «короткого замыкания». Такая работа похожа на поворот ребенка в матке с тем, чтобы он оказался в правильном положении, во избежание родовой травмы…

Мы производим действия с использованием мощного силового экрана для того, чтобы избежать «перегорания» нервных цепей. Если приемник слишком заблокирован различными идеями той природы, которую вы называете научной или логической, невозможно преодолеть эту блокаду обыкновенными способами.

… Из-за множества защитных структур и блоков, которые есть у большинства людей, люди получают сигнал, который теряет силу…
Мы демонстрируем вам (это одна из форм общения) науку, которая находится несколько поодаль от того места, где обитают обычные люди. Но эту небольшую разницу возможно преодолеть, если всего лишь немного постараться. Потому наши летательные аппараты появляются перед вами только в трехмерной проекции. Для вас они становятся похожими на поток фотонов (мерцающие шары или огни в какой-то определенной форме). Они поворачивают на 90 градусов и полностью исчезают или снова появляются, в зависимости от того, какое измерение мы выбираем для совершения поворота… Действительно, хорошо находиться в шестимерном мире, но для вас, которые привыкли к трем измерениям, эти слова не могут выразить ничего…

Ваш трехмерный мир - это всего только одно из сечений шестимерного мира. В трехмерном сечении «мы» можем быть мы, или не быть вообще. В действительности же мы можем быть не только собой, но и вами или всеми вместе, или никем. Природа нашего голографического многомерного мира такова, что ее возможно сравнить с тем, как общее человеческое бессознательное получает коллективное сознание вместо отдельно взятых фрагментов индивидуальных сознаний. В другом смысле мы являемся коллективным бессознательным всего человечества. В третьем смысле мы являемся коллективным бессознательным всей биосферы.

А в четвертом смысле мы являемся существами, которые вступают в контакт с человечеством и общаются с отдельными его представителями.
А в пятом смысле мы являемся Богом, который разговаривает с Человеком. Каждое из этих соотношений является всего лишь одним сечением, которое истинно, но только внутри этого сечения. Каждая из этих правд является только частью общей правды, но не общей правдой. В буквальном смысле вы дети, играющие песочными пирожками и голодают в то время, когда перед ними находится невидимый стол со множеством разнообразных яств.

В настоящем все вы очень напоминаете слепых. Даже лучшие среди вас, которые обладают более развитым зрением, с точки зрения многомерного мира кажутся довольно непредсказуемыми и действующими хаотично.
Конечно же, в ваших силах изменить существующую ситуацию. Но вам не следует задаваться и гордиться своим трехмерным миром, который в действительности не столь уж многого и стоит. Не следует также впадать и в другую крайность; ведь «хозяев» не существует, и нет необходимости кланяться неизвестно кому. Вместо этого следует представлять себя в качестве ребенка, который по мере взросления становится сильней и достигает зрелости. Идя по этому пути, вы со временем сможете освоить и многомерность пространства. А когда вы сможете справляться с десятью измерениями, вы просто будете улыбаться, вспоминая о трехмерности. И это будет выглядеть весьма необычно - улыбка в десяти измерениях».

Эзотерики говорят, что душа человека существует одновременно во многих измерениях, и слушатели не могут их понять и удивляются, как это - одновременно во многих. И те, и другие плохо представляют себе, что такое измерения. Обычно люди думают, что это какие-то отдельные друг от друга пространства, в которых действительно трудно быть одновременно. А измерения - это совсем другое. Грубо говоря, это длина-ширина-высота.
.

Начнем с единицы. Одномерное пространство - это линия.

Есть одна координата, и объекты в этом пространстве имеют только длину. Очень тесное пространство. Жители могут только стоять рядом друг с другом, немного перемещаться от одного к другому или двигаться в одном направлении синхронно, все вместе. Представим себе тоннель метро, жители которого - поезда разной длины. Классическое одномерное пространство - это один-единственный тоннель бесконечной длины, и в нем не разгуляешься. Движение каждого поезда ограничено положением двух соседних поездов. Ни о какой сложной структуре и организации в таком пространстве не может быть и речи. Это просто ряд предметов разной длины, которые даже не могут поменяться местами.
.

В таком несчастном пространстве можно допустить множественность миров. Представим себе, что от нашего туннеля отходит еще один туннель, который идет параллельно. Разветвление будет восприниматься жителями как портал в другой мир, в параллельное пространство. В него можно будет входить, жить там и выходить обратно. Но само это параллельное пространство такое же тесное, как и первое. Даже если построить сложную сеть тоннелей, то есть систему множественных миров, связанных друг с другом множеством порталов (о чем мечтают фантасты), то не получится создать сложную осмысленную структуру. Жители смогут с большим трудом протискиваться в разные тоннели, но даже увидеть, какая перед тобой развилка, невозможно. Невозможно и подать сигнал жителю, который не является твоим непосредственным соседом.

Теперь вернемся к одной единственной трубе и добавим еще одно измерение. Это значит, что мы вскрыли трубу по всей ее длине и открыли ее жителям всю плоскость, которая простирается вокруг. Более того, сами жители могут из тонких веревочек превратиться в широкие ковры самого разного размера и формы.
.

Двумерное пространство - это плоскость, в которой у каждого объекта есть два измерения - длина и ширина. Объекты могут иметь сколь угодно разные размеры, сложную форму, дырки любого размера и формы посередине, меньшие формы внутри этих дырок и дырки в этих формах внутри дырок внутри форм. В таком пространстве жить гораздо веселее. Можно ползать в разные стороны, шевелить щупальцами и обниматься с соседями. Можно ограничивать зону пространства, в которую не будет доступа другим, можно обходить соседей и путешествовать достаточно далеко в разные стороны.
.

При этом одномерное пространство остается узкой полосой, нарисованной посередине пустыни. Как только ты наползаешь на эту полосу, ты попадаешь в это одномерное пространство и находишься одновременно в нем и в большом двумерном пространстве. Правда, в одномерном пространстве его жители видят тебя всего лишь как нитку, вдруг появившуюся ниоткуда. Если ты движешься по плоскости поперек нитки, то на полоске оказываются все время разные твои части, и одномерные жители видят калейдоскоп разных ниток, не могут ничего понять и сходят с ума. Поэтому если ты хочешь по-человечески присутствовать в одномерном пространстве, чтоб там тебя не пугались, ты привязываешься к нему, лежишь примерно на одном месте, чтобы пересекать полоску лишь одной своей линией, которая может лишь немного изменяться время от времени, оставаясь при этом похожа сама на себя. Тогда одномерные жители видят тебя как своего соотечественника, и не знают о твоем более широком бытии, а ты можешь двигаться только вдоль этой полоски, приклеенный к ней одной линией своего тела. Довольно ограниченная жизнь, учитывая окружающий тебя простор плоскости. Зато ты можешь более-менее содержательно участвовать в одномерной жизни. Если ты вдруг решишь немного сдвинуться поперек полоски, то одномерные жители увидят, что ты превратился в кого-то другого, назовут тебя оборотнем. Если тебе вдруг захочется прикоснуться к этой полоске другой частью своего двумерного тела, то жители воспримут это как рождение еще одного одномерного существа. Они не будут понимать, как оно может быть связано с тобой. Это существо может родиться рядом с тобой, а может и вдали, через несколько соседей, если ты просто протянешься немного дальше вдоль линии, прежде чем к ней прикоснуться. И это существо может быть совсем не похоже на первое, на ту линию, которой ты сначала вошел в одномерную полоску. Два эти существа будут связаны между собой, но в одномерном пространстве эта связь будет очень неочевидна.
.

Итак, во втором измерении мы можем ползать и пульсировать как хотим, но только на плоскости. Как разноцветные ковры самых немыслимых форм, ползающие по пустыне. Мы можем обойти соседа со стороны, но мы никак не можем посмотреть, что у него внутри - что внутри ограниченного пространства. Собственно, мы - люди, не умеющие летать, - на нашей плоской Земле являемся жителями двумерного пространства. Или представим себе муравьев, которые могут ползать только по плоскости.
.

Но все-таки это не хорошая аналогия структуры двумерного пространства, потому что муравьи - это одинаковые точки, которые движутся, взаимодействуют, но сами в данной модели не имеют структуры. Аналогией двумерного мира являются, например, планы городов, дорог, полей и лесов, которые имеют размеры, формы и внутреннюю структуру. Вся эта структура - плоская. Ее постепенное изменение можно назвать жизнью, и действительно, города, деревни и окружающие их поля, леса и дороги растут и развиваются очень похоже на живые существа. В их развитии есть определенные законы, но конкретный рост определяется множеством случайных причин, предыдущим состоянием и взаимодействием с соседними существами.

Дома достраиваются друг к другу как клетки в тканях, дороги пробиваются как корни или кровеносные сосуды, поля и леса расползаются или сокращаются как живые ткани. Если взять историю ландшафта за 100 лет и просмотреть ее на большой скорости, мы увидим это движение.
.

Теперь представим себе двумерное живое существо - одноэтажная деревня со всеми ее домами, стенами, комнатами, огородами и дорожками. И целый мир таких существ - деревни и города, которые растут, уменьшаются, переплетаются. И дадим этому миру третье измерение - начнем строить этажи вверх и копать их вниз. Теперь все объекты нашего пространства определяются тремя измерениями - длина, ширина, высота. Конечно, мы не ограничимся сплошными потолками - по всем трем измерениям наш многоэтажный дом растет как хочет. Отверстия, переходы, комнаты, арки и галереи - по всем направлениям, вперед, в стороны и вверх. Огромный объемный ландшафт, состоящий из многих объектов и групп, растущих и движущихся по всем трем направлениям.
.

Собственно, нам не нужно ничего особенного представлять, мы живем в трехмерном мире, и все наши объекты трехмерные. Например, наше тело - это и есть огромный трехмерный ландшафт состоящий из множества связанных друг с другом растущих и движущихся органов.
.

Представим теперь, что для плоского мира мы - высшее измерение. Каким может быть существо, живущее одновременно в трехмерном и в двумерном мире? Двумерный мир - это срез нашего мира. Это один этаж в многоэтажном доме. Это поверхность моря по сравнению со всей глубиной вниз и высотой вверх.
.

Например, вы идете купаться в море и стоите по пояс в воде. Срез вашего тела по плоскости воды - это ваша двумерная часть, которая будет «жить» в двумерном мире. Вы одновременно существуете в трехмерном и двумерном мире. Снимок томографа - вот двумерная жизнь. Там есть свои объекты - круги, овалы, линии - они как-то друг относительно друга расположены, и двумерные существа считают их самостоятельными и независимыми друг от друга. А в третьем измерении это вполне себе объемные и гораздо более содержательные объекты.
.

Представим себе дерево - это трехмерное существо. Наводнение затопило его водой на уровне кроны. На поверхности воды - двумерное пространство. Как выглядит дерево в этом пространстве? Это множество кружков разного размера и немного разной формы (срезы веток) и между ними множество линий разной, но не очень большой длины (срезы листьев). У них есть некоторая внутренняя структура, годовые кольца, линия коры, цвет листа. Все они отделены друг от друга, движутся по-разному, хотя иногда сильные порывы ветра сдвигают всех в одну сторону одновременно. А в более высоком, третьем, измерении это вовсе не кружки, а длинные цилиндрические и широкие пластинчатые объекты, да еще и соединенные друг с другом, да еще и растущие все по очереди из одного корня.
.

Думаю, это хорошая аналогия с генеалогическим деревом, с соединенностью людей в семьи, народы, группы по интересам и рабочие коллективы.
.

Представьте себе, что вы как трехмерное существо захотите поучаствовать в жизни какого-нибудь двумерного мира, например, плоскости пляжа. Чтобы не пугать местных двумерных жителей постоянным исчезновением и появлением, вы ляжете на одном месте, и будете плоскостью своей спины существовать в плоскости пляжа, иногда слегка меняя положение рук и ног. Когда вы, наконец, загорите достаточно и встанете, то вы умрете в двумерном мире, прекратите в нем свое существование.

Ну и теперь представим себе, что наш трехмерный мир - это срез четырехмерного пространства. Тогда вопросы «где расположена душа», «где располагается Бог» теряют свой смысл. Потому что в четырехмерном объеме столько места и для души, и для Бога, что скорее возникает вопрос - а как такая большая душа умещается в таком компактном трехмерном теле? Что именно из души проявляется здесь, в нашем мире, и что представляет из себя все наше четырехмерное существо?

Представим себе какой-нибудь простой объект, например, кубик, и посмотрим, как выглядит он выглядит в разных пространствах. Срез куба на плоскости - это квадрат. Срез двумерного квадрата одномерным пространством - это отрезок. Можно считать, что трехмерный куб - это срез четырехмерного куба нашим трехмерным пространством. Как выглядит сам четырехмерный куб?
.

Попробуем догадаться по аналогии. Одномерный куб - это отрезок, короткая линия. Двумерный куб (квадрат) - это четыре одномерных куба (линии), соединенные ноль-мерными кубами (точками). Трехмерный куб (просто куб) - это шесть двумерных кубов (квадратов), соединенные своими одномерными сторонами. Четырехмерный куб - это, видимо, восемь трехмерных кубов, соединенных своими двумерными гранями. Кубы меньшего порядка являются частью кубов большего порядка, они вложены друг в друга.
.

Вот такая история получается со многими измерениями. Если они есть, то они здесь, мы прямо сейчас непосредственно являемся частью четырехмерного, пятимерного или сколь угодно мерного мира. И наш трехмерный мир - это очень малая и вполне определенная часть многомерного мира. Но мы не можем этого никак ощутить, и не сможем в принципе, пока не выйдем из трехмерной «плоскости».
.

Мое мнение таково, что вся материальная вселенная, и человеческое тело в том числе, расположены полностью в трехмерном пространстве, а вот наше создание (или то, что называют душой) - это существо гораздо более многомерного пространства, которое лишь своим краешком задевает трехмерный мир. Наша способность ощущать себя «более объемно» искусственно закрыта нами же самими для того, чтобы сосредоточиться на трехмерной жизни. Рождение - это процесс прикосновения и приклеивания себя к трехмерной «плоскости Бытия», а смерть - освобождение от этой плоскости.

Представить себе другие измерения, помимо трех, в которых мы живём действительно сложно. Но можно. Предлагаю попробовать сделать это.

Для лучшего понимания давайте представим себя в одномерном мире. Нам жителям трехмерного пространства это легко сделать. В одномерном мире, есть только одно измерение. Назвём его «длина». Давайте попробуем почувствовать, как трудно будет представителю одномерного мира проедставить себе, понять и описать простейший пример из нашего трёхмерного мира.

Итак задача: представитель одномерного мира, (одномер) пытается описать и представить себе комнату - в самом простом случае: Четыре стены, дверь, через которую он входит (вползает, так как у него нет ног, это уже другое измерение "высота"), пол и потолок.

Итак, наш одномер входит в двери и отмечает для себя начало (границу) нового мира. Дойдя до стены, он отмечает пройденное растояние. И получает некое представление о комнате в которой он оказался. Понимаете(?), что это представление далеко от истинного? (Это только длинна!). Чтобы получить полное представление о помещении, он должен, подобно электронному лучу, рисующему «картинку» на экране телевизора, строчку за строчкой, промерять длину комнаты от стены до стены. А затем, и это для него будет самым сложным(!), представить себе, свести в единую "плоскую картину" (это уже друхмерное пространство!) результаты промеров длины. Не забывайте, что понятие «ширина» ему неведома! А уж чтобы получить объемное представление, он должен аналогичным образом обследовать и стены, то есть "высоту". А затем вновь попытаться свести воедино все результаты измерений! Понимаете(?!), что это практически непосильная для него задача!

"Плоскатику", воображаемому жителю двухмерного мира, "живущему" в "мире" длинны и ширины, но которому не ведомо понятие "высоты", это сдедать гораздо проще. У него есть "зрительное восприятие", понимание длины и ширины! Но, в отличие от нас нет понимания высоты! Он сам, и весь воспринимаемый им мир - "ПЛОСКИЙ"!

Видимо Вы, наблюдали забавную картину, когда муравей оказавшись на поверхности листа, паникуюет добежав до его края. Шок! Край плоскости! Конец! Разворачивается и бежит назад.

"Одномерцу" и "Плоскатику", сложно представить объёмный мир, и даже кривую поверхность. Аналогия: Посадите муравья, (представителя "Плоскатика") на лист бумаги свернутый кольцом. Постепенно поворачивайте кольцо, чтобы муравей был всё время вверху. Он будет круг за кругом бежать по кольцу, считая, что бежит прямо. Но, мы трёхмерные, четко видим, что он бежит по кольцу (кругу)!.

А теперь представьте, что "Плоскатик" - (житель двухмерного мира) стоит перед закрытой дверью в другую комнату. Ему не видно, кто там и что там! И он этого не узнает пока не откроет дверь! Но, нам трёхмерным, «сверху»(!), всё это прекрасно видно! (Смотрите приведенную картинку плана дома. «Вид сверху»).

Отсюда 1-й вывод: «МИР НИЗШЕГО УРОВНЯ», виден как говорят, «КАК НА ЛАДОНИ».

А теперь попробуем представить следующий, 4-й уровень многомерности.
Для примера, возьмём четырёх угольную пирамиду, и посмотрим на неё со стороны основания. Что мы увидим? Правильно! Квадрат, четырёхугольник! (Вершина нам не видна!). То есть, объёмно, глядя только из одной этой точки, мы её увидеть и правильно оценить не сможем! Нам надо для объемного представления, посмотреть на неё из других точек (зрения), увидеть под другим углом зрения! Глядя только со стороны основания, таким-же квадратом, четырёхугольником, будет выглядеть и усечёная пирамида, и куб и параллелепипед. Но, чтобы сразу «увидеть всю фигуру», нам потребуется «третий глаз»! Глаз, который бы видел эту фигуру с третьей стороны!

А для полноценного представления и этого мало, (вдруг, там есть углудления, отверстия, выемки, изьяны на гранях!). И соответственно и мозг наш, должен был-бы, всё это свести воедино(!), и «увидеть» картинки видимые глазами, как единое целое! Не случайно мы, незнакомую вещь «крутим, вертим», рассматривая со всех сторон. Интерсно отметить, что специалисты изучающие мозг человека, отмечают, что он задействован много менее чем на половину. Может быть он расчитан на МОГОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА?

Есть выражение, увы, не знаю кому оно принадлежит:


Смотреть на мир умеет разум,
Потому что смертный глаз
В заблужденье вводит нас.

Теперь попробуем перейти к четвёртому измерению. Посмотрите на свою ладонь. А теперь с другой стороны...
Видите или одну или другую сторону... А теперь поставьте ладонь верткально между газ, закрывая поочередно глаза видно и одну и другую сторону! То есть, Вы видите ладонь - ОДНОВРЕМЕННО! Т.Е. ОБЪЁМНО!

А сейчас представьте, что у вас на ладони (на тыльной и внешней стороне) приклеены игральные карты. И что у Вас есть третий глаз, между имеющимися двумя! Вы бы смогли увидеть и рисунок "обложки карт"!

Многомерное видение и подразумевает это. Выражение "Видеть насквозь" не отсюда ли? Это всё равно, что «одномер», который идёт по коридору, но не замечает «боковых» дверей! Для него их нет!!! В его одномерном постранстве!!! У него нет понятия право-лево, есть только одно измерение - прямо!!!

Обычно под четвертым измерением понимают время. Попробуем рассмотреть такую аналогию: Вы скачали фильм, он у Вас хранится в виде файла. Название файла, (комментарии и отзывы о нём, Вам вероятно известны). Но! Но, деталей фильма Вы не знаете! Это похоже на аналогию с четырёхугольной пирамидой. Вроде-бы есть некое представление, но полной объёмной «картины» нет! Вспомните пример, с одномерцем изучающим комнату! Сколько времени и сил и умственного напряжения ему нужно приложить для построения единой картины!

Но, просмотрев фильм, Вы теперь знаете его в деталях, и легко можете при желании найти нужную «сцену» и кадр. И хотя фильм, как и наша жизнь, состоит из отдельных «кадров», с течением времени, это позволяет нам накопить «ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ», который и ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕМНЫМ ВИДЕНИЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ, КАЖДОГО ИЗ НАС. Вот и ответ: «ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПРОИХОДИМ В ЭТОТ МИР».

Вернусь к приведённой выше цитате, четверостишию:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум,
Потому что смертный глаз
В заблужденье вводит нас.

Каким непривычным выглядел бы наш Мир, имея бы мы возможность видеть его не только в видимом нами свете. Но, и в диапозоне радиоволн, инфракрасном и ультафиолетовом свете, альфа, бетта, рентгеновском и гамма излучениях! Да и мало ли ещё каких, не ведомых нам!

В Ведах упоминаютя Леги и Арлеги, жители миров наделённых способностью воспринимать множество измерений. Мне кажется в религиозном понимании - это Ангелы Хранители. Им видима суть вещей, на недоступном для нас уровне. Они способны видеть наш мир «изнутри», и даже в будущем. Подобно примеру с картами и фильмом. Точно так-же, как мы можем видеть, из своего трёхмерного мира - воображаемый мир «плоскатиков», рассмотренный на примере плана дома, приведенного на рисунке.

Теперь становиться понятным выражение: Бог не мякишка, ОН ВСЁ ВИДИТ! ...

Вторй вывод: многомерное видение - это видение предмета оновременно с разных сторон, на различном уровне. Видение предмета "изнутри и во времени", в различных диапозонах физического восприятия. Вплоть до элементарного понимания на атомарном уровне, и всех изестных и неизвестных диапозонах электромагнитных излучений.

Итог: не рассчитываю, что все и всё поняли. Но, надеюсь, каплю интереса к данному вопросу добавил.
PS: на ютубе есть много роликов поясняющих понимание многомерности. Это завораживающе интересно.
С уважением,