Сравнительная характеристика мужика и двух генералов. Характеристика мужика из “Повести как мужик двух генералов прокормил”

Творчество великого русского писателя М. Е. Сал-тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ-мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

Достойное место в литературном наследии сатири-ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча-сти простого народа в царской России. Писатель про-тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Герои сказки — генералы — по своей легкомыслен-ности оказываются на необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в мужике, бросаются ободрившиеся гене-ралы на его поиски. Найдя спящего «лежебоку», ге-нералы заставляют его на себя работать. Автор не слу-чайно называет мужика мужичиной. Он подчеркива-ет в его облике физическую мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.

Мужичина - мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать - легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.

С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!" - с едкой насмешкой говорит сатирик.

Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: "кормит генералов селедками".

Весьма скромна генеральская благодарность: рюм-ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи-на и не требует.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре-менно силу и слабость простого русского народа в эпо-ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть-янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род-ной страны полна «Повесть...».

М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе-ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще-ство...Предвидение это объясняется тем, что Салты-ков прекрасно знал психику представителей культур-ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб-на...»

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали» , «имели каждый свою кухарку и получали пенсию» . Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет» , думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» . Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы» . Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает! » – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: «вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются» . Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают «Московские ведомости»: «Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит! » У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.
Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. «Веселись, мужичина! » Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе.
Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны.
М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушние, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.
Многое в описании жизни генералов является достоверным и правдоподобным. Вместе с тем есть детали, поступки, которые кажутся странными, необыкновенными и фантастическими. Например, тот факт, что «набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег… »
Фантастика Салтыкова Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни.

(1 вариант)

Обратившись к иносказательной форме сказки, М.Е. Салтыков-Щедрин создал художественные образы, не потерявшие свою актуальность и сегодня. В персонажах произведения писатель высмеял свойственные людям пороки: незнание элементарных вещей, невежественность, корыстолюбие.

Сатирически изобразил Михаил Евграфович образы генералов. Иронично характеризуя облик героев, автор обращает внимание читателя на их легкомысленность. «В скором времени, по щучьему велению, по моему хотению», очутившись на необитаемом острове, генералы «сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось».

Характеризуя поступки персонажей, М.Е. Салтыков-Щедрин пишет об отсутствии у господ простейших знаний о предметах и явлениях. Так, гротескно изображается писателем неумение героев определять стороны света: «Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли». Суждение одного из генералов о том, что: «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?» – вызывает одновременно насмешку и жалость к тем, кто, прожив жизнь, так мало о ней знает.

При описании образа генералов важны художественные детали, которые также имеют гротескный характер. Например, единственным предметом, напоминающим о прошлой жизни, оказался на необитаемом острове один номер газеты «Московских ведомостей», но и там, «на что бы они ни обратили взоры, – все свидетельствовало об еде». Единственное, что умели делать генералы, заставить работать мужика. Поэтому, найдя под деревом уклонявшегося от дела мужика, генералы тотчас накинулись на него. Здесь в речи господ появляются властолюбие, они вспомнили тот навык, которым так хорошо владели: «Спишь, лежебок! – небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!» Став «веселыми, рыхлыми, сытыми, белыми», генералы вновь пустились в рассуждения, размышляя о вавилонском столпотворении, о всемирном потопе. Вернувшись с помощью мужика в Петербург, господа «поехали… в казначейство и сколько тут денег загребли».

Таким образом, используя сатирические приемы: гротеск, фантастику, иронию, сарказм – при описании образов генералов, М.Е. Салтыков-Щедрин характеризует персонажей, их поведение и поступки, взаимоотношения с мужиком, отношение к жизни.

(2 вариант)

Тема правильно сформулирована, нельзя охарактеризовать одного из генералов, так как они ничем не отличаются друг от друга, кроме того, что один из них, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, «следовательно, был поумнее».

Итак, зачин традиционный «Жили да были два генерала». И решил их автор за легкомыслие наказать: по щучьему велению очутились генералы на необитаемом острове.

Что мы знаем об их прошлом? Родились, воспитались и состарились в регистратуре, «ничего не понимали». Регистратуру упразднили, генералы поселились в Петербурге, на Подьяческой улице. Имели по кухарке и по пенсии. Что ж еще человеку надо?

И «вдруг» – в ночных рубашках, с орденами на шее да голодные оказались генералы на необитаемом острове. Голод не тетка. Хотели пойти один на восток, другой на запад, не знают, как определить стороны света, пошли один направо, другой налево. Остров им попался неплохой: на деревьях плоды, в ручье рыба, в лесу зайцы бегают, рябчики, тетерева есть, только все это надо, во-первых, ловить, во-вторых, готовить. Ведь они до сих пор думали, «что булки в том же виде родятся, как их утром к кофею подают». Единственное утешение голодных генералов – чтение найденных «Московских ведомостей», но и там все о еде. Генералы с голоду чуть друг друга не съели, тот, что умнее, оказался и ловчее, так как откусил у товарища орден и съел. Но генералы не только на острове оказались в рубашках, они и родились в рубашках: умного посетило вдохновение… Мужика надо найти.

Пошли и нашли. А тот и ловит, и готовит, и огонь извлекает, и веревочку сплел, чтобы генералы его к дереву привязали. Даже решили покормить тунеядца-то. Тунеядцем они ласково мужика звали. Теперь можно и пофилософствовать, и почитать, как другие такие же в других городах, спасибо мужику, едят. Но через какое-то время соскучились генералы по кухаркам, заставили мужика их домой везти. Довез-таки мужик на лодочке генералов до Подьяческой! А там и кухарки, и пенсия. Генералы оказались благодарными, о мужике не забыли: «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Конечно, М.Е. Салтыков-Щедрин преувеличивает, но любая сказка с намеком, и в невежественных, ленивых, глупых, напыщенных генералах многие узнали себя.

Конспект урока литературы в 7 классе

"Художественные особенности "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина".

(Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В. Я. Коровиной)

Цель урока:

раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

Образовательные задачи:

Выявить жанровые особенности сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик";

Дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- выяснить художественные приемы М. Е. Салтыкова Щедрина;

- изучить понятие "гротеск";

- показать актуальность "Сказок".

Развивающие задачи:

- развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности;

- способствовать развитию устной речи, творческих возможностей.

Воспитательные задачи урока:

- обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина;

- пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

Исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка;

- знания жанровых признаков сказок и повестей;

- суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка.

Домашнее задание предыдущего урока:

- выразительное чтение сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик";

- повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов.

Форма урока: урок – практикум, работа в группах.

Методы:

Репродуктивный, (частично – поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития;

- частично – поисковый (для учащихся среднего уровня);

- исследовательский (для учащихся высокого уровня).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом:

"Есть книги - волею приличий

Они у века не в тени

Из них цитаты брать - обычай -

Во все положенные дни.

В библиотеке иль читальне

Любой - уж так заведено -

Они на полке персональной

Как бы на пенсии давно.

На них печать почтенной скуки

И давность пройденных наук;

Но, взяв одну такую в руки,

Ты, время,

Обожжешься вдруг…"

А. Т. Твардовский

Употребление какого слова удивило вас? Почему именно это слово употребил А. Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке.

2. Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки.

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

1 группа (НУ):

- краткий пересказ сказки;

- какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

2 группа (СУ):

- заполните таблицу "Жанровое своеобразие "Повести…"

Признаки сказки

(официально-бытовая)

Признаки повести

Начинается с зачина ("Жили - были…")

Словесные формулы ("Долго ли коротко ли…", "…мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!"

Два плана: реальный и фантастический

Разговорная речь

Краткость, ограниченное число действующих лиц

Раскрытие жизненной правды, высме-ивание людских пороков

Приемы: эзопов язык, иносказание, сатира, юмор.

Реальная исходная ситуация ("Робинзон Крузо")

Словесные формулы употребляются в несвойственной для них функции (например, "мёд-пиво пил" - в сказке концовка, не оказывающая влияния на сюжет. В "Повести" эта фраза является смыслообразующей, т. к. указывает на то, что мужику на Подъячей "ничего не перепало"

Слова, которые в сказке использоваться не могут: "примите уверение", "упразднили", "школа военных кантонистов"

В сказке все происходит в некотором царстве, в некотором государстве (ситуация безвременья); в повести, хотя события и происходят на острове, читатель знает, что родом генералы из Петербурга, живут там в "Подъяческой улице". О времени повествования можно узнать из слов генерала, который жалеет о своем мундире "четвертого класса" (табель о рангах введен Петром I)

3 группа (ВУ):

Сравнительная характеристика генералов и мужика в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" (заполнить таблицу);

В каком произведении герой оказывается в подобной ситуации (попадает на необитаемый остров) и в чём его от генералов?

Какими приемами Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность? (Аллегория (иносказание), гипербола, эзопов язык.) Докажите.

Генералы

Мужик

Ничего не умеют и не хотят делать.

Глупые ("ничего не понимали").

Беспомощные.

Бюрократы (попав на остров, размышляют: "Ежели теперича доклад написать, какая польза из этого выйдет?")

По сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня).

Невежественные (даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности").

Не способны думать ни о ком, кроме как о себе (когда хотели есть, чуть не съели друг друга).

Все время занят работой.

Глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали).

Мастер на все руки, сметлив.

Обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок).

Генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет ("нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое").

Выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен.

3. Беседа по выполненным заданиям.

Начать работу с классом лучше с ответов учащихся 1 группы (НУ).

4. Задание всему классу

1. Запишите в тетради определение "гротеска".

Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Крайняя форма гротеска - абсурд.

2. Приведите примеры гротеска в "Сказках".

Сказка "Дикий помещик" (1869)

1 группа:

- краткий пересказ;

- назовите элементы народной сказки;

- найдите отличия от народных сказок.

2 группа:

- сравнительная цитатная характеристика помещика и мужиков в сказке "Дикий помещик";

- сравните обе сказки по сюжету, идее.

Помещик

Крестьяне

Самодовольный ("всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов")

Глупый (руководствовался в жизни газетой "Весть", не понимал значения мужиков, обрадовался чистому воздуху, когда те пропали)

Жесток, беспощаден ("Все нельзя, да не позволено, да не ваше!")

Склонен к искусству (приглашает актера Садовского с актерками)

Беспомощен, ленив (без мужиков даже не умывается; печка не топлена, сырьем питается)

Мечтатель ("у коров ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!")

Глупые ("глупый у них помещик, а разум ему дан большой")

Покорные ("легче нам пропасть, нежели всю жизнь так маяться")

Жизнедеятельные (казначейство без них существовать не может, на базаре ничего нет).

Пьющие (вино по кабакам пьют)

3 группа: (по выбору учащихся)

- Создайте собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М. Е.Салтыкова-Щедрина.

5. Беседа по выполненным заданиям.

Беседа начинается с ответов 1 группы (задание сложнее, чем было дано им к первой сказке).

После ответов 2 группы можно подвести учащихся к выводу:

Сказка "Дикий помещик" - как бы вероятное продолжение истории с генералами (это то, что случилось бы с ними, если бы не отыскался мужик; они ведь и так без него чуть было не растерзали друг друга; и не встреться им мужик, они бы вконец одичали, озверели). Салтыков-Щедрин в "Диком помещике" словно бы доводит до логического завершения свое сказочное сатирическое исследование.

Ответ 3 группы должен повести школьников к выводу о том, что "Сказки" Салтыкова – Щедрина и через 150 лет не утратили своей актуальности, способности "обжигать" (вернуться к эпиграфу урока).

6. Рефлексия.

Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему?

7. Домашнее задание ( по выбору учащихся ):

Рассмотрите иллюстрации Б. Ефимова, Н. Муратова, Е. Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

- Составить опорный сигнал (или логическую схему) "Сказки М. Е. Салтыкова – Щедрина".

- Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.

Создайте короткометражный видеофильм (или слайд-шоу) по одной из сказок Щедрина. Вы можете точно следовать за сюжетом сказки, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки. Придумайте название фильма. Фильм снимается по эпизодам. Напишите для примера сценарий одного эпизода.

«Сказки» - одно из самых ярких творений вели­кого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свире­пой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны дей­ствительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - одна из самых ярких и запоминаю­щихся сказок Щедрина. В ее центре - два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петер­бурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сфор­мировала у них только одно умение - поизносить-«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись од­нажды утром посреди острова, они испытали настоя­щий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.

Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин ак­тивно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в пер­воначальном виде летает, плавает и на деревьях рас­тет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает живот­ные инстинкты: один откусывает у другого орден и не­медленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомо­сти ». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику пока­зать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощны­ми, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!». По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслужи­вать их генеральскую надобность.

Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за по­корность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генера­лам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и пригото­вить пищу, умеет выжить на необитаемом острове ». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчерки­вая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сва­рить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужи­чиной» . Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салты­ков - Щедрин не может согласиться. Мужик демон­стрирует невежество, привычку к рабскому положе­нию, отсутствие самоуважения, холопскую предан­ность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, ту­неядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», - пишет автор.

Генералы неблагодарны: их спаситель за все полу­чает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печаль­ное, что большего он и не требует. С сарказмом гово­рит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли...»

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто от­ношения отдельно взятых генералов и мужика - он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господ­ствующую верхушку общества бесправным народным массам.

Книга щедринских сказок - это живая картина российского общества, раздираемого противоречия­ми. Восхищает мастерство сатирика, с которым он су­мел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах.