Служба безопасности в современной компании. Правовые основы и практическое обеспечение комплексной безопасности в организациях (Н

Созданию службы безопасности предприятия обычно предшествуют два события: либо это острое желание руководителей предприятия отреагировать на внезапно возникшие реальные угрозы имуществу, физической расправы с персоналом и т.д., либо это основанный на результатах исследования вывод о неудовлетворительном состоянии безопасности предприятия. В первом случае созданная поспешно служба безопасности способна в некоторой степени отразить угрозы и в дальнейшем реагировать на их появление по принципу «угроза - отражение». Дело меняется существенным образом при реализации второго варианта. После детального изучения состояния безопасности предприятия (с привлечением специалистов, если их нет на предприятии) у его руководителей появится реальное представление о системе безопасности предприятия.

Такое системное представление (зафиксированное в письменной форме) позволяет осознанно и целенаправленно проводить работу по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности и самого предприятия всеми его подразделениями и сотрудниками. При этом ведущая роль службы безопасности не исчезает, наоборот, понимание своей роли и места в системе безопасности предприятия приведет только к положительным результатам.

Следует однако подчеркнуть, что до настоящего времени нет единого подхода к определению понятия «система безопасности предприятия». Чтобы дать такое определение, необходимо предварительно выявить элементы этой системы. Накопленный опыт нашей компании убеждает прийти к выводу, что структурными элементами системы безопасности предприятия являются научная теория его безопасности, политика и стратегия безопасности, средства и методы обеспечения безопасности и, наконец, концепция безопасности предприятия. Совокупность вышеперечисленных элементов составляет систему безопасности предприятия .

Научная теория безопасности предприятия, строго говоря, такая теория находится в стадии формирования. Относится это, прежде всего, к понятийному аппарату. Разберем некоторые из этих понятий.

В российском законодательстве (украинское в этом плане, к сожалению, значительно отстает) понятие безопасности приведено в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 года «О безопасности»: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Раскрытие этого понятия термином «защищенность» значительно суживает ее смысл, подчеркивает пассивность при реагировании на угрозы. Сущность безопасности, как представляется, связана с понятиями «развитие» и «устойчивость». В связи с этим под безопасностью следует понимать состояние объекта (в нашем случае - предприятия) в системе его связей с точки зрения способности к устойчивости (самовыживанию) и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, действий непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. Отталкиваясь от этого понятия, определим следующие функции безопасности: выявление, предупреждение, снижение, ослабление, нейтрализация, пресечение, локализация, отражение и устранение угроз.

Под угрозой безопасности предприятия следует понимать потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить его устойчивость и развитие или привести к остановке его деятельности. Угрозу можно классифицировать по различным основаниям и измерить их в количественных параметрах. Например, возможный ущерб оценивается числом погибших людей, потерявших (ухудшивших) здоровье, денежной сумме экономических потерь и т.д. По степени вероятности угроза оценивается как невероятная, маловероятная, вероятная, весьма вероятная и вполне вероятная. По степени развития угроза проходит четыре этапа: возникновение (зарождение), экспансия, стабилизация и ликвидация. Отдаленность угрозы во времени определяется как непосредственная, близкая (до 1 года) и далекая (свыше 1 года), а отдаленность в пространстве - территория предприятия, прилегающая к предприятию территория, территория региона, территория страны, зарубежная территория. Темпы нарастания угрозы измеряются по месяцам, кварталам, годам.

Напряженность угрозы отражается в двух измерениях:

  • нормальная, повышенная, близкая к пределу (порог), избыточная;
  • рост, стабильность или снижение.

Кроме этого, угрозы делятся по природе их возникновения на два класса:

  1. естественные (объективные), т.е. вызванные стихийными природными явлениями, не зависящими от человека (наводнения, землетрясения, ураганы и т.п.);
  2. искусственные (субъективные), т.е. вызванные деятельностью человека, непреднамеренные (неумышленные) и преднамеренные (умышленные) угрозы.

Различают также экономические, социальные, правовые, организационные, информационные, экологические, технические и криминальные угрозы.

Под объектом безопасности предприятия следует понимать степень устойчивости и развития предприятия, его способность противостоять угрозам. В объекты безопасности предприятия можно выделить:

  • различные структурные подразделения или группы сотрудников, либо владельцы акций предприятия;
  • ресурсы предприятия (информационные, кадровые, материально-технические, информационные, интеллектуальные и финансовые);
  • различные виды деятельности (управленческая, производственная, снабженческая и т.д.).

Целью обеспечения безопасности предприятия является комплексное воздействие на потенциальные и реальные угрозы, позволяющее ему успешно функционировать в нестабильных условиях внешней и внутренней среды.

Достижение этой цели требует реализации следующих задач:

  • выявление угроз для стабильности и развития предприятия и выработка мер по их противодействию;
  • обеспечение защиты технологических процессов;
  • реализация мер противодействия всех видов шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического и т.д.);
  • своевременное информирование руководства предприятия о фактах нарушения законодательства со стороны государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, затрагивающих интересы предприятия;
  • предупреждение переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной информацией;
  • всестороннее изучение деловых партнеров;
  • своевременное выявление и адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия;
  • разработка и совершенствование локальных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности предприятия;
  • реализация мер по защите коммерческой и иной информации;
  • организация мероприятий по противодействию недобросовестной конкуренции;
  • обеспечение защиты всех видов ресурсов предприятия;
  • реализация мер по защите интеллектуальной собственности;
  • организация и проведение мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций;
  • выявление негативных тенденций среди персонала предприятия, информирование о них руководства предприятия и разработка соответствующих рекомендаций;
  • организация взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия;
  • разработка и реализация мер по предупреждению угроз физической безопасности имуществу предприятия и его персоналу;
  • возмещение материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.

Система безопасности предприятия может быть построена на основе следующих принципов:

  1. Приоритет мер предупреждения. Содержание этого принципа предполагает своевременное выявление тенденций и предпосылок, способствующих развитию угроз, на основе анализа которых вырабатываются соответствующие профилактические меры по недопущению возникновения реальных угроз.
  2. Законность. Меры безопасности предприятия разрабатываются на основе и в рамках действующих правовых актов. Локальные правовые акты предприятия не должны противоречить законам и подзаконным актам.
  3. Комплексное использование сил и средств. Для обеспечения безопасности используются все имеющиеся в распоряжении предприятия силы и средства. Каждый сотрудник должен в рамках своей компетенции участвовать в обеспечении безопасности предприятия. Организационной формой комплексного использования сил и средств является программа обеспечения безопасности предприятия.
  4. Координация и взаимодействие внутри и вне предприятия. Меры противодействия угрозам осуществляются на основе взаимодействия и скоординированности усилий всех подразделений, служб предприятия, а также установления необходимых контактов с внешними организациями, способными оказать необходимое содействие в обеспечении безопасности предприятия.
  5. Сочетание гласности с конспирацией. Доведение до сведения персонала предприятия и общественности в допустимых пределах мер безопасности выполняет важнейшую роль - предотвращение потенциальных и реальных угроз. Такая гласность, однако, должна непременно дополняться в оправданных случаях мерами конспиративного характера.
  6. Компетентность. Сотрудники и группы сотрудников должны решать вопросы обеспечения безопасности на профессиональном уровне, а в необходимых случаях специализироваться по основным его направлениям.
  7. Экономическая целесообразность. Стоимость финансовых затрат на обеспечение безопасности не должна превышать тот оптимальный уровень, при котором теряется экономический смысл их применения.
  8. Плановая основа деятельности. Деятельность по обеспечению безопасности должна строиться на основе комплексной программы обеспечения безопасности предприятия, подпрограмм обеспечения безопасности по основным его видам (экономическая, научно-техническая, экологическая, технологи ческая и т.д.)и разрабатываемых для их исполнения планов работы подразделений предприятия и отдельных сотрудников.
  9. Системность. Этот принцип предполагает учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, включение в деятельность по его обеспечению всех сотрудников подразделений, использование в этой деятельности всех сил и средств.

Система безопасности предприятия включает в себя ряд следующих подсистем:

Экономическая безопасность - состояние наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в целях предотвращения (нейтрализации, ликвидации) угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

Техногенная безопасность - совокупность действий по обеспечению проектирования, строительства и эксплуатации сложных технических устройств с соблюдением необходимых требований безаварийной их работы.

Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов персонала предприятия и его имущества от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф.

Информационная безопасность - это способность персонала предприятия обеспечить защиту информационных ресурсов и потоков от угроз несанкционированного доступа к ним.

Психологическая безопасность - состояние защищенности от негативных психологических воздействий персонала предприятия и других лиц, вовлеченных в ее деятельность.

Физическая безопасность - состояние защищенности жизни и здоровья отдельных лиц (групп, всех лиц) предприятия от насильственных преступлений.

Научно-техническая безопасность - способность персонала предприятия обеспечить защиту собственной ценной научно-технической продукции от недобросовестных конкурентов.

Пожарная безопасность - состояние объектов предприятия, при котором меры предупреждения пожаров и противопожарной защиты соответствуют нормативным требованиям.

Следует отметить, что вышеуказанные подсистемы второго уровня могут включать в себя подсистемы третьего уровня. Например, подсистемами экономической безопасности могут быть - финансовая, коммерческая, имущественная, а также другие подсистемы безопасности.

Кроме этого, сами подсистемы не разделены между собой непроходимой границей, поскольку они настолько взаимосвязаны друг с другом, что в органическом единстве образуют единую систему безопасности предприятия. Разделение же единой системы безопасности предприятия на подсистемы второго и третьего уровня производится из методических соображений, поскольку это позволяет более детально изучить все его элементы.

Надежность и эффективность системы безопасности предприятия оценивается на основе одного критерия - степени отсутствия или наличия нанесенного ему материального ущерба и морального вреда. Содержание этого критерия раскрывается через ряд показателей:

  1. недопущение фактов утечки конфиденциальных сведений;
  2. предупреждение или пресечение противоправных действий со стороны персонала предприятия, его посетителей, клиентов;
  3. сохранность имущества и интеллектуальной собственности предприятия;
  4. предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  5. пресечение насильственных преступлений в отношении отдельных (специально выделенных) сотрудников и групп сотрудников предприятия;
  6. своевременное выявление и пресечение попыток несанкционированного проникновения на охраняемые объекты предприятия.

Политика и стратегия безопасности

Политика безопасности предприятия - это общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. Таким образом, для установления этих общих ориентиров необходимо первоначально сформулировать цели обеспечения безопасности предприятия (общая цель нами уже определена ранее). Такими целями могут быть:

  • укрепление дисциплины труда и повышение его производительности;
  • защита законных прав и интересов предприятия;
  • укрепление интеллектуального потенциала предприятия;
  • сохранение и приумножение собственности;
  • повышение конкурентоспособности производимой продукции;
  • максимально полное информационное обеспечение деятельности предприятия и повышение его эффективности;
  • ориентация на мировые стандарты и лидерство в разработке и освоении новой технологии и выпускаемой продукции;
  • выполнение производственных программ;
  • оказание содействия управленческим структурам в достижении целей предприятия;
  • недопущение зависимости от случайных и недобросовестных деловых партнеров.

С учетом вышеизложенного можно определить следующие общие ориентиры для действий и принятия решений, которые облегчают достижение этих целей:

  • сохранение и наращивание ре сурсного потенциала;
  • проведение комплекса превентивных мероприятий по повышению уровня защищенности собственности и персонала предприятия;
  • включение в деятельность по обеспечению безопасности предприятия всех его сотрудников;
  • профессионализм и специализация персонала предприятия;
  • приоритетность несиловых методов предотвращения и нейтрализации угроз.

Для успешного выполнения этой политики необходимо реализовать стратегию безопасности предприятия, под которой понимается совокупность наиболее значимых решений, направленных на обеспечение приемлемого уровня безопасности функционирования предприятия.

Выделяются следующие типы стратегий безопасности:

  1. ориентированные на устранение существующих или предотвращение возникновения возможных угроз;
  2. нацеленные на предотвращение воздействия существующих или возможных угроз на предмет безопасности;
  3. направленные на восстановление (компенсацию) наносимого ущерба.

Первые два типа стратегий предусматривают такую деятельность по обеспечению безопасности, в результате которой не происходит угрозы либо создается заслон ее влиянию. В третьем случае ущерб допускается (возникает), однако он компенсируется действиями, которые предусматривает соответствующая стратегия. Совершенно очевидно, что стратегии третьего типа могут разрабатываться и реализовываться применительно к ситуациям, где ущербы восполнимы, либо тогда, когда нет возможности осуществить какую-либо программу реализации стратегий первого или второго типа.

Субъекты безопасности предприятия

Обеспечением безопасности предприятия занимаются две группы субъектов. Первая группа занимается этой деятельностью непосредственно на предприятии и подчинена его руководству. Среди этой группы можно выделить специализированные субъекты (совет или комитет безопасности предприятия, служба безопасности, пожарная часть, спасательная служба и т.д.), основным предназначением которых является постоянная профессиональная деятельность по обеспечению безопасности предприятия (в рамках своей компетенции). Другую часть субъектов этой группы условно можно назвать полуспециализированной, т.к. часть функций этих субъектов предназначена для обеспечения безопасности предприятия (медицинская часть, юридический отдел и т.д.). Наконец, к третьей части этой группы субъектов относится весь остальной персонал и подразделения предприятия, которые в рамках своих должностных инструкций и положений о подразделениях обязаны принимать меры к обеспечению безопасности. Следует иметь в виду, что эффективно обеспечивать безопасность предприятия эти субъекты могут только в том случае, если цели, задачи, функции, права и обязанности будут распределены между ними таким образом, чтобы они не пересекались друг с другом.

Ко второй группе субъектов относятся внешние органы и организации, которые функционируют самостоятельно и не подчиняются Руководству предприятия, но при этом их деятельность оказывает существенное (положительное или отрицательное) влияние на безопасность предприятия. Субъектами этой группы являются:

  1. Законодательные органы.
  2. Органы исполнительной власти.
  3. Суды.
  4. Правоохранительные органы.
  5. Научно-образовательные учреждения.

Последние (особенно негосударственные учреждения по подготовке частных охранников) призваны обеспечить научно-методическую проработку проблем безопасности предприятия и подготовку соответствующих специалистов в сфере безопасности предприятий.

Очевидно, что субъекты второй группы по своей инициативе подключаются эпизодически (или никогда) к деятельности предприятия по обеспечению своей безопасности. Организационной формой такого подключения может стать комплексная программа безопасности предприятия, в которой необходимо предусмотреть формы и методы этой работы. Кроме того, можно рекомендовать разработку планов структурных подразделений и всего предприятия в целом по организации взаимодействия с вышеуказанными органами и организациями.

Средства и методы обеспечения безопасности

Среди существующих средств обеспечения безопасности можно выделить следующие:

  1. Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства обнаружения взрывных устройств, бронежилеты, заграждения и т.д.
  2. Организационные средства. Создание специализированных орг-структурных формирований, обеспечивающих безопасность предприятия.
  3. Информационные средства. Прежде всего, это печатная и видеопродукция по вопросам сохранения конфиденциальной информации. Кроме этого, важнейшая информация для принятия решений по вопросам безопасности сохраняется в компьютерах.
  4. Финансовые средства. Совершенно очевидно, что без достаточных финансовых средств невозможно функционирование системы безопасности, вопрос лишь в том, чтобы использовать их целенаправленно и с высокой отдачей.
  5. Правовые средства. Здесь имеется в виду использование не только изданных вышестоящими органами власти законов и подзаконных актов, но также разработка собственных, так называемых локальных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности.
  6. Кадровые средства. Имеется в виду прежде всего достаточность кадров, занимающихся вопросами обеспечения безопасности. Одновременно с этим решают задачи повышения их профессионального мастерства в этой сфере деятельности.
  7. Интеллектуальные средства. Привлечение к работе высококлассных специалистов, научных работников (иногда целесообразно привлекать их со стороны) позволяет внедрять новые системы безопасности.

Следует заметить, что применение каждого из вышеуказанных средств в отдельности не дает необходимого эффекта, он возможен только на комплексной основе. В то же время необходимо отметить, что одновременное внедрение всех вышеуказанных средств в принципе невозможно. Оно проходит обычно ряд этапов:

  • I этап. Выделение финансовых средств.
  • II этап. Формирование кадровых и организационных средств.
  • III этап. Разработка системы правовых средств.
  • IV этап. Привлечение технических, информационных и интеллектуальных средств.

Переведенные из статичного в динамичное состояние вышеуказанные средства становятся методами, т.е. приемами, способами действия. Соответственно, можно говорить о технических, организационных, информационных, финансовых, правовых, кадровых и интеллектуальных методах. Приведем краткий конкретный перечень этих методов:

  • технические - наблюдение, контроль, идентификация и т.д.;
  • организационные - создание зон безопасности, режим, расследование, посты, патрули и т.д.;
  • информационные - составление характеристик на сотрудников, аналитические материалы конфиденциального характера и т.д.;
  • финансовые - материальное стимулирование сотрудников, имеющих достижения в обеспечении безопасности, денежное поощрение информаторов и т.д.;
  • правовые - судебная защита законных прав и интересов, содействие правоохранительным органам и т.д.;
  • кадровые - подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечивающих безопасность предприятия, их воспитание и т.д.;
  • интеллектуальные - патентование, ноу-хау и т.д.

Концепция безопасности предприятия

После изучения всех вышеописанных элементов системы безопасности предприятия необходимо перейти к составлению ее концепции. Концепция определяется как система взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым, определяющим замыслом, ведущей мыслью, содержащей постановку и пути решения выявленных проблем. К любой концепции существуют следующие требования:

  1. Конструктивность. Такое требование будет признано реализованным, если в концепции найдет отражение:
    • исходное состояние объекта, на преобразование которого направлена концепция;
    • состояние объекта, достигнутое в результате реализации концепции;
    • меры, необходимые для достижения сформулированных в концепции целей;
    • средства, необходимые и достаточные для достижения поставленных целей;
    • источники ресурсного обеспечения, используемые в ходе реализации концепции;
    • механизм реализации концепции, т.е. способы (методы) использования выделенных средств и ресурсов.
  2. Вписываемость. Имеется в виду то, что концепция преобразования какого-либо объекта должна гармонично вписываться в систему преобразований взаимосвязанных в единую систему объектов, одним из компонентов которой он является.
  3. Открытость. Разработанная концепция должна давать возможность в ее рамках реагировать на изменение условий реализации концепции и вносить коррективы в реализацию в случае их необходимости.
  4. Вышеуказанные требования диктуют в качестве обязательного условия включение в логическую структуру концепции следующих позиций:
    • Выявление объекта и предмета, определения их сущности, места среди множества других.
    • Четкая формулировка роли реализации концепции и задач, стоящих при ее реализации.
    • Выделение условий, необходимых и достаточных для реализации концепции, и сопоставление их с реально существующими.
    • Определение круга мероприятий, обеспечивающих преобразование объекта реализации концепции, а также путей ее реализации.
    • Формулирование критериев успешности мероприятий по разработке концепции, а также по оценке результатов ее реализации.

Концепция безопасности предприятия представляет собой официально утвержденный документ, в котором отражена система взглядов, требований и условий организации мер безопасности персонала и собственности предприятия. Примерная структура концепции может выглядеть следующим образом:

  1. Описание проблемной ситуации в сфере безопасности предприятия:
    • перечень потенциальных и реальных угроз безопасности, их классификация и ранжирование;
    • причины и факторы зарождения угроз;
    • негативные последствия угроз для предприятия.
  2. Механизм обеспечения безопасности:
    • определение объекта и предмета безопасности предприятия;
    • формулирование политики и стратегии безопасности;
    • принципы обеспечения безопасности;
    • цели обеспечения безопасности;
    • задачи обеспечения безопасности;
    • критерии и показатели безопасности предприятия;
    • создание орг-структуры по управлению системой безопасности предприятия.
  3. Мероприятия по реализации мер безопасности:
    • формирование подсистем общей системы безопасности предприятия;
    • определение субъектов безопасности предприятия и их ро-ли;
    • расчет средств и определение методов обеспечения безопасности;
    • контроль и оценка процесса реализации концепции.
Необходимо иметь в виду, что наиболее полное представление о системе безопасности предприятия можно получить после изучения официально принятых документов по концепции безопасности предприятия, комплексной программы обеспечения безопасности предприятия и планов подразделений предприятия по реализации этой программы. Сформированная на научной основе система безопасности предприятия является организационной основой создания ее структурного подразделения - службы безопасности.
Решения и услуги
      Глубоко заблуждается тот, кто считает, что безопасность бизнеса — эдакое «отдельно стоящее пугало» — зависит только от наличия крепких мускулистых парней и высоких заборов. Настоящая безопасность не должна быть очевидной. Здесь совершенно неуместны разовые меры или кавалерийские наскоки, дающие сиюминутный результат. Эффективная безопасность подразумевает целую систему мер при общей заинтересованности каждого сотрудника в пользовании ею.

Безопасность — фундамент бизнеса
Оперативная обстановка в компании, непосредственно влияющая на состояние ее дел, если она занимается металлоторговлей, и вытекающие из этого задачи службы безопасности — фундамент, на котором строится защита бизнеса. По понятным причинам уровень требований к прочности такого фундамента весьма высок.
Прежде всего, хотелось бы обозначить видение проблемы, без понимания которой нецелесообразно не только организовывать службу безопасности, но даже и обсуждать эту тему. Речь идет об устойчивых заблуждениях руководителей некоторых компаний насчет истинной роли безопасности. Неверные представления приводят к ситуации, когда руководитель превращает систему защиты либо в пугало, либо в подразделение типа «чего изволите?». И то и другое бесперспективно — примеров множество, в том числе и в мировой истории. Когда усилия безопасности были направлены на ложный путь, бесследно исчезали не только фирмы и медиагруппы, но и целые государства с хорошо обученной армией с высоким боевым духом.
Средств обеспечения безопасности работы компании много. Рекомендации по их применению тоже встречаются часто — выбор есть. Дело за малым: что именно взять на вооружение? Перед тем как принять решение, руководителю нужно, во-первых, максимально четко обозначить конкретные задачи подразделения безопасности, а затем доверить организацию этой работы профессионально подготовленному специалисту. Уважающий себя профессионал не возьмется за создание системы безопасности, если ее задачи размыты или неконкретны. Во-вторых, если специалист взялся за их выполнение, то теперь уже руководитель фирмы должен проявить терпение. Особенно если решение о создании службы безопасности принято не одновременно с основанием фирмы, а на пятом, шестом и т. д. году ее существования.

Если появляются недовольные, значит, вы на правильном пути
От руководителя службы безопасности невозможно ждать сиюминутных результатов, какие бы меры он ни принимал.

      Настоящая безопасность достигается не столько за счет отдельных мер, сколько за счет внедрения их системы. А чтобы эта система заработала, нужно время.

В первую очередь, к требованиям безопасности должен адаптироваться персонал компании, особенно если ранее такое подразделение на предприятии отсутствовало. Что особенно важно в период становления подобной службы?
1. Задача службы безопасности — вырабатывать, координировать и совершенствовать меры безопасности. Но свою причастность к обеспечению безопасности должны усвоить все сотрудники без исключения.
2. Не старайтесь понравиться всем. Главное внимание уделяйте своим задачам и их профессиональному выполнению. Не стоит бояться недовольных вашей работой: если таковые появляются — скорее всего, вы на правильном пути.
3. Объективно оценивайте оперативную обстановку. Для максимально полной оценки ситуации учитывайте информацию разного «калибра»: от финансово-экономического состояния конкурентов, криминальных структур, проявляющих интерес к предприятиям, работающим на рынке металлоторговли), до социально-психологического климата в коллективе, стиля работы руководителей, их планов, видения перспектив, наличия в компании «неформальных лидеров», их роли и т. д.
А теперь главное: какой должна быть система мер по обеспечению безопасности предприятия (см. рис. 1).

Предлагаемая схема довольно проста, но требует некоторых комментариев. Подразделения безопасности, подчиненные руководителю службы, создаются с учетом каждого конкретного предприятия. Они могут формироваться по линейному принципу (например, «организация работы по предотвращению хищений на объектах компании») или по объектовому («комплекс мер по обеспечению безопасности цеха пластмасс»). Если бизнес компании имеет специфические особенности, можно использовать смешанный принцип.
На большинстве предприятий подразделения безопасности формируются по следующим направлениям: экономическая безопасность, внутренняя безопасность, информационная безопасность, информационно-аналитическая работа... Перечисленные направления организационно входят в обозначенный на схеме блок «Подразделения безопасности». Смысл функционирования системы заключается в следующем.
Наряду с выполнением своих прямых должностных обязанностей руководитель подразделения безопасности опосредованно влияет на действия персонала компании, используя утвержденные генеральным директором нормативные документы компании (приказы, указания, инструкции и т. п.). При их подготовке руководитель службы безопасности органично вписывает в регламентирующие документы задачи безопасности или какую-то их часть.
Для качественной организации работы предлагается схема управления и контроля эффективности функционирования системы, представленная на рис. 2.

Все без исключения сотрудники службы безопасности от начальника до дежурного на пропускном пункте обязаны четко усвоить содержание нормативных документов. Руководителям подразделений следует периодически проводить проверку усвоения материалов путем инструктажа или принятия зачетов.
Положения, изложенные на этапах 1-3, должны быть обязательно отражены в плане работы службы безопасности. Запланированные мероприятия должны удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать уровню поставленных задач, содержащихся в приказах и должностных инструкциях;
  • иметь практическую преломляемость;
  • предусматривать конкретные сроки выполнения;
  • обеспечивать возможность проверки результата.
    В отчете кратко излагаются результаты выполнения запланированных, а также непредвиденных задач (возникших в связи с изменениями в оперативной обстановке, под влиянием неожиданных ситуаций и т. п.). В случае неисполнения некоторых плановых позиций указываются причины.
    С помощью анализа определяются:
  • оценка эффективности выполнения поставленных задач;
  • пути совершенствования деятельности службы безопасности и компании в целом.

    Анализируй и совершенствуй
    Результаты аналитической работы должны привносить качественные изменения в задачи, нормативные документы, должностные инструкции и т. д. в целях обновления фундаментальной базы безопасности путем ее подъема на более высокий и качественный уровень.
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. В качестве примера можно детализировать и представить схематически работу по направлению «экономическая безопасность» (рис. 3).
    В свою очередь каждый из вышеперечисленных элементов экономической безопасности также может быть конкретизирован, снабжен соответствующей нормативной базой. Для примера возьмем такое направление, как «возврат просроченной дебиторской задолженности», и изобразим схематично, как можно организовать подобную работу (рис. 4).
    Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. По аналогии с разделом «экономическая безопасность» организуется работа и по другим направлениям. Возникает своеобразная цепная реакция. Контроль службы безопасности присутствует практически во всех звеньях компании. Из рис. 4 видно, как вовлекается в обеспечение безопасности персонал компании.

        Существенный элемент системы — аналитическая работа подразделения, постоянные интеллектуальные усилия всех и каждого по выработке основного аналитического продукта, отвечающего на вопрос: что делать компании завтра?

    Составными частями данного продукта являются:

  • объективная оценка исследуемого направления в деятельности фирмы;
  • основные причины, повлиявшие на положительные или отрицательные результаты работы;
  • прогноз развития обстановки по основным составляющим предпринимательской деятельности;
  • конкретные меры по совершенствованию управления компанией (уточнение нормативной базы, стратегия и тактика кадровой политики и т. п.)
    Этот продукт должен быть качественным, так как он обеспечивает ту самую обратную связь между генеральным директором и руководителем службы безопасности, на основании которой руководитель компании убеждается, что не зря выделяет средства на службу безопасности. А если система защитных мер станет осью совершенствования работы компании, то применение известной формулы «деньги-товар-деньги» должно, на наш взгляд, положительно сказаться на росте заработной платы подразделения.

    Защищая бизнес, мы приумножаем доходы от него
    Главный признак стабильного бизнеса — наличие команды. Ее основные характеристики знакомы всем: общая нацеленность на результат, взаимозаменяемость, единая система вознаграждения. Важно, чтобы работали все организационные принципы команды. Баланс интересов обязателен. В противном случае, особенно если баланс нарушается довольно часто, команда превращается в группу со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для фирмы.

    Подведем итог
    Меры безопасности должны не только действовать в каждом звене компании, но и вплетаться во все виды коммерческой, хозяйственной и иной деятельности. Поскольку важнейшим показателем эффективности работы коммерческой структуры является прибыль, умело выстроенная система мер обязана стать активом в достижении этой цели.
    Став равноправными членами команды, обеспечивая стабильность, сотрудники службы безопасности завоюют репутацию не только надежных защитников бизнеса, но и активных его участников.

  • Введение

    Знания основ безопасности труда сегодня являются насущной необходимостью. Невозможно представить успешную организацию на рынке, которая не уделяет должного внимания вопросам охраны труда. Но и обычному человеку эти знания необходимы, потому как становясь участниками трудовых отношений, мы приобретаем право на безопасные условия труда.

    Актуальность выбранной мною темы очевидна, так как в современной России необходимо создание условий для благоприятной трудовой деятельности.

    Объектом исследования является безопасность труда. Предметом исследования является качество трудовой жизни как основная характеристика социально-трудовых отношений.

    Цель исследования - изучение безопасности труда и качества трудовой жизни.

    Сущность термина «Безопасность и безопасность организации»

    Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Различают: - социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духовно-культурную; - экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, технологическую; и - территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жизненную.

    Безопасность организации Безопасность организации -- это такое состояние, которое достигается посредством обеспечения и поддержания защищенности ее персонала и жизненно важных интересов организации от внутренних и внешних угроз с целью уменьшения отрицательных последствий нежелательных событий и достижения наилучших результатов деятельности.

    2 Виды безопасности организации

    Виды безопасности:

    Физическая безопасность объекта - это охрана материальных и финансовых ресурсов от чрезвычайных обстоятельств (пожар, стихийное бедствие, терроризм) и от несанкционированного проникновения на территорию (вандализм, кража, хищение и т.д.). Этот вид безопасности обеспечивается деятельностью сотрудников службы охраны. Физическая безопасность персонала подразделяется на личную безопасность руководства и ведущих специалистов и безопасность всего персонала в целом.

    Личная безопасность руководства и ведущих специалистов -- это их физическая охрана, а также охрана жилья и средств передвижения руководителей и ведущих специалистов организации и членов их семей. Она обеспечивается целым комплексом оперативных и технических мер по охране лица как в обычных повседневных, так и экстремальных условиях.

    Физическая безопасность персонала -- это система охраны труда и техники безопасности в организации на основе производственной санитарии и психологии деловых отношений. Безопасные и здоровые условия труда в организации обеспечиваются комплексным взаимодействием как руководства организации, так и усилиями самого персонала.

    Экономическая безопасность -- это состояние защищенности экономических интересов организации от внутренних и внешних угроз посредством минимизации коммерческих рисков, системы мер экономического, правового и организационного характера. Экономическая безопасность включает в себя следующие составляющие: финансовую, имущественную, валютную, кредитную, политико-правовую и др.

    Информационная безопасность -- это охрана каналов поступления, хранения, обработки и передачи информации, защита любых информационных ресурсов по уровням доступа. Защите подлежит любая информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Результатом реализации угроз информации может быть: утрата (разрушение, уничтожение), утечка (извлечение, копирование, подслушивание), искажение (модификация, подделка), блокирование.

    Юридическая безопасность -- это охрана прав, порядка и условий осуществления конкурентной предпринимательской деятельности организации в рамках законодательства РФ. Если рассматривать юридическую защиту более подробно, то условно ее можно подразделить на три основных направления: взаимоотношения с органами государственной власти; защита от действий недобросовестных партнеров, заказчиков или контрагентов; создание условий для успешной производственной деятельности организации.

    Интеллектуальная безопасность - охрана прав на научные труды, промышленные образцы, товарные знаки, коммерческие наименования. На основе Гражданского кодекса РФ (ст. 138) «признается исключительное право (интеллектуальная собственность) юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации... Использование результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».

    Экологическая безопасность -- охрана окружающей среды, обеспечение безопасной работы экологически опасных объектов предприятия, предотвращение экологических катастроф. В общем виде вопросы экологической безопасности организаций регулируются соответствующими законами РФ.

    Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

    Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

    Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

    Комплекс организационных мероприятий;

    Инженерно-технические средства защиты;

    Действия сотрудников СБ.

    Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

    Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

    Обеспечение санкционированного доступа;

    Обнаружение проникновения нарушителя на объект;

    Создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

    Контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

    Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

    Войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

    Отрядом ведомственной охраны;

    Подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

    Частным охранным предприятием.

    Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

    Таблица 1. Правовая база охранной деятельности


    1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
    2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
    3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
    4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
    5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
    6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
    7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
    8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
    9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
    10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

    Внутренние войска

    Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

    Ведомственная охрана

    Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

    Основными задачами ведомственной охраны являются:

    Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

    Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

    Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

    Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

    Вневедомственная охрана

    В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

    Охрана имущества собственников на договорной основе;

    Участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

    Организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

    Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

    Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

    Частные охранные предприятия

    В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

    Защита жизни и здоровья граждан;

    Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

    Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

    Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

    Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

    Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

    Служба безопасности: задачи и функции

    В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

    Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

    Физическую безопасность;

    Безопасность внешней деятельности;

    Информационную безопасность;

    Психологическую безопасность.

    Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

    Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности





















    Служба безопасности

    Составляющие

    Безопасности

    Физическая безопасность

    Безопасность внешней деятельности

    Информационная безопасность

    Психологическая безопасность

    Задачи СБ

    По обеспечению безопасности

    Охрана имущества

    И сотрудников предприятия

    Защита коммерческих интересов предприятия

    Защита конфиденци-альной информации

    Выявление неблагонадежных сотрудников

    Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

    Обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

    Охрана имущества предприятия;

    Защита персонала предприятия от преступных посягательств;

    Обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

    Организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

    Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

    В том числе, сюда входит:

    Изучение криминальных аспектов рынка;

    Противодействие экономическому шпионажу;

    Выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

    Борьба с недобросовестной конкуренцией;

    Выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

    Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

    Организацию конфиденциального делопроизводства;

    Ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

    Организацию ведения конфиденциальных переговоров;

    Расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

    Мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

    Мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

    Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

    Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

    Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

    Профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

    Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

    Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

    Таблица 2. Типовая структура СБ





























    Подразделение СБ Внутренняя структура Функции
    1. Отдел физической охраны и режима
    1. Группа охраны

    2. Группа сопровождения

    3. Тревожная группа

    4. Группа инженерно-технической защиты

    5. Группа режима

    6. Бюро пропусков

    1. Обеспечение физической безопасности людей

    И мат. ценностей

    2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима

    2. Отдел безопасности

    Внешней деятельности

    1. Разведывательная группа

    2. Контрразведывательная группа

    3. Аналитическая группа

    Сбор и анализ разведывательной информации
    3. Отдел защиты информации 1. Группа технической защиты информации

    2. Группа конфиденциального делопроизводства

    Предотвращение утечки конфиденциальной информации

    С охраняемого объекта

    4. Отдел психологической безопасности Проверка благонадежности сотрудников, защита

    От «внутреннего» нарушителя

    Отдел физической охраны и режима

    Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

    Патрулирование (периодический обход территории);

    Выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

    Контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

    Сопровождение (охрана физических лиц).

    К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

    Технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

    Средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

    Инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

    Оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

    Отдел безопасности внешней деятельности

    Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

    Замаскированный опрос сотрудников;

    Изучение документов;

    Негласное наведение справок;

    Скрытое наблюдение и т.д.

    К техническими средствам сбора информации относятся:

    Средства негласного съема информации;

    Средства скрытого видеонаблюдения;

    Средства компьютерного шпионажа и т.п.

    Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

    Отдел защиты информации

    Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

    Организационные;

    Технические.

    Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

    Ведением конфиденциального делопроизводства;

    Ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

    Установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

    Воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

    Совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

    К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

    Периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

    Реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

    Отдел психологической безопасности

    Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

    Профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

    Личная беседа с сотрудником, опрос;

    Психологическое тестирование;

    Психофизиологические исследования.

    В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

    Нормативное обеспечение деятельности

    Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

    Документы федерального уровня;

    Документы ведомственного уровня;

    Документы локального уровня.

    Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ ().

    Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

    В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

    Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ






















































    Название Содержание
    1 Положение о СБ предприятия (Устав СБ) См. в тексте
    2 Комплект положений о подразделениях СБ Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения
    3 Комплект должностных инструкций персонала СБ Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности
    4 Инструкция по организации охраны предприятия Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д.
    5 Инструкция по защите информации Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте
    6 Инструкция об организации пропускного режима Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения
    7 Инструкция об организации внутриобъектового режима Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта
    8 Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания
    9 Инструкция о действиях в нештатных ситуациях Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.)

    Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

    Нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

    Задачи и функции;

    Организационно-штатная структура;

    Кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

    Взаимодействие с правоохранительными органами;

    Порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

    Материально-техническое обеспечение;

    Финансовое обеспечение;

    Контроль деятельности СБ.

    В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

    Число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

    Число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

    Число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

    Число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

    Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

    • Кадровая политика, Корпоративная культура

    Целью обеспечения безопасности предприятия является комплексное воздействие на потенциальные и реальные угрозы, позволяющее ему успешно функционировать в нестабильных условиях внешней и внутренней среды.

    Достижение этой цели требует реализации следующих задач:

    Выявление угроз для стабильности и развития предприятия и выработка мер по их противодействию;

    Обеспечение защиты технологических процессов;

    Реализация мер противодействия всех видов шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического и т.д.);

    Своевременное информирование руководства предприятия о фактах нарушения законодательства со стороны государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, затрагивающих интересы предприятия;

    Предупреждение переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной информацией;

    Всестороннее изучение деловых партнеров;

    Своевременное выявление и адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия;

    Разработка и совершенствование локальных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности предприятия;

    Реализация мер по защите коммерческой и иной информации;

    Организация мероприятий по противодействию недобросовестной конкуренции;

    Обеспечение защиты всех видов ресурсов предприятия;

    Реализация мер по защите интеллектуальной собственности;

    Организация и проведение мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

    Выявление негативных тенденций среди персонала предприятия, информирование о них руководства предприятия и разработка соответствующих рекомендаций;

    Организация взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия;

    Разработка и реализация мер по предупреждению угроз физической безопасности имуществу предприятия и его персоналу;

    Возмещение материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.

    Другие цели обеспечения безопасности предприятия (общая цель нами уже определена ранее). Такими целями могут быть:

    Укрепление дисциплины труда и повышение его производительности;

    Защита законных прав и интересов предприятия;

    Укрепление интеллектуального потенциала предприятия;

    Сохранение и приумножение собственности;

    Повышение конкурентоспособности производимой продукции;

    Максимально полное информационное обеспечение деятельности предприятия и повышение его эффективности;

    Ориентация на мировые стандарты и лидерство в разработке и освоении новой технологии и выпускаемой продукции;

    Выполнение производственных программ;

    Оказание содействия управленческим структурам в достижении целей предприятия;

    Недопущение зависимости от случайных и недобросовестных деловых партнеров.

    10. Внешние и внутренние субъекты безопасности предприятия

    К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников хозяйственных отношений. Причем деятельность этих органов не может контролироваться самими предприятиями. Эти органы формируют законодательную основу функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение. К внутренним субъектам относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите экономической безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности. В качестве таких субъектов могут выступать: работники собственной службы безопасности предприятия; приглашенные работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите деятельности предприятия.

    Внутренние субъекты, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия, осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики. Известно, что стратегия - это долгосрочный подход к достижению цели. Генеральная стратегия экономической безопасности выражается через общую концепцию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Помимо генеральной стратегии выделяются также специальные стратегии (например, в зависимости от стадии хозяйственной деятельности). Наконец, могут применяться функциональные стратегии безопасности. Это может быть стратегия экономической безопасности предприятия, включающая в себя систему превентивных мер, реализуемая через регулярную, непрерывную работу всех его подразделений по проверке контрагентов, анализу предполагаемых сделок, экспертизе документов, выполнению правил работы с конфиденциальной информацией и т.п. Служба безопасности в этом случае выполняет роль контролера.