Русские массово покидают казахстан и переезжают в россию. Чем отличается казахский русский от русского россиянина? Успешный субэтнос вместо «наших бьют»

Республика Казахстан — девятая по площади страна мира. Однако численность населения в сравнении с территорией здесь совсем невелика (63 место в мире), лишь недавно она перевалила за 17 млн. человек. Территория республики — это земли, традиционные для расселения казахов на протяжении веков, но в ХХ столетии были моменты, когда казахи становились этническим меньшинством.

Сейчас казахи составляют примерно 65% населения страны. Но в целом Казахстан – типичное полиэтничное государство, в котором вторым по численности этносом являются русские. И хотя за годы независимости численность русских в Казахстане сократилась примерно в 2,5 раза, по различным данным, они составляют от 20 до 25 процентов населения.

Кем видят себя русские Казахстана в современных политических реалиях? Как они соотносят себя с русскими России? Вопрос для республики не праздный. Но до сих пор в Казахстане мало распространены специальные исследования на эти темы.

Между тем осенью 2012 года Научный Центр «История и этнология» Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Ауэзова участвовал в социологическом опросе Института истории им.Ш.Марджани АН Республики Татарстан среди русского населения трех казахстанских городов. Самого южного и самого северного областных центров, Шымкента и Петропавловска, и столицы — Астаны, географически расположенной в центре страны. При небольшом объеме выборки (всего около 500 человек) это исследование чрезвычайно интересно уже потому, что другие попросту редко встречаются, а опоздание с публикацией объясняется длительным периодом обработки данных, которые стали доступны только в 2015 году.

Может показаться, что данные этого опроса потеряли свою ценность, так как за истекшие 2,5 года столько всего случилось: события на Украине и их резонанс в Казахстане, образование ЕАЭС, различное отношение к этому внутри страны и т.д. Разве не могло все это настолько изменить ситуацию, чтобы сделать неактуальным анализ мнений, высказанных в 2012 году?

Ответ на этот вопрос представляется не столь однозначным. Прежде всего, посмотрим, как цифры реальной миграции отразили миграционные настроения граждан страны. Поданным Комитета по статистике Министерства национальной экономки РК в 2012 году за пределы страны выехало 22.047 граждан Казахстана русской национальности, в 2013-ем – 17.072, в 2014-ом – 20.287 человек. За первый квартал 2015 года выехало 3.138 русских, что позволяет предполагать, что объем внешней миграции русских остается на уровне предыдущих лет. Как видим, порядок цифр существенно не изменился и после бурных событий 2013 года.

Это говорит о том, что за последние годы не произошло событий, резко изменивших самоощущение людей и повлиявших на формирование реальных миграционных намерений. Тогда как на основании наблюдений за ситуацией в СМИ и дискуссиями в социальных сетях можно было представить себе иную картину. К тому же, как смогут убедиться читатели, цифра в 20 тысяч в год выезжающих за пределы страны не составляет и процента от общего числа русских жителей Казахстана, хотя от 18 до 27% респондентов в разных городах заявляли о своем желании выехать из страны. К тому же, вопреки заявленным мнениям, гораздо большее число русских выезжает из Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, а вовсе не из Южно-Казахстанской.

Это говорит о том, что в момент ответа на вопрос респондент проецирует свои ощущения и ожидания, не всегда напрямую связанные с темой опроса. Не следует ожидать в ответах буквальное отражение того, что происходит вокруг, и отголоски событий, которые представляются архиважными в пространстве СМИ и активных пользователей социальных сетей. Вне дискуссий, которые охватывают не столь большое количество людей, люди предпочитают действовать в рамках логики повседневных потребностей, а не политических лозунгов.

К примеру, значительная часть опрошенных показала, что на решение выехать из страны влияют «особенности национальной и языковой политики», которая, несмотря на, казалось бы, бурные дебаты на эту тему в политически ангажированных кругах, мало изменилась за прошедшие два года. После событий марта 2014 года (присоединение Крыма к России – ред.) приостановилось обсуждение выдвинутых чуть ранее новых идеологических концептов («Мангелiк ел», «Казак елi»), адресованных в новых демографических условиях к казахскоязычной части общества, и последовало несколько уверенных заявлений власти по поводу недопустимости языковых перегибов. Но уже к началу 2015 года плакаты, пропагандирующие «Мангелik ел», вновь появились на улицах городов страны, что вместе с активным обсуждением предстоящего празднования 550-летнего юбилея образования Казахского государства позволяет предположить сохранение прежней повестки языковой и культурной политики. В этих условиях вряд ли можно ожидать резкого изменения настроений русских граждан Казахстана.

Но прежде чем обратиться к описанию этих настроений, несколько слов об особенностях проживания русского населения в различных регионах страны.

Русские с разной историей

Русские расселены по территории страны очень неравномерно. В некоторых приграничных с Россией регионах севера они до сих пор составляют большинство населения. В южных регионах, за исключением Алма-Аты, русских всегда было мало.

Попадали русские в Казахстан разными путями и в разное время, начиная с XVII века.

Соответственно, и отношение к стране проживания было и остается самым разным. По этому признаку русских можно условно разделить на три категории. Первая — те, кто считал Казахстан продолжением России и своим временным местом проживания. Эта категория в значительной мере стала покидать страну после распада СССР. Вторая — те, кто Казахстан продолжением России не считал, но и не был к нему привязан духовно. Они некоторое время колебались, а потом тоже стали ориентироваться на эмиграцию. И, наконец, третья: русские, которые срослись с Казахстаном и либо считают его своей родиной, либо не считают эмиграцию лучшей для себя альтернативой. Ментальность этой категории несколько отлична от российской русской ментальности. Представители этой группы если и уезжают, то зачастую возвращаются назад, При этом бывает, что они рассказывают о своих российских соотечественниках разного рода нелицеприятные вещи, указывая на алкоголизм, завистливость, недоброжелательность и т.д.

Региональные различия

В трех городах, где производился опрос, ситуация, в которой живет русское население, различается и с географической, и с исторической, и с демографической точек зрения.

В Северо-Казахстанской области проживает 288 тыс. русских, которые составляют большинство населения региона (общее количество жителей области — 576 тыс. человек). Эта приграничная с Россией область никак не отделена от нее географически. А первые русские поселения появились здесь 300 лет назад.

В столице страны Астане, при общем населении города более 800 тыс. человек, русских насчитывается 132 тыс. Географически Астана ближе к Омску, чем к Алматы или Шымкенту. Первые русские поселились здесь с образованием города в тридцатых годах XIX века.

Южно-Казахстанская область, центром которой является Шымкент, — самая густонаселенная в стране (2,7 млн. человек). Русских здесь столько же, сколько в Астане, и проживают они на 95% в областном центре. Географически русские юга страны отрезаны от России. А первые русские поселения появились в регионе лишь в 1860-х годах.

Каковы же настроения русских в столь разных регионах страны?

Отношение к эмиграции

На вопрос, хотели бы они сменить место жительства, ответили положительно 57% шымкентцев, 50% жителей Петропавловска и, как ни странно, 43% астанчан. И это на фоне устойчивого притока жителей регионов в столицу, которая дает больше возможностей для роста. Реально собираются менять место жительства значительно меньшее количество опрошенных: 28% шымкентцев, 22% астанчан и 18% петропавловцев. При этом северяне в подавляющем большинстве хотят переехать в Россию, а среди южан 25% хотели бы уехать куда-то «вне России».

Главной побудительной причиной к переезду является, по мнению опрошенных, «национальная и языковая политика РК». Но здесь есть региональные нюансы. Среди южан эту причину назвали 52%, что вполне естественно, поскольку именно этот регион стремительно теряет русскоязычное пространство. 24% южан отметили также «ухудшение межэтнических отношений». В Петропавловске и Астане такая проблема не стоит. Но и здесь «национальную и языковую политику» как побудительную причину к отъезду назвали 32 и 29 процентов соответственно. Северо-Казахстанская область — один из регионов с наиболее низкой средней заработной платой в стране, поэтому здесь 23% опрошенных хотели бы уехать «по причине неустойчивого экономического положения, в том числе и угрозы безработицы». В двух других регионах этот фактор не существенен.

При этом большинство жителей всех регионов объединяет уверенность, что Россия не создает достаточно комфортных условий для переезда.

Языки и браки

Подавляющее большинство опрошенных состоят в браке с русскими. Но не видят проблемы в том, что их дети могут жениться или выйти замуж за человека другой национальности. Категорически не одобрили бы это в Петропавловске лишь 6%, в Шымкенте 16% и в Астане 24% опрошенных. Возможно, это связано с тем, что в Петропавловске и Шымкенте люди имеют дело с более стабильной ситуацией в плане брачного рынка: на севере он еще не изменился, тогда как на юге изменился давно, и к этому уже привыкли. А вот в Астане серьезные социально-демографические изменения происходят стремительно в последние 20 лет, что и отразилось в мнениях респондентов. Большинство опрошенных не считают, что межнациональные браки «размывают» народ. Таким образом, опрос показал достаточно высокий уровень межэтнической толерантности.

Очень интересные моменты выявил опрос в части, касающейся языковых проблем. Свободно владеют казахским языком лишь два процента опрошенных шымкентцев и один процент астанчан. В Петропавловске таких нет. При этом частично понимают казахский 66% южан, 42% астанчан и 33% северян. Что логически вытекает из демографической ситуации в этих регионах.

Незнание государственного языка заставляет русских испытывать дискомфорт. Прежде всего, это, конечно, относится к шымкентцам (81% респондентов). Сфера применения русского языка на юге страны в последние годы резко сузилась. Среди жителей столицы таких, как ни странно, еще больше — 85%, при том что в Астане языковое законодательство соблюдается достаточно строго. В Петропавловске 62% опрошенных русских испытывают дискомфорт из-за незнания казахского языка – и это в самом русскоязычном регионе страны.

Но вот парадокс. Отвечая на вопрос, какими языками должны, в первую очередь, владеть их дети, более 80% респондентов во всех трех городах назвали европейские языки, прежде всего, английский. Казахский в качестве приоритетного в Петропавловске выбрали лишь 30%, в Астане — 31% и только в Шымкенте таких более половины — 53%. Так что, несмотря на весь дискомфорт от незнания государственного языка, большинство казахстанских русских не считают его изучение средством изменения ситуации для себя в положительную сторону.

Русские и русскость

Относительно русских в Казахстане существуют два мнения. Одни уверены, что они те же, что и русские России. Другие считают, что казахстанских русских можно выделить в особый суб-этнос, как поморов или казаков.

Истина, вероятно, как всегда, — посередине. И хотя прямого ответа на этот вопрос в данных опроса не найти, какие-то отдельные штрихи выделить можно.

Национальная кухня — это один из значимых критериев этничности. Во всех трех городах опрошенные среди любимых национальных блюд назвали борщ и блины. Хотя борщ – блюдо, скорее, украинское. А вот относительно третьего любимого национального блюда мнения разделились: в Шымкенте и Астане это пельмени, а в Петропавловске — окрошка.

Относительно любимых блюд казахской кухни все дружно назвали бешбармак. Но если для жителей севера и столицы оно единственное, то шымкентцы прибавили к нему шурпу, каурдак, казы и баурсаки. Южане вообще наиболее тесно срослись с особенностями казахского быта и в большей степени его переняли. Вошли в их рацион и узбекские и корейские блюда, из которых в других регионах назвали только плов.

Большинство опрошенных отметили, что они соблюдают свои национальные обычаи, обряды и традиции при рождении ребенка, на свадьбах и похоронах. К сожалению, не ясно, что именно под этим имелось в виду.

Среди народных праздников были отмечены, прежде всего, Пасха и Рождество. Праздники бывшего СССР очень немногие считают народными, еще меньшее число опрошенных готовы признать таковым праздником Наурыз (Навруз). Подавляющее большинство опрошенных заявили, что знают русские народные песни.

О степени религиозности

78% шымкентцев и 72% петропавловцев однозначно считают себя верующими людьми. В столице этот показатель оказался неожиданно низким — 49%. Возможно, это связано с тем, что русские астанчане в массе своей — потомки комсомольцев-целинников, которые верующими, конечно, не были. При этом 70% астанчан заявили, что посещают церковь. В двух других городах этот показатель еще выше.

Но посещения эти в большинстве происходят «от случая к случаю». Что в общем противоречит тенденции религиозной консолидации русских казахстанцев, но характерно для городского населения в большинстве стран мира. Это, скорее, не религия, а определенная атрибутика, ритуал, призванный обозначить этническое происхождение человека.

Этничность и Родина

Каково отношение русских Казахстана к своей этнической принадлежности? Здесь опрос показал несколько парадоксальные данные. В Петропавловске, где русские составляют большинство населения, 47% опрошенных заявили, что их национальность и национальность окружающих значения для них не имеют, и в тоже время 53% никогда не забывают, что они — представители своего народа. В Астане, где русские в явном меньшинстве, эти цифры составили соответственно 70 и 30 процентов. Хотя казалось бы, должно быть наоборот. Для Шымкента таких данных нет. Таким образом, русские, оказываясь в меньшинстве, не изолируют себя от общества в своих внутриэтнических переживаниях.

Примерно половина опрошенных во всех трех городах вообще заявила, что «современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какой-то нации». Но другая половина уверена в обратном: «частью своей национальной группы ощущать себя необходимо».

Своей родиной считают именно Казахстан 49% опрошенных астанчан, 39% шымкентцев и лишь 19% петропавловцев. Если учесть, что в опросе было предложено 11 вариантов ответа, то это высокий показатель. Только у жителей СКО есть вариант более популярный: 23% указали, что родиной считают именно Петропавловск.

О равенстве и братстве

В советское время Казахстан называли лабораторией дружбы народов. Сейчас официальная пропаганда внушает гражданам, что именно в Казахстане созданы наиболее гармоничные межэтнические отношения, и именно Казахстан многие мультиэтничные страны берут в качестве примера. Подтверждает ли это опрос?

Подавляющее большинство респондентов во всех городах выразили уверенность, что в Казахстане национальность человека влияет «на его возможности устроиться на самую лучшую работу». Как ни странно, более других в этом уверены петропавловцы: 75 процентов.

Приходилось сталкиваться с ущемлением своих прав или возможностей из-за национальной принадлежности 76% опрошенных в Шымкенте, 66% в Петропавловске и 51% в Астане. Такие ответы, конечно, не радуют.

Но в чем это проявлялось конкретно? На первое место опрошенные шымкентцы (34%) ставят госучреждения. Это, судя по всему, связано с тотальным переводом их работы на юге на казахский язык и игнорированием чиновниками соответствующей статьи конституции (о переводах на русский язык). Этот показатель высок и для Астаны – 31%. А петропавловцам больше дискомфортно на работе — 28%.

С открытым нежеланием общаться с русскими сталкивались немногие: от 8 процентов в Петропавловске до 17% в Астане. Оскорбления и угрозы по национальному признаку тоже слышали относительно немногие: от 10% в Астане до 18% в Чимкенте. Зато советовали «уехать к себе на историческую Родину, если что-то не устраивает» сорока процентам русских шымкентцев, 35 процентам астанчан и 26 процентам петропавловцев. В принципе, такого рода советы в повседневной жизни легко нейтрализуются напоминаниями о соответствующих статьях Уголовного кодекса.

Гораздо хуже другое: «чувствуют негативное отношение» 45% опрошенных в Шымкенте, 37% в Петропавловске и 51% — в Астане. Распространенность этого мнения можно списать как на ограниченную выборку, так и на свойство людей весьма избирательно трактовать свои негативные ощущения, «нагружая» их подсказанными самим опросом аргументами. Более важно, что примерно треть респондентов во всех трех городах заявили, что для них «есть ограничения в получении желаемой работы». Это тревожный признак. Но и здесь надо знать казахстанскую специфику, где большую роль играют клановые связи. А это бьет по русским примерно в той же мере, что и по казахам, не имеющим обширных связей в госаппарате или в бизнесе.

Конечно, материалы подобных опросов еще ждут более глубоких интерпретаций и сопоставлений с результатами исследований в других странах. Но самые первые выводы можно сделать уже сейчас.

Во-первых, заметно, что разница географических и социально-культурных условий проживания разных сообществ русских в Казахстане в наибольшей степени сказалась на тех сферах их жизни, которые связаны с непосредственным взаимодействием разных категорий жителей страны: отношение к межнациональным бракам, реальное демографическое поведение, культурная адаптация, пищевые предпочтения и т.д. Тогда как языковая сфера, пространство взаимоотношений с политическими институтами, социальное самочувствие и т.д. предстают в высказываниях респондентов из разных городов более выровненными. Здесь они чувствуют себя наиболее похожими друг на друга и наименее уверенными.

В то же время, и это во-вторых, неуверенность и неудовлетворенность не перешли пока в стремление к самоизоляции или массовой эмиграции, что заставляет рассчитывать на еще не реализованные возможности интеграции русских в казахстанский социум 21 века.

Казахстан скоро может стать моноэтническим государством — здесь увеличился отток русскоязычного населения вообще, а этнических русских — в частности. Нет, их никто никуда насильственно не гонит, но в республике снова формируется такая среда, при которой уезжать вообще-то не хотелось бы — ведь многие здесь родились, создали смешанные семьи, переняли быт и традиции казахов, но — надо.

FERGANANEWS.COM: «Город на воображаемой карте. С чего начинается родина для казахов Монголии» - Мигранты и диаспоры - одни из главных героев современной науки (а также журналистики, экономики и даже спорта). Всем интересно, как живут, работают, страдают и приспосабливаются к новой среде мигранты в больших и малых городах глобального севера. Но есть и те, кто остался позади - в деревнях глобального юга. (Геополитическое разделение на глобальный север и глобальный юг подразумевает условное деление мира на «богатые северные» и «бедные южные» страны, развитые и развивающиеся. - Прим. «Ферганы».)

RITMEURASIA.ORG: «Осень в Казахстане началась с кадровых перестановок» - Очередной политический сезон в Казахстане начался с кадровых перестановок на позициях, считающихся довольно «весовыми». Собственно, сам факт аппаратных пертурбаций никого не удивил. Они были ожидаемы по следующим причинам. Первая - традиционная перетряска персонала, которая сопровождает каждый политический сезон. Парламентарии возвращаются с каникул, президент ставит перед ними новые задачи и производит рокировки в исполнительной власти. Вторая - необходимость «сакральной жертвы», обусловленная кризисными явлениями в социально-экономической сфере.

STANRADAR.COM: «Экспорт ЕАЭС растет быстрее импорта» - Итоги внешней и взаимной торговли стран ЕАЭС за январь-июль этого года, опубликованные на днях ЕЭК, показывают позитивную в целом картину развития объединения. Главную угрозу для союза сегодня представляет неравномерность развития его отдельных участников, не сумевших вовремя адаптироваться к условиям работы в рамках единого экономического пространства.

TREND.AZ: «ТМХ приобрел у Казахстанских железных дорог компанию по выпуску пассажирских вагонов» - АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) покупает у Казахстанских железных дорог (КТЖ) почти 100% компании "Тулпар-Тальго", специализирующейся на производстве пассажирских вагонов. Соответствующее соглашение главы компаний подписали в рамках выставки InnoTrans.

PHARMVESTNIK.RU: «Эксперты рынка БАД России и Казахстана договорились совместно заняться вопросами интернет-торговли БАД в странах ЕАЭС» - CРО «Союз производителей БАД» и Ассоциация учёных, производителей, поставщиков БАД и специализированных продуктов питания (Казахстан) подписали соглашение о сотрудничестве.

RG.RU: «Между РФ и Казахстаном запустили авто с навигационными пломбами» - До 1 ноября Федеральная таможенная служба и оператор системы "Платон" будут проводить эксперимент по мониторингу транзитных перевозок между Россией и Казахстаном с использованием навигационных пломб. Он стартовал сегодня, как и анонсировалось в рамках Восточного экономического форума.

TUT.BY: «Как хакеры выстраивают систему кибербезопасности Казахстана» - Насколько Казахстан далёк от Беларуси территориально, настолько же близок нам в специфике взаимодействия между государством, бизнесом, НПО и обществом. За два года эта страна сделала большой рывок, поднявшись в Глобальном индексе киберготовности на 26 строчек (со 109 места на 83), идёт строительство национального «Киберщита». Но интересный факт в другом.

NG.RU: «Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова» - Известному в Казахстане и за его пределами фестивалю «Евразия», перебравшемуся несколько лет назад в Астану, сильную конкуренцию может составить новый Almaty Film Festival, который только что завершился в Алма-Ате. Впрочем, о соперничестве можно и не беспокоиться: у каждого из этих киносмотров определённо есть собственное будущее, свои привлекательные особенности, вызывающие интерес зрителей и профессионалов.

», в котором журналист поднял вопрос отличия казахстанских русских от российских русских.

Автор, Асель ИХСАНОВА, начинает свой материал с утверждения о том, что ментальность казахстанских русских отличается от российских. В подтверждение приводится пример сложной социализации казахских русских в России. Ведь неоднократно происходит так, что казахстанские русские возвращаются в РК, не сумев адаптироваться к реалиям российского общества . Вторым же примером автор приводит то, что эмигрировавших из Казахстана в Россию называют казахами.

Дабы разобраться в проблеме и отличиях, Асель ИХСАНОВА обратилась к директору центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрею ЧЕБОТАРЁВУ , политологу Петру СВОИКУ , блогеру Денису КРИВОШЕЕВУ и руководителю республиканского славянского движения «Лад» Максиму КРАМАРЕНКО.

Ниже медиа-портал приводит выдержки из мнений экспертов.

Как считает Андрей ЧЕБОТАРЁВ, казахстанских русских характеризует открытость, позитивное отношение к другим этносам, принятие их материальных и духовных ценностей . Связано это с тем, что представители русской диаспоры с ранних лет слушают и читают казахские сказки, сморят казахстанские фильмы, а также едят баурсаки, бешбармак и прочие вкусности.

«Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе, чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т.д. », - считает политолог.

Также, по мнению Чеботарёва, русская общность в Казахстане является более сплоченной, нежели в самой России, и объясняет это тем, что различные регионы РФ отличаются друг от друга ментальными, языковыми и даже культурными составляющими, в то время как в Казахстане такого нет.

Подводя итог, эксперт называет причину того, почему русских эмигрантов из Казахстана частенько называют казахами.

«От среды продолжительного проживания никуда не уйдешь . Особенно казахстанцам в третьем, четвертом и более старшем поколениях , - заключает Андрей ЧЕБОТАРЁВ.

Далее приводится мнение Петра СВОИКА, который считает, что русских вне зависимости от среды и региона проживания объединяет единая культурная основа, которая нивелирует любые ментальные отличия. Но и различий он все же не отрицает.

«Понятно, что этносы перемешаны, крови сильно перемешаны, так как перемешанных браков очень много. Соответственно русские, распределенные по этому пространству, например, на Кавказе тесно переплетены с кавказцами, а здесь у нас в Казахстане русские и казахи - это один почти народ . Во всяком случае, те, для кого родной - русский. Очень важно, что воспитание и восприятие жизни происходит на одном и том же языке. И это казахстанских русских касается. Практически в той же степени, что и большинство казахов», - объясняет Своик.

По мнению политолога, именно это и обусловливает столь комфортное совместное проживание двух национальностей.

«Казахстанские русские - это уже наполовину казахи . Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае, тот, кто живет в Казахстане постоянно, хорошо знает казахский, и достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт как бы неосознанно, это факт, как и казахи во многом русифицируются по культуре, по обрядам. Тут есть некий симбиоз», - заключает эксперт.

По мнению блогера Дениса КРИВОШЕЕВА, ментальные отличия есть даже среди русских в России, в зависимости от региона. При этом он не видит ничего плохого в том, что русские Казахстана готовы расти в казахском культурном коде .

Он не отрицает, что «есть и те, кто связывают свою жизнь и будущее своих детей с Казахстаном, и они выстраивают соответствующие стратегии, для того чтобы максимально эффективно срастись со страной» . Однако, рассуждая о дальнейшей судьбе русских в Казахстане, он категорично ставит вопрос ребром - либо уезжать, либо растворяться .

Максим КРАМАРЕНКО также считает, что между русскими Казахстана и России существуют ментальные различия.

«С одной стороны, и прежде всего к культуре тех, кто проживает рядом. А с другой стороны, присуще чувство раздвоенности: малая родина здесь, а историческая родина хоть и близко, но за границей», - объясняет Крамаренко.

При этом, как считает эксперт, нельзя говорить о становлении «русских казахов».

«Можно сказать, что попытка сформировать четвертый жуз из числа русских, или «слепить» русского казаха, так и осталась журналистской затеей . Так что казахского русского пока нет и, скорее всего, не будет», - заявил Крамаренко.

Редактор российского издания «БАБР» делится впечатлениями от поездки в Казахстан.

Об этом сообщает медиа-портал Caravan.kz со ссылкой на БАБР .

По словам журналиста, осенью 2016 года он посетил Петропавловск, Щучинск, Кокшетау, Караганду, Астану, Алматы.

- По итогам турне в голове сложилось достаточно емкое виденье положения славянского и русскоязычного населения в этой большой и сложно устроенной стране, - пишет он.

По словам автора статьи, в Казахстане необходимо четко разграничить две проблемы: это «славянский вопрос » и проблема русскоговорящего населения. Причем можно увидеть четкую территориальную градацию населения по языковому и этническому составу:

- Казахстан четко разделен на Север и Юг, - пишет автор. - На севере и востоке живут славяне и "северные" казахи - полностью обрусевшие, отличающиеся от южан даже внешне. Соответственно, юг и запад страны населяют узбеки и "южные" казахи.

По мнению журналиста, север и восток Казахстана очень похож на города Западной Сибири и Алтая. В то время как южная часть страны «более азиатский».

В свою очередь, отдельно выделяются Астана и Алматы.

- Это многонациональные, двуязычные города-милионники, для которых проблема языка стоит не так остро в силу высокой концентрации образованного и обеспеченного населения, регулярно выезжающего в Россию и дальнее зарубежье.

- Ты можешь говорить только на казахском и чувствовать себя полноценным гражданином, ты можешь владеть обеими языками и не знать проблем, но если ты говоришь только по-русски - у тебя начинаются большие проблемы .

- Советское, поголовно русскоговорящее поколение сходит со сцены, уступая место национально ориентированной, пассионарной молодежи, для которой знание русского является делом добровольным, а вовсе не обязательным. Для успешности сегодня куда важнее знать английский, нежели русский.

- К населению приходит понимание, что без знания казахского ты автоматически попадаешь в неуютное и притесняемое языковое гетто. А жить в гетто, понятное дело, мало кто хочет.

Эта ситуация, на взгляд журналиста, создает всего два решения проблемы: «учить казахский или уезжать в Россию» .

По словам журналиста, перебираются казахстанцы в Россию «без большой охоты».

«Никто их не гонит и не заставляет. Но и не отговаривает. Дело в том, что русские в Казахстане преимущественно одноязычные и де-факто попадают в то самое языковое гетто. Социальные лифты для них закрыты.

Все русские, с кем мне удалось переговорить в Казахстане, или уже перевезли семьи в Россию, или собираются это сделать в обозримой перспективе. Подчеркну - я говорю не об отдельных случаях, но о ярко очерченной тенденции, имеющей глубокие экономические и политические корни».

- После "крымской весны" и войны на Донбассе национальный вопрос в Казахстане резко и недвусмысленно обострился. У каждой из сторон здесь, как водится, своя правда.

По мнению журналиста, языковая и национальная проблемы постепенно сойдут в Казахстане на «нет»: страна идет по своему пути развития, уже не ориентируясь на Россию:

«Казахстан и другие республики бывшего СССР отпустили Россию. Мы больше не гегемон, не империя, не властительница умов. Мы просто большая региональная держава, с мнением которой считаются и к чьей позиции прислушиваются. И не более того.

Пора и нам отпустить Казахстан и прочий "русский мир". Этот мир существует в культурном пространстве, но не в политическом. Среднеазиатские республики строят свои национальные государства - данность, которая будет определять их существование на блажащие десятилетия. Мы должны это понять и принять. Иных вариантов просто нет.

Уверен, через 20-30 лет "русский вопрос" в Казахстане исчезнет сам по себе, просто в силу того, что доля этнических славян в населении станет незначительной. Казахстан идет своей дорогой, на которой все больше мечетей, мощенных китайским юанем, и все меньше газопроводов, отлитых из русского металла.

Всем русским в Казахстане совет простой: учите казахский или уезжайте» , - подытожил автор.

В Казахстане сложился новый этнос — казахский русский. И это уже бесспорное мнение, которое подтверждают эксперты. Русские казахстанцы отличаются ментальностью, в России их называют казахами.

Ни для кого не секрет, что казахские русские довольно сложно проходят этапы социализации в России. Таких историй достаточно, утверждает Саясат . Немало примеров, когда казахские русские возвращаются в Казахстан, не сумев адаптироваться к действительности российского общества.

Так кто он — казахский русский? Чем отличается от российского русского? Можно ли говорить, что это разность основывается на культурных и мировоззренческих особенностях? Эти вопросы адресованы общественно-политическим деятелям.

Дружелюбные

По мнению Андрея Чеботарева , директора Центра актуальных исследований «Альтернатива», отличий казахского русского от российского много. Это является закономерным следствием продолжительного проживания в условиях Казахстана.

— Нас, на мой взгляд, особенно характеризуют открытость, позитивное отношение к казахам и другим этносам, принятие ряда их материальных и духовных ценностей. Так, в детстве слушаем и читаем казахские сказки. С интересом смотрим многие казахские фильмы. С удовольствием едим баурсаки, бешбармак, казы и т. д. Имеем широкий интернациональный круг общения.

В то же время в своем большинстве здешние русские не владеют казахским языком. У каждого, конечно, на это есть свои причины. Но в целом здесь сказывается фактор русскоязычной среды, которая стала естественной и привычной для многих казахстанцев.

Другой чувствительной для русских граждан темой является эмиграция, преимущественно в Россию. Думаю, что первую волну этого процесса в 1990-х годах составили главным образом люди, приехавшие в разное время в Казахстан из России и других республик бывшего СССР по трудовой разнарядке или иным обстоятельствам, и члены их семей.

А вот в течение последних 2-3 лет, похоже, активно уезжают уже коренные казахстанцы

Среди причин их эмиграции преобладают социально-экономические (отсутствие постоянной и хорошо оплачиваемой работы, перспектив для детей и т. п.). Но многие из этих людей

уезжают с долей сожаления и большой теплотой к Казахстану, который был и остается в душе их родиной

Сплоченные

И жизненный опыт, и всевозможные научные исследования показывают, что русские, живущие долгое время в Казахстане и других странах, то есть вне исторической родины, осознанно или неосознанно преуспевают в сохранении и развитии родного языка и культуры.

Именно это, по моему мнению, наиболее всего выделяет нас в России, особенно в ее глубинке.

Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе,

чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т. д.

Хотя Россия является большой страной, и русские из центральных регионов имеют определенные ментальные, культурные и даже языковые отличия от своих сограждан из Сибири, Поволжья, Калининграда, Архангельска и т. д.

Кстати, регионализм является серьезным фактором, который проводит некоторые грани между русскими из РФ

У русских Казахстана же в силу объективных факторов такого нет, что делает нашу этническую общность относительно сплоченной.

Лояльные

Кроме того, в политическом отношении лояльность большой части россиян к своей центральной власти обусловлена преимущественно внешними факторами. Там наблюдается консолидация вокруг властей под воздействием экономических санкций, всевозможных политических и военных демаршей со стороны Запада.

В Казахстане же русские в большинстве лояльны к руководству страны вследствие проводимой им политики поддержания межэтнического и межконфессионального согласия.

Конечно, все эти моменты проявляются у русских Казахстана и России не стопроцентно. Но когда наших бывших сограждан, эмигрировавших в РФ, местные жители зачастую называют казахами, это во многом объясняется именно отмеченными выше особенностями сознания и поведения казахских русских.

От среды продолжительного проживания никуда не уйдешь. Особенно казахстанцам в 3, 4 и более старшем поколениях

Наполовину казахи

По мнению Петра Своика , главное, что русских, вне зависимости от среды и региона проживания, объединяет единая культурная основа, которая нивелирует ментальные различия.

— С одной стороны, можно согласиться и подтвердить, что казахстанские русские имеют несколько иной менталитет, чем российские русские. Но я бы это назвал вторичным признаком.

А первичным то, что казахстанских русских, русских-русских и казахстанских казахов — это большая часть городских, со всеми остальными обитателями России, объединяет общая культура, общий язык, общее информационное пространство.

И в этом смысле

некая особенность казахстанских русских почти такая же, как особость дальневосточных русских или кавказских русских

и дальневосточно-украинских русских. Понятно, что перемешаны этносы, сильно перемешаны крови, очень много интернациональных браков. Соответственно русские, распределенные по этому пространству, например на Кавказе, тесно переплетены с кавказцами, а

в Казахстане русские и казахи — это один почти народ. Во всяком случаи те, для кого родной русский

Очень важно, что воспитание и восприятие жизни происходит на одном и том же языке. И это казахстанских русских касается. Практически в той же степени, что и большинство казахов.

Симбиоз с опаской

Поскольку в Казахстане государственность во многом по факту выстроена на этническом принципе, есть иной взгляд на некое раздвоенное принятие у русских Казахстана как страны проживания, своей родины и как государства.

Если ты здесь родился, то это действительно твоя страна, тебе здесь комфортно жить в сообществе с казахами. А вот на счет государственности есть нюансы. Это скорей все-таки казахская государственность. Тут есть некое различие.

Безусловно, те, кто уезжает из Казахстана и оседают в какой-нибудь Тамбовской или Орловской губерниях, испытывают некое отчуждение по отношению к себе.

Но люди ведь уезжают, потому что есть некая опаска усиления национализма у казахов

Напрямую это не демонстрируется, но есть опасение, что после транзита власти националистическая тенденция усилится, тем более, что сейчас есть некие посылы на этот счет.

Казахстанские русские – это уже наполовину казахи. Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае тот, кто живет в Казахстане постоянно, неплохо знает казахский. Достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт неосознанно, это факт. Как и казахи во многом русифицируются по культуре и обрядам. Наблюдается некий симбиоз.

Нужно пользоваться моментом, фиксировать и выезжать

Казахстан строит национальное государство, и никак не будет по-другому. Не стоит надеяться, нужно собирать волю в кулак и выезжать либо растворяться в иной идентичности.

Казахских русских все-таки нет

Как считает руководитель республиканского славянского движения «Лад» Максим Крамаренко, между русскими Казахстана и России нет мировоззренческих различий, но ментально они отличаются. Исходя из своих наблюдений, он условно делит русских Казахстана на три группы.

Во-первых, это условные отличия. У русских, проживающих в СНГ, язык один, культура одна, этнические ценности одинаковые: быть сильным и независимым народом, которому характерно чадолюбие и христианская вера, стремление растить детей в уважении к истории и великой русской культуре, вобравшей в себя многое из культур соседствующих народов.

Но, во-вторых, ментальные отличия все же имеются. Они, с одной стороны,

проявляются в более толерантном отношении к иной культуре и прежде всего к культуре тех, кто проживает рядом

А с другой стороны, присуще чувство раздвоенности: малая родина здесь, а историческая родина хоть и близко, но за границей.

Мировоззренческих различий между русскими России и Казахстана нет

И те, и другие пытаются вписаться в новые социальные (рыночные) отношения, основанные на более демократичном и либеральном подходе к человеку. Это связано с тем, что и у тех, и у других примерно одинаковые проблемы и способы их решения, одинаковые СМИ, особенно электронные.

Четвертого жуза не случилось

Если подразумевать под мировоззрением политическую активность, то

для русских Казахстана характерна большая, чем в России, аполитичность

Можно сказать, что

попытка сформировать четвертый жуз из числа русских или «слепить» русского казаха так и осталась журналистской затеей

Новые русские казахи

Современные русские Казахстана условно делятся на три группы. К первой группе можно отнести тех, кто родился в СССР, которые с ностальгией вспоминают времена, когда русские были старшим братом.

Не потому, что жилось лучше, а потому что ощущали себя более востребованными в социальной жизни,

более ответственными за все, что происходит вокруг. Казахстан не зря называли лабораторией интернационализма. Коллективы, целые города были разноязычные. И это формировалось веками, сюда и сбегали от барщины, и ссылали, и отправляли по комсомольским путевкам, взять хотя бы целинную эпопею.

Эта группа болезненно воспринимает тенденции этнократизма в развитии Казахстана

Многие из них уже уехали, остались те, кому ехать некуда – это те, кто здесь родился и вырос. А также, кто привык к климату, природе.

Вторая группа — это те, кто родился в суверенном Казахстане, а точнее в конце ХХ века и до настоящего времени.

Они воспринимают все происходящее как данность, лишены синдрома «старшего брата»,

но слишком медленно воспринимают позицию представителя национального меньшинства. Политически менее активны, чем их родители, предпочитают заниматься бизнесом.

И третья группа. В силу отъезда русских за все эти годы в Казахстане формируется более гомогенная этносреда.

Появились те, кто пытается в нее интегрироваться.

Это молодые русские, близкие к элите районного и городского масштаба, имеющие родственные связи в казахской среде