Решение актуальных проблем исполнительного производства. Актуальные проблемы исполнительного производства Актуальные проблемы исполнительного производства в гражданском процессе

В Федеральном законе РФ «Об исполнительном производстве» нет всех норм, регулирующих действия судебных приставов-исполнителей и других участников исполнения по каждой категории исполнительных действий.

Отсутствие в ст. 3 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» упоминания о нормативных актах Министерства юстиции РФ, сдерживает его активность в дополнении Закона нормативным и инструктивным материалом. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» /Под. ред. О.В. Исаенковой. - Система ГАРАНТ, 2008.

В Федеральном законе «О судебных приставах» напротив, в качестве законодательства РФ об исполнительном производстве указываются не только нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также и принятые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами нормативно-правовые акты Президента РФ, Министерства юстиции РФ. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 2.

Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам налаживается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. П. 3 ст. 69. Наличные денежные средства, выявленные у должника, изымаются. Изъятие денежных средств из кассы не представляет сложности для судебного пристава-исполнителя, когда судебный пристав-исполнитель прибыв в организацию обнаружил в кассе наличные деньги и изъял ее по соответствующему акту.

Так как в каждом предприятии предусмотрено ведение кассовой книги, где указывается приход и расход наличных денежных средств того или иного предприятия, судебный пристав-исполнитель вправе потребовать от директора предприятия, бухгалтера и кассира кассовую книгу для проверки. Очень часто бывает так, что на предприятие ежедневно зачисляются определенные денежные суммы. Тем не менее, на момент осмотра кассовой книги и кассы денежные средства отсутствуют. Как быть в такой ситуации? Согласно бухгалтерским документам, судебный пристав-исполнитель определяет, что денежные средства подлежащие аресту в первую очередь ежедневно зачисляются в кассу предприятия. Отсутствие денежных средств объясняется тем, что бухгалтерские работники заполняют кассовую книгу в конце рабочего дня, а не тогда когда поступают денежные средства в кассу предприятия. В такой ситуации проследить и обнаружить денежные средства практически невозможно.

Практическая деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению решений судебных и иных органов сталкивается со многими трудностями и проблемами. Например, наложен арест на имущество должника - банка либо иной организации, которая прекратила свое существование в форме реорганизации, или умер гражданин, который был стороной в исполнительном производстве. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» в таком случае, - т.е. при выбытии одной из сторон - судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением осуществить замену этой стороны ее правопреемником. Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. Ст. 52. Так как законодательство об исполнительном производстве подробно не предусматривает данную процедуру, необходима разработка временной инструкции о порядке замены стороны в исполнительном производстве правопреемником. В такой инструкции в соответствии с требованиями законодательства решались бы вопросы оснований правопреемства, его оформления, прав правопреемника. Золотухин О.В. Коллизии и недостатки в исполнительном производстве // Законодательство. - № 4. - апрель 2000. - С. 43.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвующему в исполнительном производстве. Правопреемство может происходить в течение всего исполнительного производства: с момента возбуждения и до окончания по основаниям, указанным в ФЗ РФ «Об исполнительном производстве».

В качестве оснований правопреемства в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты: смерть гражданина, бывшего стороной; реорганизация юридического лица, а также в Гражданском Кодексе РФ предусмотрены и другие основания правопреемства, такие как: уступка требования и перевод долга. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Часть первая. (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 30.12.2012 № 302-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32. Глава 24.

Правопреемство происходит не по всем исполнительным документам, а только по тем, по которым оно возможно в материальном праве.

Следует различать порядок правопреемства в зависимости от того, на основании каких исполнительных документов и по каким юридическим фактам он возникает.

На период до вступления в исполнительное производство правопреемника оно подлежит обязательному приостановлению на основании определения соответствующего суда. Что касается процессуально - правовых последствий, при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), то поскольку в ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» не содержится оснований для приостановления производства по делу в подобных случаях, то по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями, внесенными ФЗ РФ от 21.11.2011 № 327-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, № 41. Ст. 19., для того, чтобы правопреемник ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.

Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. Исходя из вышеизложенного, судебный пристав-исполнитель, вынося постановление о производстве какой-либо исполнительной процедуры, затем, при необходимости, своим же постановлением может его отменить.

В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ. Еще одна существенная проблема, возникающая при непосредственном исполнении судебных, а так же других решений возникает вследствие применения ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», положения которой предписывают судебному приставу-исполнителю, при совершении исполнительных процедур, все свои решения, которые непосредственно затрагивают как интересы сторон, так и интересы других лиц, притворять в форму постановлений. В случаях, когда оговоренная отмена осуществляется в виде постановления об отмене предыдущего постановления (акта), действия судебного пристава-исполнителя и, как результат, его постановление некоторыми судами признаются несоответствующими действующему законодательству. В этой связи, считаем целесообразным внесение соответствующих дополнений в указанную статью.

Так же представляется необходимым конкретизировать и уточнить положение нормы ст. 121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», которая определяет право сторон обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя. Думается, что процедура рассмотрения судами указанных жалоб должна найти свое отражение в нормах ГПК РФ и АПК РФ. Тем не менее, законодателю, для единообразного разрешения данного вопроса необходимо указать порядок, при котором рассматриваются и разрешаются такие жалобы, а так же форму участия в рассмотрении жалобы юридического лица. Законодателю также следует отметить, что принятый по жалобе судебный акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ.

Принятие ФЗ "Об исполнительном производстве" устранило множественные недостатки и конфликты в правовом регулировании исполнительного производства, не изменив при этом основных начал, на которых строилось предшествующее законодательство.

Преимуществом нового Федерального закона над предыдущими нормами является более подробная регламентация действий всех участников исполнительного производства, а также уменьшение количества отсылочных норм, существовавших ранее.

Вместе с тем, законодательство об исполнительном производстве, в частности ФЗ "Об исполнительном производстве", имеет и недостатки. Так, данный Закон не затрагивает вопрос о возможности регулирования отношений в области исполнительного производства правовыми актами органов власти субъектов РФ Уваров П.В. Некоторые проблемы реализации законодательства об исполнительном производстве. // Вестник ТГУ. - 2011. - № 1 (45). - С. 91. . Представляется, что субъектам РФ можно предоставить право регламентации отношений в данной области.

В законодательстве отсутствуют в качестве мер ответственности специфические процессуальные санкции, которые следует закрепить в законодательном порядке по отношению к взыскателю, ведь в процессуальном законодательстве продекламированы обязанности сторон и равенство прав. В отношении должника разработана система санкций. Возможные препятствия со стороны взыскателя действиям судебного пристава-исполнителя остаются неурегулированными Межинская Н.О. Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве. // Вестник Ессентуки. - 2014. - № 8. - С. 73. .

Исполнительное производство является разнообразием юридического процесса, и в связи с этим в нём следовало бы отразить процессуальные особенности, такие как этапы (или стадии) исполнения исполнительного производства.

Несмотря на предложения ряда юристов выделить в Исполнительном кодексе (который так и не был разработан) или ФЗ "Об исполнительном производстве" отдельный раздел под названием "Стадии исполнительного производства", эта идея не была реализована Межинская Н.О. Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве. // Вестник Ессентуки. - 2014. - № 8. - С. 74. . Выделение в законодательстве указанного раздела позволило бы создать чёткую структуру новой отрасли права и особенной разновидности юридического процесса - исполнительного производства или исполнительно-процессуального права (как это реализовано, например, в УИК РФ).

Также одной из основных проблем законодательства об исполнительном производстве является проблема сроков совершения исполнительных действий. В практике и юридической науке вопрос об установления оптимальных сроков для совершения юридически значимых действий относится к числу трудных и, в то же время, особо значимых. Эффективность любой юридической деятельности повышают правомерные сроки, позволяя обеспечить своевременность совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих правовых актов.

Законодатель постарался предвидеть возможные ситуации, когда исполнительный документ своевременно не может быть исполнен. В ч.8 ст.36 ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства Федеральный закон от 02. 10.2007 N 229-ФЗ (в послед. ред.) «Об исполнительном производстве» // КонсультантПлюс. - URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n= 194982 (дата обращения: 05. 04. 16). . Данное положение требует конкретизации.

В большинстве случаев на практике указанного законодательством времени недостаточно для исполнения исполнительного документа Межинская Н.О. Основные проблемы и пути их решения в области законодательства об исполнительном производстве. // Вестник Ессентуки. - 2014. - № 8. - С. 76. . Речь идёт об исполнительных производствах, отличающихся особой сложностью, например, взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, взыскание крупных сумм, взыскание недоимок по налогам и сборам, либо исполнение требований неимущественного характера, и т.д. По остальным категориям исполнительных производств, с учётом нагрузки на судебного пристава-исполнителя и сложной процедуры исполнительного производства исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в двухмесячный срок сложно и не всегда получается. Представления прокуратуры об устранении нарушений сроков исполнительного производства могут на практике привести к тому, что судебные приставы-исполнители в некоторых случаях, когда содержательная работа будет заведомо выходить за рамки установленного срока, ограничатся выполнением формальных действий. Взыскатель в большей степени заинтересован в том, чтобы судебный пристав-исполнитель использовал все предусмотренные законом возможности для исполнения соответствующих требований, чем в том, чтобы он уложился в двухмесячный срок.

Исходя из этого, представляется целесообразным предоставить главному судебному приставу субъекта РФ право на продление срока совершения исполнительных действий.

Для улучшения правового регулирования отношений в области принудительного исполнения необходимо проводить усовершенствование всей системы законодательства в сфере исполнительного производства с целью устранения имеющихся в нём конфликтов и выявления недостатков.

исполнительное производство законодательство российский

Как было установлено, основной проблемой исполнения судебных актов судов общей юрисдикции является проблема обеспечения эффективности их исполнения, которая характеризуется тенденцией увеличения числа производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов. Решением данной проблемы является исполнение должником обязанности по исполнительным документам, что может быть выполнено в добровольном или принудительном порядке.

Одним из самых эффективных решений проблем исполнительного производства является создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей.

В рамках исполнения актов судов общей юрисдикции для создания таких условий могут применяться:

Меры, направленные на совершенствование системы информирования граждан об имеющейся у них задолженности;

Меры, направленные на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности;

Меры, позволяющие сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующие повышению правовой грамотности населения.

Одним из факторов, влияющих на эффективность исполнительного производства, является информирование граждан об имеющейся у них задолженности.

Постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии исполнительного документа направляется должнику по адресу, который указан в исполнительном документе. После того, как должник получает это постановление, у него есть срок для добровольного исполнения, когда судебный пристав не применяет к нему принудительных мер, а дожидается добровольного погашения суммы долга или добровольного исполнения обязанностей, возложенных на должника судом. После истечения этого срока у судебного пристава-исполнителя появляются основания для принудительного исполнения судебного решения и применения мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

В настоящее время для удобства граждан Федеральная служба судебных приставов внедряет новые способы информирования об имеющейся у них задолженности и ее оплаты. К таким способам относится информационный сервис официального интернет-сайта www.fssprus.ru "Информирование о задолженности в рамках исполнительного производства и способах её погашения", внедрение SMS-информирования.

Для осуществления мер, направленных на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности Федеральной службой судебных приставов организуется взаимодействие с Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России", коммерческими банками РФ и финансовыми органами, совместно с которыми прорабатываются вопросы оплаты задолженности с использованием сетей общего пользования и различных электронных платежных систем, в том числе с использованием портативных кассовых терминалов. Перечисленные меры создают дополнительные возможности для добровольной оплаты задолженности в рамках исполнительных производств и, соответственно, снижают количество поступающих в службу судебных приставов исполнительных документов.

Подобная практика уже имеется в деятельности ФССП России. Так Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заключило договор с Федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России", согласно которому в отделениях почтовой связи организуется прием платежей по исполнительным документам.

Также к мерам, направленным на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности, относится внедрение систем электронной оплаты, что уже применяется во многих субъектах Российской Федерации.

Внедрение систем электронной оплаты способствует снижению коррупционной составляющей, так как денежные средства поступают прямо на депозитные счета структурных подразделений ФССП России, снижению нагрузки на судебных приставов при приёме платежей от физических лиц, предоставлению физическому лицу возможности контролировать задолженность. Также предоставляет гражданам возможность оплаты задолженности в любое удобное время в местах шаговой доступности, что позволяет значительно сэкономить время для осуществления платежа. Внедрение электронной оплаты минимизирует возможности возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается бумажный документооборот и ручное заполнение документов, сокращает сроки, связанные с обработкой информации о платежах должников.

В настоящее время Федеральной службой судебных приставов проводятся работы по централизованному внедрению систем электронной оплаты и систем оповещения должников.

К мерам, позволяющим сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующим повышению правовой грамотности населения, относится проведение в Управлениях Федерально службы судебных приставов "Дня открытых дверей". Во время этого мероприятий должники могут оплатить образовавшуюся задолженность, получить консультации в рамках действующих законов №118-ФЗ "О судебных приставах", №229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Практика показала эффективность подобной формы работы. В "День открытых дверей", проводимый в УФССП России по Костромской области 3 мая 2012 года, фактическим исполнением окончено 848 исполнительных, взыскано 3 млн. 212 тыс. руб.

Также к данным мерам относится проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.

К примеру, одним из приоритетных направлений своей работы Управление Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области считает совершенствование и укрепление взаимодействия со средствами массовой информации, объективное информирование населения о деятельности Федеральной службы судебных приставов, формирование положительного имиджа Федеральной службы судебных приставов в обществе.

За 11 месяцев 2012 года в СМИ и в Интернет-изданиях размещено более 800 материалов, касающихся деятельности Управления.

В отношении задолженности по алиментам к мерам по созданию условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей можно также отнести:

Меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов;

Меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей;

Помощь безработным алиментщикам в трудоустройстве.

Взыскание алиментных обязательств является приоритетным направлением работы судебных приставов.

В качестве мер, способствующих формированию общественной нетерпимости к неплательщикам алиментов, выступает применение социальной рекламы в СМИ, а также в различных общественных местах: на мониторах, размещенных в салонах пассажирского городского транспорта, на светодиодных экранах, на уличных рекламных баннерах и плакатах, информационных щитах. Социальная реклама также способствует осуществлению принудительных мер воздействия на неплательщиков алиментов, установлению их фактического местонахождения.

Меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей, осуществляются через взаимодействие с различными религиозными конфессиями.

В рамках реализации положений Протокола "О намерениях в области взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Русской православной церкви" от 23.06.2009 в большинстве регионов РФ осуществляется активное взаимодействие судебных приставов-исполнителей с представителями Русской православной церкви.

Основной формой сотрудничества является привлечение священнослужителей к проведению разъяснительной работы в виде встреч, бесед с должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов различных категорий взыскания. Встречи проводятся в церквях или приходах епархии Русской православной церкви, а также в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России.

Аналогичная работа проводится с должниками - представителями другой крупнейшей конфессии - мусульманства, особенно в местах компактного проживания российских мусульман.

Результатом взаимодействия с представителями религиозных конфессий являются факты, когда должниками без применения к ним мер принудительного исполнения со стороны судебного пристава-исполнителя в добровольном порядке исполняются возложенные на них обязательства.

Трудоустройство должников способствует выполнению ими алиментных обязательств. Несмотря на недостаток рабочих мест, активная позиция ряда территориальных органов ФССП России в вопросах трудоустройства должников способствует достижению поставленных целей. К примеру, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области налажено взаимодействие с службой занятости населения Костромской области, что позволяет трудоустраивать должников по алиментным обязательствам. По состоянию на 1.04.2012 года судебными приставами-исполнителями в органы службы занятости населения направлены 645 должников по алиментам для трудоустройства, обратилось (встали на учет) в органы службы занятости населения 45 должников, из них трудоустроены 11.

В том случае, если должник не исполняет требования исполнительных документов в добровольном порядке, то в отношении него судебный пристав-исполнитель может применять исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на принуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Одной из важнейших гарантий для обеспечения фактического исполнения требований исполнительных документов служит эффективная организация процесса розыска должников и их имущества. Это направление деятельности ФССП России является сегодня одним из перспективных, особенно в условиях складывающейся социально-экономической ситуации, повышения правовой грамотности населения и попыток должников скрыть принадлежащее им имущество, для исключения возможности обращения на него взыскания.

Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.

В целях реализации данной нормы в Костромской области сотрудники УФССП России размещают в СМИ, сети "Интернет" фотографии должников, объявленных в розыск.

Необходимо совершенствовать законодательство в части, касающейся привлечения частных детективных агентств и адвокатских объединений в исполнительное производство, например, в целях осуществления частными детективными агентствами розыска имущества должников. Следует также обеспечить доступ этих лиц к соответствующим информационным ресурсам.

В структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заведено 151 дело по розыску должников по алиментным обязательствам, 43 прекращено с розыском. Во всех случаях разысканные лица были опрошены по факту невыполнения решения суда и предупреждены об уголовной ответственности по ст.157 УК РФ. В 8 случаях было установлено место работы, куда были направлены документы для удержания задолженности из заработной платы.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 № 229-ФЗ устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Меры принудительного исполнения могут применяться при совокупности следующих условий:

Исполнительный документ, по которому совершаются эти исполнительные действия, должен быть выдан на основании судебного акта или являться судебным актом;

Судебным приставом-исполнителем назначен срок для добровольного исполнения требований или срок для исполнения неимущественных требований в случаях, установленных гл.13 Закона об исполнительном производстве, но должник не исполнил требование в установленный срок;

У должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения требований исполнительного документа (отсутствие денежных средств не относится к уважительным причинам).

В целях взыскания алиментов судебными приставами-исполнителями применяется комплексный подход, сочетающий как меры принудительного характера, так и меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей.

Закон дает право взыскивать алименты в принудительном порядке. В зависимости от того, сколько детей остается на попечении одного из родителей, алименты взыскиваются в размере 1/4 заработной платы или иного дохода на содержание одного ребенка, в размере 1/3 - на двоих детей, в размере 1/2 - на трех и более детей. Принудительное исполнение вступивших в силу судебных решений по взысканию алиментных платежей возложено на службу судебных приставов.

Одним из основных способов исполнения решения суда о взыскании алиментных платежей, является установление места работы должника и направление копии исполнительного документа для удержаний алиментных платежей из его заработной платы, который также учитывает специфику и периодический характер выплат.

Территориальными органами ФССП России ведется работа по проведению сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментных платежей с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судебные приставы-исполнители проводят целенаправленную работу по осуществлению контроля за правильностью удержания алиментов из заработной платы должников и своевременностью их перечисления.

Для этого ФССП РФ организует ведение реестров организаций-работодателей, производящих удержания алиментов из заработной платы (доходов) должника, а также проведение проверок бухгалтерий организаций-работодателей, в соответствии с утвержденными графиками.

В отделе организации исполнительного производства УФССП России по Костромской области разработана памятка для бухгалтеров по удержанию денежных средств из заработной платы и иных доходов должника. Памятки направляются судебными приставами-исполнителями с копией исполнительного документа по месту работы должника, а также вручаются бухгалтерам организаций в ходе проверок и при обращении бухгалтеров к судебному приставу-исполнителю по вопросам взыскания или удержания денежных средств. Судебными приставами - исполнителями ежемесячно, в соответствии с составленным реестром организаций (предприятий), производящих удержание из заработной платы (доходов) должника, проводятся проверки бухгалтерий на предмет правильности начисления и своевременности перечисления денежных средств, а также своевременности возвращения исполнительных документов в структурные подразделения УФССП России по Костромской области в связи с увольнением должника. За шесть месяцев 2012 года судебными приставами - исполнителями проведено 532 проверок, по результатам которых 26 должностных лиц привлечены к административной ответственности.

Серьезным мотивационным фактором и достаточно эффективным механизмом принуждения, особенно в отношении платежеспособных должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, является ограничение должников в выезде из Российской Федерации.

В Костромской области за первый квартал судебными приставами-исполнителями вынесено 182 постановления о временном ограничении выезда за пределы РФ (за аналогичный период 2011 года было вынесено 55 постановлений).

Также ограничение выезда за пределы РФ применяется при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги и кредитной задолженности. В Костромской области за первое полугодие 2012 года по исполнительным производствам о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам судебными приставами-исполнителями Управления вынесено 14 постановлений о временном ограничении права выезда за пределы РФ, по кредитной задолженности - 93 постановления об ограничении права выезда должников за пределы РФ по исполнительным производствам с общей суммой взыскания 444055 тыс. руб.

В целях исключения фактов незаконного ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения при организации работы по временному ограничению выезда должников из Российской Федерации необходимо обеспечивать надлежащее уведомление должников о возбуждении в отношении них исполнительных производств, а также о применении данной меры.

Копии постановления об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо направлять должникам, как по месту их регистрации, так и по месту фактического проживания, а также по адресу, указанному в исполнительном документе.

При отсутствии сведений о местонахождении должника (данных о его постоянной (временной) регистрации) либо его имущества, постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации следует выносить только в рамках заведенного розыскного дела в отношении должника либо его имущества.

Эффективной мерой воздействия является ограничение специальных прав должника, установленное соответствующим разрешением (решением) или лицензией. Это могут быть приостановление действия (отзыв) водительских прав, приостановление действия профессиональных лицензий, отказ в получении специальных разрешений на охоту, рыбалку, занятие различными видами водного спорта и др.

Ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения, в том числе в США, Канаде, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии и других странах.

Например, депутатами Госдумы РФ и членами Совета Федерации 15 ноября 2012 года был внесен на рассмотрение нижней палаты законопроект, согласно которому предлагается временно лишать водительских прав в случае неуплаты алиментов и задолженности в сумме более 5 тысяч рублей.

Эту меру нельзя будет применять, если такое ограничение лишит должника его основного источника доходов, если он (должник) является инвалидом или на его иждивении находится инвалид первой или второй группы, либо если сумма задолженности по алиментам не превышает 5 тысяч рублей.

В Уголовном кодексе Российской Федерации за злостную неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей (ч.1 ст.157 УК РФ) предусматривается наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок (применяется с 1 января 2013 года), либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Также в качестве мер принудительного исполнения ФССП РФ может применять санкции штрафного характера, а именно исполнительный сбор. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Этот сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.

С начала 2012 года судебными приставами Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области сумма исполнительского сбора, взысканная и перечисленная в бюджет Российской Федерации, составила 14 339 тыс. руб.

Наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества также является эффективной мерой принудительного взыскания алиментов или других задолженностей.

За 8 месяцев 2012 года судебными приставами-исполнителями УФССП России по Костромской области направлено на реализацию арестованное имущество на сумму 514 872 тыс. руб. От продажи имущества должников получено 35 510 тыс. руб. На территории Костромской области реализацию арестованного имущества осуществляют 2 организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества на осуществление продажи данного вида имущества. Основную массу проданного имущества составляет недвижимость, автотранспорт, сотовые телефоны.

Эффективное взыскание задолженности по налогам с физических лиц возможно, если ФССП РФ будут применяться меры, направленные на организацию взаимодействия с ФНС РФ и ГИБДД. К таким мерам относятся совместные рейды с ГИБДД и инспекторами налоговой службы, в ходе которых выявляют среди автолюбителей должников - прежде всего по штрафам ГИБДД и транспортному налогу.

Еженедельно в отделе судебных приставов № 1 г. Костромы совместно с сотрудниками ФНС № 7 на территории Костромского района проводятся рейдовые мероприятия по взысканию транспортного налога. В результате проведения целевых рейдовых мероприятий за восемь месяцев 2012 года по территории Костромского муниципального района взыскана сумма транспортного налога 1429 тыс. руб., произведен арест имущества должников на сумму более 430 тыс. руб. Данная работа проводится на постоянной основе.

Таким образом, основной проблемой исполнения судебных актов судов общей юрисдикции является проблема обеспечения эффективности их исполнения. Создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей предполагает применение мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан об имеющейся у них задолженности; мер, направленных на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности; мер, позволяющих сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующих повышению правовой грамотности населения. В отношении задолженности по алиментам применяются меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов; меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей; помощь безработным алиментщикам в трудоустройстве.

Одним из наиболее эффективных исполнительных действий, позволяющих решить многие проблемы исполнительного производства, является розыск должника и его имущества.

В качестве мер принудительного исполнения применяются ограничение должников в выезде из Российской Федерации, ограничение специальных прав должника, санкции штрафного характера, наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц и другие меры.

Одной из наиболее главной проблемой, связанных с исполнительным производством, считается несогласованность работающего реального законодательства Российской Федерации и Федерального закона "Об исполнительном производстве". Несмотря на то, что в заключительной части Федерального закона "Об исполнительном производстве" (статья девяноста пять) имеются поручение Правительству Российской Федерации внести предложения о внесении определенных изменений и дополнений в нормативно- правовые акты Российской Федерации, до теперешнего периода времени данное осуществлено не в не том объеме которое должно быть. Это обстоятельство послужило появлению многих коллизий меж нормами права в границах исполнительного производства, что плохо влияет на процесс и итог выполнения определенных судебных актов иных государственных органов .

Примером может быть противоречие меж статьей восемьдесят семь Федерального закона "Об исполнительном производстве", которая определяет ответственность за неисполнение правовых требований судебного пристава-исполнителя, и статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", сообразно которой кредитная организация, Банк Российской Федерации гарантируют тайну об операциях, о счетах собственных вкладах своих клиентов и корреспондентов. В связи с данным судебному приставу-исполнителю представляется трудным обратить взыскание на финансовые средства должника - физического лица, который находиться в кредитном учреждении, так как последние отказываются дать данные о нахождении вкладов того либо другого субъекта в этом кредитном учреждении .

На мой взгляд, доводы должностных субъектов кредитных учреждений о том, что они, в случае принудительного списания в рамках исполнительного производства финансовых средств со счета (вклада) клиента, будут нести ответственность перед клиентом и Центральным Банком Российской Федерации вплоть до отзыва лицензии, несостоятельны, так как ответственность будет лежать на судебном приставе-исполнителе в случае признания его деяний по списанию финансовых средств не правовыми.

Кроме того, статья двадцать шесть Федерального закона "О банках и банковской деятельности" усматривает исключение из правил охраны банковской тайны - "кроме случаев, усмотренных законом". На мой взгляд Федеральный закона "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" как раз и усматривают данные моменты.

Множество вопросов появляются и в процессе использование Федерального закона "Об исполнительном производстве" как главного источника правовых норм, которые обозначает принудительное выполнение решений суда и актов других государственных органов. В множестве случаев Федерального закона "Об исполнительном производстве" вступает в явное противоречие с другой законодательной базой .По моему собственному мнению, ст.90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" представляет собой угрозу нарушения прав людей и организаций, которые имеют возможность быть причинен вред не правовыми действиями пристава-исполнителя, так как сообразно вышеотмеченной статье право обжаловать действия судебного пристава-исполнителя дано только сторонам исполнительного производства, в то время как статья девяноста два Федерального закона "Об исполнительном производстве" не выходит за границы освобождения собственности от ареста. На практике чаще всего появляются моменты, когда действия судебного пристава-исполнителя может быть причинен вред третьим лицам, так как действия пристава-исполнителя в процессе исполнительного производства напрямую имеют возможность затрагивать их интересы.

Опасность нарушения прав третьих лиц имеет возможность появиться, конкретно, при работе судебного пристава-исполнителя с дебиторами предприятия-должника (истребование первичных бумаг, которые подтверждают образование дебиторской задолженности, уведомление о надобности осуществить расчеты на депозит подразделения службы судебных приставов), при вторжении в помещение, в котором присутствует собственность должника, в тот период как собственником считается третье лицо и так далее. В случае появление данной угрозы законным интересам третьего лица оказывается процессуально лишенным права на судебную защиту, усмотренную статьей сорок шестой Конституции Российской Федерации и статьей одиннадцатой Гражданского кодекса Российской Федерации, так как, к примеру, сообразно статье одна тысяча шестьсот девять Гражданский кодекс Российской Федерации возмещению подлежит только ущерб, .

Причиненный не правовыми действиями должностного лица, а признать действия судебного пристава-исполнителя не правовыми не представится возможным по вышеотмеченным основаниям. В связи с данным считаем нужным увеличить субъектный состав статья 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", дать право обжалования действий пристава-исполнителя любым лицам, чьи охраняемые интересы были затронуты в процессе исполнительного производства .Наверняка множество судебных приставов-исполнителей отмечали оторванность Федерального закона "Об исполнительном производстве" от настоящей жизни. Ни для кого не секрет, что на исполнение в подразделения судебных приставов поступает большое число исполнительных бумаг о взыскании маленьких сумм госпошлины и штрафов, которые накладываются разными государственными органами. Закон не определяет зависимости порядка исполнения от суммы взыскания, в итоге чего, исходя из смысла закона, судебный пристав-исполнитель обязан осуществлять все запросы и осуществлять любые действия, связанные с арестом собственности, по суммам, не более 2 минимальных размера оплаты труда. В данном случается, что цена исполнительного производства (одного лишь набора бланков) является больше, чем сумма, которая должна быть взыскано.

Представляется нужным ввести в нормативно- правовые акты право судебного пристава-исполнителя на "списание финансовых средств со счета должника в кредитном учреждении" и право на "наложение запрета на отчуждение собственности". Это важно и при неимении финансовых средств на счетах должников юридических субъектов, когда появляется надобность блокировать счет организации-должника постановлением о наложении ареста на финансовые средства, которые поступят в будущем. Так как судебный пристав-исполнитель не вправе накладывать арест на будущие финансовые средства, нужно законодательно обозначить его право, определенным постановлением обязывать кредитное учреждение списывать финансовые средства, которые поступают на счет должника до полного погашения конкретной суммы .Из анализа содержания части пятой статьи пятьдесят седьмой и статьи девять Федерального закона "Об исполнительном производстве" говориться, что период передачи собственности на реализацию равен пяти дням, а период обжалования деяний судебного пристава-исполнителя имеет десять дней .

Гипотетически вероятна ситуация, когда собственность будет продано на шестой день после ареста, а через семь дней после осуществления ареста будет подана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя. В случае если его действия будут признаны не правовыми, бремя возмещения вреда ляжет на бюджет, в тот период как этого возможно было бы избежать, определив период передачи на реализацию не раньше десять дней со дня наложения ареста. Конечно, это напрямую пересекается с проблемой двухмесячного срока осуществления исполнительных действий, усмотренного статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Во многих случаев при использовании Федерального закона "Об исполнительном производстве" узнается его оторванность от жизненных реалий. Так, статья семьдесят восемь усматривает пропорциональное определение сумм, которые поступают от продажи арестованной собственности среди всех взыскателей одной очереди. Но зачастую встречаются случаи, когда взыскателями одной очереди в сводном исполнительном производстве считаются большое число физических и юридических субъектов. При продажи огромного числа собственности или аресте небольшой финансовой суммы финансовые средства могут поступать маленькими суммами, и судебному приставу-исполнителю сообразно закону нужно выдавать каждому из взыскателей ужасно мизерную сумму. Я считаю, что логичнее было бы усмотреть в этой статье пропорциональную выдачу финансовых средств в границах одного года либо другого времени поступления исполнительных бумаг .

По моему мнению, нужно отметить в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" право старших судебных приставов подразделений службы судебных приставов отменять постановления судебных приставов, вынесенные ими по вопросам исполнительного производства. Данное разрешит избежать огромного числа случаев обжалования действий судебных приставов-исполнителей в порядке статьи 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", увеличить контроль за ходом исполнительного производства со стороны старшего судебного пристава. Представляется возможным отметить и право судебного пристава-исполнителя обжаловать постановление старшего судебного пристава об отмене постановления судебного пристава-исполнителя к главному судебному приставу субъекта.

Присутствуют сомнение и целесообразность факультативности приостановления исполнительного производства при обжаловании действий пристава-исполнителя. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды во многих случаях не приостанавливают исполнение, а заявители жалобы данного не просят по причине недостаточного представления о последствиях исполнения. Судебный пристав-исполнитель, в собственную очередь, берет на себя огромную ответственность, выполняя исполнительный документ после подачи жалобы на собственные действия по этому исполнительному производству. В данном аспекте необходимо не забывать и о периодах рассмотрения дел в судах .

Необходимо еще обозначить, что зачастую суды не вовремя рассматривают заявления судебных приставов-исполнителей либо сторон по исполнительному производству о приостановлении исполнения, бывают случаи, когда данные заявления назначаются к рассмотрению спустя месяц после поступления в суд, исполнительное производство в данный период находится без движения или опять-таки выполняется на страх и риск пристава-исполнителя.

Необходимо обозначить законодательно подведомственность гражданских дел, связанных со сводным исполнительным производством, так как использование во многих случаев по аналогии статья двадцать восемь гражданского процессуального кодекса противоречит статьей двадцать четыре Федерального закона "Об исполнительном производстве", сообразно которой вопросы приостановления исполнения решения арбитражного суда принимаются только арбитражным судом, что приводит к надобности дважды обращаться в суды с заявлением о приостановлении по одной и той же причине. На мой взгляд, нужно отнести рассмотрение вопросов, которые относятся к приостановлению сводного исполнительного производства, рассмотрением жалоб на деяние судебного пристава-исполнителя по исполнению сводного исполнительного производства, к компетенции суда общей юрисдикции по месту пребывания судебного пристава-исполнителя.

Нужно еще регламентировать наложение штрафных санкций на кредитное учреждение, которые отмечены в статье восемьдесят шесть Федерального закона "Об исполнительном производстве", так как Арбитражным процессуальным кодексом тоже не установлен этот вопрос, что делает норму Федерального закона "Об исполнительном производстве" недействующей. .

Исполнение судебных решений представляет собой важнейший участок правовой практики, который отражает эффективность всего механизма правового регулирования.
За четыре года своего существования служба судебных приставов добилась некоторых позитивных результатов. Заметно повысилась эффективность работы по исполнению судебных решений. Службой ежегодно осваиваются громадные объемы работ.
Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.
Подразделения судебных приставов сегодня - необходимый атрибут государственной власти в городах и районах (наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами).
Место исполнительного производства - более верно характеризовать исполнительное производство как юридическую деятельность, происходящую вне рамок судебного процесса, судебной власти и требующую целостного правового регулирования. Исполнительное производство в доктринальном, нормотворческом и правоприменительном аспектах следует понимать как относящееся к сфере действия органов исполнительной власти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой вывод определяет в концептуальном плане правовую политику в данной сфере и взаимоотношения системы принудительного исполнения с властью судебной.
Что касается вопроса о соотношении компетенции, то исполнительное законодательство является комплексным правовым образованием, соединяющим в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что в конечном счете и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти. Прежде всего органы исполнения входят в систему федеральных органов исполнительной власти и в этом плане организация их деятельности регулируется Российской Федерацией (подл, «г» ст. 71 Конституции РФ). Нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, порядке выдачи исполнительных листов судами, повороте исполнения - это часть процессуального законодательства. Нормы о порядке проведения торгов - часть гражданского законодательства и соответственно относятся к федеральному законодательству.
Ряд норм об организации процесса исполнения носит административно-процессуальный характер и в этом смысле их можно отнести к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов. Например, будет правомерным установление законом субъекта РФ административной ответственности за неисполнение решения конституционного (уставного) суда данного субъекта. Однако преимущественно и в основном исполнительное законодательство относится к сфере ведения Российской Федерации, что вполне оправданно как практически, так и теоретически. Ведь акт органа гражданской юрисдикции может быть исполнен в любой точке территории России, в связи с чем необходим единый стандарт деятельности органов исполнения и исполнительных процедур. Такое толкование исполнительного законодательства очень важно для судебной практики, поскольку исключит возникновение споров о компетенции между РФ и ее субъектами.
Особо следует сказать и об источниках исполнительного законодательства. Еще недавно исполнительное законодательство представляло собой хаотичное нагромождение норм различного уровня, по времени своего принятия принадлежащих по сути дела к различным правовым эпохам. Это затрудняло процесс исполнения и делало его достаточно сложным по причинам не только организационно-экономического, но и чисто правового характера. Теперь основными источниками норм исполнительного законодательства являются комментируемые Федеральные законы. В ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывается, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из указанного и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. При этом следует учитывать, что Федеральный закон «О судебных приставах» относится к актам исполнительного законодательства только в части регулирования организации и деятельности судебных приставов-исполнителей, поскольку в остальной части он содержит регламент деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также нормы общерегулятивного характера о службе судебных приставов.
Однако, к сожалению, названные законы не решили ряд важных вопросов исполнительного законодательства, например о возможности выдачи нескольких исполнительных листов по одному решению, о повороте исполнения решения, о порядке рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя. При их решении по-прежнему должны применяться соответствующие нормы ГПК и АПК, поскольку иного правового регламента не имеется. Кроме того, к числу источников исполнительного законодательства относятся ГК (в части обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов), Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.) и Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (в части исполнения решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей).
Правительство РФ может принимать акты исполнительного законодательства только на основании и во исполнение Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии с этим законом оно утвердило Порядок наложения ареста на ценные бумаги должника (п. 8 ст. 51); Порядок и условия хранения арестованного и изъятого имущества (и. 3 ст. 53); Положение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства (п. 1 ст. 82).
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти и других органов, например Банка России, не отнесены к числу источников исполнительного производства, хотя, в частности, вопросы списания средств со счетов юридических лиц регулируются Центральным банком РФ, и т.д. В качестве источников исполнительного законодательства закон не называет акты субъектов РФ, хотя это ограничение вряд ли целесообразно в связи со значительными пробелами федерального правового регулирования соответствующих отношений.
Такое сужение круга источников исполнительного законодательства крайне негативно, поскольку закон, хотя и является по характеру процедурным, тем не менее не содержит развернутых процедур исполнения отдельных видов исполнительных документов, а потому субъекты РФ будут вынуждены осуществлять правотворчество в этой сфере с тем, чтобы заполнить пробелы законодательства. Такая ситуация создает серьезные проблемы для судебной практики. Поскольку споры в сфере принудительного исполнения подведомственны как судам общей юрисдикции, так и арбитражным судам, уже в ближайшем будущем, на наш взгляд, потребуется принятие совместного постановления Пленумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения исполнительного законодательства. В противном случае может возникнуть разнобой в судебной практике его применения, что не будет обеспечивать равенства граждан перед законом. Прежде всего предстоит кардинально решить проблему доведения численного состава службы до полагающихся нормативов труда.
Второй по значимости задачей на ближайшую перспективу считаю усовершенствование процесса организации работ в службе судебных приставов. В этом направлении просматривается несколько направлений практической деятельности.
Не могу не отметить проблему укрепления вертикальной структуры управления службой. Ее принципиальное решение возможно только при условии пересмотра места и роли Департамента судебных приставов в системе руководства службой судебных приставов. Очевидна необходимость интеграции Департамента в схему управления службами судебных приставов территориальных органов Минюста России. Для этого необходимо: повысить его статус как головного структурного подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, а также придать ему реальные возможности для оперативного комплексного разрешения возникающих проблем. Осуществление указанных мероприятий позволит получить необходимые ресурсные, организационно-правовые и кадровые возможности для кардинального совершенствования системы принудительного исполнения судебных актов и обеспечения установленного порядка деятельности судов. Предстоит серьезно подумать и о повышении образовательного уровня судебных приставов-исполнителей.
Деятельность судебных приставов-исполнителей при нагрузке от 200 до 500 производств связана с вынесением множества процессуальных документов и направлением большого количества запросов. Поэтому весьма актуально введение должностей помощников судебных приставов-исполнителей.
Повышение коэффициента полезного действия судебных приставов-исполнителей предполагает совершенствование работы по розыску должников и их имущества, которое в настоящее время сводится для судебного пристава к направлению различных запросов и получению справок.
Первоочередной задачей службы считаю также дальнейшее усиление сотрудничества с судами, а также органами федеральной исполнительной власти, постановления которых исполняют судебные приставы. С некоторыми федеральными органами в последние годы заключены соглашения о сотрудничестве, которые необходимо наполнить конкретным содержанием. Радует растущее взаимодействие с Министерством по налогам и сборам, хотя все начиналось с острой конфронтации, которую мы совместными усилиями преодолели.
Для службы судебных приставов больным остается вопрос об улучшении их материального положения. Решать его нужно как можно скорее с тем, чтобы избежать распространения коррупции в рядах судебных приставов, средний заработок которых сейчас составляет всего 2-2,5 тыс. руб. в месяц. Необходимо поднимать престиж работы судебных приставов. Итак, служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации развивается динамично, с присущими периоду становления трудностями и противоречиями,
Главное, что она безусловно востребована обществом и государством. Поэтому в преддверии 200-летия Министерства юстиции свое будущее видим только в тесном единстве с другими органами и учреждениями юстиции.