Регламент от 20 октября. Новый административный регламент: разъяснения гибдд

Приказ №664 МВД России вступил в силу 20 октября 2017 года. С этих пор действует новый регламент ГИБДД. Мы уже рассматривали основные изменения и выяснили, что кардинально новых прав, обязанностей инспекторам не дано, да и требований не возложено. Но есть всё же ряд основ, которые необходимо упомянуть в этой статье.

Итак, давайте вкратце приведём основные положения из нового Приказа и разберёмся, в каких правовых отношениях состоят обе стороны: сотрудник ДПС и водитель.

Прежде всего нужно чётко обозначить тот факт, что сам новый Приказ МВД 664 от 23.08.2017 (дата издания, а не вступления в законную силу) содержит в себе всего 3 пункта:

  1. он утверждает и узаконивает админрегламент ГИБДД,
  2. признаёт утратившим силу предыдущий приказ - №185,
  3. назначает ответственного за его исполнение.

А вот сам регламент устанавливает права и обязанности сотрудников органов России.

Что имеют право, а что обязаны сотрудники ГИБДД

По новому приказу, его пункту 6, инспектор ДПС на дороге имеет полное право:

  • требовать от водителей и пассажиров прекратить нарушать, если те начали это делать;
  • останавливать автомобили по установленным основаниям;
  • проверять документы водителя, согласно ПДД, пункту 2.1.1, а также паспорта водителей, пассажиров и пешеходов;
  • вызывать в полицию в установленном порядке граждан, если на них поступили заявления о нарушении (привет, "народный инспектор" и подобные), а вот организовывать привод нарушителей в случае неявки обычные сотрудники ГИБДД не могут - это делает участковый; порядок вызова граждан в полицию предусматривает только письменное требование, а не вызовы по телефону или смс;
  • запрашивать практически любую информацию из СМИ, организаций, учреждений и т.п., в том числе персональные данные граждан;
  • требовать покинуть места преступлений или нарушений в установленных случаях (введение специального режима);
  • составлять протоколы и выносить постановления водителям-гражданам;
  • применять меры обеспечения при нарушениях, такие как эвакуация, аннулирование регистрации (в регистрационных подразделениях) и т.п.;
  • доставлять водителей, пешеходов и пассажиров в отделения ГИБДД и МВД в случае, если те находятся в розыске, им угрожает опасность и в другим случаях, если на то есть мотивированные основания;
  • направлять и доставлять водителей в медучреждения для освидетельствования на опьянение, а также проводить освидетельствование на алкоголь на месте;
  • проводить все виды досмотров и осмотров;
  • вести видеосъёмку процессуальных действий и всех процедур;
  • использовать установленные базы данных (базу штрафов, розыскную и т.п.);
  • использовать машины граждан (а водители обязаны предоставить свои машины по его запросу, но только если у инспектора есть основания, об этом ниже).


Новый Приказ вводит и немало обязанностей. Их регулирует также административный регламент ГИБДД, Приказ 664 МВД РФ 2017 года в своём пункте 7:

  • знать Конституцию РФ, права граждан, законы, относящиеся к нему самому и всё это неукоснительно соблюдать;
  • по первому зову прибывать на место преступления или правонарушения;
  • документировать процессуальные действия, если того требует законодательство;
  • оказывать первую медпомощь пострадавшим в ДТП и других несчастных случаях;
  • обеспечивать безопасность и пресекать любые нарушения;
  • устранять условия, создающие угрозу безопасности дорожного движения, в том числе убирать, если это в их силах, препятствия с дороги;
  • участвовать в розыске нарушителей;
  • отнимать документы, если те имеют подозрения на подделку.

Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры

Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2017 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:

  • обжаловать действия сотрудников;
  • получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
  • не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
  • не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
  • пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).

Про видеосъёмку инспектором и водителем

Регламентированы и требования по обязательной видео- или аудиосъёмке инспектором своих процессуальных действий, а также осуществлением таковой водителем при остановке его сотрудником ГИБДД. К таким требованиям, и также правам и обязанностям относятся:

  • все административные процедуры ГИБДД при наличии такой возможности должны проводиться в фоне съёмки видеорегистратора с патрульной машины или переносного регистратора;
  • все полученные видеозаписи должны приобщаться к материалам дела письменно;
  • инспектор может пользоваться функцией видеозаписи вместо участия понятых при процессуальных действиях, где такое обязательно.

Водителю разрешается снимать инспектора ГИБДД. Несмотря на то, что прямого разрешения нет в новом Приказе 664, такое право водителю дают другие Федеральные законы, говорящие об открытости и публичности деятельности госорганов.

Остановка и её причины

Также расширены причины для остановки ТС сотрудниками ГИБДД. В новом Приказе их целых 14:

  1. увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
  2. ориентировки на водителя или пассажиров,
  3. ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
  4. опрос водителя или пассажиров,
  5. просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
  6. использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
  7. ограничение движения на данном участке дороги,
  8. для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
  9. для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
  10. помощь водителя или пассажиров другим людям,
  11. спецмероприятия, проводимые в данный момент,
  12. если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
  13. проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
  14. проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.

При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом - сотрудник ГИБДД по Приказу 664 может остановить ТС рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки (также рукой). При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю.

Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте.

При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение.

Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.


Обязан ли водитель выходить из машины?

Нет, не обязан в большинстве случаев, кроме исключений. Согласно действующему новому приказу, сотрудник ГИБДД может только предложить водителю выйти из машины.

А вот законное требование инспектора выйти из авто, от которого водитель не может отказаться, может быть только в случаях, когда это требуется для досмотра автомобиля, личного досмотра, задержания водителя или отстранения от управления ТС. В первых трёх случаях предварительно должен быть составлен соответствующий протокол об одном из перечисленных процессуальных действий, а в последнем - протокол отстранения.

Остановка пешехода

А вот для остановки пешехода у сотрудника ГИБДД должны быть свои причины (основания), и их гораздо меньше:

  • если сотрудник увидел, как пешеход нарушил,
  • если пешеход нужен как понятой или свидетель для опроса,
  • если инспектор регулирует движение.

Аналогично остановке автомобиля, при остановке идущего человека инспектор может это сделать рукой или через громкоговоритель.

После остановки называется причина остановки, сотрудник ГИБДД представляется.

Проверка документов

Как мы уже упоминали выше, для проверки документов водителя у инспектора ДПС по приказу №664 должны быть свои основания. Вот они:

  • ориентировки на водителя или автомобиль,
  • если водитель нарушил ПДД,
  • спецмероприятия,
  • регулирование дорожного движения (когда инспектор является регулировщиком).

Это исчерпывающий список причин проверки документов. И если названная инспектором причина не относится ни к одной из вышеперечисленных, то и остановка ТС неправомерна.

Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)

Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:

  • визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей - если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
  • информация о причастности автомобиля к ДТП,
  • ориентировки на автомобиль,
  • спецмероприятия.

Административное задержание


Как и ранее, сотрудник ГИБДД может провести задержание водителя, пассажиров или пешехода. Это право даёт ему новый Приказ 664 МВД и регламент, текст которого даёт ему следующее основание для задержания - необходимость в правильном и/или своевременном рассмотрении дела о нарушении либо исполнения наказания лицу, в отношении которого такое мероприятие проводится.

При этом водителя доставляют на пост или в дежурную часть, но только где имеется специальная комната для задержанных. При этом, лицу даётся право в течение 3 часов позвонить по телефону 1 раз.

Ему в обязательном порядке должны быть разъяснены причины задержания, а также его права и обязанности при осуществлении такового.

И самое главное - перед этим обязательно составляется протокол задержания, который должен быть вручён водителю на подпись.

Задержание должно также предваряться личным досмотром и досмотром личных вещей, но это уже непосредственно перед отправлением "арестанта" в спецкомнату.

Осмотр и досмотр автомобиля

Эти две административные процедуры очень связаны. В то же время они имеют существенно различающийся между собой корень, а также причины для их проведения.

Осмотр

Основаниями для осмотра являются:

  • проверка маркировки автомобиля или его компонентов,
  • ориентировки на машину или водителя,
  • если груз в авто не соответствует документам или есть подозрение на такое несоответствие.

Перед осмотром обязательно составляется акт осмотра и вручается на подпись водителю. Осмотр должен проводиться в присутствии водителя. При осмотре инспектор не может открывать самостоятельно двери, трогать вещи и т.п., а только попросив водителя об этом.

Досмотр

Законными причинами для проведения досмотра по приказу №664 и новому регламенту являются:

  • подозрение инспектора в том, что в автомобиле перевозятся наркотики, оружие или другие запрещённые законом вещи,
  • ориентировки на автомобиль или водителя,
  • спецмероприятия,
  • задержание водителя или пассажиров.

Досмотр должен делаться без вскрытия конструктивных компонентов машины. Что это значит? Например, сотрудник ГИБДД при досмотре не имеет права вскрывать обшивку, снимать пластиковые панели и т.п. Но он может вытащить прикуриватель, открыть бардачок и т.п. Также следует помнить, что если инспектор открывает сумки в машине, то это уже досмотр личных вещей, о чём должен быть составлен отдельный протокол.

Досмотр, как и осмотр, делается в присутствии водителя, при этом, водитель должен выйти из машины перед этим. Но, в отличие от осмотра, он может в исключительных случаях (исключительные, к сожалению, на усмотрение инспектора, но объективные) досмотр может проводиться без водителя.

При досмотре обязательна видеосъёмка процесса инспектором или привлечение двоих понятых (раньше были только понятые).


Отстранение и освидетельствование на опьянение

Пожалуй, один из самых ёмких по содержанию в приказе МВД РФ 2017 процедур - это выявление факта опьянения водителя. Существует 2 вида освидетельствования:

  1. освидетельствование на алкогольное опьянение (ОСАО), которое проводится забором пробы воздуха прибором на месте,
  2. медосвидетельствование (МОСО), когда водителя отправляют в медучреждение на освидетельствование.

ОСАО устанавливает только алкогольное опьянение, МОСО - алкогольное и наркотическое. Но перед обеими процедурами проводится отстранение водителя от управления автомобилем. Об отстранении составляется соответствующий протокол и вручается на подпись водителю. После этого водитель обязан выйти из машины.

Основаниями для проведения ОСАО являются практически любые данные, позволяющие инспектору предположить, что водитель пьян: запах алкоголя, покрасневшие глаза, если водитель не стоит на ногах, если его лицо красного цвета или поведение не соответствует окружающей обстановке.

При проведении ОСАО привлекаются также 2 понятых или ведётся видеозапись. При этом, дыхнуть в нос инспектору - это не освидетельствование. ОСАО проводится только специальным прибором, который обязательно должен распечатать результат с измеримой степенью опьянения в миллиграммах на литр выдыхаемого воздуха на бумаге. На сам такой прибор должен быть сертификат и акт поверки. И инспектор ДПС обязан рассказать водителю эту информацию, а также показать целостность клейма прибора.

ОСАО проводится либо на месте, либо на ближайшем посту, если прибора с собой у инспектора не оказалось. После проведения процедуры составляется акт освидетельствования, в который пишется результат. Водитель считается пьяным, если результат составляет более 0,16 мг/литр воздуха в выдохе.

Если ОСАО проводилось на посту, а не на месте нарушения, то после его проведения, если выяснилось, что водитель трезв и нет оснований для направления его на МОСО, сотрудник ГИБДД обязан привезти его обратно к машине.

А вот законными причинами для отправки водителя на медосвидетельствование становятся:

  • если водитель отказывается от ОСАО,
  • если водитель не согласен с результатами ОСАО,
  • если результат показал менее 0,16 мг/л или ровно эту величину, но инспектор считает, что водитель всё-таки пьян,
  • если водитель участвовал в ДТП с участием пострадавших.

При направлении на МОСО инспектор ДПС составляет ещё один протокол (независимо от протокола отстранения и акта освидетельствования) и вручает на подпись водителю. Сотрудник должен сам на патрульном автомобиле отвезти водителя в медучреждение на МОСО, а потом привезти его обратно, если результат будет отрицательный.

Приказ МВД 664 и новый регламент - основные постулаты Видео

Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664
"Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"

С изменениями и дополнениями от:

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника полиции А.В. Горового.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900, N 27, ст. 3880, N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441, N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1645, N 52, ст. 6953; 2014, N 6, ст. 558, N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1021, N 29, ст. 4374; 2016, N 26, ст. 3870, N 27, ст. 4238; 2017, N 22, ст. 3071, N 25, ст. 3591, N 31, ст. 4821.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506.

Регистрационный N 48459

Заново регламентировано исполнение МВД России госфункции по госнадзору за соблюдением требований в области безопасности дорожного движения его участниками.

Скорректирован перечень административных процедур. К ним отнесены надзор за дорожным движением; остановка т/с; остановка пешехода; проверка документов, номеров, техсостояния т/с; применение мер административного воздействия; выезд на место ДТП.

Актуализированы правила информирования об исполнении госфункции, оказания первой помощи участникам дорожного движения, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств, проверки документов иностранцев и лиц без гражданства, освидетельствования на алкогольное опьянение и др. Исключены нормы, связанные с изъятием в/у и запрещением эксплуатации т/с как мер обеспечения производства по административному делу.

Закреплено право сотрудников ГИБДД использовать для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, цифровые устройства, позволяющие снимать видео. По возможности сотрудник должен проводить административные процедуры в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных т/с и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. Разрешено использовать измерительные приборы, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.

Закреплены нормы об оформлении ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, а также возможность предъявить для проверки бумажную копию информации о заключении договора ОСАГО в электронном виде.

Участники дорожного движения предъявляют документы для проверки не только без обложек, но и без удерживающих устройств.

Приказ МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения"


Регистрационный N 48459


Настоящий приказ вступает в силу с 20 октября 2017 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Новый регламент ГИБДД от 20 октября 2017 включает в себя ряд важный изменений, о которых мы и расскажем ниже.

Может ли сотрудник ГИБДД проверять документы у пассажиров?

Согласно регламенту от 20 октября 2017 г сотрудник ГИБДД может проверять документы у пассажиров, если у него есть информация, которая позволяет ему подозревать пассажиров в каком-либо преступлении или розыске.

Например, в дорожную инспекцию кто-либо позвонил и дал информацию, что в автомобиле определенной марки едет гражданин Петров А.А. по улице Иванова в городе Гребешки, и этот гражданин находится в розыске. Эти данные передаются сотрудникам ДПС, которые останавливают этот автомобиль и проверяют у находящихся в нем людей документы.

Может ли сотрудник ГИБДД останавливать для проверки документов?

Согласно новому регламенту, вступившему в действие в октябре 2017 года, сотрудник имеет право остановить автомобиль для проверки документов (водительских прав, паспорта автомобиля, документов на груз, паспорт личности), в любом месте, не обязательно на стационарном посту. Сотрудник может находиться даже без патрульной машины, но место временного поста он определяет не самостоятельно, а по приказу руководства.

В новом регламенте это является основным нововведением. Поэтому водители должны знать, что с 20.10.2017 их будут останавливать значительно чаще, иногда даже без видимых причин. Приказ, который запрещал останавливать автомобили, если нет нарушений, вне стационарных постов, признан ошибочным. Это обусловлено географией страны и транспортными перевозками.

Может ли сотрудник ГИБДД снимать на телефон?

По новому законодательству сотрудник ГИБДД может использовать средства контроля, которые принадлежат муниципальным и государственным органам, применять другие технические средства видео-, звуко- и фотофиксации. В эту категорию входит и мобильный телефон, оснащенный функцией видеозаписи.

Теперь на дорогах могут появиться различные вспомогательные технические средства, например, автоматические камеры, которые будут фиксировать нарушения на дорогах.

Может ли сотрудник ГИБДД быть свидетелем (по административному делу, при составлении протокола)?

Сотрудник ГИБДД может быть свидетелем в административном деле. Свидетелем является гражданин, который стоял в стороне, видел нарушение, но не составлял протокол. Тот сотрудник, который составляет протокол, не может выступать свидетелем.

При ведении административного дела в качестве свидетеля может вызываться лицо, имеющее сведения о совершенном правонарушении. Никаких запретов в законодательстве нет на привлечение сотрудников ДПС свидетелями. Но нельзя включать в свидетели по административному делу инспектора, находящегося в прямом подчинении лица, которое оформляет протокол о нарушении. Это дает основания о сомнении в объективных показаниях, при этом прослеживается служебная или личная заинтересованность.

Может ли сотрудник ГИБДД оштрафовать без видеозаписи?

Без видеосъемки сотрудник ГИБДД также имеет право составить протокол и возбудить дело о нарушении, если он просто увидел нарушение. Основанием для этого является статья 28.1 КОАП, в которой сказано, что возбудить дело можно при непосредственном выявлении должностным лицом достаточной информации, которая указывает на совершение правонарушения.

Поэтому, если инспектор ГИБДД увидел, как водитель обгонял, пересекая двойную сплошную, это уже является основанием для составления документов о нарушении. При этом в качестве доказательства совершенного правонарушения должны иметься свидетели и очевидцы, а также другие доказательства.

Готовится законопроект, который позволит оформить постановление о нарушении правил на дороге и оштрафовать водителя без протокола, если нарушение записано в видеофайле.

Такие записи могут предъявить любые граждане, зафиксировавшие нарушение на видео, либо полученные от автоматических систем видеофиксации нарушений.

Может ли сотрудник ГИБДД оштрафовать за неисправный тахограф?

Сотрудник ГИБДД имеет право наложить штраф за отсутствие или неисправность тахографа, которые должны устанавливаться на автомобили весом 3,5-12 тонн, принадлежащие юридическим или физическим лицам. Наложение такого наказания возможно, если владельцы таких транспортных средств занимаются перевозкой людей, как в городе, так и в междугородних перевозках.

Не будут штрафовать только троллейбусы, военные автомобили и специальную технику. Согласно административного кодекса, если инспектор обнаружит отсутствие тахографа у физического лица, то штраф полагается в размере 1000-3000 рублей. Наказание предусмотрено также за неисправный или неправильно установленный тахограф.

Для должностных лиц, выпустивших на работу водителя без тахографа, либо с неисправным прибором, предусмотрен штраф 5-10 тыс. рублей. Если не будет соблюдаться режим отдыха или сна, то штраф будет в размере 1-3 тыс. рублей.

Для юридических лиц предусмотрен штраф за отсутствие тахографа в размере 15-30 тыс. рублей. Инспектор может наказать штрафом, если в тахографе не установлена карта, повреждена пломба на корпусе прибора, крепежные винты, соединяющие корпус, имеются следы вскрытия.

Может ли сотрудник ГИБДД останавливать для проверки веса груза?

Сотрудник может остановить машину и проверить ее вес, если не соблюдается нагрузка на оси, и он превышает допустимые значения. Это является административным наказанием и наказывается штрафом 5000 рублей.

Решение об остановке автомобиля для проверки веса инспектор принимает на основании сигнала специальной системы, которая контролирует массу груза автомобилей, едущих по дорогам.

Если после остановки машины инспектор не предъявил информацию такой системы, то в протоколе делается соответствующая пометка. Это является административным нарушением сотрудника.

Весовой контроль обязаны проходить автомобили с сильно нагруженными осями, а также их прицепов. Если водитель проигнорировал, и проехал мимо знака контроля веса, а прибор показал перегруз, то может быть наложен штраф до 5 тыс. рублей, в зависимости от информации в документах на груз. За отказ от весового контроля возбуждается административное дело.

Может ли сотрудник ГИБДД остановить без причины?

Согласно новому регламенту, вступившему в силу 20.10.2017 г, сотрудник дорожной инспекции имеет право в любых местах останавливать автомобили, даже если водитель ничего не нарушил, и для остановки, по мнению водителя, нет особых причин.

В качестве оснований для остановки сотрудник может предъявить следующие причины:

  • Необходимость временного ограничения движения.
  • Обеспечение беспрепятственного проезда спецавтомобилей.
  • Беспрепятственный проезд скорой помощи, оперативных и аварийных служб при чрезвычайных происшествиях.
  • Проверка документов на груз, транспортное средство, водительского удостоверения.
  • Угроза безопасности движения неисправным техническим средством, нарушением дорожных ремонтных работ, стихийным бедствием, утечкой химических реагентов.
  • Проверка документов пассажиров, водителя, если есть информация об их участии в преступлении или розыске.

20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД МВД Российской Федерации, отменяя действие , предусмотренного Приказом № 185 от 02 марта 2009 года.

Зачем регламент ГИБДД в 2017 году меняют на новый?

Действующий до указанной даты административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.

Да, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС и ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.

Видео — комментарии сотрудников МВД по новому административному регламенту ГИБДД от 20 октября 2017 года:

Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте посмотрим, с чем нам предстоит теперь жить и как себя вести.

Кто имеет право осуществлять надзор на дорогах

Согласно нового административного регламента ГИБДД 2017 года следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.

ВАЖНО . При исполнении своих обязанностей сотрудник должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак (п. 34 Регламента).

То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.

Согласитесь, не совсем верно, когда тот же участковый уполномоченный, в форме и при исполнении служебных обязанностей, видя пьяного садящегося за руль, не имеет возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?

Права и обязанности сотрудников МВД, осуществляющих федеральный государственный надзор

Рассказывать о том, что полицейский имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.

Права сотрудников

Беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и ГРАЖДАН. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан. Потребовал у вас сотрудник телефон, предоставьте. Вряд ли сотрудники станут злоупотреблять данным правом.

Так же сотрудник имеет право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.

ВАЖНО . В данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.

При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.

Обязанности сотрудников

Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности полицейского «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП». Это не может не радовать, но вот смогут ли сотрудники в современных условиях в полной мере выполнять данную обязанность? Ожидание наряда ДПС в случае дорожно-транспортного происшествия растягивается на часы и чаще всего не по вине инспекторов.

Права и обязанности водителей (лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор)

С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?

Права

Новый регламент ГИБДД 2017 г. не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Упомянем лишь некоторые из них.

Видео — о плюсах и минусах нового административного регламента ГИБДД 2017 года для водителей:

Разумеется, это право обжаловать, как действия, так и бездействия полицейских – вышестоящему руководству, прокурору и суд.

Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Проще говоря, это дословная цитата статьи 51 Конституции РФ, если решили воспользоваться данным правом, в объяснении так и укажите.

ВАЖНО . Отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.

Можно давать показания на родном языке или языке, которым владеете и пользоваться бесплатной помощью переводчика.

И наконец, использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру не запрещено. Именно такие разъяснения дает зам. министра МВД России А.В. Горовой:



Видео — гражданам по-прежнему разрешено снимать инспекторов ГИБДД:

Обязанности

Авторы нового административного регламента ГИБДД 2017 года, не мудрствуя лукаво, вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков.

Неприятная неожиданность

Новый регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.

ВНИМАНИЕ. И на закуску – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства (абзац 4 п. 31 Регламента).

Много лет назад, в целях борьбы со злоупотреблениями инспекторам запретили проверять техническое состояние автомобиля в случае, если пройден технический осмотр.

Теперь же, передав функцию техосмотра частным автосервисам, руководство ГИБДД решило вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется спорным, однако это устраняет ряд спорных моментов.

Во что это выльется на практике покажет время.

Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?

Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый регламент ГИБДД 2017 года приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте , если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.

Проще говоря, сотрудник не должен по надуманным причинам требовать от правонарушителя следовать в помещения территориальных или строевых подразделений, а составить протокол или вынести постановление на месте.

И тут была проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просил выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.

И оба участника диалога были по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия нашей Родины не позволяют, зачастую, этого сделать чисто физически. А второй просто пользовался правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.

В рассматриваемом регламенте четко прописана возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС (п.37 Регламента).

Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток.

Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с водителями

По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.

Пункт 46 нового административного регламента ГИБДД 2017 года сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.

Так же сотруднику предписано при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах (п.53 Регламента).

ВАЖНО . Сотрудник Госавтоинспекции принимает документы без обложек и удерживающих устройств (абзац 2 п.53).

Опять спрятались, не имеют права!.. Или имеют?

Извечный спор водителей и инспекторов ГИБДД – расположение служебного автомобиля.

Авторы регламента умудрились в одном пункте запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на аварийно опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств (п.63 Регламента).

С учетом, что участок дороги признается аварийно опасным самими органами Госавтоинспекции по целому ряду оснований (частые ДТП или единичные, но повлекшие гибель людей) спорить с инспектором ГИБДД о месте расположения служебного автомобиля становится бессмысленно.

Хотя в этом же пункте предусмотрена дисциплинарная ответственность сотрудника создавшего помехи для распознавания служебного автомобиля. Как говорится – и нашим, и вашим. 😉

Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.

Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.

Видеосъемка инспектора ДПС

Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором. В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.

В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции). Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.

Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.

Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.

Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.

Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).

Передача документов без удерживающих устройств

Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).

Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы. По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены. В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.

Проверка документов вне стационарного поста

В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.

Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.

Засады ГИБДД

Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.

По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.

Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • при использовании средств фото- видео фиксации.

Остановка на неосвещенном участке дороги

В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.

Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков

В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).

В новом Регламенте такого запрета нет.

Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков. По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий. Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.

Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.

Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора

Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.

Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.

Досмотр автомобиля

Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».

Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.

Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.

А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.