Происхождение имени баба яга. Баба-Яга

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии - персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была - помогать людям, а не вредить.

Баба Яга - заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга - это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому - «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга - на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

Согласно ней Баба Яга - это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется , которая и являлась супругой .

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом - миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Яга в ночном полете
Художник Виктор Корольков

Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице – это бесспорные следы матриархата.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех ее свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.

Алексей Ремизов. Светящиеся черепа

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:
- Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать.
- Когда же идти? – спросила девушка.
- Прямо сейчас! – ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. – Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни – там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно – хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит – забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка – не кто иной, как сама Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки – тут бедняжке и конец придет.


Повернулась бежать куда глаза глядят – слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы. А девушка наша была добрая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? – спрашивает она.
- Как же мне не плакать? – отвечает череп. – Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно послед- нему злодею!

Тут и остальные черепа заплакали, кто был веселым пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.
Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла и даже букетик цветов лесных положила, будто на настоящую могилку.
- Спасибо тебе, добрая душа, – слышит голоса из-под земли. – Упокоила ты нас, и мы тебе добром отплатим. Подбери на могилке гнилушку – она тебе путь укажет.
Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку – и ну бежать прочь!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках – а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

Алексей Ремизов. Проливной дождь

Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала старая жениться – взять в мужья рогатого черта – Верхового. Он, известно, галчонок: всем верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а потому страсть любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, – такая уж нежить.
А как ей весело: старик Домовой на бобах остался – показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге задумал!
Да и дед Домовой в долгу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя надо, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! – плачет Яга, ходит у печи.
- Бабушка, чего же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не плакать, не могу посадить хлебы: Домовой украл лопату. И плачет. Не унять Яге слезы: скиснутся хлебы – прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так горько: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются – полна капель натекает.
- Эй, помогите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется – и дождь перестанет.

Где живет Баба Яга - самобытный и разносторонний персонаж многих народных сказаний? И дети, и взрослые сразу ответят - в избушке на пресловутых «курьих ножках». А что мы еще знаем об этом образе вообще?

Эту старую колдунью сказочники описывают по-разному. То она горбатая старуха с длинным крючковатым носом, лохматыми длинными волосами и пристрастиями к То просто добрая волшебница, помогающая Иванушке выбраться из лесу, советующая, как сразиться со злом, а все ее «Фу, фу, русским духом пахнет» - не более чем просто попытка напугать храбреца. Но, как и в любой сказке, у этого персонажа есть своя предыстория. И корень ее - в мифологии.

Каких только имен не было у старушки в Она звалась Баба Ягя, Ягабиха, Ягишна, Ягая Баба… А ведь не всегда она была ведьмой, живущей в глухом лесу. Когда-то Баба Яга считалась настоящим божеством у славянских народов. По поверьям, она была заботилась о благополучии всей семьи, оберегала детей от сглаза и несчастий, продолжала и бережно хранила традиции. Правда, существовала и обратная сторона легенды: старушке приписывалась власть над всеми вихрями и снежными вьюгами. Поговаривали, что она наполовину женщина, наполовину - змея, и стережет дверь в царство мертвых, провожая к ней бессмертные души усопших. Люди верили и знали: Баба Яга способна успешно притворяться самой обычной женщиной, жить среди людей в деревне, вести хозяйство, ухаживать за скотом. Часто ведьмой считали любую хозяйку, у которой очень уж хорошо шли дела - говорили, что без тут не обошлось.

Место, где живет Баба Яга в детских сказках - дремучий лес, который всегда порождал в людях безотчетный страх, поскольку тоже напоминал своеобразную границу между мирами - ныне живых людей и царством усопших. Даже избушка сказочной старушки, как правило, стоит не в самой чаще, а на опушке: она будто бы не относится ни к тем, ни к другим.

Интересно происхождение словосочетания «на курьих ножках». В мультфильмах их часто рисуют куриными. Но, скорее всего, курьи - значит «окуренные дымом». В древности у славян был погребальный обряд, когда на вырубленные столбы ставили избу, в которой находилось тело покойника. А сами эти столбы по традиции окуривались дымом.

Еще один атрибут Бабы Яги - костяная нога. Именно поэтому существуют предположения, что старушка одноногая. Ведь во всех сказках про Бабу Ягу эта часть тела упоминается всегда только в единственном (костяная нога ведь одна) числе. Данный атрибут смерти, опять же, можно сравнить с ногой скелета, то есть неживого существа.

Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» существует прямой и конкретный ответ? Недавно у этого знаменитого персонажа появилась своя родина. В Первомайском районе Ярославской области находится маленькое село Кукобой, а в нем открыт официальный музей Бабы Яги и других Здесь есть знаменитая избушка на курьих ножках, чайная комната, где можно отведать вкусных пирогов из рук сказочной старушки, множество разных развлечений для взрослых и детей. Мало кто уезжает отсюда, не накупив сказочных сувениров и не сфотографировавшись на память с самой Ягой.

Не только дети, но и взрослые порой хотят окунуться в сказку. И задаются вопросом: где живет Баба Яга? Можете похвастаться своей эрудицией, ведь теперь вы можете дать на него исчерпывающий ответ!

Баба-Яга является мифологическим персонажем древних славян. Этот образ пережил столетия и в наши дни не менее популярен, чем 1000 лет тому назад. Связан он напрямую с нечистой силой. Примечательно то, что вся нечисть имела чисто специфические функции. Оборотни занимались одними вопросам, упыры - другими. Своя специализация была у ведьм , чертей>, леших и домовых . А вот Баба-Яга во все времена обладала универсальными возможностями .

Она могла стать ведьмой, оборотнем, упырём по собственной инициативе. То есть имела гораздо большую силу, чем вся остальная братия, занимавшаяся отловом и утилизацией грешных человеческих душ. По своему статусу грозная представительница преисподней стояла всего лишь на одну ступень ниже Дьявола и считалась куратором всех ведьм. Среди них она была старшей, а потому в её силах было наказывать нерадивых ведуний, а шустрых да результативных поощрять.

Где жила Баба-Яга

Штаб-квартира у этой "бабушки" находилась в глухой лесной чаще. Представляла она собой обыкновенную крестьянскую избу на курьих ножках. Но в данном случае имеются в виду не куриные ноги, а курные. То есть представляли они собой обыкновенные деревянные столбы, окуренные дымом. Стало быть, цвет у них был чёрным. Вот на них изба и держалась. Причём вход в неё всегда был направлен в густой лес, а на лесную полянку смотрела задняя часть строения.

Если возле такой избушки оказывался заплутавший путник, то он мог сказать: "Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом". И в противоречии со всеми законами физика неуклюжее на вид строение поворачивалось. Перед путником приветливо распахивалась дверь, а вниз опускалась лестница. Человек мог по этой лестнице подняться в избу, а уж дальше, как повезёт.

Избушка на курьих ножках

Помещение могло наполниться смрадом, и любопытный пилигрим засыпал сладким сном. Вот тут-то возле мирно похрапывающего тела и появлялась могущественная помощница Сатаны. Явиться она могла в любом образе, но чаще всего превращалась в старуху с не очень приятной внешностью. Длинный крючковатый нос, седые волосы, свисающие космами, маленькие глаза, в которых проглядывался недюжинный интеллект.

Пристрастия Бабы-Яги

Надо заметить, что эта нечистая сила тяготела к каннибализму. Она поедала людей, причём предпочтение отдавала маленьким детям. Сажала карапуза на сковородку и толкала её в печь. Но не брезговала "бабушка" и взрослыми мужчинами и женщинами. Так что заплутавший путник, оказавшись в избе на курьих ножках, вполне мог стать ужином у куратора всех ведуний.

Одевалась она всегда скромно. Одежду любила просторную и практичную. Это, как правило, лапти, платье свободного покроя, штаны, а на голове чаще всего была кика. Это головной убор, напоминающий собой кокошник. Иногда, правда, голова покрывалась платком. Вместо платья могла быть юбка, а вместо лаптей - сапоги.

Таким способом Баба-Яга перемещалась

Перемещалась Баба-Яга на ступе. Это такая большая ёмкость, в которой что-то толкут или измельчают. Для нашей "бабушки" она была самым удобным и комфортным средством передвижения. В руках при этом нечисть всегда держала пест. Им она регулировала скорость. Если же после ступы оставался след на земле, то заметался он помелом. Оно по своим размерам несколько больше и толще метлы. На мётлах только ведьмы летали. Но у них статус-то был пониже.

Иногда наша героиня людей не трогала, а даже и помогала им. Но тут надо было ей сильно понравиться. Если какой-то человек мог затронуть потаённые струны нечестивой души, то возвращался он домой живым и здоровым. К тому же мог получить тайные знания, которые в будущем облегчали жизнь и делали её счастливой. Вот такая противоречивая натура была у "бабушки".

Существует ли Баба-Яга в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно спросить самого себя: "А существует ли в наши дни Сатана?" Конечно существует, а поэтому и Бабе-Яге есть место в подлунном мире. Может быть, она сейчас и не живёт в избушке на курьих ножках, но работу ведьм курировать продолжает. Осуществляет, так сказать, общее руководство. А главная её задача - бесперебойная поставка человеческих душ в преисподнюю .

В год на планете умирает 50 млн. человек. Это огромная цифра. Поэтому работы у нашей героини - выше крыши. Часть душ устремляется к Свету, где встречается ангелами. Другая же часть отправляется в преисподнюю. Вот именно этой братией "бабушка" и занимается. Все души нужно классифицировать по тяжести грехов, занести в соответствующие списки и реестры, присвоить номера, определить конечный пункт назначения. Адская работа в прямом и переносном смысле этого слова.

В наши дни Баба-Яга принимает в основном такой образ

Некоторые души начинают возмущаться, когда их опускают уж очень низко. Не считают они свои грехи такими уж страшными, чтобы вечно в адовом пекле гореть. Приходиться проводить с ними разъяснительную работу. Объяснять, что высокие должности, ордена да медали никакой роли в загробной жизни не играют: тут совсем иные критерии оценки личности. Всё это требует нервов, терпения и огромной работоспособности. Вот такие организационные вопросы и лежат на плечах нашей героини.

Так что не нужно торопиться с утверждением, что Баба-Яга - мифологическое существо. Она таковым представляется человеку, пока он жив и здоров. Но когда его бренный путь заканчивается, и душа оказывается в загробном мире, вот тогда и наступает прозрение, а может быть и сожаление по тем годам, которые уже нельзя вернуть и прожить по-другому.

Статью написала Зимняя Вишня

Все мы любим сказки. Мы их смотрим, читаем с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни рассказываем их своим детям и внукам. Баба-Яга, Соловей разбойник, колобок, хитрая лиса, трусливый заяц – персонажей сказок можно перечислять долго.

Где живет Баба Яга: в лесу, в темном чулане, на чердаке или где-то еще – этот вопрос задаем сначала в детстве мы, а потом на этот же вопрос отвечаем своим деткам. Прежде чем на него ответить, давайте разберемся, что это вообще за персонаж такой сказочный?

В одних сказках Баба Яга предстает нам в образе старой злой ведьмы, живущей в лесу в избушке на курьих ножках и летающей в ступе с метлой. А в других сказках, она, напротив, помогает доброму молодцу: укажет путь или подарит что-то волшебное.

Откуда же она к нам пришла? Однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено.

Откуда пришла Баба Яга?

По одной из версии, Баба Яга является проводником в потусторонний мир и живет в тридевятом царстве на границе двух миров: живых и мертвых. Избушка на курьих ножках – это ее проходная в мир людей. Именно поэтому в нее не войти до тех пор, пока она не повернется к лесу задом, к ней передом.

Баба Яга – оживший мертвец. Данная гипотеза подтверждается следующими деталями. Считается, что «курьи» ножки произошли от видоизмененного слова «курные», означающего окуренные дымом. Древние славяне хоронили умерших на столбах, окуренных дымом, на которых ставили избу «смерти», и в нее помещали прах.

Существовал еще один способ захоронения в древности: хоронили в специальных домиках, которые размещали на высоких пнях, а корни пней выходили наружу, чем-то по внешнему виду напоминающие куриные ноги.

Еще одна версия происхождения Бабы Яги – она является прототипом знахарок и ведуний, занимающихся исцелением больных. В большинстве случаев ими были нелюдимые женщины, проживающие в лесу вдали от людских поселений.

Слово «яга» переводится с древнерусского слова «язя» как болезнь, немощь. Также происхождение слова яга связывают со словом «ягать», означавшим «кричать»; и со словом «ягая», что означает больная и злая. По всей видимости, образ Бабы яги вобрал в себя все значения этих древнерусских слов.

Согласно третьей версии, Баба Яга – это Великая Мать, великая могущественная богиня и праматерь всего живого, великая мудрая жрица. В древнеславянской культуре «Баба» - это мать и главная женщина, которая была распорядительницей важнейшего обряда по посвящению юношей в полноправные члены общины.

Согласно этому обряду, мальчика уводили глубоко в лес, где его обучали стать настоящим охотником, имитируя при этом его пожирание чудовищем, после чего он воскресал. При этом мальчик подвергался телесным истязаниям и повреждениям. Этого обряда боялись как матери, так и их сыновья. Практически то же самое делает и Баба Яга: она крадет детей, уводит их в темный лес, жарит, а выжившим после всего этого дает полезные советы.

Типы Бабы Яги:

Можно выделить несколько типов Бабы Яги:

    Баба Яга похитительница . Этот образ представляет нам ее как воровку детей, уносящих их в лес и пытающаяся их зажарить и съесть. Но ни в одной сказке ей этого не удалось;

    Баба Яга дарительница . В этом образе она принимает у себя в избушке героя. После того, как он прошел все ее испытания, она его одаривает всевозможными дарами и чудесными предметами;

    Баба Яга воительница – сражается с героями и побеждает многих из них. После возвращения к себе в избу и застав там постороннего человека, она начинает избивать его до полусмерти. Выживает в такой схватке только тот, кто обладает сверхъестественной силой или хитростью.

Где живет Баба Яга?

Сколько существует сказок об этой старухе, столько существует и мест ее проживания: в лесу у болота, в гремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает на метле, летает в ступе и т. д. ответить на этот вопрос современному ребенку довольно трудно.

Ведь ребенок может задать встречные вопросы: где лес? В какой стране? В какой стране болото? Ответить можно, конечно. Для этого стоит вместе с ребенком немного пофантазировать и окунуться назад в детство.

Образ Бабы Яги и сегодня один из востребованных сказочных персонажей. Ни один утренник в детском саду или новогоднее представление в цирке не обойдется без этой растрепанной старухи с непричесанными волосами, длинным носом и костяной ногой.

Любимые сказочные герои Дед Мороз и Снегурочка

Если спросить у ребенка: «Кто такой Дедушка Мороз? », он не задумываясь ответит, что это добрый дедушка с бородой, в валенках. Ездит в оленьей упряжке и приносит послушным детям подарки, которые достает из своего волшебного мешка. А вот откуда он появился и где живет Дед Мороз , знают не все.

Прообраз Деда Мороза – Святой Николай, родившийся в 3 веке в Азии. Он очень любил маленьких деток, послушным дарил подарки, а проказников наказывал. В Голландии он пользовался особенным почетом и популярностью. Именно в этой стране он и появился в роли Деда Мороза. Санта Клаус (еще один прообраз Деда) появился в Америке в 19 веке. Вообще, у разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса, например, в Германии – это господин Никто, во Франции – это Дед Январь.

В старину нашего дедушки называли Дедом Трескуном. Это был суровый старичок маленького роста с длинной бородой. На земле властвовал с ноября по март, и его ужасно все боялись. Также у него была жена по имени Зима – злобная старуха. Сведений о детях не существует никаких. Но зато мы все прекрасно знаем внучку Дедушки Мороза – Снегурочку.

Современного Деда Мороза мы все прекрасно знаем по его длинной бороде, красной шубе, посоху и мешку с подарками. На праздник приходит вместе со своей внучкой Снегурочкой. Все остальное время он проводит у себя в Лапландии.

Девочка Снегурочка

Приветливая, яркая, улыбчивая, веселая и вылепленная из снега - именно такой мы знаем эту девочку. Образ прижился только в восточнославянских традициях. В русских народных обрядах этот персонаж отсутствует. Также его нет и в зарубежном фольклоре. В качестве помощников Деда Мороза там выступают всевозможные звери.

Одета Снегурочка в синюю шубку, обшитую белой отделкой. Еще один главный ее атрибут – белая коса, перекинутая через плечо. На голове венец, расшитый серебром и жемчугом, на ногах – белые сапожки.

Деду Морозу она помогает разбирать письма от детей, присланные ему накануне Нового года. Занимается выдумкой всевозможных конкурсов и потешек для детей.

Где живет Снегурочка по завершении праздников – неизвестно. Известно только одно – в каких-то дальних краях.