Правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений. Система конституционных прав, свобод и обязанностей

Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Основой для обладания в полном объеме правами и обязанностями является гражданство, т.е. правовая связь лица с государством. В свою очередь отсутствие такой связи или ее потеря влечет изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.

Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции, содержащиеся во втором ее разделе. Это – статьи 21, 22, 23.

В соответствии со статьей 21, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.

Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан).

Еще одно положение в области прав человека – запрет на ограничение конституционных прав и свобод – содержится в статье 23 Конституции. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

Это вполне соответствует Международным пактам о правах человека 1966г., которые предусматривают, что в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать ограничение прав, определенных законом и необходимых в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Вместе с тем, статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

· право на жизнь (ст.24 Конституции);

· никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3.ст.25 Конституции);

· никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26 Конституции);

· каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции).

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1. Равенство всех перед законом;

2. Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3. Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4. Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права. Место конституционного права в системе права
Термин «конституционное право» используется в трех значениях, между которыми существует определенная взаимосвязь: · как отрасль права в системе национального права;

Методы конституционного права
Конституционное право отграничивается от других отраслей права не только своим предметом, но и методами правового регулирования. Метод конституционного права – эт

Место конституционного права в системе права
Конституционное право является ведущей основополагающей отраслью национальной правовой системы (да и других государств, исключая мусульманские страны, где главную роль играет не Конституция (если о


Источниками конституционного права являются правовые акты, носящие нормативный характер, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Иными словами, под этими

Система конституционного права
Система конституционного права является достаточно сложной проблемой, имеющей многоплановые аспекты. Не случайно, поэтому она трактуется в литературе неоднозначно. К примеру, Б.Н.Габричидзе и А.Г.Ч

Виды конституционно-правовых норм
Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным критериям: а) по содержанию– на нормы, закрепляющие: · основы конституционного строя;

Конституционно-правовые отношения, их субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, в которых субъекты наделены определенными правами и обязанностями, предусмотренными нормами

Виды конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретныйхарактер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регу

Субъекты правоотношений
Субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают. В отличие от д

Юридические факты
Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Виды юридических фактов: 1. События

Конституционно-правовая ответственность
Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. В период существова

Наука конституционного права
Определение конституционного права как науки отличается от его определения как отрасли права. Если отрасль права – это совокупность норм, то наука – это совокупность различных теорий, взглядов, гип

Причины появления, сущность и основные черты Конституции
Термин «конституция» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «учреждение, устройство, установление». Первые конституционные акты появились в XVII-XVIII вв. и св

Учредительный, первичный характер конституционных установлений
Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую существенную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем с

Юридические свойства и функции конституции
Особый статус конституции, как основного закона государства, предопределяет и ее особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше черт данного документа. В качестве ва

Функции конституции
Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения. То есть, речь идет о том назначении, для которого она принималась.

Структура конституции
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы,

Общественные объединения
В современных условиях различные запросы и интересы граждан не ограничиваются только политической сферой. Некоторые из них реализуются в социально-экономической, культурной и иных сферах. В этих це

Меры ответственности
За нарушение Конституции Республики Беларусь, иных актов законодательства и (или) учредительных документов в отношении общественного объединения, союза могут быть применены следующие меры ответстве

Профсоюзы
Важнейшим и наиболее массовым общественным объединением являются профессиональные союзы. Их деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах». Г

Основные права профсоюзов
По защите трудовых прав граждан: Профсоюзы защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по с

Гарантии прав профсоюзных работников
Наниматели (их объединения), государственные органы, субъекты хозяйствования, общественные объединения и должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов. Указанные органы и лица за нарушение пр

Государственно-общественные объединения
Наряду с общественными объединениями, в Республике Беларусь действуют и государственно-общественные объединения, деятельность которых регулируется Законом «О республиканских государственно-обществе

Образование
Главным элементом духовно-культурной сферы является образование. Именно оно выступает в качестве основы для развития науки, культуры, искусства и др. Конституция Республик

Культура
Государство на конституционном уровне гарантирует заботу о развитии культуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.15) государство ответственно за сохранение истор

Религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), осн

Право на жизнь
Основным правом человека является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права. Одним из условий, по исполнении к

Свобода, неприкосновенность и достоинство личности
Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности закреплено в статье 25 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой «государство обеспечивает свободу, непри

Право на личную жизнь
Личную (частную) жизнь составляют те стороны жизни человека, которые он, в силу своей свободы, не желает делать достоянием других членов общества. Это могут быть, к примеру, и какие-то взаимные отн

Неприкосновенность жилища
«Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет право без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли» (ст.29 Ко

Свобода передвижения и выбор места жительства
«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции

Право на определение отношения к религии
Конституция Республики Беларусь (ст.31) устанавливает, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или н

Свобода мнений и убеждений
Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. «Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация с

Право на национальную принадлежность, пользование родным языком
В соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной

Право на судебную защиту
Право на судебную защиту – это возможность каждого обратиться в суд за защитой своих прав и свобод от неправомерных действий (бездействия) и решений органов государственной власти, местного самоупр

Право на юридическую помощь
В соответствии с Конституцией (ст.62), каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других св

Право на защиту международных организаций
Данное право гарантируется статьей 61 Конституции, в которой закреплено, что каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в меж

Свобода печати и информации
Данное право является, по сути, коренным вопросом демократии, поскольку без свободы печати, при отсутствии информации нет ни гражданского общества, ни правового государства. В соответствии с Консти

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
Право на указанные мероприятия гарантируется статьей 35 Конституции Республики Беларусь. Порядок их организации и проведения регулируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от

Право на обращение в государственные органы
В соответствии со статьей 40 Конституции Республики Беларусь, каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы, а также должностные л

Право на труд
В соответствии со статьей 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занят

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда
В соответствии со статьей 42 Конституции лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и о

Право на отдых
Данное право также имеет конституционную основу. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночн

Право на охрану здоровья
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех гражд

Право на благоприятную окружающую среду
Благоприятная окружающая среда оказывает существенное влияние на здоровье граждан. К сожалению, ее состояние вызывает серьезную озабоченность во всем мире, поскольку развитие экологического кризиса

Право на социальное обеспечение
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных

Право на участие в культурной жизни
Данное право закреплено в статье 51 Конституции. Оно обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети

Конституционные обязанности граждан
Наряду с правами и свободами, Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан. Это и понятно, т.к. не может быть прав без обязанностей. Человек находится в обществе

Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции). Таким образом, юридической обязанность

Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности
Указанная обязанность предусмотрена статьей 54 Конституции. Она распространяется как на гражданина, так и на иных лиц, находящихся на территории Республики Беларусь и направлена на сохранение матер

Обязанность охранять природу
Охрана природной среды – долг каждого (ст.55 Конституции). Уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли, водоемов несут серьезную угрозу существованию человечества. Данная проблема прио

Обязанность участвовать в финансировании государственных расходов
Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56 Конституции). Данная об

Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
В части 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь закреплены две конституционные обязанности. Во-первых, родители или лица, их заменяющие обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, раз

Конституционные гарантии прав и свобод личности
Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. Гарантии пр

Порядок подачи и рассмотрения заявлений лиц, проживающих за границей
Орган дипломатической службы, принявший к рассмотрению заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь либо о выходе из гражданства Республики Беларусь, формирует по каждому заявлению дело в д

Задачи и функции комиссии
Заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь или о выходе из гражданства Республики Беларусь представляется на рассмотрение Комиссии вместе с материалами дела по заявлению о приеме в гражда

Депортация. Высылка
Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь. Иностранец может быть выслан (выдворен) из Республики Беларусь в

Право убежища
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь: «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национ

Виды и характеристика административно-территориальных единиц Беларуси, их отличие от территориальных единиц
Административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действую

Основы конституционного права
Курс лекций В авторской редакции Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова Технический редактор Т.В. Жибуль Художник о

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«В гражданские __________________(А) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(Б), а также особые субъекты гражданского права - государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(В) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(Г): иметь имущество на __________________(Д); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.

Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения до смерти, то __________________(Е) возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с совершеннолетия, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны буквы пропусков. Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Для того, чтобы выполнить это задание, достаточно знать термины:

1) законодательство - свод законов;

2) правоотношения - взаимоотношение между субъектами права;

3) правоспособность - установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей;

4) дееспособность - способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью;

5) юридические лица - организации, которые могут иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

6) равенство сторон - равенство прав сторон;

7) правительство - высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением;

8) право собственности - совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам;

9) деликт - частный или гражданско-правовой проступок, влекущий за собой возмещение вреда и ущерба, взыскиваемые по частному праву в пользу лиц потерпевших.

Ответ: 2, 5, 3, 1, 8, 4.

Ответ: 253184

Предметная область: Право. Имущественные и неимущественные права

Правоотношения возникают между субъектами, наделенными правами и обязанностями по поводу определенных объектов. Эти элементы в совокупности и составляют структуру правоотношения. Далее я постараюсь рассмотреть подробнее каждый из этих элементов.

1. Субъекты правоотношения

Субъекты правоотношений - это участники правоотношений, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Участниками могут быть физические лица и организации. Организации в свою очередь можно поделить на два вида в зависимости от выполняемых функций - это властно-распорядительные и имущественно-хозяйственные. Властно-распорядительными функциями наделены государственные организации (суд, прокуратура, милиция). При осуществлении имущественно-хозяйственной деятельности организация становится субъектом правоотношений в том случае, если обладает правами юридического лица. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные, неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Юридическим лицом может быть и отдельный гражданин, если зарегистрированное в соответствии в законом предприятие состоит из одного лица, например, фермерское хозяйство.

Таковы общие положения. Однако, в реальной жизни не все физические лица и организации могут быть субъектами правоотношений, что объясняется различными объективными факторами: физиологическими, психологическими, экономическими.

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного права. В правовом государстве их подавляющее большинство. Другие лица, по каким-либо причинам не включенные в сферу правового регулирования, находятся под опекой государства и различных благотворительных общественных организаций.

Мера участия субъектов в правовых отношениях определяется их правосубъектностью.

Для физических лиц правосубъектности выражается в правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность - это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения физического лица и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать субъект, однако это еще не значит, что он действительно обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Дееспособность - это признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

В силу естественных причин правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Содержание и объем дееспособности зависит от нескольких факторов:

  • - возраст. Законодательство всех стран определяет возраст гражданского совершеннолетия, по достижении которого личность становится дееспособной, то есть может своими действиями в полном объеме приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская дееспособность). Равным образом законодательно определяется возраст политического совершеннолетия, с наступлением которого гражданин приобретает политические права и несет соответствующие обязанности (например, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти; будучи депутатом, обязан отчитываться о своей деятельности перед избирателями). Наконец, во всех странах устанавливается возраст брачного совершеннолетия, когда человек может вступать в брак и в полном объеме осуществлять брачно-семейные права и обязанности;
  • - состояние здоровья. Гражданские права и обязанности недееспособных или ограниченно дееспособных лиц осуществляют их опекуны;
  • - родство. Это касается прежде всего брачно-семейных отношений. В цивилизованных странах закон запрещает заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линиям, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. В ряде стран запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении супругов, если один из супругов по службе подчиняется другому;
  • - законопослушность. Лицо, совершившее преступление, при отбытии уголовного наказания в местах, ограничивающих его свободу, не в состоянии реализовать ряд гражданских, политических и других прав и обязанностей, составляющих его дееспособность;
  • - религиозные убеждения. В правовом государстве, где провозглашается и гарантируется свобода вероисповедания, верующие могут по причине своих религиозных убеждений отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми они обладают как граждане государства. Например, служить в армии или в других государственных органах, где необходимо пользоваться оружием, применять насилие в отношении других людей.

Деликтоспособность - это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

К физическим лицам как субъектам правоотношений относятся граждане государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без гражданства (апатриды) и лица с двойным гражданством (бипатриды), находящиеся на территории данного государства

Совокупность всех принадлежащих гражданину прав, свобод и обязанностей называется правовым статусом. Термин “правовой статус” употребляется для характеристики правового положения лица в целом, а термины “правоспособность” и “дееспособность” употребляются применительно к участию тех или иных лиц в правоотношениях.

Граждане правового государства реально пользуются всей полнотой прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми законами. Иностранцы и лица без гражданства, как участники правоотношений, на территории другого государства по своему правовому положению приравниваются к его собственным гражданам. Они являются полноправными участниками имущественных, финансовых и многих других отношений. Им гарантируются предусмотренные законами государства права и свободы, в том числе право обращения в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Ограничение правоспособности иностранцев и лиц без гражданства касается только некоторых, наиболее специфичных сторон государственной жизни.

Для организаций мера участия субъектов в правовых отношениях также определяется их правосубъектностью, которая для них характеризуется компетенцией.

Компетенция - это совокупность прав, обязанностей и полномочий организаций и государства, предоставленных им для осуществления своих функций. В отличие от физических лиц у организации и государства способность обладать и пользоваться правами и обязанностями и способность нести ответственность всегда совпадают.

Компетенция имеет строго определенные рамки, устанавливаемые нормативно-правовыми актами, и зависит от целей функционирования организации и ее места в системе организаций. Так, правом расследования преступлений обладают только те органы, которые созданы для этого (следственные аппараты органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности).

Правосубъектность организаций выражается в действиях их правомочных представителей. Так, если директор предприятия заключил договор, то его действия считаются действиями самого предприятия, и в случае смены этого директора договор сохранит свою юридическую силу.

2. Объекты правоотношения

Объекты правоотношения - это то, на что воздействуют права и обязанности субъектов.

Вопрос об объектах правоотношений в юридической литературе решается неоднозначно. В ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции - монистическая и плюралистическая. Согласно первой объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, то есть сама жизнь. В соответствии с этой теории условно можно выделить три основных вида объектов:

  • - материальные блага (деньги, вещи, ценности, заработная плата, собственность);
  • - нематериальные блага (здоровье, отпуска, награды, воинские звания, неприкосновенность жилища, неприкосновенность личности, тайна переписки, честь и достоинство);
  • - поведение или результат поведения (участие в выборах, допрос, обыск). Объектом правоотношения является, как правило, поведение обязанного лица и значительно реже - управомоченного. Например, объектом правоотношения будет являться обязанность подчиниться законным требованиям сотрудника милиции.
  • 3. Субъективные права

Субъективное право - это вид и мера возможного или дозволенного поведения субъекта. Это право называется субъективным поскольку, во-первых, оно связано с удовлетворением потребностей отдельного человека (субъекта правоотношений) и, во-вторых, его реализация зависит от субъективной воли этого человека, от его желания действовать в меру дозволенного поведения.

Ниже изложены основные признаки субъективного права.

  • 1. Это есть мера дозволенного (правомочного) поведения, иначе говоря, управомоченное лицо может свободно выбирать из установленного ряда вариантов поведения, действовать в установленных законом границах. При условии правомерных действий личность не может быть ограничена в рамках дозволенного поведения, она пользуется благом, предоставленным данным правом.
  • 2. Содержание субъективного права устанавливается человеком или другими людьми не произвольно, а определяется в соответствии о юридическими нормами.
  • 3. Реализация субъективного права предполагает ее обеспечение обязанностями другой стороны, то есть гарантируется государством. Эти обязанности могут быть как пассивными (воздержание от нарушения субъективного права), так и активными (создание условий для реализации субъективного права).
  • 4. Субъективное право предоставляется для удовлетворения потребностей человека (личности) в том или ином благе. Отсутствие потребностей делает субъективное право неактуальным и нереализованным. Например, разочарование в возможностях политических лидеров изменить ситуацию в стране или конкретном регионе приводит к политической пассивности населения, неявке на выборы депутатов в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть к отказу от реализации конституционного права избирать и быть избранным.
  • 5. Субъективное право состоит не только в возможности, но и фактическом поведении управомоченного или обязанного лица.

Субъективное право включает в себя несколько определенных правовых возможностей. В юридической науке до сих пор не сложилось исчерпывающего перечня таких возможностей, но основными из них все же являются:

право-поведение - возможность положительного поведения самого управомоченного субъекта, т.е. право на собственные действия;

право-требование - возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

право-притязание - возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противоположной стороной своей обязанности.

Иногда выделяется еще один элемент - право-пользование - возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Но единого мнения по этому вопросу нет. Некоторые ученые полагают, что эта правовая возможность как бы скрепляет три предыдущие и придает субъективному праву социальное звучание и значение. Д.Д. Гримм пишет: "Возможность пользоваться данным объектом образует не цель, а именно один из элементов содержания субъективного права. Потому-то и стремятся к установлению таких правоотношений, в которых субъективное право дает возможность пользоваться тем или иным благом". Н.М. Коркунов также считал, что "содержание правомочия составляет пользование определенным объектом. Но пользование может быть весьма различным по объему. Пользование есть не только основной, но, так сказать, и естественный элемент субъективного права, обусловленный самой природой наших потребностей". Другое мнение существует у Г.Ф. Шершеневича: "Субъективное право есть средство для обеспечения пользования благами, но последние так же мало принадлежат к понятию права, как сад к садовой ограде". Я так же считаю, что право-пользование не следует рассматривать как четвертый элемент субъективного права, так как оно скорее все-таки является целью субъективного права, а не его составной частью.

4. Юридические обязанности

право законопослушность юридический общественный

Юридическая обязанность -- это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая обязанность. В отличие от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости соотносить свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные интересы, однако оно должно соотноситься с предписаниями норм права, отражающими и охраняющими интересы других лиц.

Поскольку в общественных отношениях наряду с юридической существуют другие обязанности (моральная, религиозная, административная), необходимо выделить признаки юридической обязанности, к которым относятся:

точное определение меры необходимого поведения. Соблюдение этой меры обеспечено возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение в отношении обязанного субъекта выполняет одновременно две функции: с одной стороны, вынуждает его к исполнению обязанности, с другой - защищает его права от произвола со стороны управомоченного субъекта в случае требования исполнения обязанностей сверх установленной законом меры;

нарушение меры необходимого поведения влечет за собой наступление юридической ответственности;

мера необходимого поведения обязанного лица определяется не произвольно управомоченным или иным субъектом, а в соответствии с требованиями правовых норм;

юридическая обязанность устанавливается в интересах управомоченной или управомочивающей (государство) стороны.

Как и в случае с субъективным правом, содержание юридической обязанности так же является дискуссионным вопросом в юридической науке. Долгое время он вообще не обсуждался, а главное внимание уделялось прежде всего структуре субъективного права. Однако субъективное право и юридическая обязанность - это две парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретных правоотношений строго соответствуют друг другу. Поэтому содержание юридической обязанности можно выразить в следующем:

необходимость совершить активные положительные действия в пользу управомоченных лиц либо воздержания от действий, запрещенных нормами права (например, выполнять условия договора или не совершать действия, влекущие уголовную ответственность);

необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования уполномоченного (например, обязанность подчиниться законным требованиям работника милиции);

необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований (например, выплатить за просрочку исполнения условий договора установленную пеню).

В случае, если мы примем четырехчленную структуру субъективного права (т.е. включаем право-пользование), то четвертым элементом юридической обязанности будет необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Как видно из вышеизложенного, юридические права и обязанности в правоотношении - это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного нормой права. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, воплощение заложенной в них меры дозволенного и должного поведения в реальные общественные отношения.

Право и обязанность в правоотношении - это важнейшие и необходимые условия нормального человеческого общения. В их адекватном соотношении, предполагающем взаимосвязь и взаимозависимость различных интересов, выражается реальный облик гражданского общества и правового государства.

Рассмотрим содержание правоотношений на следующем примере: предположим, что некоторое лицо нанимает подрядчика для ремонта своей квартиры.

Можно ли реализовать желаемое вне сферы правового регулирования? Можно, но такая сделка будет считаться недействительной. Для законности сделки необходимо, чтобы:

наниматель, и подрядчик были праводееспособны;

норма права допускала возможность взятия подряда данным лицом (или организацией);

наниматель уплатил подрядчику денежную сумму, установленную договором, а сам договор был бы соответствующим образом оформлен.

Отношение подряда не может возникнуть даже при отсутствии одного из перечисленных условий, а именно:

если наниматель несовершеннолетний или страдает душевной болезнью;

если нет нормы, регулирующей данное отношение, или когда рассчитанная на эти отношения норма не распространяет свое действие на покупателя;

если наниматель не уплатил оговоренную сумму подрядчику или договор подряда не оформлен надлежащим образом (нотариально не удостоверен).

Субъектами правоотношения в приведенном примере являются наниматель и подрядчик.

Объектом данного правоотношения выступают действия его участников по ремонту квартиры. Сама квартира объектом юридического воздействия быть не может, поскольку это материальный объект, на который можно воздействовать только физическим образом (например, переоборудовать или перестроить). Юридическое значение в данном конкретном случае имеют действия сторон, предусмотренные их юридическими правами и обязанностями. В результате этих действий и осуществляется ремонт квартиры.

Субъективным правом в отношении ремонта квартиры является предоставленная подрядчику нормой права возможность взять подряд на ремонт.

Юридическая обязанность - это необходимость выполнить ремонт, за который наниматель уплатил подрядчику обусловленную денежную сумму в установленном законом порядке.

Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод.

Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения раздела 2Ст. 10-39 Конституции РК. Однако, этими элементами не исчерпывается правовое положение человека. Многие другие права и обязанности граждан, закрепляемые разными отраслями права, базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Конституция прямо указывает, что перечисление ею основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. При характеристике правового положения человека и гражданина важное значение имеют его принципы и основные черты, зафиксированные в Конституции РК. Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом, закрепленный в ст. 14: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 12. Правовой статус личности - совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также юридических гарантий их реализации.:

  1. 39. Основы правового статуса человека и гражданина. Различие понятий человек, гражданин, личность
  2. 16. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
  3. 42. Система прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека.
  4. 85.Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.
  5. 13. Формирование понятия «права человека» и становление законодательного закрепления политических, гражданских и социальных прав человека, его обязанностей в России в ХIХ-начале ХХ вв.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанности образуют конституционный статус личности в Российской Федерации.

Правовой статус - более широкое понятие, так как представляет собой совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Наряду с названными понятиями существует понятие правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статуса это понятие отличается своей действенностью, так как это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений, тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав и свобод. По этому вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой -- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т.п.).

На территории России находятся липа, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства, лица с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности названных категорий, но при этом исходит из того, что государство должно обеспечить достойные условия жизни и уважительное отношение к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни и достоинства.

В Конституции России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и общепризнанных мировым сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России.