Пожарная каланча в Сокольниках - что внутри? Пожарная каланча в сокольниках.

Оборонительные каланчи

В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.

Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов . Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казацкие части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.

Пожарные каланчи

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме , Галиче , Рыбинске , Балакове , Сердобске , Угличе , Ярославле , Трубчевске и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге .

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол . Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются каланчами, не несущими дозорных функций, в которых как правило размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов и боевой одежды пожарных.

В странах, подверженных лесным пожарам (США , Австралия , Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 . C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо , США - 4028 м над уровнем моря.

Парковые каланчи

Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные функции, и развлекательные. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимавшемуся в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений на счет времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Каланча" в других словарях:

    Каланча, и; р. мн. ей … Русское словесное ударение

    См … Словарь синонимов

    КАЛАНЧА, каланчи, род. мн. каланчей, жен. (от араб. крепость). 1. Сторожевая вышка пожарной части для наблюдений за возникающими пожарами. Пожарная каланча. 2. Дозорная башня в крепости или на сторожевом посту для наблюдений за передвижением… … Толковый словарь Ушакова

    Каланча, каланчи, каланчи, каланчей, каланче, каланчам, каланчу, каланчи, каланчой, каланчою, каланчами, каланче, каланчах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    И; ж. 1. Высокая наблюдательная башня пожарной части. Пожарная к. 2. Шутл. О человеке очень высокого роста. * * * каланча (тюрк., от араб. кал’а крепость), во второй половине XVIII начале XX вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня… … Энциклопедический словарь

    Каланчи, р. мн. каланчей, ж. [от араб. – крепость]. 1. Сторожевая вышка пожарной части для наблюдений за возникающими пожарами. Пожарная каланча. 2. Дозорная башня в крепости или на сторожевом посту для наблюдений за передвижением врага (истор.) … Словарь иностранных слов русского языка

    КАЛАНЧА, и, род. мн. ей, жен. Наблюдательная вышка над зданием пожарной части. Ну и к.! (перен.: об очень высоком человеке; разг. шутл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен. минарет, вежа, башня; вышка, сторожевая, дозорная башня. | В некоторых заводах печь с высокою трубою и самая труба эта. Каланчевый, к каланче относящийся. Каланчистое здание, высокое, узкое, как башня, каланча. Каланчисть муж. истопник,… … Толковый словарь Даля

    - (тюрк., от араб, kal a крепость), возвышающаяся над зданием башня для наблюдения за возникновением пожаров каланчи имели колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями. С развитием телефонной связи каланча… … Художественная энциклопедия

Прямо за станцией метро, на Селезневской улице расположено здание бывшей Сущевской полицейской части. Построенная в 19 веке, она одна из самых старых в городе. Стоит отметить, что часть одновременно решала правоохранительную и противопожарную задачи. При этом собственно здание служило в основном задачам полицейским, а каланча — пожарным.

Полицейская часть существовала здесь с конца восемнадцатого века. В 1817 году действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой участок земли с каменными и несколькими деревянными строениями для Сущевской полицейской части. Строительство же основного здания, вместе с пожарными службами, производилось по проекту архитектора М.Д. Быковского в начале 1850-х. В те времена, когда с высоты каланчи была видна вся Москва, на балкончике круглосуточно дежурил часовой, который внимательно осматривал окрестности и как только замечал дым — тут же дергал за веревку, привязанной к колоколу во дворе, чтобы звоном разбудить сонных товарищей, и вывешивал шары и флаги, служившие системой опознавательных знаков — по ним судили о месторасположении и силе пожара. Ночью вместо шаров вывешивались фонари. Услышав сигнал тревоги, пожарные выскакивали из здания, натягивали форму и каски, и неслись в обозах по улицам, оглушительно гудя в медные трубы и распугивая прохожих.

Однажды обер-полицмейстер Сущевской части Арапов разрешил своим приятелям из Петровского театра выбрать пожарных для участия в театральных постановках. С этим фактом связана одна забавная история. Как-то раз в театре ставили «Хижину дяди Тома», и всех пожарных загримировали под негров и одели в полосатые куртки. И как раз во время представления брандмейстеру по фамилии Корыто, присматривавшему за подопечными, доставили записку о том, что на Никольской пылает пожар. Пожарные, как были в куртках и гриме, повскакивали с мест и бросились к обозам. На следующий день весь город говорил о скором конце света, припоминая чертей, которые в сверкающих касках мчались по улицам и дудели в трубы. После этого и вышел приказ, запрещающий использовать пожарных в театральных постановках.

Но главное, что именно сотрудники Сущевской части создали прецеденты, ставшие впоследствии серьезнейшими институтами. В частности, в 1911 году купец Николай Алексеев оставил свой автомобиль марки «Бенц» на дороге, перекрыв выход из храма. По окончании службы богомольцы испытывали неудобства при выходе, за что околоточный надзиратель Сущевской полицейской части Дмитрий Быков наложил на нарушителя немалый штраф — видимо, первый в Москве штраф за незаконную парковку.

Здесь же было принято одно из исторических решений: «Городового вице-унтер-офицера Егорова за пьянство и буйство во время несения постовой службы посадить на хлеб и воду на две недели, пожарного служителя Коноплева за небрежное и жестокое обращение с лошадью и оскорбление унтер-офицера наказать 140 ударами розог». Сейчас подобными вещами ведает целое подразделение — служба собственной безопасности ГУВД.

Здесь же в 1898 году по приказу обер-полицмейстера за номером 117 была организована первая в городе станция «Скорой помощи». В распоряжении врачей была всего одна карета (притом в буквальном смысле на гужевой тяге), на которой выезжала бригада, состоящая из трех специалистов — врача, фельдшера и санитара. Правда, вызов принимался только у должностных лиц — у дворника, к примеру, или у ночного сторожа, и только по поводу несчастных случаев на улицах.

Но самая, пожалуй, колоритная работа, выполнявшаяся штатом этой части, — сожжение неблагонадежных книг. Последнее в истории Москвы книжное аутодафе произошло в 1888 году, и это был труд Гиляровского под названием «Трущобные люди». Автор вспоминал: «С заднего двора поднимался дым. Там, около садика, толпа пожарных и мальчишек. Снег кругом был покрыт сажей и клочками бумаги. В печи догорала последняя куча бумаги: ее шевелил кочергой пожарный. Пахло гарью и керосином, которым пропитался снег около печи».

Интересны истории, связанные не только со служивыми части, но и с ее "постояльцами"-заключенными.

Здесь, в Сущевской части в разное время содержались такие знаменитости, как игуменья Митрофания (она обвинялась в мошенничестве) и Владимир Владимирович Маяковский. Впрочем, последний по этому поводу не слишком скорбел. Он сообщал своей сестре на волю: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущевке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо». Для полного счастья юному поэту не хватало только книг и рисовальных принадлежностей. Их-то он и просил передать. Правда, далеко не все узники этих камер относились к заключению столь философски. Многие пытались выбраться отсюда, не брезгуя любыми способами. Раз, например, в газетах появилось вот такое сообщение: «24 февраля в Сущевском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».

Летом здание целиком запечатлеть достаточно сложно - оно утопает в зелени. Поэтому вот зимняя фотография. Кстати, в 1970-80 гг здание отреставрировали и разместили в нем музей МВД.

В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.



Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.


Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184

«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.


Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.

По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».


Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.


Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089


Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722


Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.

Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.

В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.

Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.

Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.

На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.

При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.

В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».

Мне нравится изучать город… выцепишь какую-нибудь деталь силуэта и рассматриваешь как под микроскопом… На этот раз это пожарная каланча.

Согласно Энциклопедическому словарю, Каланча — (тюрк. — от араб. кал а — крепость), во 2-й пол. 18 — нач. 20 вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Активно строить их начали после указа Александра второго от 31 мая 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». С этих пор появились пожарные части при полицейских участках. К ним и пристраивалась или устанавливалась башня — каланча.

До этого простыми горожанами велось дежурство пожарных дозоров. Ими же осуществлялось оповещение и тушение пожаров.

Пожарные каланчи продолжали строить в советское время до появления телефонной связи. После этого необходимость в них отпала. Рост этажности городов в этот период также уже не позволял им выполнять свою функцию.

В дальнейшем и сейчас при пожарных частях все равно продолжают строить башни, но теперь уже для сушки пожарных рукавов, а не как дозорные и сигнальные. Пожарные каланчи, считайте, в красной книге.

В Москве пожарные каланчи строились с конца 18 века и вплоть до начала 1930х гг. На сегодня мне удалось найти около дюжины сохранившихся пожарных каланчей, которые изначально строились как дозорно-сигнальные. Из них 8 являются памятниками архитектуры, половина построены в дореволюционный период (все в 19 веке), 4 построены по типовому проекту в стиле конструктивизма.

Каланча состоит из трех функционально значимых частей: входной группы (1), ствола — вертикальной коммуникации (2) и обзорной площадки (3).

На основе исследования множества архитектурных и объемно-планировочных решений пожарных каланчей можно выделить четыре типа блокировки каланчи и основного здания: изолированный (1), линейный (2), центрально-осевой (3) и угловой (4).

Сам ствол башни бывает только трех типов: прямой (1), сужающийся кверху (2) и составной из прямой и сужающейся части (3). Причем все три типа башен в плане могут быть круглые, квадратные и восьмигранные. Это основные формы планов башен. Видела еще прямоугольный вариант, но крайне редко.

В дозорной площадке главное — это выполнение её функций: кругового обзора, подачи сигнала колоколом или фонарём, защита от погодных условий дежурного. При этом тут архитекторы проявляли свою фантазию. Чаще всего, это самая декоративно украшенная часть башни.

Таким образом, сложилось множество типов дозорных площадок. Ниже те, которые удалось вывести из пожарных каланчей Москвы. Они являются различными комбинациями нескольких приемов: вынос площадки консолью за ствол башни или расположение площадки в границах плана башни, наличие или отсутствие кровли у площадки, наличие опор кровли и размер выхода на площадку.

Ниже мои зарисовки сохранившихся каланчей Москвы. Первые четыре каланчи дореволюционного периода.

Слева направо: Сущевская полицейская часть (ул.Селезневская, 11, стр.1), Хамовнический полицейский дом (Комсомольский проспект, 16, 1897 г.), Рогожская полицейская часть (Николоямская, 54, 1862 г.) и Сокольническая пожарная каланча (ул.Русаковская, 26, 1884 г.).

Слева направо: Пожарная часть №19 (Ленинский проспект, 71а, 1929 г.), Пожарная часть №20 (Ослябинский пер., 2), Пожарная часть №17 (Шоссе энтузиастов, 11, 1929 г.), Пожарная часть №22 (ул. Краснобогатырская, 6, 1927 г.).

Еще обнаружила пару каланчей в руинах, одну из которых собираются реконструировать (ул. Хромова, 40), пару каланчей обшитых сайдингом, их период постройки неизвестен.

Каланчи позднего советского периода и 90х гг дозорной функции не несут и имеют уже другую архитектуру.

Предыстория возведения здания Пожарной каланчи в Сыктывкаре относится к сентябрю 1899 года, когда Городская Дума одобрила предложение городского головы о сооружении на месте старой деревянной постройки пожарного обоза нового каменного здания с помещениями для служителей и конюшен и смотровой каланчой, оснащенной пожарным колоколом. Проект разработал вологодский архитектор И.И. Павлов. Его осуществление было начато в 1900 году. Контракт на строительные работы был подписан со знаменитым в Республике Коми подрядчиком Н.Г. Кононовым, пригласившим каменщиков из города Сольвычегодск. Строительная деятельность затянулась на несколько лет и проводилась только в летний сезон.

В 1907 году городскими властями был подписан договор о сдаче в аренду второго этажа уездному казначейству. К осени этого же года сооружение было наконец-то достроено, и 19 октября по случаю расположения в нем пожарного обоза состоялся молебен.

Композиционную основу двухэтажной каланчи составляла средняя часть, которая была выделена из плоскости боковых крыльев еле намеченным выступом в форме прямоугольника. Данный выступ перерастал стройный восьмерик здания с псевдоподвалом. Каменная каланча завершалась деревянным ярусом звона (смотровой вышкой) с пологой 8-мигранной крышей. Центральный фасад здания, смотрящий на улицу Спасская, был прорезан 5-тью широкими арочными воротами конюшен I этажа и 8-мью прямоугольными окнами II этажа, вокруг которых было сосредоточено декоративное убранство каланчи («сухарики», выемки с городчатыми перекрытиями и другие).

После реконструкции каланчи, сделанной в 1975 году по замыслу архитектора А.Д. Ракина, здание некоторым образом видоизменилось. Ракин не только сумел бережно сохранить архитектурные достоинства сооружения, но и благодаря выделению цветом подчеркнул декоративное убранство каланчи, а также творчески переработал (применительно к нынешним условиям использования) ее элементы. Первый этаж, где находились конюшни, а затем – гараж для машин был переделан под служебные помещения, бывшие ворота переоборудованы под арочные оконные проемы.

Новый, более выразительный облик получило завершение яруса звона. Вместо 8-мискатной крыши с маленьким углом уклона кровли был создан высокий шатер с полицами, завершенный флюгером в виде металлического петуха, который был устроен на гербе города Усть-Сысольск (замысел архитектора Курова был воплощен художником Кононенко и механиком Катаевым). Весной 1976 года флюгер был установлен на самой вершине шатра.

Отдельное значение при реконструкции здания Пожарного депо было отведено курантам на фасад. В прежнее время на улицах больших городов достаточно часто можно было слышать звон курантов. Часы требовали тщательного ухода, как и любые другие сложные механизмы. Для этой цели необходимо было нанимать целые службы, но средств для их содержания не хватало. Службы сокращались – часы останавливались. В 1986 году после реставрационных работ часы были отремонтированы и куранты заиграли. Но это продолжалось недолго. Спустя полгода, они умокли.

Следующий ремонт был произведен специалистами пожарной лаборатории под руководством главного инженера В. Лисина, однако, по сути, были сделаны новые часы. Мелодию, которая доносилась из часов, решено было оставить. Это была песня коми композитора Якова Перепелицы о городе Сыктывкар.

Здание Пожарной каланчи в Сыктывкаре представляет собой не только памятник архитектуры, но и неофициальный символ города.