Плюсы и минусы судебной системы сингапура. Почему сингапур называют современной утопией, и хорошо ли там жить

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.

Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.

Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Островное государство в Юго-Восточной Азии.
Общая территория - 639,1 кв.км. Столица - г. Сингапур.
Население - 3,53 млн. чел. (1999 г.); 78,7% - китайцы, 13,1% - малайцы, 7,1% - индийцы.
Официальные языки - малайский, английский, китайский и тамильский.
Религия - буддизм, ислам, христианство, индуизм и конфуцианство.
До 1819 г. остров принадлежал султанату Джохору (ныне штат в Малайзии), затем перешел к Великобритании, в 1826-1946 гг. - ее колония. С 1959 г. - это "автономное государство" в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. В 1963-1965 гг. - в составе Малайзии (на правах штата). Независимость провозглашена 9 августа 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии.

Государственное устройство

Действует Конституция 1963 г. По форме правления Сингапур - парламентская республика (в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Политический режим - авторитарный. С момента образования независимого Сингапура у власти непрерывно находится Партия народного действия (ПНД). Кроме ПНД официально зарегистрировано 20 политических партий, которые, однако, не играют существенной роли в политической жизни страны (в 1997 г. они имели лишь 2 места в Парламенте).
Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (83 депутата), являющемуся согласно Конституции высшим органом государственной власти, и Президенту. Парламент избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 5 лет. До истечения этого срока он может быть распущен только Президентом по представлению Премьер-министра. Новые выборы также назначаются Президентом в течение 3 месяцев с момента роспуска предыдущего Парламента.
Помимо обычной процедуры выборов членов Парламента по индивидуальным спискам Конституцией страны предусматривается также порядок выборов по "групповому представительству". Такие группы формируются по принципу партийной принадлежности в составе 3-6 человек, один из которых в обязательном порядке должен представлять национальное меньшинство, в первую очередь малайскую общину. С 1990 г. введена практика "назначаемых членов" Парламента (до 9, со сроком работы 2 года). Их кандидатуры выдвигаются общественностью из числа наиболее заслуженных граждан страны, не связанных партийной принадлежностью и обязательствами перед избирателями. Пройдя специальный селекционный комитет, возглавляемый спикером Парламента, они утверждаются Президентом страны. Назначенные таким образом члены Парламента обладают всеми правами, обязанностями и привилегиями парламентариев, кроме права голоса по поправкам к Конституции, объявления вотума недоверия и бюджету. Имеется также положение о "неизбранных членах Парламента", позволяющее 4 представителям оппозиционных партий, набравшим в ходе выборов наибольшее число голосов, но не прошедшим в итоге в высший законодательный орган страны, становиться членами Парламента.
Как правило, Парламент в течение года проводит 2 сессии, причем на второй, более продолжительной, рассматривается и утверждается госбюджет страны на очередной финансовый год.
Законопроекты обсуждаются в 3 чтениях и принимаются простым большинством голосов. Финансовые законопроекты может вносить только правительство. Принятый проект становится законом после одобрения Президентом.
Заключительный этап состоит в рассмотрении законов Президентским советом по правам меньшинств на предмет соответствия принципу равноправия религиозных и этнических общин и конституционным гарантиям вообще. Совет состоит из 21 члена, назначенного Президентом по совету Кабинета (10 пожизненно, еще 10 и председатель - на 3 года). При наличии отрицательного заключения законопроект должен быть изменен или подтвержден в Парламенте большинством в 2/3 голосов. Компетенция Совета не распространяется на законопроекты, касающиеся финансов, безопасности государства и публичного порядка. Не подлежат рассмотрению Советом также законопроекты, объявленные Премьер-министром "срочными".
Глава государства - Президент, ранее избирался Парламентом сроком на 4 года. В соответствии с принятой в 1991 г. поправкой к Конституции в августе 1993 г. Президент был избран путем прямых всеобщих выборов сроком на 6 лет.
Президенту принадлежат некоторые представительские, исполнительские и кадровые полномочия. При осуществлении своих обязанностей он действует в соответствии с советом Кабинета или министра, действующего по поручению Кабинета. По собственному усмотрению Президент назначает Премьер-министра и отказывает в просьбе о роспуске Парламента.
Исполнительная власть реально принадлежит Кабинету (правительству) во главе с Премьер-министром. Последний назначается Президентом из числа членов Парламента. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Если Президент уверен, что Премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента, он может объявить его должность вакантной либо согласиться, по просьбе Премьера, на роспуск Парламента.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Сингапура почти целиком основана на английском общем праве, однако в ряде вопросов личного статуса в отношении китайской, мусульманской и индусской общин действуют соответственно обычное китайское, мусульманское и индусское право.
С момента его введения в 1826 г. в английское общее право было внесено множество изменений и дополнений с тем, чтобы адаптировать его к специфическим местным условиям. Многие отрасли права были кодифицированы, принято обширное законодательство. В частности, по образцу индийских колониальных кодексов приняты Уголовный кодекс, Закон о доказательствах, по образцу статутов Великобритании - Ордонанс об исковой давности 1959 г. и Ордонанс о диффамации 1960 г., на основе австралийской модели - Закон о правах на землю 1956 г., Ордонанс о промышленных отношениях 1960 г. и Закон о компаниях 1967 г.
После достижения независимости в 1963 г. все действующие на тот момент законы были оставлены в силе; в период независимости они в большей или меньшей степени изменены, дополнены или пересмотрены.
Помимо национального законодательства в Сингапуре в качестве источника права применяются также акты английского Парламента, действовавшие на 1826 г., и последующие акты по некоторым коммерческим вопросам, если они не противоречат местному законодательству.
В Сингапуре в полной мере применяется английская доктрина, признающая судебный прецедент важным источником права. Помимо собственно сингапурских применяются как имеющие "убеждающую силу" прецеденты судов Великобритании, Малайзии, Индии и других стран общего права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В сфере гражданско-правовых отношений в Сингапуре применяются нормы английского общего права, исключая ряд вопросов личного статуса, регулируемых персональным правом каждой из общин.
Правоспособность определяется правовыми актами, основанными на английском общем праве. Минимальный брачный возраст для мусульман установлен в 16 лет, для других общин - в 18. Договорное и деликтное право также в целом следуют за английским правом. Земельное право основано одновременно как на собственно английских, так и на австралийских нормах (в отношении регистрации прав).
Вопросы брака и развода у немусульманских общин регулирует Хартия о женщинах (Women"s Charter) 1961 г. Она предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах, предусматривает обязательную регистрацию брака и запрещает полигамные браки. Браки по обычному китайскому или индусскому праву возможны, однако они должны соответствовать нормам указанной Хартии. Положения о разводе в основном соответствуют английскому праву, однако для подачи заявления о нем требуется не менее чем 7 лет раздельного проживания. Вопросы брака и развода мусульман целиком подчиняются мусульманскому праву, согласно которому мужчины могут иметь более одной жены и разводиться в одностороннем порядке.
В соответствии с Ордонансом о гражданском праве (Civil Law Ordinance) в Сингапуре непосредственно применяется английское коммерческое право по всем вопросам, касающимся партнерств, корпораций, банков и банковской деятельности, агентских договоров, перевозки, страхования в отношении торговых вопросов в целом, если иное не предусмотрено сингапурским законом. В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности. В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г. с незначительными изменениями, Закон о векселях - английский Закон 1882 г. и т.д.
Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г. Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав.
Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы. В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора.
Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г. и Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.
Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку. Последнее практически не использовалось после 1986 г., отчасти из-за сложной арбитражно-примирительной процедуры, которая должна предшествовать объявлению забастовки. Правительство принимает активное участие в регулировании трудовых отношений и поддержании социального партнерства. Закон о занятости устанавливает стандартную 44-часовую рабочую неделю. По уровню социальной защищенности трудящихся Сингапур занимает второе место в Азии после Японии.

Уголовное право и процесс

Источниками уголовного права Сингапура являются Уголовный кодекс, введенный в 1872 г. и имеющий в качестве основы УК Индии 1860 г., Закон о внутренней безопасности 1960 г., Закон о злоупотреблении наркотиками 1973 г. с поправками 1975 г. и целый ряд других актов.
Сингапурское уголовное законодательство отличается достаточной суровостью. Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство; государственная измена; посягательства на личность или пленение Президента; преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами; лжесвидетельство, повлекшее казнь осужденного. Поправки 1975 г. к Закону о злоупотреблениях наркотиками установили как обязательную меру смертную казнь за хранение более 15 граммов героина или аналогичного количества других наркотиков.
Уголовный кодекс предусматривает в числе видов наказаний битье прутом, назначаемое дополнительно к заключению, примерно за 30 преступлений, связанных с использованием насилия или угрозой насилия против человека (например, грабеж, изнасилование), за вандализм, торговлю наркотиками, нарушение иммиграционных законов. Этот вид наказания не применяется к женщинам, а также мужчинам старше 50 и моложе 16 лет. Лицо может быть освобождено от него и по состоянию здоровья.
Уголовный процесс в Сингапуре в целом основан на принципах английского права. УПК закрепляет практически полный набор демократических принципов и гарантий уголовного судопроизводства.
Согласно закону задержанные должны в течение 48 часов предстать перед магистратом для предъявления обвинения; обвиняемые имеют право на юридическую помощь, в том числе назначаемого за государственный счет (при отсутствии средств) адвоката. Осужденные имеют право на апелляцию. Действует система освобождения под зало г. Система правосудия работает достаточно быстро и эффективно. Сингапур один из первых в мире применил на судебных процессах видеоконференции (если свидетель или потерпевший находится за рубежом).
В то же время в сфере уголовного процесса наблюдаются и антидемократические тенденции. В 1989 г. в Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции.
Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях "защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка". Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность. Президент может санкционировать задержание сроком до 2 лет (причем этот срок может быть продлен неограниченное число раз) без права оспорить в суде обоснованность содержания под стражей. Правда, такая исключительная процедура почти не используется на практике.
В настоящее время в Сингапуре не существует суда присяжных (он отменен в 1959 г., а по делам, где в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь, - в 1969 г.).

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.
Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.
В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.
Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.
В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).
Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.
Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.
Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.
Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.
В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.
Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.
Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Первый камень для строительства здания суда торжественно заложил тогдашний губернатор Сингапура, сэр Шентон Томас. В капсулу времени положили несколько местных газет, вышедших накануне – 31 марта 1937 года, а также монеты. Капсула времени должна быть открыта в 3000 году. О завершении строительства губернатор объявил в 1939 году.

Внутренне пространство здания открытое, а в его просторном интерьере используются коринфские колонны и роспись итальянских мастеров. Этажи поддерживают надежные металлические конструкции, над центральной частью здания возвышается купол, где раньше размещалась юридическая библиотека. Парадный фронтон украшен скульптурными изображениями работы итальянского мастера Augusto Martelli, которые являются аллегорией справедливости.

Изначально в здании разместились четыре суда, а позже появились еще семь. Однако уже практически десять лет здесь не проводятся судебные слушания – после реставрации в здании планируют открыть центр искусств.

В 2002 году позади старого здания суда начали сооружать новый корпус, который был завершен в 2005-м. Здание площадью 72 тыс. кв. м спроектировали местные архитекторы совместно компанией Foster and Partners (Великобритания).

Внешний облик нового здания Supreme Court of Singapore был детально продуман с целью воплотить идею прозрачности судебной системы. Для этой цели в облицовке использовался полупрозрачный португальский мрамор, а внутренний вход, лестницы и лифтовые шахты в своей конструкции состоят преимущественно из стекла. Сейчас в здании размещаются 12 гражданских, 8 уголовных и 3 апелляционных суда. 2-6 этажи здания занимают преимущественно судебные залы, тогда как Апелляционный суд находится на восьмом этаже, внешне выполненном в форме диска. Такая архитектурная деталь возникла не случайно – диск, возвышающийся над зданием, является современной интерпретацией купола, который украшает старое здание Old Supreme Court, а также символизирует беспристрастность правосудия.

Расположение Здания Верховного суда Сингапура на карте

Сооружение здания Верховного Суда, которое сейчас известно под названием Old Supreme Court Building, началось в 1937 году на месте отеля Grand Hotel de L"Europe (1 St Andrew"s Rd), недалеко от главных правительственных учреждений. Old Supreme Court фасадом выходит на открытую спортивную площадку Паданг.

Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Сингапура

Судебная система Сингапура

Республика Сингапур – город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и в тот же год вступил в Организацию Объединенных Наций. Кроме того, Республика Сингапур является членом Британского содружества наций, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), участником Генерального соглашения по торговле и тарифам (ВТО), одним из инициаторов создания Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и членом ряда других международных организаций.

В 1990 году в Сингапуре началась судебная реформа. К реформированию судебную систему подтолкнула насущная необходимость: суды низшего уровня Сингапура были просто завалены делами, которые накапливались и не рассматривались по 10 лет из-за неспособности системы «переварить» весь этот вал. Случалось, что стороны ждали назначения дела к слушанию целых четыре года! А на рассмотрение апелляций отводилось два-три года.

Реформирование системы правосудияв Сингапуре началось с внедрения Судебной хартии, которая должна была поспособствовать повышению уровня доброжелательности судов к пользователям, а это не только корректное отношение к сторонам, а, в первую очередь, – сокращение продолжительности производств. Для этого были сделаны определенные шаги. Причем весьма успешно.

Кроме этого, были предприняты меры, способствующие улучшению судебного менеджмента. В судах начали применять лучшие практики управления, а руководителей судов начали учить навыкам лидерства. Кстати, обучение лидерству было не дешевым, тратились немалые средства, поскольку работников суда отправляли учиться в лучшие университеты, в том числе за границу. Администрирование судом, так же, как и управление бизнесом, начало основываться на умении прогнозировать; применении методик стратегического планирования; умелом использовании информации; разработке политики в сфере управления персоналом; обеспечении производительности судебных производств путём использования информационно-коммуникационных технологий; посредничестве; регулярном проведении исследований с целью выясненияуровня удовлетворенности пользователейсудебными услугами.

Уже через несколько лет сингапурские суды смогли ликвидировать все эти жуткие «завалы», дела к слушанию начали назначать оперативно, в течение месяца.

В конце 90-х в судах низшего уровня Сингапура ввели такой инструмент измерения качества работы суда, как «Система показателей правосудия». В сентябре 2000 года эту систему показателей заменили электронной версией - eJustice Scorecard System. Информация о деятельности судов собирается и группируется по четырем категориям в соответствии с принципами сбалансированной системы показателей: 1) связи с общественностью; 2) внутренние процессы; 3) обучение; 4) финансирование.

Интересно, что все эти новации суды нижнего уровня Сингапура приняли охотно, они были заинтересованы в улучшении качества своей работы. Поэтому активно вводили новые правила работы. За это суды низшего уровня получили в 2006 году Премию качества Сингапура – награду, которая вручается в знак признания соответствия высоким стандартам качества.

Судебная власть представлена в Сингапуре развитой системой судов. Согласно статье 93 Конституции осуществление судебной власти возлагается на Верховный суд (Supreme Court) и нижестоящие суды (subordinate courts), которые могут быть созданы в соответствии с законом.

Помимо Конституции Сингапура правовой статус Верховного суда Республики Сингапур определяется Законом о судоустройстве Верховного суда (Supreme Court of Judicature Act, 1970), Законом о государственных судах (State Courts Act, 1971); внутренние процедуры урегулированы Регламентом Верховного суда (Rules of Court, 1996). Верховный суд состоит из Апелляционного суда (Court of Appeal) и Высокого суда (High Court). Законом предусмотрено, что Высокий суд состоит из Главного судьи (Chief Justice) и судей Верховного суда. Главный судья и семь судей Верховного суда назначаются президентом по согласованию с премьер-министром. Младшие судьи Верховного суда назначаются после консультаций с Главным судьёй. На уровне основного закона закреплено положение, согласно которому дела в Верховном суде могут рассматриваться в субботу и в воскресенье, а также в праздничные дни в чрезвычайных случаях и по требованию Главного судьи. Верховному суду подведомственны 10 окружных судов, 14 городских, 1 суд по делам детской преступности, 1 суд по делам, связанным со смертельным исходом.

В качестве суда первой инстанции Высокий суд рассматривает любые уголовные дела о преступлениях, предусмотренных законом в соответствии со статьей 15 Закона о Верховном суде. Юрисдикция по рассмотрению гражданско-правовых дел разделена на: общую (статья 16 Закона), специальную (семейные разводы, в случаях, предусмотренных законом; по вопросам адмиралтейства; банкротства компаний; назначения опекунов детям, лицам, не обладающим полной дееспособностью, а также по некоторым другим случаям), конкурентную с Шариатскими судами (Верховный суд уполномочен рассматривать дела об алиментных обязательствах, опеке детей, разделе имущества при разводе, однако, Верховный суд не вправе рассматривать все гражданские дела, по которым установлена юрисдикция Шариатского суда в соответствии с Законом о мусульманском праве (Administration of Muslim Law Act, 2009).

Высокий суд в качестве апелляционной инстанции, согласно статье 19 Закона о Верховном суде, рассматривает апелляционные жалобы на решения окружных и магистратских судов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обращения по фактам нарушения норм права судами, апелляции на решения по делам об уголовных преступлениях, рассмотренных Судом по семейным делам, а также апелляции на решения Суда по делам несовершеннолетних. В сфере гражданско-правовой юрисдикции Высокий суд рассматривает апелляционные жалобы на решения Суда по семейным делам, окружных и магистратских судов по квазиуголовным (quasicriminal) и гражданским делам, а также в случаях, предусмотренных законом, на решения специализированных трибуналов. Высокий суд рассматривает апелляции на решения окружных и магистратских судов в случае, если сумма иска превышает 50 000 SGD или есть соответствующее разрешение суда соответствующего уровня (окружного или магистратского). За Высоким судом закреплена функция общего надзора за судами судебной системы Сингапура в соответствии со статьями 23-28 Закона о Верховном суде.

Апелляционный суд рассматривает жалобы на любые решения по гражданско-правовым делам, вынесенным Высоким судом, а также на решения, вынесенные тем же судом по первой инстанции по уголовным делам.

Конституционный контроль в Сингапуре осуществляет Высокий суд, о чем свидетельствует статья 56А Закона о нижестоящих судах, согласно которой, если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о толковании нормы законодательства, в том числе и Конституции, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить дело и направить соответствующий запрос в Высокий суд.

К нижестоящим судам, деятельность которых регулируется Законом о нижестоящих судах (Subordinate Courts Act, 1970), относятся окружные суды (District Courts), суды магистратов/мировые суды (Magistrates’ Courts), суды по делам несовершеннолетних/ювенальные суды (Juvenile Courts), коронерские суды/суды следователей (Coroners’ Courts), суды мелких исков (Small Claims Tribunals).

Окружные суды и суды магистратов рассматривают гражданско-правовые дела, подсудность которых определяется размером суммы спора. Так, магистратские суды рассматривают споры, не превышающие 60 000 SGD, окружные суды – до 250 000 SGD. По делам об уголовных преступлениях в соответствии со статьей 8 Уголовно-процессуального кодекса Республики Сингапур (Criminal Procedure Code, 2011) окружные суды вправе рассматривать дела о преступлениях, максимальный срок наказания по которым не превышает 10 лет, а также все уголовные дела, которые подсудны магистратским судам. Магистратские суды рассматривают уголовные дела, максимальный срок лишения свободы по которым не более 5 лет. В Сингапуре в качестве одного из видов наказания предусмотрены удары палками, при этом магистратский суд может назначить до 6 ударов палками, процедура применения урегулирована разделом 2 «Наказание ударами палками» (Sentence of caning) Уголовно-процессуального кодекса Сингапура.

Статья 55 Закона о нижестоящих судах устанавливает, что полномочия и подсудность Трибунала по делам несовершеннолетних определяется Законом о детях и молодых людях (Children And Young Persons Act, 1993). Согласно названному закону ребенком является лицо, не достигшее 14 лет, а молодым человеком – лицо, достигшее 14 лет, но не старше 16. Председателя Трибунала по делам несовершеннолетних назначает Президент. В соответствии со статьей 33 Закона о детях никто из лиц, установленных тем же законом, не может быть обвинён или осуждён за любое преступление помимо Трибунала по делам несовершеннолетних, за исключением дел, которые подсудны Высокому суду, по преступлениям, совершённым совместно с лицами, предусмотренными настоящим законом, и лицами, которые старше 16 лет.

Коронерский суд / суд следователя (Coroner’s Court) проводит расследования любых случаев, связанных со смертью человека, наступившей внезапно или не- естественным образом, имеются основания подозревать о насильственном её наступлении, а также, если неизвестны обстоятельства, при которых наступила смерть. В Законе о нижестоящих судах содержится бланкетная норма о регулировании полномочий суда коронера Уголовно-процессуальным кодексом.

Деятельность Трибуналов мелких исков регулируется Законом о судах мелких исков (Small Claims Tribunals Act, 1985). Названный трибунал рассматривает любые споры, возникающие на основании договора купли-продажи товаров или оказания услуг (т.н. потребительские споры), споры из причинения вреда имуществу, за исключением, если вред имуществу причинён вследствие использования транспортного средства. Срок исковой давности для обращения в Трибунал по мелким искам составляет один год.

Суды по семейным делам (Family Court), правовой статус которых определяется Законом о семейной юстиции (Family Justice Act, 2014), рассматривают дела, связанные с усыновлениями, разводами, разделом имущества супругов посредством проведения совместных конференций, процедур медиации.

В 1992 году была разработана и внедрена система Ночных судов (Night Courts), которые рассматривают дела о правонарушениях в сфере дорожного движения в понедельник и в четверг с 6 часов вечера. Данное нововведение было связано с большим количеством нарушений правил дорожного движения, которые рассматривались в рамках основной системы судов. Таким образом, Ночные суды были учреждены для того, чтобы облегчить доступ к правосудию работающей части населения. В вечернее время в Сингапуре работают два суда: Суд № 26, работающий с повестками и уведомлениями, которые представляются различными административными ведомствами, и Суд № 25, рассматривающий дела о нарушениях правил дорожного движения, которые представляются дорожной полицией.

Общественный трибунал (Community Court) Сингапура рассматривает дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями (от 16 до 18 лет), а также с правонарушителями, имеющими психические расстройства, разрешает споры между соседями, случаи насилия в семье и другие.

В Сингапуре осуществляют свою деятельность и иные специализированные квазисудебные органы, создание которых связано, прежде всего, с целью разгрузить основную ветвь судебной системы: Шариатский суд (Syariah Court), который дает разрешение на вступление в брак, а также на развод между сторонами, которые являются мусульманами или теми, кто состоит в браке в соответствии с положениями мусульманского права (Muslim Law) ; Трибунал по делам о дорожно-транспортных происшествиях, который рассматривает дела о дорожных происшествиях, направленные в трибунал дорожной полицией; Трибунал по авторским правам, который помогает урегулировать споры между владельцами авторских прав и пользователями авторских материалов ; Трибунал по трудовым спорам, который разрешает споры между работодателями и работниками в случаях, когда они не могут быть решены путём медиации.

Крохотное островное государство давно стало образцом упорядоченности и аккуратности. "Право.Ru" описывает, как на месте отсталой и неэффективной судебной системы в Сингапуре возникла одна из самых эффективных юрисдикций в мире.

До начала 1960-х годов Сингапур не слишком отличался от окружавших его азиатских государств, с их культурой подношений чиновникам — практически легализованной коррупции — внешнего дорогостоящего блеска, медлительности и высокомерия. Страна была бедна ресурсами и критически зависима от внешних поставок, приходилось импортировать даже пресную воду. Судебная система вполне этой культуре соответствовала, ибо в ней работали те же люди, и так оставалось вплоть до начала 1990-х годов.

До 1959 года остров был британской колонией. В наследство независимый Сингапур получил общее право, судебную систему, сформированную по британскому образцу, и беспартийную систему государственной службы. Знаменитое Бюро по расследованию случаев коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau), одна из основ сингапурского чуда, также было создано еще во время британского правления, в 1952 году. Впрочем, современное значение оно получило уже в 1960 году, со вступлением в силу Закона о предотвращении коррупции, наделившего Бюро чрезвычайными полномочиями.

В том же 1960 году правительство возглавил ныне знаменитый Ли Куан Ю , выпускник Кембриджа. Главной его задачей было выстроить честный и эффективный бюрократический аппарат и полицию; работа судебной системы долгое время оставалась на втором плане. Кстати, юридическая связь с бывшей метрополией сохранялась еще долго, вплоть до 1994 года, когда граждане Сингапура потеряли право на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета (Judicial Committee of the Privy Council) в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию.

Судебная волокита

О проблеме задержек в рассмотрении дел заговорили еще в 1948 году. На протяжении нескольких десятилетий количество нерассмотренных дел росло. Верховный суд, образованный в 1969 году, также не преуспел в борьбе с этим злом. Судьи видели свою функцию в том, чтобы выносить решения, время не имело значения. К концу 1980-х годов медлительность правосудия стала заметным препятствием на пути развития страны.

В сентябре 1990 года отставание в рассмотрении дел Верховным судом составляло около пяти лет — и это только для уже принятых дел. Необходимо было менять подход к отправлению правосудия. В том же году новым Главным судьей (Chief Justice) был назначен Йонг Пьюн Хау (Yong Pung How), обладавший как огромным юридическим и административным опытом, так и энергией для изменения положения вещей. В результате 10 лет спустя время рассмотрения гражданских дел снизилось в 4-5 раз.

Разработка реформ

Первое время изменения носили несистемный, процедурный характер, имели целью оптимизировать работу судьи — ремонт помещения, компьютеризация и создание баз данных, увеличение численности персонала, расширение юрисдикции нижестоящих судов. Все это не мешало росту числа нерассмотренных дел.

Руководство судебной системы быстро пришло к выводу, что необходимо изменить парадигму функционирования судов в целом. Оно сформировало новый подход к оценке работы судов и сформулировало новые ценности и приоритеты для судов, например, эффективность как общественное благо.

Затем специально сформированная команда системно проанализировала проблемы и возможности судов. В анализе учитывалось потенциальное влияние демографических изменений и экономического и технологического развития на спрос на услуги судебной системы страны. По итогам был составлен прогноз возможных вариантов развития и будущих потребностей судебной системы.

После этого был составлен список основных проблем, мешающих движению вперед, таких, например, как плохая координация между основными процессами и подразделениями, неэффективное, непопулярное и озабоченное субординацией руководство, неясные стратегии и противоречивые приоритеты. Обнаруженные препятствия рассмотрели в контексте международного опыта решения сходных проблем, развития технологий и искусства управления.

В конечном итоге был создан масштабный план преобразований, с учетом институциональной инфраструктуры судебной системы в целом и человеческих ресурсов и, главное, интересов пользователей — гражданского населения и бизнеса — и прочих заинтересованных сторон.

Осуществление

Для решения проблемы низкой "производительности" новое руководство системы судов стало вводить систематические меры, направленные на ускорение рассмотрения дел, в том числе путем повышения дисциплины проведения заседаний. Стали следить за соблюдением расписаний, продляли при необходимости рабочие часы, резко ограничили практику перерывов в заседаниях, приводившую к растягиванию процессов на недели и месяцы, ввели ограничения на время, отведенное на определенные действия судей и сотрудников судов, и т.п. Со сторон начали взимать плату за слушания, продолжающиеся дольше определенного количества дней, был расширен круг юристов, допущенных к повседневной деятельности судов. Одновременно упрощались процедуры, улучшались условия труда. Даже дизайн залов судебных заседаний сделали более "расслабленным".

Судебная система — как ранее система управления страны — последовательно переходила на бизнес-принципы. Стали публиковать плановые годовые показатели деятельности судов, что, с одной стороны, меняло облик судов в общественном мнении, перенося акцент с недостатков на сам процесс модернизации, с другой — способствовало большей заинтересованности самих работников судов. Проекты нововведений публиковали заранее, с целью вовлечь максимально широкие круги заинтересованных лиц в реформирование судов.

С 1992 по 2001 год были приняты и исполнены девять годовых планов. Подробно о них можно прочесть в работе о судебной реформе в Сингапуре, написанной Валидом Хайдером Маликом и опубликованной Всемирным банком в 2007 году — "Judiciary-Led Reforms in Singapore: Framework, Strategies, and Lessons" . Малик выделяет следующие основные направления и методы реформирования:

1. Пример сверху . Руководство судебной системы страны стремилось на себе показать, каких улучшений можно добиться и каким образом. Высокопоставленные судьи отправлялись в нижестоящие, чтобы на месте руководить изменениями, в том числе следить за соблюдением расписаний, распределением нагрузки между судьями и т.п. Особое внимание уделялось формированию духа солидарности и профессиональной гордости судебной корпорации.

2. Исследование возможностей . В ходе реформ практиковалось своего рода экспериментирование, с целью выработать более эффективные процедуры и улучшить стандарты работы. Например, Главный судья иногда передавал сложные дела из Верховного суда в какой-нибудь из нижестоящих, что в конечном итоге вело к повышению квалификации судей. В 1994 году была введена схема судебного разрешения споров, которая позволила распределить методы разрешения споров по типу и сложности дел, что, в свою очередь, существенно повысило эффективность использования времени и средств. Одним из результатов этой работы стало появление новых специализированных судов, например, Ночного суда (рассматривает мелкие дела по ночам — в гарантированно нерабочие часы) или Трибуналов по мелким претензиям и многих других.

3. Облегчение доступа . Правительство последовательно упрощало доступ к юридическим услугам и стремилось снизить стоимость доступа к правосудию как таковому. Была основана сеть местных офисов, установлены автоматизированные киоски, где можно оплатить штрафы за нарушение ПДД и получить информацию о юридических услугах. Суды стали нанимать переводчиков ввиду полиэтничного состава населения. Были разработаны специальные программы по информированию населения, в том числе в СМИ.

4. Административная реорганизация . Работа административного персонала была полностью изменена в соответствии с концепцией "автономного агентства" — то есть у судей нет закрепленного за ними штата; бюджеты судов стали формировать по принципу "деньги для результатов".

5. Работа с людьми . Одной из важнейших задач было привлечь — и затем удержать — наиболее талантливых юристов и сотрудников и повысить компетентность обслуживающего персонала. Для этого были заметно увеличены зарплаты, до уровня, сопоставимого с предлагаемыми в частном секторе; также стало доступно бесплатное дополнительное образование.

6. Акцент на эффективности . Руководство судебной системы последовательно вводило полу- и полностью автоматизированные системы оценки результатов — как процесса модернизации, так и повседневной деятельности судов.

Сайты судов спроектированы так, чтобы помочь в том числе и людям, не имеющим юридической подготовки; на странице для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution) предлагается система онлайн-медиации, позволяющая разрешить спор в досудебном порядке и тем сэкономить время и деньги.

После подачи иска составляется график проведения обязательных предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Такие конференции решают две задачи — сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора на предмет возможности досудебного урегулирования и четко обозначить предмет спора и спрогнозировать процесс в целом. Для экономии времени участников будущего процесса обычно используется видеоконференция (как и для участия в процессе лиц, неспособных присутствовать лично). Сам процесс записывается, и потом судья может обратиться к нужному эпизоду процесса.

8. Сотрудничество . Судебная система Сингапура активно налаживала связи как внутри страны, например, с парламентом, юридическими и общественными организациями и т.д., так и за ее пределами. Таким образом решались две проблемы — во-первых, судебная система обогащалась новыми знаниями и навыками, и, во-вторых, изменялся международный облик системы как самой слабой ветви власти в Сингапуре.

Результаты

В результате применения этих мер, наряду с более традиционными, среднее время ожидания решения по гражданскому делу снизилось с пяти-шести лет в конце 1980-х до 15 месяцев в 2000 году. И — что гораздо важнее — дела перестали накапливаться.

Общественное мнение очень высоко оценило результаты реформ. В 1999 году 97% опрошенных называли работу суда беспристрастной и 92% — эффективной. Примерно так же реагировал и бизнес, как местный, так и международный; недаром с тех пор Сингапур стабильно занимает одно из верхних мест в рейтингах стран с самым удобным и безопасным бизнес-климатом.

Безусловно, рецепт сингапурских реформ подходит далеко не всем, однако, можно сделать некоторые универсальные выводы.

В первую очередь, необходимо мыслить стратегически, уделять много внимания долгосрочному планированию и текущему контролю. Критически важно иметь цельный, всеохватный подход к реформированию института, пусть даже не все аспекты будут реформированы одновременно.

План реформ должен формироваться исходя из интересов пользователей института.

Для успеха реформ важно также иметь уважаемого и энергичного лидера. Вовлеченность рядовых сотрудников, инициатива на местах имеет большое значение, но без осмысленного и решительного руководства реформы имеют много шансов завязнуть.

Следует как можно активнее использовать IT-технологии, как для обеспечения текущей работы, так и для пользователей — населения и бизнеса. Очень полезен обмен знания и опытом с коллегами внутри страны и за рубежом.

Наконец, последнее: успешность судебной и вообще юридической реформы неразрывно связана с фундаментальной политической и экономической устойчивостью страны. А эта последняя, в свою очередь, в значительной степени опирается на эффективную обратную связь с жителями страны, теми самыми людьми, ради которых и стоит проводить реформы.

Тучки на горизонте

Все это благолепие имеет свою цену. Интересы и права общества здесь имеют безоговорочное преимущество перед интересами и правами индивидуума. Одним из следствий такого подхода оказывается цензура. Сингапур — действительно одна из наименее коррумпированных стран, и одновременно пресса там находится под очень жестким контролем.

Установлена ответственность за оскорбление, вернее, "скандализирование" суда. Одним из вариантов этого правонарушения является намерение создать у среднестатистического получателя информации представление о "неотъемлемой склонности" судебной системы в целом к несправедливости. Несколько лет назад сингапурский суд приговорил к выплате штрафа издательскую компанию Dow Jones