Отношение к учебным обязанностям. Что не обязан делать школьник

Каждый гражданин России имеет право на получение образования. Это закреплено положениями статьи 43 Конституции. Здесь также указано, что получение общего образования является обязательным, и соблюдение этого требования возлагается на родителей или опекунов ребёнка. Однако помимо обязанностей, у детей имеются и права, которые иногда нарушаются в стенах школьного заведения. Примечательно, но родители далеко не всегда понимают, когда педагог нарушает права ребёнка. Рассмотрим этот вопрос более детально.

Что говорит закон

Основные нормы и правила, связанные с получением образования в России, регулируются Федеральным законом № -ФЗ. Ключевыми принципами данного законопроекта является установление равноправия граждан в плане получения образования, не только общего, но и профильного.

Однако учебный процесс является многогранным, и предугадать все ситуации, которые ожидают ребёнка в школе, заранее невозможно. В частности, школьники могут конфликтовать с преподавателями или одноклассниками, и каждый конкретный случай требует детального рассмотрения для решения проблемы.

В школе с детьми занимается преподаватель, который имеет не только права и обязанности, но и должностную инструкцию. Например, учитель ни при каких обстоятельствах не может выгонять учеников из класса, если неугомонный школяр нарушает дисциплину и преднамеренно срывает урок, педагог должен вызвать представителей руководства школы. Кроме того, преподаватели не могут забирать у учащихся мобильные устройства на время урока.

Интересным моментом является повышение голоса. Преподаватель может срываться на повышенный тон в процессе урока, при этом не переходить на личности и не высказывать прямых оскорблений в адрес ребёнка. Вполне естественно, что педагог, ни при каких обстоятельствах не может заниматься рукоприкладством: даже лёгкий шлепок указкой может послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

Скачать для просмотра и печати:

Какие права и обязанности имеются у учащихся

Начнём с обязанностей. Общие правила поведения в стенах учебного заведения запрещают школьникам оскорблять честь и достоинства других учащихся и преподавательского состава, использовать нецензурные жесты и выражения, курить на территории. Помимо этого, школьники обязаны соблюдать право собственности, бережно относиться к школьному имуществу и личным вещам других учеников. В случае порчи чужого имущества, возмещение вреда возлагается на родителей или законных представителей ребёнка.

В целом, обязанности школьников сводятся к тому, чтобы получать образование самим, не препятствовать учебному процессу, и не мешать учиться другим ученикам.

Права школьников

За учащимися общеобразовательных школ закрепляются следующие права:

  • бесплатное получение образования в соответствии с действующими стандартами, установленными на государственном уровне;
  • самостоятельно выбирать общеобразовательное учреждение и форму образования: обучение в школе или на дому, прохождение курса по ускоренной программе;
  • сохранение личного достоинства без дискриминации по каким-либо признакам;
  • достойные условия обучения: теплые классы, и пр.;
  • свободное выражение мыслей и убеждений, при условии, что это происходит в корректной форме;
  • своевременно узнавать о проведении контрольных и экзаменационных работ;
  • проходить курс школьной программы на родном языке;
  • получать оценки по каждой дисциплине в соответствии с полученными знаниями, без предвзятого отношения со стороны преподавателя;
  • посещать факультативные занятия;
  • принимать участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • получать бесплатный доступ к любым школьным ресурсам, необходимым для учебного процесса, например, библиотечным книгам;
  • отдых между занятиями, выходные дни и каникулы.
Важно! За школьниками сохраняются права на свободу слова, печати, совести и информации.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

О чём говорит школьный устав


Устав школы - это свод внутренних правил, регулирующих работу общеобразовательных учреждений. Этот нормативно-правовой документ оформляется в соответствии с пунктами статьи 25 Федерального закона № -ФЗ.

В частности, в уставе должны содержаться следующие данные:

  • информация о типе образовательного учреждения;
  • сведения об учредителях;
  • информация об образовательных программах и направлениях обучения;
  • структура организации и разграничение полномочий.
Важно! Общеобразовательная организация должна создать условия для ознакомления учащихся, родителей и преподавательского состава с данным уставом.

Меры защиты прав учащихся в школе

Рассмотрим ряд ситуаций, которые чаще всего интересуют родителей, и непосредственно затрагивают права и свободы учеников.

Сбор денег: сдавать или нет


Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к пунктам статьи 43 Конституции РФ. Здесь прямо указано, что образование должно быть не только общедоступным, но и бесплатным, и эту норму государство гарантирует гражданам. Отсюда следует, что школа не может требовать с родителей каких-либо сумм. Разумеется, это правило касается только учебных заведений, действующих на некоммерческой основе.

Однако в школах часто практикуются сборы на ремонт класса, приобретение учебных пособий и прочие нужды, необходимые для учебного процесса. Это связано с тем, что финансирование школ из региональных бюджетов оставляет желать лучшего, поэтому общеобразовательные учреждения переходят на самофинансирование.

Здесь нужно учитывать, что подобные взносы возможны только на добровольной основе: школа может предложить сбор средств на какие-либо нужды, соглашаться или нет, остаётся на усмотрение родителей. В случае отказа, преподаватели не могут преследовать учеников, занижая оценки или принуждая учащихся к сдаче денег иными способами. Если это происходит, родители могут обратиться с жалобой к директору школу, в случае бездействия - в прокуратуру.

Охрана здоровья


Ответственность за здоровье школьников во время учебного процесса полностью возлагается на учебное заведение. Выражается это разными способами. Например, учитель не может принуждать ученика к занятиям физкультурой, если у последнего имеется подписанное врачом освобождение.

В ситуациях, когда педагог, несмотря на справку, заставляет ученика проявлять активность на уроках физкультуры, и занятия ухудшают состояние здоровья ребёнка, исходом может стать судебное разбирательство. Отметим, что ставить двойки освобожденным от занятий ученикам, учитель не имеет права. Такие оценки аннулируются, а преподаватель подвергается дисциплинарному взысканию.

Факультативные занятия

В любых общеобразовательных учреждениях, занятия происходят согласно с составленным планом учебного процесса. Здесь перечислены все обязательные дисциплины, включая количество учебных часов, запланированных на их изучение. Любые дополнительные занятия, не включённые в учебный план, посещаются только на добровольной основе. Например, если преподаватель по геометрии считает, что ученикам будет полезно после основных занятий познакомиться с курсом «Занимательной геометрии», дети сами решают, посещать факультатив или нет.

Однако не всегда имеет смысл пренебрегать дополнительными занятиями. Например, при сдаче экзаменов любой преподаватель ставит баллы за знания, которые ученик демонстрирует сверх школьной программы. Однако занижать оценку на основании того, что ученик не посещал дополнительных занятий, учителя не вправе.

Труд не всегда облагораживает

Довольно распространённая практика российских школ - привлечение учащихся к уборке школьных помещений. Согласно статьи 37 Конституции, труд свободен, и привлекать гражданина к исполнению трудовых обязанностей в принудительном порядке - запрещено. Отсюда следует, что школа не может заставить учеников вооружиться тряпками и приступить к уборке классов и коридоров.

Это правило закреплено и законом «Об образовании», но здесь предусмотрена более конкретная и четкая формулировка. В частности, для привлечения к труду требуется заручиться не только согласием учеников, а также их родителей или законных представителей. С юридической точки зрения, даже если учащиеся выражают добровольное согласие на наведение порядка, руководство школы не может разрешить уборку силами учеников, пока не будет одобрения со стороны родителей.

Учитывая сложность этой позиции, могут возникать довольно щекотливые ситуации. Например, ребёнок выразил согласие помочь школе трудом на добровольных началах, а родители категорически против. В этом случае, родители несовершеннолетнего могут жаловаться школьному руководству и в вышестоящие инстанции.

Важно! Чтобы избежать неприятных ситуаций, преподавателям лучше заранее уточнять позицию родителей на предмет привлечения детей к внеклассному труду. В любом случае, уборка помещений не должна превращаться в трудовую повинность и выполняется только на добровольных началах.

Гендерное равноправие


Этим новомодным термином обозначается отсутствие дискриминации по половому признаку среди учащихся. Эта особенность закреплена не только российским законодательством, но и международными конвенциями.

Суть гендерного равноправия заключается в том, что нельзя возлагать на учеников определённые обязанности, руководствуясь половым признаком. Например, девочки остаются убирать класс, а мальчики отправляются домой. Фактически, здесь идёт речь о разделении труда на мужские и женские обязанности, что и является проявлением дискриминации.

Однако данная тема довольно щекотливая. Например, возникла необходимость перемещения школьного инвентаря. С точки зрения человеческой логики, таскать тяжести должны мужчины, но освобождение девочек от такой работы также может квалифицироваться, как дискриминация.

Чтобы не оказаться в сложной ситуации, преподавателям лучше не разделять своих учеников на мужскую и женскую половины, а обращаться за помощью ко всему классу. С точки зрения человеческой морали, мальчики сами вызовутся на выполнение тяжёлой работы, следовательно, права девочек не будут ущемлены.

Несколько слов о религии


Россия является многонациональной страной, и свобода вероисповедания закреплена на государственном уровне. Поэтому в одном классе могут учиться дети разных конфессий: христиане, иудеи, мусульмане, буддисты.

Задачей школы является деликатное и уважительное отношение к религии своих учащихся. Например, в многонациональном классе учитель не может отдавать дань исключительно христианским традициям, и принуждать детей-мусульман к посещению православных храмов и церквей. Нужно учитывать, что даже безобидная экскурсия по святым местам может противоречить убеждениям и вероисповеданию некоторых ребят.

Более того, в школах запрещается проводить религиозные мероприятия, собирать пожертвования и иным образом вовлекать учеников в различные обряды. В свою очередь, учащиеся вправе отказываться от участия в любых культурно-массовых мероприятиях, посвященных религии, и школа не может привлекать их к такой деятельности в принудительном порядке.

Ответственность учащихся


С наступлением определённого возраста, школьники могут привлекаться к административной или уголовной ответственности. Однако здесь нужно учитывать факт, что правовые меры применяются строго индивидуально, коллективная ответственность здесь не предусматривается.

Например, несколько учеников совершили кражу или избили одноклассника. Нельзя обвинить в содеянном весь класс, к ответственности должны привлекаться только непосредственные участники инцидента.

Важно! Педагоги не вправе предлагать урегулирование конфликтной ситуации способом, противоречащим действующему законодательству. Более того, нельзя бездоказательно обвинять в правонарушении кого-либо из учащихся.

Дежурство по школе


Преподаватели не могут заставлять учеников дежурить в принудительном порядке. Это приравнивается к труду, который возможен только с согласия учеников и их родителей. В большинстве случаев, руководство школы обязывает учеников дежурить, ссылаясь на внутренний устав, однако, это незаконно. Здесь имеет смысл убедиться, что пункт, касающийся дежурства действительно закреплён школьным уставом, хотя его там может и не оказаться. Даже если назначение дежурных из числа учащихся предписано школьными правилами, опираться нужно не на нормативный документ, предназначенный для внутреннего пользования, а Конституцию.

Отметим, что дежурство на добровольной основе не запрещено, а в некоторых случаях, даже приветствуется. Например, несколько ребят могут накрыть столы, чтобы одноклассники смогли без лишней суеты пообедать во время перемены.

Публичное унижение


Здесь речь идёт не о личных оскорблениях, которые недопустимы, а публичном порицании одного из учащихся за совершённый им проступок. Например, учитель не может критиковать ученика при всём классе за систематические опоздания. Такие беседы всегда должны проводиться в индивидуальном порядке, желательно, в присутствии родителей нашкодившего ученика.

На заметку! По мнению психологов, даже безобидное порицание, вынесенное ребёнку прилюдно, унижает достоинство несовершеннолетнего, и может нанести моральную травму.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА

СДАВАТЬ ЛИ ДЕНЬГИ?

Каждый имеет право на образование - эти слова из Конституции известны всем. И в Конституции, и в Законе «Об образовании» говорится о том, что школьное образование является бесплатным. Это значит, что если ребёнок учится не в частной, а в обычной школе, тоимеет полное право не сдавать никаких денег.

Вносить ли деньги в фонд школы или класса, на новые компьютеры или ремонт крыши, на охрану или учебные пособия - это может решить только ваша семья. Школа не имеет права приказывать сдавать деньги. Она может только об этом просить. А вы решаете - пойти навстречу просьбе школы или нет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучает ваш класс и сколько на эти предметы уделяется времени. Все дополнительные занятия, такие как кружки или факультативы, могут быть только добровольными. Если в учебном плане нет «геометрии в задачах» как обязательного предмета, то дети могут на этот спецкурс не ходить.

Что касается использования знаний, полученных на спецкурсе, при сдаче экзамена по основному предмету, например, геометрии - это только пойдётна пользу. Любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания. Но при этом на уроке геометрии вам должны дать все необходимые знания для того, чтобы ребятасмогли успешно сдать экзамен по этому предмету.

ТРУД ПОД ЗАПРЕТОМ?

Статья 37 Конституции России гласит: «Принудительный труд запрещён». То же самое записано и в статье 50 Закона «Об образовании»: «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Это означает, что школа не имела права приказывать девушкам 9-11 классов брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах. Обратите внимание на жёсткую формулировку закона «Об образовании». Школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы сами ученики стояли с тряпками в руках и умоляли бы разрешить им спасать школу, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Как же поступать школе в этих условиях? Если школе действительно требуется экстренная помощь, то, конечно же, она обратится к ученикам. Но это должна быть именно просьба, а не приказ. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

При этом школа должна учитывать, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, родители могут быть с этим не согласны. В этом случае у родителей будут все основания жаловаться на школу или даже подать в суд. Поэтому школе полезно заранее, не дожидаясь потопа, выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

А КАК С ДИСЦИПЛИНОЙ?

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

У учителя нет права произвольно решать: пускать или не пускать ученика на урок. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель - тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, милицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Извините, это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Ученик опоздал. Накажите его за опоздание. Как наказать? Почитайте уставшколы, и увидите, какие меры наказания разрешены в вашем учебном заведении. Но на урок ребёнка обязаны пустить. Нет такого наказания - отстранение от урока, и быть не может.

Как поступать ученику, если его по той или иной причине не пустили на урок или выгнали с урока? Напишите жалобу директору школы. Если после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования.

Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» даёт ученикам право ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушения прав ребёнка.

Комментарии посетителей

Аноним (гость)

я учусьв школе, в 11 классе. и у нас бывают дополнительные на подготовку к ЕНТ. но школа нам говорит что за это нужно плотить 3600 тенге.Но у кого не спрошу во всех школах такие дополнительные бесплатно. а у нас почему то платно. имеют ли права школа брать деньги на такие дополнительные?

Аноним (гость)

Это касается не только двоек. У нас в школе свои порядки, хотя не уверена что это все по закону. Например каждый класс по три дня должен дежурить по школе. Дежурство наше заключается в том, что мы все перемены и после уроков несколько часов драим школу: оттираем черточки абсолютно все от линолиума, отмываем стены, лестницы, кабинеты, коридоры, столовую, подоконники и т.д. На это уходит пара часов, иногда меньше, если мы плохо ототрем школу, директор не примет и оставит ещё или добавит дополнительный день дежурства по школе. Это самые тяжелые дни в школе, но у нас нет выхода. Про нашу школу давно все забыли и администрация распоясалась. Я считаю это незаконно, это все делается естественно без нашего согласия, но нас никто не слушает. Если подать жалобу выше то учителя нас загнобят в школе. Вот так мы и живем. У нас не любят слабых учеников, учителя на них отрываются, а сильных учеников любят и завышают специально оценки. Это нечестно я считаю, хотя я ничего ведь не могу сделать

Для создания хорошей, комфортной атмосферы в школе и дома дети должны придерживаться определенных законов и уставов. Это облегчит сосуществование ребят в одном коллективе. А дома поможет восстановить понимание между родителями и ребенком.

Когда дети идут в первый класс, родители должны заложить в них максимум того, как школьники должны себя вести в школе. Конечно, все и сразу запомнить нельзя, но с течением времени это войдет в норму. Но также важным аспектом является знание своих обязанностей и прав.

Права в школе и дома

Первый и очень важный вопрос состоит в том, кто может обучаться и имеет право на свое обучение. Человек, государство и общество в целом заинтересовано в том, чтобы человек мог получать знания. Чтобы получить среднее образование, платить за обучение не обязательно. Если все обучение оплачивалось, то очень много людей не смогло бы получить среднее образование.

Именно поэтому обучение в школах является бесплатным. Государственное учреждение на бесплатных началах предлагает это сделать любому гражданину страны.

Еще в начальной школе учителя рассказывают своим подопечным о том, что может делать ученик в школе, а что не может, какими правами он наделен. Если заглянуть в Конституцию РФ, то там можно прочитать о том, что любой человек имеет право на получение образование. Его национальность, возраст, религии, пол никак не могут повлиять на это право. Кроме того, человек, который живет в России, просто обязан получать школьное обучение. Но самое важное: человек должен владеть русским языком. В противном случае получить знания будет сложно.

В одной из статей закона говорится, что школьную программу должны изучить все дети. Уже в дальнейшем можно будет говорить о поступлении в специальные и высшие учебные заведения. Но перед поступлением после выпуска из школы важно сдать экзамены, чтобы можно было выявить объем полученных знаний.

Очень часто распространенной причиной нежелания учиться наблюдается у детей в силу плохой обстановки в школьных стенах или дома. В итоге получать знания ребенок совсем не хочет. Но часто это нежелание списывают на то, что ребенок глуп. Каждый ученик должен знать, какими правами он обладает.

На видео – права и обязанности школьника:

Общие права детей при обучении в школах:

  1. Школьную программу ребенок должен получать в полноценном виде.
  2. Педагог должен придерживаться субординации, не хамить ребенку, чтобы не унижать его достоинство.
  3. Спокойствие и положительная атмосфера должна царить в классе.
  4. Учитель должен оценивать знания ребенка объективно. Занижение или завышение оценок может привести к плохим последствиям.
  5. Если ученик желает, то он может высказывать свои мысли и доводы. Учитель в свою очередь обязан выслушать и сказать объективно, прав ученик или нет.
  6. Ученик, заранее имея уверенность в своей правоте, может отстоять свою точку зрения.
  7. Трогать вещи ученика не имеют право ни учителя, ни сверстники. Должна сохраняться неприкосновенность личного имущества.
  8. Перемена должна быть свободна, проводить занятия в это время нельзя.
  9. Юрист или психолог должны быть в штате школы, чтобы ученик мог воспользоваться его услугами.
  10. На перемене ученик может находиться в любой части школы, то есть он обладает свободой своего передвижения.
  11. Знание своих прав – обязательный момент при обучении.

Какие могут быть последствия для человека при банкротстве физических лиц, можно понять прочитав

Какова классификация прав и свобод человека и гражданина, можно понять из данной

Чтобы не допустить подобного, очень важно объяснять школьникам, какими правами и обязанностями они наделены. Добиться положительных результатов можно только тогда, когда человек знает свои права. Конечно, случается так, что учителя относятся к ученикам предвзято. Но такие случаи достаточно редки.

Если это происходит, ребенка это беспокоит, то следует поговорить с учителем напрямую, чтобы добиться объяснения причин подобного поведения. Педагоги сами должны уважать права и отстаивать их перед другими. Для подрастающих детей это считается важным моментом.

Права и обязанности школьника. Обязанности и права школьников должны учитываться в школе и дома. Школьники должны соблюдать школьный устав, выполнять домашнее задание.

В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

Получить качественное образование;

Обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

Получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

Бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

Получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

Свободно выражать своё мнение;

Участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

Действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

Строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

Добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол-нять домашние задания;

В случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

Выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

Относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

Предъявлять дневник по требованию учителя;

Записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

Приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

Выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

Заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

Обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так : на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника : кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причинаотсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками , развивать свои способности , вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании , соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность , беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье , заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план , в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пунктучастие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на провести в классе генеральную уборку. Помогите организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.


И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
    Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
    На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
    На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
    Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, . Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!