Основные школы и направления в социологии. Основные школы и направления современной социологии - реферат Школы и направления в социологии таблица

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентации. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации, среди научной общественности распространялось убеждение в том, что неоднородность предмета социологии дает право на жизнь множеству очень различных теорий. В связи с этим на первый план выступает понятие парадигмы. Парадигма -признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблем и их решения. Этот термин введен в науковедение американским историком науки и философии Т.Куном.

Основным социологическим парадигмам (социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения) соответствуют и определенные виды социологических теорий. Парадигма "социальных фактов" интерпретируется с позиций теорий - структурно-функциональной, системной и конфликтной. Парадигма "социальных дефиниций" исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма "социального действия" трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Вместе с тем ряд социологических теорий нельзя отнести ни к одной из названных парадигм. Рассмотрим некоторые из них.

Социология знания - концепция, в основе которой лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знаний, исследуемых с применением социологических методов. Виднейшими представителями этой концепции являются Карл Манингейм и Томас Лукман.

На рубеже 80-х гг. сформировался постмодернизм. Данное направление в современной социологии утверждает, что обществу постмодерна должна соответствовать своя специфическая концепция общества и социологическая парадигма. Виднейшим представителем этого направления является английский социолог Э.Гидденс.

Сторонники теории социальных систем ищут условия, обеспечивающие позитивные для системы последствия. Это своеобразный синтез структурно-функциональной модели равновесия и модели социального конфликта. Объектом социологии считаются социальные отношения и структуры, которые абсолютно не зависят от людей, их намерений и стремлений. Например, организацию создают люди, но раз возникнув, она начинает жить по собственным законам, не зависящим от воли создавших ее людей. Поведение людей, по мнению сторонников теории социальных систем, определяется "императивами системы", обусловливающими направленность их действий и диктующими типы принимаемых решений.

Функционализм, структурализм, структурный функционализм

Для наиболее полного представления о структурном функционализме следует рассмотреть его основные составляющие: функционализм и структурализм. Функциональный подход в социологии (функционализм) -один из основных методологических подходов. Его сущность состоит в выделении исследуемого социального объекта как целого, его элементов, определении их места и значения, функций, а также функциональных зависимостей между составными элементами и между элементами и социальным целым. В том или ином виде функциональный подход присутствовал во всех социальных концепциях, где общество рассматривалось системным образом. Особую роль в разработке функциональной парадигмы сыграл Р.Мертон.

Р.Мертон (1910) - американский социолог, президент Американской социологической ассоциации (1957). Он разработал понятие "функция". Функция - совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. Мертон различал явные и латентные функции. Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями.

Наряду с понятием "функция", Мертон ввел понятие "дисфункция", то есть заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что должно повлечь за собой новый этап в приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение социальных норм.

Дисфункция - совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости, стабильности.

Структурализм в социологии - концепция применения структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры. Наиболее широкое распространение структурализм получил в середине 60-х гг. в работах французских исследователей Леви-Стросса, Фукса, М.Лакана и др.

Сторонники теории структурализма заявляют о возможности построить новую модель социальной реальности. Такой моделью для структуралистов явился язык как изначально и прозрачно структурированное образование. Это определило методологический аппарат структурализма как механизм, связанный со структурными свойствами знаковых систем (естественный, разговорный язык, язык программирования и т.д.), с привлечением некоторых методов, используемых точными и естественными науками.

Структурно-функциональный анализ - господствующее направление в американской социологии после Второй мировой войны, согласно которому главная задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Автор теории - Толкотт Парсонс (1902-1979), социолог-теоретик, президент Американской социологической ассоциации (1949). В основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Для структурно-функциональной теории характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов реальной действительности.

Совместить свойственную для функционализма идею системности с идеей развития пытаются сторонники неоэволюционизма. Сегодня этот термин употребляется для обозначения различных вариантов пересмотра идей эволюционизма. Неоэволюционизм исходит из принципов прерывистости изменений и многолинейности эволюции. Традиционно рассматривая социальную эволюцию как продолжение биологической, неоэволюционизм для объяснения происхождения человеческой культуры привлекает новые данные социальных наук, результаты эмпирических исследований. Ограниченность классического эволюционизма неоэволюционизм пытается преодолеть путем разработки понятия "открытой системы", учитывающей влияние внешних фактов, случайных и катастрофических событий.

Теории социального конфликта

Теории социального конфликта - направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем. Главные положения наиболее распространенной из этих теорий разработал Ральф Дарендорф (1929), немецкий социолог, который утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo Politikus (политический человек). Поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявления любых человеческих страстей.

Теория социального обмена

Теория социального обмена - направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами (в широком смысле слова) как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования (власть, статус и др.). Ее яркими представителями являются Джордж Хоманс и Питер Блау. Дж.Хоманс провозгласил лозунг: "Вернуть человека в социологию". Согласно его взглядам, социология явилась результатом естественного развития психологии. Существенным элементом этого направления стала теория социального поведения, которое интерпретировалось как обмен. Сущность данной теории состоит в том, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Поведение человека обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом. Такой подход к объяснению социального взаимодействия еще называют бихевиористским.

Исходным положением теории социального обмена П.Блау является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) -направление в позитивистской социологии, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности длительных реакций на воздействие внешней среды (стимулы). Основная формула бихевиоризма: стимул - реакция. Это направление зародилось в американской психологии в конце XIX - начале XX вв. Его классическая форма достигла расцвета в 20-е гг. нынешнего столетия.

В качестве основного метода бихевиоризм использует описание, регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях. Философским основанием бихевиоризма является позитивизм, а его экспериментальную основу составляют исследования поведения животных. Вместе с тем эксперименты проводились не только на животных, но и на людях. В результате были получены уникальные методики воздействия на поведение.

Бихевиоризм абсолютизирует прямую связь между стимулом и реакцией, рассматривая ее как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы "стимул - реакция" путем включения в нее дополнительного звена - "промежуточных переменных" сохраняют главный порок бихевиоризма - механическое понимание человека и его поведения.

Бихевиоризм оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека. В социологии оно выразилось в появлении "социального бихевиоризма", впитавшего в себя основные идеи, методы и термины этого направления. Кроме уже названной теории "стимул-реакция", социальный бихевиоризм включает теорию "поля", теории "социального обучения", а также различные "психотерапевтические" теории. Теория "поля" отличается от теории "стимул-реакция" тем, что в ней делается акцент на индивидуальных особенностях, реакции организма на стимулы внешней среды. Сторонники этой теории считают, что на основе учета индивидуальных особенностей организма можно определить такие стимулы, которые вызовут заранее планируемые реакции. В "психотерапевтических" теориях главное внимание уделяется прошлым событиям в жизни того или иного индивида. Теории "социального обучения" придают при объяснении социального поведения равное значение как индивидуальным особенностям человека, так и факторам внешнего воздействия на них.

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм (от англ interaction - взаимодействие) -направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых, жестовых и других символов. Характерными чертами символического интеракционизма стали: во-первых, стремление исходить при объяснении социального поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества, понимаемого как совокупность межличностных взаимодействий; во-вторых, попытка рассматривать все многообразные связи человека, как связи опосредованные символами. При этом большое значение придается языковой символике Г.Мид, виднейший американский ученый, представитель данного направления, рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии принятие роли другого обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого "Я".

Этнометодология

Этнометодология - направление в американской социологии, распространяющее методы этнографии и антропологии на общую методологию социальных наук.

Этнометодология изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимоотношения между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки. Ее ярким представителем является Гарольд Гарфинкель. Он стремился распространить методы социальной антропологии и этнографии на всю сферу общественных дисциплин. По мнению представителей этой концепции, предметом социологии являются процедуры интерпретаций вкупе со скрытыми, неосознаваемыми механизмами коммуникации между людьми. По мнению Г.Гарфинкеля, все люди в обществе - социологи, ибо, приписывая значение действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.

Феноменологическая социология

Феноменологическая социология - направление в социологии, представляющее собой разновидность понимающей социологии. Сторонники этой теории рассматривают общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Основоположник направления - философ и социолог А.Щюц; его основной труд - "Феноменология социального мира". Главной задачей социологии, согласно А.Щюцу, является открытие общих принципов организации повседневной жизни.

Полагая, что позитивизм неправильно понимает сущность социальных явлений, приписывая им сходство с явлениями природы, А.Щюц подчеркивал, что мир природы не обладает внутренней смысловой структурой. Социальный мир - это мир, конституированный смыслом. Социальным явлениям внутренне присущ смысл. Согласно его концепции, социальный мир являет собой повседневный Мир, переживаемый и интерпретируемый действующими в нем людьми как структурированный мир значений, выступающих в форме типичных представлений об объектах этого мира. Эти типичные представления приобретают форму обыденных интерпретаций.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность понимающей социологии М.Вебера?

2. Охарактеризуйте теории элит В.Парето

3. Дайте определение эмпиризму

4. Что такое функциональный подход в социологии?

5. Дайте определение теории социального конфликта

6. Что такое бихевиоризм?

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории. М., 1996.

Дополнительная

2. Фролов С.С. Социология. М., 1998.

3. Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 1994.

4. Кравченко А.И.Социология. М., 1999.

5. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

6. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

7. Харчева В. Основы социологии. М., 1997.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.. 1998.

9. Волков Ю.Г., Мостовая Н.В. Социология. М., 1998.

Во второй половине XX столетия господствующее положение в социологическом знании заняли такие направления и школы, как структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта, символический интеракционизм и др.
Структурно-функциональный анализ - одно из важнейших и сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в 1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ - один из способов системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном расчленении социальной целостности, каждому элементу которой придается определенное функциональное назначение.
Структура (лат. - строение) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой- либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция. Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т.д. Господствует ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений, описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется» под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное функционирование социальной системы. Структурно-функциональный анализ как бы знает лишь один тип личности - «конформист-автомат».
В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два значения:
1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);
2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой ее части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения рассматривается как функция (последствие) индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма.
В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.
Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет понятие системы. Система - это ряд элементов или компонентов, которые в течение определенного периода времени находятся в более или менее стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной теории социальных систем.
Т. Парсонс (1902-1979) - американский социолог-теоретик, основал и возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная система (общество в целом, производственная единица или отдельный индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы: адаптация - приспособление к окружающей среде; целеориентация - формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения; интеграция - поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание образца) - обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему) ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм- ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки. Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые члены. Интегративную функцию выполняют институты социального контроля, в основном госаппарат, роли - чиновники и граждане. За поддержание образца ответственна подсистема социализации, т.е. семья, школа, религия и т.п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к нарушению равновесия социальной системы, рассматривались Т.Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного организма. Поэтому решительная борьба с ними - это естественная реакция на патологические отклонения от нормы.

Р. Мертон (1910-) - американский социолог, внес большой вклад в разработку структурного функционализма. Разработал концепцию теорий среднего уровня, которые являются связующим звеном между макро- и микросоциологией. Много сделал для разработки теории аномии, девиантного поведения, социальной структуры, науки, бюрократии, массовых коммуникаций и т.д. Основные труды - «Социальная теория и социальная структура» (1957), «Социология науки» (1973), «Методы изучения социальной структуры» (1975) и др.
Р. Мертон развил понятие Э. Дюркгейма «аномия». Аномия рассматривается им как состояние безнормности (нормативной неопределенности), вытекающей из рассогласований в социальной структуре: разные сегменты социальной структуры предъявляют такие нормативные требования индивиду, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Рассогласование между культурно-одобряемыми целями и институциональными нормами, регулирующими выбор средств для их достижения, стало у него предметом специального анализа.

В таблице выделено пять идеально-типических реакций индивида на аномию: 1) конформизм, подчинение (принятие целей и средств); 2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств); 3) ритуализм (принятие средств при отказе от целей); 4) ретритизм (одновременное отрицание одобряемых целей и средств, уход от действительности); 5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств с попыткой заменить их новыми).
Следует отметить, что данное направление (как и любое другое) обладает своими достоинствами и недостатками. Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни. К недостаткам функционализма можно отнести то, что он делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.
Конфликтология. Структурно-функциональный анализ всемерно подчеркивает момент стабильности в социальном развитии. Однако в современной социологии существует и противоположный подход, который, наоборот, делает ударение на борьбе различных социальных групп между собой. С точки зрения конфликтологии такая борьба и есть причина существующей социальной структуры и отношений. Наиболее известные представители теории социального конфликта - К. Боулдинг, Р.Дарендорф, Л. Козер, Ч. Миллс и др. Они опирались на работы К.Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, которые показали, что стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей.
Основные аргументы представителей теории конфликта состоят в следующем. Любое обществ основано на принуждении одних людей другими. Распределение средств находится в руках небольшой группы людей, которая противостоит всему обществу. Политическая власть защищает существующий экономический порядок и поэтому тоже противостоит обществу. Отсюда вытекает, что социальные конфликты неизбежны, так как порождаются самой системой общественных отношений.
К. Боулдинг (1910-) в своей работе «Конфликт и защита: Общая теория» (1963) разработал поведенческую модель конфликта, которую называют также общей теорией конфликта. По К. Боулдингу, все конфликты имеют общую структуру и одинаковые механизмы развития. В самой природе человека заложено стремление к борьбе с другими людьми, к насилию. Конфликт - это такая ситуация, в которой враждующие стороны осознают несовместимость своих позиций, и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой стороны. Глубинная причина социальных конфликтов лежит в раздвоенности
человеческого сознания. Всякая общественная борьба - это лишь проявление противоречий в сфере сознательного и бессознательного. Вообще, с точки зрения микросоциологии, важнейшим источником социальных конфликтов в сфере повседневности (микроуровень) является кризис системы ценностей на уровне всей общественной системы (макроуровень). Например, причина индустриального конфликта (между буржуазией и пролетариатом) состоит в противоположности их идейно-психологических установок, и для разрешения такого конфликта необходимо установить их взаимопонимание.
Л. Козер (1913-) - американский социолог, разработал модель позитивно-функционального конфликта, в которой преодолевает отрицательное отношение структурно-функционального анализа к конфликту. Л. Козер определяет социальный конфликт как «борьбу за ценности или статусные привилегии, за власть и дефицитные ресурсы, в которой цели противостоящих сторон состоят не только в овладении ими, но и в нейтрализации или устранении своего соперника». При этом Л.Козер подчеркивает позитивные функции конфликта, его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. В качестве основных функций социального конфликта он выделяет следующие: 1) интеграция социальной структуры; 2) сохранение солидарности внутри групп; 3) укрепление межчеловеческих отношений; 4) управление социальными изменениями, 5) нормотворчество (конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов).
Р. Дарендорф (1929-) - немецкий социолог, крупнейший представитель конфликтологического направления. Основные труды - «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и свобода» (1961), «Выход из утопии» (1967) и др. С его точки зрения, классы - это социальные группы, которые отличаются участием или неучастием в осуществлении власти. Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством, ведет к конфликту. Градации социального неравенства проводятся по самым различным основаниям: престиж, доход, уровень образования и т.д. Конфликт рождается из того, что одна группа или один класс сопротивляются господству противоположной социальной силы. Разрешение конфликта направлено на перераспределение авторитета и власти в данном сообществе.
Таким образом, конфликтологическая социология дала свою версию социального взаимодействия. Она показала важную перспективу рассмотрения социальных структур и процессов. В этом смысле теория социального конфликта является антиподом и одновременно дополнением структурно-функционального подхода к анализу общества.
Символический интеракционизм возник в 20-е гг. XX в. как попытка соединить психологизм с органицизмом. Данное теоретико-методологическое направление преимущественное внимание уделяет анализу социальных взаимодействий в их символическом содержании. Представители символического интеракционизма считали, что социальный мир является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Посредством символов происходит «кристаллизация» процессов повседневного межличностного общения, результатом которой являются социальные структуры. Основная идея символического интеракционизма (по Н. Смелзеру): поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают; поведение людей не есть пассивная реакция на вознаграждения и наказания (как в теории обмена); люди реагируют не только на поступки, но и на намерения людей.
Символический интеракционизм основывается на следующих постулатах:
1) Любое действие происходит только на основе того смысла, который действующий субъект вкладывает в свое действие. Причем все личные смыслы проистекают из общих социальных символов. Например, отказ участвовать в военных действиях может означать (символизировать) личную трусость, а в другом случае тот же акт может символизировать сознательный пацифизм, т.е. личный героизм. И в том, и в другом случаях за актами поведения стоят общественные символы.
2) Указанные символы, на которых строится общество, рождаются во взаимодействиях людей. Человек как бы постоянно смотрится в некое«зеркало», в качестве которого выступают другие люди, и принимает во внимание их мнение о себе.
3) Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют, объясняют себе значение тех или иных символов. Этот процесс и создает индивидуальность человека. Если два человека нечто понимают по- разному, то нормальное взаимодействие между ними может установиться только тогда, когда смыслы происходящего они понимают одинаково.
Дж. Мид (1863-1931) - американский социолог, основатель и главный представитель символического интеракционизма. По Дж. Миду («Сознание, самость и общество», 1938), специфика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Поэтому человек вынужден применять символы, что является основой сознательного приспособления к окружающей среде. Взаимодействие между людьми происходит на основе особых средств - символов (жест - значение жеста - реакция). Жесты есть и у животных, но у человека они превращаются в символы, становятся «значимыми жестами». Смысл значимого жеста - спровоцировать у другого индивида желаемую реакцию.
Дж. Мид выделил два типа действий: 1) незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания) и 2) значимый жест (в этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него). Значимое действие связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. Для этого необходимо «поставить себя на место другого человека», «принять роль другого». Лишь придав значение жесту, мы можем на него реагировать - например, подойти к другому человеку или уйти от него. Человек становится членом общества (сообщества) по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия. В каждой группе имеются свои специфические нормы и ценности. Например, «редиска» в общепринятом значении - это «овощ», а у воров это же слово обозначает «нехороший человек» и т.д.
Дж. Мид ввел представление о ролевом поведении: поведение строится не из реакций и стимулов, а из «ролей», принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими людьми. «Я» у Дж.Мида целиком социально. Богатство и своеобразие «Я» зависит от разнообразия и широты его взаимодействий с окружающим миром. По Дж. Миду, структура личности выражается формулой: Self = I + Me (Я-синтез = Я-сам + Я-меня). Интегральное Я складывается из индивидуальных, скрытых мотивов («я-сам») и совокупности установок, приходящих к индивиду извне («я-меня»).
Ч. Кули (1864-1929) - представитель символического интеракционизма. Считал, что общество и личность изначально едины, одно можно объяснить через другое. Выдвинул теорию «зеркального Я» - одну из первых социально-психологических концепций личности, которая исходила не из «природы» человека, а из взаимодействия людей. «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) как воспринимают нас другие (каким я кажусь другому); 2) как реагируют другие на то, что видят во мне (как другой оценивает мой образ); 3) как мы отвечаем на реакции других (специфическое чувство «Я»). Чувство «Я» не существует без соответствующих чувств «мы», «они» и т.д. С одной стороны, признак истинно социального существа - это способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я». С другой стороны, обязательным условием этого выделения является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Сознательные действия людей всегда социальны: другие люди - это те зеркала, с помощью которых и формируется образ «Я» у человека. Личность есть реакция на мнения окружающих, сумма тех впечатлений, которые, как кажется человеку, он производит на окружающих.
Достоинства и недостатки символического интеракционизма состоят в следующем:
1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;
2) однако излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.
Теория социального обмена рассматривает обмен различными типами деятельности как основу общественных отношений, из которой вырастают различные социальные образования (власть, статус и т.п.). Своим возникновением обязана американскому исследователю Дж. Хомансу.
Дж. Хоманс (1910-). Основные работы - «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967) и др. Дж. Хоманс попытался применить методологию бихевиоризма в социологии. Центральной категорией его социологии является категория социального действия, трактуемая как непосредственные контакты индивидов. Социальное действие - это постоянный обмен ценностей (как в прямом смысле, так и в переносном). Этот обмен строится по принципу рациональности: люди действуют и взаимодействуют, только исходя из определенного интереса, они стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Субъект поведения - это рациональный искатель выгоды. Предметом обмена становится все, что имеет какую-либо социальную ценность. Ценность каждого человека складывается из тех его качеств, которые подлежат обмену. Однако в реальности никогда не бывает равных обменов. Отсюда выводится социальное неравенство. Согласно теории обмена, поведение человека обусловливается тем, вознаграждались ли (как именно) его поступки в прошлом. Выделяются четыре принципа вознаграждения:
1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2) если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;
3) чем выше вознаграждение тем больше усилий готов затратить человек ради его получения;
4) если потребности человека близки к насыщению, то он прилагает меньшие усилия по их удовлетворению.
С помощью этих правил Дж. Хоманс объясняет все социальные процессы: социальную стратификацию, социальную борьбу и т.д. Однако подобное объяснение оказывается недостаточным при рассмотрении социальных объектов макроуровня.
П. Блау (1918-) - американский исследователь, который в работах «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть социальной жизни» (1964) и др. попытался соединить функционализм, интеракционизм и конфликтологию. П. Блау, в отличие от Дж. Хоманса, концентрирует внимание на социологических аспектах взаимодействия, а не на изучении психологических мотивов межличностного поведения. Обмен - специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых вознаграждений. Социальная жизнь трактуется исключительно в экономических терминах, которая представляется в виде своеобразного «базара», где различные акторы взаимодействуют между собой с целью получения наибольшей выгоды. П. Блау выделяет следующие «законы обмена»:
1) чем большую выгоду человек ожидает от другого, тем больше вероятность осуществления определенной деятельности;
2) чем большим количеством вознаграждений индивиды обменялись друг с другом, тем больше вероятность следующих актов обмена (появляются взаимные обязательства);
3) чем чаще при обмене нарушаются взаимные обязательства, тем меньше значат негативные санкции (наказания);
4) с приближением момента вознаграждения ценность деятельности падает и вероятность ее осуществления снижается;
5) чем больше осуществляется отношений обмена, тем больше вероятность, что обменом будут управлять нормы «справедливого обмена» и т. д.
Основные недостатки теории обмена: 1) редукционизм (сведение общественных отношений к межличностным); 2) в основе теории обмена лежит методология бихевиоризма (стимул-реакция), однако известно, что поведение людей намного сложнее (например, многие ученые после получения Нобелевской премии трудятся менее продуктивно, хотя, по теории обмена, должно быть наоборот); 3) априорный характер исходных допущений.
Социометрия (лат. societas - общество и греч. metreo - измеряю) - метод «измерения» социальной привлекательности внутри малых групп; отрасль социологии, изучающая межличностные отношения в малых социальных группах количественными методами с акцентом на исследовании симпатий и антипатий между членами группы.
Дж. Морено (1892-1974) - американский психиатр, социальный психолог, основоположник социометрии. Дж. Морено исходил из необходимости создания «сквозной» науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включила в себя не только исследования социальных проблем, но и помогала бы их разрешению. С точки зрения Дж. Морено, психическое здоровье человека зависит во многом от его положения в малой группе. Недостаток симпатий и неформальных связей порождает жизненные трудности. Дж. Морено разработал социометрию как эмпирический вариант микросоциологии. Социометрические процедуры позволяют определить положение человека в малой группе, понять его проблемы и получить психотерапевтическую процедуру.
Различаются следующие термины:
- «социономия» - наука об основных социальных законах,
- «социодинамика» - наука более низкого уровня о процессах, происходящих в малых группах,
- «социометрия» - система методов выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах,
- «социатрия» - система методов излечения людей, проблемы и трудности которых связаны с недостаточностью навыков поведения в малых группах.

Школы социологии

Определение 1

Школа в социологии представляет собой систему научных социологических взглядов, а также научное социологическое сообщество, которое данных взглядов придерживается. Социологическая школа формируется определенным лидером, отстаивающим теоретико-методологические позиции в текущем академическом сообществе.

В современном научном дискурсе выделяются следующие школы социологии:

  • Австро-германская школа социологии;
  • Французская школа социологии;
  • Итальянская школа социологии;
  • Американская школа социологии.

Австро-германскую школу представляют такие ученые как Людвиг Гумплович, Густав Ратценховер, Фердинанд Теннис, Георг Зиммель, Макс Вебер, Вернер Зомбарт, Леопольд фон Визе и Зигмунд Фрейд.

Французскую школу социологии представляли такие ученые как Габриэль Тард, Гюстав Лбон и Эмиль Дюркгейм

Итальянскую школу социологии представлял Вильфредо Парето .

Американскую школу социологии представляли такие ученые как Уильям Самнер, Лестр Франк Уорд, Франклин Генри Гиддингс и Джордж Мид.

Основные направления школ социологии

    Астро-германская школа акцентировала свое внимание на теории конфликта. Так, Людвиг Гумплович исследовал теорию социального конфликта, опираясь на идею о том, что объектом социологической науки являются социальные группы, а предметом социологии является определенная система движений этих социальных групп.

    Густав Ратценховер, основываясь на теории социального конфликта, акцентировал свое внимание на противоречии интересов социальных групп в обществе, а также на противоречии интересов отдельных индивидов. Так, Густав Ратценхвер предложил отрытый им закон сближения с целью соответствия индивидуальных интересов и интересов социальных групп в качестве основного закона социологической науки.

    Фердинад Теннис в качестве основных понятий социологии выделял общину и общество, где община это первичное историческое образование, а общество вторичное. Община – это обычаи и религия, традиционные связи, а общество это договор, общественное мнение, отношения, основанные на рациональных связях.

    Георг Зиммель основал так называемую формальную социологию, а Макс Вебер понимающую социологию, а также теорию социального действия.

    Вернер Зомбарт основал теорию организованного капитализма, а Леопольд фон Визе внес вклад в организацию и систематизацию социологии. Зигмунд Фрейд оказал влияние на понимание межличностного взаимодействия, где значительную роль играют опыт, поученный в детстве и конфликты, пережитые в данный период.

    Французская школа социологии акцентировала свое внимание на исследование группового, массового поведения, где значительную роль играют психологические и социальные механизмы.

    Габриэль Тард основал социальную психологию, ввел закон подражания.

    Гюстав Лебон отстаивал идею нарастания неравенства между людьми в результате развития цивилизации, считая ее достижения результатом деятельности элиты общества.

    Эмиль Дюркгейм заложил теоретический фундамент социологии, развивал структурные функционализм.

    Итальянская школа социологии акцентировала внимание на принципах формирования социологического знания.

    Так, Вильфредо Парето разрабатывал принципы построения такого знания, обеспечивающихся такими качества научной информации как достоверность, надежность и обоснованность.

    Американская школа социологии развивалась в период перехода от теоретической социологии к эмпирической.

    Уильям Самнер первым представил систематизированный курс лекция по социологии для студентов.

    Франклин Генрди Гиддингс пытался выделить основные проблемы социологии как науки, выделяя ее психическую сторону.

    Джордж Мид основал направление символического интеракционизма.

. В чем отличие исследований различных современных школ социологии

. Какие характерные черты имеет социология XX ст

. В каких направлениях развивается современная социология

41 Ведущие школы современной социологии

Благодаря концепциям. М. Вебера,. Е. Дюркгейма,. В. Парето была окончательно сформирована предмет, методологию и задачи социологии, которая в конце заняла подобающее ей место среди других общественных наук. Перед ней разовьет нулись новые перспективы, которые стремились реализовать представители социологической науки XX в. Особенностей развития социологии на современном этапе можно выделить несколько. Основным из них является то современная наук а в отличие от позитивизма, который был ведущим методом в XIX в сделала значительный поворот к теоретическому осмыслению социальных явлений и процессов. Наконец выработался симбиоз теории и практики, забей зпечив поступательное гармоничное развитие социологии XX в. Наука стала не чисто практической, какой была раньше, и перестала только устанавливать социальные факты, но и начала анализировать их, определяя механики змы и закономерности функционирования различных социальных систем. Во-вторых, важное значение имело то, что работы ученых XX в были не разрозненными как раньше, а строились в тесном сотрудничестве, опре чило их большую обоснованность и совершенство. Таким образом, в социологии формируются настоящие школы ученых, ведущими среди которых были школы. Германии тНімеччини та

США. В-третьих, современная социологическая наука определяется большим разнообразием школ и течений, что свидетельствует о ее популярности и общественную полезность, а также о научных поисках совершенствования. Социологического ной теории и практики.

В широком смысле под школой в социологии понимают группу социологов, которая работает в рамках производимых ею самой исследовательских традиций . В более узком смысле школа в социологии - это группа а исследователей определенного общего круга проблем опирающиеся на определенные традиции и находятся в отношениях личного общенияя.

Школы в социологии в их классическом варианте начали формироваться в межвоенный период. Одними из первых были. Французская, в которую входили прежде последователи. Е. Дюркгейма и. Чикагская, возникшая на базе с социологического факультета. Чикагского университета. Несколько позже появилась. Франкфуртская школа, которая вела свою деятельность на базе. Франкфуртского института социологических исень.

И все же ведущей среди них было именно. Чикагская школа, поскольку лидирующее положение в социологии межвоенного периода принадлежало. Соединенным. Штатам

М. Чикаго стало одним из передовых индустриальных центров в. США, и ведущим - на. Среднем. Западе. Бурное развитие индустрии и кредитно-финансовой деятельности способствовал развитию города быстрыми темпами и. В поисках работы в. Чикаго прибывали потоки иммигрантов из разных уголков мира. Это способствовало формированию особой культуры, построенной на принципах американского образа жизни, но с вкраплением особо ностей национальных культур народов, выходцы которых оказались в. Чикаго. Проблемы межэтнического взаимодействия вкупе с резким увеличением населения, борьбой отдельных социальных групп за свои гражданские права у новых индустриальных условиях стали визитной карточкой. Чикаго. Бурный рост индустрии обострил также вопросы экологии окружающей среды. Все эти обстоятельства создали благоприятную почву для практических и теоретических социологических исследований, целью которых было изучение указанных социальных проблем, их всесторонний анализ а также о грунтования путей их преодоления. Вот основные объективные предпосылки того, что именно. Чикаго стал центром создания ведущей социологической школы первой половины XX века в мире. Субъективным фактором является то, что. Чикаго был признанным научным центром. США в то время ведь. Чикагский университет в целом был третьим по величине и мощностью научных кадров в стране, а на социологическом факультете, в частности, работали блестящие ученые с мировым именем. Социологический фак ультет в. Чикагском университете, который был создан в 1892, стал одним из первых в мире, а первым руководителем его был. А. Смолл. С этого времени начинается подготовительный этап формирования. Чикагской социолог ичной школы, длившегося до 1915 p, который связан с деятельностью таких ученых как. А. Смолл,. Дж. Винсент,. М. Хендерсон и. В. Томас. Хотя у них не было единого исследовательской программы, они создали соответствующее теоретические основы для своих последователей. Теоретическими источниками формирования школы стали также работы выдающихся американских социологов конца XIX - начала XX в -. Ф. Л. Уорда,. Е. Гидцинса,. М. Шары,. Е. Росс а. В. Самнера. Немалое влияние на"чиказцив"имела чикагская философская школа, которая основывалась на прагматизме и была представлена??в. Джемсом,. Дж. Дьюи, и. М. Болдуинлена. В.. Джемсом,. Дж.. Дьюї, та. М.. Болдуїном.

Началом фактического существования. Чикагской школы считается написание и опубликование пятитомного труда. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке"(1918-1920). Учредителями же школы и ее научными лидерами были в. Томас и. Р. Паромас та. Р.. Парк.

Основной характерной чертой. Чикагской школы было тогда еще не традиционное гармоничное сочетание теории и практики, которое лишь впоследствии стало визитной карточкой социологии XX в. Эмпирические исследования в"чиказцив"", как правило, предусматривали следующий теоретический анализ. Гипотезы, которые формировались на основе подобного анализа, позже опять же проверялись эмпирическими исследованиями. Такая поэтапность не только способствовала в рганичному сочетанию теории и практики, профессиональному росту ученых, принимавших участие в практических и теоретических исследованиях, она позволяла устанавливать системность и достоверность научных концепций"чиказцивій "чиказців".

Ярким примером в этом контексте упомянутая работа. У. Томаса и. Ф. Знанецького"Польский крестьянин в. Европе и. Америке", которая построена на органическом сочетании эмпирических социологических исследований с т теоретическим обобщением их результатов. Предметом исследования в данной работе были типичны для. Чикаго межвоенного периода явления социальной действительности - иммиграция, расовые конфликты, преступность, хозяйствово е расслоение. Ученые не впервые в социологической науке сделали вывод, что в современном обществе в отличие от традиционного регулирования социальных процессов осуществляется не стихийно, а осознанно. Социальные отношения и социальное взаимодействие все усложняются. При таких условиях средства социального управления должны быть не стихийными, а осознанными. Поэтому задачей социологической науки на современном е. ТАПИ ученые видят возможность оптимизации социального поведения на основе понимания общественного строя и общественного порядкаспільного порядку.

Вообще социальная проблематика города является ключевой в теоретической и практической деятельности представителей. Чикагской школы. И это естественно, потому что им выпала уникальная возможность быть свидетелями и исследователями и тех социальных явлений, возникших на рубеже двух эпох, вызванных прежде всего урбанизацией. Несмотря на то, что объектом исследования"чиказцив"было чисто город, они рассматривали его сквозь призму социальных их явлений в обществе вообще, справедливо замечая, что тенденции социального развития современного общества в политической, экономической, культурной сферах наиболее ярко прослеживаются именно в городе. Недаром. Р. Парк,. Е. Берджес и. Р. Маккензи в своем труде"Город"(1925) писали:"Город с точки зрения нашего исследования является чем-то большим чем простая совокупность людей и социальных удобств, оно также является чем-то большим, чем созвездие институтов и административных механизмов. Город - это скорее состояние души, совокупность обычаев и традиций. Город - это не просто физический механизм, искусственное образование. Оно является составной ной частью жизнедеятельности людей, его населяющих, это продукт природы, прежде человеческой природы". Итак исследователи объективно установили, что в первую очередь город является выразителем новых социал ьних настроений, а значит объектом их исследования было не только и не столько город, как социальные процессы и явления вообщеьки місто, як соціальні процеси і явища узагалі.

Труд"Город"заложила фундамент для создания отдельной отрасли социологической теории - экологической (инвайоронментальнои) социологии - теории, которая исследует закономерности и формы взаимодействия общества с с средыпроживання.

Среди других проблем, которые были предметом научного интереса представителей. Чикагской школы можно выделить анализ социальной структуры американского общества (в. Уорнер,"Американский город") изучение влияния"великой депрессии"на общественную жизнь (Р и X. Линд,"Средний город"), исследования межрасовых и межэтнических отношений (Л. Вирт,"Гетто",. Р. Карван"Негритянская семья в. Чикаго") и и. Карван "Негритянська родина у. Чикаго") та ін.

Чикагская школа была ведущей в. США в течение 20-30-х pp XX в, однако после того, как в 1934 г ее покинули ведущие исследователи. Р. Парк и. Е. Берджес, она не смогла сохранить своих лидерских позиций, пос ступившись мощностью. Колумбийском и. Гарвардском университетах после второй мировой войны школа фактически прекратила активную деятельность в соответствии с ее традиционных принципов ее значение сохранилось я только в области экологической социологииіології.

Другой значительной социологической школой, возникшей в межвоенный период, стала. Франкфуртская школа, которая была основана на базе. Франкфуртского института социальных исследований. Основателями и ведущими дос слидникамы ее были преимущественно выходцы из еврейских семей (М. Хоркхаймер,. Ф. Поллок,. А. Левенталь,. В. Бенджамин),. Официальная деятельность школы началась в J93J, когда. М. Хоркхаймер, возглавив. Институт. Социальных х исследований, наладил сотрудничество с известными в то время немецкими социологами. МАдорно,. ЕФроммом,. Г. Маркузе.. Маркузе.

Теоретическим истоком франкфуртской школы является научная концепция марксизма,"франкфуртцы"пытались очистить от позднейших вкраплений, предоставить ему первозданный вид, именно поэтому представителей этой ш школы часто называют неомарксисты. На почве этого возникает критика буржуазного (индустриального) общества и немарксистской наукської науки.

Учитывая особенности политических и научных взглядов представителей франкфуртской школы, а также национальное происхождение большинства ее представителей представляется вполне естественным то, что с приходом в. Немое еччини к власти нацистов школа продолжила свою работу за пределами страны с 1934 по 1939"франкфуртцы"продолжали свою работу в. Женеве, а затем в. Париже на базе. Высшей нормальной школы. С 1939 г ученые-фр анкфуртци переехали в. США, где работали в. Колумбийском университете. Здесь они выдают ряд работ, посвященных антифашистской тематике ("Авторитарная личность"Т. Адорно,. М. Хоркхаймера и. Е. Фромма,"Диалектика просвещения"М. Хоркхаймера и. ТДцорно,"Эрос и цивилизация"Г. Маркузе). В этих работах фашизм объясняется как закономерность развития капиталистического общества в его последний стадеапіталістичного суспільства на його останній стадії.

После окончания второй мировой войны часть исследователей. Франкфуртской школы, в частности,. М. Хоркхаймер и. Т. Адорно возвращаются в. Западную. Германию. Деятельность. Франкфуртской школы способствовала формированию в 60-х pp так называемой критической (леворадикальной) социологии, построенной на принципах неомарксизмизму.

На почве марксизма формировались и методологические основы"франкфуртцы"Да, они полностью отвергают принципы позитивистской и всей традиционной науки, как естественных так и обществоведческой, считая или их воплощением буржуазной идеологииї ідеології.

Неоднозначность научной теории. Франкфуртской школы, определенное расхождение в научных и политических взглядах его представителей, прежде всего ее младшего поколения, и особенно смерть признанных лидеров школы - -. М. Хоркхаймера,. Т. Адорно,. Г. Маркузе, привели к фактическому прекращению ее существования в 70-х гг. ХХ сХ ст.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Оренбургский государственный Университет

Контрольная работа

по дисциплине: Социология

на тему: Основные школы и ведущие западной социологии XX века (краткое описание)

вариант: № 6

Выполнил:

Студент ФДОТ

группы: Д 1 МО

Алтынов А.С.

Проверил:

__________________________________________________

Оренбург 2011г.

Введение …………………………………………………………………………..2

1. Краткая характеристика основных социологических школ первой трети ХХ века ……………………………………………………………………………4

1.1. Представители чикагской школы как основатели социальной экологии, индустриальная социология ……………………………………………………..4

2. Социологические школы после второй мировой войны ……………………8

2.1.. Теории конфликта …………………………………………………………..9

3. Социология конца ХХ века ………………………………………………….13

Заключение ………………………………………………………………………14

Библиографический список …………………………………………………….16

Введение

В течение ХХ в. западная социология претерпела значительную эволюцию и в настоящее время представляет собой сложную систему идей, концепций, теорий и методов. Наиболее значимыми социологическими концепциями ХХ в. могут быть названы эмпирическая социология, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, социометрия (микросоциология), концепция социального обмена, теория символического интеракционизма, феноменологическая социология.

Названные варианты социологических теорий, выступая как парадигмальные альтернативы, одновременно представляют собой продукт оперативного взаимодействия как друг с другом, так и с различными пограничными обществоведческими и гуманитарными дисциплинами.

Социология рассматривалась в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения является «позитивный метод».

Различными идеологическими установками было продиктовано и различие в истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-40-х годах XIX в. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований.

Социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом в 40-х годах XIX в. после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия – поставить учение об обществе на научную основу – и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Цель контрольной работы – основные школы и направления западной социологии XXвека.

1. Краткая характеристика основных социологических школ первой трети ХХ века

1.1. Представители чикагской школы как основатели социальной экологии, индустриальная социология

Становление эмпирической школы в социологии было связано с попытками преодоления избыточного териотизирования, характерного для социологии ХIХ в., а также с необходимостью решения практических задач по управлению общественными процессами. В рамках эмпирической социологии оформились два основных течения - академическое и прикладное. Задача первого - создание систем научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации), которые используются как методологическая основа конкретных социологических исследований. Задача второго - организация таких исследований, направленных на решение чётко определённых практических задач.

С 1920 по 1950 г. эмпирические исследования становятся приоритетным направлением в американской социологии. Начало этому процессу положили представители чикагской школы Роберт Э. Парк (1864-1944), Эрнст Берджесс (1886-1966), Уильям А. Томас (1863-1947), Албион В. Смолл (1854-1926).

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Американский историк социологии Деннис Смит в работе, посвященной этой школе, пишет, что «как сила, так и слабости Чикагской школы проистекают из столкновения между американским капитализмом и американским либерализмом». Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане - на идеи реформизма, а в гносеологическом - на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой - Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.

Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни.

Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти, в частности муниципальными властями Чикаго. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов - формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими, активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напри-мep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю.

Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.

Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня. Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня - урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.

Индустриальная социология -(industrial sociology) - изучение труда как оплачиваемой занятости, а также промышленности. Главные интересы этой поддисциплины: разделение труда - социальное и техническое, Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии. Как следствие, поддисциплина особенно связана с воздействием индустриализации на положение и мотивации рабочих с учетом научного управления, человеческих отношений, отчуждения и отношений власти в области промышленности. Эта озабоченность социальными отношениями и моралью рабочих на фабриках возникла под давлением разработки постиндустриального тезиса, Однако заметно выделялись два подхода. Критический анализ процесса труда больше касался политэкономии и связей между, с одной стороны, организацией и контролем над трудом, а с другой - присвоением и реализацией прибавочной стоимости, а феминистский пытался охватить взаимосвязь между оплаченной и неоплаченной работой; проблемы тендера; отношение между работой и обществом. В результате этой критики фокус индустриальной социологии в последнее время сместился с "промышленности" к "работе"

Тейлор и социология управления.

Начало XIX - конец XX вв. Отцом научного менеджмента является Тейлор. Школа зародилась в США. Основные положения теории Тейлора:

Внедрение экономичных методов работы, т.е. научное исследование каждого отдельного вида трудовых действий;

Научный подбор работников;

Сотрудничество между администрацией и работником;

Обучение работников.

Главная идея Тейлора - изучение мотивов поведения рабочих. Рационализация деятельности может быть осуществлена на основе:

Для рабочего необходимо четко сформулировать задание;

Выполнение этого задания должно быть вознаграждено;

т.е главная аксиома рационального управления - это четкая организация труда и экономическая целесообразность.

2. Социологические школы после второй мировой войны

Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона . Важным этапом его истории стал американский структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон и др.), который развил и распространил функционалистскую методологию на все разделы социологии. При этом общенаучное содержание структурно-функционального анализа как разновидности системных методологических концепций постепенно срасталось с различными социологическими теориями иного происхождения (например, с теорией социального действия) и начало отождествляться с ними.Т. Парсонс – создатель теории действия и школы системно-функционального анализа общества. Р. Мертон – теория среднего уровня. Именно в связи с этим обстоятельством американский социолог Р. МЕРТОН (г.р. 1910) выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня (ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем. Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами этой парадигмы являются: ац. шиз значений самого понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы.

Касаясь понятия «функция», Мертон отмечает его многозначность. Причем в обществе это понятие наполняется особым содержанием. Сам Мертон описывает пять значений функции: как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя; в смысле рода или вида человеческой деятельности; в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой); как способ связи элементов системы (структурных единиц); как выражение системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами, мотивами и т.д.) действий. Я.Л. Морено – основоположник социометрии. Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж). Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

2.1.. Теории конфликта

«Позитивно-функциональный конфликт» Л. Козера , его теория получила название «концепции позитивно-функционального конфликта».

Л. Козер доказывал:

Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два противостоящих лагеря;

Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

«Конфликтная модель общества» Р. Дарендорфа , немецкий социолог Ральф Дарендорф

Его теория получила название «конфликтной модели общества».

Дарендорф считал:

В каждом обществе присутствует дезинтеграция,

Конфликт - это перманентное (постоянное) состояние социального организма.

Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

Любое общество подвержено в каждый момент изменению;

Социальные изменения вездесущи;

Любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

Социальный конфликт вездесущ;

Каждый элемент общества способствует его изменению;

Любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

«Общая теория конфликта» К. Боулдинга . Американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг

Его теория получила название «общей теории конфликта».

Боулдинг применил конфликт в анализе физических, биологических, социальных явлений.

Он доказывал, что и неживая природа полна конфликтов

Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:

Конфликт неотделим от общественной жизни;

В природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;

Конфликт можно преодолевать или ограничивать;

Все конфликты имеют общие образцы развития;

Ключевым понятием конфликта является конкуренция;

В подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.

Символический интеракционизм Дж. Мида. Символический интеракционизм - социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, - языке,

телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. Символический интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие социальную информацию.

Джордж Герберт Мид (Mead) родился 27 февраля 1863 в семье священника. Образование получил в ряде учебных заведений Америки и Европы. После окончания колледжа поступил в Гарвардский университет, затем продолжил обучение в университетах Лейпцига и Берлина, однако ни в каком из них так и не получил ученой степени.

Концепции социокультурной динамики П.А. Сорокина (теория стратификации). Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основы социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальных ценностей власти и влияния среди членов того или иного общества». Многообразие стратификации Сорокин сводит к трем се основным формам: экономической, политической и профессиональной.

Теория действия и теория обмена Дж. Хоманса. Теория обмена (Дж.Хоманс) в качестве центральной выделяет категорию социального действия. Понять закономерности социального действия, значит, решить главную задачу социологии. Социальное действие (по Дж. Хомансу) – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Гипотезы, объясняющие социальное действие : успех, стимул, ценность, голодание-насыщение и агрессия. Дж. Хоманс выдвинул ряд гипотез, объясняющих социальные действия людей:

Гипотеза успеха. Если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек его воспроизводит. Не вознаграждаемые действия не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие дольше не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится – "гасится".

Гипотеза стимула. Деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Обстановка, время, сопутствующие обстоятельства – это стимулы. Если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом.

Гипотеза ценности. Не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия. Однако люди часто предпочитают получать меньшее, но надежное вознаграждение, чем большее, но маловероятное.

Гипотеза голодания-насыщения. Человек нуждается в наградах и поощрениях. Однако чем чаще он в недавнем прошлом получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение), и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

Гипотеза фрустрации-агрессии. Если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом "штрафуется" (наказывается), то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

3. Социология конца ХХ века

Теория глобального общества И. Валлерштайна . Теоретики глобализации связывают социальное развитие стран-лидеров с их экспансией (экономической, политической, культурной).

С 1750 по 1950 годы шел процесс становления единой мировой капиталистической системы, поляризации мира. Ядро глобального общества (мировые лидеры производства) закрепляло приоритеты за счет применения этнорасовых форм организации труда – эксплуатации колоний и национальных окраин.

К середине ХХ века определились лидеры мирового прогресса, и процесс развития мира стабилизировался. Человеческая цивилизация в целом развивалась в рамках двух систем; существуют сильные центры, а остальной мир (экономически зависимые страны) - экономически привязаны к центру. Экстенсивный путь развития мировой системы завершился.

Глобальное общество структурно поляризовано. Национальное развитие в такой системе достижимо только за счет других обществ, т.е. за счет других наций. Монополия центра может быть нарушена в случаях: а) объединения менее развитых стран на региональном уровне – создание супериферии, отдающей ресурсы на строительство локального ядра; б) радикального совершенствования технологической базы производства «периферийного» общества.

Коммуникативная теория Н. Лумана . Социокультурный подход.

Социокультурный подход включает в себя несколько факторов, определяющих современное общество. Вопрос о современном обществе, его теоретических истоках является одним из самых главных, поскольку только социокультурный подход к обществу дает возможность научного осмысления современных проблем общественного развития.

Заключение

Создать «позитивную науку» об обществе в середине XIX в. пытался О. Конт, им был введен и сам термин «социология». В XIX - начале XX вв. в социологии выделились географическая школа, демографическая школа, биологическое направление и др. В конце XIX в. наибольшее распространение получают различные разновидности психологической школы – инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм. Появляются теории, выдвигающие на первый план не индивидуальное, а коллективное, общественное сознание либо абстрактные формы социального взаимодействия. Концепции крупнейших социологов (Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Т. Веблена), опиравшиеся на философию позитивизма, неокантианство, философию жизни и др., внесли существенный вклад в развитие социологии. С 20-х гг. XX в. в социологии получили развитие многие методы, техника и процедуры эмпирических исследований, происходит специализация социологии.

На рубеже 80-90-х годов XX в. теоретическая социология на Западе продолжала развиваться по различным направлениям, постоянно ставя вопрос о том, возможна или невозможна в принципе общая социологическая теория. Это позволило раскрыть новые измерения социальных процессов в их самопорождении и влиянии на окружающий социальный мир.

Современное развитие социологической теории дает богатую почву для различного рода обобщений. Социология представляет каждому человеку, познакомившемуся с ее классическими и новейшими достижениями, основания для самостоятельного анализа тех или иных ситуаций любого уровня и характера. И хотя, как ставится ясным, создание одной универсальной социологической теории невозможно, каждая из существующих теорий может обогатить нас неповторимым, оригинальным углом зрения на то, что происходит в окружающем социальном мире.

В данной контрольной работе определены возможности для дальнейшего обогащения теоретического, методологического и мировоззренческого потенциала современной западной социологии.

Библиографический список

    Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. – 384 с.

    История социологии в Западной Европе и США. / Ответственный редактор - Г. В. Осипов. - М.: 2008, - 328 с.

    Общая социология: Учебное пособие /Под общ. редакцией А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, - 2009, - 654 с.

    Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2007, - 368 с.

    Никлас Луман. Введение в системную теорию (Под редакцией Дирка Веккера). Пер. с нем./ К. Тимофеева. М.: Издательство "Логос". 2007. - 360 стр.

    Немировский В.Г. Социология: Издательство Проспект, М., 2010, - 544 с.

    Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2007. – 271 с.

    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2008.– 512 с.

    школа Возникла на рубеже XIX-XX веков . Основателями чикагской социологической школы ... естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа... идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология, ...

  1. Основные тенденции развития европейской культуры XX века

    Реферат >> Культура и искусство

    ... социологии и культурологии РЕФЕРАТ «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА» ... культуры, как считают западные социологи , прямо ведет... технологическую революцию, ведущую к созданию... -теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. ...

  2. Основные культурологические школы 20 века символическая школа

    Реферат >> Культура и искусство

    ... Основные культурологические школы 20 века : символическая школа . 1.1. Основные культурологические школы 20 века Основные школы и течения в культурологии XX века ... психологию и социологию в Луизианском... функционирование западной культуры XX в., ... ведущую ...

  3. Определение и основные черты западной социологии XX в.

    Контрольная работа >> Социология

    ... основные особенности развития западной социологии во II половине XX века Основные социологические теории второй половины XX века ... так называемой культурной школы , лидером которой... схеме. Ведущий представитель структурно-функционального подхода в социологии Т. ...