Основные должностные лица органа дознания. Уголовный процесс Полномочия начальника органа дознания

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Начальник подразделения дознания, его полномочия .

1. Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

2. Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

3. При осуществлении полномочий, предусмотренных настоящей статьей, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

4. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель, его полномочия

1. Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания путем дачи письменного поручения.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

2. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

3. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

1.2) обжаловать с согласия начальника органа дознания в порядке, установленном частью четвертой статьи 226 и частью четвертой статьи 226.8 настоящего Кодекса, решения прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта или обвинительного постановления, о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

4. Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 226 ичастью пятой статьи 226.8 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 14.12.2015 N 380-ФЗ)

Органы предварительного следствия. Структура и основные функции следственных аппаратов.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной служ­бы безопасности, федеральных органов налоговой полиции. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следствен­ных отделови иных подобных им подразделений (см. ниже), проку­роры. В этом случае наних распространяются все полномочия сле­дователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предваритель­ное следствие, предусмотрен в ст. 126 УПК. Там же устанавливает­ся и подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Сле­дователь самостоятельно принимает все решения, связанные с хо­дом расследования и производством следственных и иных процес­суальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после полученияимсанкцииили согласия прокурора на совершение определенных дей­ствий (например, прекращение уголовных дел по некоторым осно­ваниям, арест обвиняемого, освобождение его под залог, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при не­согласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвине­ния, прекращения производства расследования, передать дело вы­шестоящему прокурору с письменнымизложением своих возраже­ний. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Начальник органа дознания:

  • – осуществляет руководство деятельностью подразделения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  • – планирует работу подразделения, принимает, в пределах своих полномочий, решения по всем вопросам его деятельности и осуществляет контроль за их исполнением;
  • – организует в пределах компетенции взаимодействие с подразделениями криминальной милиции и милиции общественной безопасности, экспертно -- криминалистическими подразделениями, а также с органами следствия, органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
  • – определяет должностные обязанности своих заместителей, руководителей структурных подразделений, а также сотрудников;
  • – проводит оперативные совещания, заслушивает доклады и отчеты сотрудников подразделения о результатах работы;
  • – проводит работу по отбору и воспитанию кадров, организует обучение личного состава в системе боевой и служебной подготовки, несет персональную ответственность за состоянием дисциплины и законности в подразделении;
  • – на основе анализа результатов оперативно -- служебной деятельности подразделений дознания вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию их работы, структуре и штатной численности;
  • – в установленном порядке вносит предложения:
  • – о назначении на должность, перемещении, временном отстранении и увольнении сотрудников подчиненного подразделения;
  • – о выезде в командировки и представлении отпусков сотрудникам подразделения;
  • – об обеспечении сотрудников подразделения средствами организационной, криминалистической и вычислительной техники, выделении служебных помещений, улучшении условий их труда и быта, социальной защищенности и личной безопасности;
  • – о применении к сотрудникам подразделения мер морально и материального стимулирования;
  • – осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. См: Федеральный Закон от 6 июня 2007 г. № 90 -- ФЗ «О внесении изменений в Уголовно -- процессуальный кодекс Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 2007 № 24 ст 2833

Процессуальная сторона деятельности начальника подразделения дознания раскрывается в статье 40 УПК РФ:

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • 1)поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьёй 145 настоящего Кодекса, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2)изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 3)отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • 4)вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. См: «Проблемы предварительного следствия и дознания» Сборник научных трудов ВНИИ МВД РФ М., 1997 г. С.31.

Начальник подразделения дознания вправе:

  • 1)проверять материалы уголовного дела;
  • 2)давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступлений и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнение. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

В отсутствие подразделения дознания его обязанности исполняет один из его заместителей.

Дознаватели осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно -- процессуального законодательства. Дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно -- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий. Принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, и своевременному направлению материалов для организации из розыска.

Понятие «дознаватель» может рассматриваться в двух аспектах. Дознаватель -- это процессуальный статус участника уголовного процесса, которым может быть наделено любое должностное лицо ОВД, которому начальником органа дознания поручено производство дознания или иной уголовно -- процессуальной деятельности. Вместе с тем, дознаватель -- это сотрудник подразделения по организации дознания структуры МОБ, состоящий на должности дознавателя. См: Есина А.с., Арестова Е.Н. «Дознание в органах внутренних дел» Учебное пособие. М. Издательство «ЩИТ-М», 2010 (19)

Полномочия дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 УПК РФ, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Также на основании статьи 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно -- розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  • 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. (ч.3 ст. 41 УПК РФ)

На основании ч. 4 ст. 41 УПК РФ:

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурора, а указания прокурора -- вышестоящего прокурора. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Таким образом, Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием.

Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. См: Приказ МВД РФ №697 от 06.08.2005 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания».

3. Виды органов предварительного следствия, их задачи, структура, роль начальника следственного отдела и прокурора по осуществлению руководства предварительного следствия и надзора за его производством

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к данной форме производство по большинству уголовных дел (ст. 151 УПК), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым прокурор. Осуществление такой деятельности возложено на ряд специально уполномоченных должностных лиц.

Наряду со следователями в исключительных случаях предварительное следствие могут осуществлять начальники следственных отделов, а также прокуроры. При этом на них распространяются все полномочия следователей.

Предварительное следствие включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования (например, принятие следователем уголовного дела к своему производству, предъявление обвинения, применение мер процессуального принуждения, приостановление и окончание следствия и пр.).

Для осуществления такого рода действий закон наделяет следователя необходимыми полномочиями, он самостоятельно принимает решения, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий.

В предусмотренных законом случаях решения следователя приобретают законную силу лишь после получения им согласия руководителя следственного органа, или санкции, согласия прокурора на совершение определенных действий (ст. 28, 106, 110, 146, 162 УПК РФ), а также судебного решения (ст. 107, 108, 109, 114, 182, 183, 184, 185, 186 УПК РФ). Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде, кроме тех, о которых говорится в ч. 3 ст. 38 УПК РФ.

Полномочия следователя носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве. Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В зависимости от ведомственной принадлежности следователей законодатель распределяет между ними подследственность следующим образом: 1) следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации производят следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 2) следователи органов ФСБ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, а также в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 151 УПК РФ; 3) следователями органов внутренних дел РФ - по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 4) следователями наркоконтроля (ФСКН России) - дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Исключение из этого правила предусматривается ч. 5 ст. 151 УПК РФ, перечисляющей ряд преступлений (например, мошенничество, присвоение или растрата, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность), в отношении которых предварительное следствие могут производить также следователи органа, выявившего эти преступления. См: Уголовно -- процессуальный кодекс Российской Федерации. № 174-ФЗ. Принят Госдумой 22 ноября 2001 г. (по состоянию на 15 сентября 2008 года). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008 (97-98)

Срок, отводимый законодателем для расследования уголовного дела, как правило, не должен превышать двух месяцев со дня его возбуждения, но при наличии определенных условий может быть продлен прокурорами различных уровней. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня направления его прокурору с обвинительным заключением или с составленным следователем постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. При прекращении производства по делу срок следствия заканчивается с момента вынесения соответствующего постановления. В срок предварительного следствия не включается время, на которое предварительное следствие было приостановлено в соответствии с законом.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к ним военным прокурором и их заместителями. Если дело является многоэпизодным, а в качестве обвиняемых привлекаются несколько лиц или имеются иные обстоятельства, определяющие высокую степень сложности расследования, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Предельного срока расследования закон не устанавливает.

При возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия (устранения замечаний, данных прокурором в письменном виде) продолжительность такого следствия не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. При необходимости дальнейшее продление срока предварительного расследования осуществляется вышестоящими прокурорами в общем порядке. Точно так же закон регламентирует порядок соблюдения сроков следствия и тогда, когда уголовное дело было возобновлено после его приостановления или прекращения, если отпали основания, препятствующие дальнейшему производству по делу.

Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично. Но по делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Решение о том, что предварительное следствие поручается следственной группе, принимает прокурор либо начальник следственного отдела (ч. 1 ст. 163 УПК РФ). Оформляется оно мотивированным постановлением об образовании следственной группы либо соответствующей записью в постановлении о возбуждении уголовного дела. При этом должны быть конкретно перечислены все следователи, входящие в следственную группу, а также указан ее руководитель. К работе следственной группы возможно привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (нередко такие группы называют следственно-оперативными).

Состав следователей, входящих в следственную группу, объявляется всем подозреваемым, обвиняемым, участвующим в деле, для того чтобы реализовать их права на отвод следователя (лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в перечне тех, кому может быть заявлен отвод, не указаны).

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует ее работу, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо иные постановления, необходимые при окончании производства по делу и направляет данные акты вместе с уголовным делом прокурору. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения в соответствии с УПК. Иные полномочия руководителя следственной группы, совпадающие с полномочиями следователя в процессе единоличного расследования уголовного дела, перечислены в ч. 4 ст. 163 УПК РФ.

Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В ст. 40 УПК РФ конкретизируются такие государственные органы и должностные лица.

В соответствии с п. 1 части первой указанной статьи органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации.

Принимая во внимание положения п. 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927, а также ст. 7 Закона о милиции, под органами внутренних дел следует понимать возглавляемую МВД России систему органов, в которую входят МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВД (УВД) в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ под начальником органа дознания понимается должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Анализ вышеуказанных статей и их буквальное толкование позволяют сделать вывод о том, что под начальником органа дознания понимается начальник органа внутренних дел, а также его заместители - начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности.

Иные заместители начальника органа внутренних дел, не являющиеся по должности начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности, процессуальными полномочиями начальника органа дознания не обладают. Также не наделены статусом начальника органа внутренних дел, т.е. не могут являться начальниками органа дознания, и руководители подразделений соответствующих органов внутренних дел.

Не обладают процессуальными полномочиями начальника органа дознания и начальники специализированных подразделений дознания. Исчерпывающий перечень их процессуальных полномочий регламентируется ст. 40.1 УПК РФ (введена Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ).

Начальник органа внутренних дел (начальник органа дознания) или его заместители (начальник криминальной милиции или начальник милиции общественной безопасности) вправе делегировать отдельные процессуальные полномочия другим должностным лицам.

Так, в соответствии с п. 27 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания или его заместителем посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

Аналогичное положение также закреплено в п. 3 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985, согласно которому полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения о происшествии должны быть возложены организационно-распорядительными документами начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, на конкретных должностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания.

Еще по теме 9. Кто является начальником органа дознания в системе органов внутренних дел Российской Федерации?:

  1. 5. Органы, осуществляющие дознание. Компетенция органов дознания. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель
  2. Тема 14. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ИНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ В ЕГО СИСТЕМЕ
  3. 15.7 Соотношение понятий орган дознания, начальник орга­на дознания, дознаватель
  4. 14. Каков порядок предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации служебных жилых помещений?
  5. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации
  6. II.4.7. Прокурорский надзор за исполнением законов начальником следственного отдела органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и налоговой полиции.
  7. 15. Подлежат ли приватизации служебные жилые помещения, занимаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации?
  8. 2. Общая характеристика системы Министерства внутренних дел Российской Федерации
  9. Система, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации
  10. 1. Основные задачи и функции Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов и иных подразделений, составляющих его систему
  11. 14. Принимая во внимание требования части третьей ст. 153 и ст. 223 УПК РФ, кто наделен полномочием по принятию решения о соединении в одном производстве нескольких уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания?
  12. 17. Продолжает ли оставаться на службе в органах внутренних дел сотрудник милиции, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления?
  13. 4. Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации
  14. 10. ПОЛНОМОЧИЯ В ХОДЕ ОРД ПРОКУРОРА, СЛЕДОВАТЕЛЯ, РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И ОРГАНА, ВЫШЕСТОЯЩЕГО ПО ОТНОШЕНИЮ К ОРГАНУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ОРД
  15. 6. Виды преступлений, совершенных на службе, за которые сотрудники органов внутренних дел привлекаются к уголовной ответственности. Кто расследует эти дела?
  16. 4. РАСХОДЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖБЫ ГАЗОСПАСАТЕЛЕЙ, РАСХОДЫ НА УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ ИМУЩЕСТВА, ОБСЛУЖИВАНИЮ ОХРАННО-ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УСЛУГ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ И ИНЫХ УСЛУГОХРАННОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ Р

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право -

Согласно пункту 24 статьи 5 УПК органы дознания - это государст­венные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы (ст. 40): органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; должностные лица определенных государственных органов и фор­мирований: Главный судебный пристав РФ, главный военный су­дебный пристав, главный судебный пристав субъектах РФ, заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный
пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда
РФ, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; должностные лица - руководители государственных учреждений: начальники военных
учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и
речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители
геологоразведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятель­ности обладают оперативные подразделения:

1. органов внутренних дел РФ. Основную часть функций органов
дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция, которая включает в свой состав криминальную милицию и мили­цию общественной безопасности;

2. органов федеральной службы безопасности;

3. федеральных органов государственной охраны;

4. таможенных органов РФ;

5. органов по контролю за оборотом наркотических средств и пси­хотропных веществ;

6. федеральной службы исполнения наказаний;

7. органа внешней разведки Министерства обороны РФ (ст. 13 Фе­дерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Органы дознания обязаны:

Рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144-145);

Производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

Производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);

В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее пре­ступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры
для установления лица, совершившего преступление, уведомляя
следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);

Выполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании,
приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

Производить дознание (гл. 32).

Расследование в форме дознания производят дознаватели не всех органов дознания, а только: органов внутренних дел, пограничных ор­ганов федеральной службы безопасности, службы судебных приста­вов, таможенных органов, органов государственного пожарного над­зора федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 1-6, 8 ч. Зет. 151).

Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственнос­ти, обладают органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских час­тей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; на­чальники учреждений и органов уголовно-исполительной системы (федеральной службы исполнения наказаний), другие названные выше должностные лица, которые на основании ст. 40 имеют полномочия органов дознания.

Орган дознания действует в лице начальника. Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе замести­тель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осу­ществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное под­разделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Начальник под­разделения дознания уполномочен поручать дознавателю производ­ство по материалу проверки или уголовному делу; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производ­ства по делу; вносить прокурору ходатайство об отмене остальных по­становлений дознавателя. При этом начальник подразделения дозна­ния вправе проверять материалы уголовного дела и давать указания дознавателю. Данные указания даются в письменном виде и обяза­тельны для исполнения дознавателем (ст. 40.1 УПК).

Начальник подразделения дознания вправе лично возбудить уго­ловное дело, принять его к своему производству и произвести дозна­ние в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа (подразделения) дознания или его заместителем осуществлять производство предварительного расследования в форме дознания, а также иные полномочия, предус­мотренные УПК.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. По своим полномочиям дознаватель очень близок к следователю. Основное отличие состоит в том, что дознаватель менее процессуально самостоятелен, чем следо­ватель, поскольку все указания прокурора, начальника органа (под­разделения) дознания, данные в установленном законом порядке, для него обязательны, а их обжалование не приостанавливает исполнения.

  • 3.Стадии уголовного судопроизводства. Отдельные производства.
  • 5.Процессуальная форма (понятие и значение).
  • 6.Процессуальные гарантии (понятие, сущность и значение).
  • 7.Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.
  • 8.Законность при производстве по уголовному делу. Сущность и значение.
  • 9.Осуществление правосудия только судом.
  • 10.Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
  • 11.Презумпция невиновности. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 12.Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа.
  • 13.Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
  • 14.Свобода оценки доказательств. Сущность и значение. Нормативная основа.
  • 15.Обжалование процессуальных действий и решений органов предварительного расследования и суда.
  • 16.Виды уголовного преследования. Обязанность уголовного преследования.
  • 17.Понятие и общая характеристика участников уголовного судопроизводства, их классификация.
  • 18.Суд. Особый статус и полномочия суда в уголовном судопроизводстве.
  • 19.Прокурор. Понятие, задачи и полномочия в уголовном процессе.
  • 20.Следователь. Руководитель следственного органа. Понятие и процессуальное положение. Процессуальная самостоятельность следователя.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.
  • 22.Потерпевший. Частный обвинитель. Гражданский истец. Понятие, процессуальное положение.
  • 23.Подозреваемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 24.Обвиняемый. Понятие, процессуальное положение.
  • 25.Защитник. Понятие, процессуальное положение. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника. Отказ обвиняемого от защитника.
  • 26.Свидетель. Понятие, процессуальное положение. Свидетельский иммунитет.
  • 27.Специалист. Переводчик. Понятой. Понятие, процессуальное положение.
  • 28.Доказательственное право. Особенности уголовно-процессуального доказывания. Цель уголовно-процессуального доказывания.
  • 29.Предмет доказывания. Характеристика обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам. Пределы доказывания.
  • 31.Свойства доказательств. Относимость. Допустимость. Достоверность. Достаточность совокупности доказательств.
  • 32.Процесс доказывания. Элементы процесса доказывания.
  • 33.Показания подозреваемого и обвиняемого. Понятие, предмет, значение.
  • 34.Показания свидетеля и потерпевшего. Понятие, предмет и значение.
  • 35.Заключение и показания эксперта. Предмет экспертизы. Предмет и оценка показаний эксперта. Заключение и показания специалиста.
  • 36.Вещественные доказательства. Понятие, значение и оценка вещественных доказательств. Виды вещественных доказательств.
  • 37.Протоколы следственных и судебных действий (судебного заседания). Понятие, значение и оценка.
  • 38.Понятие, виды и значение мер процессуального принуждения.
  • 39.Задержание подозреваемого. Понятие и сущность. Основания, цели и условия задержания.
  • 40.Процессуальный порядок задержания.
  • 41.Иные меры процессуального принуждения: виды и основания применения.
  • 42.Понятие, виды и значение мер пресечения. Основания применения мер пресечения.
  • 43.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Характеристика, порядок применения, практика применения.
  • 44.Заключение под стражу. Сущность, цели и значение. Сроки содержания под стражей, основания и порядок их продления.
  • 21.Орган дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания. Начальник подразделения дознания.

    Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

    Полномочия (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы Государственной противопожарной службы; 5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы РФ.

    Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

    Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

    Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

    Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

    Полномочия: 1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела (продление до 10 суток срока предварительной проверки по сообщению или заявлению (ст. 144 УПК РФ); истребование из СМИ документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении (ч.2 ст. 144 УПК РФ); право и обязанность рассмотреть вопрос о заведомо ложном доносе (ст. 147 УПК РФ), направляет руководителю следственного органа уголовное дело после производства неотложных следственных действий, а в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч.ч. 3,4 ст. 157 УПК РФ); 2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования (поручение о производстве неотложных следственных действий и оперативно розыскных мероприятий, (ч.1 ст. 152, ч.4 ст. 157 УПК РФ соответственно), утверждение обвинительного акта (ч.4 ст.225 УПК РФ); 3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания (ст. ст. 306, 321 УПК РФ); 4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо их отмене).

    Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия: 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; 3) проверять материалы уголовного дела; 4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; 6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

    "