Организация обеспечения живучести судна. Наставление по борьбе за живучесть судов министерства морского флота союза сср нбжс Напряжение с распределительных щитов следует снимать лишь тогда, когда затопление или пожар могут вызвать короткое замыкание

Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС-86).

Аварийно-спасательный и пожарный инвентарь, его штатные места и закрепление за ответственными лицами, умение пользоваться им.

Пожарный инвентарь:

      костюм пожарного(2 шт.);

      каска(2 шт.);

      АСВ-2 (2 шт.);

      Топорик (6 шт.);

      Лом (4 шт.);

      Ремень со страховочным тросиком (1 шт.).

Закрепление за ответственными лицами:

      II штурман

      III пом. механика

    • Матросы 1,2 кл.

Судовые тревоги, их сигналы.

Судовые тревоги представляют собой условные сигналы для предупреждения об опасности и сбора экипажа. Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана в случае происшествий, угрожающих судну, грузу и экипажу, таких, как обнаружение поступления забортной воды внутрь корпуса судна, признаков пожара и т.п., а также при необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению грозящей ему опасности (столкновение, выброска на отмель и т.п.). Сигнал общесудовой тревоги представляет собой непрерывный звук звонка громкого боя в течение 25 – 30 с, повторяемый 3 – 4 раза, после чего по судовой радиотрансляции объявляется голосом: «Общесудовая тревога» с указанием, в необходимых случаях, характера аварии (например, «Пробоина», «Аварийная утечка аммиака») и места повреждения или возгорания. Во время стоянки в порту при пожаре или взрыве сигнал сопровождается частыми ударами в судовой колокол. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека или людей за бортом. Она представляет собой три продолжительных сигнала звонком громкого боя, по 5 – 6 с каждый, повторяемые 3 – 4 раза. Тревога по оставлению судна объявляется только капитаном или по его указанию. Она представляет собой семь коротких и один продолжительный (5 – 6 с) сигнал звонком громкого боя, повторяемые 3 – 4 раза. Учебные тревоги объявляются по указанию капитана судна; их объявление голосом предваряется словом «Учебная» («Учебная общесудовая тревога» и т.п.). Отбой тревог объявляется голосом по трансляции. По всем тревогам члены экипажа немедленно выходят к местам сбора с индивидуальными спасательными средствами. Спасательные жилеты надеваются при оставлении судна по приказанию капитана или вахтенного помощника капитана.

5. Управление судном Влияние различных факторов на управляемость судна

Скорость судна практически не влияет на величину диаметра установившейся циркуляции DЦ для промысловых судов, но остальные характеристики (особенно выдвиг l1 и тактический диаметр D1) зависят от начальной скорости, принимая меньшие значения с ее уменьшением. На этом основана рекомендация при выполнении крутых поворотов на ограниченной акватории: сначала остановить судно, а затем переложить руль и дать полный ход вперед.

Крен судна независимо от причин его появления ухудшает управляемость: судно стремится развернуться в сторону приподнятого борта. Дифферент на нос улучшает поворотливость, а дифферент на корму ухудшает ее, вызывая увеличение выбега и D ц. Поскольку на судне имеются кривые циркуляции, определенные для обычного дифферента и данных водоизмещении, необходимо учитывать, что при изменении дифферента характеристики могут значительно отличаться от табличных.

Ветер оказывает существенное влияние на управляемость судна, вызывая дрейф и разворот судна. Выявлено два направления наибольшего воздействия ветра. При курсовых углах 50... 60º у судов наблюдается наибольший угол дрейфа, а при углах 130...150º возможна потеря управляемости.

Течение не оказывает влияния на управляемость, когда рассматривается движение относительно воды. При рассмотрении движения относительно грунта течение, как и ветер, существенно изменяет характеристики управляемости. При известном значении скорости и направления течения можно перестроить кривую циркуляции с учетом его воздействия и использовать ее в практических целях.

Охрана человеческой жизни на море является основной целью комплекса мероприятий по организации обеспечения живучести судна. Организация обеспечения живучести судна предусматривает:

Постоянное поддержание судна, его устойчивость, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

Надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;

Постоянную готовность средств борьбы за живучесть, подготовку экипажа к борьбе за живучестью;

Постоянное наличие на борту количество экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть.

Аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь расписываются в заведении членом судового экипажа и должно храниться на штатных местах.

На судах должны выполняться требования норм непотопляемости и остойчивости, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса. Заполнение осушения и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топливо из одних цистерн в другие допускается только с разрешения капитана.

Общее руководство борьбой за живучесть судна осуществляет капитан. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника борьбу за живучесть возглавляет вахтенный помощник капитана.

Главный механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность к действию технических средств. Для организации борьбы за живучесть из членов экипажа создаются постоянные аварийные партии, которые возглавляются начальниками. Капитан вправе привлечь к борьбе за живучесть всех лиц, находящихся на судне.

Действие эл/группы во время общесудовой тревоги:

По оставлению судна (на ПСН):

11) Ст.эл.механик (Плот №4)

12) 2-ой эл.механик (Плот №5)

Отдаёт найтовы ПСН. Сбрасывает ПСН на воду. Садиться в плот. Гребец.

13) 3-ий эл.механик (Плот №6)

Отдаёт найтовы ПСН. Сбрасывает ПСН на воду. Садиться в плот. Гребец.

Человек за бортом:

13) 3-ий эл.механик

Обеспечивает работу прожекторов и освещение в районе катера и шлюпочной лебёдки.

12) 2-ой эл.механик

Проверяет и готовит к работе шлюпочную лебёдку.

По оставлению судна (на спасательных шлюпках):

12) 2-ой эл.механик

Доставляет в шлюпку судовые документы, документы членов экипажа, навигационные карты. Садиться в шлюпку

11) Ст.эл.механик

Доставляет в шлюпку АРБ, вахтенный журнал судовой р/станции. Садиться в шлюпку.

13) 3-ий эл.механик

Доставляет в шлюпку РЛ-ответчик. Садиться в шлюпку.

По переходу на аварийное управление рулём:

12) 2-ой эл.механик

Обеспечивает работу электрооборудования рулевой машины

По герметизации судна: АГ- аварийная группа

12) 2-ой эл.механик

Проверяет правильность герметизации и светомаскировки МКО. Докладывает командиру АГ о всех выявленных недостатках.

По заделке пробоины:

12) 2-ой эл.механик

Зам. Командира АГ (2-ой эл.механик).

Обеспечивает доставку аварийного имущества к месту пробоины, аварийное освещение в местах работы АГ, ведёт наблюдение и контроль за смежными переборками и палубами, дистанционным закрытием. Участвует в заделке пробоины.

По борьбе с пожаром:

12) 2-ой эл.механик

Зам. Командира АГ (2-ой эл.механик)

Обесточивает горящее оборудование. Тушение производиться углекислотным огнетушителем. Обеспечивает контроль и наблюдение за смежными приборами.

12) 2-ой эл.механик

Дозиметрист-химразведчик. О результатах разведки докладывает Командиру АГ. Готовит и обслуживает систему спец. вентиляции МКО и обмыва л/с в ПСО.

1. Организация экипажа и общие требования по борьбе за живучесть судна и охране человеческой жизни на море
1.1. Схема управления судном
1.2. Основные определения
1.3. Общие положения организации борьбы за живучесть судна
1.4. Оповещение по тревогам
1.5. Обязанности экипажа по обеспечению живучести судна
1.6. Расписание по тревогам
1.7. Организация хранения и порядок использования аварийного, противопожарного снабжения я спасательных средств
1.8. Доступ в запираемые помещения
1.9. Производство на судне работ с применением открытого огня работ с нарушением водонепроницаемости корпуса
1.10. Руководство всеми видами судовых тревог
1.11. Действия экипажа по тревоге "человек за бортом"
1.12. Организация эвакуации пассажиров и экипажа при угрозе гибели судна
2. Предупредительные мероприятия по обеспечению живучести судна
А. Мероприятия по обеспечению непотопляемости судна
2.1. Основные положения
2.2. Обеспечение водонепроницаемости корпуса судна
2.3. Маркировка водонепроницаемых переборок, водогазонепроницаемых переборок и противопожарных закрытий, запорных устройств судовой вентиляции
Б. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
2.4. Основные мероприятия по поддержанию противопожарного режима на судне
2.5. Мероприятия по поддержанию противопожарного режима в судовых помещениях
2.6. Мероприятия по обеспечению готовности к действию стационарных средств борьбы за живучесть судна
2.7. Мероприятия по обеспечению защиты судна, экипажа и пассажиров от воздействия оружия массового поражения
3. Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна
3.1. Общие требования
3.2. Методика подготовки экипажа
4. Борьба за живучесть судна
Борьба экипажа за непотопляемость судна
4.1. Основные положения
4.2. Борьба с водой
4.3. Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна
4.4. Оперативный план по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна
Б. Борьба экипажа с пожарами
4.5. Основные положения
4.6. Способы тушения пожаров и выбор огнеспасательных средств
4.7. Тушение пожаров в машинных помещениях
4.8. Тушение пожаров в грузовых танках наливных судов
4.9. Тушение пожаров в трюмах сухогрузовых и рефрижераторных судов
4.10. Тушение пожаров в помещениях насосных отделений наливных судов
4.11. Тушение пожаров жидкого топлива
4.12. Тушение пожаров в жилых и служебных помещениях
4.13. Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках судна
4.14. Тушение пожаров в фонарных, малярных и шкиперских кладовых
4.15. Тушение пожаров электрооборудования
4.16. Борьба с дымом и защита экипажа от воздействия высоких температур
4.17. Методика составления оперативного плана по борьбе с пожаром
4.18. Борьба за живучесть технических средств
4.19. Борьба с паром
5. Особенности обеспечения живучести судна. вступающего в эксплуатацию, находящегося в ремонте, консервации (отстое)
5.1. Вступающего в эксплуатацию
5.2. Находящегося в ремонте в доке
5.3. В период консервации и при отстое
6. Особенности борьбы за живучесть на специализированных суднах и при плавании в особых условиях
6.1. На газовозах
6.2. На танкерах
6.3. На атомных судах
6.4. При перевозке палубных грузов
6.5. Пожарная безопасность при перевозке опасных грузов (МОПОГ)
6.6. Рекомендации по борьбе за живучесть накатных судов (ро-ро и ро-флоу)
6.7. Борьба со смещением грузов
6.8. Мероприятия по обеспечению живучести судна при плавании в штормовых условиях
6.9. Особенности борьбы за живучесть в штормовых условиях.
6.10. Борьба с обледенением судна
6.11. Мероприятия по обеспечению живучести судна, севшего на мель
Приложение 1. Перечень первичных мероприятий по борьбе за живучесть судов (типовой)
Приложение 2. Инструкция по организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожаре
Приложение 3. Маркировка дверей, крышек люков и горловин на судах согласно ГОСТ 5.2284-78
Приложение 4. Маркировка запорных устройств судовой вентиляции согласно ОСТ 5.2284-78
Приложение 4а. Маркировка электрооборудования
Приложение 5. Условные сигналы при работе в изолирующих противогазах
Приложение 6. Выбор способов тушения пожара и огнегасительных средств
Приложение 7. Информационная доска нагрузки и остойчивости’ судна
Приложение 8. Оперативный планшет контроля посадки, остойчивости и непотопляемости судна
Приложение 9. Знаки безопасности
Приложение 10. Цвета отличительных и предупреждающих знаков
Приложение 11. Условные обозначения
Приложение 12. Оперативный план
Приложение 13. Данные об основных показателях пожарной опасности веществ
Приложение 14. Типовые расписания по тревогам (бандероль-вкладыш) .
Приложение 15. Расчетные таблицы
Таблица 1. Количество забортной воды, поступающей в отсек судна через различные по площади пробоины, м3/ч
Таблица 2. Коэффициенты проницаемости в различных судовых помещениях
Таблица 3. Токсичные продукты в дымовых газах
Таблица 4. Интенсивность подачи воды на охлаждение переборок и палуб с наружной стороны аварийного помещения
Таблица 5. Расчет количества стволов в зависимости от диаметра спрыска и производительности водопожарных насосов и производительности водопожарных насосов
Таблица 6. Площади тушения пожара водой в зависимости от впрыска ствола
Таблица 7. Тушение пожара системой хладоинами
Таблица 8. Паротушение пожара
Таблица 9. Тушение пожара герметизацией
Таблица 10. Пенотушение пожара
Таблица 11. Углекислотное пожаротушение
Таблица 12. Расчет личного состава для обеспечения работы активных и пассивных средств пожаротушения на судне

Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА

306. Основными документами по организации и ведению борьбы за живучесть судна являются судовые расписания по тревогам и личные карточки членов экипажа, где указаны должности или судовые номера и обязанности последних по тревогам, а также Наставление по борьбе за живучесть судов речного флота РСФСР.

307. Организация обеспечения живучести судна должна предусматривать:

(01) постоянное наличие на борту необходимого количества экипажа, способного обеспечить борьбу за живучесть;

(02) подготовку экипажа к борьбе за живучесть;

(03) постоянное поддержание судна, его устройств, технических средств и снабжения в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность судна и его мореходность;

(04) постоянную готовность средств борьбы за живучесть судна;

(05) надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой.

308. Аварийно-спасательное и противопожарное снабжение и инвентарь должны быть расписаны в заведование лицам судового экипажа, храниться на штатных местах и иметь опись. Использование указанного снабжения и инвентаря не по прямому назначению категорически запрещается.

309. На всех судах должны неукоснительно соблюдаться требования по обеспечению остойчивости и непотопляемости судна, вестись постоянное наблюдение за креном, дифферентом и водонепроницаемостью корпуса.

Заполнение, сушение и запрессовка балластных цистерн, перекачка балласта и топлива из одних емкостей в другие допускаются только по указанию или с разрешения капитана. Выполнение этого требования контролирует вахтенный начальник.

310. Общее руководство борьбой за живучесть осуществляет капитан. Капитан имеет право привлечь к борьбе за живучесть судна лиц, не входящих в состав экипажа, но находящихся на судне.

Механик руководит борьбой за живучесть в машинном отделении и обеспечивает готовность и действие находящихся в его ведении технических средств.

При отсутствии на судне капитана борьбу за живучесть возглавляет старшее лицо командного состава судоводительской специальности.

311. Установлены следующие виды судовых тревог: общесудовая, "Человек за бортом", шлюпочная (по оставлению судна).

312. На всех судах должно быть расписание по тревогам, определяющее обязанности и действия всего экипажа по: управлению судном; радиосвязи и зрительной связи; наблюдению за горизонтом, воздухом и водой, герметизации судна и обеспечению водонепроницаемости корпуса; борьбе за живучесть судна (борьба с огнем, водой и т.д.); использованию специальных средств, установленных на судне; оказанию медицинской помощи экипажу и пассажирам; охране порядка и безопасности (на пассажирских судах); охране окружающей среды; спасению человека за бортом; оставлению судна (с проверкой полноты эвакуации людей).

313. Обязанности по тревогам должны распределяться с учетом должностей, специальности и заведований членов экипажа и их взаимозаменяемости.

314. Расписание по тревогам составляется на полный состав экипажа при экипажном методе работы или на членов бригад (бригады), одновременно работающих на судне.

Кроме основного расписания, должно составляться стояночное расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящихся на борту при стоянке судна.

315. Лица, не входящие в штат, но работающие на судне, включаются в расписание по тревогам и имеют личные карточки наравне с членами экипажа.

316. Руководители практики и практиканты включаются в расписание по шлюпочной тревоге наравне с членами экипажа, а по остальным тревогам они дублируют обязанности штатных членов экипажа (перед номером их личной карточки проставляется ноль).

317. Расписание по тревогам должно вывешиваться на видном месте в общедоступных для экипажа помещениях судна.

Над койкой каждого члена экипажа, а также других лиц, не входящих в штат экипажа, но работающих на судне, должна находиться карточка, где указаны его обязанности и действия по тревогам.

Карточки рядового состава, а также лиц, не входящих в штат экипажа, должны иметь судовой цифровой номер, карточки командного состава - название должности.

318. На пассажирских судах на видных местах вывешиваются иллюстрированные инструкции по способам и приемам надевания индивидуальных и использования коллективных спасательных средств, планы с указанием мест их нахождения и путей эвакуации людей.

319. Судовые тревоги, за исключением шлюпочной, объявляются вахтенным начальником в следующих случаях:

(01) общесудовая - при подготовке к борьбе или для борьбы с огнем, водой и другими опасностями, создающими угрозу судну, людям, грузу;

(02) "Человек за бортом" - при падении человека за борт или при обнаружении человека (людей) за бортом.

320. Шлюпочная тревога (по оставлению судна) объявляется только капитаном или другим лицом по указанию капитана при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость оставления судна экипажем и пассажирами.

321. При оставлении судна в первую очередь должна быть обеспечена посадка на спасательные средства детей, женщин и престарелых. К лицам, нарушающим порядок посадки людей или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.

322. Устанавливаются следующие сигналы тревог:

(01) общесудовой - непрерывный звонок громкого боя в течение 25 - 30 с, повторяемый три - четыре раза; при пожаре (взрыве) сигнал тревоги сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

(02) "Человек за бортом" - три длинных сигнала звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза; продолжительность одного сигнала должна быть не менее 5 - 6 с;

(03) шлюпочной (по оставлению судна) - семь или более коротких сигналов, вслед за ними один продолжительный сигнал звонком громкого боя, повторяемые три - четыре раза.

323. Сигналы всех тревог дублируются голосом по судовой трансляционной сети с указанием вида тревоги; в случае пожара или пробоин указывается их место. При отсутствии трансляционной сети вид тревоги, место пожара и пробоины объявляются любыми иными средствами. Отбой всех тревог объявляется голосом и сопровождается командой по трансляции; при проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала голосом или по трансляции передается слово "Учебная".

324. Все члены экипажа, лица, не входящие в штат, руководители практики и практиканты при объявлении судовых тревог обязаны быстро занять свои места по расписанию, иметь при себе спасательные жилеты (нагрудники) и надевать их при объявлении шлюпочной тревоги или тревоги "Человек за бортом".

325. Для практической обработки действий по борьбе за живучесть на судне должны регулярно проводиться тренировочные учения по всем видам тревог.

Учения по тревогам должны проводиться не реже одного раза в месяц; если более 25% экипажа было заменено в каком-либо порту, то такие учения проводятся не позднее чем через 24 ч после выхода судна из этого порта.

На пассажирских судах учения по тревогам проводятся не реже двух раз в месяц, обычно перед выходом в рейс. Пассажиры в таких случаях должны заблаговременно предупреждаться о проводимых учебных тревогах и правилах поведения во время них.

После каждого тренировочного учения капитан детально проводит его обзор.

Если в течение указанных сроков не проводилось учебной тревоги или проводилась только неполная учебная тревога, в судовом журнале должна быть сделана запись о причинах непроведения или проведения неполной учебной тревоги.

326. Лица, в ведении которых находятся судовой, машинный, электротехнический и радиотелеграфный журналы, судовая касса и документы строгой отчетности, а при плавании в море - также путевые карты с прокладкой пути, при оставлении судна обязаны принять все меры к спасению указанных документов и ценностей.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

350. Живучесть корабля - это его способность противостоять боевым и аварийным повреждениям, восстанавливая и поддерживая при этом в возможной степени свою боеспособность.

На корабле постоянно должны проводиться организационно-технические мероприятия:

По предотвращению поступления воды в отсеки корабля (внутрь прочного корпуса),

По возникновению пожаров и взрывов,

По предупреждению аварийных ситуаций с оружием и техническими средствами,

По поддержанию в постоянной готовности к использованию средств борьбы за живучесть, подготовке личного состава к борьбе за живучесть корабля.

351. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ) обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении), любым видом связи немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП (центральный пост – на подводных лодках) или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно - в смежный отсек (помещение), и принять меры к ликвидации аварии.

Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) получив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала аварийной тревоги обязан объявить аварийную тревогу голосом по корабельной трансляции с указанием места и характера аварии (повреждения).

Никто не имеет право самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь экипаж корабля, включая и лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами, боевыми постами и на верхней палубе ведут аварийные партии (группы).

352. Точное соблюдение требований настоящего Устава и Руководств по борьбе за живучесть корабля является обязанностью каждого военнослужащего, неуклонно выполняемой им при всех обстоятельствах плавания или стоянки корабля.

Командиры (начальники) должны

Обучать своих подчиненных приемам борьбы за непотопляемость, с пожарами, опасными концентрациями газов (вредных веществ), живучесть оружия и технических средств, предотвращения взрывов;

Показывать пример соблюдения правил обеспечения живучести и безопасности и не оставлять без воздействия ни одного случая нарушений этих требований подчиненными;

Принимать строгие и действенные меры для обеспечения непотопляемости, взрывопожаробезопасности, электробезопасности, ядерной и радиационной безопасности (для кораблей с ЯЭУ), других видов безопасности, а также безопасной эксплуатации оружия и технических средств.

Экипаж корабля обязан выполнять правила и мероприятия, обеспечивающие живучесть и не нарушать их.

353. Корабль всегда должен быть обеспечен полным, предусмотренным табелем, комплектом исправных средств пожаротушения, водолазного и спасательного имущества, аварийных средств связи, средств индивидуальной защиты, а также индивидуальных и коллективных спасательных средств.

Средства пожаротушения, водолазное и спасательное имущество, средства индивидуальной защиты должны использоваться только по прямому назначению, а по израсходовании должны немедленно пополняться.

За обеспечение корабля этим имуществом отвечают помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части, начальник службы радиационной, химической и биологической защиты, командир боевой части связи по присвоенной номенклатуре.

Средства борьбы за живучесть корабля всегда должны быть исправны и готовы к использованию. Неисправности средств борьбы за живучесть корабля устраняются немедленно. Работы на стационарных средствах борьбы за живучесть, снижающие их готовность к использованию, выполняются с разрешения командира корабля.

Работы на арматуре и трубопроводах, связанных с забортными отверстиями, на корабле выполняются с разрешения командира электромеханической боевой части и под контролем дежурного по кораблю (подводной лодке). В суточном журнале БЧ-5 (вахтенном журнале подводной лодки) указывается руководитель, время начала и окончания работ, их объем, должность и фамилия лица, проводившего инструктаж на выполнение работ, и результаты этой работы. Проводить работы на непроницаемых, герметичных корпусных конструкциях, палубах, цистернах и горловинах, связанные с вырезом отверстий в них, запрещается.

В исключительных случаях такие работы производятся с разрешения технического управления флота. При боевых и аварийных повреждениях разрешение на проведение этих работ дает командир корабля, если такая крайняя мера вызывается необходимостью спасения людей. Непроницаемость, герметичность корпусных конструкций по завершении работ должны быть немедленно восстановлены.

На подводной лодке, независимо от ее нахождения (в море, базе), прочный корпус, межотсечные и внутриотсечные переборки всегда должны быть герметичны, арматура исправна и готова к обеспечению погружения на предельную глубину.

354 . Спасанием называются любые действия, направленные на недопущение гибели терпящих бедствие людей, объекта, получившего боевые или аварийные повреждения, и его груза или другого имущества.

Спасением называется достижение положительного результата в ходе спасания.

На каждом корабле должен быть комплект спасательных устройств и средств, предусмотренных проектной документацией и нормами снабжения.

Спасательные устройства – это корабельные устройства, предназначенные для проведения спасательных работ.

Спасательные устройства и средства должны быть всегда исправны и готовы к действию, находиться в установленных местах и использоваться только по прямому назначению. Весь личный состав, включая лиц, временно находящихся на корабле, должен быть расписан по спасательным средствам. К спасательным средствам относятся средства и имущество, используемые для спасания людей и оказания помощи аварийному кораблю, в том числе средства информации об аварии.

355. Для контроля за состоянием корпуса, устройств, систем и средств борьбы за живучесть корабля приказом командира корабля назначается постоянная корабельная комиссия.

На надводных кораблях 1, 2 и 3 рангов и на подводных лодках комиссия назначается в составе: председателя - старшего помощника командира корабля, и членов комиссии - помощника командира корабля; командиров штурманской, ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской); минно-торпедной, электромеханической, авиационной и радиотехнической боевых частей; начальника медицинской службы и службы радиационной, химической и биологической защиты; командира дивизиона живучести (трюмной группы), старшины трюмной команды и главного боцмана.

На соединении кораблей 4 ранга составы постоянных корабельных комиссий устанавливает командир соединения.

При необходимости, к работе в составе постоянной корабельной комиссии привлекаются другие должностные лица корабля, представители штаба и электромеханической службы соединения, органов управления флота (флотилии, ВМБ), организаций и предприятий промышленности.

Постоянная корабельная комиссия один раз в три месяца, в период подготовки к длительному плаванию и после возвращения из него, а при необходимости - по приказанию командира корабля производит:

а) детальный осмотр корпуса корабля, водонепроницаемых переборок, второго дна, дверей, люков, горловин, устройств, систем и средств борьбы за живучесть, аварийного, спасательного и водолазного имущества;

б) выявление дефектов, которые могут привести к увеличению уровней физических полей корабля, а также к увеличению корабельных акустических помех работе ГАК (ГАС). Подводную часть корпуса корабля, рули и гребные винты (движители) постоянная корабельная комиссия осматривает при каждой постановке корабля в док.

В своей работе постоянная корабельная комиссия руководствуется требованиями Руководств по эксплуатации корпусов, устройств и систем корабля. Результаты работы комиссии заносятся в журнал осмотра корпуса, устройств и систем корабля.

Замечания постоянной корабельной комиссии по состоянию корабля устраняются немедленно. Работы, требующие участия судоремонтных заводов, выполняются в период ближайшего ремонта корабля.

356. На корабле все аварийное и спасательное имущество, баллоны, трубопроводы и их запорные устройства, клапаны, вентиляционные закрытия и системы обеспечивающие живучесть корабля должны иметь установленную для них маркировку, окраску и отличительные надписи. Правила нанесения маркировки, окраски и отличительных надписей определяются Руководствами по борьбе за живучесть .

357. Отсекам и помещениям корабля присваиваются наименования, а имеющим одинаковое предназначение присваиваются и номера.

Нумерация начинается с помещений (цистерн) первого водонепроницаемого отсека корабля и продолжается, не прерываясь, в последующих водонепроницаемых отсеках корпуса, а затем в надстройках.

Нумерация производится последовательно в пределах каждого непроницаемого отсека (надстройки) с носа в корму и снизу вверх. Нечетные номера присваиваются помещениям (цистернам) правого борта, а четные - левого борта. Палубы и платформы нумеруются сверху вниз, а ярусы надстроек - снизу вверх.

На всех дверях, люках помещений и горловинах цистерн должны быть надписи, указывающие наименование и номер помещения (цистерны), в которое они ведут. Например, “Электростанция № 3”, “ЦПВ № 1”.

358 . На корабле в любое время должен быть обеспечен доступ во все запираемые помещения. Замки всех помещений должны иметь по два комплекта ключей. Кроме того, на надводных кораблях, оборудованных системами дистанционного управления арматурой специального и общекорабельного назначения, а также на подводных лодках два комплекта ключей должны иметь приводы этой арматуры. На подводных лодках, кроме того, по два комплекта ключей должны иметь замки гидравлических машинок кингстонов, первых и вторых запоров вентиляции цистерн главного балласта, первых и вторых запоров систем общекорабельной и специальной вентиляции.

359. Ключи первого комплекта от помещений, кроме ключей от хранилищ боеприпасов, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных помещений находятся в повседневном пользовании заведующих помещениями.

На надводных кораблях приказом по кораблю объявляется перечень помещений, ключи первого комплекта от которых после окончания рабочего времени должны сдаваться дежурному по кораблю или дежурному по боевой части (службе).

На подводных лодках , перед убытием экипажа с подводной лодки, ключи первого комплекта сдаются дежурному по подводной лодке.

Ключи первого комплекта хранятся на специальных досках, (в ящиках), запираемых на замок в местах, определенных приказом командира корабля. О выдаче и приеме ключей первого комплекта делается запись в специальном журнале.

Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами хранятся в ящике, расположенном в посту контроля погребов, а при отсутствии такового - в установленном командиром корабля месте. Ящик должен запираться на замок и опечатываться. Ключ от ящика хранится:

На надводных кораблях 1, 2 ранга - у командира дозора по погребам;

На остальных кораблях - у дежурных по соответствующим боевым частям, или у дежурного по кораблю.

Ключи первого комплекта от корабельного арсенала и хранилищ стрелкового боеприпаса хранятся у дежурного по кораблю в мешках (пеналах), опечатанных печатью заведующего помещения, порядок их выдачи определяется командиром корабля.

Ключи первого комплекта от погребов с боеприпасами выдаются по тревогам и для производства работ - заведующим погребами, а в часы обхода - дозорным по погребам.

360. Ключи второго комплекта от помещений, кроме ключей от хранилищ боеприпасов, корабельных арсеналов, авиационного горючего и режимных помещений хранятся:

- на надводных кораблях - на главной корабельной доске, расположенной в установленном приказом по кораблю помещении;

- на подводных лодках - на специальной доске (в ящике) в центральном посту.

Главная корабельная доска и специальная доска (ящик) подводной лодки должны запираться на замок, опечатываться сургучной печатью и передаваться при смене лицами дежурной или вахтенной службы.

Ключ от замка главной корабельной доски (ящика) хранится в посту энергетики и живучести. За его сохранность отвечает дежурный по электромеханической боевой части (дежурный по подводной лодке).

За выдачу, использование по назначению ключей второго комплекта отвечает дежурный по электромеханической боевой части.

Ключи второго комплекта выдаются по тревогам в случае надобности специально назначенным лицам.

За укомплектованность главной корабельной доски (ящика) ключами второго комплекта, их соответствие замкам, установленным на дверях помещений, отвечают командиры боевых частей (начальники служб) корабля, в заведовании которых находятся эти помещения.

Ключи второго комплекта от хранилищ стрелкового боеприпаса и корабельного арсенала хранятся в сейфе командира корабля в мешке (пенале), опечатанном печатью командира боевой части.

Ключи второго комплекта от погребов с боеприпасом хранятся у командиров боевых частей в опечатанном их печатью сейфе (ящике), закрытом на замок.

361. Ящики с детонаторами на всех кораблях должны храниться в специальных сейфах в корабельных арсеналах (хранилищах стрелкового боеприпаса), а на кораблях, где нет арсеналов - в каюте командира корабля.

Сейфы запираются, опечатываются печатью командира той боевой части, для которой предназначены детонаторы.

Ключи от сейфов хранятся у командира корабля.

362. Все непроницаемые двери, люки и горловины корабля (в дальнейшем - горловины) приказом по кораблю разбиваются на четыре категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов “Боеприпасы”, “Задраено”, “Приказание”, “Тревога”). В приказе должно быть указано, кто и за состояние каких именно горловин несет ответственность.

Порядок разбивки дверей, люков и горловин на категории, окантовка, размер и цвет букв маркировки указаны в Приложении 11 к настоящему Уставу.

На всех кораблях все двери, люки и горловины, ведущие в погреба с боеприпасами и в помещения для хранения легкого авиационного горючего, маркируются буквой “Б”.

На надводных кораблях горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки, топливные, масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные цистерны, форпик, ахтерпик и в коридоры кабельных трасс, маркируются буквой “З”.

На подводных лодках все люки и горловины (кроме рубочного и переборочных люков и дверей), маркируются буквой “З” .

На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные на первой непрерывной палубе, проходящей над ватерлинией, также все горловины, расположенные ниже этой палубы и не вошедшие в группы горловин, маркированные буквами “Б” и “З” , маркируются буквой “П” .

На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери, маркируются буквой “П” .

На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные выше первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами “Б” и “З”, маркируются буквой “Т”.

363. “Б” , должны быть всегда задраены, а при отсутствии людей в этих помещениях - опечатаны и заперты на замок.

Горловины, маркированные буквой “Б”, могут быть отдраены:

а) по приказанию командира боевой части заведующими для погрузки и выгрузки боеприпасов и подачи их по тревогам, а также для вентилирования и охлаждения помещений;

б) с разрешения командира дозора дозорными по погребам для осмотра помещений в соответствии со специальной инструкцией.

По приказанию командира электромеханической боевой части помещения - керосинохранилища (хранилища авиационного горючего) могут быть отдраены заведующими для:

а) обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных аппаратов;

б) проведения ежедневного осмотра, других плановых работ, для вентилирования и охлаждения;

в) осмотра лицами дежурной и вахтенной служб в соответствии со специальной инструкцией.

364. Горловины, маркированные буквой “З”, должны быть всегда задраены, а горловины от кингстонных выгородок и подбашенных отсеков, кроме того, заперты на замок.

Горловины, маркированные буквой “З”, отдраиваются с разрешения командира электромеханической боевой части под руководством назначенного им лица.

Лицо, получившее приказание отдраить или задраить горловины, докладывает об этом приказании дежурному по кораблю и дежурному по электромеханической боевой части.

Об отдраивании и задраивании горловин, маркированных буквой”З”, делается запись в суточном журнале электромеханической боевой части и в вахтенном журнале корабля. 3

65. К открытым горловинам, маркированным буквой “З”, (во всех случаях) и горловинам, маркированным буквой“Б”, (на время вентилирования и охлаждения помещений) выставляются вахтенные. По истечении надобности горловины должны быть немедленно задраены.

366. Горловины, маркированные буквой “П” , должны быть постоянно задраены. Дежурная служба корабля обязана следить за этим.

На подводных лодках переборочные двери и люки, маркированные буквой “П”, могут быть временно открыты для прохода личного состава или по приказанию центрального поста (при вентилировании подводной лодки, подаче воздуха к работающим дизелям, воздушным компрессорам и т. п.).

На надводных кораблях перечень горловин и иллюминаторов, которые дежурный по кораблю может приказать держать открытыми в обычных условиях ночью и по боевой готовности № 2 в целях обеспечения нормальных условий для отдыха и прохода личного состава, а также для проветривания помещений, должен быть объявлен приказом по кораблю. Отдраивание горловин, маркированных буквой “П”, производится по команде “Отдраить водонепроницаемые переборки’’ . В обычной обстановке эта команда подается по приказанию дежурного по кораблю утром после побудки личного состава.

Отдраенные горловины, маркированные буквой “П”, задраиваются в следующих случаях:

а) по тревогам;

б) по команде ;

в) по команде ежедневно на ночь в установленное распорядком дня время, если по тем или иным условиям плавания (стоянки) эта команда не была отдана ранее, и в особых условиях плавания (прохождение узкостей и районов, опасных для плавания; во время эволюций и совместных упражнений с другими кораблями; при входе (выходе) в порт, шлюз, док и т. п.; в местах скопления большого числа судов; при буксировке; при плавании в тумане и при штормовой погоде).

367. Горловины, маркированные буквой “Т” , задраиваются только по тревогам и сигналу “Радиационной опасность” .

При понижении боевой готовности и прекращении действия сигнала“Радиационная опасность” эти горловины могут быть отдраены.

368. Во время тревог приказание об отдраивании горловин, маркированных буквами “Б”, “П” и “Т” для прохода личного состава или других нужд может исходить только из ГКП или ПЭЖ.

По боевой готовности № 2 часть дверей и люков, определенных приказом по кораблю, может быть отдраена для перемещения личного состава и проветривания помещений.

369. Все иллюминаторы, имеющиеся на корабле, по команде “Корабль к бою и походу приготовить” , по тревогам, а также, когда корабль находится в боевой готовности № 2 или на ходу, должны быть задраены.

При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) по сигналу “Задраить водонепроницаемые переборки” задраиваются и иллюминаторы, расположенные ниже верхней палубы. Только по специальному разрешению дежурного по кораблю часть этих иллюминаторов (в жилых помещениях) может быть отдраена для обеспечения нормальных условий отдыха личного состава.

Соответствие состояния горловин и иллюминаторов объявленным боевым готовностям и отданным командам контролирует дежурная служба корабля, особенно дозорные по живучести и дневальные.

Если помещение закрывается на замок, то все иллюминаторы в нем должны быть задраены, освещение и нагревательные приборы выключены, вентиляция остановлена.

370. Взрывопожароопасные работы – это работы, при проведении которых на корабле возможно возникновение взрывов, пожаров и для их предотвращения необходимо провести организационно-технические обеспечение.

Под открытым огнем следует понимать действующие приборы электросварки (сварки), свечи, факелы, керосиновые и свечные фонари, электровоспламенители и т. п.

Пользоваться открытым огнем для разного рода работ, а также производить взрывопожароопасные работы на корабле можно только с разрешения командира электромеханической боевой части.

У места проведения огнеопасных работ, а также по решению командира электромеханической боевой части в смежных помещениях, в том числе выше или ниже расположенных, выставляются специальные вахтенные с переносными средствами тушения пожаров. Инструктаж вахтенных производит руководитель работ – командир подразделения, подготовка вахтенных производится в плановом порядке с допуском к исполнению этих обязанностей в каждом периоде обучения экипажа командирами боевых частей (начальниками служб) корабля.

В районе проведения огнеопасных работ все стационарные и переносные средства борьбы с пожаром приводятся в готовность к немедленному использованию.

О месте проведения работ объявляется по кораблю и заведующие этими помещениями должны быть освобождены на время работ и время осмотра после работ от других мероприятий корабельного распорядка. По окончании работ наблюдение за помещениями проводится в течении не менее шести часов.

Время начала огнеопасных работ, их окончания и завершения осмотра помещений фиксируется в вахтенном журнале корабля, журнале огнеопасных работ и в суточном журнале электромеханической боевой части.

Запрещается пользоваться открытым огнем как средством освещения на корабле.

371 . Приказом по кораблю определяются места и порядок хранения обтирочного материала, лаков, красок, горючих, агрессивных жидкостей и газов, горюче-смазочных материалов.

Запрещается хранение грязного обтирочного материала и рабочей одежды в энергетических отсеках.

372 . На надводных кораблях бензин, авиационное топливо и другие легковоспламеняющиеся вещества должны храниться в

специально оборудованных и хорошо вентилируемых прохладных помещениях, цистернах или штатной таре на верхней палубе, удаленной от каких либо источников огня и готовой к сбросу за борт.

Пролитый бензин или авиационное топливо должны немедленно удаляться паклей или ветошью, а помещение – вентилироваться.

Запрещается использовать бензин, авиационное топливо, спирт и другие огнеопасные материалы для протирания палуб корабля и мебели.

Категорически запрещается на подводных лодках хранение бензина, авиационного топлива, растворителей и лакокрасочных материалов, а также производство каких-либо работ в отсеках с использованием бензина.

373. На корабле должны быть организованы:

1) контроль за температурой жидкого топлива, которая не должна превышать +50 градусов для тяжелых (темных) сортов и +25 градусов для легких (светлых);

2) почасовой контроль за наличием подушки инертных газов над зеркалом испарения авиационного топлива в хранилищах авиационного топлива с ведением графика вентилирования хранилищ и постов приема-раздачи этого вида топлива.

При вскрытии топливных цистерн и разборке трубопроводов запрещается пользоваться открытым огнем.

374. В трюмах не допускается скопление воды и горючих материалов. Горючее и смазочные материалы, попадающие в трюм, должны немедленно удаляться.

Запрещается выбрасывать за борт, напричальные сооружения промасленную ветошь, мусор и другие горючие материалы. Их необходимо удалять с корабля на берег в специально отведенные для этой цели места.

На причальных сооружениях, по месту стоянки кораблей, должны быть оборудованы щиты с комплектом средств пожаротушения.

375. Комплекты химической регенерации воздуха, регенеративные патроны, изолирующие противогазы должны храниться в специально оборудованных ящиках. Размещение ящиков и снаряженных регенеративных установок должно быть не ближе одного метра от кислородных баллонов, боевых зарядных отделений и резервуаров торпед, кабельных трасс, топливных трубопроводов и емкостей, мест с повышенным тепловыделением (выше +50 градусов) и возможных протечек и скоплений горючих и смазочных материалов, а также воды и пара.

376. Электрические кабели должны оберегаться от сырости, попадания на них воды, пара, топлива, горючих и смазочных материалов.

Запрещается эксплуатировать электрические кабели, электрооборудование, переносные электрические приборы и инструмент с сопротивлением изоляции ниже установленных норм.

377 . На корабле должно вестись систематическое наблюдение за температурой в погребах (хранилищах) с боеприпасами, шахтах, контейнерах, торпедных аппаратах. В случае повышения температуры в них свыше допустимых пределов необходимо принять все меры для охлаждения воздуха и выявления причин ее повышения.

378. В погребах (хранилищах) с боеприпасами, а также в отсеках подводных лодок с открытым хранением торпед, категорически запрещается:

а) находиться лицам имеющим при себе огнестрельное оружие, патроны, взрывчатые вещества, спички и приборы зажигания;

б) устанавливать нештатную электропроводку;

в) пользоваться переносными светильниками, электроинструментом, электровентиляторами и электрогрелками.

379 . Орошение, затопление погребов и хранилищ боеприпасов производится по приказанию командира корабля.

В случаях не терпящих отлагательства (пожар в погребе, хранилище боеприпасов или в соседнем с погребом, хранилищем боеприпасов помещении) и не позволяющих в создавшемся положении получить приказание командира корабля, приказание об орошении и затоплении погреба, хранилища боеприпасов обязаны отдать командиры электромеханической и ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской), минно-торпедной и авиационной боевых частей, командир дивизиона ракетной (ракетно-артиллерийской, артиллерийской) боевой части, командир дивизиона живучести (трюмной группы, старшина команды трюмных или командир отделения машинистов трюмных на кораблях 2-го ранга и катерах) и командир батареи терпящей аварию.

В той же обстановке, но при отсутствии связи с указанными лицами приказание на орошение и затопление погреба может отдать заведующий погребом или командир трюмного боевого поста электромеханической боевой части, а когда связи с ними нет, вахтенный по пожарной безопасности погребов без приказания самостоятельно включает орошение погреба и, если эта мера окажется недостаточной для ликвидации пожара и опасность взрыва не будет предотвращена, затапливает погреб.

На подводных лодках орошение и затопление шахт, контейнеров, торпедных аппаратов и отсеков с открытым хранением боезапаса производят по приказанию командира или лица его замещающего. При отсутствии экипажа на борту подводной лодки – по приказанию дежурного по кораблю.

Включение систем орошения и затопления шахт (контейнеров) ракетного боезапаса может быть произведено и по решению командира ракетной боевой части согласно правилам и руководствам по борьбе с авариями по каждому виду боезапаса.

380. Лицо, принявшее решение об орошении или затоплении погреба, шахты (контейнера), хранилища боеприпасов на корабле, обязано немедленно принять все меры к тому, чтобы из помещения были выведены люди, чтобы о затоплении или орошении и причинах, их вызвавших, стало в кратчайший срок известно на ГКП и на командных пунктах электромеханической и соответствующих боевых частей.

381. При погрузке (выгрузке) боеприпасов (с причальных сооружений, специальных судов) корабль должен быть изготовлен к немедленной даче хода. На руле, на шпиле, на сходне, у главных машин, у приводов клапанов затопления (орошения) и у швартовов (на корабле и на стенке) несется вахта. Остальные подразделения должны быть в боевой готовности № 1.

Если погрузка (выгрузка) производится с транспортных средств, на случай угрозы аварии должен быть обеспечен немедленный их отвод (отход) от борта корабля.

382. При погрузке (выгрузке) боеприпасов выставляются специальные вахтенные по пожарной безопасности из наиболее подготовленного личного состава. Они подчиняются руководителю работ, в работе по погрузке (выгрузке) боезапаса не участвуют, наблюдают за соблюдением личным составом правил погрузки (выгрузки), не допускают загромождения доступа к средствам пожаротушения и местам сбрасывания в воду загоревшихся предметов, принимают немедленные меры к предотвращению взрывов в случае возгорания взрывчатых веществ.

383. В море на ходу корабля горящая мина (бомба) сбрасывается за борт по возможности с кормы, при этом корабль увеличивает ход до полного.

При стоянке на швартовах (якоре, бочке) горящая мина (бомба) сбрасывается за борт со стороны, свободной от стоящих рядом кораблей и судов, в этом случае корабль немедленно отводится от стенки и по возможности дает ход.

384. В случае возникновения аварийных ситуаций с ракетами на пусковых установках, в контейнерах или шахтах, создающих угрозу взрыва, по решению командира корабля производится аварийный старт (сброс) ракеты в безопасном для других кораблей или объектов направлении или принимаются другие меры, предусмотренные специальными инструкциями.

385. При постановке корабля в док боеприпасы и взрывчатые вещества сдаются на береговые склады, за исключением тех, которые определяются каждый раз специальным указанием командира соединения. При этом, в обязательном порядке, производится фактическая проверка исправности действия всех систем и устройств корабля, обеспечивающих взрывопожаробезопасность хранения боезапаса с составлением актов проверки. Все неисправности и поломки устраняются до выхода корабля из дока и приемки боезапаса на корабль.

386. При снятии боевых готовностей артиллерийские установки должны быть разряжены и боеприпасы убраны с линии подачи.

К минам, размещенным на верхней палубе, в каком бы состоянии они не находились, должны быть выставлены вахтенные.

387 . Корабль должен быть укомплектован документацией, разработанной конструкторским бюро при постройке, переоборудовании, модернизации или ремонте корабля и оборудованными командными пунктами и боевыми постами для руководства борьбой за живучесть. Документация должна соответствовать фактическому состоянию корабля, своевременно корректироваться, содержать рекомендации по использованию оружия и технических средств при борьбе за живучесть, тяжелых повреждениях корпуса и комплексном воздействии поражающих факторов (поступление воды, ВВД, пожар, авария ядерной энергетической установки и т. п.).

За ее корректировку несут ответственность органы, руководящие переоборудованием, модернизацией и ремонтом кораблей. За её наличие отвечают командир электромеханической боевой части и командиры боевых частей корабля в пределах своих функциональных обязанностей. Кроме того, на корабле должна быть документация по организации использования оружия и технических средств по различным боевым готовностям и возможным вариантам повреждений (аварийных ситуаций).

Личным составом корабля должны быть заблаговременно отработаны приёмы использования оружия и технических средств по этим вариантам.

388. Оружие и технические средства должны использоваться в строгом соответствии с действующими инструкциями и правилами.

При обнаружении повреждений оружия и технических средств командиры подразделений и боевых постов должны принять меры к их немедленному устранению.

В боевой обстановке или аварийной ситуации командир корабля (командир боевой части, начальник службы) принимает решение о возможности использования неисправных оружия и технических средств, неся при этом всю ответственность за последствия.

Запрещается использовать неисправную материальную часть в повседневных условиях.

Кораблю должен быть запрещён выход в море или установлены ограничения плавания (по состоянию моря, району плавания, глубине погружения подводной лодки), если из-за его технического состояния не обеспечивается безопасность плавания в любых условиях обстановки.

Решения о запрещении выхода в море, на установление ограничений кораблю и их снятие принимаются командующим флотом.

389. На корабле должен быть полный комплект запасных частей и принадлежностей. При нахождении корабля в базе использование бортового комплекта запасных частей и принадлежностей запрещено. При нахождении корабля в море разрешение на его использование может дать командир корабля. С прибытием корабля в базу использованный комплект подлежит немедленному пополнению.

Ответственность за содержание на корабле, учёт и отчётность, укомплектованность запасными частями и принадлежностями несут командиры боевых частей (начальники служб).

390 . При обнаружении неисправностей корпуса корабля, его арматуры, средств борьбы за живучесть личный состав обязан принять меры к их немедленному устранению и доложить об этом командирам своих подразделений, а последние - командиру электромеханической боевой части.

391. На надводных кораблях торцовые ключи от клапанов затопления, орошения и пуска эжекторов затопления погребов с боеприпасами хранятся на постах затопления погребов в специальных гнездах на переборках. Эти ключи в отличие от других торцовых ключей окрашиваются в красный цвет. На квадраты штоковых выводов пусковых устройств затопления, орошения и пуска эжекторов затопления погребов с боеприпасами накладываются стопоры, предохраняющие штоковые выводы от случайного проворачивания. Использовать эти ключи не по назначению запрещается.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

392 . Командир соединения кораблей отвечает за обеспечение живучести и безопасности кораблей соединения.

При получении кораблями соединения боевых и аварийных повреждений (в дальнейшем - повреждений) командир соединения организует оказание им помощи.

393. Начальник штаба соединения кораблей отвечает за разработку организационных документов по борьбе за живучесть кораблей, стоящих группами, и при совместном плавании. При повреждениях кораблей соединения начальник штаба соединения обеспечивает взаимодействие сил и средств, участвующих в оказании помощи поврежденным кораблям, и осуществляет управление ими.

394. Заместитель командира соединения кораблей по электромеханической части при повреждениях кораблей соединения оценивает состояние поврежденных кораблей, докладывает командиру соединения предложения по повышению эффективности борьбы за их живучесть и по оказанию помощи повреждённым кораблям.

395. Флагманские специалисты соединения при повреждениях кораблей соединения участвуют в оценке их состояния, разработке предложений по повышению эффективности использования оружия и технических средств по назначению, ведению борьбы за живучесть и оказанию помощи поврежденным кораблям.

396. Командир корабля отвечает за живучесть и безопасность корабля, готовность его экипажа к борьбе за живучесть. При боевых и аварийных повреждениях командир корабля руководит борьбой за живучесть корабля с ГКП.

При пожарах и затоплениях корабельных помещений (отсеков) командир корабля обязан принять все меры для локализации районов повреждений, предотвращения взрывов, распространения воды и огня по кораблю, своевременно:

Определить наступление критического состояния корабля;

Запросить помощь;

Принять решение на дальнейшее ведение борьбы за живучесть или оставление корабля.

Командир корабля лично руководит подготовкой расчетов ГКП – ПЭЖ к руководству борьбой за живучесть.

397. Старший помощник (помощник) командира корабля отвечает за подготовку экипажа к борьбе за живучесть корабля, к оказанию помощи аварийному кораблю (летательному аппарату) и к использованию спасательных средств.

В соответствии с заданиями и указаниями командира корабля он лично руководит:

Подготовкой офицеров корабля к борьбе за живучесть;

Разработкой корабельных боевых упражнений и учений по борьбе за живучесть;

Подготовкой корабельной аварийно-спасательной группы к оказанию помощи другим кораблям.

Старший помощник (помощник) командира корабля контролирует укомплектованность и состояние аварийного и спасательного имущества.

Старший помощник (помощник) командира корабля при получении кораблем повреждений:

Контролирует состояние корабля и ход борьбы за его живучесть;

Информирует о них ЗКП и КПКП боевых частей и служб;

Организует взаимодействие боевых частей и служб корабля между собой и с силами и средствами, оказывающими кораблю помощь;

Организует дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию корабля, санитарную обработку личного состава;

Руководит спасением экипажа, эвакуацией или уничтожением секретных документов и оборудования при оставлении корабля.

Старший помощник командира корабля (помощник) должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля.

398. Заместитель командира корабля по воспитательной работе отвечает за морально-психологическую подготовленность экипажа к борьбе за живучесть и безопасность.

Заместитель командира корабля по воспитательной работе при получении кораблем повреждений, находясь на ГКП или, по приказанию командира корабля там, где обстановка требует его присутствия, принимает меры по поддержанию высокого морально-психологического состояния и дисциплины личного состава, мобилизуя его на энергичные и инициативные действия по борьбе за живучесть.

399. Помощник командира корабля отвечает за готовность ЗКП к руководству борьбой за живучесть. По приказанию командира корабля он покидает ЗКП, оставляя за себя заместителя, для руководства

Борьбой за живучесть и безопасность на верхней палубе, надстройках и бортах корабля; работами по взятию корабля на буксир;

Приемом подошедших для оказания помощи кораблей и судов; спуском катеров, баркасов, шлюпок, спасательных плотиков и посадкой на них личного состава при оставлении корабля.

Помощник командира корабля должен быть подготовлен к самостоятельному руководству борьбой за живучесть корабля.

400. Командир электромеханической боевой части отвечает:

За готовность ПЭЖ, личного состава боевой части и корабельных аварийных партий к борьбе за живучесть;

За водолазную подготовку;

За поддержание в исправности корпуса корабля;

За готовность к действию систем, устройств и механизмов, предназначенных для борьбы за живучесть;

За укомплектованность корабля противопожарным, спасательным и водолазным имуществом по присвоенной номенклатуре;

За наличие на корабле документации по борьбе за живучесть.

Он контролирует готовность к использованию средств борьбы за живучесть, подготовку личного состава боевых частей и служб к борьбе за непотопляемость, взрывопожаробезопасность и о всех недостатках докладывает старшему помощнику командира корабля.

Под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля он разрабатывает корабельные боевые учения по борьбе за живучесть корабля.

При получении кораблем повреждений командир электромеханической боевой части непосредственно руководит из ПЭЖ (ГКП подводной лодки) действиями личного состава корабля по борьбе с пожарами, опасными концентрациями газов и за непотопляемость.

При повреждениях, для борьбы с которыми не требуется снижения боеспособности корабля, командир электромеханической боевой части действует самостоятельно, докладывая о принятых мерах командиру корабля.

При повреждениях, для борьбы с которыми требуется понизить, хотя бы и временно, боеспособность корабля, командир электромеханической боевой части докладывает свои предложения командиру корабля, а в экстренных случаях, когда кораблю грозит гибель, действует самостоятельно с последующим докладом командиру корабля, неся всю ответственность за последствия.

Указания командира электромеханической боевой части по обеспечению непотопляемости, взрывопожаробезопасности и по борьбе за живучесть обязательны к исполнению всем личным составом экипажа корабля.

401 . Командир дивизиона живучести (трюмный группы) отвечает:

За готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть корабля;

За исправность и готовность к использованию общекорабельных водоотливных и противопожарных систем, кингстонов и клапанов затопления всех помещений, других средств борьбы за живучесть, находящихся в заведовании;

За укомплектованность корабля оборудованием и документацией для руководства борьбой за живучесть, за техническое обслуживание противопожарного, аварийного и водолазного имущества.

При получении кораблем повреждений командир дивизиона живучести (трюмной группы) под контролем командира электромеханической боевой части руководит борьбой за непотопляемость корабля.

Если корабль находится в таком состоянии, что дальнейший прием воды для выравнивания кренов и дифферентов может стать опасным, командир дивизиона живучести обязан немедленно доложить об этом командиру электромеханической боевой части, а последний - командиру корабля.

402. Командир корабля, старший помощник и помощник командира корабля, командир электромеханической боевой части и командир дивизиона живучести обязаны в совершенстве знать документацию по обеспечению живучести корабля, уметь правильно оценивать состояние корабля при его тяжелых повреждениях и принимать эффективные меры по обеспечению и восстановлению его боеспособности.

Все типовые случаи наиболее вероятных и опасных боевых и аварийных повреждений корабля, связанные со значительным понижением остойчивости, запаса плавучести, пожарами и опасными концентрациями газов, должны быть заблаговременно изучены командованием корабля и электромеханической боевой части и отработаны экипажем в процессе боевой подготовки с учетом комплексного воздействия поражающих факторов.

403. Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб отвечают:

За готовность личного состава своего подразделения к борьбе за живучесть;

За выполнение в служебных, жилых и иных помещениях своего заведования требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

За готовность к использованию средств борьбы за живучесть, содержание в исправности, готовности к действию корпусных конструкций (переборок, клинкетов, сальниковых уплотнений, дверей, люков, горловин, иллюминаторов, кингстонов, клапанов затопления и их приводов и др);

За состояние общекорабельных систем и кабельных трасс в помещениях своего заведования;

За укомплектованность корабля средствами и имуществом по присвоенной номенклатуре, используемыми при борьбе за живучесть корабля.

Командиры боевых частей (дивизионов, групп, батарей) и начальники служб при получении кораблем повреждений руководят действиями подчиненного личного состава по борьбе за живучесть оружия и технических средств своего заведования, с пожаром и водой на своих КП и БП, а также действиями по защите личного состава.

Об обстановке, складывающейся в помещениях, на командных пунктах и боевых постах боевой части (службы) при ведении борьбы за живучесть командиры боевых частей и начальники служб непрерывно информируют ПЭЖ.

При повреждениях, для борьбы с которыми не требуется снижение боеспособности корабля и с которыми они могут справиться, действуют самостоятельно с последующим докладом на ГКП.

При повреждениях, для борьбы с которыми у них не хватает собственных сил и средств, они немедленно докладывают на ГКП и ПЭЖ.

При повреждениях, для борьбы с которыми требуется понизить, хотя бы и временно, боеспособность корабля, командиры боевых частей и начальники служб докладывают свои предложения командиру корабля, а в экстренных случаях, когда кораблю грозит гибель, действуют самостоятельно с последующим докладом командиру корабля, неся всю ответственность за последствия.

404. Командир отсека подводной лодки отвечает:

За готовность личного состава отсека к борьбе за живучесть;

За выполнение в отсеке требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

За готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся в отсеке;

Командир отсека при получении подводной лодкой повреждений руководит действиями личного состава отсека по борьбе за живучесть и переключением боевых и технических средств в отсеке.

405. Командир боевого поста отвечает:

За готовность личного состава боевого поста к борьбе за живучесть,

За выполнение на боевом посту требований взрывопожаробезопасности и обеспечения непотопляемости;

За готовность к использованию средств борьбы за живучесть, находящихся на боевом посту;

Командир боевого поста при получении кораблем повреждений руководит действиями личного состава боевого поста по борьбе за живучесть.

406. Командир аварийной партии отвечает:

За готовность личного состава аварийной партии к борьбе живучесть корабля;

За готовность к использованию средств борьбы с пожарами и водой, закрепленных за аварийной партией.

Командир аварийной партии при получении кораблем повреждений руководит действиями аварийной партии по борьбе за живучесть в помещениях и отсеках не занятых командными пунктами и боевыми постами. При оказании помощи личному составу какого-либо боевого поста командир аварийной партии имеет право принять руководство борьбой за живучесть на себя.