Народ аланы коротко о них. Кто такие аланы, и причем здесь осетины

аланы википедия, аланы и булгары фото
Перейти к: навигация, поиск У этого термина существуют и другие значения, см. Алан.

Ала́ны (др.-греч. Ἀλανοί, лат. Alani, Halani) - ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. - времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как другие остались на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до похода монголов.

Монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа.

  • 1 Этноним
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Названия аланов у соседних народов
    • 1.3 Современная форма
  • 2 История
  • 3 Данные ДНК-археологии
  • 4 Культура
    • 4.1 Свадебная обрядность
  • 5 Язык
  • 6 Религия
    • 6.1 Христианство и аланы
  • 7 Наследие аланов
    • 7.1 Кавказские аланы
    • 7.2 Культурное и этнографическое влияние аланов на Западе
    • 7.3 Аланы и восточные славяне
    • 7.4 Споры об аланском наследии
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Этноним

Этноним «аланы» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившего аорсов (Яньцай): «владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими».

К более позднему времени относится ещё одно интересное свидетельство китайских анналов: «Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник».

Позднее, в I веке н. э., свидетельства об аланах встречаются у римских авторов. Наиболее раннее их упоминание мы встречаем у Луция Аннея Сенеки, в пьесе «Фиест», написанной в середине I века н. э.

Название «аланы» использовалось римлянами, и, за ними, византийцами, вплоть до XVI века (последние упоминания об Аланской епархии в византийских хрониках).

Арабы также называли аланов именем Al-lan, образованным от византийского «аланы». Ибн Руста (около 290 г. х./903 год) сообщал, что аланы делятся на четыре племени. Известно, что самое западное из них называлось «асы». XIII веке западные учёные (Гийом де Рубрук) свидетельствовали, что «Аланы и Асы» - один и тот же народ.

Этимология

В настоящее время в науке признана версия, обоснованная В. И. Абаевым - термин «алан» является производным от общего наименования древних ариев и иранцев «arya». По Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванову, первоначальное значение этого слова «хозяин», «гость», «това­рищ» развивается в отдельных исторических традициях в «товарищ по пле­мени», далее в самоназвание племени (arya) и страны.

О происхождении слова «аланы» были выска­заны различные мнения. Так, Г. Ф. Миллер считал, что «имя аланов родилось у греков, и оно происходит от греческого глагола, значащего странствовать или бродить». К. В. Мюлленгоф имя аланов производил от названия горного хребта на Алтае, Г. В. Вернадский - от древнеиранского «елен» - олень, Л. А. Мацулевич считал, что вопрос о термине «алан» вообще не решен.

Названия аланов у соседних народов

В русских летописях аланы назвались словом «ясы». Никоновской летописи под 1029 годом сообщается о победном походе на ясов князя Ярослава.

В армянских летописях аланы чаще называются собственным же названием. китайских хрониках аланы известны под именем народа алань. армянском средневековом географическом атласе Ашхарацуй описываются несколько аланских племен, включая «народ аланов аш-тигор» или просто «народ дикор», в котором усматривается самоназвание современных дигорцев. Описываемые им же аланы из восточной области Алании - «аланы в стране Ардоз» - предки иронцев.

В грузинских источниках аланы упоминаются как ovsi, osi. Данный экзононим по настоящее время употребляется грузинами в отношении современных осетин.

Современная форма

Закономерным развитием древнеиранского *ārуаnа в осетинском, по мнению В. И. Абаева, является allon (из *āryana) и ællon (из *ăryana) Этноним в форме æллон сохранился в фольклоре осетин, но не используется как самоназвание.

Спрятала она молодых нартов в потайной комнате. А тут как раз вернулся уаиг и сразу спросил у жены:
- Слышу я, пахнет аллон-биллоном?
- О муж мой! - ответила ему жена. - Наше селение посетили двое юношей, один играл на свирели, а другой выплясывал на кончиках пальцев. Люди диву давались, такого чуда никогда мы не видели. Вот их запах и остался в этой комнате

История

Основная статья: История аланов Карта миграций аланов. Жёлтым обозначены места расселения аланов в IV веке, до Великого переселения народов и после него; красные стрелки - миграции, оранжевые - военные походы

Первые упоминания об аланах встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление аланов в Восточной Европе - в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье - считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсами.

В I-III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

«Почти все аланы, - пишет римский историк IV века Аммиан, Марцеллин, - высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз, очень подвижны вследствие легкости вооружения… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».

В IV веке аланы этнически были уже неоднородны. Крупные племенные объединения аланов в IV веке были разгромлены гуннами, в VI веке - аварами. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов и оказалась в Западной Европе (в Галлии) и даже в Северной Африке, где вместе с вандалами образовала государство, просуществовавшее до середины VI века. Все эти события сопровождались повсюду частичной этнокультурной ассимиляцией аланов. Культуру аланов IV-V вв. представляют городища и могильники предгорной зоны Северного и Западного Кавказа и богатейшие Керченские склепы Крыма. С VII по X вв. значительная часть средневековой Алании, простирающейся от Дагестана до Прикубанья, входила в состав Хазарского каганата. течение длительного времени северокавказские аланы вели упорную борьбу с Арабским халифатом, Византией и Хазарским каганатом. Представление о богатой аланской культуре VIII-XI вв. дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (Салтово-Маяцкая культура) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе (городища: Архызское, Верх. и Ниж. Джулат и др., могильники: Архон, Балта, Чми, Рутха, Галиат, Змейский, Гижгид, Былым и др.). Они свидетельствуют о широких международных связях аланов с народами Закавказья, Византией, Киевской Русью и даже Сирией.

Материалы Змейского могильника свидетельствуют о высоком уровне развития культуры северо-кавказских аланов в XI-XII вв. и о наличии торговых связей местного населения с Ираном, Закавказьем, Русью и странами арабского Востока, а также генетических связей между сарматами и аланами, аланами и современными осетинами. Находки предметов вооружения подтверждают сведения письменных источников о том, что главной силой аланского войска была конница. Упадок поздней аланской культуры был вызван татаро-монгольским нашествием XIII века результате кампании 1238-1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Еще одним фактором, способствовавшим падению государства аланов, стала активизация лавинной деятельности в XIII-XIV вв. Г. К. Тушинский, основатель отечественного лавиноведения как науки, полагал, что в результате участившихся суровых и многоснежных зим на Кавказе лавинами были уничтожены многие высокогорные селения аланов и дороги. С тех пор селения располагаются намного ниже по склонам.

В XIV веке аланы в составе войска Тохтамыша участвуют в битвах с Тамерланом. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае ее великодержавного положения.

Если к концу XIV в. на предкавказской равнине ещё сохранились реликтовые группы аланского населения, то нашествием Тамерлана им был нанесен последний удар. Отныне вся предгорная равнина до долины р. Аргун переходит в руки кабардинских феодалов, в течение XV в. продвинувшихся далеко на восток и освоивших почти опустевшие плодородные земли.

Некогда обширная Алания обезлюдела. Картину гибели Алании обрисовал польский автор начала XVI в. Матвей Меховский, пользовавшийся более ранними сведениями Якопо да Бергамо:

«Аланы - это народ, живший в Алании, области Сарматии Европейской, у реки Танаиса (Дон) и по соседству с ней. Страна их равнина без гор, с небольшими возвышенностями и холмами. ней нет поселенцев и жителей, так как они были выгнаны и рассеяны по чужим областям при нашествии врагов, а там погибли или были истреблены. Поля Алании лежат широким простором. Это пустыня, в которой нет владельцев - ни аланов, ни пришлых».

Меховский говорит об Алании в нижнем течении Дона - той Алании, которая сформировалась в Подонье ещё в первых веках н. э. с центром на Кобяковом городище.

Если в предгорье остатки аланов прекратили своё существование, то в горных ущельях они, несмотря на резню, устояли и продолжили этническую традицию осетинского народа. Именно Горная Осетия после нашествий 1239 и 1395 гг. стала исторической колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV-XV вв. сформировались и этнос, и традиционная народная культура. это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское.

Данные ДНК-археологии

Анализ останков населения салтово-маяцкой археологической культуры выявил у неё гаплогруппу G2, субклад - неизвестен. С точки зрения авторов данного исследования катакомбный характер погребения, ряд краниологических показателей и иные данные, совпадающие с раннее исследованными образцами на Кавказе позволяют идентифицировать захороненных, как алан. Так, например, по антропологическим показателям индивиды из ямных погребений были определены как носители примеси восточного одонтологического типа, в то время как исследованные по гаплогруппе образцы имели европеоидное происхождение.

Рядом исследователей население салтово-маяцкой археологической культуры сопоставляется с аланами, булгарами и хазарами.

Культура

Свадебная обрядность

Иоганн Шильтбергер подробно описывает свадебные обычаи кавказских алан, которых называет ясами. Он сообщает, что

«у ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут ее на нее. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнаженный меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет. По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся. А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ - говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась. Тогда священники и другие почетные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына - хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят ее к нему снова. противном случае их разводят, и он возвращает жене приданное, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак».

Язык

Основная статья: Аланский язык

Аланы говорили на поздней версии скифо-сарматского языка.

Осетинский язык является прямым потомком аланского. Некоторые топонимы этимологизируются как восточно-иранские на основе современной осетинской лексики (Дон, Днестр, Днепр, Дунай), на осетинском материале расшифровываются немногочисленные сохранившиеся письменные фрагменты на аланском. Наиболее известный - Зеленчукская надпись. Другое известное свидетельство аланского языка - аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII век).

С другой стороны, имея кавказское прошлое, осетинский язык не полностью воспринял язык аланов. Об этом косвенно писал доктор филологических наук осетинский профессор В. И. Абаев: «среди всех не-индо-европейских элементов, которые мы находили в осетинском языке, кавказский элемент занимает особое место, не столько по количеству… сколько по интимности и глубине вскрывающихся связей », поэтому в осетинском языке кавказский элемент - «самостоятельный структурный фактор, как своего рода вторая его природа», потому что «общие элементы осетинского с окружающими кавказскими языками ни в коем случае не покрываются термином „заимствование“ . Они затрагивают самые глубинные и интимные стороны языка и свидетельствуют о том, что осетинский во многих существенных отношениях продолжает традицию местных кавказских языков , совершенно так же, как в других отношениях он продолжает традицию иранскую… Причудливое сочетание и переплетение этих двух языковых традиций и создало то своеобразное целое, которое мы зовём осетинским языком».

Религия

Христианство и аланы

Ещё в V в. н. э. аланы не воспринимались как народ христианский, что усматривается из высказывания Марсельского пресвитера Сальвиана:

«Но подлежат ли тому же суду их пороки, как наши? Преступно ли распутство гуннов в той же степени, что и наше? Неужели коварство франков столь же предосудительно, как наше? Разве пьянство аламанна достойно такого же порицания, как пьянство христианина, или заслуживает такого же осуждения хищность алана, что и хищность христианина?».

«На вандалов пошли войною аламанны и, так как обе стороны согласились решить дело посредством единоборства, они выставили двух воинов. Однако выставленный вандалами был побеждён аламанном. И поскольку Трасамунд и его вандалы были побеждены, то они, оставив Галлию, вместе со свевами и аланами, как было уговорено, напали на Испанию, где истребили много христиан за их католическую веру».

В дальнейшем аланы упоминаются как народ христианского вероисповедания. Однако религия не получила обширного распространения среди алан.

Впечатления францисканцев после путешествия по Комании в XIII в. н. э.:

«братья, которые шли через Команию, имели справа от себя землю саксинов, которых мы считаем готами, и которые являются христианами; далее, аланов, которые христиане; затем газаров, которые христиане; в этой стране находится Орнам, богатый город, который татары захватили, затопив его водой; затем циркассов, которые христиане; далее, георгианов, которые христиане». Benedictus Polonus (изд. Wyngaert 1929: 137-38)

Гильом де Рубрук - середина XIII в.:

«спросил у нас, хотим ли мы пить кумыс (cosmos), то есть кобылье молоко. Ибо находящиеся среди них христиане - русские, греки и аланы, которые хотят крепко хранить свой закон, не пьют его и даже не считают себя христианами, когда выпьют, и их священники примиряют их тогда, как если бы они от неё отказались, от христианской веры».

«Накануне Пятидесятницы пришли к нам некие аланы, которые именуются там аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц».

Наследие аланов

Кавказские аланы

Аланское происхождение осетинского языка было доказано ещё в XIX веке Вс. Ф. Миллером и подтверждено многочисленными более поздними работами.

Язык, на котором написаны известные письменные свидетельства аланского языка (Зеленчукская надпись, аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца) представляет собой архаичный вариант осетинского языка.

Существуют и косвенные подтверждения алано-осетинской языковой преемственности.

В Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов, родственный осетинам. К середине XIX века ясы полностью перешли на венгерский язык, поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской. Так в англоязычной научной литературе ясский язык принято называть ясским диалектом осетинского.

Культурное и этнографическое влияние аланов на Западе

Аланы жили на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран. Через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации.

Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских аланов от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, большая часть аланов на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других народов.

Аланы и восточные славяне

В. И. Абаев считал, что, например, изменение взрывного g, свойственного праславянскому языку, в задненебный фрикативный g (h), что фиксируется в ряде славянских языков, обусловлено скифо-сарматским воздействием. Поскольку фонетика, как правило, не заимствуется у соседей, исследователь утверждал, что в формировании юго-восточного славянства (в частности, будущих украинских и южнорусских говоров) должен был участвовать скифо-сарматский субстрат. Сопоставление ареала фрикативного g в славянских языках с регионами, заселенными антами и их прямыми потомками, определенно говорит в пользу этого положения. В. И. Абаев также допускал, что результатом скифо-сарматского воздействия были появление в восточнославянском языке генитива-аккузатива и близость восточнославянского с осетинским языком в перфектирующей функции превербов.

Споры об аланском наследии

Аланское наследие является предметом споров и многочисленных публикаций в жанре фолк-хистори (не признаваемых академическим научным сообществом). Эти споры настолько определяют современный контекст северо-кавказского региона, что получили внимание исследователей уже сами по себе..

См. также

  • Королевство вандалов и аланов
  • Дмитриевское городище
  • Буртасы

Примечания

  1. 1 2 Encyclopedia Iranica, «Alans», V. I. Abaev, H. W. Bailey
  2. 1 2 Аланы // БРЭ. Т.1. М.,2005.
  3. 1 2 3 Перевалов С. М. Аланы // Российская историческая энциклопедия. Под ред. акад. А. О. Чубарьяна. Т. 1: Аалто - Аристократия. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2011. С. 220-221.
  4. 1 2 3 БСЭ, ст. «Аланы»
  5. БСЭ, ст. «Осетины»
  6. Agustí Alemany, Sources on the Alans: A Critical Compilation. Brill Academic Publishers, 2000. ISBN 90-04-11442-4
  7. ПАЛЕОАНТРОПОЛОГИЯ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОСЕТИН
  8. Бичурин 1950, с. 229.
  9. Бичурин 1950, с. 311.
  10. Senecae, Thyestes, 627-631.
  11. История - Сайт Аланской Епархии
  12. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. С. 156.
  13. Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.-Л., 1958. С. 47-48.
  14. Zgusta L. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlichen Schwarzmeerkuste. Praha, 1955.
  15. Грантовский Э. А., Раевский Д. С. Об ираноязычном и «индоарийском» населении Северного Причерноморья в античную эпоху // Этногенез народов Балкан и Север­ного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М.: Наука, 1984.
  16. 1 2 Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. II. Тбилиси, 1984. С. 755.
  17. Оранский И. М. Введение в иранскую филологию. М.: Наука, 1988. С.
  18. Миллер Г. Ф. О народах, издревле в России обитавших. ЦГАДА. Ф. 199. № 47. Д. 3.
  19. Mullenhoff К. Deutsche AJtertumskunde. T. III. Berlin, 1892.
  20. Vernadsky G. Sur l’Origine des Alains. Byzantion. T. XVI. I. Boston, 1944.
  21. Мацулевич Л. А. Аланская проблема и этногенез Средней Азии // Советская этнография. 1947. № VI-VII.
  22. Вэй Чжэн. Хроника государства Суй. Пекин, Бона, 1958, Гл. 84, С 18б, 3.
  23. Камболов Т. Т. Очерк истории осетинского языка: Учебное пособие для вузов. - Владикавказ: Ир, 2006.
  24. Толковый словарь осетинского языка: в 4 т. / Под общ. ред. Н. Я. Габараева; Владикавказский науч. центр РАН и РСО-А; Юго-Осетинский науч.-исслед. ин-т им. З. Н. Ванеева. - М.: Наука, 2007. - ISBN 978-5-02-036243-7
  25. Сказания О Нартах
  26. 1 2 История Дона и Северного Кавказа с древнейших времён до 1917 года. Web-учебник. Исторический факультет РГУ
  27. Очерки истории Подонья-Приазовья. Книга I (Лунин Б. В.)
  28. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982.
  29. Куссаева С. С. Некоторые итоги археологических раскопок катакомбного могильника в ст. Змейской
  30. Постоянство тревоги // Журнал «Вокруг света». 1987. № 9 (2564).
  31. Афанасьев Г. Е., Добровольская М. В., Коробов Д. С., Решетова И. К. О культурной, антропологической и генетической специфике донских алан // Е. И. Крупнов и развитие археологии Северного Кавказа. М. 2014. С. 312-315.
  32. Савицкий Н. М. Жилые постройки лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011.
  33. Бариев Р. Х. ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ. История и культура. Санкт-Петербург, 2005
  34. Шильтбергер Иоганн. Путешествие по Европе, Азии и Африке. Баку: Элм, 1984. С. 766-67.
  35. Осетинский язык // Большой энциклопедический словарь «Языкознание». М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  36. Камболов Т. Т. Зеленчукская надпись
  37. Абаев В. И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. С. 76, 111, 115.
  38. Salv. Gub. 4, 68 (изд. Halm MGH A A 1.1, р. 49
  39. Fredegarius. 2, 60 (изд. Krusch MGH SRM II, p. 84)
  40. Guill. de Rubruc 10,5 (изд. Wyngaert 1929:191)
  41. Guill. de Rubruc 11,1-3 (изд. Wyngaert 1929:191-192)
  42. Камболов Т. Т. Аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца
  43. Абаев В. И. О венгерских ясах // Осетинская филология. № 1. Орджоникидзе, 1977. С. 3-4.
  44. Nemeth J. Eine Wörterliste der Jassen, der ungarländischen Alanen //Abhandlungen der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin. Klasse für Sprachen, Literatur und Kunst. Jahrg. 1958. № 4. Berlin, 1959.
  45. Немет Ю. Список слов на языке ясов, венгерских аланов. Пер. с нем. и примечания В. И. Абаева. Орджоникидзе, 1960. С. 4.
  46. Цитата с http://www.xpomo.com/rusograd/sedov1/sedov4.html
  47. Абаев В. И. О происхождении фонемы g (h) в славянском языке // Проблемы индоевропейского языкознания. М., 1964. С. 115-121.
  48. Абаев В. И. Превербы и перфективность: Об одной скифо-славянской изоглоссе // Проблемы индоевропейского языкознания. М., 1964. С. 90-99.
  49. В. А. Шнирельман. Быть аланами. Интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006. - 696 с.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Литература

  • Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы: Века и народы. - М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1984. - 194 с. - (По следам исчезнувших культур Востока). - 10 000 экз. (обл.)
  • Агусти Алемань. Аланы в древних и средневековых письменных источниках (djvu) = Sources on the Alans. A Critical Compilation. - Москва: Менеджер, 2003. - 608 с. - 1000 экз. - ISBN 5-8346-0252-5.
  • Кузнецов В. А. Очерки истории алан. - Владикавказ: ИР, 1992. - 390 с. - ISBN 5-7534-0316-6.

Ссылки

  • Аланы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Аланика. История алан
  • Аланы и Алания
  • Alans // Encyclopaedia Iranica (англ.)
  • Феликс Гутнов. Тяжело быть аланом?
  • Научно-популярный фильм Сокровища сарматов
  • Аланы на Западе
  • Историко-археологическое исследования Аланов и ее научное значение

аланы, аланы википедия, аланы и булгары фото, аланы мамаевой, аланы на запад

Аланы Информацию О

Не гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

Непобедимы войны

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но в отличие от своих предшественников аланы стали первым и последним "негерманским2 народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им "соседские визиты". Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке.

Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошади, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Для Рима V века нашей эры это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившиеся материальными благами римские патриции искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись.

Удлинение черепа имело ритуальный характер. Есть версия, что деформация влияла на мозг и позволяла аланским жрецам быстрее в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

"Предки" короля Артура

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, "не купиться" на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что

«Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы».

Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.
Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда,

военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура.

Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке. В то время африканские колонии Рима переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов.

Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии.

В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании.

Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

В I в. до н.э. и I в. н.э. на территории современной Украины появились представители восточных сарматов - аорсы и аланы. Их как обитателей земель «к северу от Истра» (т.е. Дуная) упоминают римский историк Плиний Старший и философ Сенека.

В I в. до н.э. и I в. н.э. на территории современной Украины появились представители восточных сарматов - аорсы и аланы. Их как обитателей земель «к северу от Истра» (т.е. Дуная) упоминают римский историк Плиний Старший и философ Сенека. Перекочевка алан значительно изменила историческую и этническую картину Европейской Сарматии. Под их давлением языги ушли на запад, в междуречье Тисы и Дуная, а новые пришельцы создали у римских границ военно-политическое объединение, известное в науке как «царство Фарзоя и Инисмея». Имена этих сарматских царей помещены на монетах Ольвии, которая определенное время находилась либо под протекторатом сарматов, либо в союзе с ними. О существовании по соседству с Ольвией объединения аланов и о каких-то связях между ольвиополитами и сарматами свидетельствует недавно найденный обломок ольвийского декрета, где говорится о посольстве ольвиополитов к «Умабию... величайшим царям Аорсии». Не исключено, что несохранившиеся имена этих царей были именами Фарзоя и Инисмея.

Этимологию этнонима «аланы» современная наука рассматривает как эквивалент термина «arya», что соответствует общему наименованию древних индоиранских народов, которое, по-видимому, служило своеобразной национальной идеей в новом племенном объединении. Это этническое объединение было основано на общей культурной, экономической и идеологической платформе. Не случайно уже во II веке, то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая позднесарматская (или аланская) археологическая культура, отличающаяся поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. В североиранском мире наступает аланская эпоха.

Оттесненный аланами на запад и юг, авангард сарматских племен столкнулся с зоной влияния Римской империи, что повлекло за собой не только военное противостояние с последней, но в дальнейшем, и сотрудничество с ней (рис. 26). Под влиянием передовой для своего времени сарматской военной технологии происходит полное изменение не только вооружения, но и тактики боя в римской армии. Сарматские катафрактарии – закованные в броню всадники и кони, впоследствии явятся прообразом средневековых рыцарей (рис. 27). Уже с конца II в. н.э. роксоланская конница несет пограничную службу на Британских островах, защищая рубежи империи от непокорных Риму кельтских племен. Влияние военного искусства и культуры сармато-алан ощутили на себе и соседствующие с ними германские племена. Исследователи не раз обращали внимание на поразительное сходство между скифо-сарматским наследием, британской легендой о короле Артуре и эпосом осетин, представляющих собой один из последних этнических осколков скифо-сармато-алан.

Ко II в. н.э. на дальнем востоке Азии происходили какие-то серьезные передвижения кочевых племен, явившиеся началом «Великого переселения народов». Устойчивый этнический массив североиранцев начинает тесниться молодым союзом тюркских племен, сдвинувшим собой с насиженных мест многие народы. В III в. н.э. сармато-аланы Северного Причерноморья сталкиваются с остготским союзом германских племен, а уже в конце IV в. н.э. орды тюрок гуннов, возглавляемых грозным Аттилой, перейдя Волгу, громят гото-аланский союз, увлекая большую его часть в Западную Европу (рис. 28). Так, на волне «Великого переселения народов» аланы попадают на север Италии, на территорию Франции и Испании. Теснимые гуннами, в союзе с вестготами и вандалами они впоследствии проникают на Север Африки, в Карфаген, где к VI в. теряются их следы (рис. 29). Но осталась память. Этноним «алан» получил в Европе широкое распространение не только в форме личного имени, но и в топонимике. Богатое духовное наследие североиранцев сохранилось в фольклоре и этнокультуре тех народов, с которыми алан свела историческая судьба.

Оставшаяся на юге России часть аланского этнического массива располагалась в предгорьях и горных ущельях Центрального Кавказа, составляя по тем временам значительную военно-политическую силу (рис. 30). У них начинает складываться раннесредневековая государственность. Ученые отметили, что одновременное появление в разных частях Центрального Кавказа однотипных погребальных сооружений можно рассматривать как свидетельство образования в границах Алании VI-IX вв. еденной культурно этнической общности. Она занимала большую часть Северного Кавказа в эпоху средневековья.

Значительная группа северокавказских аланов, через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и территорию Боспорского царства, переселилась в Крым, где к IV в. н. э. аланские склепы становятся господствующим типом погребальных сооружений в предгорных крымских могильниках, раскопанных близ сел Дружное Симферопольского района, Баланово Белогорского района и в других местах. Некоторые сведения о расселении алан в Крыму можно извлечь из письменных источников. Так, в анонимном описании берегов Черного моря, составленном в VI в. н. э., приведено другое название опустевшей к тому времени Феодосии - Ардабда («семибожный»), которое принадлежит «аланскому, то есть таврскому языку». Многие исследователи полагают, что название крымского средневекового города Сугдея (современный Судак) на аланском языке означало «чистый, святой». Согласно церковному преданию, записанному в XIII в., этот город был основан в 212 г. н.э.

На Северном Кавказе поселения алан, в большинстве своем основанные на местах ранее заселенных еще в кобанские, скифские, сарматские времена, быстро развивались. Одно из таких поселений, по мощности оборонительных сооружений не имеющее отечественных аналогов, археологи выявили на территории селения Зилга, недалеко от Владикавказа. Ученые установили, что Зилгинское городище существовало в II – V вв н. э.

Постепенно Алания обретает солидный международный вес. Этому немало способствовали ее военная мощь и выгодное географическое положение. Через ее территорию проходили важные торговые пути, а также дороги военно-стратегического значения. В VI веке по территории Алании была проложена трасса Великого шелкового пути. Благодаря международной торговле в казну Алании поступал немалый доход и, кроме того, она смогла установить тесные связи со многими государствами. Современники считали Аланию страной, полной «всяческих благ», в которой есть «много золота и великолепных одеяний, благородных коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородный камений» (рис. 31).

Аланы занимались скотоводством, не изменяли традиции коневодства. Страна была также очень богата хлебом. Археологи выявили ямы для хранения зерна, а также серпы, зернотерки и ступки с пестами. Аланы, как в свое время и скифы, были хорошими пчеловодами. Из меда они делали хмельной напиток – ронг, который широко упоминается в осетинском эпосе о нартах.

Бурная история тех лет ускорила начавшиеся раннегосударственные процессы. Участие в арабо-хазарских войнах, дипломатическое и военное сотрудничество с Византией и Грузией сплотило аланскую военную аристократию, подтолкнув ее к социально-экономическим переменам в обществе. В начале X в. Алания официально принимает христианство. Византийские, грузинские и арабские хроники отмечают наличие у алан сильной царской власти, разветвленной сети городов и крепостей, замков и церквей (рис. 32, 33). Описание средневековой Алании немногим отличается от описания современной ей Руси, Грузии, Болгарии.

Могущественные средневековые государства искали с ней политического союза, а правители их почитали за честь породниться с царями Алании. Последние состояли в родстве с византийскими императорами, хазарскими, грузинскими, армянскими, абхазскими царями, древнерусскими князьями. В престижном списке государств, с которыми Византия поддерживала дипломатические отношения, Алания располагалась выше Хазарии и Руси. Если грузинские, абхазские и другие кавказские правители получали от византийского императора приказания, то царь Алании признавался самостоятельным государем и именовался его «духовным сыном» (рис. 33а, б).

При этом Алания сохраняет устойчивые связи с родственным населением Северного Причерноморья, отмечаемого древнерусскими летописями под этнонимом ясы (аланы). Этим же временем фиксируют ученые окончательное формирование Нартовского эпоса алан-осетин.

Нартовский эпос осетин является выдающимся памятником культуры скифской древности и аланского средневековья (рис. 34). В виде мифов запечатлевший историю древнего народа, начиная от родового строя и кончая постигшей его трагедией в результате монголо-татарского нашествия, он уходит корнями в эпоху ариев. Сказания о нартах, под именем которых выступают сами создатели эпоса, в образной форме отражают модель мира, мировоззрение, жизненный уклад и общественное устройство предков осетин. Образы героев-нартов вызывают ассоциации с реально существовавшими историческими героями, следовавшими тому же кодексу чести. Настоящий мужчина – это доблестный воин, воздержанный в пище и уважающий женщину. Воина, обладающего этими качествами, нарты ставят на самую высокую ступень социальной лестницы. Они не прощают обид и держат слово.

В исторических хрониках V–VII вв. аланы нередко упоминаются в числе «письменных» народов. Сохранились сведения, позволяющие предполагать, что церковная служба проходила на аланском языке, а следовательно, существовали переводы богословской литературы. В частности, на это наталкивают относящиеся к IX веку слова создателя славянского письма Константина-Философа (в монашестве Кирилл), который упоминает алан в числе народов, «имеющих письменность и славящих Бога на родном языке».

Исследования ХХ века привели к открытию любопытной закономерности. В период с 800 по 1200 гг. н.э. у народов Европы наблюдается интенсивное государственное строительство. В этот же период отмечается аномально глобальное потепление климата, увеличение урожайности зерновых и всеобщий экономический взлет, что еще раз подтверждает связь истории человечества с окружающим его космосом. Но благостные времена в истории всегда сменяются годами испытаний. А в этом порой хочется видеть руку проведения.

Монголо-татарское нашествие XIII-XIV вв. полностью подорвало государственность алан. Аланы первыми попали под колесо грозных завоевателей, первое столкновение с которыми произошло в 1222 году. Оно окончилось поражением алан (обманутых своими союзниками – половецкими ханами), но не покорением их. Несметное войско Чингисхана после его смерти возглавил внук – Батый, который в 1238 году и приступил к покорению Алании. Три месяца осаждал он ее столицу в 1239 году, и в конце концов город Магас пал (рис. 35, а). Однако это горестное событие не образумило аланских князей, не побудило оставить свои распри и встать стеной за свою страну. В результате, несмотря на отчаянное сопротивление ее жителей Алания была разгромлена по частям. На территории ее было создано монголо-татарское государство Золотая Орда, в состав которой вошли и покоренные аланские княжества.

Одна часть алан, укрепившись в тесных ущельях горной Алании, неустанно беспокоила завоевателей, совершая набеги на их поселения, другая навсегда покинула родину. Этому исходу обязаны своим происхождением, например, венгерские ясы. Еще ученные отметили, что начиная с XIII в. крымские аланы или асы многократно упоминаются в письменных источниках. Последний этноним (название народа) с полным основанием сопоставляется с ясами (так в русских летописях именовали алан) и потому отождествляется с аланами. Внезапное открытие авторами средневековых сочинений крымских алан на фоне предшествующего долгого умолчания вряд ли случайно. Создается впечатление, что в Крым с Северного Кавказа приблизительно в начале XIII в. переселилась какая-то группа алан. Сугубо гипотетически, основываясь лишь на совпадении дат, можно предположить, что эта миграция произошла в результате или в связи с угрозой монголо-татарского нашествия.

В первой половине XIII в. христианский миссионер епископ Феодор по дороге в северокавказскую Аланию прибыл морем в Херсон (так в средние века назывался древний Херсонес, руины которого расположены близ современного Севастополя). Преследуемый врагами, он бежал и нашел приют в аланском селении, расположенном неподалеку от города. «Близ Херсона живут аланы, столько же по своей воле, сколько и по желанию херсонцев, словно некое ограждение и охрана города», - пишет Феодор. Чуть выше он называет этих алан «малыми». Сведения Феодора кажутся особенно достоверными в свете того факта, что он, в конце концов, добрался до кавказской Алании и, следовательно, имел возможность сравнивать жителей Крыма и Кавказа. Вероятно, в результате такого сравнения он назвал крымских алан «малыми», в отличие от гораздо более многочисленных, но родственных им жителей Северного Кавказа. Благодаря свидетельству Феодора становится ясно, что аланы концентрировались в Юго-Западном Крыму, где охраняли подступы к Херсону.

Важнейшее свидетельство о крымских аланах принадлежит арабскому географу XIV в. Абу-аль-Фиде (Абульфеда). «Керкер или Керкри...находится... в стране асов, его имя значит по-турецки сорок человек; это укрепленный замок, трудно доступный; он опирается на гору, на которую нельзя взойти. На верху горы есть площадь, где жители страны (в минуту опасности) находят убежище. Этот замок на некотором расстоянии от моря; жители принадлежат к племени асов... Керкер находится на север от Сары-Кермена; между этими двумя местами один день пути». Благодаря довольно точным топографическим указаниям, никто из исследователей не сомневается, что Керкер (у других авторов часто - Кырк-Ор) - это знаменитый «пещерный город» Чуфут-Кале, расположенный неподалеку от современного Бахчисарая. Сары-Керменом некоторые позднесредневековые арабские и тюркоязычные авторы именовали Херсон. Таким образом выясняется, что аланы, как и в XIII в., населяли Юго-Западный Крым и обладали одной из мощнейших на полуострове крепостей.

Об этом же писали в начале XV в. арабский географ Ал-Кашкаиди, а в XVIII в. - турецкий историк Аали-Эфеиди.

На Кавказе судьба алан развивалась трагично. Взяв штурмом столицу Алании монголы оккупировали ее предгорные территории. После них началась разруха и междоусобица, хорошо знакомая нам по аналогии с русской историей. Монголы умело травили один народ на другой, разделяя их и властвуя. Но аланы не раз пытались освободиться от монгольского ига, поднимая восстания. Центром одного из них явился крупный аланский город Дедяков. Однако все выступления закончились неудачей.

В конце XIV века на аланских землях произошло грандиозное сражение между Золотой Ордой и среднеазиатским завоевателем Тимуром. Тимур разгромил Тохтамыша – хана Золотой Орды – и затем обратил свой меч против алан, довершив процесс геноцида огромного народа, окончательно подорвав аланскую государственность. Неслыханное бедствие постигло древний народ с развитой цивилизацией (рис. 36). Он потерял былой уровень экономического и общественного развития. Как будто и не было у него многолюдных городов и оживленной торговли. Как будто всего лишь привиделись ему и единая его могучая держава, и необъятные просторы гор и равнин, их несметные богатства. Выбитый из привычного круга передовых стран того времени и изолированный от них, он был ограничен при этом и во внутренних своих связях. Запертый в горных ущельях и забытый всеми, он должен был начать все сначала. Потянулся мрачный период выживания и тяжелой борьбы за существование. Остатки некогда сильного народа закрепившиеся на своей последней территории – в горных ущельях Центрального Кавказа, фиксируемые грузинскими хрониками как «оси», а с XVIII в. русскими как «осетины» они сохранили до наших времен свой уникальный североиранский язык, и свою уникальную тысячелетнюю культуру (рис. 37, а).

Нужно отметить, что аланская диаспора Венгрии сохраняет свой язык и культуру до XVIII в., а крымские аланы доживут до позднего средневековья, населяя два региона Крыма. Один из них - густо заселенный с центром в Кырк-Оре - Чуфут-Кале - локализуется в Юго-Западном Крыму, другой, менее значительный - в юго-восточной части полуострова. Отдельные группы алан расселились в Крымской степи. В XVI в., после захвата Крыма турками, аланы, по-видимому, принимают участие в этногенезе крымских греков и крымских татар (горная этнографическая группа), утрачивают свои этнические особенности и перестают существовать как этнос.

Старинная осетинская песня, посвященная горестным событиям прошлого, донесла до наших дней удивительный образ Задалески Нана, которая спасла осиротевших детей от «тимуровых ратей проворных». Обессилевшая от невзгод, сгорбившаяся старая женщина собрала их вместе, спрятала в пещере и, «оберегая от зверья и от ворога», вырастила. Песня называет ее Матерью из Задалеска, но видится в ней Великая Мать-Осетия-Алания, которую обескровили удары судьбы, но дух которой остался не сломлен.

Из книги В. Цагараева "Золотая яблоня нартов")

www.anaharsis.ru

Не гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

«На страже» Рима

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но, в отличие от своих предшественников, аланы стали первым и последним негерманским народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские «визиты». Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как практически непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке. Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошадке, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Как ни странно, для Рима V века нашей эры, это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившаяся материальными благами, запутавшаяся в путах софистики и схоластики, римская интеллигенция искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что, отчасти, следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Таким образом, в последние века Римской империи, дикарь занял первое место на пьедестале среди кумиров, а германец-варвар стал объектом обожания круга читателей тацитовской и плиниевской «Германии». Следующим шагом, стало подражание – римляне стремились выглядеть как варвары, вести себя как варвары и, по возможности, быть варварами. Так, великий Рим, в последний период своего существования, погрузился в процесс полной варваризации.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись, а дальше в ней не было необходимости – сформированный череп сам держал форму. Историки полагают, что подобный обычай пошел от традиции тюркских народов строго пеленать ребенка. Головка дитя, неподвижно лежащего в крепком пеленании в плоской деревянной люльке, формировалась длиннее по размеру.

Длинная голова часто носила не столько модный, сколько ритуальный характер. В случае жрецов деформация влияла на мозг и позволяла служителям культа уходить в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

Первые рыцари

В этой статье уже упоминалось, что аланов мнили непобедимыми, до смерти отважными и практически неуязвимыми воинами. Римские полководцы один за другим описывали все сложности борьбы с воинственным варварским племенем.
Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, «не купиться» на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу войны; такой покойник был достоин почитания. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.
Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура. Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке. В то время римские колонии на Черном континенте переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов. Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии. В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Справедливости ради стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.