Лицензирование автомобильных перевозок более 8 человек. Лицензирование окончательно пришло в автобусные перевозки: давно пора! Где получить лицензию на право перевозок людей

Пассажирские перевозки при нарушении установленных правил могут принести серьезный вред здоровью и жизни перевозимых пассажиров.

При отсутствии определенных разрешений и не соблюдении правил, ситуация может стать по-настоящему трагической. По этой причине к организации пассажирских перевозок стоит подойти максимально серьезно.

Водителем, планирующим заниматься подобным видом деятельности, обязательно нужно получить соответствующую документ — лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в 2019 году .

Стоит узнать обо всех важных нюансах, сопровождающих данный процесс, чтобы потратить минимальное количество времени.

Законное лицензирование пассажиров современным автомобильным транспортом – это одна из самых распространенных и простых процедур.

Среди основных вариантов получения такого документа, как лицензия на пассажирские перевозки для ИП, можно отметить:

Подробные требования по перевозке устанавливаются уже на уровне субъектов страны . Здесь имеет значение большое количество факторов, начиная от климатических и рельефных особенностей региона и заканчивая установленными и принятыми дополнениями на региональном уровне ПДД.

Чтобы была получена лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек, водителю нужно соответствовать определенным требованиям, которые устанавливает специальный лицензионный кабинет.

Среди самых основных из них можно выделить достаточное количество транспортных средств, при этом полностью исправным . Все виды используемых транспортных средств подвижного состава тщательно контролируются специальными надзорными органами.

Таким образом государство стремится обязать современных перевозчиков осуществлять техническое обслуживание автомобилей.

Для организации маршрутов необходимо взять определенное количество автомобилей, что также проверяется в процессе лицензирования.

Пристальное внимание уделяется оптимальной безопасности эксплуатации . Лица, ответственные на нее, занимают особые должности, аттестованные государственными органами. Это касается дальних автомобильных перевозок.

Правила и условия перевозки пассажиров разработаны не только в соответствии с российскими нормативными актами, но также в соответствии с установленной на международном уровне конвенцией о современных международных правилах.

Одновременно с требованиями к транспорту и правилам движения, существуют определенные правила и условия к водителям.

Вот самые основные из них:

  • водители должны работать по трудовому договору и по подряду, они должны иметь права соответствующей категории, а также определенных стаж вождения;
  • технический и инженерный персонал должен иметь требуемые допуски;
  • регулярное прохождение медкомиссии.

Это обязательные требования к водителям и транспортным средствам, но существуют также и дополнительные. Их перечень прямо зависит от определенных региональных и областных требований.

Всем без исключения перевозчикам требуется составить грамотное заявление на получение лицензии, а также потребуется приложить к ней квитанцию относительно уплаты госпошлины.

Среди иных документов и требований к перевозчикам, можно отметить:

  1. Копии основных учредительных документов компании или транспортной организации, заверенные нотариусом.
  2. Опись всех прилагаемых документов.
  3. Копии документов, соответствующие положению о лицензировании осуществляемого вида деятельности. Здесь не требуется нотариального заверения.

Также есть особые документы, перечень которых основывается на предъявляемых к соискателю требований.

Если у заявителя есть специальные помещения и оборудование для проведения ТО, ремонта используемых авто, если есть договор на проведение технического обслуживания, потребуется предоставить следующие документы:

  • копии документов, которые подтверждают наличие в распоряжении помещений. Сюда можно отнести справку из ЕГРП, договор купли-продажи, бумаги, подтверждающие оформление помещения в аренду;
  • необходимы документы на используемое оборудование – договоры купли-продажи, лизинга или аренды, товарные накладные и счета-фактуры;
  • копии документов, которые будут подтверждать полное соответствие помещений и используемого оборудования установленным международным требованиям. Как правило, это сертификаты соответствия.

Водители, которые будут заниматься перевозками пассажиров, должны иметь определенный стаж, нужную квалификацию, а также необходимое освидетельствование.

Среди документов, подтверждающих данный фактор, можно отметить:

  1. Водительское удостоверение категории D.
  2. Трудовая книжка.
  3. Медицинская справка, подтверждающая допуск к управлению транспортным средством.

Определенные документы требуются также медицинским сотрудникам, которые проводят осмотры водителей, осуществляющих осмотр. В этом случае потребуется наличие договора на оказание услуг, связанных с медицинскими осмотрами.

Потребуются копии медицинской лицензии на проведение медицинских осмотров перед и после рейса.

Определенным требованиям также должны соответствовать используемые в работе транспортные средства. В них обязательно должны быть установлены приборы для контроля за водителем, за регулированием режима труда и отдыха.

Требуется наличие современной спутниковой навигации ГЛОНАСС . Все это должно быть подтверждено следующими документами:

  • договоры купли-продажи или аренды автомобилей;
  • свидетельство регистрации транспортного средства;
  • копия ПТС и талона, подтверждающего прохождение технического осмотра.

Могут потребоваться иные документы, список которых нужно уточнить в территориальном органе Ространснадзора . Водитель или компания-перевозчик должны четко соблюдать требования, установленные Федеральным законом, свидетельствующем о высоком уровне транспортной безопасности.

Перед тем как подать заявление на получение лицензии, нужно обязательно уточнить перечень всех требуемых документов для получения лицензии.

Данные сведения можно найти на официальном сайте государственной лицензирующей организации или на современных информационных стендах.

При отсутствии перечисленных документов лицензия на осуществление пассажирских перевозок не будет выдана, соответственно заниматься подобным ответственным делом запрещено.

Современные виды автомобильного транспорта лицензируются Управлением государственного дорожного и автомобильного надзора .

Для получения документа, разрешающего проводить регулярные автомобильные перевозки пассажиров нужно обратиться в специальное территориальное подразделение данной структуры.

В организации Госавтодорнадзор можно получить лицензии к осуществлению международных перевозок .

Эта же организация осуществляет контроль над соответствием перевозчика установленным лицензионным требованиям, которые можно найти, изучив положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом во время действия разрешения.

Документы на рассмотрение и получение сертификации с лицензированием можно подать через ресурс gosuslugi.ru .

Это идеальное решение вопроса, как получить лицензию на перевозку пассажиров частному лицу или компании. Время рассмотрения документов по основным государственным инстанциям составляет 30 дней в каждой из них.

На данном сайте в разделе сдачи документов обозначены нормативные сроки получения ответов.

Чтобы сократить время рассмотрения документов, можно лично посетить нужные организации. В определенных случаях может потребоваться обратиться сразу в несколько инстанций или несколько раз.

Если речь идет о регистрации крупной компании, это значительно сократит время оформления. При наличии свободных средств можно обратиться за помощью к посредникам, решение всех вопросов они возьмут на себя.

Работающие на государственном уровне организации не берут плату за получение лицензии, потребуется просто оплатить госпошлину . Ее размер устанавливается строго индивидуально и полностью соответствует законодательству федерального или регионального уровня.

Оформление и получение лицензии под ключ может стоить намного дороже, стоимость лицензии может достигать десятка тысяч рублей. При этом можно сэкономить большое количество времени и нервов.

Возить пассажиров без наличия на руках специального разрешения невыгодно, а также крайне опасно, так как это подразумевает несоблюдение определенных правил безопасности.

Штраф за перевозку пассажиров без лицензии колеблется от юридического статуса и формы деятельности, которую осуществляет водитель:

  • частные водители – от 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели – от 100 000 рублей;
  • юридические лица – 400 000 рублей.

Если нарушителя поймают вторично, одновременно с назначением штрафа есть возможность столкнуться с конфискацией используемого транспортного средства. Данные санкции могут быть дополнены официальным штрафом за работу без официальной лицензии.

Если при этом наблюдается отсутствие регистрации индивидуального предпринимательства, фиксируется неправильная перевозка пассажиров, размер штрафа будет увеличен в несколько раз.

Если на руках будет соответствующая лицензия, но при этом будут не соблюдены основные правила по безопасности и комфорту перевозки пассажиров, штрафа и конфискации транспорта не избежать. Кроме того, всегда есть риск потерять лицензию.

В определенных случаях наличие лицензии на перевозку пассажиров не является обязательным. Это правило, в котором имеются свои исключения.

Итак, лицензия не нужна в следующих ситуациях:

  1. Работа, связанная с выполнением заказов на транспортных средствах – чартеры, обслуживание торжественных мероприятий. Данная деятельность осуществляется по письменному договору фрахтования.
  2. Перевозка пассажиров в количестве до 8 человек.
  3. Использование транспорта для нужд предприятия.

Частные лица, которые совершают коммерческие рейсы, должны получить простое разрешение, наличие лицензии здесь не обязательно.

Заключение

Изучив информацию в данной статье, можно понять, в каких случаях нужна лицензия на перевозку пассажиров и как ее получить.

В определенных случаях в получении лицензии может быть отказано. Причиной для этого может стать предоставление соискателем искаженной или недостоверной информации, также документ не будет выдан в случае несоответствия заявителя установленным требованиям.

Если лицензия была выдана, срок ее действия ничем не ограничивается . Контролирующий орган может просто забрать разрешение в случае нарушения требованиям.

Под лицензией понимают документ, выданный государственным органом, разрешающий перевозить официально людей юридическим и физическим лицам. Благодаря наличию лицензии можно осуществлять не только перевозки внутри своей страны, но и международные. Если компания или отдельное частное лицо желает, чтобы его деятельность развивалась, чтобы потенциальные клиенты тянулись, чтобы сфера деятельности становилась всё больше, то лицензия на перевозку пассажиров может существенно в этом помочь. Крупные фирмы и частники хотят получить коммерческую выгоду, а лицензия может помочь получить ту самую коммерческую выгоду.

Но фактически для чего необходимо иметь лицензию? Занимаясь некоторой деятельностью, физическое и юридическое лицо должно иметь этот важный, подтверждающий право заниматься этой деятельностью, документ. О чём говорит наличие лицензии:

  1. Безопасность пассажиров находится в руках перевозчика и последний, в свою очередь, обязуется обеспечить эту самую безопасность.
  2. Услуги, которые предлагает перевозчик, будут соответствовать нормативам и стандартам, установленным государством.
  3. Водитель, занимающийся перевозкой, имеет хороший опыт в вождении и необходимый стаж.

Только лицензия говорит о том, что физическое или юридическое лицо имеет необходимую профессиональную пригодность. Государственный орган имеет право выдавать лицензию, если у заявителя имеется свой собственный автомобиль или же арендованный заранее. Лицензия может выдаваться на перевозку пассажиров внутреннюю. При этом количество людей, которое можно перевозить одномоментно, должно составлять не больше восьми человек.

Обычно лицензия на пассажирские перевозки выдаётся на срок в 5 лет. Как только этот срок заканчивается, необходимо лицензию продлевать. Выдачей таких документов занимается Федеральная служба по надзору в транспортной сфере.

Стоит знать, в каких случаях получать лицензию не нужно.

  1. Если предприятие для своих нужд занимается перевозкой. Например, доставляет работников к месту их трудовой деятельности.
  2. Если выполняются пассажирские перевозки, в которых количество пассажиров равно 7 или меньше.

Законодательная база

Законодательная база в отношении перевозок имеет свои положения, а также аспекты. Следует рассмотреть те положения, которые являются основными:

  1. Один из самых важных и главных законов, который говорит о лицензировании пассажирских перевозок – это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Если внимательно изучить документ, то особое значение стоит отдать 12 статье первому пункту и подпункту 24. Именно здесь говорится о пассажирских перевозках.
  2. Второй документ, который стоит изучить — это Постановление №280 от 2 апреля 2012 года. Здесь чётко прописано, что касается лицензирования того транспорта, который способен перевозить восемь и более человек.
  3. 29 апреля 2013 года вышел Приказ №144, который опубликовался Министерством транспорта Российской Федерации. Здесь прописан регламент, согласно которому предоставляются услуги государственного характера, касающиеся лицензирования транспорта, вмещающего 8 и более пассажиров.

Если владелец транспортного средства заранее ознакомится с законодательной базой, то он сможет узнать некоторые нюансы получения лицензии. Также владелец узнает о пунктах, которые нужно соблюдать. Государственная служба, контролирующая и совершающая надзор за транспортом, тщательно следит, были ли соблюдены все пункты, которые утверждены законом.

Что является пассажирской перевозкой?

Что подразумевают под собой пассажирские перевозки. Есть чёткое определение, которое даёт ответ на данный вопрос. Итак, пассажирская перевозка – это перевозка пассажиров и багажа в организованном порядке с помощью транспортных средств, которые специально подготовлены. Перевозка осуществляется на определённое расстояние. Что может выступать в качестве транспортного средства для пассажирской перевозки? Это может быть автобус, такси, поезд, самолёт, микроавтобус, теплоход, трамвай.

А пассажиром выступает любой человек, который дал гласное или негласное согласие на перевозку в каком-либо пассажирском транспорте. При этом этот человек не должен являться членом экипажа. Пассажирские перевозки подразумевают под собой несколько вариантов перевозок:

  • автомобильные;
  • железнодорожные;
  • морские или речные;
  • авиаперевозки.

Пожалуй, самым распространённым видом перевозок является автомобильная перевозка. Пассажиров ежедневно перевозят на самые различные расстояния на автобусах, автомобилях, микроавтобусах. Миллионы людей каждый день используют и не могут обойтись без использования автомобильного транспорта. Доступность транспорта, его удобство и относительная дешевизна привлекает массу людей.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров?

Если водитель желает работать легально и принимает для этого все меры, то в первую очередь стоит получить разрешение на перевозку пассажиров или лицензию. Кто в основном и для каких целей получает лицензии:

  • маршрутки или маршрутные такси, которые курсируют по городу или в его окрестностях. Микроавтобусы и маршрутки обязаны получать документ, который позволяет перевозить пассажиров в количестве более 8 человек;
  • маршруты между городами – водитель на тех же основаниях, что и в первом случае, обязан получить лицензию. Но в данном случае есть оговорка: перевозка пассажиров должна осуществляться регулярно;
  • такси – популярный вид перевозок людей. Руководители организаций или же водители должны обязательно получить лицензию.

В каждом субъекте Российской Федерации могут осуществляться и устанавливаться какие-то свои правки и порядки. Поэтому в каждом отдельном случае о каких-то нюансах нужно узнавать на месте.

Для того чтобы получить необходимый документ, нужно знать в какие организации необходимо обращаться. Как правило, выдачей таких документов занимается Ространснадзор, а точнее его территориальные пункты, которые расположены в разных городах страны. Но есть такие случаи, когда выдачей занимаются муниципальные органы, которые получили право выдавать лицензии. Все решения, которые принимают уполномоченные органы, выносятся на основании законодательной базы Российской Федерации.

Условия выдачи лицензии

Для получения такого важного документа необходимо соблюдать ряд условий. Какие пункты обязательно должны соблюдаться перевозчиками?

  1. Водитель обязательно перед тем как отправиться в рейс должен пройти освидетельствование у медицинского работника. Причём работник должен иметь медицинское образование, а также получить дополнительное обучение согласно дополнительной программе. Найти такого работника достаточно легко. Если компания большая, то обычно в свой штат она включает медработника. Если же такой возможности нет, то в медицинском учреждении соискатель заключает договор, согласно которому водитель перед рейсом проходит медосвидетельствование.
  2. Автомобили должны обслуживаться технически. Для этого в помещениях, которые подготовлены, на специальном оборудовании машины готовятся и проверяются. Если организация не способна обеспечить себя таким помещением, то можно связаться со специальной фирмой и заключить договор на обслуживание.
  3. Организация, занимающаяся перевозками, должна в своём штате иметь водителей с опытом работы более 5 лет. Водители должны иметь права с категорией Д. Обязательно должна иметься медицинская справка, которая будет говорить о том, что водитель не имеет никаких отклонений для осуществления перевозки пассажиров.
  4. Должно иметься транспортное средство, на котором будет осуществляться перевозка. Этот транспорт может быть собственностью перевозчика. Не исключается возможность взятия транспорта в аренду или лизинг. Транспорт должен иметь паспорт, а также должен быть подготовлен для перевозки людей.
  5. ГЛОНАСС – такой системой нужно оборудовать транспортное средство.
  6. Транспортное средство обязательно должно отвечать тому типу перевозок, который осуществляется.

Предоставить необходимую документацию, которая будет подтверждать, что соискатель соответствует всем требованиям, которые к нему предъявляют. Если говорить о такси, то к данному способу перевозок нужно отнестись внимательно. Чаще всего муниципальные органы занимаются выдачей документа, происходит это после подачи заявления в течение 45 дней. Какие дополнительные требования существуют?

  • каждые 6 месяцев водитель или организация должна проходить технический осмотр;
  • перевозка пассажиров должна осуществляться только на автомобилях с шашечкой.

В любом случае необходимо собрать пакет документов, который требуется предъявить для получения лицензии:

  1. Необходимо написать заявление, а точнее заполнить имеющуюся форму. Сделать это можно как заранее, так непосредственно перед тем, как подаются документы. В заявлении указывают все контакты, включая номер телефона, адрес электронной почты и фактический адрес, реквизиты компании.
  2. Копию договора учредителей, устава или решения, которые должны быть заверены у нотариуса заранее.
  3. Предоставить нужно свидетельство ИНН, ОГРН и документ, свидетельствующий о внесении изменений.
  4. Документы, подтверждающие, что руководитель назначен на данную должность. Также руководитель должен предоставить свой паспорт, можно копию паспорта.
  5. Из реестра юридических лиц нужно сделать выписку, копию заверить и предъявить вместе со всеми документами.
  6. При наличии медицинского работника в штате, нужно предъявить его диплом. Если же был заключен договор со сторонней организацией, то нужно сделать копию данного договора. Напоминаем, что медработник необходим для проведения медицинского освидетельствование перед выходом в каждый рейс.
  7. Должна быть гарантирована безопасность осуществляемых перевозок, что подтверждается документами.
  8. От всех водителей, которые есть в штате, нужно потребовать медицинские справки, разрешающие заниматься перевозками, заключённые контракты на осуществление работ и документы, которые будут подтверждать наличие стажа.
  9. Все используемые автомобили должны находиться в технически исправном состоянии. Этот факт тоже необходимо подтвердить документально. Документ об успешном прохождении технического осмотра потребуется в любом случае. Если же лицензию получает служба такси, то нужны отличительные знаки: шашка, таксометр. Часто каждый регион определяет ещё и цвет машин такси.
  10. В федеральной налоговой службе нужно получить справку, в которой будет говориться о том, что нет задолженностей по налоговым сборам.
  11. Водительское удостоверение каждого водителя. Стаж водителя должен быть не менее пяти лет. Если же водитель работал таксистом, то достаточно наличия стажа в три года.
  12. Документы на каждое транспортное средство: паспорт, договор.
  13. Если технический осмотр производится в какой-либо сторонней организации, то нужно подтвердить документально.
  14. Полис ОСАГО нужно отксерокопировать.
  15. За оформление лицензии взимается государственная пошлина. Необходимо заранее её оплатить и предъявить квитанцию об оплате.
  16. Если лицензию оформляет индивидуальный предприниматель, то нужно предоставить свидетельство о государственной регистрации (копию) и выписку из ЕГРИП (копию).

Отдельно нужно сказать о том, где производится технический осмотр. Если имеются помещения у собственника, в которых машины осматривают, то это также нужно документально подтвердить:

  1. Если в собственности есть такое помещение, то нужно предъявить документы на него. Потребуется договор или же выписка из ЕГРИП.
  2. Должна иметься декларация, свидетельствующая о том, что есть собственная стоянка.
  3. Помещение должно быть технически оборудовано. На всё оборудование должны иметься документы.
  4. Состояние же самого помещения тоже должно оцениваться. Какой-либо документ или сертификат должен подтверждать, что помещение соответствует нормам.

Если планируется перевозка пассажиров автомобильным транспортом в другие страны, то есть международная перевозка, то для этого нужно получить дополнительные документы в транспортной инспекции. Данные документы должны подтверждать то, что водитель имеет право выполнять международные рейсы.

Если лицензию получают для перевозки более 8 пассажиров, то обязательно должно иметься транспортное средство, которое предназначено для такого количества людей.

Список документов в каждом отдельном случае может немного меняться. Также документы заполняются соответственно установленной форме. Если нет желания самостоятельно всё заполнять, то можно обратиться к специалистам, знающим толк в этом деле.

Когда весь комплект документов готов, необходимо направить его в Ространснадзор, в его территориальное отделение. Но не стоит рассчитывать на то, что лицензию можно получить сразу. Иногда приходится слышать отказ в получении. Случиться это может по нескольким причинам:

  • была предоставлена неверная или искажённая информация;
  • если документация не соответствует установленным требованиям и нормам;
  • если документы подавались в отделение, которое не соответствует регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Сейчас автоматизации поддаются многие процессы. Поэтому даже подача документов может осуществляться при помощи интернета через портал государственных услуг.

Стоимость получения и сроки

Обычно на рассмотрение и выдачу готового лицензионного удостоверения требуется 45 дней. Если документы были поданы через сайт Госуслуг, то 30 дней в каждой государственной инстанции будут рассматривать документы. Если лицензию нужно получить более быстро, то можно самостоятельно посетить некоторые органы. Например для крупной компании это будет выгоднее. Оформление займёт меньше времени. Также на сайте Госуслуг можно отследить, готова лицензия или же нет. Бывают случаи, когда лицензия выдаётся через одну-две недели. А иногда выдача затягивается до последнего дня.

Если есть возможность, то можно привлечь человека со стороны, который займётся оформлением. Но и стоимость получения может возрасти в зависимости от того, сколько денег возьмёт человек за свои услуги.

Что касается стандартной процедуры, то размер государственной пошлины составляет около 7500 рублей. Зачастую требуется не только первоначально получить лицензию, а просто переоформить её. Так вот если лицензию нужно просто переоформить, то размер пошлины составит 3500 рублей. А для продления срока действия документа нужно будет заплатить 750 рублей. Квитанция об оплате государственной пошлины должна обязательно входить в пакет документов.

Срок действия лицензии

Требования Федеральной службы по надзору в сфере транспорта таковы, что лицензию можно получить на срок в пять лет. Когда этот срок истекает, лицензию продлевают. Если же какая-то организация перевозит пассажиров для своих нужд, то в данном случае получать лицензию и вовсе не нужно. Если же перевозить нужно не более семи человек, то и вовсе лицензирование не потребуется. И только лицензия на перевозку пассажиров более 8 человек требуется обязательно.

Иногда организациям и частным лицам приходится переоформлять лицензию. В каких случаях это происходит?

  1. Произошли изменения относительно типа транспортной деятельности.
  2. Если у организации произошли изменения в названии или поменялся юридический адрес.
  3. Организационная форма поменялась.

Положительные и отрицательные стороны лицензирования пассажирских перевозок

Получение лицензии – процедура обязательная. Для заявителя она имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Для государства это, пожалуй, положительная процедура.

В первую очередь наличие лицензии помогает государству определить перевозчиков, которые нелегально занимаются такой деятельностью. Для пассажиров же наличие лицензии говорит о том, что перевозка будет осуществляться максимально безопасно. Но в тоже время никто и никогда не может гарантировать, что все нормы безопасности будут соблюдаться. Если просмотреть статистику ДТП, то можно увидеть, что человеческий фактор играет всё же большую роль. Водитель может иметь недостаточно опыта, предприятие экономит на водителях, увеличивая нагрузку, при этом происходит несоответствие отдыха и труда, что влечёт за собой дорожно-транспортные происшествия.

Для любого бизнесмена получение лицензии влечёт за собой некоторые расходы. Но при этом повышать стоимость проезда им не выгодно, это может повлечь за собой потерю клиентской базы. В любом случае, не имея лицензии, можно получить штраф, который обойдётся намного дороже, нежели получение лицензии.

Ответственность за осуществление пассажирских перевозок без лицензии

Неважно, кто получает лицензию на перевозку пассажиров — юридическое лицо, индивидуальные предприниматели или частые лица. В любом случае, перед тем как выдать документ, управление Федеральной службы обязано проверить полностью организацию на соответствие всем требованиям. Если лицензия получена, то получатель должен обязательно:

  1. Предоставлять документы, подтверждающие право заниматься перевозками. Управление может 1 раз в два года произвести плановую проверку такой организации. Если выявляют какие-либо нарушения и несоответствия, то в дальнейшем можно ждать внеплановые проверки.
  2. Перевозчик должен соблюдать установленные правила перевозок. Это вправе контролировать как Госавтоинспекция, так органы таможни, если перевозка имеет международный уровень.

Но как действовать, если лицензии нет, а перевозками организация занимается? Какие штрафы ожидают? В первую очередь нужно знать, кто же понесёт ответственность за отсутствие лицензии? Понятно, что если такой деятельностью занимается обычное частное лицо, то оно и понесёт наказание в виде штрафа. Если дело касается более крупной компании, на кого возлагается штраф? Штраф выписывается на тех лиц, которые дали своё согласие и допустили осуществление пассажирских перевозок, или же на саму организацию. Если после выписанного штрафа деятельность по перевозке пассажиров продолжает осуществляться, то при повторной проверке можно остаться без транспортного средства, его просто конфискуют.

В случае обнаружения контролирующей организацией отсутствия лицензии водитель имеет право:

  • дать своё согласие на то, что перевозка действительно осуществлялась с правонарушением, в итоге подписывает протокол и получает штраф;
  • попробовать отстоять свою правоту путём доказательства того, что пассажиров перевозит вне рамок законодательства, то есть, например, перевозит друзей, не взимая с них оплату за проезд.

Но итогом может стать то, что придётся явиться в суд, где и нужно будет отстаивать свои права. При этом нужно будет доказать свою правоту, предъявив доказательства в виде показаний тех пассажиров, которых перевозили, документов на заказ услуг туристического характера, путевого листа, который выписывает компания для водителя, где указывается цель поездки.

Кодекс об административных нарушениях гласит, что будет возложен штраф на осуществление пассажирских перевозок без лицензии. Каким может быть размер штрафа?

  1. Частное лицо, нарушившее закон, облагается штрафом в размере 50000 рублей. То же самое касается и должностных лиц.
  2. Для индивидуальных предпринимателей сумма составляет 100000 рублей.
  3. Самый большой штраф ожидает организации, которые являются юридическими лицами. Здесь сумма составляет 400000 рублей.

Если нарушение не было устранено, то при повторном выявлении несоответствия:

  1. Могут конфисковать транспортное средство, при помощи которого осуществлялась перевозка.
  2. На 90 суток компанию-перевозчика отстраняют или приостанавливают осуществление деятельности.

Какой бы ни была пассажирская перевозка, штрафы для всех видов одинаковы.

Кроме этого, могут применяться дополнительные штрафы, касающиеся перевозки пассажиров легковым транспортом (такси). Например, в такси нет табличек с правилами работы и тарифами. Такси не оборудовало систему, которая будет выдавать чеки на оказание услуг.

Заключение

Лицензия – документ, который необходим для того, чтобы осуществлять пассажирские перевозки. И без него достаточно сложно легально перевозить людей. Если организация или частное лицо, занимающееся перевозками попадает в ситуацию, когда лицензии нет, то в данном случае сложно оправдаться и не получить штраф как минимум.

Получение лицензии – процедура не из лёгких. Но стоит уделить этому особое внимание. Конечно, сложно одномоментно сделать так, чтобы все требования были соблюдены. К этому вопросу нужно подходить очень ответственно. Выполнив все необходимые требования, можно получить столь долгожданную лицензию.

Та как современный человек постоянно пользуется транспортом, то в некоторой степени он на какое-то время доверяет своё здоровье и свою жизнь перевозчику. При этом сам перевозчик, имея лицензию, негласно подтверждает, что готов осуществлять свою деятельность на законных основаниях и на хорошо оборудованном и технически исправном транспортном средстве. Контролирует эти взаимоотношения между перевозчиком и пассажиром государство, а точнее ответственные органы.

Если же при подаче документов выяснилось, что какая-то информация недостоверна, то, скорее всего, сам перевозчик в этом виноват. Скрывать какие-то факты или предоставлять ложную информацию не стоит. В итоге можно остаться без лицензии.

Бывает так, что некоторые организации и лица, получив лицензию, начинают нарушать какие-либо рамки. Например, не проходят необходимый техосмотр, осуществляют перевозки на плохо оборудованном транспортном средстве. Если этот факт обнаружится контролирующими органами, то действие лицензии может быть приостановлено. В этом случае необходимо как можно быстрее восстановить документ. Контролирующий орган на исправление даёт ровно полгода. Как только внесены правки, нужно об этом уведомить орган, выдающий лицензии. В противном же случае лицензию могут просто приостановить.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280
"Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711);

пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552).

4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г.

Положение
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280)

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2013 г., 28 июня, 14 сентября 2016 г., 21 марта 2017 г., 14 августа, 22 декабря 2018 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 4 дополнен подпунктом "к"

к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е" , "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым , седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 6 дополнен подпунктом "д"

д) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения.

В заявлении о переоформлении также указываются сведения о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

После года работы над законопроектом, направленным на возвращение лицензирования автобусного транспорта и непосредственной деятельности перевозчиков - перевозки пассажиров, в систему перевозок возвращаются лицензии. Законопроект под номером 262341-7 был внесен в Государственную думу в начале сентября прошлого года. Пройдя ряд законотворческих исследований, в том числе рассмотрение проекта в трех чтениях: 24.10.2017 (Первое чтение), 5.10.2018 (Второе чтение), 12.10.2018 (Третье чтение), законопроект был окончательно принят сегодня.

Возможно, у определенного круга читателей возникнет резонный вопрос: правильно ли сделали законодатели, что вновь «навесили» на предпринимателей, занимающихся перевозками, очередное «ярмо»? Ведь опять же власти «душат» бизнес и заводят очередную бюрократическую шарманку.

Позвольте не согласиться. Просто некоторые предприниматели в упор не видят законодательных ограничителей, точнее вообще ничего не видят в погоне за деньгами. А это приводит к тому, что на линию выезжают «уставшие от жизни», полудохлые автобусы-челноки, за рулем этих автобусов сидят не менее изможденные водители, вынужденные выходить в рейс в обход всяких норм безопасности. Некоторые из них обнаглели настолько, что садятся за руль пьяными. Не верите? Посмотрите официальную статистику ГИБДД, и вы удивитесь количеству ДТП, совершенных водителями автобусов «под мухой»:

И речь здесь идет лишь о тех выявленных нарушителях, которые попали в аварию, будучи в состоянии алкогольного опьянения. А сколько пьяниц перевозит людей по стране ежедневно?!

Также не стоит забывать о том, что необходимость принятия закона о лицензировании появилась летом прошлого года после ряда крупных ДТП с участием автобусов, в том числе в Забайкальском крае, в котором всего погибло 14 человек и по факту проверок которого были выявлены множественные нарушения. А последние резонансные ДТП, о которых мы писали вчера в материале:

Там нами был представлен список крупных автокатастроф только за прошедшую неделю. Но даже его страшно читать… гибнут люди. Гибнут из-за нарушений, которых быть не должно!

Так что новый федеральный закон, инициированный Министерством транспорта, оказался как нельзя кстати. Вернее сказать, его нужно было принимать гораздо раньше, ведь о проблеме автобусных катастроф был осведомлен даже президент, чего не должно быть в принципе! Если ведомства, следящие за безопасностью на дорогах, не справляются со своими задачами, значит, они неэффективно управляются, верно? Со всеми вытекающими последствиями.

Как видно, согласно тексту ФЗ (статья 1), вводится обязательное оснащение транспортных средств тахографами, которые будут отслеживать регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, с последующей возможностью доступа должностных лиц органов государственного надзора.


Напомним, что тахограф - это , обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности .

Статья 2 ФЗ гласит, что проверки будут проводиться для выявления соблюдения юридическим лицом или ИП (индивидуальным предпринимателем) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В том числе ответственность за отсутствие лицензии. За это предполагается административный штраф согласно КоАП:

физическим лицам (водителям) - от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;

должностным лицам грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей;

юридическим лицам - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей

Также возможна конфискация транспортного средства при повторном нарушении.

Сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, включаются в так называемый реестр лицензий.


Основаниями для отказа во включении этих сведений в реестр лицензий являются:

1) наличие в данном заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) представление заявления в отношении транспортного средства, которым в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет другой лицензиат.

Впрочем, лицензирование коснулось не всех перевозчиков. А именно: «В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования .

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть 16.10.2018 года.

Положение о лицензировании вступит в силу через 120 дней после официального опубликования закона: «В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается ».


Что касается тахографов, то статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);

— Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Получение лицензии требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1 и 3 Положения).

Деятельность по перевозке пассажиров включает в себя следующие виды работ (п. 3 Положения):

— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Исходя из формулировки п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

1) автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);

2) для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);

3) не по регулярным маршрутам, а по заказам. Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Таким уполномоченным органом является Ространснадзор (п. 5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения, получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом могут организации и индивидуальные предприниматели, которые:

— намереваются осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

— соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (п. 2 Положения, п. 10 Регламента). Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Согласно п. 20 Регламента за получением лицензии соискателю следует обращаться в управление Госавтодорнадзора по субъекту РФ по месту государственной регистрации. Для юридических лиц это место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — место жительства (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Выданная лицензия на осуществление пассажирских автоперевозок действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

За осуществление деятельности без лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

— для граждан — 50 000 руб.;

— для должностных лиц — 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;

— для юридических лиц — 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него наступает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Санкции в таком случае составляют:

— для граждан — штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для должностных лиц — штраф 50 000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для юридических лиц — штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Уголовная ответственность

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения , и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.