Лев Мардахаев

Социальная педагогика

© Мардахаев Л. В., 2011

© Мардахаев Л. В., 2013, с изменениями

© Издательство РГСУ, 2013

* * *

Предисловие

Настоящий учебник разработан в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения и ориентирован на подготовку студентов к психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

При раскрытии содержания учебника обеспечена ориентация на современные достижения в области социальной педагогики. Изучив материал, студенты получат общее представление о социальной педагогике как науке, особенностях реализации социально-педагогических технологий в работе с определенными категориями детей и подростков, молодежи, их родителями с учетом специфики субкультуры и потребностей культуры.

Основные разделы учебника связаны с пониманием социального в личности, педагогики среды, существа социального воспитания и социально-педагогического сопровождения.

В современных условиях существует несколько подходов к пониманию сути и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социально-педагогической деятельности. Полученные материалы позволили осветить наиболее важные аспекты, определяющие содержание социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

Раздел первый посвящен раскрытию теоретико-методологических основ социальной педагогики. В нем рассматриваются истоки становления социальной педагогики, ее существо (назначение, объект и предмет, функции, главные задачи), методологические принципы социальной педагогики.

Второй – социальная педагогика личности – раскрывает социально-педагогические аспекты развития, абилитации и социализации человека на различных возрастных этапах, источники и движущие силы социализации, причины десоциализации, проблемы ее предупреждения и преодоления. Раздел включает и вопросы, связанные с социальным воспитанием человека.

Третий раздел посвящен социальной педагогике среды. В нем рассматриваются социально-педагогические возможности социопедагогики, а также факторов непосредственной среды, значительно влияющих на социализацию.

В четвертом разделе освещаются социально-педагогические основы деятельности социального работника. В нем раскрываются их социально-педагогических технологии, а также особенности их реализации в социально-педагогическом сопровождении, поддержки человека и семьи в различных жизненных ситуациях, в работе с различными категориями людей.

Завершается учебный курс разделом, раскрывающим существо профессионального долголетия и педагогической культуры социального работника.


В. В. Сизикоеа, доктор педагогических наук

Раздел I. Теоретические основы социальной педагогики

Глава 1. Социально-педагогический аспект социальной работы

Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой отрасли теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.

После изучения главы 1 бакалавр должен:

знать:

– социально-педагогический аспект социальной работы;

– назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

уметь:

– использовать понятийный аппарат социальной педагогики при анализе явлений социальной работы;

владеть:

– понятийным аппаратом социальной педагогики для анализа социальной работы.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь;

– сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;

– назначение, основные функции и задачи социальной педагогики.

1.1. Социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь

С начала 90-х годов XX в. в России сформировались институты социальной работы и социальной педагогики. Как в мировой практике, так и в России между ними сложилась тесная взаимосвязь. Социально-педагогический аспект в социальной работе обусловлен следующими факторами:

профессиональная деятельность специалиста в системе «человек – человек»: взаимодействия с клиентом, с группой, умение работать в команде;

потребность превращения объекта социальной работы (клиента) в субъекта разрешения своих социальных проблем;

использование социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности.

Практика взаимодействия социального работника (специалиста по социальной работе) и социального педагога в системе социальной защиты населения породила афористическую мудрость: «социальный педагог может не быть социальным работником, но социальный работник не может не быть социальным педагогом».

Основные причины такого парадокса.

Во-первых , институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В то же время Международная ассоциация социальной педагогики, которая находится в Копенгагене (Дания), рассматривает социальную педагогику как теорию и практику работы с человеком в условиях социума (с наркоманами, алкоголиками, «детьми улицы» и проч.). В России теория социальной работы развивается на основе собственного опыта, а также переработки и адаптации к российским условиям зарубежного опыта.

Во-вторых , в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. На начальном этапе некоторые теоретики (Валентина Георгиевна Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизации самого человека при решении своих социальных проблем. В этом существо педагогики социальной работы – социальной педагогики.

В-третьих, такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается некоторыми зарубежными специалистами. Он им понятен и тем не менее они смешивают существо социальной работы и социальной педагогики, которые различаются по назначению, объекту и предмету (табл. 1).


Таблица 1. Специфика социальной работы и социальной педагогики


На практике социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно. Особенно это характерно в работе с детьми, с семьей, воспитывающей детей. При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет, т. е. реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога иногда включаются и функции социальной работы.

1.2. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли педагог (paidagog). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогика.

Слово «социальный» (лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

Рассматриваются теоретические основы социальной педагогики, которые составляют общепрофессиональную подготовку социального работника. Материал учебника поможет понять сущность и содержание педагогического аспекта социальной работы. Учебник адресован студентам вузов, изучающим одноименный курс, предусмотренный образовательным стандартом по специальности «Социальная работа», а также аспирантам и преподавателям вузов и колледжей, слушателям системы дополнительного социального образования, практическим работникам.

Основные категории, функции и задачи социальной педагогики.
Методологические основы социальной педагогики. В широком смысле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими пауками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, социальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это - цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педагогической действительности.

Основные категории социальной педагогики - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-педагогическая длительность, социальное развитие, социальное воспитание, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответствующих главах пособия.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социальпая педагогика, Мардахаев Л.В., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Социальная педагогика, Краткий курс лекций, Черняева Т.Н.
  • Практикум по педагогике, Казимирская И.И., Торхова А.В., Бычковский П.М., 1999
  • Развитие читательских навыков у детей, Иншакова О.Б., Иншакова А.Г., 2014
  • Если Праздник, то Праздник-Праздник, Зима, Часть 3, Галянт И.Г., 2019

Следующие учебники и книги:

Текущая страница: 1 (всего у книги 33 страниц) [доступный отрывок для чтения: 22 страниц]

Лев Мардахаев
Социальная педагогика

© Мардахаев Л. В., 2011

© Мардахаев Л. В., 2013, с изменениями

© Издательство РГСУ, 2013

* * *

Предисловие

Настоящий учебник разработан в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения и ориентирован на подготовку студентов к психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования; детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

При раскрытии содержания учебника обеспечена ориентация на современные достижения в области социальной педагогики. Изучив материал, студенты получат общее представление о социальной педагогике как науке, особенностях реализации социально-педагогических технологий в работе с определенными категориями детей и подростков, молодежи, их родителями с учетом специфики субкультуры и потребностей культуры.

Основные разделы учебника связаны с пониманием социального в личности, педагогики среды, существа социального воспитания и социально-педагогического сопровождения.

В современных условиях существует несколько подходов к пониманию сути и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социально-педагогической деятельности. Полученные материалы позволили осветить наиболее важные аспекты, определяющие содержание социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

Раздел первый посвящен раскрытию теоретико-методологических основ социальной педагогики. В нем рассматриваются истоки становления социальной педагогики, ее существо (назначение, объект и предмет, функции, главные задачи), методологические принципы социальной педагогики.

Второй – социальная педагогика личности – раскрывает социально-педагогические аспекты развития, абилитации и социализации человека на различных возрастных этапах, источники и движущие силы социализации, причины десоциализации, проблемы ее предупреждения и преодоления. Раздел включает и вопросы, связанные с социальным воспитанием человека.

Третий раздел посвящен социальной педагогике среды. В нем рассматриваются социально-педагогические возможности социопедагогики, а также факторов непосредственной среды, значительно влияющих на социализацию.

В четвертом разделе освещаются социально-педагогические основы деятельности социального работника. В нем раскрываются их социально-педагогических технологии, а также особенности их реализации в социально-педагогическом сопровождении, поддержки человека и семьи в различных жизненных ситуациях, в работе с различными категориями людей.

Завершается учебный курс разделом, раскрывающим существо профессионального долголетия и педагогической культуры социального работника.


В. В. Сизикоеа, доктор педагогических наук

Раздел I. Теоретические основы социальной педагогики

Глава 1. Социально-педагогический аспект социальной работы

Развитие социального направления в педагогике способствовало формированию особой отрасли теории и практики – социальной педагогики. Определение ее сущности, цели, содержания, основных задач и функций позволит полнее определить ее место и роль в социальной работе.

После изучения главы 1 бакалавр должен:

знать:

– социально-педагогический аспект социальной работы;

– назначение, основные функции и задачи, понятия, категории социальной педагогики;

уметь:

– использовать понятийный аппарат социальной педагогики при анализе явлений социальной работы;

владеть:

– понятийным аппаратом социальной педагогики для анализа социальной работы.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

– социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь;

– сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;

– назначение, основные функции и задачи социальной педагогики.

1.1. Социальная педагогика и социальная работа, их взаимосвязь

С начала 90-х годов XX в. в России сформировались институты социальной работы и социальной педагогики. Как в мировой практике, так и в России между ними сложилась тесная взаимосвязь. Социально-педагогический аспект в социальной работе обусловлен следующими факторами:

профессиональная деятельность специалиста в системе «человек – человек»: взаимодействия с клиентом, с группой, умение работать в команде;

потребность превращения объекта социальной работы (клиента) в субъекта разрешения своих социальных проблем;

использование социально-педагогических технологий в процессе профессиональной деятельности.

Практика взаимодействия социального работника (специалиста по социальной работе) и социального педагога в системе социальной защиты населения породила афористическую мудрость: «социальный педагог может не быть социальным работником, но социальный работник не может не быть социальным педагогом».

Основные причины такого парадокса.

Во-первых , институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть социальной работы. В то же время Международная ассоциация социальной педагогики, которая находится в Копенгагене (Дания), рассматривает социальную педагогику как теорию и практику работы с человеком в условиях социума (с наркоманами, алкоголиками, «детьми улицы» и проч.). В России теория социальной работы развивается на основе собственного опыта, а также переработки и адаптации к российским условиям зарубежного опыта.

Во-вторых , в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно. На начальном этапе некоторые теоретики (Валентина Георгиевна Бочарова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизации самого человека при решении своих социальных проблем. В этом существо педагогики социальной работы – социальной педагогики.

В-третьих, такой подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается некоторыми зарубежными специалистами. Он им понятен и тем не менее они смешивают существо социальной работы и социальной педагогики, которые различаются по назначению, объекту и предмету (табл. 1).


Таблица 1. Специфика социальной работы и социальной педагогики


На практике социальный педагог часто решает проблемы социальной работы. В противном случае добиваться действенности социально-педагогической деятельности исключительно трудно. Особенно это характерно в работе с детьми, с семьей, воспитывающей детей. При решении их социальных проблем специалистам и социальной работы, и социальной педагогики приходится полагаться на собственную профессиональную подготовку.

В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет, т. е. реализуют они свои цели своими методами и средствами. Именно поэтому в функциональные обязанности социального педагога иногда включаются и функции социальной работы.

1.2. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли педагог (paidagog). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогика.

Слово «социальный» (лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

В настоящее время существуют несколько подходов к определению сути социальной педагогики. Среди них:

научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (X. Мискес – немецкий социальный педагог);

помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е. Молленхауер – немецкий социальный педагог);

наука о воспитательных влияниях социальной среды (В. Д. Семенов – российский социальный педагог);

отрасль знания, изучающая социальное воспитание в контексте социализации (А. В. Мудрик – российский социальный педагог);

отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности целесообразно организованного педагогического влияния (социального воспитания, социального обучения, социально-педагогической помощи и др.) на социальное развитие, становление, формирование человека, независимо от того, протекает ли оно в условиях «нормы» либо «отклонения от нормы» (М. А. Галагузова – российский социальный педагог) и др.

Систематизируя различные подходы к пониманию сущности социальной педагогики, а также анализ ее существа и практического применения, можно сформулировать следующее определение. Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, способствующей этому становлению.

В качестве субъекта социально-педагогической деятельности может выступать социальный педагог, социальный работник, воспитатель, родитель, лицо, его замещающее, организатор, выполняющий социально-педагогические функции.

Социально-педагогическая деятельность способствует ведению человека с рождения как личности (социальному воспитанию, социально-педагогическому сопровождению, поддержке) по этапам социального становления и его развитию как гражданина конкретного общества (социума). Этот процесс осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где предстоит ему реализовывать себя.

В развитии социальной педагогики прослеживаются личностное и социальное направления.

Личностное направление («индивидуальная» педагогика) можно охарактеризовать как социальную педагогику личности в ее становлении и развитии. Оно берет свое начало от «индивидуальной» педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В ней развиваются условно-гуманистический и консервативный подходы.

Социальное направление (педагогика среды) в широком смысле определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения (социопедагогика); в узком смысле – непосредственным влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности). Социопедагогика изучает деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающуюся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования. Она носит официальный социально-педагогический характер. Кроме того, в обществе складываются так называемые «неписаные законы» в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в отношении воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они носят социально-педагогический, но неофициальный характер.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно (педагогика непосредственной среды жизнедеятельности) и опосредованно (социопедагогика) влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных этапах его возраста. Это направление получило развитие в трудах П. Наторпа, П. Бергеманна, И. Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, Р. Зейделя, Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934), Антона Семеновича Макаренко (1888–1939), Бориса Тимофеевича Лихачева (1929–1999), Владимира Давыдовича Семенова и других исследователей-педагогов.

Педагогика непосредственной среды жизнедеятельности. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К таким факторам относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые входит человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Социальное направление обосновывает приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включает:

педагогику социального становления личности;

педагогику социальных отклонений в формировании личности;

социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (X. Мискес, М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Б. Т. Лихачев, К. Магер и другие). Он, с одной стороны, социально развивается в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно ему (внутренняя личностная обусловленность); с другой – развивается в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность): с третьей – ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокулыуры, образа жизни (внешняя социальная обусловленность).

Педагогика социальных отклонений в формировании личности подраздел, изучающий причины социального отклонения в развитии и воспитании человека и определенных групп, возможности его предупреждения и преодоления (И. Г. Песталоцци, Е. Молленхауер, Фридрих Адольф Дистервег (1790–1866), А. С. Макаренко, Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882–1960) и другие). На социальные отклонения формируемой личности значительное влияние оказывают факторы индивидуальной предрасположенности, предшествующего этапа социального формирования, среды жизнедеятельности растущего человека и воспитание.

Важное место в социальной педагогике уделяется социальному воспитанию, преодолению трудностей в нем, социально-педагогическому сопровождению, поддержке человека в его социальном становлении, преодолении трудностей в самореализации, в самосовершенствовании. Знание того, как происходит социальное саморазвитие человека, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия протекания этого процесса и через них на сам процесс. В этом заключается основная задача прикладной части социальной педагогики – социально-педагогического сопровождения, поддержки человека.

Велика в социальной педагогике роль влияния самого человека на его социальное становление в зависимости от возраста. На начальном этапе она обусловлена преимущественно индивидуальной предрасположенностью к активности, любознательности. С возрастом как следствие образа жизни происходит формирование мировоззрения и воспитание нравственно-волевых качеств, все более и более возрастает осознанный выбор, нравственная ориентация, жизненная позиция человека. Они в значительной степени определяют дальнейшее социальное самосовершенствование и изменения в человеке на разных этапах его возраста. Именно от социального самосовершенствования во многом зависит, как сформируется личность индивида. Следует учитывать также, что социальное саморазвитие человека – это сложный закономерный процесс. Этот процесс зависит от социальных условий, в которых находится человек, а также направленности и интенсивности его самопроявления, активности в самосовершенствовании.

В соответствии с изложенным структуру социальной педагогики представим на схеме 1.


Схема 1. Структура социальной педагогики


Итак, социальную педагогику следует рассматривать с позиций:

– педагогики среды как реализации функций государства и влияния непосредственной среды жизнедеятельности человека;

– педагогики социального становления личности человека как влияния социального воспитания; социального фактора самого человека; личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании;

– социального воспитания, социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в самореализации.

Социальная педагогика с позиции педагогики среды – это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения, на исследование социально-педагогических возможностей и проблем целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информации) в воспитании и другие факторы, непосредственно влияющие на социальное становление растущего человека, групп.

Социальная педагогика с позиции педагогики социального становления личности человека – это теория и практика социального становления и развития личности, общественных групп в процессе их социализации. Такое определение дает общее представление о социальной педагогике.

Социальное воспитание, социально-педагогическое сопровождение, поддержка человека в самореализации – это непосредственная и опосредованная деятельность специалистов по обеспечению социального формирования человека, усвоения им необходимой культуры, становления как личности, самосовершенствования и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, т. е. в тех процессах, где человек нуждается в социально-педагогическом сопровождении, поддержке в преодолении проблем, с которыми он сталкивается. Так проявляется значимость социума, среды жизнедеятельности человека.

В целом социальную педагогику следует рассматривать как теорию, практику и образовательный комплекс.

Социальная педагогика как теория – это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становления личности, управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды. Теория складывается из совокупности сформулированных учений и концепций, подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.

Социальная педагогика как практика – это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы, а также по управлению массами, мобилизации их на определенные действия, сдерживание в интересах достижения тех или иных политических целей.

Социальная педагогика как образовательный комплекс – это теория и практика подготовки специалистов социальной сферы, в том числе и самих социальных педагогов. Он включает теорию и методическое обеспечение социальной педагогики как учебной дисциплины – компонент специальной (профессиональной) подготовки социального педагога, социального работника и других специалистов.

Как учебная дисциплина социальная педагогика состоит из разделов и подразделов, каждый из которых имеет свое содержание и действует во взаимосвязи с другими (схема 2).


Схема 2. Структура социальной педагогики как учебной дисциплины


normal">Л.В. МАРДАХАЕВ: ПЕДАГОГ И УЧЁНЫЙ

Л.В. Мардахаев – человек высокого интеллекта, необыкновенной работоспособности, известный учёный, как в России, так и за рубежом, отличающийся высокой эрудицией, масштабностью научного мышления, уверенностью в отстаивании своей гражданской позиции и научных убеждений. Известный российский учёный стоял у истоков рождения принципиально нового научного направления в области социальной педагогики. Л.В. Мардахаев создал собственную научную школу, завоевал высокий авторитет в научно-образовательном сообществе страны и за рубежом. Его учебники по социальной педагогике постоянно востребованы в системе профессионального образования и уже претерпели шесть изданий. В Польше и Казахстане переведены на родные языки.

Научное наследие Л.В. Мардахаева, представлено научно-образовательному сообществу России как отечественная научная школа -«История и теория социальной педагогики».

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Вся сознательная жизнь Л.В. Мардахаева – это постоянная бескомпромиссная борьба за смыслы и ценности, идеалы и профессионализм в развитии и становлении нашей страны. Честному служению России он посвятил более 50 лет. От простого рабочего, затем солдата Советской армии Л.В. Мардахаев прошёл долгий и интересный путь до полковника вооружённых сил страны, а затем доктора педагогических наук и профессора, известного учёного. Он умел соединять в своей работе высокую работоспособность и требовательность к себе и подчинённым, чуткость и внимательность к окружающим, умение, когда необходимо, идти на разумный компромисс. Все свои личные и профессиональные свойства и качества Л.В. Мардахаев подчинил одной идеи – служению делу, в этом он видит своё истинное предназначение. На своём жизненном пути Лев Владимирович сочетал административную, научную и преподавательскую работу.

Мардахаев Лев Владимирович, Почетный работник высшего профессионального образования (2012), родился 09 февраля 1944 года в г. Баку (СССР). В 1961 году окончил школу № 26 рабочей молодежи г. Баку. С 1960 начал трудовую деятельность.

С 1963 по 1994 год служил в Вооруженных силах и прошел путь от курсанта до полковника, от командира взвода, секретаря комитета ВЛКСМ полка до заместителя командира полка по политической части ракетных войск стратегического назначения.

Окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина в 1975 году по специальности политработник ракетных войск стратегического назначения, в 1981 году – адъюнктуру по кафедре педагогики Военно-политической академии им. В.И. Ленина.

Научно-педагогической деятельностью начал заниматься с 1978 года. В январе 1982 года защитил кандидатскую, а в 1997 году докторскую диссертацию по педагогическим наукам. Получил ученое звание профессора по кафедре педагогики в 1994 году.

После окончания адъюнктуры работал: заместителем заведующего кафедрой марксизма-ленинизма в Смоленском высшем зенитно-ракетном инженерном училище (с 1981 г .); начальником кафедры марксизма-ленинизма в ОВЗРКУ (с 1985 г .); преподавателем (с 1990 г .), старшим преподавателем (с 1992 г .), заместителем заведующего кафедрой педагогики Гуманитарной академии (ныне Военный университет, с 1993 г ., Москва).

С 1994 года работает в Российском (Московском) государственном социальном университете. За время работы в университете занимал должности профессора кафедры социальной педагогики, а затем (с 1997 г .) заведующего кафедрой социальной (социальной и семейной) педагогики, декан факультета
социальной педагогики (с
1995 г .), заместителя директора академии социальной работы по научной работе, директора института социальной реабилитации.

За успехи, достигнутые в подготовке социальных педагогов, активную научно-педагогическую деятельность в 2000 году был награжден высшей наградой университета – Почетной грамотой Ученого совета РГСУ.

За успехи, достигнутые в руководстве педагогическим коллективом кафедры в Орджоникидзевском высшем зенитном ракетном командном училище (ОВЗРКУ) ПВО имени генерала армии И.А. Плиева, награжден Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени ( 1989 г .), а также 19 медалями, в том числе, «Ветеран Вооруженных Сил», «850 лет Москвы» и другие.

Имеет благодарность Министерства труда и социального развития; Министерства образования и науки РФ; награждался грамотой Министерства образования и науки РФ (за руководство научной работой слушателя академии); знаком « EN-US">Why is 14.0pt;mso-ansi-language:EN-US">why » – международное признание и включен в библиографическое издание: « Who 14.0pt;mso-ansi-language:EN-US">is 14.0pt"> EN-US">Who в России: Библиографическая энциклопедия успешных людей России: основное издание. – Вып. 2. – 2008; знаком «Общественное признание» – Россия (2008); Дипломом – клуба сенаторов Россия (2011); Международной академией наук педагогического образования «За достижения в научно-педагогической и общественной работе» «Медаль В.А. Сластенин» (2013), Макаренковским содружеством (Всероссийской макаренковской ассоциацией) «За сохранение и развитие педагогических традиций А.С. Макаренко и С.А. Калабалина» медалью С.А. Калабалина «Педагогические традиции» (2013).

Избран членом-корреспондентом Академии акмеологических наук (1994); академиком Академии социального образования (1999); академиком Международной академии наук педагогического образования (МАНПО, 2002), академиком Международной славянской академии (Западно-Сибирское отделение, 2012).

Является членом Ученого совета РГСУ, председателем Диссертационного совета по педагогическим наукам РГСУ; членом диссертационного совета по педагогическим наукам при МПГУ; членом Президиума МАНПО, академиком-секретарем отделения социальной педагогики и социальной работы МАНПО; членом Правления Ассоциации социальной педагогики и социальной работы (Всероссийской ассоциации), вице-президентом Всероссийской макаренковской ассоциации (Макаренковское содружество); членом комиссии по социальной педагогике УМО вузов России по психолого-педагогическому образованию; членом комиссии по социальной педагогики УМО вузов по педагогическому образованию, членом президиума УМО вузов России по образованию в области социальной работы; членом редколлегий журналов: Ученые записки РГСУ; Педагогическое образование и наука (МАНПО); Педагогический журнал Башкортостана (г. Уфа); Социальная педагогика (РАО); Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы (РГСУ); Вестник социально-гуманитарного образования и науки: научно практический журнал (УрГПУ, г. Екатеринбург); UK">Ұлтық т ǝ рбие: Национальное воспитание: Ек i айда б mso-ansi-language:EN-US">i р реет шығатын: Республикалы UK">қ ғылыми-көпш i л mso-ansi-language:EN-US">i к журнал (Республика Казахстан) и др.

С 2001 года является заместителем председателя диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по психолого-педагогическим наукам (К 224.002.01), а с 2004 года председателем диссертационного совета (Д 212.341.06) по педагогическим наукам при Российском государственном социальном университете.

НАУЧНАЯ ШКОЛА Л.В. МАРДАХАЕВА

Научная школа Л.В. Мардахаева «История и теория социальной педагогики» начала формироваться в Российском государственном социальном университете (Московском государственном социальном университете) в 1995 году. Именно с этого времени идёт интенсивное развитии и становление научной школы «История и теория социальной педагогики».

С накоплением опыта подготовки специалистов социальной педагогики в РГСУ, развивалась и кафедра социальной педагогики, где работал Л.В. Мардахаев. С его участием делались первые шаги по становлению в университете направления «социальная педагогика», организации подготовки специалистов по «социальной педагогике» (с 1995 г .), разрабатывались первый учебный и оперативные планы в соответствие с первым Государственным стандартом ( 1995 г .), первые программы по всем учебным курсам, первые учебные курсы «Введение в специальность», «История и теория социальной педагогики», «Положение о практике» и др. Было подготовлено коллективом ученых кафедры первое учебное пособие «Социальная педагогика» под редакции. Оно было опубликовано в серии
книг «Энциклопедия социального образования», т.
XIV в 1998 г . В МГСУ, в последующем (2000, 2002 гг.) переиздана в издательстве «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

С 1997 г . заведование кафедрой и вся деятельность по развитию идеологии социальной педагогики в университете возложено на Льва Владимировича Мардахаева. В этот период получило дальнейшее развитие научная школа «История и теория социальной педагогики», получили движущий импульс следующие исследования в рамках общего научного направления: история социальной педагогики; методология социальной педагогики; теория социальной педагогики; методика и технология
работы социального педагога.

Mso-bidi-font-weight:bold"> Основной вклад в развитии различных аспектов научной школы по истории и теории социальной педагогики сделали сотрудники кафедры социальной (ныне социальной и семейной) педагогики, возглавляемой профессором Л.В. Мардахаевым. Особая роль принадлежит её членам: В.И. Беляеву, Н.И. Никитиной, С.С. Рунову, Л.П. Илларионовой и другим.

На кафедре создавались необходимые условия для участия в развитии идей социальной педагогики профессорско-преподавательским составом различного возраста и опыта работы в рамках развития учебных курсов, подготовки и защиты диссертаций. Основной состав кафедры в возрасте от 25 до 40 лет. Одновременно работают и ветераны: доктора наук, профессор Д.И. Чемоданова, профессор Р.З. Хайруллин.

Рост научного потенциала кафедры социальной и семейной педагогики, а также развитие аспирантуры по педагогическим специальностям в РГСУ способствовало расширению проблем, ставших
предметом диссертационных исследований, в русле развивающейся научной школы. Особенно активно стала развиваться научная деятельность в лице аспирантов и докторантов в связи открытием в РГСУ
диссертационного совета по защите кандидатских, а затем и докторских диссертаций по педагогике. Диссертационный совет возглавил профессор Л.В. Мардахаев. Наиболее значимыми направлениями исследования в виде диссертаций стали:

В области истории социальной педагогики «Подготовка воспитателей детских учреждений в социально-педагогическом наследии И.Г. Песталоцци» (С.С. Рунов);

В области подготовки социальных педагогов в вузе : «Формирование профессионально-речевой культуры социального педагога» (Е.В. Климкина); «Формирование профессиональной культуры социального педагога детского оздоровительного учреждения в условиях вуза» (Г.И. Золотова); «Формирование экологической культуры социального педагога в условиях вуза» (Г.А. Джумок); «Профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе к работе с семьей» (Т.Э. Галкина); «Стимулирование профессионального самоопределения студентов младших курсов вуза» (Т.В. Жуковская) и др.;

В области подготовки социальных педагогов в средних профессиональных учебных заведениях: «Формирование профессионально-важных качеств социального педагога в учебно-воспитательном процессе колледжа» (Л.Я. Елисеева);

mso-list:l1 level1 lfo3;tab-stops:48.85pt" align="justify">различные аспекты социальной педагогики: «Социально-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста в условиях центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
(Е.Н. Иванюк); «Организационно-педагогические условия воспитания этнотолерантности школьников столичного мегаполиса» (В.Г. Ушакова); «Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в приемной семье» (И.В. Матвиенко) и др.

Хорошей традицией в развитии и укреплении научной школы «История и теория социальной педагогики» стали, по инициативе Л.В. Мардахаева, ежегодные социально-педагогические чтения, на которых с научными сообщениями постоянно выступают профессорско-преподавательский состав, аспиранты, студенты РГСУ, других вузов Москвы и городов России, практические работники различных
центров социальной педагогики. Прошло уже десять чтений, одиннадцатые были посвящены юбилею – 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко – Международные социально-педагогические чтения (22.03.2013).

Созданная и действующая научная школа профессора Л.В. Мардахаева «История и теория социальной педагогики» фактически получила общероссийское признание, а также признание коллег в зарубежных странах. Об этом свидетельствуют: участие в совместных мероприятиях социально-педагогической направленности коллег, которые регулярно приезжают в РГСУ; приглашения представителей кафедры в другие вузы для участия в конференциях, чтения лекций; совместная работа над различными социально-педагогическими проектами. В частности профессорско-преподавательский
состав кафедры, под руководством Л.В Мардахаева, участвовал в совместном Российско-Канадском проекте «Изучение инвалидности»; в Российско-Норвежской программе «Альтернативное устройство детей, оставшихся без попечения родителей»; РГСУ – Самюсосьяль (Франция) - «Исключенные дети» - проблема социально-педагогической работы с «детьми улицы» и др.

Лично Л.В. Мардахаевым, в рамках научной школы, подготовлено восемь докторов и сорок два кандидата педагогических наук в области истории социальной педагогики, проблемам теории и методики социального воспитания, а также теории и методики профессионального образования, а также два магистранта при совместном научном руководстве в Республике Казахстан.

О развитии научной школы профессора Л.В. Мардахаева свидетельствуют разработка Концепции истории социальной педагогики и публикация монографий, научных статей, авторский учебный курс «Социальная педагогика» (М.: Изд-во МГСУ, 2002), затем четыре стереотипных изданий учебника (Гардарики, 2003, 2005, 2006) и учебных пособий. Также разработана Концепция теории социальной педагогики, которая получила отражение в отдельных главах учебного пособия «Социальная педагогика» под руководством В.А. Никитина, в последующем издании 2008 г . Полный и основной авторский курс социальной педагогики («Юрайт», 2011 и 2013гг.) и «Социальная педагогика» – базовый учебник для направления подготовки социальная работа (РГСУ, 2013г.)

Работа над авторским курсом инициировал разработку первого в России словаря по социальной педагогике (М.: Издательский центр «Академия», 2002 и в 2-х книгах М.: Учебный центр Перспектива, 2011). Издательский центр «Академия» опубликовала «Отечественную социальную педагогику: хрестоматию» (2003), а также «Методику и технологию работы социального педагога» (2002, 2004, 2006, 2008 гг.), подготовленную совместно профессором З.А. Галагузовой.

white" align="justify">Л.В. Мардахаев принимал участие в выполнении ряда научных проектов, в том числе: организации подготовки и реализации многолетней Российско-Канадской программы «Изучение инвалидности» (2003-2007); сотрудничества с Норвежским институтом региональных исследований (NIBR ) альтернативное устройство детей, оставшихся без попечения родителей 2002-2005); соруководитель коллективная российско-польская монография (РГСУ – Ченстохово): педагогика социокультурной среды туризма; содействие развитию подготовки кадров социальной педагогики в Республике Казахстан ; участие в н аучный авторского коллектива РГСУ и Университета Прибрежной Каролины (США) по подготовке совместных монографий по проблемам: технологии обучения в высшей школе (2006); семьи и семейного воспитания: кросс-культурный анализ на материалах России и США (2009); молодежная cоциокультурная среда: кросс-культурный анализ на материале России и США (2013); проектах Казахского государственного педагогического университета им. Абая (г. Алмата): «Формирование интеллектуала нации в условиях высшей школы Республики Казахстан» (2012); «Научно-методическое обеспечение формирования интеллектуального потенциала будущих специалистов в условиях высшей школы» (2013) и др.

Л.В. Мардахаев является автором свыше 350 публикаций, общим объемом более 1400 печатных листов. Автор монографий: Педагогические основы индивидуального подхода к курсанту ВВУЗа. - Смоленск: ВА ПВО СВ РФ, 1995; Педагогическая культура преподавателя. - Пб.: ВВИУС, 1993; учебников и учебных пособий: Социальная педагогика: учебник. - М.: Гардарики, 2003 (2005, 2006, 2008); Социальная педагогика: полный курс: учебник. – 5-е изд. перераб и доп. – М.: Юрайт, 2011 (6-е изд. 2013
г
.); Социальная педагогика: основной курс: учебник. – 5-е изд. перераб и доп. – М.: Юрайт, 2011; Социальная защита военнослужащих и членов их семей (Из опыта работы соц. служб Великобритании): учеб. пособ. - М.: МГСУ «Союз», 1996; Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ. - М.: Изд. центр «Академия», 2002; Социальная педагогика: словарь. – В 2-х кн. / сост., авт. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: УЦ Перспектива, 2011; Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: учеб. пособ. - М.: Издат. центр «Академия», 2003; Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособ. / под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 (2004, 2006, 2008); и др.

Влияние научной школы Льва Владимировича Мардахаева на систему социально-педагогического образования нашей страны достаточно значимо. Его идеи и положения нашли своих множественных последователей.

Неутомимый труженик, учёный, педагог и организатор, он
собрал и сплотил вокруг себя мощный коллектив исследователей-единомышленников,
который обладает огромным творческим научным потенциалом.

В этот день пожелаем учёному и другу

Льву Владимировичу Мардахаеву

огромного здоровья, творческих успехов в его благородном

деле по воспитанию молодёжи России,

верных и преданных учеников.

Пусть все Ваши мечты сбудутся!

normal">

d i s c i p l i n a e

Л.В. Мардахаев

СОЦИАЛЬНАЯ

ПЕДАГОГИКА

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальнаяработа»

ГАРДАРИКИ

Предисловие

Учебник «Социальная педагогика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по образованию в области социальной работы. Он является существенной частью общепрофессиональной подготовки специалиста социальной работы, которая включает несколько элементов, один из них социаль- но-педагогический.

В целях подготовки квалифицированных специалистов учебник разделен на четыре раздела:

Научно-теоретические основы социальной педагогики;

Социальное формирование личности;

Социальные отклонения в развитии и воспитании детей;

Среда и формирование личности.

Каждый раздел включает наиболее важные темы, знание которых необходимо социальному работнику для осмысления педагогических аспектов социальных проблем клиента и реализации социалыю-педа- гогической составляющей своей профессиональной деятельности.

В современных условиях существует несколько подходов к пониманию сущности и содержания социальной педагогики. В учебнике она представлена на основе глубокого изучения социального направления в педагогике и выявления ее специфики в системе социальной работы. Предложенная концепция позволила определить наиболее важные направления социальной педагогики и в соответствии с ними разделы учебного курса.

В первом разделе рассматриваются предмет, задачи и содержание социальной педагогики, ее главные принципы и социально-пе- дагогический процесс. Выделены и обоснованы ее специфические особенности, сформулированы наиболее важные требования, вытекающие из них. Социально-педагогический процесс представлен на основе учения П.Ф. Каптерева, которое изначально строилось на со- циально-педагогической концепции и не утратило своей значимости

в современных условиях. Он считал социально-педагогический процесс целостным явлением, выделяя в нем внутреннюю и внешнюю составляющие. Изучение этого процесса поможет студентам глубже понять сущность и содержание технологии деятельности социального работника, ее компонентов и особенностей реализации.

Предисловие

Второй раздел учебника знакомит с социально-педагогическим аспектом формирования человека. Он позволит лучше осознать особенности социального становления личности и причины возникновения социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодоления. В нем раскрываются психосоциальные основы социального развития личности, что необходимо специалисту для уяснения самого механизма социального развития человека, а также сущность абилитации, коррекции и реабилитации человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Изучение причин социальных отклонений, возможности их предупреждения и преодоления - тема третьего раздела. Эти вопросы рассматриваются через призму понимания детской субкультуры, мира ребенка, что способствует более глубокому осознанию своеобразия социокультурного мира детей, подростков как клиентов социального работника, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи, защите их прав как личностей.

Четвертый раздел учебника посвящен педагогике среды социального формирования человека. Приведено только несколько факторов, наиболее существенно влияющих на становление личности: это семья, улица, средства массовой информации и деятельность человека. Семья оценивается как социокультурная среда воспитания и развития личности. Именно здесь рождается человек, закладываются основы его личности. Как социокультурная среда, она оказывает значительное воздействие на его будущий социокультурный мир. Наряду с этим в семье происходят социально-педагогические явления, обусловливающие особенности социального формирования человека. Учет этих явлений позволит социальному работнику, посвятившему себя работе с семьей, лучше понимать процессы, происходящие в ней, ошибки воспитания и социальные проблемы, возникающие между родителями и детьми.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания выступает улица. С этой точки зрения раскрываются истоки формирования категории «дети улицы». Улица рассматривается как социально-педагогический компонент, существенно влияющий на формирующуюся личность, отмечаются также особенности развития безнадзорных и беспризорных детей, технологические особенности работы специалиста с ними. При этом используются материалы, подготовленные СТ. Шацким при работе с детьми и подростками по месту жительства, а также данные зарубежных исследователей о проблемах социальной практики в отношении «детей улицы», получившей развитие в Москве во второй половине 1990-х гг.

Предисловие

На социальное формирование личности, различные категории людей оказывают огромное социально-педагогическое воздействие средства массовой информации. Они нередко являются совоспитателями детей и подростков, через них осуществляется значительное влияние на массы. Изучение социально-педагогических возможностей СМИ занимает важное место в формировании человека как личности вообще, как будущего (или уже состоявшегося) семьянина, которому предстоит заниматься воспитанием (т.е. осуществлять воспитание) своих детей, для чего ему следует научиться педагогически грамотно использовать позитивное влияние СМИ и, наоборот, принимать профилактические меры против негативного.

Как социально-педагогический фактор, существенно влияющий на развитие и становление личности, в учебнике рассматривается деятельность как таковая. Осмысление ее возможностей важно для анализа влияния профессиональной деятельности социального работника на деформацию его личности. Описываются также методы профессиональной практики специалиста, существенно деформирующие его личность, виды деформации, особенности предупреждения и преодоления ее последствий. В контексте данной темы еще в процессе подготовки специалиста можно вести речь о его профессиональном долголетии.

Завершается изучение учебного курса темой «Педагогическая культура социального работника». Она является частью проблемы формирования профессиональной культуры специалиста, подчеркивает ее социально-педагогический аспект.

Раздел I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1 Социальная педагогика, ее предмет и задачи

Развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики - социальной педагогики. Определение ее сущности, целей, содержания, основных задач и функций позволит более четко представить ее место и роль в социальной работе.

В главе предусматривается рассмотрение следующих тем:

1) сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики;

§ 1. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики

Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos - дитя, ребенок, ago - веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки - педагогика.

Слово «социальный» (от лат. socialis) означает - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели изначально ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт среды жизнедеятельности, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек и где ему предстоит реализовывать себя как личность по мере социального развития.

В развитии социальной педагогики прослеживаются два направления: социальное и личностное.

А. Социальное направление. В широком смысле оно определяется влиянием государства, общества в целом на воспитание подрастающего поколения - это социопедагогика; в узком смысле - влиянием среды жизнедеятельности на процесс формирования личности человека - педагогика среды.

Социопедагогика. Деятельность государства и общества по воспитанию своих граждан, отражающаяся в сложившейся законодательной базе, создании институтов воспитания, обучения и профессиональной подготовки, в обеспечении их функционирования имеет официальный социально-педагогический характер.

В государстве складываются так называемые «неписаные законы»

в виде обычаев, совокупности норм и правил, принятых в обществе в вопросах воспитания подрастающего поколения. По своей сущности они также имеют социально-педагогический, но неофициальный характер.

Социопедагогика изучает официальную и неофициальную деятельность государства, общества по формированию стратегии воспитания подрастающего поколения, ее тенденции и закономерности, а также особенности и возможности института ее реализации.

Педагогика среды. На формирование человека существенное влияние оказывает среда его жизнедеятельности. При этом каждый фактор среды имеет свои воспитательные возможности. К ним относятся: семья, в которой родился и воспитывается ребенок (приемная семья, государственное учреждение); средства массовой информации; игрушки и игры ребенка; книги, которые он читает; круг друзей; авторитетные личности; социально-педагогические особенности коллективов, в которые попадает человек на разных этапах его жизнедеятельности; улица и многое другое.

Педагогика среды изучает социально-педагогические возможности среды, непосредственно и опосредованно влияющей на социальное развитие и воспитание человека на разных возрастных этапах его

10 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики

жизни (П. Наторп, П. Бергеманн, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев, В.Д. Семенов и др.).

Б. Личностное направление определяет социальную педагогику личности. Оно берет начало от «индивидуальной» педагогики Дж. Локка (1632-1704), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. В ней существует несколько направлений (условно-гуманистическое и консервативное). Во второй половине XIX в. в «индивидуальной» педагогике возникла крайне правая, националистическая по своей сущности концепция немецкого философа Ф. Ницше (1844-1900) - концепция формирования сверхчеловека. Это направление поставило перед педагогами проблему воспитания человека ради него самого, либо подготовки его к жизни в определенной среде (государстве, обществе). Это в большой степени способствовало появлению как альтернативы индивидуальной педагогике социального направления. Оно обосновывало приоритет социального предназначения человека, необходимость его подготовки к жизни в конкретном обществе и включало: педагогику социального становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание.

Педагогика социального становления личности. Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.). Это значит, что человек, с одной стороны, социально формируется в соответствии с его индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно для него

{внутренняя личностная обусловленность); с другой - формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность);с третьей - ориентирован в социальном становлении в соответствии с требованиями конкретного общества, его социокультуры, образа жизни

(внешняя социальная обусловленность).

Социальное саморазвитие человека. Этот сложный закономерный процесс свидетельствует о том, что при определенных условияхимеет место и соответствующее социальное развитие человека.Меняются условия, направленность и интенсивность социального развития. Именно от процесса социального самосовершенствования во многом зависит, какая именно сформируется личность из этого человека. Знание того, как происходит социальное саморазвитие индивида, позволяет воспитателю (родителю, лицу, его заменяющему, учителю и пр.) прогнозировать его динамику, изыскивать возможности направленного влияния на условия его протекания и через них на сам процесс.